Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Искушение собственностью

30.12.2010


Или проблемы возвращения церковного достояния …

Тридцатого ноября 2010 г. президент России Дмитрий Медведев подписал указ о возвращении имущества религиозного назначения религиозным организациям. Шаг, выглядящий безусловно положительным. Кажется, Президент и правительство намерены раз и навсегда закрыть ту скорбную страницу Российской истории, которая началась ленинским декретом 1918 г. об отделении Церкви от государства и ленинским закондательством о религиозных организациях, по которому Церковь практически лишалась и своей собственности, и прав юридического лица. Она продолжилось декретом 1922 года об изъятии церковных ценностей, а затем - распоряжениями о закрытии десятков тысяч храмов. Казалось,  этот шаг следует только приветствовать. Но...

Возникает целый ряд вопросов.

1. Какова мотивация власти? Можно ли сказать, что Дмитрий Медведев - новый Константин, всем сердцем обратившийся ко Христу, человек Церкви, базирующийся на христианских, евангельских ценностях и стремящийся по возможности к ним приобщить граждан России? Увы, по беспристрастном рассмотрении его деятельности с прискорбием приходится дать отрицательный ответ. 

Если бы это было так, то в российские школы  был бы введен учебный курс «Основы православной культуры», а не эрзац-курс «Основы религии и светской этики», который в лучшем случае размывает представления учащихся о подлинном Православии, а в худшем подготавливает их сознание к восприятию некоей синкретической сверхрелигиии.

Если бы это было так, то Президент России не допустил бы «гей-пикета» в своем родном городе

Если бы это было так, то нравственный климат на нашем телевидении был бы совсем другим. Президент не допустил бы восстановления одиозной и омерзительной передачи «Дом-2».

Если бы это было так, то такие виновники богохульных и антицерковных передач, как Невзоров и Познер были бы строго наказаны или, во всяком случае, отлучены от телевидения.

Какая польза от восстановления храмов внешних, если рушатся и растлеваются храмы духовные?

В одном из замечательных народных духовных стихов Спаситель говорит: «Мне не дороги ваши дары, а мне дороги ваши души». 

Именно о них надобно радеть сейчас. Вспоминаются пророческие слова великого старца, «всероссийского ясного солнышка», о. Иоанна Крестьянкина: «Храмы открываются, а души закрываются, и кто откроет их». 

А сейчас мы видим, как наше общество скатывается к западному образу жизни, когда церковные организации, казалось бы, имеют все, получают государственную дотацию, церковный налог, владеют недвижимостью, но при этом Христа и Церковь его можно безнаказанно поносить на каждом углу.

И посему, это объяснение придется, увы, отвести.
Второе объяснение: в преддверии серьезного кризиса власть, чувствуя свою недееспособность, пытается не только опереться на Церковь (что само по себе похвально), но и заблокировать всякую критику с ее стороны, заставить замолчать ее пророческий голос, парализовать всякое обличение многочисленных неправд со стороны власть имущих.

У Е.Евтушенко есть замечательные стихи:
Достойно, главное достойно, 
Чтоб раздаватели щедрот 
Не довели тебя до стойла 
И не заткнули сеном рот. 

Если проводить параллели между ветхим Израилем и Православной Церковью, Новым Израилем, то наших пастырей пытаются превратить в царских пророков, вещающих лишь то, что угодно властям и молчащих о том, что им неудобно. 

Однако, есть и вторая причина. В настоящий момент не только замышляются, но и проводятся в жизнь планы по широкомасштабной приватизации остатков государственного достояния и распродажи в т.ч. военно-промышленного комплекса. Летом 2010 года автор уже писал о том, что из 430 оборонных предприятий  государственными останется только 40, а остальные перейдут в частные руки. Это означает одно: распиливание щита России. 

И вот это, и многое другое, призвана покрыть и закамуфлировать передача церковного имущества Церкви. Если раньше, во время Смутного времени, Церковь подавала пример, жертвуя последнее на защиту Отечества, если во время Великой Отечественной последние рубли и копейки церковных людей шли на колонну «Дмитрий Донской», то теперь - все с точностью наоборот. Новые прихватизаторы  пытаются поставить Церковь во главу «предпродажной подготовки» и, как справедливо писал В.Семенко, вручить Церкви отступное. За молчание о приватизации. И за ее камуфляж.

Каковы же возможные последствия того, что Церковь может стать крупным собственником? И положительные, и отрицательные. Положительные - в том, что батюшкам не надо будет больше бегать по спонсорам. Отрицательные - в том, что может появиться отчуждение между пастырем и церковным народом, коль скоро он станет финансово совершенно независим от него. И может вырости отчуждение между Церковью и православными, но невоцерковленными гражданами России, если они будут видеть в Церкви еще одну корпорацию. И еще одного коллективного капиталиста. 

Другое возможное отрицательное последствие: государство сбрасывает с себя ответственность за прежнее церковное, а затем и государственное достояние. И в случае каких либо споров, или рейдерских захватов (не дай Бог), оно всегда может сказать: «Это ваши проблемы, разбирайтесь сами. Мы за это ответственности не несем». Отныне любое политическое давление на  Церковь можно представить как «спор хозяйствующих субъектов».  И отдав Церкви то, что ей следует, сняв с себя ответственность, государство в дальнейшем может обращаться с Церковью как с еще одной корпорацией, пусть и публичного права, как с еще одним политическим и экономическим игроком. Но уж относиться к ней совершенно не как к своей наставнице, тем более к матери. 

А насчет игры с государством...  Многие мелкие, да и средние предприниматели на своей шкуре знают, что это такое. Одними налогами на недвижимость государство может задушить Церковь. А это вполне реально, если уйдет "добрый Путин" и придет "злой Касьянов", или еще кто-нибудь другой. Все это  мы проходили при «раннем» большевизме. И возникает законный вопрос: у кого занимать деньги на выплату налогов? Не у банка ли Ватикана, который уже приценивается к нашим «активам»

Другое последствие - возможность искажения церковной жизни и расцвета в ней коррупции. Уже сейчас настораживает, что очень многие в обществе воспринимают священнослужителя как человека по определению богатого. Дело доходит до анекдотов. Меня, к примеру, постоянно спрашивают: «Отец Владимир, а почему Вы все на метро ездите?». И это сейчас. Что же будет, когда Церковь станет крупным собственником?  И как тогда будут охотиться за священнослужителями, если уже и сейчас на них происходит немало покушений, в т.ч. по финансовым мотивам? Уже сейчас вырастает полоса отчуждения между священнослужителями и прочим народом по линии - «богатство-бедность». И хуже того, определенная часть клира не только принимает это как данность, но и радуется ей.   

К сожалению, в церковной среде слишком часто встречаются настроения: «Что я, протоиерей (игумен, архимандрит и т. д.), права владеть «мерседесом» не имею?» Настораживает фраза известного церковного публициста о.Андрея Кураева: «В девятнадцатом веке Церковь жила на проценты с капитала». Знаменитому богослову следовало бы помнить, что по Правилам Святых Апостолов пресвитер или епископ, занимающийся лихоимством, подлежит извержению из сана (Правило 44). И, может быть, тогда не случайно пришла гроза 1917 года?! Не была ли это кара в том числе и за ненормальное экономическое устроение церковной жизни? 

Каков же выход? Не брать, что дают? Нет, брать, но с рассуждением. В первую очередь принимать то, что действительно нужно Церкви для ее служения, для ее миссии в этом мире, а не для стяжательства и обогащения клириков. И в любом случае стараться сохранять ЦЕРКОВНО-НАРОДНЫЙ характер собственности. Если она в прошлом музейная - обеспечить равную возможность поклонения этим святыням и их созерцания и для воцерковленных, и не очень воцерковленных наших сограждан. Если это здания, то они должны служить не только молитве, но и просвещению, а также благотворительности. Если это земля, она должна кормить не только монастыри, но и жителей близлежащих сел и деревень. Главное, чтобы Церковь не замкнулась в корпоративном эгоизме. Чтобы она осталась НАРОДНОЙ. 
Диакон Владимир Василик, специально для «Русской народной линии» 



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев - 50

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

50. Диакон Владимир Василик : Александру Изгоеву
2011-01-26 в 12:13

Думаю, что все же до этого не дойдет (хотя в нашем безумном мире все возможно, учитывая огромную власть хасидского жлобби).
Может, побоятся "эффекта домино".
В ответ на такие резкие движения мы можем начать процессы и конфискацию американской собственности на территории РФ.
Ну и к тому же коллекция застрахована.
Страховщики начнут в свою очередь процессы.
НАсчет вашей мысли...
Это, все же частный случай.
К тому же - выставка за рубежом.
Но что-то в вашей мысли есть.
По сути дела, мы принимаем все государственные обязательства вместе с переданной собственностью.
В силу ли мы их потянуть?
49. Александр Изгоев : АВТОРУ
2011-01-21 в 15:37

Уважаемый отец Владимир!

Не могли бы Вы прокомментировать нижеследующую новость (мне ее коллега прислала по почте, без электронной ссылки на источник):

"Уникальная коллекция икон из Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева (ЦМиАР) может попасть под арест в США. Такой вывод коллектив музея сделал из выступления министра культуры РФ Александра Авдеева, который в эфире радиостанции "Эхо Москвы" заявил, что в результате притязаний американской стороны на "библиотеку Шнеерсона" "вся российская собственность, не прикрытая дипломатическим иммунитетом, на территории США может быть арестована".

А коллекция икон как раз была вывезена администрацией ЦМиАР в частный американский музей Гордона Ланктона, где пробудет до июля 2011 года, сообщается на сайте научного коллектива Музея им. Андрея Рублева.

В частности, как отмечает "Интерфакс", министр напомнил, что ранее одна американская общественная организация "совершенно незаконно" потребовала "коллекцию Шнеерсона" из Российской государственной библиотеки и обратилась в американский суд - в результате суд постановил передать коллекцию этой организации.

6 августа 2010 года федеральный судья в Вашингтоне Ройс Ламберт постановил, что хасиды доказали правомерность своих претензий на древнееврейские книги и рукописи, которые, по его определению, хранятся в Российской государственной библиотеке и Российском военном архиве незаконно. В свою очередь МИД РФ заявил о незаконности такого решения судьи.

Часть коллекции, собранной любавичским раввином Йосефом Ицхаком Шнеерсоном, была национализирована большевиками в 1918 году и в итоге оказалась в фондах РГБ. Другую часть Шнеерсон вывез из Советского Союза, эмигрировав в 1930-е годы.

Около 25 тысяч страниц рукописей попали в руки нацистов, затем оказались в распоряжении Красной армии и были переданы в Российский государственный военный архив.

Любавичские хасиды добиваются возвращения "коллекции Шнеерсона" с конца 1980-х годов. По некоторым данным, первый президент России Борис Ельцин в свое время обещал Джеймсу Бейкеру, госсекретарю в администрации Джорджа Буша - старшего, вернуть хасидам священные для них документы."

У меня после прочтения вышеизложенного почему-то возникла, в определенной степени, бредовая мысль, с которой я поделился с коллегой, а теперь спешу поделиться с Вами, хотя есть сомнения в этой моей... спешке:

"Теперь - возможно! - становится понятной вся эта совсем недавно широко обсуждавшаяся затея и решение о передаче православных церковных ценностей их законному владельцу - МП РПЦ: с виду - благое начинание, в основе которого подспудно (для подавляющего большинства, т.е. для непосвященных, в том числе для подавляющего большинства священноначалия МП РПЦ) лежала идея возврата христофагам их реликвий.
Посему в ближайшие месяцы нас либо ожидает "великий обмен", либо это пока только очередной пробный шар..."
48. Диакон Владимир ВАсилик : Писарю
2011-01-12 в 16:30

Уважаемый Писарь.
По поводу каждой из Ваших фраз можно статью написать.
Отвечу лишь на некоторые пункты.
Зачем написал?
Не для того, чтобы зарубить процесс передачи.
Посмотрите мои предыдущие публикации на эту тему.
Когда вопрос находился в стадии рассмотрения.
Когда же мы, как кажется, победили, надо воспользоваться победой духовно и разумно.
Чтобы с нами не было, как с Ганнибалом.
"Побеждать умеешь, пользоваться победой - нет".
Чтобы переданные нам иконы не гнили на церковных чердаках и подвалах.
Чтобы люди из-за поспешной передачи церковных объектов не лишались работы или жилья.
Чтобы приобретая здания, мы не лишались живых душ.
Чтобы полученная нами собственность не закрывала Бога от нас и от еще невоцерковленных наших сограждан.
Иными словами, это призыв к церковному трезвомыслию на фоне наивного триумфализма.
Вот и все.
Думаю| дискуссию об этом длить бессмысленно.
С праздниками
И с уважением
Диак. Владимир Василик
47. Филофей : Автору на №32
2011-01-11 в 19:36

Другое дело - конкретная ответственность Государя за упомянутое позорное явление.
Не с него это началось.
Похоже еще с Петра Великого...
И от государства и государственных мужей мы вправе требовать хотя бы минимального соответствия нравственным нормам...
______________
Конечно, всем известно, что все наши национальные "позорные явления" начались с Медведева и Путина, а может чуть раньше - с Ельцина и с Горбачева. А если уж совсем точным быть, то с 1917 года. Ну Петр Великий, конечно, подгадил...
А требовать "хотя бы минимального соответствия нравственным нормам" мы, уважаемый отец диакон, согласно нормам Нового Завета, должны ТОЛЬКО С СЕБЯ. "Кто ты, осуждающий чужого раба? Пред своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен: ибо силен Бог восставить его. (Рим., XIV,4)
46. Елена Родченкова : Re: Искушение собственностью
2011-01-03 в 21:59

Господь придет судить нас не по заповедям праведности, а по заповедям блаженства. "Почему не были блаженными, как Я велел!" - скажет Он и не оставит времени вспоминить, что Он велел. Души заняты котельными, заплатами, спорами. Да такими злобными спорами! Нужно вспомнить заповеди блаженства.
45. антикиллер : диакону Владимиру ВАсилику
2011-01-03 в 12:35

Благодарю Вас, отец Владимир за внимание, вразумление и поучение.
44. Писарь : 42.Диакону Владимиру Василику
2011-01-03 в 12:31

Ув.Диакон Владимир Василик.

Проблема о которой Вы упомянули,действительно не может не вызвать беспокойства.
Однако,на мой скромный взгляд, не стоит того,чтобы о ней писать целую статью.
Вне всякого сомнения, желание "под шумок",сбросить на Церковь часть забот,будет иметь место.
Однако,эта проблема,еще раз оговорюсь,технического характера и должна решаться теми,кто непосредственно участвует в процессе переговоров.

Убежден в том,что в нашей Церкви достаточно трезвомыслящих людей,способных подойти к ее решению с рассуждением.
Или я ошибаюсь?

Ув.Диакон Владимир Василик.
Мы, надеюсь, прекрасно понимаем друг друга и понимаем,что Ваше публичное выступление в печати,вовсе не вызвано беспокойством,а "всучат" Церкви,котельную,снабжающую теплом целый поселок и расположенную в монастыре или не "всучат".

Ваша статья,вроде бы проникнута тревогой о положении Церкви.
Вы предупреждаете об опасности "расцвета" коррупции в Церкви,"расцвета" "корпоративного эгоизма",о том,что те руины,которые государство собирается передать Церкви,могут послужить "обогащению клириков" и прочая...

Видимо придется высказаться прямо,раз статья обсуждается на форуме.

Зачем Вы это написали?
Обсуждать нечего.
"Опасности",подстерегающие Церковь,несомненно будут преодолены,потому что "опасностям" этим "сто лет в обед" и Церковь имеет громадный опыт их преодоления.

Дух Святой как присутствовал в Православной Церкви,так и присутствует.
Христос как стоял во Главе,так и стоит.

Если же отрицать эти очевидные веши,либо сомневаться в них,тогда Вы правы,все те беды,о которых Вы упомянули,неизбежно раздавят Церковь.

Пока же,ув.Диакон Владимир Василик,в свете предстоящей компании, по передаче собственности,от Вашего выступления пользы...немного,скажем так.

Ув.Диакон Владимир Василик.
Либеральное государство,опирающееся на корпоративный принцип организации общества,это государство фашистского типа.
И не удивительно,что государство смотрит на Церковь как на корпорацию,более того,корпорацию крайне необходимую,выполняющую важные государственные функции.

Функцию социальной защиты беднейших слоев,а это вся страна.
Богатые сами себя защитят.

Функцию психологической поддержки,опять же, для беднейших слоев населения.
А это опять же вся страна.
Богатые будут ходить к психотерапевтам.

Вот такие задачи, ставит перед Церковью, высшая форма либеральной демократии-фашизм.

Ув.Диакон Владимир Василик.
Если считаете необходимым продолжить обсуждение,по существу сказанного,я готов.
Но только по существу.
43. Диакон Владимир ВАсилик : Re: Искушение собственностью
2011-01-03 в 09:15

А вопрос об ОПК решался действительно долго. Но вначале - в ключе, благоприятном для Церкви"...
Что означает, по видимому Вашу убежденность в том, что если всех подряд, хочешь-не хочешь, будут принуждать изучать исключительно Православие - то это "благоприятно"...?!
Это не благоприятно, скажу Вам, это удобно... Зачем напрягаться, показывать пример поведения, чтобы люди тянулись именно к Православию...
Пусть государство обяжет, заставит..

как раз ОПК и предлагал возможность выбора и вместе с тем цельного культурологического курса.
Нынешний курс реально никакой свободы выбора не предоставляет. Потому что дает знания о чем угодно, только не о Православиии. Синкретический диктат.
Я об этом уже писал. Повторяться не буду.
42. Диакон Владимир ВАсилик : Писарю
2011-01-03 в 09:13

вот здесь есть опасность,реальная опасность.
Начнут выполнять,если уже не начали, в духе, далеком от Евангелия,да еще и постараются навязать Церкви-"на Тоби Боже,що нам не гоже".

Об этом-то как раз я и пишу. Об этом вся и статья.
Чего же здесь непонятного?
41. Диакон Владимир ВАсилик : Re: Искушение собственностью
2011-01-03 в 09:11

Уважаемый антикиллер.
Вначале воцерковитесь немного, а затем пишите на церковные темы.
У нас не принято обращаться к священнослужителю "святой отец".
Это скорее для римо-католического мира.
Можно просто: "Отец Владимир".
А насчет вдаваться в дела народного управления - все недвусмысленно. Именно заниматься делами, а не рассуждать о них. Т.е.стоять у руля. Можно и без софистики.
Насчет нравственных оценок в экономике...
Скажем, если Вам не выплачивают зарплату, или не повышают ее при повышении цен, то здесь нравственный критерий должен начисто отсутствовать?
Интересное открытие.
Обиды на Вас нет никакой.
Напротив, интересно за Вами наблюдать.
За слоями Ваших текстов.
И за передергиваниями в них.
40. антикиллер : диакону Владимиру ВАсилику алаверды
2011-01-03 в 00:37

Похоже, вы, святой отец, обиделись, поскольку реагируете неадекватно, да еще и корите "непрофессиональностью"... А неадекватность очевидная - нормальная реакция определяется по тому, что человек с чем-то соглашается, а что-то свое отстаивает. Что же касается нашей "профессиональности", это даже смешно упоминать. Мы на это вовсе не претендуем.
Мы, в общем-то, и не рассчитывали на взаимопонимание, и даже не знаем, есть ли смысл Вам повторять снова очевидные вещи. Но, повторим, поскольку по канонам пытаться "вразумлять" (сами знаете, что так в оригинале) следует дважды.
- Свое суждение Вы можете иметь сколько угодно, но до тех пор пока идет дискуссия. Когда же принято и одобрено решение на высшем уровне, то его следует принять и уже не "бузить". Это элементарное требование дисциплины, в том числе и церковной.
Что же по сути вопроса, Вы пишете:
"А вопрос об ОПК решался действительно долго. Но вначале - в ключе, благоприятном для Церкви"...
Что означает, по видимому Вашу убежденность в том, что если всех подряд, хочешь-не хочешь, будут принуждать изучать исключительно Православие - то это "благоприятно"...?!
Это не благоприятно, скажу Вам, это удобно... Зачем напрягаться, показывать пример поведения, чтобы люди тянулись именно к Православию.... Пусть государство обяжет, заставит...
Может Вы забыли, что даже Господь никого не принуждает, и дает свободу выбора? Зачем же хотите лишить этого людей? Слабо побороться за паству?
- Насчет телевидения, опять же, ничего смешного не вижу. Здесь также заметно Ваше стремление запретить и загнать всех в одно стойло. Ну, не хочет президент Медведев этим заниматься, что поделаешь. А Вы, можно только представить, что натворили бы, дай вам волю...
К сведению ("пока был у власти Путин") - он и сейчас при власти, если Вы не в курсе. И даже еще больше, чем раньше, можете не сомневаться.
- Ну а по поводу канонов, тут уж совсем не смешно, а очень даже грустно.
81 апостольское правило: «Рекли мы, яко не подобает епископу, или пресвитеру вдаватися в народные управления, но неупустительно быти при делах церковных. Или убо да будет убежден сего не творити, или да будет извержен. Ибо никтоже может двум господам работати, по Господней заповеди (Мф. 6, 24)»
- Неужели не понятно: судить действия правителей, осуждать решения правительства - это и есть те самые недозволенные канонами мирские попечения. Просто в этом случае Вы "вдаетесь в народное управление" на любительском, так сказать, а не официальном, уровне. Но, сути дела это не меняет,запрет нарушаете!
В своем же посте Вы подменили суть вопроса:
"Разве клирики не имеют права давать нравственной оценки происходящим событиям (в т.ч. и в экономике)?"...
Разве возможна "нравственная оценка событий в экономике"? Ведь Вы пишете в статье о том, следует ли приватизировать определенные предприятия или нет. Это чистая экономика. Нравственность - это поведение конкретного человека, политик он или нет. Или решения, которые он принимает, которые влекут за собой нравственные последствия для общества...
Знаете, доброе Вам пожелание: не пытайтесь судить обо всем на свете! Есть такая болезнь "синдром кураева", когда некий священнослужитель, по примеру папы римского пытается "непогрешимо" давать оценки всему сущему. Вы ведь сами знаете, что это неправильно и нехорошо.
И ... не обижайтесь.
Всего Вам наилучшего.
39. Борис : Падает авторитет Церкви и Ее служителей
2011-01-02 в 22:56

И это факт. Причины просты и на виду. 1.иерархия и власть слепы и глухи к страданию своего народа2.политика двойных стандартов(говорят одно, делают другое)3.нарушение канонов и дела идущие против Православия.4. Трусость,жадность,лицемерие. Последствия всего этого могут быть катострафичны!
38. Надежда : благодарю за статью
2011-01-02 в 21:58

Уважаемый о.Владимир! Благодарб вас за честную искреннюю статью. В последнее время во многих православных СМИ в рассуждениях о жизни церковной слышится почти сплошное "одобрямс".А между тем это губительно для настоящей церкви. Церковь, занимаясь нравственным воспитанием общества, должна тем более в своем устройстве быть образцом нравственности, сострадания и милосердия. А на деле? У нас в Нижегородской епархии подняли цену одной заказной записки с 5 до 10 рублей. Это на фоне все усиливающегося обнищания народа.Идет бесконечное дорогостоящее строительство храмов. Разве Христу от нас нужна позолота? В свое время в храме ап.Фомы, где служил покойный о.Даниил Сысоев меня поразило, что рядом с ящиком для пожертвований на строительство храма стоял ящик с надписью "Для семей, находящихся в трудном положении". Вот это , я считаю, по христиански.Из истории древней церкви: Христианская община Рима содержала на свои деньги 7 тысяч вдовиц и сирот! А сколько жителей было тогда в древнем Риме? Городок-то был по-нынешним меркам маленький, наверное несколько сот тысяч!А у нас все церковные средства на стройку уходят. На действенную пропаганду православия, нравственных ценностей, на вразумление молодежи денегне остается.С аншим народом ведется информационная война и церковь должна первая этой войне противостоять. А сколько стоят православные книги? Я считаю себя не бедным человекам, но и у меня рука купить книгу за 300-400 рублей уже не поднимается - ведь этих книг надо не одну прочесть!А что говорить о молодежи, о пенсионерах! Для кого эти книги по зоо рублей издаются?С молодежью надо работать, а для этого деньги нужны на недорогие брошюры, на оплату лекторов, на учебные фильмы, наконец! Храмов настроим, а кто туда ходить будет?
Церковь только тогда будет истинно Христовой, когда будет делить с народом его беды и горести. А сейчас некоторые иерархи живут как будто в другом, своем идеальном мире. Не мешало бы и им выйти из джипа и проехать на автобусе по своему городу, зайти на рынок , просто поговорить с людьми - понять, как и чем они живут. И чем их можно приободрить, чем вразумит и как поддержать в это непростое время. Недавно на глаза попались стихи ныне покойного поэта Николая Дмитриева., написанные в 2000 году. " На стороительстве храма Христа Спасителя"
Храм возводится, нищих плодя.

Положили кирпич - застрелился

Офицер молодой, не найдя

Ни буханки в семью - как ни бился.

Кто-то сытый, из новых, из этих,

- Возрождается Русь! - говорит.

Купол краденым золотом светит,

Словно шапка на воре горит.

Но, конечно, святыней он станет,

Средоточием вечной любви -

Новый век, встрепенувшись, вспомянет

Тот замес на слезах и крови.
Помоги нам всем Господь!
37. Наблюдатель. : Re: Искушение собственностью
2011-01-02 в 19:14

Снимаю шляпу перед о.Владимиром и низко кланяюсь.
К сожалению в жизни уже наблюдаются примеры не только того, что только "пытаются..."
Только почему же остальные отцы молчат об этом? Субординацию соблюдают или в упор "не видят"?
36. Писарь : Диакону Владимирй Василику."Честно и откровенно".
2011-01-02 в 18:49

Ув.Диакон Владимир Василик.

"Мы хотим сказать что Церковь хотят подкупить".
Мне, честно говоря, Ваша позиция не совсем понятна.

Первое.
Дикуссия "принимать не принимать" запоздала.
Принят закон и он должен выполняться.
Пока мы дискутируем, его(закон) начнут выполнять.
И вот здесь есть опасность,реальная опасность.
Начнут выполнять,если уже не начали, в духе, далеком от Евангелия,да еще и постараются навязать Церкви-"на Тоби Боже,що нам не гоже".

Иными словами,просто поставят Церковь перед фактом.
И не одним.

Ну скажем,передадут развалившийся детский сад,с детьми, на "баланс" Церкви...
"Общежитие" с людьми...
Теплосети...
Тоже, на "баланс".

"Голь на выдумки хитра".
В смысле "подкупа".
Если не пресечь, вовремя, "полет фантазии"...
С нашими порядками, все может статься.

Ув.Диакон Владимир Василик.
После принятия закона, реплику В.П.Семенко, не будет ошибкой отнести и к настоящему времени.

О.Андрей Кураев,несомненно,"борец за чистоту" "церковных рядов".
И не дает,о.Андрей, "забыть" общественности о том,что как жило до революции священство "на проценты",так
и поныне ... "архиреи воруют миллионами".

И не "удивительно",что Церковь пытаются "подкупить",а с принятием закона...
уже "подкупили"?
Вот как это выглядит.
Вот какая "мысль" доносится до общественности.

С другой стороны, А.Невзоров...
"Попы-проходимцы","торговцы благодатью".
Ему вторит желтая пресса...
"А у "главного"- часы-то,аж за тридцать тыщ".

Ув.Диакон Владимир Василик.
Аргументы,которые Вы приводите,из области политической.
По сути- сиюминутные.
Нет возражений,в смысле принять во внимание,если на Церковь, смотреть как на "общественно-политическую корпорацию".

Однако,если политическая конюктура меняется постоянно,то ведь Церковь стоит нерушимо.
Не так ли?
И если придется пережить(или не пережить) распад страны,а такое очень даже вероятно...
Сохранится то,что будет принадлежать Православной Церкви(читай-Богу).
Сохранится Церковь-Сохранится Вера и Язык.
Сохранится народ.
Стало быть, сохранится надежда на Возрождение.
Господь сохранит.
Сохранит то,что будет взято Церковью по Закону,но Закон будет исполнен в Духе Евангелия.

Иными словами что,как делать-это вопросы специалистов.
Зачем делать?
Ради Бога.

Что здесь обсуждать?
Делать надо.
Здесь и сейчас.
И то что состояние Церкви не идеально и общества тоже,так другого нет.
Вроде все ясно.

Однако вопрос, все-таки остается.
Один вопрос.
С которым и обратился Святейший к прессе,в первую очередь к прессе патриотической,представителям которой, роль Церкви и Православия в истории,в жизни русского народа,объяснять вроде не надо.

Ответов может быть два.
Да или нет.

Да.
Действительно,есть что обсудить.
Как,как помочь Церкви?
Значит Православию.
Значит Богу.


Нет.
Тоже понятно.
Можно попытаться переубедить.

Но вот ни да ни нет...
Извините.
Не о чем говорить.
Церкви(читай-Богу) условий не выставляют.
С Церковью(читай- с Богом) не договариваются.
Богу служат.


P.S.
Ув.Диакон Владимр Василик.
Не принимайте на свой счет.
С наступающим Рождеством Христовым.

В день кончины Св.Патриарха Алексия II,небезывестный М.Гонапольский,разразился гневом,печатно.
А именно.
Опубликовал статью...
"Дайте похоронить Патриарха,сволочи".

Иными словами,либо патриотическая пресса, в предстоящей компании за возвращение собственности, осмысленно и недвусмысленно поддерживает Православную Церквовь,либо дело поддержки, возьмут в свои руки люди, вроде М.Гонапольского и вся "либеральная рать".
"Свято место,пусто не бывает".
А вот это, действительно опасно.
Смертельно.
35. Сергей : По поводу закона по передаче имущества - Церкви.
2011-01-02 в 17:27

Мощные силы эту ситуацию используют против Церкви. Очень заметно что одной рукой дают, а другой "рукой" пытаются дискредитировать, опорочить, лишить авторитета Церковь и, если возможно, внести раскол в ряды православных. В интернете в рамблере и др.открывали комментарии по этой новости, там был целенаправленный вал дискредитации Церкви. Как там Путин говорил: "бойтесь Данайцев, дары приносящих"?
34. Эрик : Re: Искушение собственностью
2011-01-02 в 16:54

Я не знаю, какое отношение к собственности российской церкви имеет византийский император Константин.
И уж совсем не понимаю, что такого лихоимского в проживании на банковские проценты от праведно заработанного капитала, хранящегося в банке. В конце концов, трудовая пенсия - тот же процент от заработанного честным трудом условного капитала.
Зато отчетливо вижу, что кое-кто пытается применить к репатриации рамки советского законодательства о собственности. Как всегда в таких случаях, подача ведется через размытые слова с жесткими нотками и стремлением указывать церкви: "В первую очередь принимать то, что действительно нужно Церкви для ее служения, для ее миссии в этом мире, а не для стяжательства и обогащения клириков". Спрашивается, а где та грань, за которой клирик может обогатиться? А грань то есть! Она называется христианской совестью!!! Или у клириков, полагаете, совести то вовсе нет??? Посему нужны бдители в погонах, верно? И опять в воображении вслывает вездесущая "рука" тоталитарного государства, столь милого, родного и неизбывного для некоторых умов... .
Вижу в писанном и намек: мол, не твое это имущество, церковь, а сугубо народное, или, выражаясь размыто-неопределенно, надо "стараться сохранять ЦЕРКОВНО-НАРОДНЫЙ характер собственности". Да напишите уж прямо: дескать давайте применим к церковной собственности советское законодательство о "народной" собственности. Чтоб и не твое, и не мое, а значит: ничье.
Ошибаетесь оч сильно! И не надо оправдываться тем, что большая часть церковного имущества была когда-то обретена через народные вклады. Народ отдавал свое Богу, а не себе же, а что Богу принадлежит, уже не народное и не колхозное, а Божие...
33. Диакон Владимир ВАсилик : Писарю
2011-01-02 в 01:45

Однако,то, что пишет по проблеме В.П.Семенко,"дали отступного",вряд-ли можно назвать поддержкой.

На самом деле| и Семенко и я пишем о другом: "пытаются вручить отступное"/
МЫ НЕ ГОВОРИМ, ЧТО ЦЕРКОВЬ ПОКУПАЕТСЯ.
Мы хотим сказать, что ЕЕ ХОТЯТ ПОДКУПИТЬ.
При этом - нашим же достоянием.
Но - не клерикальным, а церковно-народным.
ОБ ЭТОМ НАДО ГОВОРИТЬ.
Тогда и общество поймет все правильно.
И провалятся пакостные и лживые инсинуации Невзорова по поводу жадных попов, которые все захапать хотят
Если мы сами будем честны и откровенны.
32. Диакон Владимир ВАсилик : Филофею
2011-01-02 в 01:38

Что касается упреков автора по отношению к "властям предержащим", то хотелось бы сказать, что наивно требовать от любого, а тем более современного, государства строить свою жизнь по законам нравственности. Не упрекают же современные "ревнители" последнего русского Царя в том, что в его царствование легально существовали публичные дома, по тогдашней терминологии - "дома терпимости" (так и хочется сказать "толерантности").


Не упрекают по одной причине.
"О мертвых или хорошо, или ничего".
Против канонизации Государя было столько возражений и в свое время было вылито столько грязи на него и Императрицу, что не хотелось подымать темы нравственных язв Российской империи.
Но они БЫЛИ.
И катастрофа 1917 года пришла не зря.
И конкретно в этом пункте Советское государство, запретившее проституцию законодательно, было почище дореволюционной России.
И даже нынешнее - почище.
Другое дело,что это сейчас существует нелегально.
В чудовищных масштабах.
Но легализовать это, конечно, нельзя
Тем паче, что нелегальный разврат был и в царской России.
Другое дело - конкретная ответственность Государя за упомянутое позорное явление.
Не с него это началось.
Похоже еще с Петра Великого.
Но, насколько мне известно, он пытался бороться с данным явлением.
И от государства и государственных мужей мы вправе требовать хотя бы минимального соответствия нравственным нормам.
Без этого мы впадем в аморальный технократизм.
А кроме того, надо же было установить мотивацию столь щедрого дара.
31. Диакон Владимир ВАсилик : Антикиллеру.
2011-01-02 в 01:26

Непрофессионально.
Даже для антиКИЛЛЕРА.
Ряд противоречий/
То ВЫ утверждаете, что Церковь - не только иерархия и епископат, а вся совокупность верующих.
То возмущаетесь,"кто дал право диакону свое суждение иметь?"
Насчет многоконфессиональности - смешно.
У нас более 60% граждан, считающих себя православными.
Даже по меркам ЮНЕСКО мы - моноконфессиональная страна (нужно чуть более 50%)
Разговоры о многоконфессиональности, это именно словоблудие и есть.
Под прикрытием коего в Россию и вломились во время оно самые разные и самые дикие секты
Насчет телевидения - еще смешнее.
Мы - демократическая страна, но еще лет 10 назад тележурналисты были построены так, что всякая критика действующего президента практически исчезла с экранов.
А вопрос об ОПК решался действительно долго.
Но вначале - в ключе, благоприятном для Церкви.
Пока был при власти Путин.
Ушел он с президенства и все сменилось.
М.б. не на 180, но на 90 градусов.
А насчет нарушения канонических запретов - каких, извините, конкретно?
Разве клирики не имеют права давать нравственной оценки происходящим событиям (в т.ч. и в экономике)?
На что они тогда нужны?
30. Филофей : Об искушении собственностью
2011-01-01 в 15:14

Поддерживаю позицию автора в вопросе о церковной собственности. Если говорить о практике древней Церкви, то каноны в один голос говорят о том, что собственность была нужна Церкви, прежде всего, для благотворительности. И если Церковь не будет скупится на помощь бедным, на духовное просвещение и др., то наверное и упреков в стяжательстве не будет. Конечно, и духовенство должно жить скромнее, не выделяясь материальной обеспеченностью из среды верующих.
Что касается упреков автора по отношению к "властям предержащим", то хотелось бы сказать, что наивно требовать от любого, а тем более современного, государства строить свою жизнь по законам нравственности. Не упрекают же современные "ревнители" последнего русского Царя в том, что в его царствование легально существовали публичные дома, по тогдашней терминологии - "дома терпимости" (так и хочется сказать "толерантности").
29. lucia : Re: Искушение собственностью
2011-01-01 в 14:57

Почему-то хорошими являются только бедные. Ни разу не видела хорошего богатого врача. И бедные батюшки только и заслуживают доверия. Как все говорят - хочешь найти сященника, который будет говорить тебе правду, ищи его за городом, в бедной церкви.
28. Лариса : О. Владимиру
2011-01-01 в 13:56

Спасибо, о. диакон, за Ваши трезвые, искренние, соответствующие современным реалиям мысли. Очень ценю Ваш диалог с читателями, так выявляется истинное положение вещей.
27. антикиллер : Протоиерею Димитрию Назарову
2010-12-31 в 20:05

Увы, нет ничего нового под луной, святой отец... кроме нового года.
С Новым годом Вас!
26. Галина Борсуковская : Диакону Владимиру Василику
2010-12-31 в 19:16

Дорогой отец Владимир!
Я так желала, чтобы вернули нашей Церкви все ее имущество, все земли монастырям, восстановили бы ее материальное положение по спрведливости! Но я же хотела, чтобы Церковь встала на свои ноги, на свою почву. Чтобы не унижалась бы больше ни перед кем, а начала говорить без оглядки на мирские власти и стала бы настоящей заступницей Правды Божией. В этом была главная моя надежда на восстановление справедливости в нашей стране.
Теперь вижу, что все получается с точностью до наоборот. Не только из Ваших слов, но по самой жизни это видно. Тяжело у меня на душе. Хуже всего, что теперь я даже не знаю, что делать, чего желать? О чем Господа молить?
Я думаю, что буду теперь надеяться только на Господа и Его милость, а еще на людей в которых верю и знаю, что они не обманут мою веру. Дорогой отец Владимир, я читала много Ваших статей и никогда Ваши искренние и мужественные слова не обманывали моей веры. Пока будут в РПЦ такие батюшки, как Вы, я буду верить в РПЦ.
Может, что-то не правильно я сейчас говорю, но на сердце у меня тяжело. Разочаровываться в том, во что веришь больно. А для этого в последнее время постоянно появляются причины. Одна за другой. Простите меня все - настроение совсем не праздничное.
Давайте же утешаться тем, что есть еще рядом с нами надежные люди и будем их ценить всей душой.
Спасибо Вам за все, о.Владимир. Поздравляю с наступающим Новым годом Вас и всех присутствующих. Желаю счастья и здоровья! Да не оставит нас Господь!
25. Протоиерей Димитрий Назаров : Антикиллеру
2010-12-31 в 17:13

"К тому же, если Патриарх одобрил данный подход в вопросу и сам закон, то кто дал право простому дьякону подвергать сомнению то, что одобрено на самом высоком уровне?"
Где-то мы такое уже слышали?
Или читали...
24. Агапит : 15. Диакон Владимир ВАсилик :
2010-12-31 в 15:43

"И с общественностью надо работать. Брать, разумеется придется..."
----------------------------------------
Замечательно Вы, дорогой о.Владимир, разложили всё по полочкам. Я в этом вопросе скорее иосифлянин, хотя считаю, что никакого антагонизма между двумя свв. преподобными отцами нет.
Спаси Господи!
23. Фёдор : Замечательная статья!
2010-12-31 в 15:11

Искушение земным и плата за лояльность. Это очевидно.
Реакция Патриарха на события на Манежной тому подтверждение.
Сказал "А" скажет и "Б" - уплочено!
Ещё раз спасибо о.Владимиру.
22. Влад : образец
2010-12-31 в 14:29

Дело не в приватизации, а в состоянии церкви. Если дом (церковь) разделится (на князей церкви и народ), что уже происходит, этот дом не устоит. А вот образец поведения
Священноначалие Элладской Православной Церкви, собравшееся 5–8 октября на свое очередное заседание, считает своим долгом обратиться к своей пастве, народу Божиему, а также ко всем неравнодушным людям на языке правды и любви.

Мы живем с вами в тяжелое и драматичное время. Как страна, мы столкнулись с тяжелейшим экономическим кризисом, ведущим большинство людей к чувству неуверенности и страха. Мы не знаем, что нам принесет грядущий день. Очевидно, что наша Родина уже несвободна, а фактически управляется своими кредиторами[1]. Мы знаем, что многие из вас ждут, что Церковь скажет свое слово и займет позицию относительно событий, которые мы все с вами наблюдаем.

То, что переживает сейчас наша Родина, не имеет прецедента и потрясает воображение. Бок о бок с духовным, социальным и экономическим кризисом шествует ниспровержение всех наших основ. Речь идет о попытке искоренения и уничтожения нашей традиции, того, что всегда считалось основой жизни нашего Отечества. В социальной сфере предпринимается упразднение наших устоев и прав. Причем делается это [правительством] под невиданным предлогом: «К этим мерам нас принуждают наши кредиторы». Таким образом, мы, как страна, фактически признаем, что находимся под оккупацией и исполняем волю наших новых [зарубежных] правителей. В связи с этим возникает следующий вопрос: их притязания касаются только финансовой и социальной сферы или распространяются на духовную и культурную идентичность и самостоятельность нашей Родины?

Перед лицом сложившегося положения у всякого разумного человека возникает вопрос: почему мы прежде не предпринимали тех жестких мер, которые сегодня называют давно назревшими? Все эти патологии нашей общественной жизни, которые мы теперь с таким трудом силимся преодолеть, почему не были уврачеваны вовремя? Зачем необходимо было ждать, пока мы не достигнем сегодняшнего критического состояния? Вот уже несколько десятилетий нашим государством управляют одни и те же люди. Из какой политической целесообразности они исходили, зная, что ведут страну к катастрофе, а сегодня чувствуя себя в безопасности, осознавая себя лишь исполнителями чужой воли? Сейчас проходят такие радикальные реформы, которые в прежние времена взволновали бы всю Грецию, но сегодня они почти не встречают противодействия.

Наш экономический кризис связан с дисбалансом между производством и потреблением. Между медленными темпами производства, которых нам удается добиться, и высоким уровнем жизни, к которому мы привыкли. Когда потребляемое значительно превосходит производимое, экономический баланс неизбежно смещается в сторону расходов. Чтобы справиться с этим, наша страна вынуждена прибегать к внешним займам. Когда кредиторы начинают требовать возврата долгов, приходит кризис, а за ним следует и банкротство. Но экономический кризис, который тяготит и угнетает наше Отечество – это лишь вершина айсберга. Это следствие и плод другого, духовного кризиса.

Диспропорция между потреблением и производством является не только экономической категорией, но, прежде всего, показателем духовного надлома. Признаком нравственного кризиса, который затронул как власть, так и народ. Власть, которая не смогла вести себя ответственно перед народом, не могла или не хотела говорить с ним языком правды, пропагандировала ложные идеалы, способствовала коррупции, единственной целью которой было само обладание властью. Она фактически действовала против подлинных интересов народа и нашей Страны.

И с другой стороны мы, народ, действовавшие безответственно. Мы обожествили богатство, искали сытой и спокойной жизни, не брезговали обманом и легкой наживой. Нас уже не волновало, что происходит в мире и с нашей страной. Самочинное требование соблюдения своих прав профсоюзами и социальными группами с полным безразличием к тому, как это отразится на нашем обществе в целом в значительной степени способствовали тому, что мы оказались в сегодняшнем положении.

Суть духовного кризиса заключается в отсутствии смысла жизни и замыкании человека в одномерном настоящем, на его эгоцентричном самолюбивом инстинкте. Это настоящее без будущего, без идеалов и мечты. Настоящее, обреченное на скуку и монотонность. Это превращение жизни во временной промежуток между двумя событиями: рождением и смертью, лишь с одной неизвестной – сколько времени пройдет между ними. В подобной перспективе бесцельное всегда соревнуется с бессмысленным, а в результате всегда побеждает трагическое. И тогда на вопрос: «Зачем, сынок, ты принимаешь наркотики?», слышишь в ответ: «Скажите, а почему мне их не принимать? Я ни на что не надеюсь и ничего уже не жду. Единственная моя радость это наркотик». А мы, вместо того, чтобы найти смысл жизни, стремимся к богатству, комфорту, благополучию. Но когда кроме потребления не существует другой жизненной цели, когда материальная состоятельность и ее демонстрация окружающим становятся единственными способами добиться общественного признания, тогда разврат[2] становится единственно возможным образом жизни, в противном случае, если ты не растлился – то ты глупец. Так думали и поступали многие, и мы достигли того, что растлились не только наши власти, но и большая часть нашего народа. Вечный вопрос – дилемму Достоевского: «Свобода или счастье» мы переживаем во всем его трагическом размахе. Мы выбрали мнимое благополучие, а потеряли свободу, причем не только нашу личную, но и свободу нашей Родины. Сегодня человек (возможно, и оправданно) дрожит от одной мысли о снижении своего дохода, но его почти не заботит дефицит денег, выделяемых государством на образование. Не переживает он и о своих детях, которые гаснут в своих многочисленных зависимостях, не переживает об обесценивании человеческой личности и жизни. Вот подлинный смысл сегодняшнего кризиса и источник экономических трудностей, которыми столь безжалостно пользуются «мировые правители».

На заседании Священного Синода мы, ваши духовные отцы, критично отнеслись к своим действиям и захотели взять на себя ответственность и найти нашу долю вины в переживаемом кризисе. Мы знаем, что огорчали вас, возможно, вводили в искушение. Не прореагировали немедленно и действенно на поведение клира, которое вас ранило. Желающие разорвать связь народа с Матерью-Церковью, воспользовавшись настоящими и выдуманными скандалами, постарались ниспровергнуть ваше доверие к Церкви.

Мы хотим сказать вам, что у Церкви есть противоядие культу потребления – это аскеза. В то время как потребление – это тупик (ведь жизнь не имеет смысла), аскеза – это путь (так как ведет к настоящей жизни). Цель аскезы – не отказ от удовольствия, а наполнение жизни глубиной и содержанием. Она подобна тренировке спортсмена, которая приведет его к завоеванию медали, и медаль эта ни что иное, как жизнь, побеждающая смерть, жизнь, обогащенная любовью. Аскеза – это путь свободы от рабства излишествам. Того рабства, которое сегодня сделало нас посмешищем.

Нас беспокоит состояние нашего образования, так как современная образовательная система смотрит на ученика не как на личность, а как на компьютер. Единственная ее функция – это «загрузка» в него информации. Индивидуальность ученика в расчет при этом не принимается. Наши дети справедливо отторгают такое образование. Поэтому нас беспокоит очередная готовящаяся реформа среднего образования. Мы признаем, что составление учебников – это часть сферы ответственности государства, но их содержание касается каждого гражданина, многие из которых ждут от Церкви, что Она возвысит свой смиренный голос по этому вопросу.

Мы хотим, чтобы все наши храмы открыли свои двери нашей молодежи. В те приходы, которые уже так поступили, притекает много наших детей, ищущих смысла и надежды.

Мы знаем, что вы требуете от нас, ваших пастырей, Церкви героической, живой, с пророческим словом, актуальной молодежной проповедью, но при этом не обмирщённой, а бескомпромиссной, свободной и сильной. Церкви, которая не боится противостоять лукавой системе мира сего, даже если это приведет к гонениям и мученичеству.

Церковь – единственный институт, который может встать рядом с человеком и поддержать его. Но Церковь – это все мы, в этом и заключается Ее и наша сила. Единство между пастырями и паствой хотят, прежде всего, разрушить «мировые правители». Они знают, что если поразят пастыря, легко развеют и поработят стадо. Помните историю: везде, где боролись с Богом, конечной целью удара всегда становился человек и его полное низведение до самого животного состояния. Напротив, вочеловечивание Бога – величайшее возвышение человека. Церковь выступает не против государства, а против тех, кто за ним стоят, пытаясь лишить вас надежды и идеалов. Помните, что согласно оценкам многих экономистов, этот кризис был создан искусственно, чтобы стать инструментом в достижении мирового господства силами, которые сложно заподозрить в любви к человеку.

Церковь Христова имеет свою позицию относительно сегодняшнего критического положения, потому что не перестала быть частью истории и человечества. Церковь не может закрыть глаза на любую несправедливость, а должна быть готова к свидетельству и мученичеству. Мы знаем, что люди рядом с нами голодают и нуждаются, а их души часто наполняет отчаяние. Знаем, так как первым местом, куда они приходят в поисках надежды и смысла, становится их приходской храм. Наша цель и задача сделать каждый приход центром, через который пастырская забота коснется и обнимет все общество.

Мы решили создать центр анализа социальных проблем, чтобы не только наблюдать, но и успешно бороться с трудностями, которые вызваны настоящим кризисом. Наша задача – развить благотворительную деятельность каждого прихода, таким образом, чтобы не осталось ни одного человека, у которого не было бы возможности достать тарелку еды. Вы знаете, что Церковь в этом отношении проводит колоссальную работу. Знаете, так как многие из вас поддерживают усилия ваших приходов своим трудом или экономической помощью. Призываем вас стать ближе к вашему приходу, чтобы вместе мы могли поддерживать друг друга в эти тяжелые времена.

Наш народ и раньше сталкивался с бедностью и голодом, но выстоял и победил, так как имел идеалы и ценности. Все вместе мы можем помочь одному, а один поддержать всех. Бог не сделал нас трусливыми, а даровал дух силы и любви. С этим духом, сплоченными вокруг нашей большой семьи, нашей Церкви, осознавая наши ошибки, в поисках смысла жизни и любви, мы выйдем из этих непростых испытаний.

СВЯЩЕННОНАЧАЛИЕ ЭЛЛАДСКОЙ ЦЕРКВИ
Перевёл с греческого Афанасий Зоитакис
специально для Православия.Ru
ΠΡΟΣ ΤΟ ΛΑΟ: «Η Εκκλησία απέναντι στη σύγχρονη κρίση»

27 декабря 2010 года
21. Борис : Правду сказал отец диакон.
2010-12-31 в 13:11

Бог в помощь. Не всякий в рясе, есть Церковь. Для меня последнее время стало явствено стало открывать пророчество прп. Серафима Сар. о нашем времени и нынешних архииереях, особенно в свете обсуждаемой сейчас здесь темы и деятельностью о. Кочеткова и его мышлением. Так что, я вижу ветки начали мягчать, значит скоро весна.
20. Светлана : Дай, Господи,нам всем сил и духовного бодрения в Новом году!
2010-12-31 в 13:03

Дорогой батюшка, не переживайте и не делите «шкуру неубитого медведя». Предоставьте это Господу. «Бог - дал, Бог – взял». Каждую минуту мы идем по «лезвию бритвы» или (по краю пропасти, если хотите) и можем оступиться. Всем надо быть в трезвении. С другой стороны, если рассматривать Церковь как собрание верующих, (как тело Христово), где главой является Христос и это место обитания Духа Святого, то чего нам бояться? Бояться надо самим не впасть в искушения через осуждение и «страхи» и этим не отпасть от Божией любви и духа Святого. Дело не в «количестве», а в «качестве» христиан. И священник это не ПАПА римский, в молитвенном единении Церковь и Дух Святой помогут любому «оступившемуся» члену Церкви «выздороветь» при условии, конечно, желания самого «оступившегося». Многое может молитва с любовью…
Дело в конце – концов не в богатстве, а в том, как и на что ты его тратишь. Может и нищий грешить сребролюбием, прилепляясь к земному всей душой. Отец Иоанн Кронштадский не боялся искуситься или упреков, которые обильно на него сыпались, когда он ходил в подаренной богатой шубе. Ибо не был сердцем «привязан» к материальному. С легкостью отдавал первому нищему свою одежду, часто приходя домой даже без обуви. Правильное устроение его сердца не «прилепляться» к земному и давала возможность Богу через него посылать материальную помощь многим. Так, в России, благодаря пожертвованиям от Отца Иоанна смогли построиться множество монастырей.
« А насчет введения учебного курса «Основы православной культуры», а не эрзац-курс «Основы религии и светской этики»», - то по этому поводу сам Патриарх сетовал и сожалел что на его предложение дать возможность выбора и других традиционных религий получилось вот так, как получилось. Все мы в этом виноваты, кто – то своим равнодушием, кто – то бездействием, расслабленностью ( как в притче о Сеятеле). Увидели, что не так, и с молитвой будем все исправлять.
19. Андрей Х. : Re: Искушение собственностью
2010-12-31 в 12:54

Вопрос действительно непростой и правильно о. Владимир коснулся его. Суть проблемы вот в чем: является ли Церковь (точнее её земная структура) самодостаточной структурой, борящейся за свое положение (в т. ч. и материальное), за влияние в обществе или проводником Евангельского благовестия, Царствия, которое "не от мира сего".
18. антикиллер : О "не плясавших и не рыдавших"
2010-12-31 в 12:53

Казалось бы, дело ясное, как Божий день - президент Медведев совершил конкретное благое дело, чему надо порадоваться и поблагодарить.
Так нет, начинаются фарисейские словоблудия (по другому не скажешь) - какими намерениями он руководствовался, и дальше, соответственно, - навешивание на него всех возможных собак....
Отчего это вы решили, что Президент России имеет права и полномочия императора Византийской империи? Когда это и где он их получил?
- Вопрос преподавания религии в школе решался очень долго и прорабатывался на всех уровнях в соответствии с законом - специалистами, в комиссиях, в Думе, вплоть до его подписания Президентом. И решен, надо сказать мудро. Некоторые батюшки забывают, что Россия страна многоконфессиональная, и всё мечтают всех загнать в свои храмы скопом. К тому же, если Патриарх одобрил данный подход в вопросу и сам закон, то кто дал право простому дьякону подвергать сомнению то, что одобрено на самом высоком уровне?

- Запрещать гей-парады в отдельных городах - не дело Президента и не его компетенция. Против этого должна встать общественность, а во главе этого движения, как раз и должны находиться священнослужители. Если они этого не делают, то не надо валить с больной головы на здоровую.

- Никакой президент не имеет права запрещать какие-либо передачи на ТВ, поскольку Россия - демократическая страна и существует Конституция. И, опять же, это область нравственная, где должна авторитетно проявить себя Церковь в лице своих иерархов.

- Если "общество скатывается к западному образу жизни...",то винить в этом надо прежде всего духовных лидеров этого общества, которые показывают не тот пример, и за которыми народ не хочет идти...

- Когда священнослужители высказывают свое мнение о приватизации, об экономике, в чем не понимают, извините, ни бельмеса, то тем самым нарушают канонический запрет для них - вмешиваться в дела государственного управления. Что, опять же, является дурным примером для паствы.
И последнее... Церковь - это не клир, а вся совокупность верующих. И Президент России является тоже частью Церкви, и следует добавить, не маленькой. А ко всему прочему - он и в своей деятельности и в личной жизни показывает пример сугубо положительный! И это главное.
17. Владимир : тревожно
2010-12-31 в 11:37

И будет последнее горше первого
16. student : Имущество церкви
2010-12-31 в 11:36

Владимир Василик- один из немногих
ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ДОСТОЙНЫХ ПАСТЫРЕЙ.
А теперь таких станет ещё меньше.
По сути РПЦ получила предложение поучаствовать в приватизации. А сказано- "имение своё раздай". Если уж что и брать, то такие вещи, которые ТУТ ЖЕ будут отданы верующим, нуждающимся. Да где уж! Не быть этому. Князья церкви заберут всё себе и образ РПЦ ( и так уж не слишком популярный в народе) станет ещё хуже.
15. Диакон Владимир ВАсилик : Агапиту и писарю.
2010-12-31 в 09:54

Я не боюсь негативной реакции общественности, т.к. не являюсь демократом и для меня польза церковная, пусть материальная, превыше обид музейных работников.

Уважаемый Агапит, общественность - не только музейные работники. Результаты голосования на канале 100 Вы наверное знаете.
И с общественностью надо работать. Брать, разумеется придется. Иначе дейсвтительно многое погубят безвозвратно. Весь вопрос - что конкретно брать? Как? Во имя чего? И с каким настроем? Думаю. никакой триумфализм здесь неуместен. Нужен трезвый настрой.
И память о том, что все это - народное. Как говорил покойный влад. Иоанн семинаристам: "Помните, за чей счет вы живете".
А в конечном счете это - Божие. И Господь не простит нам, если это послужит для разложения Церкви. Для умножения в ней коррупции.
И отчуждения ее от народа.
14. Диакон Владимир ВАсилик : Агапиту
2010-12-31 в 09:45

А с правопреемством все сложнее, чем Вы думаете.
Ведь нынешняя власть считает себя также и правопреемником Российской империи.
А значительная часть церковного имущества была до революции государственной.
Другое дело, что большевики попрали волю и государей и народа относительно характера использования данной собственности, ее сакрального статуса (то, что касается храмов и святынь).
Но проблему принадлежности ряда храмов к придворному или военному ведомству это все же не снимает.
13. Виктор : Re: Искушение собственностью
2010-12-31 в 09:12

Спасибо диакону Василиску за вдумчивую и трезвую статью.
Очень правильное название!
Ведь до революции собственнсть Церкви была собственностью русского народа, а сейчас идёт именно приватизация храмов в лице только церковной администрации. И власть не византийская, она легко, для маскировки ходит в храмы, дарит цветы Патриарху, потом также легко с супругой идёт на3-х часовой концерт пидара и также дарит ему цветы. Та же параллель - на одну доску ставиться Патриарх и пидар-Джон. Тревожно, тревожно, что многоие-многие православные этого не видят и не хотят видеть. Потому что хочеся, чтобы плохое было не со мною, не на моём жизненном отрезке, чтобы телу доставить покой и негу, а трудности потомкам. Ведь если понять и признать, что эти деятели продолжатели февральской революции (о чём прямо сказал г. Путин), т.е. те же разрушители и уничтожатеоли России, то надо самому стать против них, а этого ох как не хочется, хочется земных благ - гарантированной сытой пенсии, квартиры, чтобы в храме было приятно и благолепно постоять и т.д. и т.п.
А бороться, бороться мы не умеем и НЕ хотим.
Ещё раз спасибо за статью. Радостно, что есть трезвые люди на Руси. Будем идти сквозь узкие врата!

Писарю:
Волков бояться надо, поэтому в лес ходят с оружием и подготовившись к бою, а не так как серенький козлик.
12. Аноним : Агапиту (11)
2010-12-31 в 08:33

Ловушка для Церкви в том, что она получит собственность на условиях поддержки режима. Это очевидно.
Какую мораль должны исповедывать иерархи и с каким пренебрежением они должны относится к своей пастве, чтобы согласиться на подобную сделку?
Или вы надеятесь на то, что пастыри собственность возьмут, а правительству покажут фиг?
Сие есть заблуждение. Не получится у них подобный фокус-покус, поскольку власть действует более изощренно.
Не верю я режиму, бесплатно дары раздающему!
11. Агапит : Диакону Владимиру ВАсилику.
2010-12-31 в 01:47

Отче, отвечаю на Ваши вопросы.
1.По поводу цитаты о свирели и печальных песнях: разумею то, что и возврат, и невозврат отобранного у Церкви вызовет внутренне глубоко противоречивые реакции.
2.По поводу образов Предтечи и Спасителя-не хочу поминать всуе, промолчу. Будем считать, что это продолжение цитаты.
3.По поводу правопреемства: нынешний режим правопреемник тех, кто экспроприировал, а посему пусть вернёт то, что отнял.
4. Я не боюсь негативной реакции общественности, т.к. не являюсь демократом и для меня польза церковная, пусть материальная, превыше обид музейных работников.
5. Другие Ваши опасения я также не разделяю: имущество будет сконцентрировано в руках князей церкви и простые батюшки от народа не оторвутся.
С искренним к Вам уважением.
10. Писарь : "Искушение собственностью".
2010-12-31 в 01:02

Ув.Диакон Владимир Василик.

Разумеется Медведев не новый Константин,но суть "управитель неправедный",как и государство,отделившее себя от Церкви.
Но разве Господь осудил управителя неправедного?
Нет.

Каковы бы ни были,политические мотивы,возвращение Церковной собственности это благо.

Принимать или не принимать?
Сомнений быть не должно.
Принимать.

Если Церковь не возьмет,возьмут другие и многое из того,что возьмут, разорят.
Безвозвратно.

Как принимать?
Никогда по суду и никогда насилием.
Для того,очень важно заручиться поддержкой в обществе.
Это позволит снизить риск возникновения разного рода разбирательств,либо их накал,если таковые возникнут.

Однако,то, что пишет по проблеме В.П.Семенко,"дали отступного",вряд-ли можно назвать поддержкой.
И, разумеется ,избегать втягиваться в разного рода деструктивные дискуссии,вроде давешней, с Невзоровым.
9. Владимир : Я -потомок и правопреемник русского народа
2010-12-31 в 00:35

Я себя осознаю русским человеком,и государство,которое я составляю и формирую вокруг себя "по-совести и справедливости"-это отражение моей души-хилость-и государство убогое,душевное усердие,воля,самоотверженность -и мой русский дух материализуется.И осознание благодарности перед предками,и ответственность перед потомками.А судией моей душе - на небе- Бог,а на земле- русский царь.
8. Диакон Владимир ВАсилик : Re: Искушение собственностью
2010-12-30 в 23:36

Пусть государство вернёт награбленное, а там уж клир и мир разберутся.

Во-первых, насчет награбленного.
Признаете ли Вы нынешнее государство правопреемником Российской империи?
Во-вторых - Вы не боитесь, что разбирательства могут быть весьма неприятными? И деструктивными?
7. Писарь : "Искушение собственностью".
2010-12-30 в 23:35

Ув.Диакон Владимир Василик.
"Волков бояться,в лес не ходить".
6. Диакон Владимир ВАсилик : Re: Искушение собственностью
2010-12-30 в 23:32

Агапиту.
А не могли бы Вы высказаться определительно, кто, как Вы считаете несет в этой ситуации несет образ Предтечи?
и кто - Сына Человеческого?
5. Диакон Владимир ВАсилик : Лебедеву
2010-12-30 в 23:29

Для меня Христова и Народная - синонимы.
Церковь ведь - народ Божий.
4. Мирянин : Указ подписан, но...
2010-12-30 в 23:21

Я вполне разделяю опасение диакона Владимира в том, что Медведев подписал указ явно с корыстными и лукавыми целями. Есть множество
свидетельств, что шатко-валкая власть хочет использлвать возрастающий авторитет Церкви, в предверии бурного 2011-го года, для недопущения измениний в своём антинародном курсе. Но есть достаточная уверенность и в том, что священнослужители преодолеют это искушение и "не дадут заткнуть себе сеном рот":ведь авторитет и значимость Церкви тем выше, чем сильнее её нравственно-моральный, а теперь и гражданский голос. А бурным 2011 год будет несомненно, ибо должно решиться - продолжится ли курс на окончательное уничтожение-разрабление когда-то великой и процветающей державы, или хватит у мыслящей части народа (а нынче
задумывающихся всё боле и более) объединить все свои силы в кулак и не допустить ПРЕСТУПЛЕНИЯ.
3. Агапит : Re: Искушение собственностью
2010-12-30 в 22:34

"... мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам печальные песни, и вы не рыдали. Ибо пришел Иоанн, ни ест, ни пьет; и говорят: в нем бес. Пришел Сын Человеческий, ест и пьет; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам” (Мф. 11:16-19)."

Вот такое впечатление остаётся после прочтения этой статьи.
Пусть государство вернёт награбленное, а там уж клир и мир разберутся.
2. Лебедевъ : Re: Искушение собственностью
2010-12-30 в 22:29

"Главное, чтобы Церковь не замкнулась в корпоративном эгоизме. Чтобы она осталась НАРОДНОЙ.",-
а почему не ХРИСТОВОЙ ?
1. Аноним : Re: Искушение собственностью
2010-12-30 в 21:34

Если церковь посещают всего лишь 6% от числа тех, кто считает себя православными, то о какой народной Церкви можно говорить? Очевидно, что сейчс власть пытается купить молчание иерархов, давая им подачку. Вековечный спор между стяжателями и нестяжпателями продолжается. Согласившись на эту подачку и отказавшись высказывать свое мнение по социальным и национальным вопросам, Церковь окончательно отдалится от русского народа.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме