Начав с того, что реакция православных на его предшествующую публикацию была неоднозначной и вызвала как благодарности за «спасение репутации Церкви», так и обвинения в «оранжево-болотности», отец Димитрий утверждает, что в его поступке не было политиканства. «В Церкви нашей распространен стереотип (пусть исследователи ответят на вопрос о его происхождении) о том, что Церковь – вне политики. Но это неправда. Правда в том, что высшая задача Церкви – выше политики. Но не вне… Политика – часть общественной жизни, жизни общества, людей. И в этом контексте любое общественно значимое действие и Церкви в целом, и отдельного ее члена так или иначе, прямо или косвенно, влияет на общественную жизнь, на политические процессы. Или касается их», - пишет он.
В частности, утверждает священник, «преподобный Сергий Радонежский, чудо Русской земли, как говорят историки, связанный с афонской исихастической традицией, был далеко не чужд современного ему политического процесса». «Патриархов, митрополитов и благоверных князей, кардинально (или не кардинально) повлиявших на судьбы общества, устанешь перечислять. Это справедливо и для истории, и для современности. И сегодня даже схиархимандриты не лишены политической позиции и не считают зазорным для себя знакомить с ней широкие общественные массы. Такова реальность. Неучастие в общественной жизни (и косвенно – в политическом процессе) – это миф», - утверждает он.
Мотивом же своего участия в выборах в качестве наблюдателя отец Димитрий, называющий себя «аполитичным человеком», назвал желание «увидеть происходящее своими глазами», «проверить реальность на соответствие описаниям» и «перестать быть "сетевым хомячком", а стать хомячком реальным, настоящим, хомячком в поле – в социологическом смысле термина "поле"».
«Статья, за которую меня обвиняли в "оранжистских" настроениях, не содержит этих выводов. Выводы и оценки я оставил при себе. Текст носит описательный характер, констатирует наблюдаемое. Это вообще записки обывателя. И не в коем случае не политический памфлет. Как минимум стилистически сам текст не является ни призывом, ни памфлетом. А уж если кому-то стало не по себе от описанного… Если кому-то стало неуютно и неприятно читать это, по сути, свидетельство – то это повод для претензии не ко мне. А к описываемой реальности», - заключает отец Димитрий Свердлов.
Между тем, на состоявшейся вчера в Москве пресс-конференции, председатель Синодального информационного отдела Русской Православной Церкви Владимир Легойда еще раз подчеркнул, что без особого на то благословения священники не могут участвовать в избирательных кампаниях даже в качестве наблюдателей, сообщает РИА Новости.
«Без получения благословения я лично не вижу такой возможности. В пастырский функционал необходимость выступления наблюдателем на выборах не входит... Церковь - над миром политического... Конкретное участие Церкви в каких-либо конкретных политических процессах невозможно», - подчеркнул Владимир Легойда.
По его словам, официальные документы РПЦ о взаимоотношениях с миром политики дают ответы на вопросы, возникающие и в новых ситуациях. «В конце декабря епархиальное собрание города Москвы постановило, что в выборном процессе священнослужители без благословения ни в каком формате участвовать не могут», - напомнил глава информотдела. Однако, по его мнению, это и так подразумевается церковным порядком.
С самого возникновения в российском обществе темы политических акций протеста позиция Церкви, по словам ее представителя, была такой: «каждый гражданин в соответствии с голосом совести сам должен решать – участвовать или нет». И среди чад Русской Церкви – как те, кто вышел на акции протеста, так и те, к кому они были обращены, отметил Легойда. «Церковь не регламентирует сферу политического», - заключил представитель Московского Патриархата.