В защиту либералов или как запретить войну идей?

Валерий Расторгуев о неуместной ретивости Петербургской прокуратуры в «деле иерея Александра Шумского»

Красносельская прокуратура против Русской народной линии 
0
1187
Время на чтение 8 минут

Запретить войну идей (а именно этим и занялись отдельные почтенные фемидослужители в Питере) - идея, конечно, хорошая и даже миротворческая: как бы замечательно все устроилось, если бы политические идеи либо жили дружно, не оскорбляя друг друга, либо вовсе не жили. Последняя точка зрения, заметим, нашла отражение в «ельцинской конституции», строго-настрого запретившей государству нашему иметь собственную идеологию, хотя это то же самое, что запретить государству быть государством... Если бы авторы конституции на самом деле хотели запретить идеологию, то им бы пришлось вслед за большевиками запретить «священную» частную собственность (т.е. саму суть либеральной идеологии), а потом... застрелиться, поскольку бесклассовое общество - тоже идеология, только с другим креном, но не менее жестокая и бесчеловечная, как показала история. Призывы «жить безыдейно» далеко не новы, хотя чаще всего они действительно исходят от либерально-миротворческой изобретательности в самом высоком понимании миротворчества, на которое только способны либералы (наподобие «миротворческих бомбовых ударов» по Югославии и Ираку). Но не надо все бредовые идеи приписывать только либералам.

Идея «подавить борьбу идей» специально заточенным «правосудием» возникла и была «научно обоснована» задолго до эпохи победившего либерализма. Более того, она прошла хорошую «обкатку» во многих тоталитарных режимах - как в фашистских (все помнят методы гитлеровского «просвещения») и воинственно-либеральных (пресловутая «охота на ведьм» в США или установление «демократии по-иракски»), так и в коммунистических. Об отдельных «крутых режимах», основанных не на политических идеологиях, а на принципиальной нетерпимости к иноверцам или на примате этнической чистоты, говорить не буду по двум причинам. Во-первых, эта проблематика далеко выходит за пределы нашей темы, а во-вторых, надо следовать проверенному принципу «не навреди». Все, кто профессионально занимается столь сложным предметом, каким является так называемый религиозный или этнический экстремизм (названия эти сами по себе настолько некорректны и политизированы, что представляют огромную опасность), - будь то юристы, политологи или журналисты, не должны сами провоцировать проявления не придуманного, а реального экстремизма. А совершить оплошность легко, т.к. проблемы, связанные с конфессиональными и этническими противоречиями, похожи на оголенные провода. Их надо либо обсуждать открыто и сообща, с умом и тактом, с участием самых достойных и образованных представителей разных вероучений и этнических групп (этой цели служила когда-то Палата Национальностей, упраздненная ныне), либо не касаться вовсе без особой надобности. (См. на эту тему: «Это подготовительный этап к более масштабным политическим реформам»). Но еще раз повторю сказанное в начале: как бы замечательно зажили люди, если бы политические идеи жили дружно... 

Теперь несколько слов о сути конфликта, возникшего и разгорающегося в «городе революций». Напомню, 6 ноября в Красносельском районном суде Санкт-Петербурга состоялись предварительные слушания гражданского иска Красносельской прокуратуры к «Русской народной линии» о признании статьи священника Александра Шумского «От "контрольной прогулки" до контрольного выстрела» экстремистской. Я знаком с этим текстом, и мне причина преследования совершенно не понятна: почитайте любой сколько-нибудь политизированный сайт, и вы найдете миллионы (!) текстов, написанных и подписанных известными людьми, где даются несравненно более резкие оценки политических оппонентов, самая мягкая из которых (если речь идет о критике либералов) - «либерал-фашизм». К примеру, переводная книга (почти подарочное издание) со схожим названием успешно продается в больших книжных магазинах страны, и никого это не задевает (книгу не называю, чтобы не заниматься рекламой). Основание же для преследования в данном случае - «вывод научно-консультативного заключения» некоего научного сотрудника (специалиста по русскому языку!), взявшего на себя смелость судить и «заключать». Согласно этому заключению, в тексте статьи иерея Александра Шумского, опубликованной на сайте www.ruskline.ru, «содержатся унизительные характеристики, отрицательные оценки лиц по признаку их политической принадлежности (либералы)». Адвокат священника в своем слове справедливо отметил, что «в этом заключении социальная принадлежность подменяется политической, а политическая группа приравнивается к социальной группе». На этом основании, собственно, и строится все обвинение в экстремизме.

Я не просто разделяю позицию адвоката, но и позволю себе раскрыть эту проблему в политологическом ключе, поскольку связь политических идеологий с социальным положением людей и даже с их этническим происхождением, хотя и просматривается, но требует, по меньшей мере, ответственного анализа, а не примитивной псевдо-лингвистической экспертизы. В противном случае попытки мнимого «противодействия экстремизму», предпринятые судебными органами, могут легко превратиться в провокацию, а точнее, в прямое провоцирование к экстремизму людей, не склонных к радикализму в принципе. Не надо путать причины со следствиями. Дело в том, что межэтническую и межконфессиональную рознь порождают вовсе не политические идеологии и тем более не их войны: чем им, идеологиям, еще заниматься, если не воевать и не оскорблять друг друга? Они только для этого и предназначены.

Не идеологии раскалывают общество на социальные группы, а причины совершенно иного рода, порождающие и обостряющие социальное неравенство. Среди этих причин - все те же групповые, клановые и, увы, классовые интересы. Дмитрий Медведев в свою бытность Президентом однажды даже назвал теорию классовой борьбы экстремистской (кажется, на одном из Ярославских форумов). С этим выводом можно было бы согласиться, поскольку эта теория сыграла роковую роль в мировой истории, если бы не одно «но». Дело в том, что эта теория лишь отражает вполне реальные и самые что ни на есть классовые антагонизмы, которые не спрячешь за декларациями о социальном мире и социальном государстве. По этой причине в классовом обществе, тем паче столь поляризованном, как наше, в принципе не может быть социального мира, но может быть (при умной политике и грамотном судействе) социальное перемирие и даже сотрудничество... Обычно оно начинается с введения прогрессивного налогообложения, введения «квот на расслоение» и наказания казнокрадов. Но это к слову. В любом случае именно конкурирующие группы, кланы и классы, концентрирующие в своих руках власть, а заодно и все основные ресурсы, Богом данные народам, - подлинные виновники социального раскола и, соответственно, экстремизма. При этом каждая из политических идеологий, призванных «обслуживать» конкурирующие силы, способна проникать в сознание миллионов, во все без исключения слои общества, во все этнические или профессиональные группы, а в принципе - в каждую семью и в сознание любого человека. Одно из последствий такого «мозгового повреждения» - массовое распространение популяции «политических шизоидов» (помните шизоидный разгул бандитских 90-х?).

Идеологии достигают этой цели, поскольку паразитируют на общественных болезнях и фобиях, порожденных все тем же социальным неравенством - сверх-концентрацией богатств и ресурсов в руках меньшинств, чаще всего семейных или этнических кланов. Но неравенство неравенству рознь. В нашей стране, не знавшей подобной несправедливости, возникновение и усиление чудовищного имущественного расслоения произошло на памяти одного поколения (!), сопровождалось вопиющим обманом (купоны вместо собственности) и открытым насилием, легализованной коррупцией. По этой причине «наш либерализм» не следует путать с либерализмом, который известен другим народам, давно переболевшим чумой «первичного накопления». У них выработался иммунитет на болезненное расслоение, да и чувство меры, у нас - долго еще ни такого иммунитета, ни чувства меры не будет, как и зачатков справедливости. А оскорбить «наших либералов» просто невозможно, поскольку именно они, а не их критики и оппоненты, сделали слово «либерализм» в русском языке едва ли не самым грязным политическим ругательством. Русский язык судебным решением не исправишь. А знать собственный язык полезно и русистам (это уже к вопросу о качестве экспертных услуг)...

Что же касается политических идеологий, то они действительно растут на самых низких человеческих пороках, как на дрожжах: либо на зависти к «удачливым» (людям и семьям, народам и странам, классам и расам), либо на презрении к нищим, особенно к тем, кого обобрали «миротворцы», в том числе - к «варварским народам» или «странам изгоям». Это уже обороты из терминологии либералов, якобы «обиженных» о. Александром. Именно здесь - в зависти к «успешным» и презрении последних к «низшим» - скрыты подлинные и подлые истоки всех «великих учений». (См. об этом: «Изыдиология для России: идеологии в мире идей, людей, вождей»).

А теперь немного истории. Германские нацисты первыми обнаружили, к слову, родство политических идей с их социальными носителями. Сделали они это «открытие» на основе медицинско-антропологических и этно-полицейских изысканий: измерь череп потенциального преступника, почитай досье на его дедов и бабок и смело выноси приговор. Либералы еще раньше пытались и пытаются ныне осуществить похожие проекты, хотя и с меньшим успехом: вспомним хотя бы либеральные затеи с евгеникой и массовой стерилизацией «социальных низов», которые («низы») почему-то тяготеют к «неправильным» идеологиям. Лет пять назад, помнится, британский парламент рассматривал и отклонил очередной проект подобной стерилизации. Впрочем, это был, конечно, не последний из прожектов такого рода: либеральная наука не спит, политика не дремлет. Большевики и вовсе не мелочились: чуждые идеи выжигались во времена былые вместе с их носителями и даже самими образованными классами: дешево и сердито. Был и кампучийский опыт, позволявший красным кхмерам устанавливать чуждую идейную принадлежность казнимых без суда и следствия по их социальному положению и образовательному статусу.

Почему я вспомнил о фашистах и полпотовских изуверах, истребивших большую часть собственного народа? Жизнь заставляет: именно эту связь политической идеологии и социального положения заново открыли, как уже говорилось, «эксперты» и «прокураторы» в Питере, исследуя «преступную деятельность» батюшки, который позволил себе слегка поиронизировать над болотными либералами... Откуда у весьма уважаемых прокурорских работников берется убежденность в своей правоте? Видимо, они - те немногие, кто заранее знает, какая идея правильная, а какая нет. В данном случае, они, вероятно, придерживаются радикально-либеральной идеологии, которая действительно дает свободу судить и осуждать носителей всякой иной идеологии. За эту свободу последовательные либералы и жизни не пожалеют. Чужой, разумеется, жизни. Подозреваю, что именно эта чрезмерная чиновничья ретивость либералов от юриспруденции - посильный вклад интеллектуалов в превращение либерализма из вполне приемлемого политического учения в непотребное ругательство.

В заключение - небольшое воспоминание из моей молодости, фрагмент из старой советской жизни, когда еще были и бесплатная медицина, и дружба народов (кто теперь поверит из молодых?), а также относительное социальное равенство. Умом понимаю, что это была опасная и тупиковая коммунистическая утопия, но и забыть не могу... Помню, однажды курирующий наш вуз чекист официально попросил группу ученых написать экспертное заключение об известном ныне, а тогда только что появившемся в «домашнем видео-прокате» и полуподпольном фильме «Омен» (The Omen) Ричарда Доннера, повествующем о злодеяниях новоявленного антихриста на Земле. Я с сотоварищами-экспертами не без удовольствия посмотрел за казенный счет на игру актеров, и мы пришли к единодушному мнению, что «состава преступления» здесь нет: можно даже рекомендовать к показу... Чекисты согласились. С подобной рекомендацией обращаюсь и к питерским судьям: почитайте занимательную и душевно-полезную публицистику о. Александра, и вам полегчает. Я сам со многим не согласен (по сравнению с ним я бо-о-ольшой либерал), но добрая мотивация автора у меня не вызывает сомнений: он не может спокойно наблюдать, как хищники доразворовывают родную землю - стаями и поодиночке, как они раскачивают институты и сами основы государственной власти, в том числе президентской, прикрываясь либерализмом. Поэтому дерзну дать еще один  совет (как почти либерал либералам): не пачкайтесь, господа юристы, даже если вы последовательные либералы. Либералы - такие же люди, как и все. Среди них есть и вполне честные, как правило, бедные либералы. Я сам знаю таких. И они явно не заслуживают, чтобы их скопом считали иудами, ворами и провокаторами. Если идеологии не могут примириться, то мы-то - нормальные люди, которые способны отличить идеологическую паранойю от реальной жизни. Как говорил один из кино-мульти-героев поздне-советских времен, давайте жить дружно! Прислушались бы тогда - не развалили бы страну.

Валерий Расторгуев, профессор МГУ, член оргкомитета Народной партии большинства

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

2. удивительная статья

Спасибо автору за такую , непривычную для нынешней РНЛ , обстоятельную , мудрую и спокойную статью.
Кирилл Мелихов / 11.11.2012, 14:51

1. Re: В защиту либералов или как запретить войну идей?

Как хорошо ознакомиться с мнением о произошедшем, высказанным мудрым человеком.
Ирина_1950 / 09.11.2012, 16:54
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Валерий Николаевич Расторгуев
Политические игры в классиков и судьба учения Макса Вебера
О превращении рядового немецкого профессора в «классика по договорённости»
16.06.2021
Уйба ощутил себя отцом народа Коми
Слова главы Коми к жителям республики «у вас я — Путин» напоминают о забытом отеческом статусе русских губернаторов
28.05.2021
Как назовут эпоху Путина?
21 год назад Владимир Путин вступил в должность Президента России
07.05.2021
Выборы есть, а выбора нет?
Об особенностях российской партийной системы и о причинах снижения доверия к выборам
28.04.2021
Вождь — мой советчик
Как меня однажды спас Владимир Ильич
22.04.2021
Все статьи Валерий Николаевич Расторгуев
Красносельская прокуратура против Русской народной линии
Просим прекратить преследование портала «Русская народная линия»
Учёные и деятели культуры – авторы РНЛ – обратились с письмом к руководителю Роскомнадзора А.А.Жарову
04.09.2019
Опять «Русской народной линии» грозят 282-й статьей УК
На сей раз за то, что мы «опорочили честь и достоинство» высокопоставленного содомита Исака Фрумина
03.11.2017
К кому придут с обыском завтра?
Правозащитник Владимир Осипов об обыске в издательстве Института русской цивилизации
04.07.2016
Снова поступил заказ на русский экстремизм?
В издательстве Института Русской Цивилизации прошли обыски на предмет поиска экстремистской литературы
01.07.2016
Все статьи темы
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от учитель
22.11.2024 14:50
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
22.11.2024 14:24
Трамп – это просто «Вучич», но калибром побольше?
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
22.11.2024 13:43
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
22.11.2024 13:22
«Путь России — собирание народов и земель»
Новый комментарий от Ленчик
22.11.2024 13:22
Рецензия на сериал «Плевако»
Новый комментарий от Фиалка
22.11.2024 12:22
Зачем?
Новый комментарий от Владимир Николаев
22.11.2024 09:56