22 ноября Президент России Дмитрий Медведев подписал Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», который был принят Государственной Думой 1 ноября и одобрен Советом Федерации 9 ноября. Как известно, против принятия этого закона активно выступали православные общественные организации и родительская общественность. Уже после принятия закона с критикой его выступили и официальные представители Русской Православной Церкви. Сегодня мы предлагаем вниманию читателей комментарий сложившейся после принятия закона ситуации аналитического Центра этноконфессиональных исследований.
«Закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» вызывает крайне негативную реакцию среди православной общественности. Даже плохо информированные представители общественности светской, когда начинают понимать, какие ключевые положения содержит в себе этот закон, приходят в ужас.
Вскоре после принятия закона официальными лицами нашей Церкви было сделано три заявления: два из них сделал председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон (Шатов) и одно - председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин. Во всех трех заявлениях содержится совершенно справедливая негативная оценка этого закона, которая, по нашему убеждению, не вызывает сомнения. Но возникает другой вопрос: почему эти обличительные заявления делаются уже после принятия закона? Владыка Пантелеимон в свое оправдание говорит, что «Церкви не показывали последнюю редакцию закона и не спрашивали, согласна она с ней или нет. Церковь не присутствует в Госдуме как партия».
Однако из информированных источников нам доподлинно известно, что патриархийные чиновники внимательно ознакомились с предыдущей редакцией закона, которая вызвала серьезные возражения со стороны экспертов, аналитиков и православной общественности. В новой редакции закона каких-то существенных отличий от старой редакции нет. Все ключевые положения, против которых шла столь ожесточенная борьба как экспертов, так и родительской общественности, православных общественных организаций, в последней редакции закона сохранены. Более того, мы знаем, что когда шло обсуждение законопроекта, состоялась встреча его лоббистов с владыкой Пантелеимоном. Этой встречи лоббисты сильно боялись, поскольку они ожидали, что Русская Православная Церковь встретит в штыки многие положения законопроекта. Однако по окончании этой встречи они ушли успокоенными, убедившись в том, что владыка «конструктивно настроен» и выступает только против абортов.
Кроме того, совершенно непонятно, почему синодальные чиновники не обладали соответствующей информацией, когда в интернете было распространено несколько десятков критических материалов на тему обсуждавшегося тогда Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Причем, необходимо подчеркнуть, что если самое важное Заключение - докторов юридических наук И.В.Понкина и М.Н.Кузнецова и ряда других экспертов - было опубликовано действительно поздно, когда что-либо изменить было уже практически невозможно, то многие другие материалы публиковались практически в течение всего лета, начиная с июня. Кроме того, в Москве в кинотеатре «Пушкинский» в октябре этого года прошел III Всероссийский родительский Форум, на котором не только была выражена озабоченность в связи с принятием данного законопроекта, но и принято Обращение ко всем органам государственной власти России федерального уровня. С докладом на этом мероприятия выступил, в частности, один из заместителей протоиерея Всеволода Чаплина. После этого Форума была даже объявлена Всероссийская голодовка родителей, протестовавших против законопроекта, о которой достаточно широко сообщали СМИ.
Неужели синодальные чиновники ничего не слышали об этих событиях? Если они действительно ничего об этом не знали, то приходится с печалью констатировать, что их аппарат имеет низкий профессиональный уровень. Остается им только посоветовать регулярно и внимательно читать «Русскую народную линию», на которой размещена отдельная страничка, посвященная обсуждению данного законопроекта, недавно, к сожалению, ставшего уже законом. РНЛ предоставляет по этому вопросу своевременную и оперативную информацию. Однако опять-таки, согласно сведениям, которыми располагает наш Центр, синодальные клерки все-таки были в курсе и теперь после того, как «из конюшни увели всех лошадей», пытаются навешивать на неё большие и непреодолимые, как им кажется, замки.
Всё это крайне печально и заставляет сделать вывод о том, что события развиваются по привычной для нас схеме. Не так давно председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополит Меркурий также высказывал очень жесткие и абсолютно справедливые критические замечания касательно эксперимента по введению ОПК, который проводит Министерство образования и науки. Но, опять же, все эти абсолютно справедливые замечания были сделаны уже после того, как эксперимент вступил в силу и стал распространяться по всем регионам России. Напомним, что никаких правовых оснований для продолжения той практики, которая до этого имела место в ряде регионов (когда предмет преподавался в полном объеме с 1 по 11 класс и не содержал методологически ошибочного и губительного смешения культурологического курса с обезличенным религиоведением) данный эксперимент не предусматривает. Всё держится только на честном слове министра образовании и науки Андрея Фурсенко, на его обещании «не трогать» эти регионы. Напрашивается вывод, что официальные представители РПЦ занимают в лучшем случае довольно двусмысленную позицию».
4. Напрашивается вывод, что официальные представители РПЦ занимают в лучшем случае довольно двусмысленную позицию
3. Будьте внимательны
2. Полностью поддерживаю!!!!
1. проверка