Диакон Владимир Василик: «Не стоит искать знамений на пустом месте»

Диакон Владимир Василик о совпадении дат православной и католической Пасхи и невозможности сегодняшнего сближения с католиками

Совпадение григорианской и юлианской Пасхи - не такое уж и редкое явление. В этом можно убедиться, просмотрев график, прилагаемый к этой статье. Но совпадение Пасхи два года подряд – явление действительно довольно редкое. Последний раз такое было почти 70 лет тому назад – в 1942 и 1943 годах (в следующий раз - в 2037 и 2038 годах), в страшные военные годы, когда православный мир в своем большинстве, за исключением Румынии и Болгарии, боролся против фашистской чумы. И не только против фашистской чумы, но, по сути дела, против католическо-протестантской Европы. Как известно, Римский папа во время войны отказался осудить нацизм, хотя позже охотно осудил коммунизм. При формальном совпадении Пасхи происходило отнюдь не сближение, а глубокий раскол христианского мира.

Нередкое совпадение григорианской и нашей Православной Пасхи вызвано переносами внутринедельного цикла, которые нивелируют пяти-шестидневную разницу в лунном цикле, на что указал один из выдающихся специалистов в области византологии и хронологии, консультант фильма «Гибель империи. Византийский урок» Павел Кузенков.

Думаю, что не стоит искать знамений на пустом месте. Поиск «сходящихся звезд» – болезнь современного человека. Несмотря на свою кажущуюся рационалистичность, он весьма суеверен. И как древнему римлянину, в карканье ворон ему чудится приговор судьбы, в появлении мышей – признак конца света и т.д. 

Так что совпадение Пасхи ни о чем не говорит. В раннехристианском мире существовало серьезное различие практики малоазийских христиан, которые праздновали Пасху первого нисана, и римской практики, близкой к современной, - празднования Пасхи после первого весеннего полнолуния.

Даже Первый Вселенский собор не везде смог навести порядок с единообразием пасхалий. Но это не мешало единоверию и единомыслию христиан. И, напротив, с 1054 по 1583 годы, после т.н. «великой схизмы», ухода римского патриархата из Православия, при едином календаре, единой пасхалии у нас не было абсолютного никакого единства в вере. Его и не могло быть по вине Римо-католической церкви, которая попрала наиболее существенные догматы Христианства. Это и «филиокве», и неверие в то, что смерть Христова была животворящей, и в пребывание Духа Святого в теле Его в смерти. Это и отдача всей власти над Вселенской Церковью папе с приписанием ему вероучительной непогрешимости и непозволительным смешением начала светского и церковного в «теории двух мечей» – соединения в лице папы светской и верховной власти. Католики отсекли себя от Вселенской Церкви. И пока эти и прочие заблуждения преодолены не будут, невозможно говорить о нашем единстве и евхаристическом общении. 

В литургии св. Иоанна Златоуста есть замечательный возглас: «Возлюбим друг друга да единомыслием исповемы Отца и Сына и Святаго Духа, Троицу единосущную и нераздельную». Мы видим, как любовь и единомыслие ставятся воедино. Как невозможна любовь без единомыслия, так и невозможно единомыслие без любви. 

Блаженный Августин говорит: «В главном единство, во второстепенном свобода, во всём любовь». Но в главном у нас единства нет. За века выработался совершенно различный взгляд православного и католика на Бога, на мир, на спасение, на человека. Нам необходимо очень и очень много усилий для того, чтобы эти завалы преодолевать.

Развитие постхристианского мира, давление атеистических структур, которые вызрели в недрах католицизма и протестантизма, настолько изуродовали саму Римо-католическую церковь, что сейчас невозможно о ней говорить ни как о церкви Тридента, ни как даже о церкви первой половины XX века. Она принципиально другая.

С кем быть в единомыслии? В настоящий момент разномыслие в самой Католической церкви во много раз больше, чем внутри Православной. Мы привыкли к образу Католической церкви как некоего монолита, но на самом деле это далеко не так. Существуют и консервативные, и либеральные (куда более влиятельные, чем у нас), и радикальные (типа «теологии освобождения») течения в Католической церкви. Пристально ознакомившись с трудами кардинала Йозефа Ратцингера, папы Бенедикта XVI - признанного католического консерватора и богослова с мировым именем, я пришел в ужас от его либерализма. С моей, может быть, «ретроградной» православной точки зрения, если это «консерватизм», то тогда что назвать либерализмом?

Римский папа расшаркивается перед вудуистами, признает обезьяну нашим предком и считает возможным для гомосексуалистов совершать богослужения. И это признанный «консерватор»!

Апостасийные процессы на Западе, в особенности после Второго Ватиканского собора, нанесли Римо-католической церкви страшный ущерб. Мы готовы помогать нашим западным братьям преодолевать эти духовные проблемы, мы готовы свидетельствовать им о Православии. Но вступать с ними в молитвенное, а тем более в евхаристическое общение в настоящее время мы не можем по долгу нашей христианской совести. Когда римский патриархат будет готов к возвращению в Православие, то тогда мы с радостью с ними отпразднуем Пасху и признаем первенство чести, но не власти римского первосвященника. Но от этого мы намного дальше, чем в 1054 или 1941 году…

Диакон Владимир Василик, специально для «Русской народной линии» 

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

3. Униату

Униат, предав Христа и став католиком Вы перестали быть русским.

Сергей / 26.04.2011

2. Звучит оптимистично. Дай-то Бог и на самом деле!

"Но вступать с ними в молитвенное, а тем более в евхаристическое общение в настоящее время мы не можем по долгу нашей христианской совести."

Прохожий / 19.04.2011

1. не надо так резко противопоставлять

--выработался совершенно различный взгляд православного и католика на Бога, на мир, на спасение, на человека.-- Вот я с 1993 по 2005 год был православным, а в 2005 стал русским католиком восточного обряда. И, знаете ли, "совершенно различного взгляда на Бога" в себе не заметил. Хотя, конечно, некоторые нюансы есть...

Униат / 19.04.2011
Владимир Василик:
Экуменическое блудословие Франциска
О призыве папы Римского перейти от культуры прилагательных к культуре существительных
30.09.2019
Они хотят установить глобалистский Содом во всем мире
Современный экуменизм, проводниками которого являются папа Франциск и Патриарх Варфоломей, не имеет ничего общего ни с духовностью, ни с религией, ни с богословием
19.09.2019
Русское общество стремятся заразить болгарофобией
О причинах русофобских проявлений политиков Болгарии
11.09.2019
Чисто политический ход
О назначении кардиналом литовского антисоветчика Сигитаса Тамкявичюса
06.09.2019
«Польшу предали её же лжедрузья»
О весьма условной дате начала Второй мировой войны и о роли в ее развязывании «западных демократий», потворствовавших фашизму
05.09.2019
Все статьи автора