Если указанная перспектива стала заметной даже внешним по отношению к Церкви силам, то уж никак непростительно будет нам замалчивать свою болезнь. Мы имеем в виду заявление пресс-службы ЛДПР в связи с выходом в свет фильма «Анатомия протеста-2». Нынешняя политическая ситуация сравнивается здесь с той, что сложилась 100 лет назад: «Снова экстремисты всех мастей, снова левые, умеренные, правые, националисты, либералы, снова связи с криминалом. Цель этих людей - подготовить и провести очередную революцию… не хватает только попа Гапона, чтобы возглавить движение смиренных сограждан к воротам Кремля, с хоругвями и пламенными речами…». Сколь ни умилительно слышать со стороны либеральных демократов ставшие привычными обличения в адрес то либералов, то демократов, следует заметить, что по сути все сказано правильно. И если возразят: Гапон был-де предводителем пролетариата, сейчас же пролетариат не существует в качестве политической силы, то мы ответим: Гапон был предводителем развращенной революционной пропагандой части населения, самоназвание же ее уже - дело десятое. Тогда это был пролетариат, сегодня - какие-то «дельфины», противостоящие неким «анчоусам».
Весьма созвучной самозваному «дельфинарию» оказалась позиция, например, прот. Георгия Митрофанова, высказанная недавно в интервью сайту «Daily Talking»: «Если в нашей стране жизнь станет благополучнее, если начнут функционировать системы здравоохранения и социального обеспечения, правоохранительные органы, то наши храмы опустеют… Потому что большинство людей - это закон человеческого естества - обращается к богу, чтобы что-то получить от него, чтобы он сделал лучше их жизнь на земле… Подлинное христианство - религия немногих…» После этих откровений напрашивается вопрос: как «подлинные» христиане (дельфины) исполняют, например, Великую ектению? Может быть, они молятся не о «благорастворении», но о «злорастворении» воздухов - дабы благоденствие не развратило верующих?
Прот. Георгию трудно скрыть свой «аристократизм», особенно когда он говорит о «низших» слоях населения, например, о военнослужащих: «Среди молодежи людей с религиозными запросами очень немного. Более того, в нашу армию попадают люди, в основном, из неблагополучных семей, менее образованных и социально отсталых. А среди низового уровня молодежи религиозность еще меньше распространена».
Апостол Павел рассуждал на сей счет противоположным образом: «Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; но Бог избрал немудрое мiра, чтобы посрамить мудрых, и немощное мiра избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мiра и уничиженное и ничего незначащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, - для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом» (1 Кор. 1, 26-29). Может быть, как учили деятели пролеткульта, пора вслед за Пушкиным и Достоевским сбросить с корабля современности также апостола Павла? Ведь его речи не соответствуют «высокому нравственному цензу» обитателей «дельфинария». Мы не говорим, будто прот. Георгий Митрофанов - тот самый искомый Георгий Гапон, призванный возглавить шествие представителей революционного класса к стенам древнего Кремля. Более того, готов на что угодно поспорить - он там ни при каких обстоятельствах не появится: он ведь все-таки благородный дельфин, а не какой-нибудь злобный революционный крокодил.
Наша задача - томография либерального нарыва на теле Церкви. Некоторые из его деятелей указаны в статье А.Д.Степанова «Сергей Чапнин против Святейшего Патриарха Кирилла». Я не вешаю на них ярлыка гапонов, а говорю лишь, что они представляют питательную среду для их появления, своего рода инкубатор. Зимой из него уже начали было вылупляться некоторые священнослужители, думая, что настал их час. Навесив белые ленты, они кричали о нелегитимности выборов. Часть из них удостоилась похвалы со стороны зарубежной прессы. Но, видя, что протестное движение захлебывается, недоразвившиеся гапоны затаились.
Для чего Божиим промыслом было попущено совершиться масштабному кощунству в главном храме страны? Наверное, в числе прочего, и для того, чтобы произошло явственное разделение в обществе (ведь Христос принес на землю не мир, но меч): одни оказались равнодушными к поруганию святынь - другие же восстали против врагов Божиих. Церковные либералы стихийно сгруппировались в своем инкубаторе вокруг идеи непротивления злу мощью государственной власти (Правда, если бы подобную акцию совершил кто-то в их личных квартирах вопреки их воле, не уверен, что они были бы столь же благодушны к преступникам). Именно с такого рода идей, озвученных кумиром того времени Л.Н.Толстым, начиналась революционная смута начала XX века. Толстой был анафематствован за богохульство, а вот учение о непротивлении злу силою осталось не осужденным Церковью. Поэтому не стоит удивляться тому, что его метастазы так легко проникли в современную жизнь.
Думается, главное здесь вот что: церковные либералы, вслед за Толстым, подвергают ревизии основную из заповедей Христовых. Любовь они подменяют пресловутой толерантностью. Основная Божия заповедь двуедина. Любя ближнего, мы учимся любить Бога. Любя врага, мы тоже учимся любить Бога. Привыкая же быть всего лишь терпимыми к людям, не любя их, мы этот принцип терпимости неминуемо распространяем и на Бога. Ибо не любящий, а всего лишь терпящий «брата своего, которого видит, как может любить Бога, которого не видит?» (1 Ин. 4, 20). Именно любовь побуждает наказывать ближних, равнодушие - никогда. Ведь не зря сказано: «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его» (Притч. 13, 25).
Любовь - чувство самое пламенное; тогда как терпимость - просто отсутствие чувства, апатия. Возводить эту апатию в основной принцип бытия - признак скудоумия. Сколь губителен для государства принцип анархии, столь же убийственен для религиозной и нравственной жизни принцип апатии. Она ведет к безразличию, к той теплохладности, что осуждена Богом: «знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих. Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател, и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг» (Откр. 4, 15-17). Вот подлинная причина дутого «аристократизма» «подлинных» христиан - самомнение.
Пусть современная христианская жизнь представляет нам некоторые примеры ревности не по разуму - винить здесь нужно не ревность (горячность чувства), а недостаток рассуждения. Ревность же всегда поощряется Господом, ибо Он и Сам - Ревнитель, изрекший через Своего служителя Павла: «Кто не любит Господа Иисуса Христа, да будет проклят…» (2 Кор. 16, 21). После обличений в теплохладности и превозношении, Господь говорит: «Итак, будь ревностен и покайся» (Откр. 4, 19).
Либеральное, оно же апатичное, самоубийственное «православие» поражает церковное тело, сообщая ему расслабленность, подавляя иммунитет, волю к жизни. Появляются полурасслабленные, теплохладные, терпимые к злу, ко греху, богохульству и кощунству «христиане», почитающие свою гнилую апатию высшей степенью любви и одновременно высшей степенью рассудительности и безстрастия. Когда загнивает нравственное чувство, появляются «православные» защитники богохульной рок-оперы «Иисус Христос - суперзвезда» и прочей мерзости. Если отцы Первого Вселенского Собора постановили уничтожить все экземпляры «Талии» ересиарха Ария - книги, написанной стихами; догадайтесь, уважаемые адвокаты богохульства, каким было бы их мнение об этой опере. На Страшном Суде Божием будут судимы не только личности, но и дела их. Уничтожив «Талию», отцы Собора облегчили участь Ария на последнем Суде. А вы усугубляете участь создателей той оперы, попутно сея соблазн и губя свои души, а также души тех, перед кем в очередной раз будет тиражироваться богохульство. Арий лишь отрицал Божество Христа, а создатели оперы повторяют басни из Талмуда, порочащие честь и достоинство Иисуса даже как Человека, не говоря уж о Его Божестве. Или для вас признание произведения публикой - превыше всего? Тогда какие вы христиане? Вы рабы превратных человеческих мнений.
Представители так называемого «креативного» класса, символом которых далеко не случайно стало Болото, являются дельфинами только в своем воображении. Ибо дельфины в болотах не водятся. Для этих водоемов более типичны лягушки, пиявки и прочие не слишком благообразные представители фауны. Конечно, всякой пиявке приятно представлять себя дельфином. А некоторые лягушки (как в басне И.А.Крылова «Лягушка и Вол»), движимые честолюбием, начинают мнить себя вершителями судеб человечества. Но это все мечты. А пока востребован гапон, которым и может в конце концов прорваться либеральный нарыв на теле Церкви.
Иерей Сергий Карамышев, настоятель храма Св. Троицы пос. Каменники Рыбинской епархии
10. Ответ на 9., Борис Утробин :
9. на 7 Олегу В
8. К вопросу об инкубаторах
7. Re: "Инкубатор для гапоновщины"
6. Дед, это ты об о.Георгии?
5. Re: Инкубатор для гапоновщины
4. Появляются полурасслабленные, теплохладные, терпимые к злу, ко греху, богохульству и кощунству «христиане», почитающие свою гнилую апатию высшей степенью любви и одновременно высшей степенью рассудительности и безстрастия.
3. ...одной цепью...целью...
2. это вовсе не дельфины...
1. Re: Инкубатор для гапоновщины