«Что касается богословия Бенедикта XVI, то частично я уже высказывался по этому поводу в своих публикациях. А следующая моя статья будет посвящена проблеме эволюционизма в оценке Бенедикта XVI. Когда я стал пристально рассматривать его богословское наследие, я ужаснулся, насколько изменилось парадигма Римо-католической церкви, и изменилась она не в лучшую сторону. Я бы сказал, что она изменилась в сторону двоения истины. В предыдущие времена было все более однозначно, все было достаточно ясно, хотя с рядом воззрений, безусловно, мы примириться не могли, поскольку они противоречили православной, христианской истине, но, тем не менее, по крайней мере, было нечто понятное, прозрачное, очерченное, определенное, о чем можно было спорить. А в настоящее время, временами читая некоторые тексты Бенедикта XVI, кардинала Йозефа Ратцингера, я прихожу в недоумение. Человек занимается элементарным двоением истины, элементарным лукавством и запутыванием очевидных и ясных богословских вопросов, в том числе таких важнейших вопросов, как отношение к иным религиям, отношение к эволюции, отношение к феномену человека как такового, отношение к жизненно важным этическим проблемам», - заявил в интервью «Русской народной линии» доцент Санкт-Петербургского университета, кандидат филологических наук диакон Владимир Василик, подводя итоги пятилетия понтификата папы Римского Бенедикта XVI.
Как сообщает «Сибирская католическая газета», папа Бенедикт XVI вернулся в Рим из поездки на Мальту вечером в воскресенье 18 апреля. А на 19 апреля пришлась пятая годовщина его избрания Римским епископом (это событие имело место 19 апреля 2005 г.). В связи с этой датой понедельник 19 апреля был объявлен в Ватикане нерабочим днем, а папа встретился за праздничным ланчем со своими кардиналами и другими видными представителями Римской курии.
Ряд экспертов утверждают, что за пять лет пребывания на папском престоле Бенедикта XVI отношения между Русской Православной Церковью и Римо-католической церковью улучшились. Так, в интервью «Deutsche Welle» профессор экуменического института при Мюнстерском университете Томас Бремер заявил, что «с теологической точки зрения, конечно, католическое учение и католическая церковь стоят гораздо ближе к Православию, чем к протестантизму». По его мнению, «исторически Православная и католическая церковь также всегда были очень близки». Мало того, утверждает Бремер, «теологические позиции» папы Бенедикта XVI, «можно даже сказать, близки Православной Церкви и православной теологии». Поэтому, считает профессор, контакт католиков с православными «становится более интересен».
Диакон Владимир Василик, в свою очередь, отметил, что, «плюралистическая диктатура на Западе гораздо сильнее, чем у нас». «Пока что мы живем в свободной стране, когда как на Западе все совсем по-другому. Но, тем не менее, нельзя же все-таки доходить до таких эзоповых глубин, до каких папа, к сожалению, дошел, в частности, в вопросе об отношении к иным религиям. Это я показал в статье «Папа Римский - поклонник вудуизма?». Я в этой публикации вовсе не желал чем-то обидеть уважаемого юбиляра, она просто показывает степень моего удивления и скорби, куда устремляется современное римо-католическое богословие», - продолжил отец Владимир.
«Владимир Тюшагин был во многом прав, говоря, что Бенедикт XVI является папой скандалов. Один скандал следует за другим, и это непонятное балансирование между внешним провозглашенным консерватизмом и внутренним либерализмом как раз пронизывает правление римского папы. С другой стороны, недавно произошел целый ряд скандалов. Понятно, что эти скандалы, в частности, связанные с нарушением представителями ряда римо-католического духовенства элементарных правил, относящихся к половой морали, во многом раздуваются информационным антикатолическим лобби. Понятно, что в этих обвинениях, возможно, немало преувеличений, а то и прямой клеветы», - продолжил диакон.
«Но все же, как говорится, дыма без огня не бывает. В этом смысле, правление папы действительно не просто скандально, но тревожно и неопределенно. Возникает следующий вопрос - каково отношение римского папы к процессам глобализации? Кто он в этом процессе - непонятно до сих пор. Придерживается ли он трезвых взглядов на процессы глобализации, или же он один из игроков на глобализационном поле, такой, как его предшественник папа Иоанн-Павел II, с помощью которого был развален Советский Союз. До сих пор определенного ответа на этот вопрос мы не получили, но боюсь, что современные реалии указывают, скорее, на второй ответ», - считает отец Владимир.
«Что касается примирения с Православием и возможных уступок на Украине и в области прозелитизма, то мои прогнозы в этом плане достаточно печальны. Никакой сдачи позиций ни на Украине, ни в Великой России не будет. Куда католики приходят, они приходят основательно. Если не навсегда, то, как показывает исторический опыт, очень надолго. В данной ситуации у Бенедикта XVI есть тысяча и один способ внешне проявить свою добрую волю, ничего не делая. В крайнем случае, он может просто сослаться на волю украинских властей или украинских верующих», - продолжил эксперт.
«Не для этого вкладывались очень крупные средства, даже не столько средства Ватикана, сколько американских спецслужб. Не для этого проводилась такая крупномасштабная акция по уничтожению Православия на Западной Украине. Не станет Ватикан просто ради добрых отношений отказываться от своей многотысячной украинской паствы. Какой бы был тогда вид у папы перед своими собственными верующими? Тем паче, что закон католического мира - это миссия и экспансия», - отметил диакон.
«Что касается возможности встречи Патриарха и папы, то я не думаю, что Святейший Патриарх пошел бы на нее без серьезных уступок со стороны Римо-католической церкви, а этих уступок, судя по всему, не последует. Тем паче, что, судя по имеющимся данным, в ближайшее время вопрос о встрече в повестке дня не стоит. Правда, ситуация может стремительно меняться, но это уже, что называется, не в нашей власти. Поэтому к этим вызовам времени надо относиться достаточно трезво и спокойно. Полагаю, что при всех своих недюжинных личных достоинствах, папа Бенедикт XVII не тот человек, который мог бы вернуть римский патриархат к Православию и реальному, а не мнимому, единству Церкви», - заключил диакон Владимир Василик.