Мигранты, которые работают в сфере ЖКХ, торговли и быта, будут обязаны сдать тест на знание русского языка, или представить документ об образовании, признанный в России.
Но указанные документы не могут быть представлены в электронном виде. Также подтверждение владения русским языком для получения разрешения на работу в перечисленных сферах не потребуется для граждан государств, в которых русский является государственным.
«Наши граждане устали от того, что их зачастую не понимают продавцы в магазинах, сотрудники коммунальных служб, официанты в кафе и даже водители общественного транспорта. То есть проблема присутствует во всех сферах», - рассказал первый зампредседателя комитета Госдумы по делам национальностей Михаил Старшинов.
При российских вузах и зарубежных образовательных учреждениях сейчас действуют уже более 160 центров, получивших право проводить государственное тестирование иностранных граждан по русскому языку как иностранному.
А с 1 января 2015 года сдавать экзамен на знание русского языка, истории и законодательства России должны будут уже все въезжающие к нам трудовые мигранты, а также иностранцы, желающие получить вид на жительство в РФ.
О возможных последствиях в связи с введением нового закона рассуждает в интервью «Русской народной линии» клирик Воскресенского (Трех исповедников) храма Твери священник Георгий Белодуров.
Вероятность коррупции с тестом по русскому языку существует, потому что попробуй-ка, проконтролируй тех, кто выдает сертификаты о знании русского языка. Но, с другой стороны, есть еще соображение.
А если все же закон этот создан не для мздоимцев, а для того, чтобы он работал? Тогда мы имеем два аспекта. Первое: отсеется часть народа, вовсе не знающая русский язык, и трудовых мигрантов будет поменьше, потому что их повсеместное засилье вызывает напряженность в обществе. Вызывает опасение наше будущее, ведь мы имеем пример края Косово, где все тоже начиналось понемногу. Постепенно в Косово проникали «трудовые» албанцы, и, в конце концов, полностью овладели Косовским краем, жестоко уничтожив коренных жителей.
Я допускаю, что этот закон может стать своего рода регулятором количества мигрантов. Вот это было бы интересно. В каком смысле? Если мигрантов становится очень много, а государство заботится о коренных жителях страны и хочет уменьшить количество мигрантов, то оно может ужесточить какие-то требования. Например, знание языка.
Можно ведь и знание языка проверять по-разному: можно «Мама мыла раму» прочитать по складам, а можно серьезно. Это все в руках проверяющих структур, которые становятся своеобразным регулятором мигрантов и их качества. Во многих странах не против приезда мигрантов в том случае, если они - специалисты высокого уровня. С удовольствием в Канаде, США принимают очень хороших программистов, например. Не просто программистов, а хороших специалистов.
Мы знаем много людей, которые «по паспорту» считаются представителями других национальностей, но являются носителями русской культуры, то есть благополучно влились в наше общество. Если ты - мой друг, разговариваешь по-русски и не являешься членом какого-то националистического клана, то ты мой брат. Как говорил известный этнограф Лев Гумилев, много лет находившийся в местах заключения, «твоя национальность не та, что записана у тебя в паспорте, а та, кем тебя считают окружающие». То есть, если окружающие тебя принимают за русского, значит ты - русский, даже если у тебя в паспорте стоит «украинец» или «азербайджанец». Могут быть темные волосы и карие глаза, но русская душа у человека. Я такие случаи многократно в своей жизни встречал.
Для нас, конечно, важно создать более ровный культурный фон. Когда мы - люди одной культуры или хотя бы близких культур и хорошо понимаем друг друга, то это помогает нам друг друга уважать. То есть, такой регулятор может принести пользу. Но, конечно, не надо забывать, что у нас любой закон превращается в механизм по выкачиванию взяток.