Великий Четверг

Протоиерей Александр Шаргунов призывает помнить, что мы, христиане - люди Нового Завета

Великий пост 
0
240
Время на чтение 4 минуты
В таинстве Причащения по-новому раскрывается, обретает основание вся наша христианская жизнь. Разве не сказал Господь на Тайной Вечери: «Сие есть Тело Мое» и «Сия есть Кровь Моя Нового Завета»? Мы, христиане, — люди Нового Завета между Богом и человеком. Будучи причастниками Нового Завета, попытаемся определить его смысл и подлинное значение.

Этот Завет — абсолютен, потому что после него невозможно даже помыслить о каком-либо новом этапе, еще более углубляющем это соединение Бога и людей. В таинстве, которое Господь совершает в Сионской горнице, этот Завет становится евхаристическим. «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день (Ин. 6: 54)», — говорит Господь. Апостол Павел выразит это другими словами: «Уже не я живу, но живет во мне Христос (Гал. 2: 20)». Христианская вера это Евхаристия.

Само это слово Евхаристия – благодарение - выявляет прежде всего глубину нашего участия в Таинстве. Помним ли мы, каким было наше первое и каким было наше последнее причастие? Общепринятое мнение, что главное отличие христиан от других людей — это участие в таинствах. Настоящий христианин — тот, кто регулярно исповедуется и причащается. Кто будет спорить с таким определением?

Причастие — в центре нашей веры, подобно тому, как Великий Четверг — в центре Страстной седмицы и Светлой. Даром Евхаристии мы становимся участниками всех спасительных дел Христовых. Мы приобщаемся Его Кресту и Воскресению.

Самая скромная литургия в какой-нибудь глухой деревне, за которой молятся две немощных старушки, заключает в себе все богатство даров Христовых. Через нее дается реальное присутствие Христа в нашем мире и реальное присутствие всего мира через нас во Христе. Евхаристией мы вступаем в самые глубокие жизненные отношения со Святой Троицей и со всеми нашими братьями по вере, которые во всем мире совершают это же таинство. В литургии мы молимся о всех и за вся, выражая вселенское общение всех и всего в Боге.

И теперь самое время задуматься вот о чем. В нашей стране, с более чем тысячелетней историей христианства и небывалыми гонениями, с новыми попытками возрождения его, так что семьдесят процентов населения называет себя православными, как невелико число тех, кто причащается Святых Христовых Тайн! Это не может не вызывать у нас чувства тревоги за будущее православия. Хорошо говорить на всех перекрестках о возвращении к вере вчерашних безбожников, но, увы, это стремление к духовной жизни проявляется более в росте сект, в распространении разного рода эзотерических учений, нежели в переполненных людьми храмах.

Какие же выводы должны мы сделать из этого? Будем остерегаться обмануться в наших оценках. Если мы побеждаемся разочарованием и отчаянием, значит мы еще нуждаемся в том, чтобы идти по пути углубления нашей веры. Так естественно нам желать, чтобы не было у нас страха смерти, чтобы не было у нас боязни поражения и даже ощущения, что Бог оставил нас. Но именно всей этой нашей немощи Господь приобщился в дни Своих страшных Страданий, и именно этот Свой путь Он хочет запечатлеть для нас. Это часть нашего креста. Торжество Пасхи невозможно без Креста, которому мы можем приобщиться только нашим крестом.

Потому «нет нам дороги унывать». Ибо если мы на самом деле христиане, мы также и дети Адамовы, грешники. Будучи безгрешным, Христос на Кресте пострадал из-за наших грехов. Мы — не безгрешные. Скорбные обстоятельства, через которые проходит наша Церковь, должны приводить нас к строгому испытанию нашей совести.

Разумеется, это не упраздняет того, что мы говорим о раскрытии «тайны беззакония», о стремительном росте в сегодняшнем мире зла, которое становится все более наглым и открытым, и уже почти не встречает сопротивления. Но мы должны также увидеть, что то, что происходит, является результатом и нашего греха. Речь не идет только о наших бесчисленных грехах, маленьких или больших, которые мы раскрываем время от времени в таинстве покаяния. Хотелось бы выделить один весьма распространенный грех, в котором почти никто не сознает себя особенно виноватым. Мы говорим о грехе фарисеев, которые первыми наущали толпу убить Христа. Этот грех заключается в убеждении, что если мы соблюдаем все церковные установления, мы спасены. И, наоборот, в убеждении, что те, кто их не соблюдает, погибли. Этот грех заключается в абсолютизации всего внешнего. Этот грех начисто упраздняет учение Христа, Который ищет прежде всего обращения к Богу нашего сердца.

Как бороться с этим грехом? Необходимо спросить себя, является ли то, что мы свято и законно храним, исполнением обрядов или исполнением Евангелия. Ни через что внешнее мы не достигнем спасения. Увлечься можно, как потрясающе сказал святитель Игнатий (Брянчанинов), чем угодно, даже служением Божественной литургии, которое тоже может стать для нас внешним, и при этом потерять самое главное.

Что означает для нас совершение Евхаристии, Крови изливаемой, если мы ни за что не хотим пролить собственную кровь за наших ближних? Литургия имеет цену только тогда, когда она выражает наше реальное желание предать наше тело, самих себя для служения Христу и людям. Если будет среди нас много таких, кто готов поставить все на свое место, вне сомнения, наша вера, которой мы живем, вновь привлечет к себе других. Мы на самом деле будем причастны Телу и Крови Христовой, Его Кресту, о котором Он сказал: «И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» (Ин. 12: 32).

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма Святителя Николая в Пыжах, член Союза писателей России
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Александр Шаргунов
Предел нашей беды – Божий час
27 апреля — Лазарева суббота
26.04.2024
«Душеполезную совершивши Четыредесятницу»
Слово в пятницу 6 седмицы Великого поста
26.04.2024
Теперь Его час пришел
Слово на Пассии. Евангелие от Иоанна
21.04.2024
Каждый из нас должен Богу больше, чем может заплатить
Неделя 5-я Великого поста, преподобной Марии Египетской (Лк, 33 зач., 7, 36—50)
20.04.2024
Все статьи Протоиерей Александр Шаргунов
Великий пост
О добре человеческом и познании себя
Четверток 6-й седмицы Великого Поста
24.04.2024
«Нам необходимо быть внимательными к нуждам своей паствы»
На архиерейском совете обсудили актуальные темы церковной жизни Санкт-Петербургской митрополии
24.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Победи себя – будешь непобедим!
Новый комментарий от С. Югов
26.04.2024 18:08
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Игорь Бондарев
26.04.2024 18:06
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от С. Югов
26.04.2024 17:17
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
26.04.2024 16:38