О бедном игумене Виталии замолвлю я слово

Как секретарь Ивановской епархии пострадал из-за РНЛ и как грамотно и вовремя писать доносы

Проблемы церковной жизни 
0
5172
Время на чтение 9 минут
Недавно разыгралась очень показательная виртуальная драма, в центре которой оказался секретарь Иваново-Вознесенской епархии игумен Виталий (Уткин). Поскольку отец игумен пострадал, как он считает, из-за РНЛ, не могу не отреагировать. Но обо всем по порядку.

Игумен Виталий – духовное чадо отца Александра Меня, соратник и единомышленник пресловутого Кирилла Фролова. Уже этих двух штрихов довольно, чтобы понять, что он – человек вполне определенного образа мыслей. Наше виртуальное знакомство состоялось в сентябре 2010 года после публикации на РНЛ статьи о.Александра Шумского «Невменяемые», посвященной почитателям о.Александра Меня. В ответ отец игумен разразился разгромной статьей в своем ЖЖ, которую начали активно тиражировать в блогах его друзья-фролеры.

Вскоре игумен Виталий нашел еще один повод выступить против нас. Дело было так. Известный общественный деятель, бывший замминистра образования СССР, бывший депутат Госдумы, профессор Борис Виноградов предложил нам для публикации статью, в которой предлагал выдвинуть Святейшего Патриарха Кирилла в президенты. Мы статью опубликовали и попросили диакона Владимира Василика дать богословский и церковно-исторический комментарий предложению Б.Виноградова. Фролеры (и игумен Виталий в их числе), привыкшие мыслить конспирологически, увидели в этих публикациях целенаправленную провокацию против Патриарха, и игумен разразился новой статьей.

Во всех статьях игумена Виталия красной нитью проходила незамысловатая мысль: Священноначалие должно принять меры прещения в отношении РНЛ. Я тогда же ответил на эти выпады игумена Виталия небольшим комментарием «Это свидетельство нашей правоты. О нападках и клевете неообновленцев и модернистов в адрес "Русской народной линии"». В ответ отец Виталий написал новую статью. Особенно его задело, что я назвал наших оппонентов (и его в том числе) модернистами и обновленцами. Он даже пригрозил подать на меня в церковный суд. Именно в этой статье игумен неосторожно произнес слова, которые принесли ему недавно немало неприятностей. Он написал: «Я, например, выступаю категорически против перехода на новый стиль или отказа в богослужении от церковно-славянского языка, никак не общаюсь с инославными. Считаю, что Россия в настоящий момент не созрела для демократии, а церковная "демократия" вообще неканонична и невозможна. Последнюю совершенно ошибочно именовать "соборностью". Говоря о такой "демократии церковного народа" нужно сразу вспоминать последствия "псаломщических революций" 1917 года в епархиях. С большим уважением отношусь к имперскому и советскому периодам нашей истории. Не скрываю, что уважительно и с пониманием отношусь к Сталину. В общественно-политическом плане считаю себя сторонником автократии византийского образца».

Словом, игумен Виталий неосмотрительно решил продемонстрировать широту взглядов. Честно сказать, его ответ произвел на меня позитивное впечатление. Я даже подумал об узости партийных оценок, о том, что и среди церковных либералов есть люди вполне искренние, а не одни фролеры. Этот позитивный настрой усилился после нашего личного знакомства на фестивале православных СМИ «Вера и слово», кажется, в октябре 2010 года. Я сидел в зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя и вдруг мимо меня прошел человек похожий на фото игумена Виталия. Я подошел к нему, представился, попросил благословения. Отец Виталий поначалу был очень напряжен (может, боялся, что я полезу драться?), но вскоре успокоился. Мы пришли к общему выводу: многие недоразумения легко можно разрешить при личной беседе, отец игумен даже пригласил меня к себе в епархию на чашку чая. В-общем, между нами состоялась вполне милая беседа. Потом мы стали виртуальными друзьями в фейсбуке. И я даже однажды поддержал игумена Виталия в его противостоянии с местным ревнителем не по разуму, который пытался заручиться моей поддержкой. Игумен прислал мне письмо в фейсбуке, разъяснил ситуацию, и я ответил, что в данном случае считаю его безусловно правым.

Такова предыстория. Она необходима, чтобы лучше понять собственно недавнюю (сентябрьско-октябрьскую сего года) историю. А суть истории такова: либеральные деятели и журналисты почему-то решили избрать игумена Виталия мишенью для разоблачения «сталинизма и обскурантизма» в Церкви. Почему так произошло трудно сказать: может быть, это сигнал отцу Виталию от «своих», что он вышел за флажки, а может быть, это произошло потому, что на примере игумена легко разоблачить «сталинистов». Сначала журналист ультралиберальной «Новой газеты» Л.Никитинский назвал игумена Виталия врагом интеллигенции и демократии. Затем некие Зинаида Миркина и Григорий Померанц написали открытое письмо в «Российскую газету». Эти авторы потрудились уже основательнее, собрали не только статьи игумена Виталия, но и записи из твиттера, в том числе и о Сталине. Ну а третий удар был самым сокрушительным для игумена Виталия – журналистка РГ Е.Яковлева свою беседу с председателем ОВЦС митрополитом Иларионом (Алфеевым) начала с вопроса об игумене Виталии: «Игумен Виталий (Уткин), секретарь Ивановской епархии, написал в своем твиттере: «Интеллигенция бесплодна и бесполезна для страны, поэтому православной интеллигенции не может быть в природе». Добавив к этому рассуждения о том, что Россия не созрела до демократии, автор подчеркнул, что не скрывает своего уважительного отношения к Сталину». Так поставленный вопрос вынудил митрополита Илариона припечатать игумена Виталия по полной.

После этого игумен Виталий не на шутку испугался. И было отчего. Если один из влиятельнейших членов Св. Синода говорит о тебе такие слова, а ты при этом игумен и метишь в архиереи, испугаться немудрено. И отец Виталий бросился срочно исправляться: удалил все «криминальные» высказывания из своего ЖЖ и твиттера и главное сел писать покаянное письмо митрополиту Илариону. В письме, которое он не только послал митрополиту, но и выложил на всеобщее обозрение в своем ЖЖ, он кается, просит прощения, говорит, что во всем виноваты журналисты, исказившие его слова и самое главное – виноваты злодеи с РНЛ, в запале споров с которыми он и допустил эти «ошибочные» высказывания о демократии и Сталине.

На защиту игумена Виталия тут же бросаются его друзья: Фролов в своем ЖЖ пишет, что игумен Виталий больше всего на свете любит митрополита Илариона, а гламурный «Правмир» публикует пространное интервью с игуменом Виталием, причем, вопросы задают аж два интервьюера – священник Андрей Ефанов и главред ПМ Анна Данилова.

Это интервью игумен Виталий использовал на полную катушку для самооправдания и для составления доноса на РНЛ. Он сразу же заявляет: «Всем хорошо известно, что в Рунете присутствует такой ресурс, как «Русская народная линия» (приятное признание значения РНЛ, про которую «всем хорошо известно» – А.С.). Мне представляется, что в настоящее время его деятельность носит оппозиционный характер по отношению к священноначалию нашей Церкви. Особенно заметны в этом плане публикации РНЛ, направленные непосредственно против деятельности председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, митрополита Волоколамского Илариона». Уже после такого пассажа можно смело ставить зачет игумену Виталию по составлению доносов.

Но отец игумен не останавливается на достигнутом и ближе к концу интервью составляет уже развернутый донос на РНЛ и наших авторов. Процитирую полностью этот пассаж, поскольку он говорит сам за себя: «Но обратимся к материалам «Русской народной линии», полемике с которой были посвящены мои материалы 2010 года. Что же мы находим здесь? Значительное количество статей, посвященное прямой апологии И.В.Сталина. Например, 14 июля 2011 года – Игорь Фроянов. "Великан Сталин и пигмей Столыпин". 22 июля 2011 года – Протоиерей Александр Васькин. "Еще о Сталине". Вот весьма характерная цитата ее автора: "По роду своей прошлой деятельности в качестве офицера-политработника, секретаря комитета ВЛКСМ шахты, первого секретаря райкома комсомола, члена бюро райкома КПСС, члена исполкома и депутата райсовета народных депутатов мне приходилось иметь много бесед с участниками Великой Отечественной войны. И ни от одного из них я не слышал худого слова в адрес Сталина. Ни от одного!" и в следующем абзаце: "Несомненно, Сталин был православным христианином, вел тяжелейшую борьбу за Россию и не дал антихристианским и антирусским силам в свое время сделать то, что мировая закулиса проделывает с нашей Родиной в наши дни". 17 октября 2011 года – Протоиерей Александр Васькин. "Еще о Сталине. Продолжение".

И, наконец, материалы, появившиеся уже после программного интервью митрополита Иллариона, которые, с моей точки, зрения, являются прямым вызовом священноначалию
(вот это особенно характерно: мол, митрополит Иларион обозначил правильную линию, а эти «оппозиционеры» даже после этого не унимаются! – А.С.). Это: 27 октября 2011 года – Священник Сергий Карамышев. "Опять тень Сталина кому-то не дает спокойно уснуть". 28 октября 2011 года – Протоиерей Сергий Вишневский: "Я настоящий сталинист". В последней статье об этом священнике говорится: "В его кабинете рядом с портретом Императора Николая Второго размещен бюст Сталина. По его словам, Господь послал Сталина как "очистительный меч возмездия" русскому народу, в частности, священникам, за то, что они сделали". В следующем абзаце читаем: "Протоиерей Сергий Вишневский также отмечает и церковные нестроения. По его словам, в Церковь проникли агенты католицизма и баптизма, которые призваны дискредитировать и опорочить Церковь".

Как видите, есть ресурс, точнее - ресурсы
(злодеи сильны, их много? – А.С.), и есть священнослужители, которые предлагают совсем другие по объему и содержанию материалы, нежели мои две вырванные из контекста старые фразы. Но не о них пишут и говорят».

Как говорится, комментарии излишни. Донос составлен в лучших традициях 30-х годов, после чего можно предположить, ЧТО ИМЕННО в эпохе Сталина так нравилось прежде отцу Виталию. Впрочем, я прекрасно понимаю игумена и даже жалею его. Он попал в очень непростую историю. Видимо, он наивно полагал, что можно честно высказывать свои мысли и при этом «делать карьеру». И получил наглядный урок, что это вещи не совместные.

Бедный, бедный игумен Виталий! Он ведь, наверняка, понимает, что совершил неблаговидный поступок, фактически призывая к репрессиям против своих собратьев-священников. И наверняка его мучают угрызения совести (по крайней мере, у меня сложилось впечатление, что отец Виталий не похож на главного «православного эксперта», которому – плюнь в глаза, он скажет: Божья роса). Да, отче, такие нынче времена, что свободно обсуждать любые проблемы – это привилегия тех, кто не стремится делать карьеру.

В заключение, хочу пару слов сказать о некоторых теоретических тезисах отца Виталия, которыми он пытается оправдать свое непристойное поведение. Он – историк по образованию – и пытается себя позиционировать как своеобразного теоретика-политолога, ставя под сомнение идеологическую платформу РНЛ и православного патриотизма в целом. Вот его слова: «Полагаю, что идеологию РНЛ и всего ее круга, которую я очень условно называл "православными патриотами", можно определить как ультралиберальную. Такой подход возможно кому-то кажется парадоксальным, но я считаю что это действительно так. Они говорят о том, что церковные дела должны, якобы, решаться тем, что они называют "церковным народом", то есть, по сути, совокупностью достаточно ограниченного количества активистов, никогда не получивших никакого систематического богословского образования, никогда не несших прямой церковной ответственности за конкретное состояние дел в конкретных приходах, епархиях, церковных структурах. Обычно такой подход по какому-то недоразумению именуется ими "соборностью". Такие активисты считают, что именно их воззрение и должно считаться голосом Церкви, так как, мол, они – "народ". Но при этом забываются слова Спасителя "Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод" (Ин. 15:16)».

По сути, отец Виталий, пытаясь окарикатурить понятие «соборность», предлагает вполне католический взгляд на церковное устройство, согласно которому Церковь – это прежде всего корпорация духовенства. Ведь католики фактически отвергают догмат о соборности Церкви, деля Церковь на «учащую» и «учащуюся». Показательна попытка отца Виталия опереться на авторитет Евангелия от Иоанна, - в контексте прежних тезисов его мысль можно понять так: Спаситель избрал не народ Божий, а именно корпорацию духовенства.

Настроение игумена Виталия вполне понятно. Он является типичным представителем молодой поросли священников и архиереев, среди которой взгляд на Церковь как корпорацию духовенства становится все более популярным. Поэтому и забывается у нас соборность, а к голосу церковного народа можно и не прислушиваться, - это, мол, крикливые активисты, а не народ. Народ – это те, кто не возражает духовенству, кто только одно говорит «благословите, батюшка». Я даже, грешным делом, думаю, что некоторым современным батюшкам народ в общем-то и не очень нужен. Нужны 2-3 богатых мирянина, которые несут деньги в храм, а остальная масса только досаждает «глупыми» вопросами, типа: согласно святоотеческой традиции, католики – еретики, о чем мы с ними тогда собеседуем; почему РПЦ не выходит из ВСЦ, зачем нужно русифицировать богослужение, зачем отказываться от юлианского календаря, по которому тысячелетия жила наша Церковь, и пр.

Характерен и тезис игумена Виталия о том, что нечего слушать тех, кто не получил системного богословского образования. Приоритет богословского образования над верой – излюбленный тезис современных модернистов. Непонятно только, как это преподобные отцы наши обходились без богословского образования?!

Таким образом, пытаясь оправдаться перед митрополитом Иларионом, игумен Виталий неожиданно поднимает важнейший вопрос современной церковной жизни – вопрос о соборности. И решение его предлагает вполне в духе модернизма и филокатолицизма.

Хочется надеяться, что своим покаянным письмом и доносом на РНЛ игумен Виталий вернет себе расположение митрополита Илариона. Я ведь зла отцу игумену не желаю. Хотя владыка Иларион – человек опытный, и неизвестно понравится ли ему, что отец Виталий в своем чрезмерном рвении решился так «потерять лицо» в глазах публики...

Анатолий Степанов, главный редактор «Русской народной линии»
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

453. Ответ на 461., Екатерина Домбровская :

Примите мой дружеский поклон как свидетельство моего искреннего к Вам расположения.

С удовольствием принимаю! И искренне желаю, чтобы никто и ничто Вас не огорчало в оставшиеся дни поста.

452. Ответ на 461., Екатерина Домбровская :

Ну, вот и чудненько )) Надо примириться, забыть взаимные разногласия и оскорбления, поцеловаться и общее дело делать. Во славу Божию и на благо Святой Русской Православной Церкви.
М.Яблоков / 23.12.2011, 13:31

451. Ответ на 458., Любезный читатель:

Извините великодушно, если моё неуклюжее заступничество Вас огорчило.

Наверное. я просто не поняла, что это заступничество, так что увы - мне. Только не огорчайтесь. пожалуйста - мне этого совсем не хочется - я и Вам и другим представителям сильного пола (не говоря уж о "слабом") желаю Рождественской радости, здоровья, приумножения сил и бодрости в эти короткие зимние световые дни. Солнце на лето - зима на мороз. А мороз - как известно, нам русским очень полезен - мы так лучше сохраняемся. Примите мой дружеский поклон как свидетельство моего искреннего к Вам расположения. А немного резкий мой ответ - сочтите вынужденным. Хотя любовь и покрывает множество грехов. но ее употреблять нужно с рассуждением. Поверьте, я НИ К КОМУ здесь не чувствую ни нелюбви, ни нерасположения. Все- хорошие. Но иногда ведут себя неразумно. И не всегда за это надо уж непременно хвалить. Ваша Е.

450. Re: О бедном игумене Виталии замолвлю я слово

Давненько я не читал таких подлых эпистолий, которые опубликовал в своем ЖЖ игумен Уткин. Льстецы, льстецы, старайтесь сохранить и в самой подлости остаток благородства. Но не таков наш игумен, он свою низость не только отправил митрополиту Иллариону, но еще и общественности продемонстрировал, чтобы все знали какой он негодяй. «Испросить у Вас прощенье, за то огорченье, которое произошло по моей вине». Ведь Вы выдающийся архипастырь, интеллектуал, и за последний год особое значение для меня имели две Ваши книги – о святителе Григории Богослове и преподобном Исааке Сирине, которые я постоянно держу под подушкой. Господи помилуй! (Обе книжки довольно слабые, а последняя вообще подложная, что я доказал уже давно в своем ЖЖ) Опять же, мои фразы были вырваны из контекста, скомпилированы моими недоброжелателями, а во всем виновата РНЛ. Игумен, не справившись с обстоятельствами, неудачно и соблазнительно произнес имя Сталина. Видимо он был не знаком с трудами отца Бачурина. А потому, «прошу Ваше Преосвященство простить мою вину. Мне бы очень хотелось, если это возможно, поступить в руководимую Вами Общецерковную аспирантуру, чтобы не только систематизировать свои знания, но и продолжить начатое мной несколько лет назад исследование сопротивления Церкви беспрецедентному секулярному давлению на нее со стороны части государственной власти и общественности. Вновь сыновне испрашивая прощения и благословения Вашего Высокопреосвященства». Игумен, опять ошибся, на коленях надо просить, вкушая землю и посыпаю голову пеплом. А вы говорите, что последние времена еще далеко…. Господи помилуй!
Венцеслав Крыж / 22.12.2011, 20:08

449. Ответ на 455., Любезный читатель:

Женщины, подарите Венцеславу слова восторга его талантом, мужественностью и неподражаемостью.

Прочтите 457. Венцеслав Крыж и подарите ему все это сами, уважаемый и очень Любезный читатель.

448. Ответ на 456., Екатерина Домбровская :

Дорогая Екатерина! Я очень люблю сказку "Золушка " в редакции Шварца. Там есть много замечательных эпизодов. Один из них, когда мальчик-паж, чтобы утешить Золушку, дарит ей волшебное мороженое. И мне захотелось Вас утешить и подарить Вам сказку. Но сказки не шепчут на ухо, а рассказывают в слух и, все, присутствующие слышат, значит и для них эта сказка. Может быть таким образом я оказался над схваткой? Извините великодушно, если моё неуклюжее заступничество Вас огорчило. P.S. Перед отправкой перечитал свой пост №455. Кажется я понял, что Вас расстроило - я неудачно выделил Ваше высказывание. Получилось двусмысленно. Ещё раз, извините.

447. Женщин в юродивые не принимали....

Удивительно! «Бесконечные мерзости и насмешки Крыжа», ничего страшного! А вот если написать о бесконечном лицемерии госпожи Домбровской, так это уже страшное хамство. Но! господа-братия, все же помнят, что госпожа Домбровская обвиняла Венцеслава Крыжа в чудовищной интенции: замочить ее в сортире вместе с отцом Бачуриным! Господи помилуй! Да как это все устроить, подкараулить госпожу Домбровскую в общественном мужском туалете? Кто как ни госпожа Домбровская обвиняла меня вместе с Артуром в историческом невежестве, не приводя ни одного аргумента. Согласитесь, что подобное голословное обвинение, человеку, который всю жизнь отдал изучению русской истории, довольно дерзко и глупо! Я пишу о конкретных вещах, о том, что десталинизация как таковая есть инструмент разрушения Церкви и России. Госпожа Домбровская об этом помалкивает, громко декларируя, что она защищает только честь и достоинство священника. Однако защита сия выборочна и пристрастна, отца Бачурина она защищает, а вот на отца Александра Васькина нападает вовсе не считаясь с саном. Это классическое лицемерие, которое прикрыто колпаком справедливости и честности. Ха-ха! Я ясно и отчетливо показал то, что отче Алексей Бачурин в экзегезе не силен и превратно истолковывает слова Кирилла Александрийского. Но им-то, десталинизаторам, какая разница, другой бы со стыда сгорел за свою экзегезу, но с них как с гуся вода. Ничего страшного….. Что касается уважаемой Иоанны и ее милых стишков, то это надо же, в 19 лет написать об стенку лбом и хранить эту стенку и этот лоб до зрелых лет! Я не буду разбирать стишки уважаемой Иоанны полностью, но на следующее четверостишие хочу обратить внимание: Как в огне под завистливым взглядом, Как в бреду среди глупых речей... Ты меня не оставь без отрады, Не прерви животворный ручей, Что спускается в ласковом звоне На безмолвие белых полей, Где предстанет все, как на ладони, Беззащитное в силе своей Уважаемая поэтесса бредит среди глупых речей. Каков, однако, образ! Кроме того, животворный ручей спускается в ласковом звоне на безмолвие белых полей. Спускаться может водопад, дождь, снег. Ручей не спускается, если, конечно, не иметь в виду иную нужду…. Ручей бежит, журчит по поверхности земли, скалы, ни никак не спускается. Бессмысленный образ и бессмысленная рифма.
Венцеслав Крыж / 22.12.2011, 14:57

446. Ответ на 455., Любезный читатель: Au-dessus de la melee.

Женщины, подарите Венцеславу слова восторга его талантом, мужественностью и наподражаемостью.

Мужчины, снимите шляпы и подарите Венцеславу свои законно им заслуженные респекты... Все уже было и не раз. Но при этом, говорили мудрые аввы, не насилуйте человека своей любовью, если она ему не нужна и он ее последовательно попирает. И если не можете почему-либо дать ему того, что нужно именно ему(как зажженные спички - детям) - то просто отойдите в сторону. Он сам не замедлит воздать себе хвалу.

445. Ответ на 454., Екатерина Домбровская : Предрожденственская сказка

Мне странно, что Вы не хотите этого видеть. Впрочем, дело Ваше. Все мы под Богом ходим.

Тихо! Ещё тише! Слышите? Мышь скребётся в углу. В печи угли потрескивают. В трубе гудит. На улице темно и холодно, а у нас тепло и свечка горит на столе. Лампадка освещает лик Спаса и Богородицу. И кажется они смотрят на нас с укором и говорят - Дети, надо любить друг друга. Надо, чтобы младшие почитали старших, чтобы сильные не обижали слабых, а наоборот - защищали. Все мы родом из детства. Время поста - уникальное время. Время для очищения наших душ от взрослых забот и невзгод, чтобы с детской радостью встретить Рождество Христово и ожидать подарка. Венцеслав, подарите женщинам стихи о любви, красоте, счастье. Женщины, подарите Венцеславу слова восторга его талантом, мужественностью и наподражаемостью. Глядишь, в этакой-то тишине, мы услышим не только звон падающих снежинок и звон Благовеста, но и голос Христа - Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас.

444. Ответ на 453., М.Яблоков:

Екатерина, нам надо быть всегда вместе, и с Венцеславом. Ну, что мы будем еще между собой ругаться на потеху обновленческой лжебратии. Мы же православные - нам между собой нечего делить.

Вы знаете, Михаил, я - только за. И человек я миролюбивый. Но быть с ним вместе, если он имеет на кого-то зуб, сложно. Сколько раз я обращалась к нему по-доброму, нет, его прорывает вновь... Посмотрите - что это он вдруг понес на нас с Иоанной - посмотрите, каким числом (11 ноября)датирован тот комментарий, который его разозлил, и что в нем такого страшного для Крыжа было написано, чтобы опять разражаться в наш адрес филиппиками. Я защищала человека от грубых и несправедливых нападок вовсе даже не Крыжа. Вообще, справедливость и честность рассмотрения в таких делах - не лишнее. Мне кажется, этого требует от нас христианство. Я вообще его не трогала. А если косвенно скажешь против шерсти - то разрешается руганью, оскорблениями, унижениями и прочими прелестями. Мне странно, что Вы не хотите этого видеть. Впрочем, дело Ваше. Все мы под Богом ходим.
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Анатолий Дмитриевич Степанов
С идеологией не только у «Царьграда», но и у России, – пока дела неважно
Пристрастные заметки об Идеологической секции съезда Союза русского народа
29.10.2024
Анатолий Степанов: Казань – один из важнейших центров русской цивилизации
Беседа с председателем Общества русской культуры Республики Татарстан Михаилом Щегловым в канун праздника Дня народного единства и участия в заседании дискуссионного клуба «Третья столица» Казанского отделения «Русского собрания»
28.10.2024
Все статьи Анатолий Дмитриевич Степанов
Проблемы церковной жизни
Узнаем ли мы Илию?
Надо внимательнее вглядываться в современных православных апологетов и проповедников
07.11.2024
Церковь Казанской иконы Божией Матери в Вырице и ее духовенство в годы Великой Отечественной войны
Доклад на конференции, посвященной 200-летию Казанского собора
03.11.2024
О внешних и внутренних угрозах
Святейший Патриарх Кирилл выступил на заседании Бюро президиума ВРНС
01.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Религиозная амбивалентность?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
07.11.2024 13:14
«Хиджабы, никабы, ещё нужно разобраться, что это такое»
Новый комментарий от Русский танкист
07.11.2024 12:49
Уроки от Иуды
Новый комментарий от Русский Сталинист
07.11.2024 12:33
Стоит ли православным праздновать дату Октябрьской революции?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
07.11.2024 12:31
Православный или «квазижидовский»?
Новый комментарий от Сергей Сидоренко
07.11.2024 11:59
«Начнёт самодеятельность – получит пулю в голову»
Новый комментарий от Георгий Н.
07.11.2024 11:59