В Московской духовной семинарии накануне перестройки

Игумен Кирилл (Сахаров) о протоиерее Михаиле Турчине

0
784
Время на чтение 4 минуты
Последний год обучения в МДС (1983) особенно запомнился яркой личностью протоиерея Михаила Турчина. 30 октября прошлого года исполнилось 15 лет со дня его кончины. Преподавал о.Михаил историю, гражданскую историю, в курсе которой, однако, много уделял внимания событиям церковной жизни, особенно XX века. О.Михаил очень выделялся среди преподавателей своей нестандартной методикой ведения предмета. Это было не систематически-монотонное изложение, а ярко-мозаичное. Содержание урока обуславливалось не жесткой программой, а скорее было продуктом «харизматических импульсов», которые лектор в яркой гамме фактов, личностей, лирических отступлений обрушивал на студентов.

Батюшка был небольшого роста, с «жгучей» южнорусской внешностью. В нем был лоск дипломата (он был сотрудником ОВЦС), отличался он широким кругозором и живостью мысли. В его биографии есть один трогательно-жертвенный эпизод: поступив после окончания Одесской духовной семинарии в Ленинградскую духовную академию, он взял академический отпуск. Причина – дать возможность брату завершить образование, так как последнему из-за наличия родственников духовного звания не давали учиться.

В 1962–1968 годах учился на вечернем отделении философского факультета МГУ, одновременно работал слесарем-сборщиком на заводе. С 1976 года стал преподавать в Московских духовных школах, одновременно служа в храме в честь Казанской иконы Богородицы в Коломенском. С 1987 года до неожиданной смерти в 1997 году, на 59 году жизни, о.Михаил – настоятель Никольского собора в столице Австрии. В последнюю в своей жизни субботу он совершил утреннее богослужение, погребение, венчание, крещение ребенка, провел урок в воскресной школе и совершил всенощную.

Для меня, человека любознательного, падкого до всего яркого и необычного, о.Михаил был просто находкой. Я с нетерпением ждал его лекций, впитывал мозаичную россыпь материала, который он давал на своих уроках. Просматривая его лекции, я отметил на них отпечаток модного тогда «богословия революции», экуменизма (о.Михаил был референтом ОВЦС по вопросам взаимоотношений Русской Православной Церкви с Римо-католической церковью), стереотипов советской пропаганды в отношении личности нашего последнего Царя-мученника и его окружения. Но было и другое. О.Михаил в те так называемые застойные годы мог позволить себе подробно рассказать нам студентам о том, как взрывали храм Христа Спасителя и намеревались снести собор Василия Блаженного. Высказать возмущение т.н. Музеем религии и атеизма в Казанском соборе Ленинграда, привести другие примеры кощунственного отношения к святыням (помню его рассказ о комбайне, который выехал из закрытого, некогда прекрасного храма). Подробно он рассказывал о Поместном Соборе 1917-1918 годов, о Патриархе Тихоне, о гонениях на верующих в первые годы советской власти. По его словам, отношение к истории СССР «не должно быть восторженно-романтическим. Необходимо отмечать как положительные, так и отрицательные стороны». Как видно из этих его слов, речь здесь не об «отдельных недостатках», а о нечто большем.

Несомненно, он был очень информированным, эрудированным человеком. Его знания были не только из книг. Он говорил: «в период, когда закрывали храмы, я слышал разговоры митрополитов, около которых я вращался, их споры, и жалею, что не записал – ведь это тоже история». Не помню о себе ли он сказал, или об отце Виталии Боровом следующее: «если я увижу, что на моих уроках вы играете в шахматы или бреетесь, я ничего вам не скажу, а постараюсь исправиться, чтобы было интереснее». И еще: «когда я читаю лекции, то иду по несколько скользкому пути. Я хочу многое недосказать, чтобы это будило вашу мысль».

Интересными были его оценки исторических личностей. Приведу, например, его высказывание о Петре I: «Его называют великим, но он не так много сделал. Много людей погибло при строительстве Петербурга. Разрушил уклад русской жизни. Церковь лишил патриаршества, превратил ее в безгласную служанку. Немецкое влияние, немцев понатыкал».

О.Михаил общался со многими известными современниками, например, с митрополитом Никодимом (Ротовым) и архиепископом Василием (Кривошеиным). О последнем он говорил: «Столп Православия. Ученейший человек. Воспитан на Афоне. Великолепно знает греческий язык. На Совещании на Родосе он удивил всех греков, синхронно переводя выступления на греческий язык». Для нас «советских» семинаристов было необычно слышать о большой благотворительной и социальной работе Евангелической церкви ГДР, о Болгарии, где немало духовных лиц были героями национально освободительного движения. Монастыри были местами хранения оружия и продуктов для повстанцев. Священники спокойно ходили в рясах, а глава государства стоял рядом с Патриархом. Интересными были его рассказы о Зарубежной Церкви, Иерусалимском и Константинопольском Патриархатах. По словам о.Михаила, положение в них было бедственным. В Иерусалиме оно осложнялось напряжением в отношениях между греками и арабами, а в Константинополе давлением исламистов. Запомнился такой пассаж о греках: «когда их архиереи проходили через ризницу митрополита (по-видимому Никодима), то запросто могли взять посох с драгоценными камнями в чехле. Находчивый владыка нашел выход – велел иподьяконам вместо этих посохов поставить простые палки. Греки обиделись, но с иподьяконов спрос маленький…»

Особенно интересным был материал по обновленчеству, характеристика его вождей, таких как епископ Антонин (Грановский), протоиереи Боярский, Красницкий и Введенский. Дедушка последнего был кантором в синагоге. Введенский писал: «я шел в Церковь с твердым намерением сокрушить казенную Церковь, взорвать ее изнутри». К рукоположению его рекомендовал протопресвитер военного духовенства о.Георгий Шавельский. Архиерей, рукополагавший Введенского в сан священника, присутствовал на его первой литургии. Введенский впал в экстаз, взвизгивая он стал читать тайные молитвы вслух. Владыка не выдержал и закричал: «Прекратите! Прекратите!» Написав эти строки, обратил внимание на то, что тетрадь с записями лекций о.Михаила была ярко красного цвета, единственная такая среди множества других семинарских конспектов – под стать яркой личности самого лектора.

Последний раз я видел о.Михаила во время службы в Казанском храме Коломенского. После службы была проповедь в знакомом по урокам в семинарии стиле. Запомнилось в проповеди об убийстве католического архиепископа в Сальвадоре. Характерная черта для о.Михаила – реагирование на актуальные события, происходящие в мире.

Игумен Кирилл (Сахаров), настоятель храма свт. Николы на Берсеневке
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Re: В Московской духовной семинарии накануне перестройки

Введенский впал в экстаз, взвизгивая он стал читать тайные молитвы вслух.

И сейчас такие же есть.
М.Яблоков / 06.02.2013, 09:04
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игумен Кирилл (Сахаров)
«Богатство обязывает»
К 100-летию кончины П.П.Рябушинского
26.04.2024
Терпение и спокойствие
Записки пациента НИИ урологии
25.04.2024
Как меня развели на «наместника Троице-Сергиевой Лавры»
Об одном из проявлений мошенничества
20.04.2024
Три дня в гостях у Григория Распутина
Как я жил на квартире Григория Ефимовича
01.04.2024
«Было необычно видеть такое большое количество людей»
На престольном празднике Данилова монастыря
20.03.2024
Все статьи Игумен Кирилл (Сахаров)
Последние комментарии
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Павел Тихомиров
26.04.2024 10:22
«Политика разрушения Российской империи заложила "бомбу" на долгие годы»
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 09:50
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от С. Югов
26.04.2024 09:23
Декоммунизация Шевченко
Новый комментарий от Апографъ
26.04.2024 08:47
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
26.04.2024 08:05