Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Мое поколение

Священник  Александр  Шумский, Русская народная линия

24.01.2011


Размышления о времени и о себе …

Начало

Остров сокровищ

Иерей Александр ШумскийКонечно, не следует думать, что тогдашнюю нашу жизнь составляли исключительно поп-музыка и различные увеселения. На самом деле мы много учились, сдавали экзамены, жадно читали книги, путешествовали по нашей необъятной Родине. Было много избыточного времени. Попасть в любую точку СССР, кроме самых закрытых, не составляло никакой проблемы. Тогда вполне обычным был, например, такой диалог: «Ну что, махнём на Байкал? - Давай, какие проблемы, вот только отпускные получу». Иногда возникали трудности с железнодорожными или авиационными билетами, но они, в конечном счёте, всегда решались положительно. Обходились эти поездки недорого и были вполне доступны большинству желающих. Куда мы только не ездили: и в Абхазию, и на Соловки, и на Валаам, и на Сахалин, я уж не говорю про Ленинград и Киев. Всё это, конечно, необыкновенно развивало, а главное, до сих пор остаётся физическое ощущение небывалого масштаба нашего Отечества. Помню, какое поразительное впечатление произвели на нас Соловецкие острова: ржавые и кривые пятиконечные звёзды вместо крестов на куполах храмов бывшего монастыря, Секирная гора и так далее.

Александр СолженицынКак раз примерно в это же время по «вражьим голосам» (так мы называли западные радиостанции «Голос Америки», Би-би-си и «Свободная Европа») читали главы из книги А.И. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ». Мы с покойным отцом чуть ли не внутрь радиоприёмника влезали, ловя каждое слово диктора. Стоило уйти волне или появиться помехам вследствие глушения, как отец разражался такими проклятиями в адрес советской власти, что не могу почти ничего воспроизвести из-за обилия ненормативной лексики. Однажды, во время ритуала прослушивания очередной главы солженицынского бестселлера, возникла непредвиденная помеха: в открытую дверь дачного балкона влетела огромная чёрная муха и, как нарочно, принялась нарезать круги вокруг радиоприёмника, заглушая голос диктора поистине вертолётным гулом своих крыльев.

«Ах ты, тварюга кагэбистская!» - завопил отец и начал яростно размахивать сложенной газетой, безуспешно пытаясь сбить вражеский летающий объект.

Конечно же, мы мечтали иметь эту «самую правдивую и смелую книгу» в своих руках. Но как ее достать? Можно было попытаться купить на «чёрном рынке» у спекулянтов, но это сопрягалось с большим риском. В случае поимки грозил если не срок, то уж точно крах карьеры. Я ходил туда, примеривался, но так и не решился. У спекулянтов эта книга имела кодовое название «Остров Сокровищ». Однажды отец рассказал бабуле Тане о своём желании иметь «Архипелаг ГУЛАГ». Она, мягко говоря, на него накричала и заявила, что, дескать, сам антисоветчик и сына начиняешь... (Далее бабушка употребила слово, означающее вещество, о котором не принято говорить за обедом.) Мы с батей приуныли, но - что поделаешь, пришлось смириться.

Тут Татьяна Александровна поехала на какой-то симпозиум по специальной педагогике во Францию (в это время она была директором НИИ дефектологии и действительным членом Академии педагогических наук). По возвращении бабуля, загадочно улыбнувшись, достала из сумочки три небольших, но плотных томика. Мы с отцом так и ахнули - перед нами лежал вожделенный «Остров Сокровищ». «Мама, - растерянно сказал отец, - как же ты умудрилась провезти книгу, куда же ты ее запрятала?» «Вот еще, буду я их бояться! Пошла в книжный магазин, купила и положила в сумочку, вот и все», - ответила бывшая буинская комсомолка.

Книгу в семье читали по чину, главным образом по вечерам и ночам, сначала, разумеется, академик Власова. Отец нетерпеливо ждал, чуть ли не поминутно заглядывая к ней в комнату, пока она заснёт, тогда наступал его черед. Ну а я, естественно, был последним, мне книга доставалась уже под утро. Немало таких бессонных ночей провел я на «Острове Сокровищ». Обсуждали прочитанное, почему-то понижая голос, накрыв при этом телефон подушкой. Правда, иногда разгорались жаркие схватки между отцом и бабулей, которая не желала выказывать каких-то особых восторгов по поводу прочитанного. Тут уж забывали об осторожности. Отец разражался уничтожающими антикоммунистическими филиппиками, я поддакивал. Татьяна Александровна в долгу не оставалась, а мне однажды сказала, видимо, из буинского эпоса: «Папка кругом, сын молчком, не отстанет нипочём».

Отец всё время меня предупреждал: «Саша, смотри, не вздумай кому-нибудь рассказывать!» Ну разве мог я удержаться? Разумеется, я всё взахлёб пересказывал близким друзьям. Не могу забыть того особого сладкого возбуждения, которое охватывало меня при чтении «ГУЛАГа». Вероятно, что-то похожее должен испытывать человек, которого приобщили к некоему тайному учению. Выходя на улицу, после очередной бессонной ночи, я смотрел на прохожих и думал: «Несчастные, ничего-то вы не знаете!»

В Евангелии сказано: По плодам их узнаете их (Мф. 7, 16). Каков же главный плод чтения «величайшего» произведения «вермонтского затворника»? Я назвал бы его одним словом - пораженчество. Мы начали буквально во всём желать поражения нашей стране и ликовали по поводу любых её неудач. Помню, как мы злорадствовали после шахматной победы американца Роберта Фишера над советским Борисом Спасским и как огорчились, когда ярый диссидент Виктор Корчной, покинувший к тому времени СССР, проиграл «этому кремлёвскому гадёнышу» Карпову. Когда сборная СССР по хоккею с шайбой сокрушила лучших хоккеистов НХЛ со счётом 6:0, мы пытались это объяснить чем угодно («да они все допинг приняли!»), но только не силой советских спортсменов. Образно говоря, наше диссидентство пузырилось, пенилось и шипело, словно кусок карбида, брошенный в лужу.

А какое отношение к Великой Отечественной войне формировалось в нашем сознании?! Предателя и негодяя Власова, воспетого Александром Исаевичем, мы зачисляли в ряд главных героев, а о подлинном русском герое генерале Карбышеве рассказывали анекдоты. Наш цинизм доходил до того, что запотевшую бутылку водки мы называли «карбышевкой»! Александр Матросов у нас, конечно же, «полез на амбразуру пулемёта в дымину пьяный», а Зоя Космодемьянская, естественно, была просто «комсомольская дура». Лучшего слова, чем «смердяковщина», всему этому не подберёшь.

Я не утверждаю, что Солженицын сознательно планировал «пораженчество», но, тем не менее, на мой взгляд, он всё же несёт за это ответственность. Сказанное ни в коем случае не означает, что я снимаю ответственность с себя и мне подобных. Надо было самим думать, этого права нас ведь никто не лишал. Никто не мешал нам критически воспринимать прочитанное. Удивительно, что мы не обратили или не хотели обратить внимание, например, на такую деталь: на титульном листе книги, под названием, написанным заглавными буквами, прописным шрифтом набрано: «Опыт художественного исследования». Всего три слова, но как много они теперь объясняют. Ведь художество предполагает вымысел. Зададимся вопросом: а может ли вообще исследование быть художественным? Может, но только в художественном произведении, прежде всего в романе. Что же такое «Архипелаг ГУЛАГ»? Это не роман и не историческое исследование. Тогда что же? Публицистикой это тоже не назовешь. Одним словом, я не берусь определить жанр данного произведения. Но для меня очевидно следующее - подзаголовок «опыт художественного исследования» избавляет писателя от необходимости объяснять впоследствии все несообразности, несоответствия и противоречия, которые могут быть обнаружены в тексте книги. Зачем кому-то что-то объяснять, исследование-то ведь художественное!

Но есть всё же один аспект любого исследования, будь оно художественное или, тем более, научное, который не терпит никакого художества. Аспект этот - статистика, цифровые данные. В брежневскую эру над статистикой так издевались, что даже появилась крылатая фраза: «Лучше сто Пеньковских, чем один Старовский». Для сведения, Пеньковский - предатель и шпион, сотрудничавший с американской разведкой и нанесший своей деятельностью большой ущерб обороноспособности нашей страны. А Старовский в то время возглавлял Центральное статистическое управление при Совете Министров СССР. Так вот, это управление, вместо того чтобы заниматься своим простым и прямым делом - объективно анализировать цифровой материал, создавало, как говорят сегодня, виртуальную статистическую реальность, которая должна была прийтись по вкусу цековским бонзам. Но существует непреложный закон любой социальной системы: если ложь в ней становится тотальной и хронической, то система неизбежно погибает, так как на плечах лжи всегда восседает измена. Сегодня, когда на наших глазах состоялся крах советской системы, поговорка о Пеньковском и Старовском, приведённая выше, уже совсем не выглядит шуткой.

Александр Исаевич, кстати, всегда очень резко и справедливо обрушивался именно на советскую статистику. И в этой связи тем более удивительно, каким статистическим материалом он пользуется в своей знаменитой книге. Возьмем, к примеру, цифру 66,7 миллиона человек, якобы погибших в период 1917 по 1959 годы (подсчёт эмигрировавшего профессора статистики И.А. Курганова). Данная цифра, принятая нами безоговорочно на веру, послужила фундаментом, на котором было воздвигнуто наше «прочное» диссидентское здание, и оказалась определяющей в отношении ко всему советскому периоду русской истории. Наш взгляд пробегал мимо ремарки автора: «Мы, конечно, не ручаемся за цифры профессора Курганова». Мы пошли ещё дальше Солженицына, то есть приплюсовали к 66,7 миллиона человек ещё 20 миллионов погибших на войне, и у нас получилось почти 90 миллионов. Вот с этой цифрой мы и носились, как курица с яйцом. Дотошный читатель может, конечно, возразить: «Вы опровергаете цифры Солженицына, но ведь и истинных не называете». Уважаемый читатель, они есть, например, в работах историка Г.В. Вернадского, филолога и мыслителя В.В. Кожинова и других. Но я полагаю, что самым убедительным опровержением является свидетельство врагов нашего Отечества.

Никто из читающих русских людей, вероятно, не будет спорить с тем, что одним из самых неистовых и яростных русофобов всегда был и пока остаётся Збигнев Бжезинский. Этот бывший советник американского президента по национальной безопасности в своей книге «Великая шахматная доска» пишет: «Коммунистическое правление в течение трёх четвертей века причинило беспрецедентный биологический ущерб российскому народу. Огромное число наиболее одарённых и предприимчивых людей были убиты или пропали без вести в лагерях ГУЛАГа, и таких людей насчитывается несколько миллионов». Заметьте, не несколько десятков миллионов, как у Александра Исаевича, а несколько миллионов. Очевидно, что Бжезинский не может не знать о цифрах Солженицына, но почему-то их не приводит. Почему? Ответ прост - они абсолютно не соответствуют действительности. Не может быть сомнения в том, что старина Збигнев всё досконально проверил, и у него получилось несколько, то есть меньше десяти (потому что десять - это уже круглое число) миллионов.

Характерно солженицынское посвящение в начале книги: «Всем, кому не хватило жизни об этом рассказать. И да простят они мне, что я не всё увидел, не всё вспомнил, не обо всём догадался». О том, что можно ещё вольно или невольно исказить реальность, у писателя и слова нет.

Мы видели в книгах Солженицына только то, что хотели видеть. Если всё же находился человек, который пытался с критических позиций подойти к творчеству «дяди Сани» (так по соображениям конспирации мы называли автора «Острова Сокровищ» по телефону), то в лучшем случае он определялся нами, как «мрачная коммунистическая гнида», а в худшем - как «стукач и смердящий сталинист». Когда известный историк Н.Н. Яковлев (сын знаменитого маршала артиллерии Н. Яковлева), друг моего отца, написал, кажется, в «Литературной газете» статью о Солженицыне «Литературный власовец», то двери нашего дома для него надолго закрылись. Такая нетерпимость к инакомыслию в сущности ничем не отличалась от большевистской, но мы этого решительно не хотели замечать. И здесь уж не столько Солженицын виноват, сколько природа русского интеллигента, о которой так убедительно писал Ф.М. Достоевский.

Конечно, кто-то из моих сверстников может сделать возражение такого рода: «А я вот вашего Солженицына не читал и битлов ваших не слушал, и никакого влияния они на меня не оказали. Они оказали влияние на вас, ну так и пишите только о себе, а обобщать не надо». Я согласен, что делать обобщения, опираясь, прежде всего, на личный опыт, опасно. Но иного способа хоть отчасти раскрыть тему очерка я не вижу. Ни статей, ни тем более книг о нашем поколении пока ещё, насколько мне известно, не написано. Со временем, можно не сомневаться, появятся другие личные свидетельства на эту тему, тогда картина будет полнее. Так, собственно, и происходит процесс познания. Своему гипотетическому, но зримому оппоненту я возразил бы так: возможно, вы действительно не читали Солженицына и не слушали песни битлов, возможно, вы были в то время поглощены исключительно археологическими раскопками в Новгороде или Херсонесе или серьезно занимались шахматами, а консерватория была для вас вторым домом. Но это вовсе не означает, что вы в той или иной мере не подверглись воздействию тех факторов и явлений, о которых написано в моём очерке. Хорошо известно, что человек подсознательно, как губка, впитывает своё время, его токи и ритмы, его настроения и эмоции. Никуда от этого не уйти.

Да, конечно, в процессе напряжённой внутренней работы человек может впоследствии преодолеть то, что вошло в него в начале личностного становления, то есть в юности. Но это происходит намного позже, в период полной зрелости, как правило, уже после тридцати лет, и всё равно какие-то родимые пятна остаются. Если вы будете внимательно и честно всматриваться в свою подсознательную жизнь, то непременно найдёте подтверждение сказанному мной. Тут главное, как говорил старец Зосима из «Братьев Карамазовых», «самому себе не лгать». Обратите, ради эксперимента, внимание хотя бы на то, как действуют на вас музыкальные звуки, долетающие из вашего прошлого. Идёшь, например, в задумчивости, и вдруг ни с того ни с сего начинаешь насвистывать какую-нибудь шлягерную мелодию давно минувших дней. Вот это и есть то самое родимое пятно, от которого никуда не деться. В сущности, то, что я сейчас говорю, банально и хорошо известно, но почему-то, как правило, люди не очень охотно признаются в наличии этих родимых пятен. Видимо, не хочется быть как все.

Итак, для меня нет никакого сомнения в том, что каждое поколение несёт на себе свой фамильный знак, свое клеймо, причём это относится ко всем представителям данного поколения, независимо от их, пусть даже полярных, взглядов и ориентиров. «И те и другие являются людьми своего времени, при всех различиях в них больше сходства. «Реакционер и революционер ХIХ века намного ближе друг к другу, чем к кому-либо из нас», - писал испанский философ Хосе Ортега-и-Гассет.

Кто же всё-таки выбрал «Пепси»?

Какой же фамильный знак, какие сущностные признаки отличают моё поколение, то есть людей, родившихся приблизительно в период 1950-1955 годов?

Я использую слово «приблизительно», поскольку, когда разговор идёт о поколении, то не представляется возможным с аптекарской точностью назвать дату его возникновения. Самым существенным здесь, на мой взгляд, является то, что период наиболее активного личностного формирования моих сверстников, то есть период юности, приходится на вторую половину шестидесятых годов и на годы семидесятые. Поэтому я и называю условно наше поколение «семидесятниками».

Мы - поколение в целом материально благополучное, наше становление проходило в мирный период, когда действительно была уверенность в завтрашнем дне. Даже мамкины, несмотря на свою бедность, имели самое необходимое: в школе их нормально кормили, выдавали одежду и обувь, они проходили всеобщую диспансеризацию, ездили каждое лето в пионерские лагеря, могли бесплатно заниматься в кружках и секциях, о которых нынешняя детвора понятия не имеет. По окончании школы многие из таких кухаркиных детей без всяких репетиторов, бесплатно поступали в вузы, хорошо учились и получали стипендию, которая позволяла на пару недель «смотаться» в Крым. Нищета и брошенность в их нынешнем понимании были тогда исключены. Я не могу себе представить маму Мамкина в то время, стоящую со своим выводком с протянутой рукой при выходе из станции метро, а сегодня такая картина типична. Не находится пока нового Короленко, чтобы написать «Дети подземелья-II».

Но любая ситуация, как известно, не однозначна. С одной стороны, мы имели возможность нормально, последовательно развиваться, с другой - благополучие и стабильность, выпавшие на нашу долю, не воспитали в нас крепкого характера. Я имею в виду не характер того или иного отдельного человека. Речь идет о характере поколения, а это нечто иное. Мне кажется, что характер любого поколения зависит, прежде всего, от того, совершило оно или нет поступок. Поступок поколения и поступок отдельного человека - разные вещи. Поступок поколения, по всей видимости, раскрывает какие-то дополнительные возможности личности, открывает для неё сверхличные источники бытия. Поступок поколения - вещь мистическая. Посмотрите на ветеранов Великой Отечественной войны, их объединяет не просто ностальгия по прошлому (это есть и у нас), но прежде всего ощущение непреходящей сопричастности к общему великому делу. В несколько меньшей степени это может быть отнесено и к детям-подросткам военных лет. Они тоже связаны общим поступком: вместе голодали и тушили зажигалки, вместе на токарных станках, до потери сознания, вытачивали снарядную победу советской армии. Отхлебнули они и от горькой чаши сиротства. А многие из них стали кошевыми, тюлениными и шевцовыми. Здесь даже человек с природно слабым характером мог, как говорится, прыгнуть выше головы благодаря другим. У нас же, наоборот, человек с сильным от природы характером не находит отзвука и опоры в поступке поколения, ибо этого поступка просто нет. Но нашим дедам и отцам не следует кичиться своим более сильным характером. Это не столько их личная заслуга, сколько веление того времени. Окажись мы или идущие за нами поколения в тех же обстоятельствах, убеждён - показали бы себя не хуже. На это прямо указывают героизм и стойкость наших мальчишек, проявленные в нынешних войнах. Нам не хватает характера, так как на долю нашего поколения не выпала возможность совершения поступка. Но это не основание для комплекса неполноценности. Вот мой первый вывод.

Одним из самых существенных факторов, повлиявших на нас, стало следующее обстоятельство: мы фактически первое послереволюционное поколение, подвергшееся широкому и целеустремлённому воздействию западной культуры. Причём, на мой взгляд, то воздействие было в известном смысле опаснее нынешнего. Запад мы тогда могли созерцать только издали, не имея возможности по-настоящему к нему прикоснуться. Это был соблазн в полном смысле слова. Помните, как в детском стишке: «И покажут, и помажут, а покушать не дадут». Всё это будоражило наше сознание, порождая в нём фантазии, не имеющие ничего общего с реальной жизнью. Вспомните, какой «лом» (так тогда говорили) был на Московский кинофестиваль, каким счастьем светились лица тех, кому юркая женская рука из специального окошечка, где выдавалась так называемая «бронь», протягивала вожделенный синеватый кусочек бумаги. Достать билеты обычным путём, в общей билетной кассе на внеконкурсные, то есть лучшие западные фильмы было нереально. Вот и приходилось либо покупать у спекулянтов (кстати, помните Лёху Торчка, так он и здесь неизменно появлялся со своим «Спекуль-привет») за «бешеные» деньги (представляете, от червонца до четвертака за билет), либо - «по блату» в бронированном окошечке. Не могу до сих пор забыть, какое горе я испытал, когда не удалось попасть в кинотеатр «Ударник» на фильм Копполы «Крестный отец».

Всё западное нам тогда казалось безусловно лучше нашего, хотя, конечно, далеко не каждый готов был в этом признаться открыто.

Конечно, велись нескончаемые кухонные споры о советской и западной жизни. В нашей компании по части антисоветчины мне, пожалуй, равных не находилось. Полемика нередко переходила за цивилизованные рамки. Но вот что знаменательно - те, кто тогда особенно рьяно отстаивал чистоту социалистических идей («не нравится тебе здесь жить, Шумский, отваливай на свой Запад!»), сегодня преуспевающие бизнесмены, а некоторые из них совсем покинули отечество и живут кто в Швейцарии, кто на Гавайях.

На мой взгляд все мы, то есть представители одного поколения, оказались западниками, я бы даже сказал жёстче - западнопоклонниками. У кого-то данное свойство проявилось раньше, у кого-то позже, но суть от этого не меняется. Кто-то боролся с этим качеством, кто-то нет - в данном случае не важно. Значительно важнее то, что у нашего поколения, судя по всему, нет иммунитета против Запада, того самого иммунитета, который, как говорится, приобретается только с молоком матери. Поэтому, как ни печально констатировать, вряд ли «семидесятническая» среда в состоянии произвести на свет политиков, способных последовательно отстаивать национальные интересы. Поинтересуйтесь в этой связи возрастом большинства из тех, кто сегодня постоянно мелькает на телеэкранах, определяет бюджеты, предлагает за 500 дней решить все экономические проблемы страны, производит веерные отключения электроэнергии и тому подобное, и вам всё будет ясно. Я полагаю, что дело здесь не столько в каких-то сознательных действиях отдельных людей, граничащих с предательством, сколько в психологии поколения в целом. Ведь «мальчиши-плохиши» есть в любом поколении, но вот оседлать жизнь они в состоянии лишь тогда, когда имеют под собой благоприятную почву. И поэтому никто из моих сверстников, независимо от политических взглядов, не имеет права сказать, что совершенно непричастен к происходящему сегодня в России.

Ожидаю вопрос вдумчивого читателя: «У вас же получается явное противоречие. Вы сначала отвергаете теорию «потерянных поколений», а затем рисуете картину самого что ни на есть настоящего потерянного поколения: и характера у него нет, и западнопоклонничество его неотъемлемая черта. Где же хорошее, положительное, позволяющее не причислять ваше поколение к категории потерянных?»

Вопрос сложный, но я попытаюсь на него ответить, хотя, возможно, мой ответ кого-то и не удовлетворит. Прежде всего я полагаю, что само по себе осознание собственных пороков, слабостей характера, изъянов душевного и духовного развития уже есть начало выздоровления и доказательство того, что «клиент скорее жив, чем мёртв». Кстати, поколения наших дедов и отцов к такому осознанию оказались не готовы, и едва ли не главной причиной этой неготовности стал как раз их сильный характер, оборотной стороной которого были самостность, самодостаточность и происходящее отсюда ощущение собственной непогрешимости. Для тех поколений типичным является следующее рассуждение: «А зачем и в чём я буду каяться, я столько перенёс, Бог меня простит, а изливать душу какому-то там молодому попу я не намерен».

К сожалению, бывает так, что доблесть, проявленная в юности, потом незаметно переходит в старческое чванство. Немногочисленные опыты старших поколений объективно осознать себя во времени и дать более или менее правильную самооценку, на мой взгляд, не увенчались успехом, за исключением, пожалуй, В.В. Кожинова.

Всем известна мысль о том, что наши достоинства есть во многом продолжение наших недостатков. Не может быть в природе идеального поколения. Недостаток характера у моего поколения имеет своим продолжением достоинство, заключающееся прежде всего в более широком и сложном взгляде на мир, в тонкости и терпимости, в способности к рефлексии, предполагающей сомнения в своей непогрешимости. Нам значительно легче, чем отцам и дедам, переступить порог храма, мы не боимся быть смешными, у нас есть самоирония, мы способны слушать другие голоса и вступать в диалог с ними, в нас нет такой степени кичливости и чванства. Даже «новые русские» из моего поколения зачастую какие-то неуверенные в себе, грустные, словно у них совесть не на месте. Остается ещё в нас что-то детски-подростковое, незавершённое, неустоявшееся, и это, наверное, всё-таки неплохо.

Наше западнопоклонничество тоже имеет, как ни странно, свою положительную сторону, если рассматривать его в контексте реальной жизни, а не в лабораторной изолированности. При нехватке практических контактов с Западом и искажённом представлении о его реальной повседневной жизни, мы в то же время очень хорошо изучили культуру как Старого, так и Нового Света. Сколько прекрасных книг мы прочли! Надо особенно подчеркнуть, что в советское время публиковалась действительно очень хорошая западная литература. Сколько философских трактатов мы проштудировали! А помните многочасовые очереди на морозе, которые мы выстаивали только для того, чтобы попасть в Пушкинский музей и своими глазами увидеть кувшинки Манэ или вангоговские виноградники?! По-моему, уже стало общим местом мнение о том, что средний русский интеллигент знает западную культуру гораздо лучше «среднего европейца» и тем более американца. И само по себе это знание дорогого стоит.

Конечно, грустно, что моё поколение уже постепенно «бледнеет в сумрачной дали», но радостно видеть «новое младое племя», которое «меж тем на солнце расцвело». Его часто и несправедливо ругают: то они прагматики и рационалисты, то наркоманы и эгоисты, то не патриоты, презирающие Родину. Не верьте этим наветам. В оценке молодого «перестроечного» поколения ключевой стала рекламная фраза: «поколение, которое выбрало «Пепси»». Совершенно неверная мысль. Здесь наше поколение хитрит и хочет, как говорится, перевести стрелки. Это мы когда-то сознательно выбрали «Пепси» и передали его молодому поколению. За это «Пепси» мы готовы были в своё время продать Родину, а они с этим напитком родились, он появился в их руках почти одновременно с младенческой пустышкой и поэтому никакого особого восхищения вызвать у них не может. Я уверен, что у наших «девяностников» уже выработаны ферменты настоящего иммунитета, который убережёт их от бездумного усвоения чужого. Я не сомневаюсь, что их ждёт своя уникальная судьба, и, Бог даст, может быть, на склоне лет мы ещё полюбуемся ею. Есть все признаки нетщетности нашей надежды.

Ещё ни одно поколение в истории России не подвергалось столь тотальному искушению сразу всем, что только можно себе представить: и деньгами, и властью, и вседозволенностью. Словно угадывая их судьбу, пел в конце восьмидесятых их старший брат Виктор Цой: «Весь мир идёт на меня войной». Но сильные искушения не даются слабым. Я верю, что их подвигом и станет преодоление невиданного в человеческой истории искушения. А нам, хоть бы на излёте жизни, прикоснуться к их великому делу.

Возможно, кто-то упрекнёт меня за излишне широкие обобщения. Действительно, любые обобщения всегда в той или иной степени ущербны. Высвечивая некую сущность явления, они неизбежно не учитывают то трепетное, мимолётно-неповторимое, нечто неопределимое и всё время ускользающее от наших категорий и понятий, но тем не менее очень важное, составляющее, быть может, самую сокровенную тайну «живой жизни». Обобщения всегда, к сожалению, лишены аромата того времени, которое они обобщают. Но без них невозможно познание действительности. Тут содержится своеобразный парадокс - «живая жизнь» без обобщения незаметно превращается в сознании в дремучий лес бессвязных рефлексий, где человек рискует совсем заблудиться. А обобщение, игнорирующее «живую жизнь», уподобляется железобетонному доту, из пулеметных прорезей которого тянет сырым могильным холодом.

В своём очерке я пытался в меру своих сил совместить два подхода. Насколько мне это удалось, судить читателю.

Впервые опубликовано в журнале «Россия Православная», 2005 год


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 38

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

38. Аноним : Re: Мое поколение
2011-02-04 в 01:08

К п.11. : "Про настоящих семидесятников"

А что они так хило представлены музыкально? Сейчас и вообразить трудно такое разнообразие хороших исполнителей и композиторов на эстраде. Только слишком романтичных (или как кто-то выразился "с глазами еще не затуманенными поиском бабла").

http://www.youtube.c.../watch?v=yhyLgYYRrKU
http://www.playcast....c4a4ed2133811e8d3pl
http://www.youtube.c.../watch?v=kvjCRqXLibI
http://www.youtube.c.../watch?v=2tMFcPwiZPQ
http://www.youtube.c.../watch?v=vWbDBAQopmM
http://www.youtube.c.../watch?v=qvjPSF8wpPs
http://www.youtube.c...ch?v=FZ9NLa_SoOA&;feature=related
http://www.youtube.c.../watch?v=jWSxev7eJvs
37. Владимир : Re: Мое поколение
2011-01-26 в 17:34

В СССР как известно на каждом(!) предприятии была партийная организация, так парторг обязан был каждый месяц давать сведения о сотрудниках (типа благонадежность, кто что сказал и т.п.) в соответствующие органы. Может быть это и была основная работа парторга, а учить народ верить в коммунизм, всякие партсобрания - прикрытие. Хотя если честно сказать, может мне так повезло, парторги с которыми я работал вместе на предприятиях были по человечески вменяемы и даже порядочными людьми в быту, ну если отбросить идеологию. Анекдоты люди травили, особенно в 70-е, и про партию, и про коммунизм и ничего, правда были условности типа, если ты расскажешь всем политический анекдот шёпотом, то тебе ничего не будет, но если ты этот анекдот расскажешь громко на улице то будут неприятности. Пример того же Высоцкого - на ТВ петь песни особо не пускали, а на дачах ЦК - пожалуйста пой, даже сами звали его.
Кстати, ведь и А.Лукашенко был парторгом в колхозе (нам бы такого!), да и вообще в Белоруссии были замечательные руководители: Мазуров, Машеров (Шушкевич не в счет). Батька даже пошутил как-то, что мол белорус это русский со знаком качества, а может и не пошутил.
36. Булгарин : Меня и самого в молодости КГБ пугали, но это просто страшилка такая была для многих...
2011-01-26 в 17:01

Точно, была ещё такая присказка перед каждым антисоветским анекдотом: "только ты никому не рассказывай".
35. Протоиерей Димитрий Назаров : Иерею Александру Шумскому...
2011-01-26 в 13:48

Отче, благодарю за искренние и очень интересные воспоминания--вдохновляет!
Я почему-то считал Вас, отче, представителем нашего поколения, юность которого пришлась на "катастройку" (А.Зиновьев)--молодо выглядите--храни Господь на многая лета!
Однако, отсутствует у Вас, отче, всё-таки, культурологический и историософский синтез--несколько эклектично всё--Beatles и Солженицын: я не против Битлз (в двенадцать лет слушал...) или, тем более, В.С. Высоцкого, память которого нам дорога, про Солженицына писать не буду, но разве это--"мэйнстрим" русской советской культуры?!
И про советские ВИА Вы, отче, глубоко не правы--"Песняры", "Верасы", "Самоцветы", "Весёлые ребята", "Синяя Птица", "Здравствуй, песня", "Красные Маки"--было множество прекрасных, замечательных, высокопрофессиональных музыкальных коллективов и авторов вполне оригинальной музыки. Я слушал эту музыку в детстве и юности, слушаю и сейчас...
Не говоря уже о таких исполнителях как (светлой памяти) Валентина Толкунова, Майя Кристаллинская, Мария Пахоменко, Марк Бернес и многие другие...
А исполнители симфонической, камерной музыки, оперы (не путать с "операми")?!
Русская советская музыкальная культура--одна из вершин всей Мировой Культуры!
Об этом следует вспомнить нынче, дабы осознать, что такое наша Советская Империя, --"Россия, которую мы потеряли..."@, дабы раскаяться в содеянном (и нашему молчаливому потворству содеянному предателями Пятнистым и недоброй памяти ЕБН...).
Непонятно, как у Вас, дорогой отче, только "Битлы" с В.С.Высоцким --простите меня, но уто у Вас, отче, --интеллигентское, а не народное...
34. Андрей Х. : Re: Мое поколение
2011-01-26 в 09:58

Да, батюшка Александр... Выходит не надо было Вам антисоветчиной заниматься, а надо было активно советскую власть защищать и бороться за неё. Тогда бы не пришлось и ностальгировать о поездках на Байкал. Упустили время и возможности, теперь поезд ушел. Главное - не упустить тот поезд, на который можно еще сесть сегодня, чтобы опять не раскаиваться завтра.
33. Аноним : 30. Галина Отче, о чем Вы говорите? Какие "страшилки КГБ"?
2011-01-25 в 21:42

Извините, что вмешался, но для Вас действительно страшилка на всю жизнь.
20 лет уже нет КГБ... Новодворская,кстати, не боится, она знает, что те времена не вернутся, только вас всех нужно пугать - страх парализует разум человека,и превращает его в... "пипл", заставляя только требовать "свобод", которые есть абсолютное рабство.
Мне довелось поработать худ.руководителем дворца культуры, делать праздничные, отчетные,тематические концерты, и свидетельствую - идеологический контроль был серьезный, но по большому счету это была страшилка.Особенно, как слышал, на периферии.
Извините,что сумбурно написал - очень троплюсь.
Доброго здоровья!
32. lucia : Ф.Ф. Воронов
2011-01-25 в 21:34

Почему? Да вот как-то избрала такой способ.
31. Протоиерей Димитрий Назаров : Галине.
2011-01-25 в 21:20

"Не попадали в жернова? Или легко вышли?"
Простите, Галина, но Вы тоже не о своём личном опыте пишете, а прикрываетесь именами известных патриотов, которых, действительно, русофоб (недоброй памяти) Андропов преследовал!
Кто же спорит--были и реальные случаи преследований, но нынче ими кто угодно прикрывает свою ненависть "к совку"!
По крайней мере, аз, многогрешный (как и батюшка Александр), в конце концов, раскаялись в своём "антисоветизме"...
30. Галина : Прот. Димитрию Назарову
2011-01-25 в 20:54

Отче, о чем Вы говорите? Какие "страшилки КГБ"?
Русского патриота Леонида Бородина андрополское КГБ посадило на второй срок вообще без возможности выхода, почитайте его "Без выбора". Если бы не Горбачев он бы сгнил в лагерях. Владимира Осипова КГБ гнобило также по второму сроку. А у вас так легонько - "страшилки". Не попадали в жернова? Или легко вышли? Спихнуть все на Новодворскую - не получится.
29. Протоиерей Димитрий Назаров : Галине.
2011-01-25 в 18:45

Дорогая Галина, разые я написал хоть слово об И.В.Сталине и Софье Власьевне?!
Зачем выдумывать и додумывать?!
Просто полюбопытствовал о Вашем личном опыте, а не перестроечных штампах...
Меня и самого в молодости КГБ пугали, но это просто страшилка такая была для многих...
28. Ф. Ф. Воронов : Лючии-Марии.
2011-01-25 в 18:28

почти никто не любит... Я тоже не люблю... а ведь русские люди добрые



Мария, а почему бы не говорить только от своего имени, а не от всех русских людей? И при чем здесь "добрые"? Странная стилистика.
27. Эрик : реплика
2011-01-25 в 18:03

Мдя, если б преследовали только одну Новодворскую, благодарные граждане ей должны были б памятник поставить. Дескать, одна за всех отдувалась.

Увы и ах, СССР был единой тюрьмой, где следили за всеми. И очень странно читать слова протоиерея Назарова и иерея Шумского, полагающих, видимо, что иных врагов, кроме троцкистов с нерусскими фамилиями, у советской власти и не было. Для них, надо полагать, и св. царь Николай - друг советской власти, и его святого сына, цесаревича Алексея, убили исключительно троцкисты, и свщмч митрополит Серафим (Чичагов) - советский нетроцкистский нелиберальный архиерей-сталинист? К чему переносить деление на сталинистов и троцкистов на всё и вся - непонятно? В строительство коммунизма хочется поиграться? Ну так подоткнуть надо рясу, беззубую пилу в белыя ручки, да на Колыму лес валить. Как назначено было священникам в то сталинское время... . Нету погон под рясой, на Колыму!
26. Аноним : Галине.
2011-01-25 в 17:03

Доживёте, сестра, ещё не до таких времен.
25. Галина : Под колпаком КГБ
2011-01-25 в 14:40

Протоиерею Димитрию Назарову.
Странно как-то, отче. Вы разве не знали, что все советские люди были под идеологическим колпаком КГБ. А Вы говорите о Новодворской. Какая логика? Если Новодворская преследовалась, тогда ничего этого не было или это было хорошо, потому что Новодворская плохая. Так, что ли, выходит?
Никогда не думала и не гадала, что доживу до времен, когда священники будуь оправдывать Сталина и репрессии советской власти. Чудеса.
24. Протоиерей Димитрий Назаров : Галине.
2011-01-25 в 05:38

"Роль КГБ в то время была очень серьезной. Автор как-то шутливо об этом говорит. Работало соответсвующее управление - был тотальный тайный контроль - шли вербовки, разработки, перлюстрации корреспонденции, наблюдения по линии борьбы с враждебной идеологией - и не только среди засветившихся диссидентов - а во всех коллективах без исключения."
Простите, Галина, а сами Вы часом преследованиям не подвергались, как Валерия Ильинична Новодворская, например?!
23. lucia : Сергий Агапов
2011-01-25 в 03:50

Вы добрый человек.
22. Сергий Агапов : 21. lucia
2011-01-25 в 01:33

Простите, что вмешиваюсь, уважаемая Мария, но не могу не поделиться моим отношением к А.И. Вначале, он был моим кумиром, как разоблачитель злодеяний человеческих, потом я с удивлением стал замечать мудрые предвидения его о том, куда мы движемся, потом мне стала надоедать его назойливое мессианство, затем мне открылось, что его православие - это Парижская школа, Мень и Шмеман. И, вдруг, я увидел человека, который из греховной гордости, через ошибки и страдания идет трудным путем к Богу. Не так, как мне бы хотелось, а со своими ошибками и, может, падениями. И, вдруг, его слабость стала для меня родной и привлекательной. Чем больше я разочаровывался в нем как вожде и пророке, тем больше я любил в нем брата страдающего и нуждающегося в милосердии. Как в Божьем, так и в человеческом. Больно смотреть, как братья и сестры оплевывают и поносят нашего брата во Христе Александра Исаевича Солженицына. Не по Божески это. Я лично, достаточно хорошо, в свое время знал и его творчество, и людей окружавших его. Мое твердое мнение: Александр Исаевич не враг России. Он мог ошибаться, но я не из тех, кто когда-либо бросит в него камень.
21. lucia : Ф.Ф. Воронов
2011-01-25 в 00:54

Да нет, зачем дядя Саня. Кто-то его уважает, но почти никто не любит. а ведь русские люди добрые. Но... не любят. Я тоже не люблю. Не вызывает теплоты. Ну, что делать, Л.Толстого тоже не все любят.
20. Ф. Ф. Воронов : Забыл саму ссылку!
2011-01-25 в 00:13

19. Ф. Ф. Воронов : Прот. Сергий Правдолюбов о Солженицыне, новомучениках и другом.
2011-01-25 в 00:12

Посмотрите вот этот репортаж о вечере памяти Соловецких узников. В частности, выступление протоиерея Сергия Правдолюбова о наших отцах, о Солженицыне и об о. Павле Флоренском.

Чтоб избежать новых бесплодных дискуссий о Солженицыне. Кто хочет возложить на Александра Исаевича Солженицына отвественность за собственные заблуждения, как автор публикации (спасибо ему за искренность, во всяком случае!), или просто на него льет грязь, повторяя за другими и не желая думать: --- узнайте позицию уважаемого немолодого священника, в семье которого было четыре прославленных новомученика. "Александр Исаевич ... душу поставил на место!"

(Увы, сейчас авторитетов нету, так что не сомневаюсь, что и на это посыпятся отклики в стиле "дядя Саня из Рязани", "литературный власовец" и тому подобное. Ну, что ж делать.)
18. Владимир : Re: Мое поколение
2011-01-24 в 23:57

Я жил в селе (60-70-е годы) и лет до двадцати понятия не имел кто такие дессиденты,
Жизнь для тогдашних мальчишек казалась сплошным счастьем, в селе жили не богато, но и НЕ БЕДНО(особенно в 70-е годы), игрушек дорогих и навороченных у нас не было. Постоянно придумывали для себя игры летом одни (в войну, казаки-разбойники, мушкетеры), зимой другие, одни для улицы, другие для комнаты в случае непогоды, почти все ребята в селе увлекались спортом: футбол, хоккей, лыжи,(никаких т.н."королей "села у нас было, как и всяких бандитов) кроме этого занимались фотоделом (романтика: проявитель, закрепитель), рядом были речка и пруд, всё лето сплошные водные процедуры,а рыбалка(!), все были рыбаками!
Участвовали в художественной самодеятельности села, в кукольном театре местном, были активными читателями сельской библиотеки, в клубе каждые выходные был детский сеанс, а в каникулы так через день, а в селе еще были огороды и подсобное хозяйство, помогали родителям. У всех были велосипеды, у некоторых мопеды Просыпались счастливыми и засыпали счастливыми. И такая жизнь была у детей в каждом селе на многие версты вокруг.
Когда исполнилось шестнадцать лет, я и мой друг в какой-то момент одновременно поняли, что детство уходит, многие игры и увлечения как-то сами собой перестали интересовать, мы даже были немного растеряны от такого открытия, физически почувствовав уход детства (месяц назад, допустим, еще играли в игры, а потом резко раз и всё..). Мы были в то время неверующие, но каким то чутьем поняли, что у нас было настоящее счастье и нам его кто то дал, но КТО мы тогда не знали. Мы с другом даже устроили проводы детства: накупили шоколадных конфет, печенья, лимонада.... Сейчас смотрю те фотографии и не верится, что я жил в то время. Встречая своих сверстников из села мы не сговариваясь с восторгом отмечаем какое у нас было счастливое детство и юность! Да мы были неверующие, у нас в селе и храма не было, НО зачем то нам Бог послал такое детство.
А насчет диссиденства, вся родня моя была законопослушными советскими людьми, никаких разговоров о политике мы не вели, кроме одного моего дядьки, который был интеллигентом (ннженер-преподователь и жил в городе), так когда мы приезжали к ним в гости вот там я слышал такие слова "кэгэбня и коммуняки", про нарушения прав человека в СССР, причем он рассказывал об этом в подпитии и с сарказмом, я его тогда абсолютно не понимал и искренне смеялся над его теми рассказами. Я то был под крылом мамы и папы, потом когда стал самостоятельно жить, заботясь о своей семье, многое из того, что дядька говорил было правдой, плюс началась перестройка, "Огонёк", "МН" и где то я стал демократически мыслящим, но после 1993-1996 г., началось осмысления истории России, устройство её жизни с православной точки зрения.
17. Диакон Владимир : "...Я согласен, что делать обобщения, опираясь, прежде всего, на личный опыт, опасно. Но иного способа хоть отчасти раскрыть тему очерка я не вижу...". К сожалению Вашему - даже не пытаетесь! .
2011-01-24 в 22:01

Уважаемому отцу Александру!
"... как "мало" пройдено дорог, как много сделано ошибок".
Ваши две последние статьи напоминают известный "бестселлер" братьев Стругацких "Жук в муравейнике". О чём имели желание сказать - теряется в самом повествовании, что подытожиить - итоги размыты, что выразить - эссеональное настроение (?)... Очнитесь, отче!
16. Александр Д. : Re: Мое поколение
2011-01-24 в 21:00

Интересно, куда пойдет Захар? Даже хочется спросить:Камо грядеши человече?
15. ирина : Re: Мое поколение
2011-01-24 в 20:33

И никто не сказал,что в основном на плечи нашего слабого поколения легли самые тяжелые труды по восстановлению разрушенных храмов и монастырей за последние 20 лет
14. Захар : Александру Д., Автору и т.д.
2011-01-24 в 20:09

Вас никогда и ничего бы не устроило. Вы точно также ненавидели бы и самодержавную Россию, если бы жили тогда... Словом, ухожу с РНЛ.
13. тов.Сухов : Re: Мое поколение
2011-01-24 в 20:06

Знаете...
из всей этой опупеи вырисовывается по крайней мере один точный вывод: "Как таковой, сам по себе священный сан в общественно-политическом измерении роли не играет, никакой!". Поэтому незачем так заморачиваться - Богу-Богово, кесарю-кесарево.
12. Александр Д. : Re: Мое поколение
2011-01-24 в 19:28

Прочитал то место у автора,где он говорит,что те его приятели которые особенно рьяно отстаивали социалистические идеи ныне преуспели в карьере,я оглянулся на свое прошлое и увидел,что и у меня точно также.Я тоже был ярый антисоветчик и вот наступило нынешнее время и смотришь,те с кем приходилось спорить сейчас преуспевают вписались в то что охаивали.Удивительно и тогда было их время и сейчас их время,а мне и тогда было невыносимо и сейчас неуютно.
11. Люмпен : Про настоящих семидесятников
2011-01-24 в 19:24

10. Люмпен : Кто выбрал пепси?
2011-01-24 в 19:17

"За это «Пепси» мы готовы были в своё время продать Родину," -- вот своеобразный манифест поколения "мажоров" 70-х. В начале 90-х наступило ИХ время. А ведь тогода, в 70-х были и другие представители того же поколения. Кто БАМ построил, например...
9. Вячеслав_ : Вспомнился случай
2011-01-24 в 17:49

«Архипелаг ГУЛАГ» (АГ) – раскручивался не только западными радиоголосами. В середине 70-х мне пришлось жить и работать в Томске. Обком возглавлял тогда Лигачев. К нам постоянно приходили лекторы из обкома и горкома. Запомнился случай когда, кто-то из наших задал вопрос о Солженицине и его «АГ». Лектор, ни сколько не смутившись, дала обстоятельный ответ, как о самом писателе, так и о творчестве. Писателя она причислила к лучшим русским прозаикам с несколько завышенной самооценкой (привела в пример описание сна Солженицина о его встрече с Львом Толстым в аллее в Ясной Поляне, во время которой старший передал эстафету младшему, назначив его таким образом своим приемником на поле отечественной литературы), а его сочинения честными, но обладающими только одним недостатком – «Они антисоветские!» - заявила лектор. Ее спросили, а откуда у нее такое мнение, ведь, у нас в союзе его не печатают. Она ответила, что специально «была командирована в ленинку в Москву, где есть все, что вышло у Солженицина на западе», и у нее был допуск в какой-то там отдел, где собирают запрещенную литературу. После ее ответов в зале повисла тишина. Никто ничего не спрашивал больше. Аудитория в начале лекции делилась примерно вполовину на сочувствующих Солженицину и на его противников, после, конечно, сочувствующих прибавилось, и интерес к запрещенной книжке возрос. Но вот когда пришло время ее читать, выяснилось, что там все одно по одному, и авансы автору, как выдающему литератору, второму Л.Толстому, были, мягко говоря, преждевременными. Я книжку эту читать не стал из-за ее явной недостоверности и постоянных и неубедительных ссылок на каких-то свидетелей и очевидцев. Мне не интересны авторы, которые ведут нечестный диалог с читателем, независимо от их принадлежности. Солженицин в «АГ» как раз таков. Подобная литература могла быть и была воспринята «на ура» только западным читателем, воспитанным на примитивном антисоветизме, а точнее, как мы это сегодня видим, на ненависти к России. Только тогда мы, в основной своей массе, этого понять не могли, а Солженицин, конечно, понимал все хорошо. В СССР читатель был более квалифицированным, чем массовый американский, и восторгов особых я не слышал. Удивительно, что в семье Шумских за ней была очередь, и ее читали «в запой». Что, книг дома не было что ли, кроме как по дефектологии? Ну если только поэтому. Не верю я тут Шумскому. Приврал. Увлекся. Слаб человек.
8. Вячеслав_ : Сокращено в 4 раза, но вранья не убавилось
2011-01-24 в 17:02

http://www.echo.msk....ews/721496-echo.html
«Архипелаг ГУЛАГ» Александра Солженицына вышел в специальном школьном издании, которое подготовила вдова писателя Наталья Солженицына. На встрече с Владимиром Путиным она заявила, что оригинальный текст был сокращен в 4 раза.
Наталья Солженицына также подчеркнула, что без знания событий, описанных в «Архипелаге ГУЛАГе», Россия не только не сможет провести модернезацию, а просто выжить."


7. А.Изгоев : Re: Мое поколение
2011-01-24 в 16:35

Прошу прощения!
"6. Аноним" - это я.
6. Аноним : Re: Мое поколение
2011-01-24 в 16:05

Автору:

Уважаемый отец Александр,
Всего два слова о "нескольких миллионах" и о том, что "старина Збигнев всё досконально проверил". Думается, что "старина Збигнев" не привел точных цифр по иной причине:
Во-первых, выражение "несколько миллионов" может означать любое количество миллионов от 1 до 10, но в нашем понятийном восприятии оно будет, скорее всего, означать цифру, не превышающую пяти: 2-3-4-5.
Во-вторых, именно это восприятие и нужно для того, чтобы холокостные 6 миллионов погибших отпечатались в памяти читающего как можно прочнее и убедительнее. Устрашающе и обвиняюще.
Только и всего.

Галине:

Вы писали: "Автор не заметил у Солженицына важного указания - его опыт базируется на показаниях свидетелей и на личной биографии." - О "личной биографии" Александра Исаевича можно немало негативного узнать из книги литературного критика Владимира Бушина, который в первые годы своего личного знакомства с писателем был диаметрально противоположного мнения о последнем, нежели то мнение, которое им подробно изложено в его книге. Могу подарить ее Вам. Не дочитал. Хватило того, что узнал.
5. Евгений (НН) : Эх! Хамар Дабан, как же ты далеко теперь!
2011-01-24 в 15:06

Действительно, слетать на Байкал в советское время было очень даже реально, гораздо проще, чем в час-пик доехать с одного конца города на другой :-)
4. Булгарин : Запретный плод сладок?
2011-01-24 в 14:50

Не представляю, как можно зачитываться "Архипелагом" да ещё и по ночам. Я лично заснул на пятой странице посреди белого дня и больше не открывал. "В круге первом" ещё можно читать, но тоже не шедевр.
3. lucia : Re: Мое поколение
2011-01-24 в 13:47

Да. я знаю. что в Москве было необходимо делать то же. что и все. Вышел новый фильм - в лепешку расшибись. с работы отпросись. четыре часа отстой с номером на руке. но фильм посмотри. В Петербурге ничего подобного не было.
Действительно, в минуты тяжелых испытаний люди делаются симпатичнее. Но если б они этими испытаниями приходили к Богу. то такими же хорошими и оставались. Ан нет испытания закончились - и все опять стали неприятными.
2. Любезный читатель : Re: Мое поколение
2011-01-24 в 11:42

Галина, Ваши впечатления от очерка полностью совпадают с моим мнением. Действительно в советский период не было классов, но были слои. Об этом у А.Солженицына хорошо сказано в "Круге первом", "Раковый корпус". А слои были разные у кого-то потолше, у кого-то потоньше. Единственное, что хочу добавить по "Архипелагу". В жизни, в местах лишения свободы, гораздо страшнее, чем это написано у Солженицына. Говорю это не с чужих слов. Абсолютно верный принцип взаимоотношений осуждённых указал Солженицын -"Сдохни первым ты, а потом уж я". И там тоже слои, слои, слои. Верно поэтому всё советское общество и было ГУЛАГОМ. Когда убрали человека с ружьём, тогда и рухнул Советский Союз.
А священнику А.Шумскому спасибо за откровенность.
1. Галина : Впечатления
2011-01-24 в 10:17

Позвольте поделиться впечатлениями от очерка.
1. О. А. Шумский все-так выходец из привелегированного московского советского слоя семидесятников. Это видно по рассказу. Многие не имели и десятой доли тех благ, которые он имел в своей юности.
2. Книги Солженицына (Архипелаг) действительно воспитывали пораженчество - но советского строя, коммунизма,а не России. Это существенная разница. Это же отношение мы находим во всех трудах русских религиозных философов - Ильина, прежде всего. В том и состояла задача коммунистов, чтобы накрепко спаять судьбу России с марксово-ленинской утопией.
3. Подлинная статистика в СССР была засекречена, архивы закрыты, кроме того, постоянно уничтожались документы по репрессиям. Естественно, пользоваться можно было лишь косвенными данными. Ими пользовался и Иван Ильин, не только Солженицын. Кожинов приводит свои вычисления, но как представляется, главная задача была для него - оправдать Сталина и свалить всю вину за массовые репрессии на евреев.
4. Автор не заметил у Солженицына важного указания - его опыт базируется на показаниях свидетелей и на личной биографии. Поэтому напирать на "художественность" было бы неправильно. Это свидетельство, которое можно опровергнуть доказательством лживости свидетелей - но этого нет и не было. За Архипелаг соввласть не давала бы 5 лет тюрьмы, если бы это был роман. Для нее было страшно то, что это была правда, которую нельзя было рассказывать. То, что западные державыы использовали это в своих геополитических интересах, не отменяет самого принципа - не скрывайте преступления.
5. Феномен преклонения перед Западом мог оформиться в обстановке железного занавеса (это принцип существования любой марксистской общественно-политической системы). И важно понять, что западничество шло через детей советской элиты. Их родители ездили на Запад. Оттуда привозили пластинки, шмотки - потом это растекалось по толкучкам за баснословные деньги. Они шли в комсомол, партию, клялись там коммунизму, но не верили ни одному слову мертвой доктрины. На Россию им тоже было наплевать. Главное - карьера. Потом они перетекли в бизнес, стали успешными людьми (комсомольский босс Ходорковский).
Для советской системы по-настоящему страшным было не западничество, а религиозность. Вот это выжигалось каленым железом.
6. Роль КГБ в то время была очень серьезной. Автор как-то шутливо об этом говорит. Работало соответсвующее управление - был тотальный тайный контроль - шли вербовки, разработки, перлюстрации корреспонденции, наблюдения по линии борьбы с враждебной идеологией - и не только среди засветившихся диссидентов - а во всех коллективах без исключения.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме