Центризбирком Узбекистана озвучил предварительные результаты президентских выборов, пишет Лента.ру. По словам председателя ЦИК Мирза-Улугбека Абдусаломова, действующий президент республики Ислам Каримов одержал победу, набрав 90,39 процента голосов. Явка на голосовании также превысила 90 процентов — в нем приняли участие 18,942 миллиона граждан Узбекистана.
Второе место занял кандидат от Демократической партии Узбекистана «Миллий тикланиш» Акмаль Саидов — за него проголосовали 3,08 процента избирателей. На третьем месте — лидер Народно-демократической партии Хотамжон Кетмонов с 2,92 процента голосов. Официальные результаты выборов комиссия представит до 8 апреля.
В докладе председателя ЦИК отмечается, что информации о каких-либо нарушениях законодательства на избирательных участках не поступало.
С победой на выборах Ислама Каримова уже поздравили глава Казахстана Нурсултан Назарбаев, а также Президент России Владимир Путин, сообщает пресс-служба Кремля.
В поздравительной телеграмме Глава Российского государства отметил, что итоги голосования подтверждают высокий авторитет Ислама Каримова среди сограждан и свидетельствуют о признании его заслуг на посту главы государства, а также успехов в решении актуальных задач социально-экономического развития страны. Президент России подчеркнул большой личный вклад президента Узбекистана в укрепление отношений союзничества и стратегического партнёрства между двумя странами и выразил надежду на продолжение диалога и совместной работы по дальнейшему наращиванию всего комплекса двусторонних связей, конструктивного взаимодействия в региональных и международных делах.
Также между главами двух государств состоялся телефонный разговор, в котором обе стороны подчеркнули заинтересованность в дальнейшем наращивании российско-узбекского стратегического партнёрства и сотрудничества.
В свою очередь, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл также поздравил Каримова, сообщает Патриархия.ru.
«Сердечно поздравляю вас с переизбранием на пост президента республики Узбекистан, - говорится в поздравительном послании Предстоятеля Русской Церкви. - Поддержка, оказанная Вам согражданами на состоявшихся выборах, свидетельствует о высокой оценке Ваших многолетних трудов, а также о новых надеждах людей на лучшую жизнь. Уверен: Ваша деятельность, как и прежде, будет направлена на социально-экономическое развитие страны, на поддержание добрых отношений с государствами и народами, связанными общей историей и культурой. Выражаю надежду на продолжение соработничества органов власти Узбекистана с Ташкентской епархией Русской Православной Церкви в деле духовно-нравственного оздоровления общества, утверждения мира и гражданского согласия. Желаю Вам крепости сил и успехов в трудах, а народу Узбекистана — благополучия и процветания».
Итоги выборов в Узбекистане анализирует в интервью «Русской народной линии» заведующий отделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН, кандидат исторических наук Андрей Грозин:
Высокие результаты на президентских выборах в Узбекистане появились, в том числе, благодаря административному ресурсу. Новейшая история постсоветских выборов показывает, что подобные цифры нигде не демонстрируются, кроме Туркмении и Северной Кореи. Однако административный ресурс прибавил, быть может, только 10% голосов. В любом случае результат был бы впечатляющим, поэтому не стоит сомневаться в победе действующего президента. Кроме того, на выборах присутствовало три десятка наблюдателей от ОБСЕ, которые по обыкновению написали, что результаты не соответствуют действительности, отсутствует дух соревновательности и т.д. и т.п. В свою очередь, миссия СНГ традиционно признала, что выборы прошли на высоком уровне, а малочисленные ошибки носили не судьбоносный характер. Это обыкновенное развитие выборных событий в постсоветских республиках, входящих в СНГ.
Конечно, можно спорить о цифрах победы Каримова, но ясно одно, что состоявшиеся выборы были безальтернативны – это был своеобразный референдум по сохранению внутренней политики Ислама Каримова, которого избрали, несмотря на его возраст. Скорее всего, это были последние выборы в его политической биографии, так как следующие состоятся, когда ему будет глубоко за 80 лет. И даже современная медицина вряд ли в состоянии творить чудеса и восстановить его здоровье еще на один срок.
Более того, я не уверен, что он останется президентом дольше чем, на два-три года. В Узбекистане постоянно запускаются слухи различными оппозиционными узбекскими ресурсами о том, что он то ли умер, то ли его подменил двойник. Один раз в два года стабильно разрастается волна слухов о том, что у Каримова серьезные проблемы со здоровьем и он не может выполнять функциональные обязанности главы государства. В этих домыслах и слухах присутствует элемент политической борьбы, поскольку оппозиция ничего не может противопоставить существующей политической системе, поэтому ей остается только распускать ложные измышления. Каримову уже физически трудно полноценно выполнять президентскую функцию не в маленькой стране, как Лихтенштейн, а в государстве, перегруженном внешними и внутренними проблемами, которые требуют постоянного внимания и эффективной работы.
Мне кажется, что в течение года или двух лет в Узбекистане появится другой лидер. Сегодня действующий президент получил время для создания системы передачи транзита высшей власти по наиболее безболезненному для общества и экономики пути.
Для России ничего не меняется, также как для европейцев, американцев или китайцев. Все внешние игроки, имеющие виды на то, как следует выстраивать политику с Узбекистаном, получили определенную паузу для подготовки к будущему транзитному периоду. Однако приближается финишная черта, которую все чувствуют. Ныне, проведя выборы, Каримов продемонстрировал, что он жив и продолжает руководить страной, являясь главным человеком в Узбекистане, и не собирается в ближайшие год или два покидать свой пост, с чем все должны считаться.
В
Москве ждут, когда и на каких условиях произойдет смена власти. Поэтому теперь никто не проводит активную политику по отношению к Узбекистану, ориентированную на продвижение собственных интересов или фигур своих симпатизантов.
Есть ли у Каримова преемник? Это больная тема для узбекского государства, о которой рассуждают 10 или 15 лет. В списках преемников тасуются одни и те же фамилии узбекской тройки: великий чекист, главный финансист и незаурядный хозяйственник. Глава службы национальной безопасности Иноятов, премьер-министр Мирзияев и его первый заместитель, который является по совместительству министром финансов Азимов. Эти три человека на протяжении последних десяти лет фигурируют во всех списках будущих преемников. Их имена меняются только местами в зависимости от политических интересов тех или иных экспертов.
Но преемников куда больше, чем эти три кандидатуры, ведь центральноазиатская традиция смены лидеров ни разу не показывала примера, чтобы власть наследовал человек, каким либо образом, связанный с военными структурами, армией, спецслужбами или с Министерством внутренних дел. Не будет исключением и Узбекистан. Конечно, силовики будут играть свою роль, тот же Иноятов как самая сильная фигура сыграет определенную роль в выборе преемника Каримова.
Однако силовики не настолько готовы, чтобы заявить о своих политических амбициях, иначе они не занимали бы свои посты. Тот же Иноятов показывает пример долгожительства во главе основой спецслужбы страны, работая с Каримовым с первой половины 90-ых годов. Если бы у президента Узбекистана были основания подозревать его в политических амбициях, то Иноятов давным-давно был бы на пенсии и не в Узбекистане. Каримов не потерпел бы человека, находящегося во главе силовых структур с завышенными политическими амбициями. Иноятов не будет рассматриваться в качестве преемника, он не станет королем, но будет его свитой. Скорее всего, преемником будет кто-то из оставшихся двоих. За последнее пятилетие попеременно фортуна улыбается то Мирзияеву, то Азимову, ведь они входят в ближний круг президента. Но нельзя определенно сказать, на кого сделает ставку Каримов. Кроме того, есть еще клановое влияние элиты, ведь эти люди из разных регионов, представляющие различные интересы. Мирзияев из Самарканда, а Азимов вышел из сугубо столичной номенклатурной семьи. Он сын академика, местный чубайс, укрепившийся в прозападных взглядах и имеющий широкий круг знакомств в международной финансовой элите. Именно Азимов курировал первые кредиты Узбекистану, поступавшие от западных структур после распада
СССР. Его кандидатура является прозападной фигурой.
В свою очередь, Мирзяева можно назвать узбекским Черномырдиным. Он хозяйственник не из столичного региона, поэтому очевидно, что его фигура не устроит вашингтонский обком. Однако это все слухи и домыслы, а на самом деле узбекская элита весьма герметична, и непросто понять, что происходит в стране, кто против кого дружит. Это не киргизская элита, которая сама все о себе рассказывает. Узбекская элита более замкнута, но не менее монолитна, чем туркменская. Каримов в отличие от своего туркменского коллеги Ниязова не практиковал брутальный стиль селекции элиты и не устраивал чистки и посадки каждые полгода. При Каримове узбекская элита не испытывала перманентного стресса, поэтому она более сильная, чем аморфная и закатанная в асфальт туркменская элита.
Рассуждая о преемниках Каримова, надо понимать, что не все так однозначно. Значительная часть регионов и региональных элит с каждым годом все более критично относится к политике центра, где она слабо представлена. Губернаторы областей постоянно меняются в отличие от центрального аппарата, где ротация проходит не слишком часто. Президент не дает губернаторам засидеться на одном месте, чтобы они не обросли связями и не приобрели ненужных политических амбиций. Но Каримов увольняет губернаторов не в столь жестком и брутальном стиле, как его туркменский коллега Ниязов. Однако регионы слабо представлены в столице, только на уровне Верхней палаты, но это явно недостаточно Каримову, который стремится оставить после себя след в истории Узбекистана, где будет записан как основоположник и т.д. Каримов должен озаботиться тем, как транзит власти воспримут на местах, потому что Узбекистан при всей своей монолитности, не столь един, как та же Туркмения.
Узбекистан – это государство, сшитое большевиками из разных кусков. Если региональные элиты будут устранены от важного процесса определения будущего преемника Каримова и новой конфигурации деления элиты в стране, то стоит ожидать разных неприятностей. Не во всех регионах крупные формальные или неформальные лидеры согласятся с их устранением от процесса выбора будущего преемника. Конечно, они не станут поднимать восстания, хотя стоит вспомнить тот же Андижанский мятеж 2005 года. Кто-то ищет в нем руку Вашингтона, а кто-то заявляет о том, что исламисты пытались создать исламское государство, халифат в узбекской части Ферганской долины. Но есть версия, что Андижанский мятеж – это бунт местных элит, которых долгое время устраняли из центрального аппарата и бизнеса, поэтому они продемонстрировали свое недовольство Ташкенту. Но в силу того, что Узбекистан является весьма закрытым обществом, затруднительно давать категоричные оценки происходящим событиям.