Противники введения цензуры на СМИ заявляют, что СМИ должны соответствовать духовному уровню нашего общества. Это слабый аргумент. Бесы настолько активно работают с душой человека, что если бы человеку было разрешено все, то развращение общества в целом и каждого человека в отдельности достигло бы неимоверных размеров. Поэтому определенные нравственные тормоза в виде, например, нравственной самоцензуры, должны быть. Такая цензура существует даже в западных демократиях, таких как США, где на общественном телевидении нет порнографии, которая у нас в вечернее время показывается, где нет бандитской чернухи, как на российской телевидении, которое создает впечатление, будто бы все граждане России – это бывшие или действующие бандиты. Только в России, пожалуй, создано благородное представление о банде, которое отображено в сериале «Бригада». Очевидно, что этот сериал проплачен преступниками, потому что середина 90-х годов в России – это время, когда в нашем государстве всеми делами, в том числе и государственными, заправлял преступный мир, который к тому же похвалялся своей безнаказанностью. Даже в США, которые мы всегда считали низкопробным государством, не имеющим многовековых корней, государством, которое создали изгои, бежавшие из Европы, нет столь благородного образа бандита, каковой был создан нашими СМИ.
Безобразие, которое творится в наших СМИ, говорит о том, что наше общество духовно падшее. Это общество надо учить, чтобы оно не ориентировалось исключительно на свои потребности. Поэтому СМИ, особенно телевидение и кинематограф, должны воспитывать общество. Иначе мы вынуждены запрещать своим духовным чадам смотреть телевизор, и не потому, что мы ретрограды и отсталые люди, а потому, что тот «прогресс», который мы видим на телевидении, нам не подходит. Нам подходит духовный прогресс, только который и должен быть представлен в СМИ. Средствами массовой информации руководят люди, считающие себя продвинутыми интеллектуалами, и очень жаль, что в вопросах морали они не так совершенны. Повышение рейтинга за счет низкопробной и нравственно сомнительной продукции недостойно человека, который считает себя интеллектуалом.
Поэтому жаль, что в Кремле с недоверием отнеслись к инициативе деятелей культуры создать Общественный наблюдательный совет, который осуществлял бы контроль за соблюдением СМИ норм нравственности. Честно говоря, я не думаю, что эта реакция исходит от Медведева или Путина, думаю, что она принадлежит людям, которые находятся в их окружении. Если они не понимают необходимость этого органа, то им надо задуматься над тем, почему они идею свобод понимают слишком формально. Свобода – это не право творить грех, свобода – это право иметь пространство для духовного роста.
Обращение известных кинематографистов, писателей, музыкантов, художников, театральных деятелей, представителей власти, журналистов к руководству страны с просьбой об изменении культурной политики России появилось вовремя. Его появление обусловлено низким моральным уровнем наших СМИ. Почему же тогда в Кремле оно встретило негативную реакцию? А потому что Кремль все делает с оглядкой на Запад и на западные общественные институты, в частности, различного рода «правозащитные» организации. Большинство таких организаций финансируются из бюджета ЦРУ. Давно надо понять, что Западу не нужна сильная, духовно мощная Россия. Ему нужна Россия слабая, управляемая, развращенная и готовая на любые уступки.
Противники инициативы деятелей культуры утверждают, что в России нет людей, которые могли бы войти в Общественный наблюдательный совет. Я с этим тезисом категорически не согласен. Такие люди в России есть. К сожалению, в России до сих пор полно всякого рода критиков, ультра-либералов, заинтересованных в ослаблении российской государственности и Церкви. Поэтому за завесой такой критики не видны достойные люди, которые в России все же есть. Я даже считаю, что СМИ должны быть заинтересованы в деятельности этого Совета, потому что это должен быть такой орган, который не будет закрывать программу, но он будет так представлен народу и пропиарен теми же СМИ, что любой телеканал и любое издание, которые попали под действие критики этого Совета, должны устыдиться, попросить прощение у общества и Совета и сами исправить недостатки, за которые они подверглись критике.
Общественный наблюдательный совет должен обладать большим духовным авторитетом в лице не только народа, но и создателей тех продуктов, которые подвергаются контролю. Этот Совет должен состоять из таких людей, к мнению которых представители СМИ прислушивались бы, считая это мнение чрезвычайно важным и авторитетным, близким к истине. Поэтому этот Совет должен состоять из высококультурных, нравственных людей, совмещающих в себе современный взгляд на мир и высокий внутренний духовный цензор. Это должны быть люди с незапятнанной репутацией, честность которых не подвергается сомнению. Если же Общественный наблюдательный совет превратиться в держиморду, то он станет предметом насмешек, и на такой Совет будет легко влиять.
Священник Георгий Белодуров, клирик Воскресенского (Трех исповедников) храма Твери, специально для «Русской народной линии»