Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

В Московской духовной семинарии накануне перестройки

08.02.2013


Игумен Кирилл (Сахаров) о профессоре А.И.Осипове …

Просмотрел две увесистые папки с записями лекций Алексея Ильича Осипова – несомненного многолетнего лидера рейтинга популярности среди преподавателей Московских духовных школ. По сути, получилась стенография, включая «лирические отступления». Огромный материал, включающий в себя доказательства бытия Божия, оценку наследия известных греческих и немецких философов, славянофилов (особенно Хомякова), взгляд на другие религии, взаимоотношения науки и религии и многое другое.

Вспомнил, как бомбардировал почтенного профессора письменными и устными вопросами почти на каждой лекции (и даже передавал эти вопросы в другие классы), как общался с ним на переменах. Захотелось что-то сказать такое о лекциях Осипова, что не пересказывало бы их содержание, а было бы менее известным. И вот из всего, что есть в моих записях, отобрал следующее: выступление о духовной жизни с ответами на вопросы (она была вне учебной сетки), записи о консультациях перед сессиями, различные отступления от тем уроков на злобу дня. И вот, что получилось. Опровергая взгляд на происхождение религии по причине страха перед грозными явлениями природы (гром, наводнения, землетрясения и т.п.), что заставляло людей обожествлять явления природы, неодушевленные предметы, животных, Алексей Ильич говорил, что в Египте, например, поклонялись жучку скарабею и обоготворяли кошку. А вот тигра нет. Казалось бы, что сильное и могучее должны обоготворять в первую очередь, ан нет.

Слово «богословие» Осипов считал неудачным термином, малопонятным. Древняя Церковь не знала того богословия, которое знаем мы – она знала истинное богословие, которого мы не знаем. Преп. Иоанн Лествичник писал, что начало богословия есть совершенство чистоты. Богословие не есть философия, когда все внимание на рациональное познание, а состояние сердца при этом, нравственное состояние не так важно. В богословии главное боговедение, а не заучивание текстов и философских мнений. Богословом невозможно стать без научения молитве. Нельзя позволять мыслям бродить, позволять любой твари оставлять след в своей душе. Необходимо постоянно обращаться к Богу. Духовная жизнь начинается с борьбы с помыслами. Кто с ними не борется, тот не победит себя. Молитва должна совершатся со вниманием и сокрушением сердца. Научное богословие говорит применительно к нашему языку, оно оперирует аналогиями. В Писании сказано: «да знают Тебя Единого Истинного Бога». Возникает вопрос: ведь и диавол все знает, почему же он остается диаволом? Потому что недостаточно только теоретического знания, а необходимо приобщение к божественной жизни. «Вкусите и видите, яко благ Господь». Богословская наука открывает не божественную жизнь, не духовный мир, а только правильный путь к тому, что мы можем узнать. То, что «Бог есть любовь» можно познать только опытно. Нельзя допускать подмены: вместо боговедения, заниматься празднословием о Боге и за это получать ученые степени. Соблюдение устава не должно быть самоцелью. Нельзя забывать о просвещении народа. Например, во время всенощного бдения положено несколько раз читать поучения, но это забыто, не исполняется.

Нередко на лекциях и выступлениях А.И.Осипова звучала критика Запада. Помню, как на консультации по основному богословию для заочников он говорил, что на Западе стирается грань между истиной и ложью. То, что раньше классифицировалось как ересь, теперь воспринимается как личное богословское мнение. Например, англиканский епископ Робертсон отрицал Божество Христа и вечное загробное бытие. Когда у участников очередной Ламбетской конференции прозвучали недоумения – как же он может быть епископом?! – последовал ответ: это его частное богословское мнение.

Постоянно слушатели профессора задавали вопросы об экуменизме, на что он неизменно отвечал, что единство возможно только при условии единства веры и единства принципов духовной жизни. Находящийся в прелести будет читать православный Символ Веры и исповедовать правильную догматику, но останется в прелести. На Западе происходят разные страшные вещи, например, так называемые новые переводы Священного Писания. По сути это не переводы, а переистолкования. Вставляются целые фразы, которых нет в Евангелии. Горе-переводчики полагают, что тем самым они помогают лучше понять смысл. Совершенно выбрасываются из текста такие понятия как «покаяние», «Царство Божие» и др. На экуменических конференциях, например, в Бангкоке все реже говорят о Боге и вечной жизни и все чаще о спасении в горизонтальном плане: преодолении экономического отставания и социального неравенства, расовой дискриминации и т.п. То есть происходит полнейшая материализация, процесс подмены. Осипов предрекал: если открыть границу на один день, то нас завалят псевдорелигиозной литературой. Великое благо, что гос. инстанции этого не допускают. В некоторой изолированности России заключается великое благо. Если бы было бы иначе, то все мерзости с Запада пришли бы к нам, а мы не имеем должного иммунитета.

Алексей Ильич вспоминал, как однажды он летел в самолете за рубеж в составе делегации нашей Церкви на какое-то экуменическое мероприятие. Полтора часа продолжался его спор с митрополитом Никодимом об экуменизме. В конце этого разговора митрополит назвал Осипова врагом экуменизма и, тем не менее, вскоре назначил его преподавателем экуменизма в аспирантуре. Осипов предупреждал, что при официальном декларировании цели экуменизма как свидетельства о Православии, имеют место существенные издержки, а именно: отрицательное воздействие, особенно на молодых священнослужителей, соприкосновения с Западом.

Беседуя с западными богословами, Осипов говорил им, что в СССР положение Церкви лучше, чем у них. У вас, говорил он, я видел в кирхе 5-10 пожилых людей, пришедших на один час молитвы, а у нас зимой в шубах по 3-4 часа стоят. Латинское представление о чистилище не подтверждается ни одной ссылкой на Священное Писание. По словам Осипова, это даже не ересь, а просто глупость. А догмат о непорочном зачатии Девы Марии не возвеличивает, а умаляет ее достоинство, т.к. недооценивает личные заслуги. Если католицизму свойственен законнический подход, спасение в нем рассматривается как плата за дела, то протестантизм, по сути, является попыткой максимального приспособления Христианства к нуждам ветхого человека, попыткой избавить его от напряжения в духовной жизни. В его системе от человека ничего не требуется. Он декларирует: «Соля фиде» - только вера. Если ты уверовал, то ты уже спасен. Отвергнув большое количество извращений средневекового католицизма, вместе с этим он отверг и подлинное Предание, опыт богопознания, хранимый в Церкви. Это отрицание Церкви, как соборности, утверждение индивидуализма, произвола. В этом заключается главная причина распада протестантизма на ряд ветвей .

По мнению Осипова, главная причина ереси заключается в гордости. При этом национальные и культурные особенности не являются определяющими.

Постоянно звучала из уст профессора критика латинских подвижников, живших в средневековье (святитель Игнатий Брянчанинов называл их «западными сумасшедшими»). Например, основатель ордена иезуитов Игнатий Лойола писал, что он может силой мысли сойти в ад и в чистилище и на небо в райские обители. Если исходить из критериев древних подвижников благочестия, то это просто безумие! - восклицал Осипов. Резко критиковал Алексей Ильич теософию, оккультизм и прочие практики общения со сверхъестественными силами с «черного входа». Христианский подвиг, по его словам, сосредоточен на излечении человека, его души, а оккультизм – на познании сокровенных эзотерических сил, раскрытии их в природе человека. Христианскому деланию свойственно смиренномудрие, осознание своей немощи и недостоинства. По словам преп. Исаака Сирина, без смирения напрасны наши труды и добродетели. Преп. Марк подвижник говорил, что все скорбное с нами происходит за наше возношение. В качестве примера А.И.Осипов приводил выдержку из дневника св. праведного Иоанна Кронштадтского: «Я опять сорвался и снова возопил к Богу, покаялся, после чего ощутил радость прощения. С Богом я все могу, а без Него ничего». Те, кто пошел по пути псевдо-духовности, мнит о себе, не видит своих грехов, своей поврежденности, тому не нужен Христос. И снова о молитве – нельзя творить ее как заклинание, как магическое действие, вне связи с Богом. По словам святителя Игнатия (Брянчанинова), истинная молитва должна совершаться со вниманием, благоговением и сокрушением сердца. Об экстрасенсах: они не видят души человека, их действия могут дать временный эффект. Леча одно, другое они калечат. Могут повредить психику. О нехристианских религиях: ощущение Бога в них есть, но нет истинного знания о Нем и нет правильной духовной жизни – отсюда фантазии. Христианство предлагает высший идеал, такое высокое учение о любви содержит только оно. Истинность его учения опытно подтвердили подвижники благочестия. Это были люди, жившие в разные эпохи, имевшие разный образовательный и культурный уровень, принадлежавшие к разным сословиям, но шедшие одним узким путем борьбы со страстями и похотями и достигшие богоподобия в любви. Бог готов дать все каждому человеку, но мы не всегда способны это принять. Мы очень слабы. Бог ставит нас в наилучшие условия для нашей жизни.

Игумен Кирилл (Сахаров), настоятель храма свт. Николы на Берсеневке


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев - 24

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

24. М.Яблоков : Ответ на 23., Т.В.:
2013-02-16 в 16:22

И что вы этим доказали?! )))
Можете здесь хоть всей Новый Завет поместить, от этого ничего не изменится )
Вы самого главного не усвоили:
"Суть Писания не в чтении Писания, а в его понимании."(свт.Иларий Пиктавийский).
23. _Ольга_ : 22. М.Яблоков
2013-02-16 в 15:36

"Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности."(2Тим.3,16).
Более того Ветхий Завет есть прообраз Нового

.
Этого А.И. Осипов не отрицает.

Может нам еще от Десятисловия отказаться?!
Все это есть древнее маркионитство - "Бог есть Любовь и только Любовь", осужденное еще во II веке папой Аникетом как гностицизм. Отрицание таких свойств Божества как Справедливость, и вообще в итоге отрицание Бога как Судьи. В конечном счете - оригеновский апокатастасис. К Православию это никакого отношения не имеет

.
Десятисловие в изложении апостола Павла: «Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон.
Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай чужого и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя.
Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона « (Римл. 13:8-10).
«Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22:37-40).
Вот Вам и «древнее маркионитство»
22. М.Яблоков : Ответ на 20., Т.В.:
2013-02-16 в 13:06

мы должны в своей жизни руководствоваться учением Христа и заповедями блаженства, а не Ветхим Заветом с заповедями, данными древним иудеям.


Это и есть отрицание Ветхого Завета по примеру древних гностиков.
"Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности."(2Тим.3,16).
Более того Ветхий Завет есть прообраз Нового. Может нам еще от Десятисловия отказаться?!
Все это есть древнее маркионитство - "Бог есть Любовь и только Любовь", осужденное еще во II веке папой Аникетом как гностицизм. Отрицание таких свойств Божества как Справедливость, и вообще в итоге отрицание Бога как Судьи. В конечном счете - оригеновский апокатастасис. К Православию это никакого отношения не имеет.
21. Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии : Ответ на 2., Т.В.:
2013-02-09 в 17:59

Алексей Ильич Осипов – богослов с большой буквы. На его лекциях выросло не одно поколение православных верующих. В РПЦ несть числа священнослужителей - учеников Алексея Ильича. Его лекции базируются на Священном Писании и учении Святых отцов, все утверждения имеют под собой убедительную аргументацию. Поэтому его лекции высоко ценятся в среде тех, кто стоит за чистоту православия. Попытки некоторых западно-ориентированных церковных лиц обвинить профессора Осипова А.И. в искажении учения православной Церкви не имеют под собой никакого основания. Алексей Ильич как истинно православный человек достойно выполняет свою миссию, не обращая внимания на «тявканье» в его сторону. Осипов Алексей Ильич - пример глубокой веры, аскетичности, высокой образованности и мудрости.



Полностью разделяю Вашу точку зрения. Спаси Вас Христос.
20. _Ольга_ : 17. М.Яблоков
2013-02-09 в 17:50

Древние маркиониты тоже отрицали Ветхий Завет

.
Слово «тоже» неуместно. А.И. Осипов не отрицает Ветхий Завет, как ересиарх Маркион, а говорит о том, что его нужно изучать в той мере, в какой это нужно для понимания Нового Завета, что мы должны в своей жизни руководствоваться учением Христа и заповедями блаженства, а не Ветхим Заветом с заповедями, данными древним иудеям.
http://azbyka.ru/hri...stva/4g59-all.shtml
19. Александрс. : Модераторам
2013-02-09 в 15:29

Ой, извините, я перепутал, этот комментарий я писал для статьи "(Видео) Архиепископ Марк..." Переправьте, пожалуйста, туда. Спасибо
ОТ МОДЕРАТОРОВ. Извиняем, конечно, но помочь не можем. Здесь же "переправка" не действует, надо отправлять комментарий от Вашего имени, что технически не возможно.
18. Кирилл Салтыков : Re: В Московской духовной семинарии накануне перестройки
2013-02-09 в 14:09

Дай Бог здравия Алексею Ильичу! На моей памяти многие "сомневающиеся" пришли или идут в Лоно Церкви.
17. М.Яблоков : Ответ на 16., Козодой:
2013-02-09 в 12:57

Вот ответ А.И. Осипова про Авдеенко. https://www.youtube.....watch?v=MHOvWLKoebIНо интересно тут отношение к Ветхому Завету. Он интересен как индуизм. Но на это нет времени.


Древние маркиониты тоже отрицали Ветхий Завет.
16. Козодой : Отношение к Ветхому Завету
2013-02-08 в 23:02

Вот ответ А.И. Осипова про Авдеенко.
https://www.youtube....watch?v=MHOvWLKoebI
Но интересно тут отношение к Ветхому Завету. Он интересен как индуизм. Но на это нет времени.
15. _Ольга_ : 12. иерей Илья Мотыка
2013-02-08 в 22:57

Вообще то я имел ввиду одесского протоиерея Георгия Городенцева, окончившего в 1985 г. Московскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия.
И если вы ведите в его взглядах ереси невооруженным взглядом, укажите на них

.
<..>
Мои слова: «Отсутствие должного духовного образования у самого маститого священнослужителя видно невооруженным глазом» - адресованы не к почитаемому Вами протоиерею. Я говорила о монахах в сане - в связи со словами Патриарха о необходимости духовного образования монашествующих. Кого конкретно я имела в виду – не имеет значения. Вам эти люди не знакомы.
14. иерей Илья Мотыка : Re: В Московской духовной семинарии накануне перестройки
2013-02-08 в 22:33

А теория нравственного монизма, которую исповедует Алексей Ильич вступает в конфликт с трудами русских святителей: епископа Воронежского Тихона Задонского "Об истинном христианстве", епископа Феофана (Говорова) Затворника "Начертание православного нравоучения", епископа Игнатия (Брянчанинова)"Слово о человеке" и "Слово о смерти".
Интересный ученик был у святителя Игнатия, что то взял, а много проигнорировал.
13. иерей Илья Мотыка : Re: В Московской духовной семинарии накануне перестройки
2013-02-08 в 22:25

К тому же меня смущает глава в книге "Путь разума в поисках истины"профессора А.И. Осипова посвященная загробной участи души и вечным мукам. Она находится в полном противоречии с работой святителя Игнатия (Брянчанинова) епископа Ставропольского и Кавказского "Слово о смерти".
12. иерей Илья Мотыка : Т.В.
2013-02-08 в 22:15

Вообще то я имел ввиду одесского протоиерея Георгия Городенцева, окончившего в 1985 г. Московскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия.
И если вы ведите в его взглядах ереси невооруженным взглядом, укажите на них.
11. М.Яблоков : Re: В Московской духовной семинарии накануне перестройки
2013-02-08 в 22:07

Самые образованные богословы за всю историю Церкви были Ориген, Арий и Несторий.
10. Александрс. : Ответ на 7., Т.В.:
2013-02-08 в 21:34

Кандидаты богословия, не закончившие Духовную академию?! http://uchenie-osipo...razovanie_karelina/Осипов – доктор богословия и заслуженный профессор.



Это совершенно не аргумент. Это же не математика. Даже малограмотный простец монах может быть гораздо более духовно просвещен нежели высокообразованный академик. В истории так чаще всего и было. Хотя архм.Рафаил вдобавок весьма достаточно образован.
9. _Ольга_ : 6. иерей Илья Мотыка. В дополнение
2013-02-08 в 21:16

"Маститые священнослужители» – еще не означает знание богословия и невозможность впасть в ересь.
Думаю, не случайно, Патриарх Кирилл говорит о том, что монахи должны иметь духовное образование: «Действительно, важно, чтобы практический опыт монаха, который он получает через участие в богослужениях, исполнение послушания, общение с опытными собратьями, преобразовывался с помощью „образования книжного“ в мировоззрение, позволяющее целостно, в духе православной традиции смотреть на мир, различать и распознавать его искушения и подмены».

Отсутствие должного духовного образования у самого маститого священнослужителя видно невооруженным глазом.
8. Ник Ликашин : 4. М.Яблоков: - "это священная корова"
2013-02-08 в 20:39

Я так же не согласен с А. Осиповым, но только в том, что язычество отличается от христианства отсутствием Христа: может быть, кроманьонцы под Его именем подразумевали священную корову? Передумайте…
7. _Ольга_ : 6. иерей Илья Мотыка
2013-02-08 в 20:37

Кандидаты богословия, не закончившие Духовную академию?!
http://uchenie-osipo...brazovanie_karelina/

Осипов – доктор богословия и заслуженный профессор.
6. иерей Илья Мотыка : Т.В. замечание на комментарий №4
2013-02-08 в 19:48

Только одна проблема в вашем комментарии. Все критики А.И. Осипова выпускники Московских духовных школ, кандидаты богословия, маститые священнослужители предстоявшие за престолом Божиим не один десяток лет. А не какие-нибудь юнцы-модернисты или униаты.
5. _Ольга_ : 3. Александрс.
2013-02-08 в 19:25

Некоторые только пытаются выдать себя за «НЕ ориентированных», бьют себя кулаком по груди, доказывая, какие они ортодоксы, а на самом деле все с точностью до наоборот: под маской борцов за чистоту православного вероучения расшатывают Русскую Православную Церковь - на радость католико-протестантскому Западу. Кого ни возьмешь из обличителей Осипова А.И. – все граждане других государств.
4. М.Яблоков : Ответ на 3., Александрс.:
2013-02-08 в 19:00

Попытки некоторых западно-ориентированных церковных лиц обвинить профессора Осипова А.И. в искажении учения православной Церкви не имеют под собой никакого основания. Западно-ориентированные как раз и не пытаются обвинять, а весьма довольны (за редкими только выпадами в их сторону). А вот я больше доверяю мнению архимандрита Рафаила. И это не "тявканье", а очень серьезно аргументированные возражения. Простите.


Похоже, для кого-то Осипов - это священная корова )
3. Александрс. : Ответ на 2., Т.В.:
2013-02-08 в 18:24

Попытки некоторых западно-ориентированных церковных лиц обвинить профессора Осипова А.И. в искажении учения православной Церкви не имеют под собой никакого основания.


Западно-ориентированные как раз и не пытаются обвинять, а весьма довольны (за редкими только выпадами в их сторону). А вот я больше доверяю мнению архимандрита Рафаила. И это не "тявканье", а очень серьезно аргументированные возражения. Простите.
2. _Ольга_ : Re: В Московской духовной семинарии накануне перестройки
2013-02-08 в 17:53

Алексей Ильич Осипов – богослов с большой буквы. На его лекциях выросло не одно поколение православных верующих. В РПЦ несть числа священнослужителей - учеников Алексея Ильича. Его лекции базируются на Священном Писании и учении Святых отцов, все утверждения имеют под собой убедительную аргументацию. Поэтому его лекции высоко ценятся в среде тех, кто стоит за чистоту православия. Попытки некоторых западно-ориентированных церковных лиц обвинить профессора Осипова А.И. в искажении учения православной Церкви не имеют под собой никакого основания. Алексей Ильич как истинно православный человек достойно выполняет свою миссию, не обращая внимания на «тявканье» в его сторону. Осипов Алексей Ильич - пример глубокой веры, аскетичности, высокой образованности и мудрости.
1. Славянофил : Люблю профессора за глубину и ясность
2013-02-08 в 15:28

Спасибо отче Кирилл, за Вашу статью, для меня , как и для очень многих, лекции Алексея Ильича - огромная помощь. Жизнь так нас пытает ежедневными многочасовыми поездками, но когда есть возможность слушать голос и мысли Осипова, то даже толкотня в метро и в электричке становится уроком Христианства. Может мои слова, излишне высокопарны, но это искренне. Люди вокруг, своим поведением, суровостью лиц, грубоватыми повадками, вдруг перестают раздражать, а наоборот появляется желание поделиться с ними той мыслью и радостью, которой делится с нами А.И.Осипов. И еще одно важное наблюдение: лекции профессора требую много кратного прослушивания, поскольку говорит он о понятиях не простых, и не упрощает их для собеседника. Опыт показывает, что каждый раз прослушивая его лекцию ты вдруг понимаешь, что-то новое, что прошло мимо прошлый раз.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме