Полагаю, что во время визита вице-президента США Джозефа Байдена в Москву обсуждалась и ливийская тема, хотя, конечно, общественности об этом сообщено не было. Ведь позиция России по этому вопросу очень важна, так как наша страна имеет право вето, и если бы она проголосовала в Совете безопасности ООН «против» военного вторжения в Ливию, то операция была бы противозаконна. Однако Россия выбрала позицию Понтия Пилата. Она «умыла руки» и дозволила западным странам самим решать судьбу Ливии.
Настоящая военная кампания является нарушением суверенитета страны, поскольку события, происходящие в Ливии - это ее внутреннее дело. То же самое было в России в 1990-е годы в отношениях между Москвой и Грозным. Шла настоящая война с сепаратистами, и если бы какая-то международная сила стала бы бомбить Москву за то, что федеральные власти проводят операцию в Грозном, то это было бы воспринято однозначно. Здесь ситуация точно такая же. В Ливии появляются сепаратисты, которые выступают против законного правительства, и Запад поддерживает их. Есть серьезные основания говорить о том, что Запад поставляет им не только гуманитарные грузы, но и оружие.
С позицией же в этом конфликте России ситуация, как я понимаю, следующая: Министерство иностранных дел было против такого голосования. Посол России в Ливии Виктор Чамов ранее был послом в Ираке. Его обвинили в неадекватном освещении событий в Ливии. Насколько я представляю, он озвучивал те предложения, которые Каддафи заявлял по отношению к Москве, Китаю и Индии. Каддафи говорил о том, что приглашает российские, китайские и индийские компании к разработке нефтяных богатств Ливии. Нефти и газа в Ливии достаточно, в частности, запасов нефти там всего лишь в два раза меньше, чем в России. Огромное число российских компаний хотели поучаствовать в этом. Но поведение России в ходе голосования на Совбезе ООН и последовавшее начало операции, разумеется, поставили на всем этом крест. Все прекрасно понимают, кто являлся инициатором такого голосования - это Президент Дмитрий Медведев. Надо полагать, что сейчас его рейтинг значительно упадет.
Понятно, что сил сопротивляться НАТО у Муаммара Каддафи нет. Сейчас на Ливию будет оказано очень серьезное международное давление, тем более, что США, устами Хилари Клинтон, совершенно однозначно заявили, что их задача не восстановление демократии или защита прав человека, а свержение режима Каддафи. Разумеется, что пока его режим не будет свержен, западная коалиция не остановится. Будет то же самое, что в Ираке, Афганистане, в Югославии. Будут бомбить Ливию, пока режим не падет.
Муаммар Каддафи. уже достаточно пожилой человек, его идеи, с которыми он пришел к власти 40 лет назад, действительно, в значительной степени устарели. Но важно не то, с какими идеями выступает Каддафи, и не то, какие отношения существуют между элитой и обществом в Ливии, важен прецедент, что США и их союзники практически нарушили суверенитет страны, обвиняя её правительство в каких-то неадекватных действиях во внутренних делах страны. Это значит, что американцы и европейцы считают себя судьями, носителями абсолютной истины касательно всех дел в мире. Это значит, что ни одна страна не может быть защищена от их вторжения. Мы уже видим, что ни в одной из стран, куда вторглись эти «судьи», не воцарился мир. В Ираке по сей день идет гражданская война, погибли сотни тысяч мирных людей. Афганистан с начала вторжения туда НАТО превратился в главного поставщика героина на мировой рынок. Нет мира и в Косово. Разумеется, что вторжение в Ливию, которого так жаждала оппозиция в Бенгази, не принесет ни мира, ни процветания стране. Ливия погрузится в пучину гражданской войны, а ливийские нефть и газ будут разделены между западными компаниями.
Год назад в Казани была конференция, посвященная российско-иранским отношениям, где представители Ирана высказали такую мысль: Россия, начиная с 1991 года, видит своим основным партнером Запад. А все остальные страны являются для неё второстепенными партнерами. И ради того, чтобы иметь хорошие отношения с Западом она пойдет даже на то, чтобы забыть все добрые отношения, которые существовали в прошлом. Например, с той же Ливией. Напомню, что Каддафи, один из немногих лидеров, кто однозначно поддержал позицию России по защите своих интересов в Грузии в августе 2008 года. Вспомним, какова была позиция США и ЕС по этому вопросу. Но оказалось, что американские лидеры нашему руководству гораздо ближе, чем поддерживавший нас ливийский лидер.
Александр Сотниченко, ведущий аналитик Санкт-Петербургского центра изучения современного Ближнего Востока, доцент факультета международных отношений СПбГУ, кандидат исторических наук, специально для «Русской народной линии»