Мне уже неоднократно приходилось писать о творчестве и личности Александра Исаевича Солженицына, в частности, в статьях «Высокомерие убивает понимание», «Советский вопрос и церковная революция», «Мое поколение», «Снайпер со сбившимся прицелом» и других.
На мой взгляд, Александр Исаевич ошибся во всех своих главных выводах и оценках. Его рецептура сбережения русского народа, предполагающая разрушение империи, ведет к прямо противоположному результату – полному уничтожению России и русского народа. Сегодня это уже не требует дополнительных доказательств. Очевидно, что в форме национального государства Россия выжить не сможет. Представьте, что произошло бы с нашей страной, если бы она вступила в войну с Германией в 1941 году без своих имперских окраин! В идейном плане взгляды Солженицына представляют собой смесь из национализма и толстовства. Отличительной чертой и трагедией Солженицына была его паталогическая ненависть к советскому строю и личности И.В. Сталина. Он был в принципе неспособен объективно посмотреть на советский период русской истории. В своем отрицании СССР он совершенно не отличается от Владимира Ильича Ленина, столь же страстно ненавидевшего Российскую Империю. По своей психологии эти два персонажа русской истории очень похожи. Например, В.И. Ленина буквально трясло от слова «патриотизм». Так же яростно выступал А.И. Солженицын против советского, как он выражался, «ура – патриотизма», не понимая, что советский патриотизм ничем по своей сути не отличается от патриотизма русского. И никакая коммунистическая идеология этот патриотизм убить не смогла. Солженицын ни разу не признал ни одной из своих ошибок, даже в тех случаях, когда эти ошибки оказывались абсолютно доказанными. Достаточно вспомнить его молчание, когда было неопровержимо установлено, что автором «Тихого Дона» является Михаил Шолохов. Как известно, на протяжении всей своей творческой жизни Солженицын отказывался это признавать. То же самое можно сказать и в отношении ошибочной статистики жертв сталинских репрессий, приведенной писателем в его знаменитом «Архипелаге ГУЛАГе». Количество этих жертв завышается там более, чем в десять раз. Нежелание признавать свои ошибки и заблуждения свидетельствует о высокомерии, являющемся разновидностью гордыни.
Солженицын, ослепленный своим высокомерием, давал себе право не только поносить советскую власть, но и право поучать Русскую Православную Церковь. В 1972 году он написал письмо Святейшему Патриарху Пимену. Это письмо свидетельствует о полном непонимании Солженицыным смысла церковной жизни. Он обвиняет Патриарха Пимена в равнодушии и попустительстве злу. В частности, там есть такие слова: «Если бы Церковь не отреклась от своей самостоятельности и народ слушал бы голос ее, сравнимо с тем, как, например, в Польше». Католическая Польша, множество раз в истории терявшая свои самостоятельность и независимость, предлагается нам Солженицыным в качестве примера для подражания. Комментарии излишни! В этом же письме Александр Исаевич воспевает очередного предателя, на этот раз «церковного власовца» - будущего расстригу Глеба Якунина. В дальнейшем Солженицын неизменно поддерживал всех церковных диссидентов.
Кто-то из читателей возможно озадачится вопросом, к чему я вдруг вспомнил Солженицына, к чему повторяю то, о чем уже сам неоднократно писал. Во-первых, напомнить о важных вещах всегда полезно, а во-вторых, и в этом главное, вспомнить Александра Исаевича меня заставила его вдова Наталья Солженицына.
28 января сего года состоялись Рождественские слушания в Совете Федерации. Событие знаковое, поскольку в слушаниях на таком уровне впервые совместно участвовали высокие представители государственной власти, общественности и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Беспрецедентна и тема совместного заседания в Совете Федерации – Взаимоотношения Церкви, государственной власти и общества в сфере духовно-нравственного воспитания и защиты традиционных ценностей. Само по себе - это чудо, свидетельствующее о качественном росте за последние годы авторитетности и общественного влияния Русской Православной Церкви. Такие события неопровержимо доказывают, что Россия является сегодня поистине единственной силой, удерживающей мир от окончательной гибели. Можешь ли ты, читатель, представить себе подобные слушания в американском сенате, английском парламенте или в немецком бундестаге?!
Блестяще выступил на слушаниях наш Святейший Патриарх Кирилл. И, конечно, это вызвало самую негативную реакцию у богоборчески настроенных либеральных СМИ. В частности, телеканал «Дождь», запятнавший себя проведением кощунственного голосования по вопросу, следовало ли защищать Ленинград от гитлеровских войск, так оценил слушания в Совете Федерации: «Кроме того, Патриарх Кирилл очень много говорил о патриотизме, назвал его средством выживания. О важности любви к Родине говорили и остальные спикеры: вице-премьер Ольга Голодец, губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев, и другие. И так бы и осталась сегодняшняя встреча скучнейшим мероприятием с повторением одинакового набора утверждений о нравственности и моральных ценностях, если бы к микрофону не вышла Наталья Солженицына». Как видите, скучно говорить российским либералам о вечных ценностях, о нравственности и патриотизме. Еще бы, куда веселее говорить им о педерастии, куда веселее гадить на Россию и русский народ!
Так чем же развеселила российских либералов вдова Солженицына? Приведем выдержки из ее выступления: «Русская Православная Церковь, испытавшая от большевиков гонения не менее жестокие, чем в раннехристианские века, не может, не должна поддерживать некие ура-патриотические тенденции, которые на нашу беду возрастают в противовес зрячей и созидательной любви к своей стране». Так и слышится голос ее покойного мужа, звучащий в известном письме Патриарху Пимену в 1972 году. Совершенно такое же поучающее высокомерие. Опять – долой «ура-патриотизм», т. е. благое желание русского православного народа действительно объективно рассмотреть советское прошлое, увидеть в нем не только темную, но и светлую сторону. Именно с такой взвешенной позиции всегда выступал и продолжает выступать Патриарх Кирилл. Года два назад некий английский журналист спросил нашего Патриарха, не следует ли Сталина приравнять к Гитлеру. И Святейший ответил гениально просто: «А кого ваше государство поддерживало в период Второй Мировой Войны?». Патриарх Кирилл всегда подчеркивает важнейшее значение в деле духовного и нравственного воспитания подрастающего поколения сохранения исторической преемственности, неразрывности времен и поколений. И к советскому периоду он относится как к сложному и неоднозначному, а не как к черной дыре или к «прорехе на человечестве». И никакого ура-патриотизма у нас, госпожа Солженицына, не было и нет. У Русской Православной Церкви целостный, здоровый патриотизм, а не усеченный власовский, как у некоторых высокомерных «учителей», претендующих на обладание «зрячей и созидательной любвью».
Но на обличении «ура-патриотизма» госпожа Солженицына не останавливается и наращивает свой поучающий пафос: «Церковь иногда недостаточно внятно и энергично осуждает антикультурные выходки маргинальных групп, совершаемые якобы ради чистоты веры и якобы от имени Церкви. Нельзя в XXI веке запалять костры из книг, нельзя физически крушить пусть даже провокационные выставки, нельзя при полном зрительном зале срывать спектакли при любом к ним отношении».
Характерно, что Наталья Солженицына называет маргиналами не тех, кто организует и осуществляет кощунства, но тех, кто, пусть даже в радикальных формах, пытается пресекать кощунственные действия. Вот это и есть голос «малого народа». Вместе с тем, покойный Александр Исаевич готов был приветствовать любые радикальные действия, направленные на свержение государственной власти в СССР. И такую позицию своего мужа госпожа Солженицына маргинальной не считает, но, напротив, расценивает как героическую и патриотическую.
И еще, госпожа Солженицына, кто от имени Церкви пытается, как вы изволите выражаться, «запалять костры из книг»? Православные не хотят разгула порнографии, педерастии и всяческих кощунств! И только! При чем здесь «костры из книг»?! Вот эти Ваши слова о книгах действительно звучат провокационно. Думаю, что они должны очень понравиться идеологу российских кощунников Марату Гельману.
P.S. Хорошо недавно сказал наш главный редактор: «Или Сталин, или майдан». Солженицынская рецептура неизбежно ведет к российскому Майдану. Хочется дополнить образный ряд Анатолия Степанова: или Путин, или Тягнияйценюк. А можно и так: или Путин, или Яйцетягнибок. Уверен, что наш Президент это прекрасно понимает.
Священник Александр Шумский, публицист, член Союза писателей России
125. Ответ на 122., Потомок подданных Императора Николая II:
124. Ответ на 122., Голева Т:
123. Ответ на 98., РодЕлена:
122. Ответ на 66., Метафора:
121. Re: И вновь солженицынское высокомерие!
120. Ответ на 119., Голева Т:
119. Ответ на 118., РодЕлена:
118. Ответ на 116., Голева Т:
117. Ответ на 115., Метафора:
116. Ответ на 98., РодЕлена: