Игумен Виталий – духовное чадо отца Александра Меня, соратник и единомышленник пресловутого Кирилла Фролова. Уже этих двух штрихов довольно, чтобы понять, что он – человек вполне определенного образа мыслей. Наше виртуальное знакомство состоялось в сентябре 2010 года после публикации на РНЛ статьи о.Александра Шумского «Невменяемые», посвященной почитателям о.Александра Меня. В ответ отец игумен разразился разгромной статьей в своем ЖЖ, которую начали активно тиражировать в блогах его друзья-фролеры.
Вскоре игумен Виталий нашел еще один повод выступить против нас. Дело было так. Известный общественный деятель, бывший замминистра образования СССР, бывший депутат Госдумы, профессор Борис Виноградов предложил нам для публикации статью, в которой предлагал выдвинуть Святейшего Патриарха Кирилла в президенты. Мы статью опубликовали и попросили диакона Владимира Василика дать богословский и церковно-исторический комментарий предложению Б.Виноградова. Фролеры (и игумен Виталий в их числе), привыкшие мыслить конспирологически, увидели в этих публикациях целенаправленную провокацию против Патриарха, и игумен разразился новой статьей.
Во всех статьях игумена Виталия красной нитью проходила незамысловатая мысль: Священноначалие должно принять меры прещения в отношении РНЛ. Я тогда же ответил на эти выпады игумена Виталия небольшим комментарием «Это свидетельство нашей правоты. О нападках и клевете неообновленцев и модернистов в адрес "Русской народной линии"». В ответ отец Виталий написал новую статью. Особенно его задело, что я назвал наших оппонентов (и его в том числе) модернистами и обновленцами. Он даже пригрозил подать на меня в церковный суд. Именно в этой статье игумен неосторожно произнес слова, которые принесли ему недавно немало неприятностей. Он написал: «Я, например, выступаю категорически против перехода на новый стиль или отказа в богослужении от церковно-славянского языка, никак не общаюсь с инославными. Считаю, что Россия в настоящий момент не созрела для демократии, а церковная "демократия" вообще неканонична и невозможна. Последнюю совершенно ошибочно именовать "соборностью". Говоря о такой "демократии церковного народа" нужно сразу вспоминать последствия "псаломщических революций" 1917 года в епархиях. С большим уважением отношусь к имперскому и советскому периодам нашей истории. Не скрываю, что уважительно и с пониманием отношусь к Сталину. В общественно-политическом плане считаю себя сторонником автократии византийского образца».
Словом, игумен Виталий неосмотрительно решил продемонстрировать широту взглядов. Честно сказать, его ответ произвел на меня позитивное впечатление. Я даже подумал об узости партийных оценок, о том, что и среди церковных либералов есть люди вполне искренние, а не одни фролеры. Этот позитивный настрой усилился после нашего личного знакомства на фестивале православных СМИ «Вера и слово», кажется, в октябре 2010 года. Я сидел в зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя и вдруг мимо меня прошел человек похожий на фото игумена Виталия. Я подошел к нему, представился, попросил благословения. Отец Виталий поначалу был очень напряжен (может, боялся, что я полезу драться?), но вскоре успокоился. Мы пришли к общему выводу: многие недоразумения легко можно разрешить при личной беседе, отец игумен даже пригласил меня к себе в епархию на чашку чая. В-общем, между нами состоялась вполне милая беседа. Потом мы стали виртуальными друзьями в фейсбуке. И я даже однажды поддержал игумена Виталия в его противостоянии с местным ревнителем не по разуму, который пытался заручиться моей поддержкой. Игумен прислал мне письмо в фейсбуке, разъяснил ситуацию, и я ответил, что в данном случае считаю его безусловно правым.
Такова предыстория. Она необходима, чтобы лучше понять собственно недавнюю (сентябрьско-октябрьскую сего года) историю. А суть истории такова: либеральные деятели и журналисты почему-то решили избрать игумена Виталия мишенью для разоблачения «сталинизма и обскурантизма» в Церкви. Почему так произошло трудно сказать: может быть, это сигнал отцу Виталию от «своих», что он вышел за флажки, а может быть, это произошло потому, что на примере игумена легко разоблачить «сталинистов». Сначала журналист ультралиберальной «Новой газеты» Л.Никитинский назвал игумена Виталия врагом интеллигенции и демократии. Затем некие Зинаида Миркина и Григорий Померанц написали открытое письмо в «Российскую газету». Эти авторы потрудились уже основательнее, собрали не только статьи игумена Виталия, но и записи из твиттера, в том числе и о Сталине. Ну а третий удар был самым сокрушительным для игумена Виталия – журналистка РГ Е.Яковлева свою беседу с председателем ОВЦС митрополитом Иларионом (Алфеевым) начала с вопроса об игумене Виталии: «Игумен Виталий (Уткин), секретарь Ивановской епархии, написал в своем твиттере: «Интеллигенция бесплодна и бесполезна для страны, поэтому православной интеллигенции не может быть в природе». Добавив к этому рассуждения о том, что Россия не созрела до демократии, автор подчеркнул, что не скрывает своего уважительного отношения к Сталину». Так поставленный вопрос вынудил митрополита Илариона припечатать игумена Виталия по полной.
После этого игумен Виталий не на шутку испугался. И было отчего. Если один из влиятельнейших членов Св. Синода говорит о тебе такие слова, а ты при этом игумен и метишь в архиереи, испугаться немудрено. И отец Виталий бросился срочно исправляться: удалил все «криминальные» высказывания из своего ЖЖ и твиттера и главное сел писать покаянное письмо митрополиту Илариону. В письме, которое он не только послал митрополиту, но и выложил на всеобщее обозрение в своем ЖЖ, он кается, просит прощения, говорит, что во всем виноваты журналисты, исказившие его слова и самое главное – виноваты злодеи с РНЛ, в запале споров с которыми он и допустил эти «ошибочные» высказывания о демократии и Сталине.
На защиту игумена Виталия тут же бросаются его друзья: Фролов в своем ЖЖ пишет, что игумен Виталий больше всего на свете любит митрополита Илариона, а гламурный «Правмир» публикует пространное интервью с игуменом Виталием, причем, вопросы задают аж два интервьюера – священник Андрей Ефанов и главред ПМ Анна Данилова.
Это интервью игумен Виталий использовал на полную катушку для самооправдания и для составления доноса на РНЛ. Он сразу же заявляет: «Всем хорошо известно, что в Рунете присутствует такой ресурс, как «Русская народная линия» (приятное признание значения РНЛ, про которую «всем хорошо известно» – А.С.). Мне представляется, что в настоящее время его деятельность носит оппозиционный характер по отношению к священноначалию нашей Церкви. Особенно заметны в этом плане публикации РНЛ, направленные непосредственно против деятельности председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, митрополита Волоколамского Илариона». Уже после такого пассажа можно смело ставить зачет игумену Виталию по составлению доносов.
Но отец игумен не останавливается на достигнутом и ближе к концу интервью составляет уже развернутый донос на РНЛ и наших авторов. Процитирую полностью этот пассаж, поскольку он говорит сам за себя: «Но обратимся к материалам «Русской народной линии», полемике с которой были посвящены мои материалы 2010 года. Что же мы находим здесь? Значительное количество статей, посвященное прямой апологии И.В.Сталина. Например, 14 июля 2011 года – Игорь Фроянов. "Великан Сталин и пигмей Столыпин". 22 июля 2011 года – Протоиерей Александр Васькин. "Еще о Сталине". Вот весьма характерная цитата ее автора: "По роду своей прошлой деятельности в качестве офицера-политработника, секретаря комитета ВЛКСМ шахты, первого секретаря райкома комсомола, члена бюро райкома КПСС, члена исполкома и депутата райсовета народных депутатов мне приходилось иметь много бесед с участниками Великой Отечественной войны. И ни от одного из них я не слышал худого слова в адрес Сталина. Ни от одного!" и в следующем абзаце: "Несомненно, Сталин был православным христианином, вел тяжелейшую борьбу за Россию и не дал антихристианским и антирусским силам в свое время сделать то, что мировая закулиса проделывает с нашей Родиной в наши дни". 17 октября 2011 года – Протоиерей Александр Васькин. "Еще о Сталине. Продолжение".
И, наконец, материалы, появившиеся уже после программного интервью митрополита Иллариона, которые, с моей точки, зрения, являются прямым вызовом священноначалию (вот это особенно характерно: мол, митрополит Иларион обозначил правильную линию, а эти «оппозиционеры» даже после этого не унимаются! – А.С.). Это: 27 октября 2011 года – Священник Сергий Карамышев. "Опять тень Сталина кому-то не дает спокойно уснуть". 28 октября 2011 года – Протоиерей Сергий Вишневский: "Я настоящий сталинист". В последней статье об этом священнике говорится: "В его кабинете рядом с портретом Императора Николая Второго размещен бюст Сталина. По его словам, Господь послал Сталина как "очистительный меч возмездия" русскому народу, в частности, священникам, за то, что они сделали". В следующем абзаце читаем: "Протоиерей Сергий Вишневский также отмечает и церковные нестроения. По его словам, в Церковь проникли агенты католицизма и баптизма, которые призваны дискредитировать и опорочить Церковь".
Как видите, есть ресурс, точнее - ресурсы (злодеи сильны, их много? – А.С.), и есть священнослужители, которые предлагают совсем другие по объему и содержанию материалы, нежели мои две вырванные из контекста старые фразы. Но не о них пишут и говорят».
Как говорится, комментарии излишни. Донос составлен в лучших традициях 30-х годов, после чего можно предположить, ЧТО ИМЕННО в эпохе Сталина так нравилось прежде отцу Виталию. Впрочем, я прекрасно понимаю игумена и даже жалею его. Он попал в очень непростую историю. Видимо, он наивно полагал, что можно честно высказывать свои мысли и при этом «делать карьеру». И получил наглядный урок, что это вещи не совместные.
Бедный, бедный игумен Виталий! Он ведь, наверняка, понимает, что совершил неблаговидный поступок, фактически призывая к репрессиям против своих собратьев-священников. И наверняка его мучают угрызения совести (по крайней мере, у меня сложилось впечатление, что отец Виталий не похож на главного «православного эксперта», которому – плюнь в глаза, он скажет: Божья роса). Да, отче, такие нынче времена, что свободно обсуждать любые проблемы – это привилегия тех, кто не стремится делать карьеру.
В заключение, хочу пару слов сказать о некоторых теоретических тезисах отца Виталия, которыми он пытается оправдать свое непристойное поведение. Он – историк по образованию – и пытается себя позиционировать как своеобразного теоретика-политолога, ставя под сомнение идеологическую платформу РНЛ и православного патриотизма в целом. Вот его слова: «Полагаю, что идеологию РНЛ и всего ее круга, которую я очень условно называл "православными патриотами", можно определить как ультралиберальную. Такой подход возможно кому-то кажется парадоксальным, но я считаю что это действительно так. Они говорят о том, что церковные дела должны, якобы, решаться тем, что они называют "церковным народом", то есть, по сути, совокупностью достаточно ограниченного количества активистов, никогда не получивших никакого систематического богословского образования, никогда не несших прямой церковной ответственности за конкретное состояние дел в конкретных приходах, епархиях, церковных структурах. Обычно такой подход по какому-то недоразумению именуется ими "соборностью". Такие активисты считают, что именно их воззрение и должно считаться голосом Церкви, так как, мол, они – "народ". Но при этом забываются слова Спасителя "Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод" (Ин. 15:16)».
По сути, отец Виталий, пытаясь окарикатурить понятие «соборность», предлагает вполне католический взгляд на церковное устройство, согласно которому Церковь – это прежде всего корпорация духовенства. Ведь католики фактически отвергают догмат о соборности Церкви, деля Церковь на «учащую» и «учащуюся». Показательна попытка отца Виталия опереться на авторитет Евангелия от Иоанна, - в контексте прежних тезисов его мысль можно понять так: Спаситель избрал не народ Божий, а именно корпорацию духовенства.
Настроение игумена Виталия вполне понятно. Он является типичным представителем молодой поросли священников и архиереев, среди которой взгляд на Церковь как корпорацию духовенства становится все более популярным. Поэтому и забывается у нас соборность, а к голосу церковного народа можно и не прислушиваться, - это, мол, крикливые активисты, а не народ. Народ – это те, кто не возражает духовенству, кто только одно говорит «благословите, батюшка». Я даже, грешным делом, думаю, что некоторым современным батюшкам народ в общем-то и не очень нужен. Нужны 2-3 богатых мирянина, которые несут деньги в храм, а остальная масса только досаждает «глупыми» вопросами, типа: согласно святоотеческой традиции, католики – еретики, о чем мы с ними тогда собеседуем; почему РПЦ не выходит из ВСЦ, зачем нужно русифицировать богослужение, зачем отказываться от юлианского календаря, по которому тысячелетия жила наша Церковь, и пр.
Характерен и тезис игумена Виталия о том, что нечего слушать тех, кто не получил системного богословского образования. Приоритет богословского образования над верой – излюбленный тезис современных модернистов. Непонятно только, как это преподобные отцы наши обходились без богословского образования?!
Таким образом, пытаясь оправдаться перед митрополитом Иларионом, игумен Виталий неожиданно поднимает важнейший вопрос современной церковной жизни – вопрос о соборности. И решение его предлагает вполне в духе модернизма и филокатолицизма.
Хочется надеяться, что своим покаянным письмом и доносом на РНЛ игумен Виталий вернет себе расположение митрополита Илариона. Я ведь зла отцу игумену не желаю. Хотя владыка Иларион – человек опытный, и неизвестно понравится ли ему, что отец Виталий в своем чрезмерном рвении решился так «потерять лицо» в глазах публики...
Анатолий Степанов, главный редактор «Русской народной линии»
453. Ответ на 461., Екатерина Домбровская :
452. Ответ на 461., Екатерина Домбровская :
451. Ответ на 458., Любезный читатель:
450. Re: О бедном игумене Виталии замолвлю я слово
449. Ответ на 455., Любезный читатель:
448. Ответ на 456., Екатерина Домбровская :
447. Женщин в юродивые не принимали....
446. Ответ на 455., Любезный читатель: Au-dessus de la melee.
445. Ответ на 454., Екатерина Домбровская : Предрожденственская сказка
444. Ответ на 453., М.Яблоков: