Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Невменяемые

Отец Александр Мень / 08.09.2010


О «малом народе», протоиерее Александре Мене и его последователях …

В своё время выдающийся русский математик Игорь Ростиславович Шафаревич ввел в науку понятие «малый народ», на мой взгляд, в высшей степени удачное. Тогда на Шафаревича набросились либералы-диссиденты, обвинившие его в антисемитизме, поскольку, по их мнению, под «малым народом» Шафаревич подразумевал исключительно евреев, хотя сам Игорь Ростиславович спокойно и внятно объяснил, что в это понятие могут входить люди самых разных национальностей, в том числе и русские. Он доказал, что объединяет «малый народ» не кровь, а патологическое стремление всегда быть против большого народа, против порядка и традиций, выработанных эти народом в течение веков.

Нападки на Шафаревича лишь убедительно подтвердили, что в составе «малого народа» присутствуют также и евреи. Сегодня мы наблюдаем, что «малый народ» действительно многонационален. Самые разные этнические элементы вошли в его состав и пытаются окончательно навязать свою волю и стиль жизни большинству нашего общества.

Конфликт между малым и большим народами всегда приводил к жестокому и кровавому столкновению. Отсюда и нарастающая в последнее время тревога. «Малый народ», он хоть и малый, но очень активный. Этой активностью он компенсирует свою малочисленность. Пока большой народ неторопливо протирает свои сонные глаза, малый уже успевает везде «пометить» его большую территорию.

Есть представители «малого народа» и в Церкви. Мне уже неоднократно приходилось писать о них. В частности, в статьях «Высокомерие убивает понимание», «Советский вопрос и церковная революция» и др. Ярчайшим представителем «малого народа» в Церкви был протоиерей Александр Мень, зверски убитый в 1990 году. Этот, несомненно, талантливый человек, безусловно, является одним из главных отцов основателей современного неообновленчества.

Протоиерей Александр МеньВпервые я услышал проповедь-лекцию отца Александра в клубе на Красной Пресне, незадолго до его гибели. Эта лекция произвела на меня неприятное впечатление. Меньше всего отец Александр был похож по своей манере на священника. Стоило закрыть глаза и казалось, что говорит не православный батюшка, а профессиональный лектор из общества «Знание», надевший на себя рясу с крестом. Один из слушателей после лекции непроизвольно задал вопрос: «А в Бога-то он верит?» 

 У протоиерея Александра Меня можно выделить две, на первый взгляд несовместимые, идеи. Первая - Церковь включает в себя всё, что нравится отцу Александру. Разве что колдовской культ вуду туда не вошел. И получается, что Господь наш Иисус Христос совершенно «необязателен» для спасения. Учение отца Александра тяготеет к несторианской ереси, сущность которой заключается в растворении Церкви в стихии мира. Вторая идея - двойная богоизбранность евреев, ветхозаветная и новозаветная. У отца Александра выходит, что евреи в новозаветной Церкви имеют особую миссию, т.е. они не такие как все прочие христиане. Вот и получается парадокс - с одной стороны Церковь лишается своей церковной ограды и мусор всего мира сметается меневской метлой к её алтарю, а с другой - солью Церкви оказываются исключительно соплеменники отца Александра. Ложная вселенскость и подлинная местечковость в одном флаконе - вот суть учения протоиерея Александра Меня. И не стоило бы разбирать его идеи, если бы он не был православным священником. Ничего нового и интересного в учении отца Александра нет.

Нечто подобное проповедовали представители «малого народа» во все времена, начиная с гностиков и кончая серебряным веком. Например, в XIX веке жил протоиерей Герасим Павский, один из директоров «Библейского общества», считавший, что Церковь объемлет все исповедания. Он полагал, что православный священник ничем не отличается от лютеранского пастора. Среди «продвинутых» христиан того времени была также популярна идея создания храма в Москве с тремя отделами - для православных, католиков и лютеран. Протоиерей Александр Мень все эти идеи «творчески» развил и дополнил. Когда говорят, что благодаря отцу Александру воцерковились многие заблудшие интеллигенты, то я задаю вопрос: а хорошо ли это? Что это дало Церкви, кроме дополнительного взрывчатого вещества, называемого церковным диссидентством? Да, они вошли в Церковь, но едва освоившись в Ней, начали тут же охаивать традиции большого церковного народа. Так лучше бы не воцерковлялись вовсе! Поразительна самоуверенность его последователей. Они, как впрочем, все представители «малого народа», как представители сектантского образа мышления, абсолютно невменяемы. Мне приходилось с ними беседовать. Это оказалось совершенно бесполезно. Для меневцев ни Евангелие, ни святые отцы не являются авторитетом. Они признают только книги своего убиенного учителя.

Что же касается ужасной смерти протоирея Александра Меня, то, конечно, она вызывает сочувствие, как говорится, такого конца и врагу не пожелаешь. Но, к сожалению, невменяемые поклонники убитого священника, сделали всё, чтобы отравить наше христианское чувство сострадания. Буквально на следующий день после убийства, они стали обвинять в этом «русских экстремистов-антисемитов». Позже следствие не только не подтвердило эту гнуснейшую клевету, но и пришло к выводу о чисто уголовной причине убийства, ни с какой идеологией не связанной. И хоть бы кто-нибудь извинился! Но чему же тут удивляться, ведь невменяемость «малого народа» всегда сочетается с его вопиющей наглостью.

Вместе с тем, я продолжаю сочувствовать отцу Александру Меню. Какая незавидная судьба! Ортодоксальные евреи считают его предателем своего народа, а большинство православных христиан - отступником от Христовой Церкви. Впрочем, близко знавшие отца Александра говорят о его искренности. Проявил он и несомненное мужество в момент злодейского убийства. Поэтому помолимся за его бессмертную душу.
Иерей Александр Шумский, специально для «Русской народной линии»



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев - 33

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

33. НовоГеоргий третий : более ничего
2011-11-09 в 14:50

Я просто сторонюсь работ Меня, считаю их душевредными, хотя одно время читал его книги. Сейчас все аудио с озвучкой его работ удалил. А более ничего не скажу.
32. Георгий : Спаси Господи
2011-11-08 в 02:57

о. Александр - Вы все верно сказали. И за душу о. Александра Меня тоже помолимся. А книги его по-разному действуют. Знаю одного бывшего мусульманина, который пришел ко Христу, прочитав одну из его книг.
31. Глотов : Re: Невменяемые
2011-11-07 в 23:45

О каждом кающемся грешнике ликуют небеса. Что это дало? Спасение людей....
30. Анониму : Re: Невменяемые
2011-05-31 в 01:48

29. Аноним : Николай
2011-03-20 в 17:32
в иудейской среде осталось неприятие христианства

Это о чем вообще?!! Можно подумать приятие Христа было когда-то в иудейской среде?!
29. Аноним : Николай
2011-03-20 в 17:32

в иудейской среде осталось неприятие христианства
28. Филимонов : Re: Невменяемые
2010-10-25 в 16:41

"быть против большого народа, против порядка и традиций, выработанных эти народом в течение веков"

- если бы в каждом народе не находились такие люди, мир до сих пор был бы погружен во тьму язычества. Не зря Христос обращался к верующим "Не бойся, малое стадо!". А те, кто Его распял - защищали те самые вековые обычаи, традиции, "предания старцев"...

И тот же отец Александр, при всех спорных и неоднозначных вещах в его учении, сумел преодолеть выработанную в течении веков ненависть к христианству в иудейской среде.

Конечно, это не значит, что мы должны без оглядки отвергать все, что принято большинством "народа". Но все-таки умение мыслить себя отдельно от него, наблюдать происходящее извне и соотносить прежде всего с учением Церкви, а не с привычками масс - необходимы.
27. о. Андрей : Re: на 26
2010-10-25 в 15:29

Традиции, действительно, бывают разные. Правильнее говорить о современной тенденции ревизии Священного Предания Церкви, которое включает всю полноту Откровения Бога Его Церкви. Согласные суждения святых отцов Церкви, являющиеся таким Откровением, не могут подменяться мнениями современных "богословов".
26. Сергей Рябуха : Re: Невменяемые
2010-10-15 в 11:36

"..они вошли в Церковь, но едва освоившись в Ней, начали тут же охаивать традиции большого церковного народа"
Смотря что имеется ввиду под ними. Если номинальное участие в жизни Церкви, ограничение этого участия походами в храм по большим праздникам с традиционным освящением воды, куличей, цветочков-веничков и мёда, то правильно начали делать. Эту систему(как говорит один ЖЖ-публицист) с назначенными сверху жрецами-посредниками отправляющими для биомассы-мирян культ в котором не нужно участвовать ни умом ни сердцем, нужно активно ломать, а не только охаивать.
"Так лучше бы не воцерковлялись вовсе!"
Ну да, лучше иметь дело с бессловесным безропотным и, вдобавок, невежественным стадом, не задающих слишком много вопросов.
25. ИМХО : Re: Невменяемые
2010-10-04 в 17:30

Уже пришлось писать и на этом сайте (комментарий к статье о.Олега Стеняева) - только вред я вижу духовный от того, что пришлось быть в "чадах" о.Александра Меня. Полное согласие с о.Александром Шумским: "а хорошо ли это? Что это дало Церкви, кроме дополнительного взрывчатого вещества, называемого церковным диссидентством?" Кто эти люди: Ек.Юр.Гениева (пригревшая масонов в Библиотеке иностр. литературы), "священик" Яков Кротов с р/с "Свобода", С.С.Бычков из "МК"... ой да их много ещё более мелких, но упёртых: "Для меневцев ни Евангелие, ни святые отцы не являются авторитетом. Они признают только книги своего убиенного учителя". Теперь-то уже всё - они стареют, но подросли новые кадры. Вот, писавший здесь Филиппъ (мы с ним были знакомы по приходу прот.Борисова) - он прекрасное интервью как-то дал "Благодатному Огню", описал, ЧТО там внутри... Сейчас ещё много православных для которых Святые Отцы, свт.Игнатий, свт.Феофан - авторитет. Но ведь задача, чтобы авторитетом стали оо.Мень, Шмеман, Чистяков - вот тогда будет гонение в Православии на православных! И не толерантны мы, и не демократичны, и всё всегда будет не то. Мы никогда не угодим мiру! А вот о.А.Мень как-то заметно угодил...
24. Елена : Интересная видео-информация о Мене на канале СОЮЗ.
2010-09-17 в 20:11

Ссылка на видео-матерал о Мене в передаче на канале СОЮЗ. Передача о. Максима Козлова.
http://tvspas.ru/vid.../detail.php?ID=18605
23. Светлана : Re: Невменяемые
2010-09-15 в 21:35

Спасибо, о.Александр, за хорошую статью. Все изложили четко, обстоятельно и достойно. Дай Вам Бог силы и крепости и впредь бороться с темными силами.
22. Elena : Re: Невменяемые
2010-09-11 в 07:03

O.Alekcandr! Vi pochitaite, cto cegodnya 10.09.2010g. opyblikovano na ruskline.ru. Kak Mitropolit Uvenalii chectvyet v krygy dyhovnih detei, rodctvennikov i cerkovnoi burokratii pokoinogo. Ne mogy poverit cvoim glazam, vce perevorachivaut:beloe delaut chernim i naoborot, i zactavlyaut cvoim avtopitetom verit vo vce eto.... Tak je i c El'cinckim otpevaniem bilo. Takoe vpechatlenie, chto v Rossii vce men'she i menshe ponimaushih, rycckih, pravoclavnih ctanovyatcya... Kak c takim licemeriem mojno meritcya? Ny hotel Mitropolit yteshit vdovy i cina, no zachem je piar cozdavat, ny vce toje camoe kak i v cvetckoi jizni.Kak jal Rossiu...
21. Дионисий : Re: Невменяемые
2010-09-09 в 19:33

Спасибо за хорошую статью, о. Александр.
20. одиноков : 19. Аноним, она же Ирина Калина
2010-09-09 в 14:20

"Вы брюзга, сэр".

Есть немного, мэм, грешен.
19. Аноним : на сообщ.18 For the Lonely
2010-09-09 в 13:22

Вы брюзга, сэр.
18. одиноков : 13. Ирина Калина
2010-09-09 в 10:52

"Ну не хотят прихожане батюшку слишком обижать!"

Надо же, какие у Вас там сердобольные прихожане. И какие самоотверженные: лучше, де, мы во грехах останемся, без исповеди, но батюшку забижать не станем...
У М.Кучерской в её нашумевшем "Современном патерике" упомянут некий батюшка-людоед. Не Ваш, часом?.. :-))
17. Кир : Re: Невменяемые
2010-09-09 в 09:52

>Но, к сожалению, невменяемые поклонники убитого священника, сделали всё, чтобы отравить наше христианское чувство сострадания.
Не велико оно и было,судя по всему.
А психологию малого народа демонстрируете как раз вы,когда пишете,что лучше бы поганые интеллигенты никогда и не воцерковлялись.
16. Бибиков Н.Г. : невменяемые
2010-09-09 в 08:27

Бедный,бедный о.Александр Мень!
15. Галина Борсуковская : Очень четко все обьяснили.
2010-09-09 в 02:41

Я не была знакома с учением Александра Меня. Наверное не обязательно знать абсолютно все? Как-то раз, давно еще, дали мне что-то почитать из его выступлений. Но не смогла я себя заставить прочитать даже нескольких страниц - не понравилось. Правда, очень не понравилось! Но так как о нем много говорят, то считала необходимым все-таки когда-нибудь получше познакомиться самой, чтобы иметь свое мнение. А теперь, прочитав статью отца Александра, чувствую облегчение.
Слава Богу! Не буду читать Меня. Итак все ясно. Спасибо, отец Александр - очень четко все обьяснили.
14. Сокол : Re: Невменяемые
2010-09-09 в 00:57

Уважаемым Иереем Александром Шумским дана безупречно точная по смыслу и чеканная по форме формула религиозного символа веры о.А.Меня:
«Ложная вселенскость и подлинная местечковость в одном флаконе» - вот суть учения протоиерея Александра Меня».
В самом стремлении растворить Православие в Дурной бесконечности и упростить до Одномерности - трудно не заметить ухмылку Лукавого...
13. Ирина Калина : Одинокову на сообщ.11 зачем за колонами прятаться?
2010-09-09 в 00:51

Какой Вы непонятливый,право! Ну не хотят прихожане батюшку слишком обижать! "Кусается - не кусается" - а может и кусается - взглядом и словом.
12. elena : Re: Невменяемые
2010-09-08 в 23:51

A yj y nas v Canade ih ckol'ko razvelos, vprochem oni schitaut ety strany cvoei. I na vceh provaslavnih prihodah vezde oni je, krome pojalyi Mockovckogo patriarhata, potamy chto dyh tam bolee rysskii, da i batushka pered nimi ne zaiskivaet. A vot y nas v Hrame nastoyatel polykrovka i predpochtenie im otdaetcya. Neskol'kim prihojanam i mne greshnoi v cily cvoego clyjeniya v Hrame prihoditcya kak na peredovoi. Vce ochen blizko i ponyatno, o.Alekcandr ,i vce oni eti "prihojane" yvajaut Menya. Pomogi nam vcem Gospodi!
11. одиноков : 6. Ирина Калина
2010-09-08 в 21:43

"Когда такой батюшка исповедует у нас в монастыре к нему никто на исповедь не подходит – народ разбегается и прячется за колонами ..."

:-))) Ну, разбегается народ - это ладно. А прячется-то чего? Батюшка может кинуться и смертельно укусить?.. Это где ж такой монастырь дивный?
10. Татьяна : Радуюсь!
2010-09-08 в 21:35

Устали от фальши, радостно слышать правдивое слово! Спаси Вас Господи!
9. Филиппъ : Re: Невменяемые
2010-09-08 в 21:29

Я начинал свою церковную жизнь в приходе где большинство составляли последователи о.Меня.Последствия были для меня весьма плачевными,избавлялся от этой "духовности" я несколько лет и если не встреча с о.Иоанном Крестьянкиным,едва ли я был бы сейчас в Церкви.И книги и идеи о.Меня и его последователей разрушительны и антицерковны!Отец Александр полностью прав в своих оценках.
8. Ева : Re: Невменяемые
2010-09-08 в 20:23

Спасибо за четкую и решительную позицию,которую нам сейчас так не хватает! Без дипломатических перепонов и в тоже время спокойно и искренне!
Спаси Вас Господи!
7. Сергей А. : Из той же обоймы
2010-09-08 в 20:20

Книга митрополита Антония Блюма "Человек перед Богом":"Тем не менее, что касается Рамакришны, Вивекананды и вообще нехристианской мистики, очень трудно обобщать. Но кому бы человек не молился, на самом деле он молится Тому единственному Богу, Который существует. Вы можете поставить перед собой идола, но если Вы молитесь Богу, за пределами идола Вас слышит Тот, Который есть, а не тот, которого нет. БОГ - НЕ КОНФЕССИОНАЛЕН. ОН НЕ ПРИНАДЛЕЖИТ ОПРЕДЕЛЕННОЙ РЕЛИГИИ, определенной группе. Он равно сияет светом, посылает Свой дождь на добрых и на злых. Он не делает различий, Он смотрит в сердце человека. Человек может ошибаться умственно, но молиться истинно, это разные вещи..." Этих книг сейчас в Москве море разливанное. Времена, однако...
6. Ирина Калина : Точно!
2010-09-08 в 20:09

Спасибо за статью , уважаемый батюшка.
Очень точно о "малом народе" и о его представителях среди мирян и священников - увы, приходилось несколько раз сталкиваться с этим опасным явлением. Обычно выдает «малый народ» сатанинское презрение к окружающим , не признают они и жертвенности , страданий русских священников и мирян, благодаря которым Церковь сохранилась... Когда такой батюшка исповедует у нас в монастыре к нему никто на исповедь не подходит – народ разбегается и прячется за колонами ...
5. одиноков : Re: Невменяемые
2010-09-08 в 19:58

Очень хорошая статья!
4. Русский Сталинист : Re: Невменяемые
2010-09-08 в 19:31

Всё верно.
Упокой, Господи, бессмертную душу раба Твоего Александра с миром.
3. Артемий : Невменяемые
2010-09-08 в 19:27

Спаси Бог о.Александра за его уверенную и ясную позицию. В этих местечковых вопросах всегда сложно соблюсти равновесие и не пошатнуться в одну иль в др. сторону. На мой взгляд, Батюшке это с честь удалось.
2. Сергий Агапов : Re: Невменяемые
2010-09-08 в 18:45

Спасибо, отец Александр. Твердо, мужественно и в самую точку.
1. тов.Сухов : да, всё правильно
2010-09-08 в 18:02

Причём сделали грамотно. Похороны о.Александра пришлись как раз на Усекновение главы Иоанна Предтечи.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме