Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

На пороге новых испытаний

21.05.2011


Текст доклада иерея Александра Шумского на круглом столе «Русская Православная Церковь перед лицом глобальных вызовов …

Как ранее сообщалось, 17 мая в Москве, в Международном фонде славянской письменности и культуры состоялось очередное заседание Клуба национальной прессы на тему: «Русская Православная Церковь перед лицом глобальных вызовов». С основным докладом выступил клирик храма Святителя Николая Мирликийского в Хамовниках, кандидат педагогических наук иерей Александр Шумский. Предлагаем полный текст выступления отца Александра:

Очевидно, что заявленная тема круглого стола "Русская Православная Церковь перед лицом глобальных вызовов" настолько сложна и обширна, что требуется, если подходить по-настоящему серьезно, как минимум научно-практическая богословская конференция, и даже не одна. А вообще это тема соборного уровня. Так что я могу высказать свои самые предварительные соображения, требующие дальнейшего развития и обоснования. 

Прежде всего следовало бы разделить на группы эти глобальные вызовы. Я выделил бы три большие группы. Первая группа – это духовные, особенно экклесиологические вызовы, то есть то, что угрожает чистоте святоотеческого учения о Церкви. Главной проблемой здесь видится ложный экуменизм, предполагающий не соборное единство Вселенской Православной Церкви, а универсализм, приводящий к смешению и уничтожению соборности, а значит и самой Церкви. То есть главная опасность ложного экуменизма заключается в том, что он хочет подменить соборность универсализмом. Как писал Владимир Лосский: «Можно говорить о буддийском или мусульманском универсализме, но можно ли когда-либо назвать эти религии "соборными"?» Мне представляется правильным сделать опору при изучении экклесиологических вызовов на труды Алексея Хомякова и Владимира Лосского. 

Следует особо выделить вопрос о соблазнах церковного сознания. В своей статье, которая так и называется – «Соблазны церковного сознания» - Владимир Лосский обращает внимание на два таких соблазна, связанных соответственно с монофизитской и несторианской ересями. Неомонофизиты сегодня не желают считаться с реальной жизнью Церкви во времени и пространстве. Они исключают любую икономию церковной жизни. Они фактически полностью разделяют Церковь и реальный мир, в котором Церковь действует и который она питает и духовно просветляет. То есть неомонофизиты считают единственно правильной формой жизни для христианина катакомбу, то есть полный отказ от участия в реальной жизни во всех отношениях – социальном, политическом, культурном. 

К неомонофизитству склонны современные крайние консерваторы. Недавние выступления трех удмуртских клириков – яркое тому подтверждение. Интересно заметить, что эта провокация никакого успеха в церковном народе не имела, никто за ними не пошел. Здесь они весьма близки к старообрядчеству, считающему, что в мире правит духовный антихрист. Кстати, именно люди такого типа требовали от Патриарха Сергия разрыва отношений с советской властью. Вообще, отношение к Патриарху Сергию является ключевым при определении дальнейшего пути Русской Православной Церкви, и для ее противостояния глобальным вызовам современности. 

А неонесториане считают, что участие Церкви в земных делах – это ее главная цель и критерий ее состоятельности. Полнота Истины, догматы Церкви и чистота ее учения для новых несториан вторичны, и ими, с их точки зрения, можно пожертвовать ради «любви к человеку». В этом случае Церковь растворяется в стихиях мира. Против такого понимания роли Церкви всегда выступал Алексей Хомяков. 

Образно говоря, неомонофизитство ведет к окаменению церковного сознания, его капсулированию. А неонесторианство ведет к полному растворению церковного сознания в гуманизме, подменяющем христианскую любовь. Новые несториане сегодня – это церковные либералы.

Хотелось бы особенно подчеркнуть, что ярким примером следования Царским путем, не уклоняющимся ни в монофизитство, ни в несторианство, и был путь Святейшего Патриарха Сергия. Церковные революционеры сегодня, как справа, так и слева, хотят опорочить личность Патриарха Сергия, и тем самым дискредитировать всю нынешнюю церковную иерархию. Подробно об этом мне уже приходилось писать в ряде своих статей. 

Вторая группа – это нравственные вызовы. Мир постепенно погружается в тотальную аморальность. Такого, во всяком случае в христианской истории, пожалуй еще не было. Мы имеем дело с массовым аморализмом. Моральное своеволие людей, в том числе и тех, кто считает себя церковными и верующими, переходит все мыслимые границы. Такой тотальный аморализм не мог представить себе даже Федор Михайлович Достоевский. Сегодня Родион Раскольников кажется воплощением добродетели и любви. Сегодня живут и действуют миллионы Раскольниковых, только без всякой нравственной рефлексии относительно того, «тварь ли я дрожащая, или право имею». Теперь всякая «дрожащая тварь» в своем праве убивать ближнего не сомневается. А тут еще некоторые наши церковные либералы выразили готовность одобрить эвтаназию. Вот будет раздолье для молодых отцеубийц! 

Современный аморализм активно пропагандируется так называемой антикультурой - постмодерном. 

В мире совершается глобальная половая революция. Еще ее можно назвать «голубой» революцией, или «содомской». Содом восстал на святой град Иерусалим. Формируется содомское «общественное мнение», а критерием «политкорректности» становится отношение к содомитам-извращенцам. Тотальный аморализм, аморальное общественное мнение – это главнейшая причина нарастающей ненависти к Христианству и Церкви. 

Период относительного благоденствия для Церкви заканчивается. Новые гонения на Православие сначала будут воздвигаться частью общества, а не государством. В этом, на мой взгляд, специфика момента. В этой связи уместно вспомнить нашего выдающегося церковного историка Василия Болотова, который писал: «Судьба Христианства в Римской империи определялась участием трех факторов: отношением к нему простого народа, римского государства и греко-римской интеллигенции». В разные времена в гонениях на Церковь доминировал тот или иной фактор, и никогда эти факторы не выступали одновременно. Это вполне приложимо и к нашей истории. При большевиках, например, главным гонителем было государство. А сегодня таковым постепенно становится общество, то есть часть народа и часть интеллигенции. 

Следует отметить, что некоторые поверхностные наблюдатели полагают, что главой причиной недовольства Церковью является отхождение некоторых священнослужителей от евангельских норм жизни, особенно в плане нестяжательства. Конечно, это тоже играет определенную роль, но далеко не главную. Я убежден, что если бы мы завтра все надели рубища и раздали бы свои имения, ненависть в обществе к Церкви и священнослужителям увеличилась бы во много раз. Вот такой парадокс. 

Главная причина ненависти мира к Церкви в том, что она просто существует и обличает зло падшего мира.

Третья группа – это социально-политические вызовы. Если говорить о нашем внутреннем положении, то здесь, прежде всего, следует отметить рост социальной напряженности в российском обществе, рост недоверия граждан России, в том числе православных, к наличной государственной власти. Очевидно, развивается такое явление, как государственный нигилизм. Это явление имеет две стороны. С одной стороны, государство все больше игнорирует свои социальные обязательства, а с другой, народ перестает верить, что это государство способно в принципе изменить свою социальную политику. Разрыв между богатыми и бедными достиг такой степени, которая практически гарантирует социальный взрыв, сравнимый с революцией начала прошлого века. Тем более, что по всем признакам мы на пороге нового глобального экономического кризиса. 

В такой ситуации введение универсальной электронной карты может стать мощным детонатором социального взрыва. России пока везет, что не появился так называемый субъективный фактор революции, то есть новая большевистская партия с новыми Лениными и Троцкими. Но объективный фактор уже полностью сформирован. Субъективный фактор тоже уже формируется. Вероятнее всего новые большевики произрастут из так называемых либеральных националистов, которые, подобно революционерам прошлого, освобождают себя от всех нравственных обязательств. Либеральные националисты полностью отрицают Церковь  и по существу исповедуют атеизм. Некоторые из них называют себя агностиками. Судя по всему, наши западные враги попытаются использовать в качестве тарана будущей «оранжевой революции» в России именно либеральных националистов в союзе с радикальными либералами (Каспаров и компания).

Русская Православная Церковь, находящаяся между государственной властью и народом, призвана умиротворять общество на всех уровнях. Отсюда – возрастающая активность РПЦ в жизни страны. Надо заметить, что в определенной части российского общества эта активность Церкви вызывает недовольство. Данной части общества не нравится сближение Церкви и государства. Ей очень хотелось бы, чтобы Церковь заняла диссидентствующую позицию, то есть отказалась бы от своей миротворческой миссии. В то же время всегда существует опасность, что государство начнет требовать от Церкви слишком большого сближения, что для нее неприемлемо, поскольку по своему истоку и признаку она "не от мира сего". Так что, образно говоря, Русская Православная Церковь может оказаться между молотом радикальной части общества и наковальней государства. Впрочем, общество и государство могут здесь при определенных обстоятельствах поменяться ролями. Но ведь Евангелие и не обещает Церкви легкой и комфортной жизни. 

Если говорить о внешнем положении РПЦ, то здесь очевидна нарастающая тревога либеральных глобалистских сил, вызванная независимостью и активностью нашей Церкви и ее Предстоятеля Святейшего Патриарха Кирилла, последовательно отстаивающего Россию и русский народ, а также резко выступающего против превращения стран и народов в единую серую либеральную массу. Пугает наших оппонентов и то, что Русская Православная Церковь сегодня – единственная стабильная структура в России, сохраняющая строгую иерархичность, и при этом развивающаяся и растущая, что не только препятствует развалу России, но и является залогом ее укрепления. Одним словом Русская Православная Церковь сегодня – мощный фактор сдерживания мировых глобалистских сил. Поэтому следует предполагать, что враг рода человеческого будет предпринимать все новые попытки атаковать нашу Церковь и народ Божий. 

Нам нужно готовиться к тяжелой борьбе и жертвам во имя святого Православия и России. 




РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев - 157

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

157. Сергей : Re: На пороге новых испытаний
2011-06-03 в 18:52

Уважаемая Екатерина, Вы отождествляете прелесть с гордыней, если я Вас верно понял. Но зададимся вопросом: можно ли, находясь в прелести, иметь "смиренные" мысли и чувства? Очевидно, да, если подвизаться по страсти. Далеко не всегда Святые говорили о себе плохо, не всегда и разбойники говорили и думали о себе хорошо. Заметьте, вся Псалтирь написана очень земным языком, там: древа плодоносныя, звери, звезды, людие, Иерусалим и.т.д., там очень мало собственно духовного, точнее - оно прикровенно. Или, преп. Силуан Афонский: то, что он пишет - сплошь земные образы: зеленые сады, люди, кто-то газеты читает, кто-то много знает, но главное - Бога знать... Но писано Духом Святым.

С другой стороны, опять-таки: покаянные чувства есть и у буддистов - перед травой, зверями... Есть опасность такая -душевная имитация покаяния, которое до сердца (духа) не дошло. И здесь отношение к людям есть некий барометр: если от них воротит - значит, покаянье не истинно.

С уважением, Сергей.
156. Екатерина Домбровская : 155. Сергей
2011-06-03 в 18:16

Простите, уважаемый Сергей, возможно, я невнятно написала: никак невозможно отрицать земную колыбель человека - юдоль слез и лествицу спасения. Здесь совершается великое - преображение человека и человечества в Церковь. А слова об иллюзорности материального мира - я все же оставляю - помятуя о тлене. Но не иллюзорно то, что происходит в человеческом сердце! Ведь именно там растет и зреет семя Царствия Небеснеого.И не случайно Господь судить человека именно по намерениям, а не по делам даже. Все - внутри человека. Поэтому внешними делами одними - по словам отцов - человек не спасается.
А что касается подделок под духовное - этого вполне предостаточно и оно имеет наименование - прелесть: несоответствие того красивого, что хотят показать тому несчастному убогому порочному, искалеченному - что внутри.
Так что на сей момент, простите еще раз меня - я не могу уловить наших с Вами несогласий.
С уважением - Екатерина.
155. Сергей : Е.Д.
2011-06-03 в 08:54

Уважаемая Екатерина, Вы говорите, что этот мир - иллюзия. Вот здесь категорически возражаю. Материальное - да, все то, что Вы перечислили. Но люди нет, человек потенциально равен Ангелу. Я не писал, что духовного может быть чересчур много, чересчур много духовных имитаций, что крайне опасно.

Спаси Господи.

P.S. Выпадает из поля зренья важнейшая, естественная ступенька, человеческая. А без нее не может быть духовности, одни иллюзии.
154. Екатерина Домбровская : 152. Сергей
2011-06-02 в 23:43

Уважаемый Сергей, ничего о баталиях наших я как-то не помню. То, что Вы воспринимаете мои рассуждения двойственно - это понятно. Человек живет (пока живет) в реальном вроде мире и в этом мире у него самое ценное (вроде бы) Родина. Однако - жизнь наша приходит к концу, а на бочке остается один сам по себе одинокий человек, которому предстоит встреча с Господом и Суд, и если суметь ( а суметь архи трудно!) взглянуть на жизнь, себя и все вокруг с этой позиции, то многое в картине, которую рисуете Вы, меняется.
Христианство учит нас понимать, что дух первоначален. Наше с Вами духовное устроение (как видит его Бог, а не сами мы нашими испорченными глазами) - и есть главное средство влияния на мир и прежде всего на судьбы нашей Родины. Мы никак не можем духовно вылезть из страшной русской катастрофы - катастрофы , разыгравшейся в духовных планах и имевшей соответствующие последствия в земном мирском выражении. Врачевание всего этого - прежде всего так же средствами духовными. Вы не замечаете за собой, дорогой Сергей - и это не только Вы, но многие, что называясь верующими, мыслите все-таки материалистически. Но ЭТОТ мир - иллюзия. Реальность подлинная и вечная, неизменная - у Господа, куда нам с Вами и надо попасть. Эту реальность мы переживаем иногда в наших сердцах. Пока мы , русские, не начнем восстанавливаться духовно, - а это не адекватно примитивным процессам воцерковления, скорее даже наоборот, потому что "правят бал" воцерковлений, тем более массовых, люди, сами оскудевшие духовно, бедные, убогие, потому эти человеческие потуги начинают работать ПРОТИВ ДУХОВНОСТИ ЛЮДЕЙ.
То, что Вы меня не очень-то понимаете, вовсе не удивительно. Разность опытов. Другое настораживает, что Вы считаете, что "духовности" может быть слишком много, и она будет вредить реальности (этой жизни в этом мире, судьбам России) - да все напротив! Когда-то в подавляющем большинстве своем русский народ действительно был духовен. И знаете, совершал великие дела, осваивал огромные территории, строил дивные храмы , созидал изумительное искусство... скажете: сам что ли? Или Богу содействующу? То-то и оно, что с Богом, что с великим подспорьем благодати, потому что вера была великая, спасающая и даже инстинктивное знание о духе было у самых простых людей именно таково, что это самая великая сила в человеке и в мире и именно она и есть созидающее жизнь начало.
А Вы мне говорите, что многовато. Разумеется, читать политправославных патриотов много проще, привычнее и понятнее - даже лексика - во многом сохраняется из старых газет ЦК КПСС. Тут нам и лозунги, тут нам и врагов прямых укажут, и диверсии обозначат. Только про человека и Бога ничего понять не умеют. Потому что сами для себя не поняли еще.
В комментариях все это не объяснишь. Это проживается жизнью и стяжевается многими трудами, потами и скорбями. Могу только молитвенно пожелать Вам относиться к состояниям духовным, к жизни духа с большим страхом Божиим и с несомненно большим испытующим вниманием. И все узнаете сами.
153. Фотинья : На пороге новых испытаний
2011-06-02 в 22:30

Правильно батюшка сказал о вызовах и о возможности гонений.Сам дух основной массы высказывающихся страшен отсутствиеь любви.ПРОСТИ НАС ГОСПОДИ И ОЧИСТИ СЕРДЦА НАШИ ОТ ДУХА ПРОТИВНОГО.ИСПОЛНИ ДУХА ТВОЕГО ДУХА СМИРЕНИЯ И ЛЮБВИ.
152. Сергей : Re: На пороге новых испытаний
2011-06-02 в 22:16

Но кто всё-таки "враг народа", друг грех? Вообще говоря, по прочтении некоторых постов возникает впечатленье, что "некие люди являются объективной преградой к возрожденью духовному" и.т.д. Возможно ли такое в принципе? Взять дичайший пример - диакон Кураев. Последним своим выступленьм против Благодатного Огня он перечеркнул всё, что сказал до того, никто его серьёзно читать и слушать уже не будет. Аморализм - это просто объективное состоянье РФ в настоящее время. Есть он, факт. И побеждать его надо не "тяжелой артиллерией" - теми подвигами, которые мы не потянем, а "ручными гранатами" - нравственная жизнь.

Екатерине Домбровской:

Простите, уважаемая Екатерина, Ваша позиция мне - долго не мог разобраться - то ли близка, то ли нет. По-моему (возможно, что ошибаюсь) Вы, при общем правильном посыле, несколько преувеличиваете сугубо духовный момент. Нет, уничижать его нельзя, но вся проблема-то в том, что мало кто может его верно усвоить. Вот, мы говорим, например: надо смиряться. Но смирение - оно ведь в сердце; а если будет просто набор мыслей и чувств "смиренных" - получится имитация. "Душевное", страстное вытеснит объективное, "духовное". Или, молитва: кому-то Бог дал духовную молитву. Но наши страсти душевные очень удобно могут её "раскрасить" - и всё, бесы смеются. Где-то на ветке мы с Вами даже "ругались" на эти темы, очень сожалею, прошу простить. Однако вопрос-то очень существенный. Возьмем дела: при них возможна гордыня; но общий момент (то, что Отечество находится в жутком состоянии) разве не достаточен для того, чтобы смириться? Человек гордиться может вообще чем угодно, а дел сейчас большой дефицит, больше слова. И как ведь часто говорит человек о Боге, о Христе, вроде верно всё, а вникнешь - воду льёт.... И тут же начинает критиковать "душевное", кричать "Держи вора!" Героизм без Заповедей - это бандитизм, дружба без Заповедей - блуд, коллектив без Заповедей - психушка и.т.д. Вот на таком же уровне гробится наше Отечество, власти и модернисты - только симптомы.

Спаси Вас Господи.
151. А. Рогозянский : Re: На пороге новых испытаний
2011-05-30 в 09:50

150. Сергей Швецов : 146. А. Рогозянский: положение в целом тяжелое, как для России, так и для Православия и РПЦ, в частности.
2011-05-29 в 22:45

Скажите, Андрей Брониславович, а какова должна быть ситуация, чтобы Вы признали ее нормальной в хорошем, добром смысле? Что нужно А.Рогозянскому для счастья? Давайте начну за Вас, чтобы Вы время не тратили:
Вот перебьем всех модернистов/экуменистов, и... каковы признаки счастливой жизни по А.Рогозянскому?
149. Т-34 : со слезой в душе
2011-05-29 в 18:10

Эрик,
я так понял, что Вы сгораете от зависти к энтузиастам присмотра за церковной оградай.
Я уже почти сгорел...
Эх, видать, не нам, простаокам, чай пить...
148. Эрик : Re: На пороге новых испытаний
2011-05-29 в 16:42

Браво, т-34.

Ваша лесть уничтожает лучше всякой критики.
147. Т-34 : прямой наводкой...
2011-05-29 в 13:51

Читая В.Семенко и А.Рогозянского:

Какое счастье, что есть, кому присматривать за нашей Церковью!!!
Только благодаря бдительности присматривавющих, Церковь не превратилась к кружок «Умелые руки».
146. А. Рогозянский : Re: На пороге новых испытаний
2011-05-28 в 11:03

У консерватизма в широком смысле остаются свободные возможности для выражения. И священноначалие это знает - что настроения клира и паствы далеки от либерализма и толерантности. В узком значении церковных политики и управления действуют ограничения на полемику. Но все и не должны говорить то, что говорит Владимир Петрович Семенко. Достаточно двух-трёх придурков с горы, которые заранее, при первых поползновениях кричат своим и машут руками. )
Вы попросту, мне кажется, обуживаете этику и целеполагание до борьбы с аппаратными тенденциями. Хотя, если взять более общий план, на том же поле с Вами и со мной работает множество людей. Они выражают вполне определённое мнение, к примеру, по ситуации в российских СМИ, о власовстве или, например, о католиках. Никто этого не боится, даже если позиция официальной дипломатии будет расходиться. Поэтому, нет, я не соглашусь с Вами, ситуация в целом очень далека от введения ценностного, этического единообразия. Полемика идёт постоянно, её только нужно слышать. Даже с отдельными тезисами Патриарха, не говоря уже об ОВЦС, который на общем уровне остаётся непопулярен и, может быть, становится ещё более непопулярен. Всё это части одной работы. Этим формируется общее воздействие. И довольно эффективное воздействие, насколько я знаю. В Патриархии сейчас разворачивается ряд интересных сюжетов. Когда полемика не доходит до грубого столкновения, а идёт неявно, с соблюдением корпоративного комильфо, то это даже лучше. Это показывает, что сама идея управления не делегитимировалась, что всё не перешло в свалку и "верхи" не потеряли способность слышать, воспринимать смысловые процессы. Откровенно говоря, по-моему, от асфальтоукладки мы дальше отстоим сегодня, чем 2 года назад. Не скажу, как о. А. Шумский, что позиция Патриархии независима и стабильна, но, по-моему, ситуация несколько "выдохнула". Реальное положение вещей, жизнь так или иначе вынуждают о себе думать. Волюнтаристская волна понемногу уходит. Другое дело, что много глупостей и положение в целом тяжелое, как для России, так и для Православия и РПЦ, в частности. Но это уж мы не выбираем - в какое время жить.
Для начала, не ищите трагедии там, где её нет. Повторю ещё раз: не надо отказывать в совести людям. Это тупиковый путь. Способы выражения своей принципиальной позиции могут быть разные. Иначе, если принять мнение, что все молчат и задавлены, то как жить и быть в Церкви, вообще? К чему апеллировать, когда всё пропало и даже лучшие пастыри перестали и не способны видеть подмены?
145. Т-34 : Re: На пороге новых испытаний
2011-05-28 в 09:19

Что такое лицемерие?
Это когда от священноначалия с надрывом в голосе требуют любви к свободе слова и терпимости к любым мнениям «священников (да и епископов)», а сами панически боятся даже единого критического междометия в свой адрес.
144. В.Семенко : А.Рогозянский 142
2011-05-28 в 01:22

А не кажется ли Вам, Андрей, что сам факт того, что священники (да и епископы) боятся собственного священноначалия и вынуждены много раз подумать, прежде чем открыть рот, чтобы что-нибудь сказать, а кто-то это обсуждает - есть самый страшный симптом болезни, поразившей наши церковные институты? («Да будут все едино…») Кстати, мы тоже боимся и еще как! "Базар фильтруем" более чем тщательно. Камикадзе среди нас не замечено. То, что мы пишем и говорим - лишь небольшая часть трагической правды. Надеюсь, можно не продолжать, дабы не переступить грань. Мы ведь разумные люди…

Что касается "соответствующих обстоятельств", то ни ведь могут и не наступить. Все происходит постепенно и незаметно...
143. Протоиерей Димитрий Назаров : Сельскому Бригадиру.
2011-05-27 в 23:38

Благодарю за ответ и интересную инфу!
Отчасти, А.Рогозянский прав в своём цинизме--"part of the ship--part of the crew"--что толку?! Всё уже перепробовали (я не про приспособленца ентого...)--ничего и х не берёт!
"А перестройка всё идёт и идёт по плану,
И всё идёт по плану!".(Егор Летов).
Христос Воскресе, досточтимый Сельский Начальниче!
142. А. Рогозянский : Re: На пороге новых испытаний
2011-05-27 в 23:22

Все боятся, зато А. Рогозянский, В. Семенко и Сельский Бригадир не боятся. Право, смешно же! Я твёрдо уверен, что при наступлении соответствующих обстоятельств не один только о. А. Шаргунов, но значительная часть московского свящества выступит против. Даже вопреки интересам карьеры. Если такового выступления не происходит (выступление 2008 г. - это особая статья и свой жанр), стало быть, есть, отчего ждать и смиряться. Не надо так просто отказывать людям в совести, и притом людям известным. Тем более, что московская корпорация священства складывалась несколько на другой волне и на других основаниях.
Владимир Петрович желает ПРИНЦИПИАЛЬНОГО спора, но таковой спор станет принципиальным лишь при одинаковой мере ответственности. О. Александру Шумскому или о. Александру Шаргунову, очевидно, приходится много раз подумать, прежде чем провозгласить то, что из наших уст, анонимов и мирян, выскакивает без особенных затруднений.
В этом и возможность, и одновременно проблема того, что Вы называете "современной церковной ситуацией".
141. Сельскiй бригадиръ : Вдогонку
2011-05-27 в 22:14

Посмотрите кстати, кто ПЕРВЫМ поставил подпись под тем Обращением:
http://www.blagogon.ru/biblio/10/
140. Сельскiй бригадиръ : 139. А. Рогозянский
2011-05-27 в 22:13

но ведь прот. А. Шаргунов, будучи клириком Московской епархии и отстроив замечательный храм свт. Николая на Ордынке, также не спешит изобличать церковную политику, модернизм и конкретные персоналии. Мне кажется, это естественно и понятно.


Уважаемый Андрей, но ведь это очень печально, что сейчас священники опасаются говорить правду о церковной ситуации. Утеряны окончательно остатки соборности. А ведь, например, в Молдавии, или в Элладской или Кипрской Церкви можно свободно высказываться по самым актуальным проблемам, не опасаясь, что тебя священноначалие лишит прихода или т.п. Например, архиепископ Митрополит Афанасий Лимассольский открыто выступил в 2010 году против Архиепископа Кипрского Хризостома, пригласившего на Кипр папу Римского. И ничего ему за это высказывание не было. Т.е. там царит дух Соборности, замененный у нас на жесткую и неумную вертикаль власти.
А ведь ещё 3 года назад было совсем иначе:
http://www.blagogon.ru/biblio/10/
Разве такое СЕЙЧАС можно ожидать от наших пастырей?
Да и ситуация сейчас не такая благостная, как в 2008 году, когда было составлено сие Обращение московского духовенства.
139. А. Рогозянский : Re: На пороге новых испытаний
2011-05-27 в 20:25

Владимир Петрович, но ведь прот. А. Шаргунов, будучи клириком Московской епархии и отстроив замечательный храм свт. Николая на Ордынке, также не спешит изобличать церковную политику, модернизм и конкретные персоналии. Мне кажется, это естественно и понятно.
138. Сельскiй бригадиръ : 135. Протоиерею Димитрию Назарову
2011-05-27 в 18:12

Открытое письмо-обращение
к Митрополиту Волоколамскому Иллариону,
председателю ОВЦС Московского Патриархата в передаче «Церковь и мир» от 21.05.2011г.:
"...Вопрос о календарной реформе в Церкви не такой уж простой, он требует больших знаний и большого духовного рассуждения. Но Вы на вопрос о проведении такой реформы дали очень ясное, четкое, сжатое и недвусмысленное заявление - ТАКАЯ РЕФОРМА МОЖЕТ БЫТЬ ПРОВЕДЕНА. Вы сказали, что «не существует препятствий для принятия Русской Церковью Григорианского календаря» и, «в том случае, если паства созреет, и народ будет просить о переходе на новый стиль, то мы перейдем». Ваши слова прозвучали как официальная программа высшей иерархии Русской Православной Церкви Московского Патриархата относительно календарной реформы. Они не воспринимались как Ваша личная позиция, поскольку Вы нигде не сделали оговорок, что это Ваше личное видение проблемы и способ ее решения..."
Полностьтю см:
http://apologet.spb....-reforme-v-rpts.html

в связи Его высказываниями о календарной реформе в РПЦ
137. В.Семенко : Рогозянский 36
2011-05-27 в 17:11

Уважаемый Андрей, ну зачем Вы-то тоже делаете вид, будто не понимаете сути ПРИНЦИПИАЛЬНОГО спора?! ВНУТРЕННИЕ угрозы и внутренние проблемы, противоречия (порой довольно острые) в нашей Церкви - это сейчас реальность или нет? Уважаемый отец Александр, как видно из текста доклада, полагает, что угрозы только внешние. А я и мои ближайшие друзья-соратники полагаем, что главное - это угрозы внутренние. Потому что: какие бы ни были гонения, они не могут уничтожить земную Церковь. А вот внутренняя мутация, мутация народного духа (в чем и заключается главная цель церковных модернистов), приводит к вырождению самой институции, и в итоге Господь отнимает благодать. (Как и произошло с теми древними церковными общинами, которые упомянуты в Откровении). Вот что на самом деле страшно. «Все хорошо, прекрасная маркиза…» относилось именно к этому, ключевому аспекту темы. Кстати там, в песенке этой, если помните, не только все имение было утеряно, но и сам муж маркизы в итоге застрелился. Нельзя ли «модернизацию РПЦ» признать духовным самоубийством? Кстати, те, кто регулярно бывает на официозных мероприятиях РПЦ, в один голос говорят: подлинно церковного духа в них все меньше… Определитесь, пожалуйста, если это Вас не затруднит в данном конкретном случае: Вы-то что думаете об этом, с кем солидарны?
136. А. Рогозянский : Re: На пороге новых испытаний
2011-05-27 в 12:11

Ну вот, кажется, господа обсиратели, удовлётворенные, что их реплики достигают цели - нервировать, поуспокоились. Можно наконец говорить по теме. Я специально прочёл текст доклада многоуважаемого о. Александра внимательно ещё раз. Никакого уклонения линии я там не увидел, возможно, многоуважаемый Владимир Петрович вспоминает нечто из выступления, не вошедшее в публикацию. Никакого "всё хорошо, прекрасная маркиза" в публикации нет. Наоборот, автор констатирует, что период спокойствия для Церкви подходит к концу и положение крайне серьёзное. Несколько, на мой взгляд, диссонирует с этим стилистика выступления. На пороге испытаний, наверно, всё-таки говорят и рассуждают по-другому. Но это уже, кто как может: о. А. Шаргунов говорит одним образом, о. А. Шумский - другим. Придираться к индивидуальным особенностям я бы счёл излишним. У о. А. Шумского сложилась своя лапидарность, наподобие о. Д. Смирнова, только слева. Его, как я понимаю, интересуют больше отдельные диспропорции и справедливость/несправедливость, абстрагированные. Ощущения настоящей серьёзности, драмы из-за этого не хватает. Есть, напротив, ощущение некоей игры в бисер, временами целенаправленной и циничной - потоптаться на болевых мозолях и таким образом имитировать жизнь, эмоцию, стояние посередине линий напряжения. Но это, повторюсь, особенности каждого.
Меня не удовлетворяет другое: схема с так называемой "золотой серединой". Неомонофизиты, неонесториане. Приятно чувствовать себя где-то посередине и умней прочих. На самом деле, пропедевтически, схема с серединой или избежанием крайностей совершенно неудовлетворительна. Коротко говоря, бег на месте. Каждый легко находит примеры более крайнего неделания или сверхактивности, встаёт посередине этого и прекрасно на этом успокаивается. Совершенно разные представления о крайностях у автора и, предположим, у Кирилла Фролова. И кто, кроме самого человека, после этого будет оценивать и решать, что "нормально" и что "слишком"? Вопрос о исповедании в современных условиях здесь, к сожалению, никак не решается. Схема фактически ведёт к бесконечному плюрализму, когда у каждого - свой вкус. При этом схема очень конфликтна. Любое расхождение в жизненных философиях трактуется в значении псевдодогматического. Тот человек отличается от меня, не хухры-мухры чем, а тем, что он - неомонофизит! А этот - неонесторианин! Где собственно во всём этом братство, соборность, не так вдруг разберешь. Само направление мышления становится тем, что о. Александр называет "глобальным вызовом".
Опять-таки, сложно говорить о "золотой середине" как одной общей нравственной инвективе, поскольку в жизни постоянно приходится принимать чередующиеся и компенсирующие решения. В один раз что-то предпринимать, в другой - пережидать. Где-то отстраняться, держать дистанцию, а где-то сотрудничать. По логике выступления, человек при этом будет бессчётное число раз превращаться- мутировать из монофизита в несторианина и обратно. Что, мягко говоря, не совсем правда. ) Должна быть более устойчивая, определённая модель того, что с нами в происходит и что христианину делать.
Есть, в довершение, отдельная мудрость, выражаемая формулами: "Тише едешь - дальше будешь" и "Прямая дорога не всегда самая короткая". Их как-то тоже нужно принять и включить в рассмотрение. Если мы, разумеется, не думаем, будто эта мудрость безнадёжно устарела и была снивелирована современными, более прагматичными и целерациональными концепциями поведения. Спасибо. Простите, пишу наскоро и несколько сумбурно.
135. Протоиерей Димитрий Назаров : Сельскому Бригадиру.
2011-05-26 в 22:06

А Ви там шо себе думали?!
Конечно, сторонник "нового стиля"--всегда был!
134. Сельскiй бригадиръ : Re: На пороге новых испытаний
2011-05-26 в 19:51

"Я думаю, что если внутри Церкви созреет понимание необходимости изменения календаря, то календарь будет изменен. В некоторых поместных православных Церквах уже введен т.н. новый юлианский календарь, который до 2800 года будет совпадать с григорианским календарем" - заявил митрополит Иларион (Алфеев) в передаче "Церковь и мир" от 21 мая 2011 года.
133. Анонимка : Re: На пороге новых испытаний
2011-05-26 в 17:07

Если Вы провидец -ответьте, зачем мне внимание, я же анонимка?
132. Аноним : Анонимка
2011-05-26 в 16:52

вы так усердно стараетесь привлечь к себе внимание, что Вас просто пожалели. Молодец, старайтесь.
131. Анонимка : 129. Аноним
2011-05-26 в 16:15

Ну, как это не прискорбно, Вы становитесь брюзгой. Неужели моя скромная персона и мои комментарии Вас волнуют больше, чем проблемы, обсуждаемые на форуме. Или ваша мозговая деятельность может только осилить мои простенькие комментарии. Да и lucia они почему-то стали тоже волновать. Ребята, будьте спокойны. Я Вам, с Вашей честностью и умом, не конкурент. Вы впереди всех, если не по качеству, так по количеству.
130. Nemo : Re: На пороге новых испытаний
2011-05-26 в 15:55

Газета «Кифа», издаваемая Сретенско-Преображенским братством (секта о. Георгия Кочеткова), получила гриф «Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви»


Я вот все понимаю - победу либералов в Церкви, экуменизм, даже деконструкцию Традиции, возглавляемую неутомимым разрушителем - протодьяконом Кураевым (он там не устает - до Николая Угодника добрался, не ударял тот по щеке Ария, оказывается). Надлежит этому быть - пусть они сколько угодно клеймят нас невоцерковленными совками и язычниками, любой и невоцерковленный человек понимает, что люди, творящие такое - просто неверующие. Ну или из тех, которые веруют и трепещут.
Но кочетковцы - секта в чистом виде. Вот в чистом - от них же шарахаешься, как от свидетелей иеговы, потому что дух тот же.
Гриф "Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви" - нет слов.
Да - тут либо в катакомбы уходить в скором придется, либо во все колокола сейчас бить. Но уж точно не грызню между своими устраивать.
129. Аноним : Re: На пороге новых испытаний
2011-05-26 в 15:09

Анонимка - независимый комментатор. Это звучит гордо. Это должность.
128. lucia : В.Семенко
2011-05-26 в 14:43

Я просто спросила, неужто Вы собирались повредить Анонимке.
127. Сельскiй бригадиръ : Об информационной политике Партии и Правительства:
2011-05-26 в 14:36

Газета «Кифа», издаваемая Сретенско-Преображенским братством (секта о. Георгия Кочеткова), получила гриф «Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви» (№ 81 от 3 мая 2011 года).
http://www.psmb.ru/v...kifa-poluchila-grif/
126. Анонимка : 117. В.Семенко :
2011-05-26 в 13:28

Не волнуйтесь, я совершенно не имею отношения к РНЛ, я независимый комментатор и скажу честно- мне Ваши статьи не нравятся. Ну что же тут такого. Ведь это не значит ,что я плохо отношусь к Вам, как человеку. Тут моя позиция нейтральна. Я Вас не знаю. И в статьях о.Шумского мне не все нравиться. Но в отличии от Вас, он себя ведет достойно и с пониманием нас грешных комментаторов. Мы же на Ваших статьях учимся ориентироваться в происходящих событиях, и конечно можем ошибаться. Так ваша задача и состоит в том , чтобы мы научились понимать друг друга. На написание статей Вас очевидно направило служение Отечеству, Церкви и русскому народу. Бог Вам в помощь.
125. Провинциал : Re: На пороге новых испытаний
2011-05-26 в 13:02

119. Сергей Швецов

- Тем самым вы подтверждаете. что сия "поляна" - для вас чужая.
124. В.Семенко : Швецов 119
2011-05-26 в 11:55

Я уже много раз пытался донести до вас простую мысль, что выиграть полемику - это значит написать серьезную, аргументированную статью, содержащую такие подробно проработанные аргументы, на которые оппонент не сможет ответить. Так случилось, например, когда со мной попытался бороться прот. Андрей Новиков, отвечая на мою статью по поводу знаменитой проповеди в Неделю Православия. (Кстати, РНЛ тогда поместила его статью). И ее и мой ответ вы можете легко найти в сети. Могу и облегчить вам жизнь, если вы еще не в курсе.

Статья прот. А.Новикова: http://ruskline.ru/m...iv_psevdorevnitelej/
Мой ответ: http://ruskline.ru/a...odesskoe_bogoslovie/

Причем здесь "поляны"? Можно где угодно опубликовать. Перепалки же на форумах носят заведомо вторичный характер.
123. В.Семенко : 118 Люсия
2011-05-26 в 11:42

Вы же прекрасно знаете, что к дамам те крайние средства, о которых я говорил, неприменимы. Так что ваше ерничанье по поводу какого-то мифического "посягательства на даму" здесь вовсе неуместно. Сказанное мной относилось к г-ну Соколу, а не к Вам.
122. Феофан : Боже мой, какое горе!...
2011-05-26 в 11:29

Братья и сёстры! Очень горестно наблюдать за тем, как Вы друг друга таскаете за волосы.. это что, проявление любви? не бывает любви без смирения.. давайте учиться хотя бы здесь, в письменном общении, ведь это намного проще, чем в словесном: тебе нахамили, а ты по любви к Богу и ближнему не ответил грубо, а смирился и написал что-то доброе. Бог-то знает помышления всех сердец, так что нам ли печалиться о том, что нас "незаслуженно" обидели? На ВСЁ воля Божия, значит, нам это полезно. Лучше не за себя заступаться будем, а за других. Вот это будет сила. Не забывайте, что провокаторы от "ЕР" проходят специальные курсы "электронной борьбы", чтобы выводить нас из равновесия и мирного расположения духа. Если они поприсутствовали и здесь, то их успех очевиден.
СТЫДНО, братия, за вас. С Богом.
121. Александр Изгоев : В комменте 111 вчерашний пост 107 сегодня значится под №108
2011-05-26 в 10:32

Богдану: Вы, простите, о чем?

Ко(у)зьме... и себе:

Читая аббревиатуру,
Не переставляй в ней буквы сдуру!

Эхх, всё равно грубовато получилось... :о(

МДЖ - означает всего лишь школьно-студенский слоган времен моей юности (видать, затянувшейся): "Мир! Дружба! Жвачка!"
:о)

В.П. Семенко:
Уважаемый Владимир Петрович!
Да не принимайте Вы всё тут пишущееся так близко сердцу.
Ну, не налаживается всё вокруг, как нам хотелось бы. Ну что тут поделаешь?
До всех и каждого всё равно не достучишься, а себе всю душу измотаешь понапрасну. Конечно же, часто очень хочется, чтобы благодать Божия коснулась сердец наших "адресатов" как можно скорее. А их сердце всё никак не отверзается и не отверзается "нашему" "аргументированному" слову. Слову, часто исходящему из НЕмирного сердца нашего. Потому и не отверзается...
Простите.
Храни Вас Господь.
120. Сокол : реплика В.Семено
2011-05-26 в 09:59

На каком основании вы отнесли к собственной персоне мои слова о том, что гапоновны, большевики и неогапоновцы - провокаторы?
Процитируйте мой текст, где было бы сказано, что вы являетесь неогапоновцем-провокатором. Не процитируете, ибо цитировать нечего.
Тогда, ради чего вы заходитесь в припадке оскорбленной невинности, попирая Правду и теряя лицо?
Что касается меня, то я утверждал и продолжаю настаивать на том, что современной церковной политики и жизни угрожает три опасности - ложный экуменизм, катакомбное неомонофизитство и НЕОГАПОНОВЩИНА.
Вот это суждение и есть мой персональный вклад в « обсуждения сути, принципиальных проблем».

И в заключении хотелось бы напомнить, что публичные дискуссии ведутся не для демонстрации характеров и капризов, а для приближения к Истине.
119. Сергей Швецов : 117. В.Семенко
2011-05-26 в 05:18

Вы, Владимир Петрович, пребываете в наивном заблуждении. По-честному у Вас (здесь) еще никто не выиграл не потому, что Вы так умны, а потому, что Дорогая Редакция всегда вовремя затыкает рот Вашим оппонентам. А на чужих полянах Вы что-то не воюете.
118. lucia : В.Семенко
2011-05-26 в 02:05

на 117. Мой адрес и имя известны Дорогой .редакции. я не скрываюсь. Если считаете. что я заслуживаю таких крайних мер - пожалуйста.
117. В.Семенко : 103, 104
2011-05-26 в 01:40

То есть клеветать и оскорблять в ответ на принципиальные замечания нужно иметь возможность безнаказанно? А ведь именно к этому прибегают люди, которые бессильны выиграть полемику по-честному. (По-честному¸ то есть собственно в полемике, у меня никто еще не выиграл). В старое доброе время за такие дела получали по лицу и рисковали в случае дуэли нарваться на пулю. А сейчас, в времена интернета, подлецы чувствуют себя безнаказанно. То, что я против этого, вас огорчает. Это заставляет задуматься о том, кто прячется за ВАШИМИ псевдонимами...

Иерею Александру Шумскому. Вот Ваше Преподобие, ВАША «тусовка», ВАШИ «болельщики»!.. Нравится?
116. В.Семенко : Сокол 99
2011-05-26 в 01:30

Хватит наглого вранья и передергиваний! Вы и другие, вам подобные, делаете все, чтобы уйти от обсуждения сути, принципиальных проблем, поскольку у вас просто нет аргументов, вам нечего сказать по сути. Вы обвинили меня в провокации. Я всего лишь говорю правду, от которой у либералов земля горит под ногами. Обвинение в провокации человека, который всего лишь осмелился сказать какую-то частицу правды, есть самая настоящая клевета. Ваши передергивания - просто наглый примитив. Лицо теряют те, кто, прикрываясь псевдонимами, лжет и клевещет, любыми способами стараясь замылить суть. И Бог тут вовсе ни причем. Мы не боялись в 80-е, когда гэбье нависало у нас над плечами, неужели думаете, что испугаемся жалких лгунов и манипуляторов, которые подло и трусливо прячутся за псевдонимами?
115. Кузьма Прутков и его соавторы : от Кузьмы с товарищами - 112. Богдану : На пороге новых испытаний
2011-05-25 в 21:54

Богдан, да похоже, что вообще, кроме Дорогой Редакции так выходит, что - все!?!
Ну, что же теперь делать, давайте будем молиться, как говориться!
114. Козьма П. (А.К. Т. и братья Жемчужниковы) : 110. Александр Изгоев : Ключ на старт: 107, 98, ... :?)
2011-05-25 в 19:44

Александр, наш небольшой коллектив считает, что здесь все очень круто и интересно у вас.
Скажи - те, МЖД это что-то вроде ЖМП или неужели это что-то вроде БЖСР?!!
113. Богдан : На пороге новых испытаний
2011-05-25 в 19:43

А что - Изгоев тоже?!.
112. Nemo : 94. Сергей Швецов
2011-05-25 в 19:11

Ну да, а вот мы не могли себе представить, чтобы "Мурзилку" спутали с "Science". Теперь представили.
111. Александр Изгоев : Ключ на старт: 107, 98, ... :?)
2011-05-25 в 19:09

Плебс восстал: ему невмочь
Злой язык свой превозмочь.
:о)
От Курил и до Пурима
Нет страшнее Анонима!
:о)))
Всё ж его/ёё мы пожалеем
И за всё простить сумеем...

МДЖ!!!
110. Сергей Швецов : 107. Анониму
2011-05-25 в 18:24

И лобзают образа
С плачем жертвы обреза...
109. Галина Старикова : 101. Екатерина Домбровская
2011-05-25 в 18:08

Можно ощущения назвать недобрыми подозрениями, можно искусно передернуть смысл сказанного, это ведь дело техники. Не буду пытаться переубеждать Вас в чем-то, да Вам это и неважно, наверное. Пусть останется все, как есть. Постараюсь ,по совету своего духовника , из всего извлекать пользу. Благодарю за предложение написать Вам и Вашу готовность ответить. Но писать не буду : у меня нет к Вам вопросов. Спаси Господи.
108. Аноним : Re: На пороге новых испытаний
2011-05-25 в 17:09

На пост 94
Исраэлю Швейцеру, вероятному сайентологу

Право, не отвлекались бы от чтения вашей "Science"
Страницы:   1 | 2 | 3 | 4 

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме