Последние события как внутри страны, так и за рубежом показывают, что Россия подошла вплотную к точке бифуркации, т.е. к выбору вектора своего дальнейшего развития. Выбор этот, судя по всему, будет окончательный. Если Россия выберет постлиберальный путь, то её ждет очень быстрый и страшный конец. Если Россия выберет имперский вектор движения, то у неё есть шанс встать с колен и выпрямиться в полный рост, хотя это будет сопряжено с очень большими жертвами. Но здесь, как говорится, либо судьба «опущенного» в лагерной зоне, либо судьба воина, вступающего в смертную схватку с врагом, исход которой ни для кого не ясен. Но если у «опущенного» шансов нет никаких, то у воина есть возможность хотя бы достойно умереть. Согласитесь, лучше умереть в бою, чем у параши. Нельзя сражаться с врагом без любви к своей Родине, к своему народу, т.е. без патриотизма. Недаром же столько сил и средств было потрачено в ельцинскую эпоху либеральными идеологами на дискредитацию патриотизма, поскольку именно он являлся главной основой Империи.
Сегодня с российским либерализмом как таковым уже всё ясно. «Коллективный Троцкий» российского либерализма показал себя во всем своем безобразии, от него уже готовы отвернуться даже многие из тех, кто ещё недавно поддерживал.
Но у русского патриотизма появился новый противник - национализм. В последних статьях «Народ или нация?» и «Националистические грабли русской интеллигенции», а ещё раньше в статье «Русский выбор: Кровь или кровь?» я, казалось бы, достаточно аргументированно объяснил, чем русский национализм принципиально отличается от русского патриотизма. Прежде всего, русский национализм отрицает Русскую Православную Церковь, а в пределе христианство вообще, а также имперскую государственную идею, ставя во главу угла племенные интересы. Меня удивили отрицательные отзывы на указанные статьи. Собственно, ни в одном из них не усматривается попытки возразить на мои аргументы по существу. Вместо этого либо откровенное хамство, либо полная научная и историософская безграмотность, когда утверждается, что национализм как таковой ни в чем не виноват, а виноваты, оказывается, православные, отдавшие национально-ориентированных граждан в лапы антихристианских сил.
Кто-то из оппонентов даже умудрился в моей антинационалистической позиции усмотреть уранополитизм, т.е. полное отрицание любви к Родине. Уже давно замечено, что многие из тех, кто пишет отзывы, не желают вчитываться в реальный авторский текст и полемизируют не с автором, а со своими собственными измышлениями.
Но довольно об оппонентах. Продолжим разговор о национализме. Очевидно, что идеалом русского националиста является национальное государство, сбросившее бремя имперских окраин, которое должно, по мнению националистических идеологов, обеспечить процветание русским. Нет более фантастической и опасной утопии, чем идея национального русского государства. Неужели непонятно, что такое государство будет мгновенно сломлено и физически уничтожено, поскольку оно по определению не сможет себя защищать? Ядерный щит - атрибут имперский, а не националистический. Никакого ядерного щита у национального русского государства быть не может. Ядерный щит предполагает наличие имперских евразийских связей, без которых просто невозможно скомплектовать ни одну баллистическую ракету или построить подводный крейсер нового поколения. Этот ряд можно очень долго продолжать. Даже теплую военную форму не пошить без имперских связей.
Когда в частном разговоре я спросил одного из идеологов нынешнего русского национализма, как они собираются отстаивать свою Родину в военном отношении, лишившись груза имперских окраин, то не услышал ничего вразумительного, кроме того, что если понадобится, то национальное государство будет развивать необходимые для него связи. Так спрашивается, зачем же эти связи уничтожать, если потом снова придется налаживать их? Повторяю, национальное русское государство - такая же утопия, как мировой троцкистский интернационал. Последний стоил нам очень дорого, и только благодаря сталинской политике удалось избежать сгорания России в мировом интернациональном пламени.
Очевидно, что национальное русское государство обречено на аналогичное сгорание в крематории постлиберального интернационала. Кстати, один из моих оппонентов ухитрился найти в моих статьях обоснование нового интернационала в виде либеральной империи. Воистину, словоблудию нет предела. Либеральная империя, особенно в России, по определению невозможна. Поскольку имперский принцип организации государства и общества исключает либерализм как абсолютно враждебную империи разрушительную силу. Другое дело элементы демократии в империи. Такие элементы, представленные, в частности, в виде местного самоуправления, в империи необходимы, чтобы империя не выродилась в голый деспотизм, несовместимый с жизнью. Надо ли объяснять читателю, что либерализм и демократия вещи разные. Особенно это заметно в российской действительности. Так что мои оппоненты, как принято говорить в Одессе, «путают Гоголя с Гегелем». В России и содержанием, и формой либерализма была и остается лютая антиимперскость. Какая уж тут либеральная империя.
Вообще удивителен апломб у наших доморощенных националистов. Ведь ещё совсем недавно никакого национализма как явления, тем более идейно оформленного, у нас и в помине не было. Для того, чтобы любить свою Родину и свой русский народ вполне хватало патриотизма. Были патриоты, которым противостояли либералы, и всё всем было понятно.
Но в последние 5-6 лет сформировался национализм как политическое явление, причем национализм этот, как я уже неоднократно подчеркивал, совершенно нерусский по сути, а западный и буржуазный. И вот теперь многие хорошие русские люди «повелись» на националистическую подмену патриотизма. Думаю, что в специальных западных ведомствах кое-кто получил повышение по службе за удачно проведенную спецоперацию, которая вполне могла бы называться «Подмена патриотизма национализмом в постсоветской России». Российский либерализм в чистом виде находится в состоянии агонии (последние парламентские выборы продемонстрировали это самым наглядным образом), поэтому он больше не может использоваться Западом в качестве антиимперского тарана. Развалился таран, сгнил изнутри. Теперь наши «западные партнеры» попытаются сделать такой таран из русского национализма, который в сочетании с недобитками из либерального лагеря может составить серьезную антиимперскую силу, которая в условиях коррумпированности и непоследовательности российской власти может добиться немалых успехов.
Теперь я хотел бы сказать несколько слов о психологии национализма вообще и русского в частности. Национализм, по своей сути, по своей природе провинциален и женоподобен. Да, да, у национализма совершенно женское и провинциальное лицо. Ведь чего хочет женская природа? Она стремится к семейной бытовой комфортности и безопасности. Она страшится больших масштабов и пространств. Ей по сердцу маленький уютный местечковый мирок, в котором всё на своих местах, в котором всё видно, и нет никаких убегающих вдаль горизонтов. Идея жертвенности такому миропониманию не свойственна. Поэтому важнейшая духовно-нравственная и психологическая установка русского национализма, как и всякого другого, проста: живи для себя. С такой женоподобной и провинциальной психологией невозможно воевать, если вдруг понадобится. Невозможно одерживать победы. С такой психологией можно только полностью проиграть и потерять всё, в том числе и иллюзию уютного мирка. Заметим попутно, что слово «народ» - основа империи, мужского рода, а слово «нация», противостоящее империи, - женского. Говоря о женоподобной психологии националиста, я вовсе не хочу задеть достоинство женщины, особенно русской, к которой испытываю неизбывное уважение. Речь у меня идет исключительно о психологических свойствах, тем более, что сегодня всё больше мужчин становятся совершенно женоподобными по стилю мышления и поведению. Мне уже приходилось об этом писать.
По моему мнению, имперское мировосприятие - мужское и вселенское, а националистическое - женское и провинциальное. Я, естественно, далек от мысли жестко противопоставлять мужское имперское начало женскому националистическому. В Империи Русских, к которой мы стремимся, должна быть выстроена правильная иерархия, как в правильной семье, где муж является главой семьи и обязан заботиться о женщинах и детях. Но последние должны подчиняться своему мужу и отцу. И когда в семье жена свергает мужа, ничего хорошего из этого получиться не может. Такая семья неизбежно разваливается. Наши националисты, подобно безумной жене, хотят упразднить отчее начало. Очевидно, что только русский патриотизм обладает правильным пониманием иерархии, только на его основе возможно создать Империю Русских, в которой все смогут достойно жить и развиваться.
Нельзя заменять патриотизм национализмом, это так же опасно, как заменить церковнославянский язык русским. Кстати, национализм и русификация церковнославянского языка - две стороны одного разрушительного процесса, направленного на уничтожение земной и небесной иерархии. Национализм разрушает империю, а русификация - Церковь.
Ещё необходимо обратить внимание читателя на следующий парадокс: подавляющее большинство русских националистов совсем не русского происхождения. Странно, не правда ли? И ещё, невозможно себе представить кого-нибудь из идейных националистов в очереди к Поясу Пресвятой Богородицы. А патриотам, подпавшим под влияние националистической идеологии, хочу напомнить, что националисты последовательно отрицают все государствообразующие фигуры русской истории - Иоанна Грозного, Петра Первого, Иосифа Сталина. И, наконец, хочу задать запутавшимся в русском национализме патриотам последний вопрос: что стал бы предпринимать благоверный князь Александр Невский, окажись он русским националистом? Правильно. Он пошел бы против татар и потерял бы всё. И вопрос о создании русской империи был бы отложен ещё на долгое время. Но князь Александр Невский был русским патриотом, поэтому он замирился с Ордой и пошел отражать натиск Запада, и одержал великую победу, плодами которой мы живем до сих пор и будем жить дальше, созидая Империю Русских.
Иерей Александр Шумский, специально для «Русской народной линии»
28. Ответ на 21., Дмитрий 988:
27. истинно "православное" сознание
26. Для Славы Тамбовского
25. Ответ на 21., Дмитрий 988:
24. Семейчанину
23. Русские – не рабы чужих народов!
22. Здравствуйте, уважаемые читатели РНЛ и автор.
21. Артемию
20. Ответ на 6., Дмитрий 988:
19. Как же достали эти сытые московские теоретики...