Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Великий духовидец и патриот

14.05.2011


Иерей Александр Шумский о Патриархе Сергии и так называемом «сергианстве» …

В воскресенье, 15 мая, исполняется 67 лет со дня блаженной кончины Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Сергия (Страгородского). Известный московский пастырь клирик храма Святителя Николая Мирликийского в Хамовниках иерей Александр Шумский размышляет о значении личности и первосвятительском служении почившего Предстоятеля Русской Православной Церкви:

Во все переломные моменты русской истории Господь даровал нам великих духовных и политических вождей, глубже многих своих современников понимавших смысл происходящих событий. В переломные, смутные времена все попытки аналитическим и логическим методом найти правильные решения обречены на неудачу. Когда все сдвигается со своих привычных мест, когда количество факторов, влияющих на ситуацию, увеличивается многократно, правильные решения в состоянии принимать только тот, кто способен интуитивно постигать скрытый смысл событий. Интуитивное постижение называется гениальностью. Таким гениальным политическим вождем был святой благоверный князь Александр Невский. Были и другие. Все они действовали в условиях полной неясности и предельного цейтнота, когда решения приходилось принимать практически мгновенно, почти без размышлений. Им не с кем было посоветоваться.

Гениальной интуицией обладали и духовные вожди русского народа. Святитель Алексий, священномученик Гермоген, святитель Тихон своей молитвой и своим личным подвигом спасали Русскую землю и русский народ в казалось бы совершенно безвыходных ситуациях.

В этой связи особо хочется сказать о Патриархе Московском и всея Руси Сергии (Страгородском), которого по праву можно поставить в вышеназванный ряд духовных русских вождей.

Сегодня споры вокруг фигуры Патриарха Сергия не только не утихают, но, напротив, обостряются. Это неслучайно, поскольку речь идет о выборе пути Русской Православной Церкви в сложнейших условиях начала нового века. Нельзя не заметить, что на Патриарха Сергия нападают и слева и справа. Слева нападают церковные либералы, справа крайние церковные консерваторы. Причем и тех и других не устраивает политика Патриарха Сергия в отношении советской власти и советского государства. Как видим, крайности сходятся. Похожая картина была и непосредственно при Патриархе Сергии. В чем его только ни обвиняли: в пресмыкательстве перед властью, предательстве интересов Церкви, в двуличии и т.д. и т.п. Одному Богу известно, что пережил этот удивительный человек, и как он все это выдержал, не впав в уныние и отчаяние. От одной только мысли, какие ему приходилось решать вопросы и на какие идти компромиссы, ради спасения Церкви и народа, становится не по себе.

Великий подвиг Патриарха Сергия состоял прежде всего в том, что он сумел преодолеть тяжелейшее искушение катакомбностью. Казалось бы, все было за то, чтобы уйти Церкви в катакомбы: и безбожная власть, открыто провозгласившая в качестве идеологии воинствующий атеизм, и настойчивые советы, даже требования, людей из ближайшего окружения Патриарха полностью порвать все отношения с безбожной большевистской властью, и многое другое. Но Патриарх Сергий, вопреки всем неотразимым аргументам и фактам, принимает гениальное интуитивное и единственное правильное решение протянуть страшной советской власти свою руку. Смешны те, кто считает, что Патриарх Сергий проявил здесь личное малодушие. Так могут говорить только люди, совершенно незнакомые с жизнью и характером этого человека. Также нелепо полагать, что ценой компромисса с советской властью он стремился приобрести патриарший куколь. Решиться взять на себя патриаршую ответственность в такой беспрецедентной по сложности исторической ситуации мог только человек, готовый идти на Голгофу.

Его обвиняют в том, что когда безбожная власть расправлялась с духовенством, он недостаточно возвышал свой голос в его защиту. Да, в ряде случаев Патриарх Сергий вынужден был молчать. Такова была страшная цена спасительного для Церкви компромисса.

Некоторые верхогляды сегодня, сыто почитывая книжки, утверждают, что если бы Патриарх Сергий призвал всех в катакомбы, то Господь Сам позаботился бы о Церкви и ничего с ней не случилось бы, и красная власть не смогла бы ее уничтожить. Эти верхогляды полагают, что им воля Божия известна лучше, чем Патриарху Сергию. У меня нет никаких сомнений в том, что Патриарх Сергий действовал не самочинно, а в согласии с Божией волей. Порукой тому является победа нашей страны в Великой Отечественной войне. Великая Победа была дарована России и русскому народу по молитвам, возносимым Русской Православной Церковью. И личная позиция Патриарха Сергия, полностью поддержавшего в Отечественной войне советскую власть и Сталина, явилась одним из главных духовно-нравственных факторов победы СССР над фашистской Германией. Очевидно, что если бы церковный курс, выбранный Патриархом Сергием, был ошибочным, то мы потерпели бы поражение в Великой Отечественной войне.

Несомненно и то, что сама жестоковыйная советская власть, сам Сталин стали смягчаться под воздействием Патриарха Сергия и его ближайших соратников, таких как митрополит Николай (Ярушевич) и будущий Патриарх Алексий (Симанский). Сталин умел благодарить за поддержку, и мы видим, как после войны заметно в лучшую сторону начинает меняться жизнь Церкви и верующих. Разве это не доказательство правоты великого Патриарха Сергия ?!

Некоторые наши зарубежные оппоненты не желают внимать никаким аргументам и продолжают использовать придуманный ими оскорбительный термин «сергианство», под которым подразумевается сотрудничество Церкви с неправильной государственной властью. При этом они не считают нужным как-то объяснять свою поддержку власти Гитлера!

К сожалению, многие мои соотечественники подпали под влияние антисергиевских зарубежных идеологов. А им следовало бы задать себе только один вопрос: почему Патриарх Сергий не покинул свою Родину в самый трудный для нее час, не уехал на благополучный Запад, как сделали многие, а остался со своей страдающей Церковью и со своим страдающим народом? Что мешало ему уехать? Ответ один: жертвенная любовь.

Я не собираюсь, разумеется, осуждать тех, кто покинул Россию в революционный период. В этом тоже был промысел Божий. Но вот, что совершенно непонятно - почему потом, когда все определилось, особенно после победы в Великой Отечественной войне, наши зарубежные братья не только не успокоились, а даже активизировали свою антисергиевскую политику?

Мы, конечно, надеемся, что судьбоносное присоединение Русской Православной Церкви за рубежом к Русской Православной Церкви исцелит, в конечном счете, духовную болезнь, называемую «антисергиевство». Но, пока еще, к сожалению, остаются за рубежом те, кто не захотел присоединиться к Матери Церкви, и они продолжают оказывать пагубное влияние на некрепкие и духовно нетрезвые головы некоторых наших соотечественников. 

И сегодня иногда раздаются голоса, что Русской Православной Церкви пора уходить в катакомбы, что она допускает слишком много компромиссов с государственной властью. Вспомним в этой связи слова самого Патриарха Сергия. На вопрос иностранного журналиста о его программе, он ответил: «Моя программа - программа Духа Святого; я действую сообразно нуждам каждого дня».

Возможно, наступит такой момент, когда Церкви придется уйти в катакомбы. И если это будет необходимо, мы получим от Бога точные указания. Говоря языком Патриарха Сергия, если нужда дня будет требовать от Церкви принять такое решение, она его примет.

Но у Патриарха Сергия мы должны учиться, прежде всего, трезвомыслию и рассудительности, без которых очень опасно брать на себя ответственность в принятии судьбоносных решений.

Глубочайшую оценку Патриарху Сергию дал великий православный русский богослов Владимир Лосский: «Пройдут еще годы, десятки, сотни лет, изменятся судьбы народов, изменится самое лицо земли, но до конца времен Церковь сохранит память великого святителя, наряду с другими именами, которые знает каждый христианин».

В заключении хочу рассказать о том, как вразумил меня двадцать лет назад наш великий старец архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Я приехал к нему посоветоваться по поводу своего рукоположения и разговор, в частности, зашел о Патриархе Сергии. Мы тогда начитались зарубежных книг, и нам казалось, что мы знаем истину. В ответ на мои сомнения в отношении позиции Патриарха Сергия, архимандрит Иоанн рассказал о своем тонком видении, которого он удостоился в молодости. Он также порицал Патриарха Сергия за его компромисс с советской властью. А видение было такое: в кафедральном соборе собралось множество прихожан, среди которых находился и будущий старец. Шла Божественная Литургия, вдруг молящийся народ расступается, и в образовавшейся коридор, прямо навстречу отцу Иоанну, направляется Патриарх Сергий, подходит к нему и говорит: «Вот ты меня осуждаешь, а я ведь каюсь».

Также рассказал мне архимандрит Иоанн о другом своем видении Патриарха Тихона, который предложил батюшке подержать патриарший посох, и когда архимандрит Иоанн попытался поднять его, то не смог этого сделать, настолько тот оказался тяжелым. Об этих духовных событиях из своей жизни старец рассказывал, конечно, не только мне.

Очевидно, что Патриарх Сергий больше всех ощущал и понимал весь трагизм и тяжесть своего служения, и только Богу известно, сколько покаянных и спасительных для Церкви и России слез пролил этот великий духовидец и патриот.




РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев - 119

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

119. Лидия Александрова - Чукова : г.-ну Ф.Ф.Воронову
2011-05-29 в 00:16

Уважаемый Ф.Ф. На ваше (простите,но процитирую):

« 90. Ф.Ф. Воронов: Nemo, на 89.
2011-05-18 в 00:55

Дорогая Nemo, согласен с Вами (и с цитируемом Вами А. Борейко). Да, каноническая легитимность Московской Патриархии, не имеющей, увы, преемственности от св. патриарха Тихона и Московского Собора 1917-18 гг., -- сомнительна. А сергианство -- яд, отравляющий церковный организм, сейчас более, чем когда-либо».
Позвольте:
Во первых, поскольку, как видно, Ф.Ф., Вы уже не первый уже год на РНЛ пребываете, позволю себе напомнить Вам, что капитан он и есть капитан, а вовсе не дама, в отличие от меня, например, и это Вы могли бы уже и заметить (хотя у вас в Альбионе, конечно все возможно теперь, как известно).
А во вторых, позвольте в связи с вашим данным ярким высказыванием относительно «сергианства», предложить цитату из учебника для учащихся СПб духовных школ Зав. отделением церковной истории, и кстати небезызвестного прот.Г.Митрофанова.
Полное название учебного пособия таково: Протоиерей Георгий Митрофанов. История Русской Православной Церкви 1900-1927..СПб.2002. Изд. Сатис. С 301-302.
Цитирую: «А вот архиепископ Иларион Троицкий считает, что можно пойти на компромиссы в политической сфере, если это даст возможность сохранить чистоту Православной веры, если это даст возможность нанести удар по главным врагам Православия – обновленцам. Он и дальше будет проводить эту линию, пока его самого не арестуют власти. Уйдет архиепископ Иларион, рядом с Патриархом появится митрополит Петр (Полянский), который будет проводить ту же линию, пока его не арестуют. Уйдет митрополит Петр, тогда уже не будет Патриарха Тихона, и появится митрополит Сергий (Страгородский), который будет проводить ту же линию. Его потом тоже будут арестовывать в 1926 году. Результатом этой линии окажется, то, что в 1943 году Сталин будет фактически констатировать, что Церковь уничтожить не удалось».
И в связи с введенным с началом "перестройки" т.н. термином «сергианство», который вы здесь употребляете, а также в связи данным процитированным мною текстом, Вам, уважаемый Ф.Ф., как жителю Британских островов, хочу порекомендовать не вмешиваться особо в наши здесь проблемы. Уверяю Вас, мы как-то сами разберемся, где и что у нас здесь (ин Раша) действительно является «ядом---, и особенно сейчас,отравляющим церковный организм", действительно ли он «смертельный» (or not), и какими противоядиями с ним бороться.
Best regards (то есть с наилучшими пожеланиями). Dr. Сhemistry Iidija.
118. Русский Сталинист : Re: Великий духовидец и патриот
2011-05-25 в 12:55

Всё верно.
Имя Патриарха Сергия стоит в одном ряду с именами Сергия Радонежского, Патриарха Иова, Патриарха Гермогена...
Он-Патриарх Великой Победы, и имя его всегда будет жить в наших сердцах.
117. Аноним : Эрику
2011-05-23 в 19:47

А что же имя не православное, а какое-то скандинавское, варварское.
116. Эрик : Re: Великий духовидец и патриот
2011-05-20 в 15:31

Евгений,

я хожу не к попам-сталинистам и не к сергианцам, а в Дом Божий. В храмы моей православной церкви, в которой служили священниками многие мои предки, в том числе священномученики. В храмы, построенные на народные деньги до революции. В храмы с православными святынями... . И очень надеюсь, что нынешние попы, взявшиеся окормлять чиновничество и богатеев (бывших коммуняк), рано или поздно из церкви изыдут вон. Пережили мы монголо-татар, поляков, переживем и сергиан-коммуняков... .

+++

Бог дал нам, русским людям, в утешение за обновленцев-сергиан восьмой столп России - св. Матрону Московскую. Святая Матрона никогда не судила, но и не хвалила Патриарха Сергия. Видимо, знала, что уготован для него суд на Небесах.

Св. Матрона, в отличие от легимитизированных сов. властью сергиан, была советской властью всегда гонимая.

Она, святая Матрона, олицетворяла своею судьбою судьбу гонимой церкви и гонимого властью народа. По сути своей, судьба св. Матроны - судьба несостоявшейся из-за Сергия катакомбной церкви.

Легитимность церкви, достигнутая Сергием, ничто, пузырь, профанация. Миллионы верующих в реальности были лишены постоянного окормления в церкви. А те, кто ходили, находились под угрозой доносов и предательства, в том числе и со стороны священников-сергианцев, состоявших во внештатном общении с НКВД и КГБ.
115. Сергей Швецов : 111. Ф.Ф. Воронову
2011-05-20 в 08:30

Простите, а разве подходить к обсуждаемому вопросу необходимо исключительно с иосифлянских позиций? Разве мученики - все до единого катакомбники-непоминатели? Вы ведь тоже очень избирательно приводите мнения лишь церковных диссидентов. А ведь их в сонме новомучеников и исповедников российских глубокое меньшинство.
114. Евгений : Ф.Ф.Воронову
2011-05-20 в 00:57

Уважаемый Ф.Ф.Воронов, вопросы Вы поднимаете серьезные. Но жизнь всегда была полна таких вопросов. Если Вы думаете, что проблемы начались в 20 веке, то, полагаю, ошибетесь. Да, выбор в 20 веке стоял остро: или, или. И в этом особенность данного отрезка истории нашей Церкви. И многие соблазняются тем, что иерархи шли на компромисс. Еще кто-то здесь на форуме соблазняется отношением к старообрядцам, для кого-то камнем преткновения является крепостное право, стяжательство и пр. Вот, например, Осипов вообще революцию выводит из спора иосифлян с нестяжателями. Это признаки духовного роста, когда человек что-то по-новому пытается осмысливать, задает вопросы. Это закономерно в каких-то пределах. Плохо, когда человек не находит выхода Важно еще, какие ответы мы находим для себя. Вот здесь и проверяется наша верность Церкви. Грех в человеческой составляющей Церкви действительно есть и от этого никуда не уйти, соблазн действительно есть. Конкретный пример - деканонизация св. Анны Кашинской. Но Господь Дух Святой человеческий грех исправляет со временем и посрамляет разум разумных. Святая Анна была вновь прославлена в правление св. Николая II. Рано или поздно каждый христианин должен будет стоять перед таким выбором: как относиться к греху, который очевиден, и что по этому поводу делать. Позиция человека, который мечется и мучительно ищет для себя ответ на этот вопрос, а не прикрывается общими рассуждениями, достойна уважения. НО... Грех раскола является САМЫМ тяжелым/ И здесь диавол губит многих ищущих, уводя их от спасения во Христе. Так было со старообрядцами и с многими другими ушедшими в раскол. Начинается это с путаных рассуждений, похожих на те, которые Вы приводили: вроде мирянам можно, если в простоте, а если не в простоте, а сознательно?.А священникам почему нельзя? Вам и Вашим единомышленникам по данной проблеме уже задавали, по-моему, прямой вопрос: Вы считаете Русскую Православную Церковь Московского Патриархата безблагодатной? Ответьте себе на этот вопрос определенно. Грех раскола ХУЖЕ стяжательства и соглашательства с властями. Помоги Вам Господь.
113. Галина Старикова : 111. Ф.Ф. Воронов
2011-05-20 в 00:28

Вы пишите : "Следует учесть, что она написана с "сергианских" позиций..." Мне думается, что эта , как и все остальные книги Владыки ,написана с позиций русского архиерея, страдающего за свой народ , отступивший от Бога, по-настоящему, по-отцовски любящего и жалеющего его. Именно поэтому я и советую прочесть эту книгу всем, кто ищет ответ на обсуждаемую тему.
112. Ф.Ф. Воронов : На 109: Евгению.
2011-05-19 в 21:21

Уважаемый Евгений: Вы разве не знаете о существовании проблем в сегодняшней Русской Церкви ("РПЦ МП", как Вы пишете; покойный Патриарх Алексий II один раз очень убедительно высказался, прося православных аббревиатуры применительно к Церкви не употреблять)?

То, что у нас не всё в порядке, никому не секрет. Иначе на той же "Русской Народной Линии" не писали бы то о экуменизме, то о стяжательстве духовенства, то о ново-обновленчестве. Если бы было всё в порядке, не возникали бы время от времени такие обращения как епископа Диомида или недавнее ижевских отцов. Или Вы думаете, что это исключительно от лукавого?

Если задумываться о происхождении проблем, приходится смотреть на церковную историю, и с проблемой "сергианства" сталкиваешься немедленно.

Лично я могу только позавидовать людям, которые от всех подобных раздумий далеки (они и на "Русской Народной Линии" не пишут, да и вряд ли ее читают), ходят в ближайший храм и причащаются там "в простоте", используя выражение святителя Кирилла. Но любой такой "простой" человек не гарантирован от того, чтобы внезапно, по тому или иному поводу, не "въехать мордой об стол" в церковные реалии. Я в своей жизни, к сожалению, уже прошел этап детской непосредственности по отношению к церковным делам.

Что касается хождения или нехождения "в храмы РПЦ МП", как Вы пишите, меня действительно силком не тянет никто. Но я нахожусь в положении той деревенской старушки, которой не очень-то доступно выбирать, в какой храм ходить. В таком же положении находится большинство русских православных, в отечестве и в разсеянии суших.

Рад за прихожан о. Сергия Кондакова в селе Завьялове по Ижевском -- у них теперь возможность выбора появилась.
111. Ф.Ф. Воронов : На 101. Галине Стариковой
2011-05-19 в 18:49

Уважаемая Галина,

Книга приснопамятного владыки Иоанна (она доступна, например, здесь: http://krotov.info/h...0/1920/snychev_2.htm, см. также http://krotov.info/h...0/1920/snychev_1.htm) весьма интересна и содержит много фактов.

Следует учесть, что она написана с "сергианских" позиций, т.е., например, в этой книге оппозиция митрополиту Сергию трактуется как раскол. Первоначальный текст, по словам автора, был подготовлен как магистерская диссертация в 1966, и время наложило неизбежный отпечаток на характер изложения. Несмотря на добавления 1995 г., общий "про-сергианский" подход остался в книге неизменным.
110. Владимiръ : 106. Александр Изгоев
2011-05-19 в 18:38

Ну приехали,живем мы и пишем на форуме всю благодаря митр.Сергию и наверно благодаря декларации 1927 года,а я вообще думал ,что благодаря Господу Богу и его милости к нам грешным.
Хорошие у Вас аргументы,ничего не скажешь.
109. Евгений : Александру Изгоеву
2011-05-19 в 18:32

Спасибо.

Вообще, мне кажется, имеет право на такую критику лишь тот, кто сам был гоним по-настоящему с дулом у виска или сидел в тюрьме. Я предпочитаю быть с Русской Православной Церковью Московского Патриархата, здесь у нас замечательные пастыри, такие как о.Иоанн (Крестьянкин). Он что-то не больно-то критиковал нашу Церковь, сам отсидев за Слово Божие. Я доверяю таким, как он.

Ветер дует ясно откуда: политический заказ, а нашим критиканам невдомек.

Эрик, Ф.Ф. Воронов и их единомышленники:

Не хотите, не ходите в храмы РПЦ МП. Что, Вас кто-то силком тянет? А то получается одно лицемерие: вроде, окормляться Вам можно у нас за неимением более правильных, но и покритиковать Вы тоже непрочь с позиции кафаров. Вера Православная была сохранена, а это самое главное.

Подвиг можно требовать только от себя.
108. Аноним : 106 Александр Изгоев
2011-05-19 в 18:19

Ну, это уже Вы загнули, голубчик! Такими вещами только Господь Бог заведует. Превозносите владыку воля ваша, но не "аж дотудова".
107. Галина Старикова : 104. Владимiръ
2011-05-19 в 18:13

Простите великодушно, я привела цитату из книги митрополита Иоанна " Стояние в вере",так что все, с чем Вы спорите, сказал Владыка Иоанн (с чем я при мучительном осмыслении этого вопроса согласилась), мне думается, что при внимательном прочтении этой книги и для Вас многое прояснится, не торопитесь, прошу Вас. Владыка еще писал : "Декларация вызвала возмущение в умах и сердцах верующих, породив множество протестов и разделений. И тем не менее, как показало время, в той ситуации это был единственно спасительный, хотя и очень болезненный и прискорбный шаг."
106. Александр Изгоев : 104. Владимиръ: "Но почему Вы категорически лучше определяете лучшее второй путь?"
2011-05-19 в 17:31

Потому, что Вы сейчас имеете эту возможность - задавать вопросы и давать ответы. И вообще...жить.

Простите, что вмешался.
105. Марина : Re: Великий духовидец и патриот
2011-05-19 в 16:23

Не представляю никакого такого времени, про которое можно было бы сказать "лёгкое". А уж патриархам было всегда о ч е н ь трудно и при василевсах, и при царях, и при язычниках. А Патриарху Сергию досталось ТАКОЕ время... Тут всё пошло другое, в такое время Церковь ещё не жила.
Я даже не представляю, как можно с м е т ь судить Святейшего Сергия! Он уже пред Богом. Всегда поминаю его в молитвах и, надеюсь, и он меня помянет пред Престолом Божиим.
104. Владимiръ : 101. Галине Стариковой
2011-05-19 в 15:28

Вы пишите:"Христова Церковь не может существовать на земле иначе, как только во взаимодействии с государством. Бесправное положение неминуемо ведет к утере канонического преемства, утрате чистоты вероисповедания, расколам, смутам и исчезновению единого церковного организма. "

С этим категорически нельзя согласиться. Церковь от Христа до Константина императора была в бесправном положении,в тяжелейших гонениях ,но не погибла.И никакого союза с государством в этот период не было.Чистота вероисповедания полностью сохранилась,как и апостольская преемственность.Смуты и расколы очень многочисленные как раз и породила декларация .А вообще они возникали во все времена.
Далее Вы пишите:"Оказавшись в атеистическом государстве, Церковь должна либо страдать от бесправия и подвергаться вечным гонениям, либо добиться от властей юридического признания своего права на существование. Что же лучше? Несомненно, второе."
Гонения были не вечные -всего 70 лет ,в отличии от времен апостольских 250 лет.
Конечно история не терпит сослагательного наклонения.Но почему Вы категорически лучше определяете лучшее второй путь?Если следовать Вашей логике,то христианам надо было легализоваться в языческом государстве в Риме,а не терпеть вечные гонения и поношения.
Почему я предлагаю читать документы и рассматривать исторические факты,потому,что прочитав их каждый может сделать самостоятельно вывод.
Мое мнение,-стояние в вере и страдание за веру несомненно лучше,но к 20 веку вера на Руси оскудела,потому Господь и попустил греховную декларацию митрополита Сергия.Но как говориться: время не воротишь.С тем,что Сергий был великий духовидец согласиться категорически не могу,если он таковым был,то почему дружил с масонами Гиппиус и Мережковским и разделял их взгляды,проводил реформу богослужебную,приветствовал новый-еретический стиль,был обновленцем,по указанию властей переводил архиереев с кафедры на кафедру,подписал греховную декларацию,вместо того чтобы усердно молиться за ссыльное духовенство,в том числе архиереев,как это делали апостолы за Петра и Иоанна,когда те сидели в темнице,он запретил их поминать за богослужением,вместо живого и законного местоблюстителя Петра,велел поминать себя,а Петра запретил поминать.Большинство духовенство было за легальную ,а не за катакомбную Церковь,в том числе и Петр,но в отличии от Сергия при этом они не желали нарушать каноническую правду в отличии от последнего.А Сергий нарушил и очень и очень сильно её.
103. Nemo : 101. Галина Старикова
2011-05-19 в 14:34

Спасибо Вам.
102. Nemo : 99. Аноним
2011-05-19 в 14:33

Нет, я не о Патриархе Сергии. Мой пост был адресован Воронову и он его прекрасно понял.
Я свою позицию изложил четко, она противоположна позиции Ф.Ф.Воронова. Я мог бы продолжить спор, но я считаю, что самое время вмешаться нашим пастырям, включая автора статьи. В противном случае не вижу смысла в обсуждении.
101. Галина Старикова : 97. Владимiръ
2011-05-19 в 14:00

В свое время именно книга митрополита Иоанна (Снычева) "Стояние в вере"( очерки церковной смуты) помогла мне разобраться в вопросе о декларации митроп. Сергия. Очень советую всем ищущим ответа на этот немаловажный вопрос прочесть ее.К сожалению , Вы привели цитату не отражающую взгляда самого Владыки Иоанна на эту проблему. Признавая , что митроп. Сергий, как и всякий другой человек, ошибался, митроп. Иоанн совершенно определенно высказывается о правильности выбранного пути: "В сущности декларация митр. Сергия являла собой лишь новую апологию Церкви в защиту ее прав на устроение канонической жизни под покровом гражданской законности. Христова Церковь не может существовать на земле иначе, как только во взаимодействии с государством. Бесправное положение неминуемо ведет к утере канонического преемства, утрате чистоты вероисповедания, расколам, смутам и исчезновению единого церковного организма. Оказавшись в атеистическом государстве, Церковь должна либо страдать от бесправия и подвергаться вечным гонениям, либо добиться от властей юридического признания своего права на существование. Что же лучше? Несомненно, второе. И вот это меньшее среди двух зол и избрал митр. Сергий, издав декларацию.

Необходимо также отметить, что митр. Сергий фактически завершил дело, начатое еще Патриархом Тихоном, который всеми силами стремился достигнуть мирного устроения церковной жизни в атеистическом государстве."
100. Александр из Од. : Мудрость и Мужество.
2011-05-19 в 13:03

Считаю патриаха Сергия достойным Пастырем в труднейший период истории нашей страны. Два небольших эпизода.
1)В 1927 году к патриарху на прием пришла группа ревнителей и стала упрекать его в сотрудничестве с со слугами Антихриста. Патриарх Сергий сказал: "А хотите я вам математически докажу, что Советская власть от Бога?"
-????- " А вы знаете из Церковного Предания, что власть Антихриста будет 3,5 года? А Советской власти уже 10 лет".
2)Один православный иерарх написал из-заграницы письмо патриарху с критикой его действий. Патриарх ему ответил: "Если бы ты, брат, был бы в Москве, а я на твоем месте я бы тоже так написал , а то и построже."
99. Аноним : Re: Великий духовидец и патриот
2011-05-19 в 11:14

94-му.Это вы о приснопамятном владыке Сергии так?
Очень сильно, но верно.

Воронову.Ув. Федор Федорович, спасибо вам за информацию - изучили, нашли для себя новое, кое-что выписали.
Подход серьезный, не просто эмоции, как у многих.
98. А.В.Шахматов : Re: Великий духовидец и патриот
2011-05-19 в 11:10

УБИЙЦЫ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ…
Античеловеческие и антиприродные сооружения продолжаются на Российской земле – убийцы жизни будут строить новую Богучанскую ГЭС, (более подходящее название-Бесочанскую ГЭС) для чего будут затоплены деревни, храмы, кладбища, плодотворные поля и леса, и, конечно же, выселят всех русских людей, которые обустраивали жизнь для себя и грядущих поколений. И это преступление против человечества и природы началось ещё в советское время, когда меняли русла рек и затапливали всё живое. Когда я плавал по Рыбинскому водохранилищу, то был в ужасе от увиденного - из воды виднелись кресты храмов, а под водой кладбища и деревни, такого варварского отношения к людям и природе нет нигде на планете, вот что делает безбожье, бесхозяйственность и безгосударственность. Низкий поклон великому русскому писателю, Валентину Григорьевичу Распутину, что он борется против мракобесия и произвола на Русской земле! Но хочется задать вопрос - где другие деятели культуры и науки, да и сам народ, который бы при желании мог бы остановить эту напасть?
http://www.tvkultura...news.html?id=670770
97. Владимiръ : Re: Великий духовидец и патриот
2011-05-19 в 04:19

По поводу изучения каноничности деяний митрополита Сергия есть хорошая книга митр Иоанна Снычева "Церковные расколы в русской церкви 20-30 годов 20столетия",она написана еще в советское время,если кому интересно пусть её поищет в библиотеках церковных,но факты ,которые приводит владыко Иоанн ,увы не говорят о том ,что деяния митр.Сергия были канонически безупречны,вот цитата из неё:
"Вслед за этим ,не без совещания,конечно, с членами Синода митр.Сергий 8(21)октября 1927 года издал указ 549 о поминовении во всех храмах Русской Церкви за богослужением придержащей власти и об отмене поминовения всех епархиальных архиереев,находящихся в ссылках."
Вот еще интересный диалог из этой же книги еп.Димитрия Любимова и трех священников(мы) с митрополитом Сергием:
"митр.Сергий:"А молитва за ссыльных и в тюрьмах находящихся исключена потому,что
из этого делали политическую демонстрацию."
Мы:"А когда ,владыко,будет отменена девятая заповедь блаженства,ведь её тоже можно рассматривать как демонстрацию?"
митрополит Сергий:"Она не будет отменена,это часть литургии!"
Мы:"Так и молитва за ссыльных тоже часть литургии!"

По поводу того ,что митр.Сергий "спас" Церковь,есть хорошая стихира с Малой Вечерни из службы новомученикам и исповедникам Российским:
"Не человецы спасают Церковь, / и ничтоже пользует согласие со враги Ея, / но Церковь спасает человеки силою Христовою, / якоже подвиг ваш показа. / О непоколебимии новомученицы Российстии, / воистину есте слава Церкве, / о нейже прилежно молитеся, / да непоколеблему
утвердит Ю Христос."
96. Ф.Ф. Воронов : На 91, Сергею Швецову. Каноническое устройство Церкви.
2011-05-19 в 01:39

Вы спрашиваете:
"А разве МП должна иметь преемственность от патр.Тихона, а не от апостолов? "

Позволю себе процитировать еще раз святителя Кирилла Казанского: как он писал, необходимо разграничивать
действия митрополита Сергия и его единомышленников, кои совершаются ими по надлежащему чину в силу благодатных прав, полученных через Таинство священства, от таких деяний, кои совершаются с превышением своих сакраментальных прав по человеческим ухищрениям , в ограждение и поддержание своих самоизмышленных прав в Церкви.



И святитель продолжал:

Это только по форме тайнодействия, а по существу узурпация тайнодействий, а потому кощунственны, безблагодатны, нецерковны.



Разумеется, митрополит Сергий имел как законно поставленный епископ апостольское преемство, раз не сам он на себя "возлагал панагию". Но не об этом речь -- святитель Кирилл строго отграничивает от этого те действия митр. Сергия, которые совершались БЕЗЗАКОННО, по ПРИСВОЕННОМУ им себе праву Первосвятителя Российской Церкви, которым он не был. Таковы, например, все запрещения в служении, лишения сана, объявления "безблагодатными", смещения с епархий священников и епископов, которые не согласились с его церковной политикой. Будь то на родине или заграницей.

Между тем, официальной позицией Московского Патриархата остается то, что митр. Сергий был единственной канонической властью, истинным первоиерархом и истинным патриархом, а все с ним не согласные, -- были "раскольниками". (Даже те, кого Московская патриархия в конце концов канонизировала, как святителя Кирилла.) Достаточно посмотреть текст типа "Истории" прот. Цыпина, чтобы обнаружить выражения вроде "правого раскола". Исповедники веры и мученики по сути ставятся на одну доску с обновленцами. (Сама фразеология: "левый" и "правый" расколы, обличает, как родимое пятно, коммунистическую закваску ее авторов.)

Неправильность "сергианского" церковного устройства, которое утвердилось собором 1945 г., избравшим патриарха Алексия (после смерти Сергия), не является секретом. Это не вымысел раскольников и смутьянов. Например, на нее указывал в 1967 г. исповедник архиепископ Ермоген (Голубев) в письме патриарху Алексию I. Подробно рассмотрев все нарушения канонов: от порядка избрания патриарха и епископов, порядка формирования Архиерейского Синода до структуры прихода, архиепископ Ермоген делал вывод:


Печальное состояние Русской Церкви на сегодняшний день прямое следствие нарушения канонов и забвения коренного начала, на котором зиждется строй Православной Церкви и которое составляет его драгоценную особенность – СОБОРНОСТИ.

Для жизни Церкви существенно необходимы свобода и независимость ее внутренней организации. Это достигается неуклонным следованием ее основным канонам и наличием в ее жизни Соборов, канонических и по способу их созыва и по порядку обсуждения на них подлежащих решению вопросов.



И добавил, процитировав 8-е правило Третьего Вселенского Собора:


«Да не преступаются правила отец; да не вкрадывается, под видом священнодействия, надменность власти мирския, и да не утратим по малу, неприметно, тоя свободы, которую даровал нам кровию Своею Господь наш Иисус Христос, Освободитель всех человеков».


(См., напр.: http://www.apocalyptism.ru/Hermogen.htm)

Стоит пояснить, что владыка Ермоген (1896-1978), рукоположенный еще в 1921 г. самим св. Патриархом Тихоном в сан иеромонаха, проведший много лет в ссылках и лагерях, занимал, после 1953, Ташкентско-Среднеазиатскую, Алмаатинскую, Омскую и Калужскую кафедры, -- в частности, он построил величественный собор в Ташкенте, к ярости безбожников, -- в момент написания обращения к патриарху находился "на покое", фактически под домашним арестом в Жировицком монастыре в Белоруссии. Ответом на его письмо была резолюция от имени патриарха Алексия I, подписанная тогдашним "управляющим делами Патриархии" архиепископом Таллинским Алексием (будущим патриархом Алексием II), где в частности указывалось, что "настроение Преосвященного, как видно по тону и характеру его заявления, не дает надежды" на возврат его на какую-либо епископскую кафедру.

Нужны ли комментарии к этому?
95. Аноним : 62. какая выгода?
2011-05-18 в 23:11

После декларации 1927 года ГПУ удался раскол в РПЦ, которые никак не удавался раньше. Серьезный раскол - приблизительно 50 на 50.
94. Nemo : 90. Ф.Ф. Воронов
2011-05-18 в 23:07

Мне остается только поблагодарить Вас лично и констатировать, что вывод Артура о способности предательства умножать свою сущность абсолютно верен.
93. Андрей Х. : Re: Великий духовидец и патриот
2011-05-18 в 22:37

Может не стоит метаться из крайности в крайность, то безапеляционно осуждая м. Сергия за его церковную политику, то называя его ВЕЛИКИМ, как это делает автор?
92. Эрик : Re: Великий духовидец и патриот
2011-05-18 в 17:06

пара замечаний

1) Никто здесь не пытался осмыслить, зачем советской власти нужно было давить в конце 1926 года на митрополита Сергия, посаженного в тюрьму. Зачем власти нужна была формальная легализация церкви? Ей что, было мало своей коммунистической религии?

Не затем ли, чтобы упрочить положение СССР на мировой арене. Если гонителям первых христиан было наплевать на мнение варваров севера Европы и мира, то гонителям православных христиан XX века было как раз не наплевать из-за того, что очень не просто было контактировать с лидерами цивилизованных государств, учитывающих мнение христианских общин своих стран. Другими словами, и президенту США, и премьеру Великобритании, и руководителям других стран было невозможно не иметь в виду положение православных христиан в СССР. Когда же, в результате начала сотрудничества одного из епископов (митрполита Сергия) было положено начало формального выхода церкви в СССР из нелегального полуподпольного положения, лидерам государств Европы фактор гонения на церковь в СССР уже не мешал сотрудничать с СССР, потому как формально (при активном продолжении уничтожения церкви в реальности) церковь в СССР была легимитизирована и получила статус.

Таким образом, митрополит Сергий, волей-неволей продлил существование антинародной власти и период третьей русской смуты на более долгий, чем могло быть, срок.

Мы не можем относиться к историческим событиям гипотетически, но, останься церковь в подполье в СССР, советская власть оказалась бы в изоляции во всем мире. И тогда некуда было бы сплавить награбленное у русского народа и церкви (от переваривания этого награбленного затем в США случилась депрессия), некуда было бы сплавлять минеральные ресурсы и лес (единственное, на чем держалась советская власть все годы своего жалкого существования).

Увы, изоляции коммунистов не получилось! И вина в этом лежит в том числе на митрополите Сергии.

2) Здесь откровенно пишут о неком неложном причащении, которое верующие якобы получили благодаря советской власти. Может, этим пишущим прочесть повесть замечательного русского писателя Бориса Ширяева "Неугасимая лампада".

Есть там глава "Сих дней праведники" об утешительном попе - заключенном лагеря в Соловках, исповедовавшем и причащавшем заключенных из обыкновенной кружки. Для этого не было нужно ни сотрудничества с властью, ни нарядного храма, ни даже вина...

3) И, наконец, автор пишет, что поступок митрополита Сергия позволил миллионам верующим быть в церкви. Это каким таким миллионам? При том, что большинство русских были крещенными (до революции), всего-то на весь Союз было по одной церквушке в областных центрах, да пяток в районах по области. И ходили туда только бабульки, одной ногой в гробу стоявшие. И ежели навскидку посчитать-помножить, то у этих менее чем пятисот оставшихся церквей паствы, ходящей в храм, осталось по 20-30 человек. То есть, всего-то несколько десятков тысяч по всей стране, но вовсе не миллионов.

Да и то, вспоминая пастырскую деятельность своего родственника-священномученика, церкви те работали не каждый день и не регулярно. То закроют, просто так, то попа арестуют и посадят, то и вовсе никакого попа нет. Так что, если реально смотреть, никакого пользы от сотрудничества митрополита Сергия не было. Только вред.
91. Сергей Швецов : 90. Ф.Ф. Воронову
2011-05-18 в 05:45

Вот те раз. А разве МП должна иметь преемственность от патр.Тихона, а не от апостолов? М.б. Сергий сам себя хиротонисал в 1901? М.б. свт. Серафим (Чичагов) у Сталина панагию купил, и вообще он какой-то не такой мученик, как свт. Кирилл Казанский? Вам, уверен, известно Деян.5:34-39? Так вот, церковь патр. Сергия живет, а катакомбная иерархия сгинула к 50-м, и что-то никакой Промысел ей не помог.
90. Ф.Ф. Воронов : Nemo, на 89.
2011-05-18 в 00:55

Дорогая Nemo, согласен с Вами (и с цитируемом Вами А. Борейко). Да, каноническая легитимность Московской Патриархии, не имеющей, увы, преемственности от св. патриарха Тихона и Московского Собора 1917-18 гг., -- сомнительна. А сергианство -- яд, отравляющий церковный организм, сейчас более, чем когда-либо.

Это не означает, что все крещенные, венчавщиеся и принимавшие причастие в храмах МП, не получили (или не получают) истинные таинства. По мысли священномученика Кирилла Казанского (+1937), проблем нет для простых мирян, подходящих к таинствам в "сергианских" храмах в простоте сердца. Проблема, согласно свт. Кириллу, однако, есть для иерархии, для священников и для мирян, хорошо осведомленных о церковных делах.

В те времена, когда святитель Кирилл размышлял о судьбах Российской Церкви, предполагалось, что после прекращения гонений, когда станет возможным созыв свободного Собора, деяния митрополита Сергия и его единомышленников, как и деяния несогласных с ним, будут повергнуты на суд Собора. Под "судом" здесь нужно, видимо, понимать, в первую очередь, не то или иное "осуждение" этих деяний и деятелей, а суждение о том, что было правильно, а что неправильно, т.е. "раз-суждение", и -- самое главное -- решение о путях дальнейшей церковной жизни. Но в любом случае ("оценка снизу" на математическом языке) это опровергает автоматическую каноническую правоту митр. Сергия и его последователей.

Если я не ошибаюсь, то в 1945 г., после смерти митрополита Сергия, когда шла речь о выборах нового патриарха, (и в условиях относительного прекращения гонений), святитель Лука так и предлагал: вернуться на твердую каноническую почву решений Московского Собора 1917-18 гг. Это не произошло, и патриарх Алексий I продолжил линию Сергия, и то же сделали его преемники. Да, к сожалению, нужно признать очевидное: нынешняя иерархия Московской Патриархии -- это сергианская иерархия, потому что никакого "свободного Поместного Собора" до сих пор так и не состоялось. Вы не помните борьбу за Поместный Собор более десяти лет назад (в свое время новая тогда Русская Линия участвовала в этой борьбе)? Тогда еще диакон Андрей Кураев горячо агитировал против Поместного Собора, что он не нужен и даже вреден, так как дал бы голос "смутьянам". Много воды утекло... На свободный Поместный Собор надеялась Русская Православная Церковь Заграницей --- собственно, убежденность, что когда-нибудь после падения безбожной власти, такой собор состоится, и там произойдет соединение всех частей Русской Церкви, было стержнем "зарубежной" церковной позиции. Туманными обещаниями возможного Поместного Собора "зарубежников" и приманили к объединению. Однако, невзирая на рекламные обещания, победила другая экклезиология: Московская Патриархия (по версии 1943 г. и с преемством от Сергия), дескать, и есть "Церковь-Матерь" для всех русских православных, и объединение с зарубежниками было их воссоединение с "Матерью-Церковью" (т.е., слегка подслащенное принятие "из раскола"). Никакого чаемого "суда Собора" не состоялось. Исчезновение Зарубежной Церкви как (канонически безупречной) альтернативы утвердило сергианскую Московскую Патриархию в качестве единственного варианта Русской Православной Церкви. При этом надежды наших "церковных консерваторов" не оправдались -- пока Зарубежная Церковь была отдельна, на ее позицию приходилось оглядываться и на нее можно было ссылаться. Сейчас, увы... И "Поместный Собор" (в кавычках), оказывается, уже не так страшен -- его успешно провели и даже досрочно закрыли. И так далее. И что делать?

Проблема, связанная с "сергианством", не просто одна из проблем, наряду с модернизмом и экуменизмом, но она лежит в центре. Если бы не было "сергианского" устройства нашей Церкви, а было бы устройство "соборное", то не было бы модернизма-экуменизма. И совершенно закономерно, что в сергианском духе, не полагаясь уже и на епископов, пусть даже полностью зависимых от "центра", сейчас патриарх Кирилл строит параллельную структуру власти в виде безчисленных "отделов" и "секретариатов". Перефразируя слова, сказанные по другому поводу: у нас будет скоро не "Патриархат" , а "секретариат"....

Шаги ижевских клириков, протоиерея Сергия Кондакова и его товарищей, -- не на пустом месте. Они ищут выход.
89. Nemo : 88. Аноним
2011-05-16 в 23:46

А я вот там на первый комментарий (Андрея Борейко) обратил внимание. Потому что и сам об этом писал (в посте 45). Он написал:
"Неужели не понятно, что завтра или послезавтра в результате всех этих метаний неизбежно возникнет вопрос о легитимности «сергианского» епископата и очередная церковная смута? И все потому, что вместо внятной экклезиологии у нас сплошная идеология (то правая, то левая) и эмоции, сплошная интеллигентщина, прости Господи."
88. Аноним : 85
2011-05-16 в 22:01

П. 86.«А насчет Соловков - почитайте там ниже Иоанна рекламирует статью о.А.Мазырина»

И комментарий к этой статье диакона Георгия Малкова обязательно почитайте! Не пожалеете.
87. Александр Изгоев : 85.: "Как это вообще человек может спасти Церковь, глава которой Христос?"
2011-05-16 в 20:02

ЦИТАТА:

"- Вы спасаете Церковь?
- Да, я спасаю Церковь!
- Церковь не нуждается в спасении, а Вы сами через нее спасаетесь.
- Ну да, конечно, с религиозной точки зрения бессмысленно сказать: “Я спасаю Церковь”, - но я говорю о внешнем положении Церкви."

Источник цитаты см., например, здесь: http://rus-sky.com/h.../library/ioann1.htm

Если же совсем коротко: суть подвига патриарха Сергия заключается в том, что он своими намеренными, вынужденными компромиссами с безбожной властью сохранил для всех последующих поколений православных возможность неложного причащения Тела и Крови Христовых.

P.S. Крошечное уточнение к посту №86:
Думается, в последней фразе "Богословие 21 века понимай..." слово "понимаешь" смотрелось бы привычнее.
86. Лидия Александрова : смелому (анониму № 85)
2011-05-16 в 18:48

"Которые не струсили в застенках ГПУ и предпочли Соловки и тюрьму "спасению" Церкви".
Дорогой, ГПУ - то что в Москве, что в епархии, что и на Соловках - везде оно было. Только вот в Москве - покруче было, чем в других местах. Но в Москве и в своей епархии, епископу надо было решать насущные проблемы своего клира и паствы с этим ГПУ - иначе никак они не решались (впрочем, как и всем другим ведомствам по своим вопросам).
Так что, "струсили" они, уважаемый, перед центральным ГПУ, и отправились туда, где эта организация послабее (в Соловки).
Практически на единственного епископа, который вышел навстречу лицом к лицу с Ге Пе У центральным, на митрополита Сергия, были вылиты современниками ушата и клеветы и грязи. И очевидно совершенно, что знал он, как такие вот анонимы ульраправославные и пр., будут и память его чтить, но вот думал Святейший не о себе, а о пастве своей.
А насчет Соловков - почитайте там ниже Иоанна рекламирует статью о.А.Мазырина, так он считает, что неплохо вообще и паству туда за собой увести. - Богословие 21 века понимай...
85. Аноним : 83
2011-05-16 в 16:36

"Кто дал право трусам, сбежавшим из гибнущей страны и бросившим свою паству на произвол злобных сил, судить тех, кто принял на себя кошмарный удар революциии, выстоял и не дал погибнуть православной русской цивилизации".

Ознакомьтесь, не уходя с форума,с мнением тех современников митрополита Сергия, которые никуда не сбежали, а пострадали за веру и Отечество, приняли мученическую кончину. Которые не струсили в застенках ГПУ и предпочли Соловки и тюрьму "спасению" Церкви.
Как это вообще человек может спасти Церковь, глава которой Христос?
84. А.В.Шахматов : Re: Великий духовидец и патриот
2011-05-16 в 16:32

На бред Шмелева унизительно отвечать.
83. Шмелев Михаил : А.В.Шахматову п.63
2011-05-16 в 15:55

Читаю Ваш комментарий и удивляюсь. Если Вы истинный православный, то должны знать, что всякая власть от Бога. Тем более - власть священноначалия Церкви Господней. Устраивая свой личный суд патриарху Сергию Вы обрекаете на суд Божий самого себя за отвержение промысла Господа нашего. Не слишком ли гордо называть себя после этого православным. Западная зараза доминирования разума над сердцем - вот причина самомнения во всём, включая историю. Кто дал право трусам, сбежавшим из гибнущей страны и бросившим свою паству на произвол злобных сил, судить тех, кто принял на себя кошмарный удар революциии, выстоял и не дал погибнуть православной русской цивилизации. Стыдно за очернителей! Где ваше сердце? Где Любовь, которая должна наполнять его? Гордость развязывает войны и проливает кровь невинных. Гордость каждого в итоге превращает народ в сброд эгоистов. Гордость превращает в прах цивилизации. Патриарх Сергий в адских условиях глобальных репрессий наступил на горло своей гордости, принял крест унижения и судьбу юродивого на маскараде Вселенского Зла. И всё это с целью сохранить и донести до потомков зерно Истинной Веры. Кто из яростно бросающих в него камни способен на такое? Зерно Православия, сохранённое и переданное нам патриархом Сергием уже прорастает верой в сердцах народа русского. Оно поднимается тысячами храмов и звенит колокольными звонами по всей бескрайней шири российской. Кто отрицает это, тот слеп. Это и есть ответ Господа самоназначенным судьям раба божьего Сергия. За резкость не извиняюсь. Резкость отрезвляет. Искренне желаю трезвости всем забивающим клинья.
82. Лидия Александрова : Re: Великий духовидец и патриот
2011-05-16 в 15:04

Да, не хорошо это - "замыливать главное".
Наверно уважаемый В.Семенко объяснит, все-таки, в этой связи, какие канонические основания были у митрополита Петра назначать себе заместителей, тем более что не "на случай смерти". А нет "канонического обоснования" потому, что и действия митр.Петра были абсолютно неканоничны. Все очень просто.
А вообще - то, в принципе, не обращая внимание на то, в каких беспрецедентных условиях, тогда сохранилась Русская Церковь, уважаемый В.Семенко может, конечно, и дальше продолжать развивать любезный и понятный, вроде бы, ему, термин "сергианство". По 362-му ведь лучше жить, не так ли, Владимир Петрович?
81. Nemo : 76. Эрик
2011-05-16 в 13:47

Зачем так много букв по вопросу, который я не задавал.
Я спросил "не изменили ли Вы своего мнения о безблагодатности нашей Церкви? Вы высказали его относительно "сергианской" Церкви вполне однозначно, а в подтверждение "ереси" Патриарха Сергия (когда я у Вас спросил, каким Собром эта ересь осуждена) сослались на какое-то постановление РПЦЗ.
Но Вы же участвуете в обсуждении на православном ресурсе, вот я и спросил, не переменили ли Вы мнение.
80. В.Семенко : Re: Великий духовидец и патриот
2011-05-16 в 11:57

Уважаемый отец Александр!
На этом форуме уже прозвучали все необходимые критические замечания в Ваш адрес. Могу лишь повторить главное: до тех пор, пока никто КАНОНИЧЕСКИ ОБОСНОВАННО не ответит на критику митрополита Петра в адрес действий митр. Сергия, которые он считал канонически необоснованными и превышающими данную ему власть, обсуждать что-то еще - значит "замыливать" главное!
79. Богдан : Так нельзя
2011-05-16 в 10:37

Александру К. на пост 77
Дорогой Александр, так нельзя. Нельзя так передергивать, ради того чтобы оскорбить оппонента. Или Вы сарказма не понимаете, принимая все буквально. Тогда лучше удалиться с форума и молиться в затворе.
Если Эрик вам кажется молодым человеком, то уж со мной, пожалуйста, годами не тягайтесь.
78. блудный сын : правда это средина двух крайностей
2011-05-16 в 09:43

не впадайте в крайности господа форумчане.Ишите прежде Царствия Божиего,а остальное приложится.Страшно читать,то было да прошло,а вот что будет!???
77. Александр К. : 70. Эрик
2011-05-16 в 03:45

Во-первых, никакого отрицательного самоназвания я себе не давал



Как же, Эрик? Вот буквальная цитата из Вас, незабвенного: {b]"Конечно же, все мы - мерзкие извращенцы, раз увидели в столь любимом Вами советском быте грязь, свинство и подлость. И все родственники наши тоже плохие. В том числе моя давно умершая бабушка

http://www.ruskline....hlamida/?p=0#310614

Это не Вы, писали? Может кто-то из Ваших недоброжелателей вышел на РНЛ под Вашим ником? Тогда вопрос снимается. Но всё же Вы что-то там лепетали в ответ, посему есть все основания, что данный пассаж принадлежит Вашей ИЗВРАЩЕНЧЕСКОЙ личности.

Но зато совсем против памяти Иоанна Крестьянкина писать здесь, что всякое пастырское слово не Крестьянкина есть извращение, и тот, кто не хочет читать Крестьянкина - извращенец.



Вы действительно ИЗВРАЩЕНЕЦ, поскольку уже начинаете покровительственно похлопывать по плечу исповедника, прошедшего лагеря и ссылки, и которого, уверен, через некоторое время Русская Православная Церковь прославит в лике святых исповедников, угодников Божиих. Со всей уверенностью хочу заявить, что Русский народ, который Вы пытаетесь, используя РНЛ, заклеймить позором и лишить наших угодников Божиих, никак не примет Ваши извращенческие потуги. Не тщитесь и отдайте гонорар Вашим спонсорам.

А Ваши раздражительные истерики, имеющие целью досадить неугодным Вам людям, могут найти отклик в душе лишь у глупых юнцов, с коими Вы привыкли работать на службе в СА, и коих Вы видите, по привычке, во всех



Вообще ещё раз убеждаюсь, что хулители Церкви Христовой как Эрик-Йорик подражают отцу своему, который по слову Спасителя, есть "лжец и отец лжи" (Ин.8:44). Я не служил и не служу в СА, лжёт прохвост йорик...

Я, скорее всего, постарше Вас и Ваш бабий глупый визг у меня вызывает лишь брезгливость.



Опять ритуальная ложь в пользу отца Вашего, который есть по Евангелию "отец лжи", ибо сомневаюсь, что Эрику-Йорику больше моих 62-х... Ну а "бабий глупый визг" как раз свойственен сексуально озабоченным мерзким извращенцам, к которым причислил себя Эрик-Йорик.

Вот что делает хула с человеком, хулящим Церковь, Духа Святаго, Святое Отечество наше. Человек волей-неволей становится служителем сатаны... К сожалению, Эрик не первый, кто попадает в душегубительные тенета сатаны. Можно только посожалеть об уасти этого несчастного и помолиться о нём...

Как говорится, дальнейшие комментарии просто безсмысленны, особенно если человек сознательно встал на путь богоборчества. Подобных Эрику История знает немало. Увы...
76. Эрик : Re: Великий духовидец и патриот
2011-05-16 в 03:26

Немо,

к чему Вы мне задавали Ваш вопрос о том, является ли РПЦ благодатной или нет?
Я что, судия? Или Вам мало приведенных тут господином Вороновым следующих слов святителя Кирилла Казанского:
Таинства, совершаемые сергианами, правильно рукоположенными во священнослужении, не запрещенными, являются, несомненно, Таинствами спасительными для тех, кои приемлют их с верою, в простоте, без рассуждений и сомнения в их действенности и даже не подозревающих чего-либо неладного в сергианском устроении Церкви.



Неужели Вам не понятно, что Ваш вопрос искусителен и провокационен? Тем более по отношению ко мне, питающему самые теплые чувства и носящему светлую память о четырех родственниках - протоиереях РПЦ, живших в XX веке. Один из них упоминался в одной книге известного архиерея как старец, другой - живший в СССР - священномученик РПЦ.

Более того, Ваш вопрос отдает латинством, ибо Вы навязывали мне дискуссию по суждению о церкви по одному из её земных предстоятелей. Патриарх - не Папа, усвойте это. Я, как часть тела церкви, вправе не принимать за правильные деяния Патриарха Сергия по его сотрудничеству с богоборцами. Для этого моего права вовсе не нужно решение Вселенского Собора. Меж тем, есть решение Вселенского Собора, осуждающее манихейскую ересь. Коммунизм есть воплощение манихейской ереси в светской философии, аж с V века, когда жрец Маздак впервые использовал учение Мани для практических целей. Посему всякое сотрудничество с манихейцами (и, соответственно, последователями всяких светских воплощений ереси Мани) уже осуждено много веков назад. Никакого отдельного Вселенского Собора для осуждения сергианства как такого потому не требуется. Священноначалие РПЦ объявило, что не связано Декларацией Патриарха Сергия. Совершенно непонятно, почему иерей Александр берет на себя смелость искать пути обойти совершенно правильную позицию священноначалия нашей церкви.
75. Лидия Александрова : Воронову Ф.Ф.
2011-05-16 в 02:41

В «улетевшем» своем обращении к народу вы любезно объясняли, зачем здесь в день памяти Святителя все эти выкладки всем известных и вполне доступных сочинений в разной степени канонизированных участников процессов тех лет, и заверили, что разбираться еще будете - в "прегрешениях" Патриарха Сергия, а может, и хорошее что найдете. Но оказывается, что это «по ошибке» было, послание «улетело», и появился «призрак великого инквизитора» в лице Святителя Сергия, - «налицо :-)».

Что же, наверно, тогда и нам придется, хотя и не хочется, выложить здесь вообще все, что нам вот не по душе в деяниях патриарха Тихона, владыки Антония, Андрея Ухтомского, Феодора Поздеевского, Виктора Островидова и т.п. – этой так сказать, «оппозиции справа» и т.п. Вы этого наверно хотите? Ну, - тогда, пока вы "готовитесь к суду" над Святителем, будем поступать аналогичным образом в дни памяти критиков Патриарха Сергия.

А пока что, давайте, поскольку вы глубоко как видно, в теме, разберемся вместе с этим вот 362 – м. История вопроса ведь такова, что оригинального текста Указа 362, насколько я понимаю, в отечественных архивах нет. Здесь у нас ведь (ОГПУ и РПЦ МП :-), сами понимаете, и уничтожить могли, но это, конечно, если Указ этот патриарха Тихона и совместного присутствия органов ВЦУ, вообще существовал. Не подскажете ли, а где есть оригинал, в каком зарубежном архиве?
Вот обзор небольшой по данной теме:
«Счастливым исключением выглядит небольшая книга преподавателя Санкт-Петербургской духовной семинарии священника Георгия Митрофанова «Православная Церковь в России и эмиграции в 1920-е годы», выпущенная им с благословения митрополита Иоанна (Снычева) в 1995 году. Будучи действительно квалифицированным историком, о. Георгий в отдельном приложении приводит целиком все необходимые для темы его сочинения источники, в т. ч. и постановление № 362. Более того, привлекая их и другие документы для построения соответствующей исторической картины, он делает это добросовестно, цитируя нужный ему пассаж в необходимом контексте. Таким образом, он оказался практически первым, кто познакомил заинтересованного российского читателя с постановлением № 362».
Как в «перестроечные» 90-е годы и откуда у прот.Г.Митрофанова в брошюре появился текст 362-го указа, в принципе, конечно, понятно (прот.Г.Митрофанов делает сносочку на Белградские ЦВ 1926 года – Л.А.), а теперь вот стало понятно и зачем:
«РПЦ МП в переговорах ли с РПЦЗ, в возможном ли соборном процессе, буде он начат, не подобает выступать в роли этакой «Матери-Церкви», собирающей своих «блудных дочерей». Она всего лишь самый крупный осколок исторической Православной Российской Церкви, впрочем, как это видно из вышесказанного, утративший по отношению к ней каноническое правопреемство. И если ее фактического создателя митрополита Сергия, видевшего залог дееспособности церковной организации в ее централизме, оправдывало хотя бы стремление созвать законный Поместный Собор, то что может оправдать нынешнюю Московскую Патриархию, демонстративно порвавшую в 2000 г. с духом и принципами Священного Собора 1917-1918 гг., являющимися для Российской Церкви определяющими?».
См.: http://www.apocalyptism.ru/episcops.htm

Вот в чем дело - то, и в чем состоит главная и великая миссия 20 века прот.Г.Митрофанова (ген.Власов - так, игрушки, мелочь и ерунда - в сравнении).

Не знаю, как уж там стоял вопрос, и чего порешили «осколки» при соединении Церквей в 2007 году, но где есть оригинал документа, это интересно было бы узнать.
74. Nemo : 47. Аноним
2011-05-16 в 02:40

Либо, говоря светским языком, мы признаем роль личности в истории, либо нет. Если мы говорим, что Церковь спасла война, то и говорим, что едва не уничтожила ее коммунистическая революция и последующее "строительство коммунизма". Никаких имен. А не так, что все плохое - от "сергианства", а все хорошее от войны. И даже если стать на точку зрения "от войны", в положении Патриаха можно было вести разную политику. И не в смысле "сотрудничества", там очевидно, была возможна только одна политика. А в смысле продолжения обновленческого курса, в том положении народ бы уже не оказал ей сопротивления, как в годы революции. Однако этого не случилось. Та Церковь, в которую мы пришли, была свободна от обновленческой заразы. Именно поэтому мы сейчас опознаем эту болезнь и сопротивляемся ей (хотя бы на личном уровне). Но не особенно задумываемся, откуда у нас иммунитет.
73. Nemo : 65. Прохожий
2011-05-16 в 01:48

Да, это верно, никто и сводит. Но вот их и надо цитировать и принимать во внимание. А не самочинно выносить вердикты типа "ересиарха" или "расколоначальника".
72. Nemo : 56. Эрик
2011-05-16 в 01:44

Вообще-то на Ваши вопросы можно было бы и не отвечать, поскольку Вы трижды проигнорировали мой вопрос о том, считаете ли ли Вы по-прежнему нашу Церковь безблагодатной. Но тут Вот
пост64. каноничный
как раз об этом написал. Пример второго пункта тоже прямо на этой ветке есть, но даже боюсь приводить, а то Вы уже в угрозах весь.
71. Аноним : 57
2011-05-16 в 01:30

"Стараетесь вовлечь нас в "церковь" Кротова? Полагаю зря, так и передайте тем, кто Вас сюда заслал".
И весь пост - типичный прием, к которому прибегают люди в отсутствие аргументов и фактов. Когда, если по простому, нечего сказать, нечем ответить. На РНЛ вообще очень любят переходить на личности и оскорбления. Подальше от дискуссии, в которой нельзя одержать верх. Очень жаль...
70. Эрик : Re: Великий духовидец и патриот
2011-05-16 в 01:03

Я уже предупреждал Александа К., что его защита хуже клеветы. Во-первых, никакого отрицательного самоназвания я себе не давал. Я лишь отметил, что несогласные с идеями и мнениями Александра К. рискуют стать в его глазах плохими. Что, конечно же, говорит о немирном гордом духе Александра К. Во-вторых, я вполне имею право просить не предлагать мне слов Иоанна Крестьянкина, так как он не является ни святым, ни тем более столпом православия. Среди живших в XX веке русских вообще лишь два столпа православия в России: Св. Иоанн Кронштадтский и св. Матрона Московская. Иных нет. Есть святые и священномученики, но столпов православия всего восемь в русской церковной истории. Это надо бы знать грешащим почитанием богоборца Джугашвили.

Но зато совсем против памяти Иоанна Крестьянкина писать здесь, что всякое пастырское слово не Крестьянкина есть извращение, и тот, кто не хочет читать Крестьянкина - извращенец. Тем более постыдно для православного верующего лицемерно сочетать ругань и наветы против ближнего своего с якобы почтением к усопшему Иоанну Крестьянкину. Ругая меня Вы, Александр К., не понимая того, обругали Иоанна Крестьянкина. Ибо нет почтения к усопшим там, где это почтение пытаются достичь через оскорбление других. В общем, Вы поступили как раздраженный иным мнением фарисей. Собственно, что ожидать еще от человека, омраченного грехом почитания богоборца Джугашвили... .

В любом случае, Ваше мнение, Александр К., мне лично не интересно. А Ваши раздражительные истерики, имеющие целью досадить неугодным Вам людям, могут найти отклик в душе лишь у глупых юнцов, с коими Вы привыкли работать на службе в СА, и коих Вы видите, по привычке, во всех. Я, скорее всего, постарше Вас и Ваш бабий глупый визг у меня вызывает лишь брезгливость. Уймитесь и не позорьтесь, Вы же мужчина, а не баба.
Страницы:   1 | 2 | 3 

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме