Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Чудо на пути в Дамаск и арзамасский ужас

Николай  Коняев, Русская народная линия

ДелоРус и Александро-Невская Семья / 18.11.2010


Николай Коняев о смирении Апостола Павла и гордыне Льва Толстого …

Я отношусь к художественному творчеству Л.Н.Толстого с величайшим почтением, поскольку Лев Николаевич один из самых великих национальных и мировых художников, если не самый гениальный. Господь очень щедро одарил его художественным даром, который ему и удалось воплотить необыкновенно глубоко. Но это то, что касается его художественных произведений. 

Что касается его воззрений, то все его религиозные работы, связанные с Христианством, конечно, воспринимаются резко отрицательно. Восприятие Толстого как гениального художника и очень плохого христианского мыслителя хотя и правильно, но оно не охватывает всей глубины проблемы, которая встает, когда мы говорим о творчестве этого писателя. Вспомним слова апостола Павла: «А это были образы для нас, чтобы мы не были похотливы на злое, как они были похотливы» (1Кор.10:6).

Я, как православный человек, считаю, что в истории Льва Толстого скрыто очень много поучительного, и это надо нам понять. Мы знаем, когда начался перелом в его духовной биографии - это 1869 год. Этот год очень знаменателен в истории России, это год создания Периодической системы Менделеева, в этом же году Лев Николаевич завершил свой роман «Война и мир» и это время создания «Катехизиса революционера», убийство студента и весь тот ужас, который хлынул в Россию с другой стороны, как из подземелья. Интересно, что именно в этом году с Толстым произошло событие, которое в литературе называют «арзамасским ужасом». Он поехал покупать имение в Пензенскую губернию, в г. Арзамасе его охватил необыкновенный ужас, который писатель чрезвычайно остро переживал. Он сам пишет об этом в своих письмах, а позже подробно рассказал в произведении «Записки сумасшедшего», которое как раз создавалось в те годы, когда он начал работать над своим огромным сочинением, которое называется «Соединение и перевод четырех Евангелий». 

Видимо, это не случайно. Судя по письму жене и тому, что он пишет в «Записках сумасшедшего», где явно есть автобиографический элемент, с ним произошло примерно то же самое, что произошло когда-то с апостолом Павлом. Когда гонитель христиан Савл, дыша угрозами, двинулся в Дамаск, он был остановлен по дороге, ему встретился Христос со словами: «Савл, Савл! что ты гонишь Меня?» (Деян.9:4). И вот тот ужас, который испытал тогда Савл, очень схож с тем ужасом, который испытывал Толстой. Но вот тут очень важна реакция человека. Если Савл пал и его душа была готова к общению с Богом, его ужас был трепетом слепоты перед желанием прозреть. 

Напротив, Лев Толстой, когда испытал описываемый им ужас, начал молиться, и оглядываясь назад, смотрел, видит ли кто-нибудь, что он молится. Если Савл был готов принять то, чего Господь хочет от него, и принял полностью, то у Толстого это поза русской интеллигенции - «как на меня посмотрят другие, что я вот общаюсь с Богом, это вроде как не совсем хорошо с точки зрения интеллигенции». Естественно, что никакой силы такая молитва не имела, никакого результата не было; наоборот, этот ужас продолжал жить в Толстом. 

Преградой между Толстым и Богом стала гордыня, которая переполняла этого великого художника, который возомнил себя равным Творцу. Он позабыл, что его художественный дар - это дар от Бога. Ему начало казаться, что его дар делает его самого равным Богу, что он может говорить на равных с Богом и понимать Его так же просто, как других людей, как он понимает героев своих произведений. У Толстого не было и в помине смирения. Если апостол Павел принимал все от Господа и делал по велению Его, то Толстому нужно было, чтобы он сам вносил свои поправки, так как договариваются люди, которые заключают какой-то взаимовыгодный контракт. 

У Льва Толстого смирения не было и в помине. У него было ощущение равенства с Богом. И вот потом начинается другая жизнь, духовные поиски, работа его огромного таланта, он продолжает искать приемлемый для него выход. И он находит его в том, что решает просто переписать Евангелие. Все, что сказано в Евангелии от апостолов, он принимает с учетом, что это сказал не Бог, а простой человек, который говорит очень хорошие и нужные вещи. А все вредное, на его взгляд, - это от того, что Христос есть Бог. И Толстой начинает переписывать Евангелие. Его огромный труд «Соединение и перевод четырех Евангелий», который, к сожалению, печатался у нас только в 90-томном издании, сейчас уже размещен в Интернете, и каждый может с ним ознакомиться. Я этот труд называю «филологическим доказательством бытия Божия». 

Это пример того, как удивительно талантливый человек, гениальный художник, обращая данный ему Богом дар на разрушение Евангелия, на разрушение Слова Божия, - вдруг тут же теряет этот дар. Читаешь вот такие фразы «Была девица Мария; девица эта забеременела неизвестно от кого. Обрученный с нею муж пожалел ее и, скрывая ее срам, принял ее. От нее-то и неизвестного отца родился мальчик. Мальчика звали Иисус». Даже трудно поверить, что этот убогий глумливый текст создан автором романа «Анна Каренина», который, кстати, писался в то же время. Мы видим, что Господь мгновенно отнимает дар художника от Толстого, и тот превращается в то ничто, кем бы он и был на самом деле, если бы не великий дар, который ему был дарован Богом. 

Господь не лишил Толстого дара совсем, в отличие от апостола Павла, который чудом из гонителя христиан стал великим проповедником Евангелия, равным Петру и духовным писателем. Если бы Толстому не помешала его непомерная гордыня, если бы он проявил необходимое смирение и воспринял то, что ему хотел сказать Господь, то трудно представить себе, что бы мы имели. Это был бы взлет Толстого на неведомую нам высоту. Но этого не произошло. Он молится тайком, чтобы никто не узнал об этом. Конечно, Бог не принял такой молитвы. В итоге Лев Толстой остается сам с собою, вынужденный сам решать свою духовную проблему. 

Он, к сожалению, решает ее в силу своей необыкновенной гордыни из-за ощущения своего равенства Творцу, забыв, Кто дал ему саму возможность творения литературных произведений. Толстой решает сам переписать Евангелие, приспособить под себя все Христианство, переделать его так, как ему самому удобно. По сути, писатель делает то, что постоянно творят слуги сатаны, может зачастую и не осознавая того, что они делают. Когда он пытается сам создать свое «евангелие», которое его устраивает, которое полностью отвергает существующие четыре Евангелия, тогда Господь и лишает его художнического дара, которым тот был бесконечно одарен. Это мы видим в тексте «Соединение и перевод четырех Евангелий», который стал абсолютно ничтожным и графоманским. 

На примере Льва Толстого нам показано, как величайший художник может превратиться в графомана. Мне кажется, это и есть самый главный поучительный смысл в истории духовных исканий Льва Толстого. Нам следует этот урок всегда помнить, потому что, хотя никто из нас не одарен так щедро, как он, но зачастую мы совершаем в своей гордыне поступки не менее омерзительные, чем тот поступок, который совершил Лев Николаевич Толстой.

Николай Коняев, секретарь правления Союза писателей России, специально для «Русской народной линии»



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 18

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

18. Елена Сергеева : Лев Толстой был внутренним врагом России
2014-10-18 в 00:07

Святой о. Иоанн Кронштадтский предупреждал, что в России «…вера и благочестие падает; правительство либеральничающее выучилось у Льва Толстого всякому неверию и богохульству и потворствует печати, смердящей всякой гадостью страстей…» («Мысли христианина», стр. 64).

Толстой написал роман «Воскресение», который был опубликован также и за границей, -- но в новом, несокращенном издании. Для поддержки духоборческой секты, существовавшей в России, всю выручку от продажи романа «…Толстой отдал духоборам на отъезд их в Америку».
«В заграничном издании «Воскресения» содержались глумления над православными церковными таинствами; это побудило Синод принять свое столь нашумевшее решение об отлучении гр. Л.Н.Толстого от церкви. «Известный всему миру писатель –русский по рождению, православный по крещению граф Толстой, в пресыщении гордого ума своего дерзко восстал на Господа и Христа Его и на святое Его достояние… В своих сочинениях и писаниях, во множестве рассеиваемых им и его учениками по всему свету, в особенности же в пределах дорогого отечества нашего, он проповедует, с ревностью фанатика, ниспровержение всех догматов православной церкви и самой сущности веры христианской… Он… не содрогнулся подвергнуть глумлению величайшее из таинств, святую Евхаристии… Церковь не считает его своим членом и не может считать, доколе он не раскается и не восстановит своего общения с нею» (определение Синода от 22 февраля 1901г.) (С. С. Ольденбург «Царствование Императора Николая II, репринт издания Вашингтон, стр. 156).
Это решение, разумеется, явилось поводом для новых нападок на русскую власть и на русскую церковь со стороны всех ее обычных противников. Затем – революция. Во время которой «Сто собравшихся цирюльников зарезали короля и объявили себя народом»… (В. В. Розанов, вспоминая великого Бомарше)
17. электрик : 16. Иванович Михаил
2014-10-17 в 23:13

А! Ну,садисту ведь тоже комфортно!
Это я,значит,со свойственным мне всегдашнем оправданием, а на деле,недооценкой ближнего, вас и "недооценил". Уж да,хватает вас,разных....
16. Иванович Михаил : Ответ на 13., электрик:
2014-10-17 в 19:40

ивановичи, что вы делаете в этой стране? Зачем нужна такая жизнь? Это же мука! Или вам комфортно? Но тогда это мазохизм скрытый,неосознанный.



На Родине всегда комфортно! Если для вас "дым отечества"-мазохизм, то я развожу руками.
15. Анатолий Пронин : Re: Чудо на пути в Дамаск и арзамасский ужас
2014-10-17 в 19:00

Сверьтесь со Священным Писанием и узнаете, как Бог оценивает гордых. Например: Пс(93:2) "Восстань, Судия земли, воздай возмездие гордым. " или Пс(35:9) "Блажен человек, который на Господа возлагает надежду свою и не обращается к гордым и к уклоняющимся ко лжи."
14. Анатолий Пронин : Ответ на 9., михаил:
2014-10-17 в 16:43

...проездом через арзамас.


Названия городов,деревень, сел, стран, рек, озер, морей, то есть все географические и административные названия пишутся с заглавной буквы.
13. электрик : 11. Иванович Михаил
2014-10-17 в 15:49

рудовские ивановичи, что вы делаете в этой стране? Зачем нужна такая жизнь? Это же мука! Или вам комфортно? Но тогда это мазохизм скрытый,неосознанный.
12. Коротков А. В. : Ответ на 1., Аннушка:
2014-10-17 в 12:21

А мне мой муж говорил, что вот как раз наоборот, Лев Николаевич был верующим.


Это, конечно, бесспорный авторитет.

Раз сказал - значит, так оно и есть.

вроде бы



Кто - не знаю.



Не помните, да не знаете - о чём речь тогда?

Верующим Толстой, конечно, был. Только вера его совершенно неправославная.
11. Иванович Михаил : Ответ на 8., иерей Илья Мотыка:
2014-10-17 в 12:13

но и публицистические, религиозно-философские произведения. В последних Толстой предстоит как злой мощный гений направленный на разрушение семьи, государства, науки, искусства, религии. Его сочинения соблазнили многих людей.



Батюшка, могли бы Вы назвать из прочитанного самое вредное публицистическое произведение?
Знаете ли революционную партию в России, которая пропагандировала идеи Толстого?
10. Бравый солдат Швейк : Ответ на 7., Таня:
2014-10-17 в 00:26

Спасибо, Анна, Вам за комментарий. Я уверенна, что Бог оценивает деяния Л.Н.Толстого по-другому, не так, как оценивают здесь его другие.


Тоже верю в это.
9. михаил : арзамасский ужас
2011-04-30 в 12:10

на какой-то стадии своего развития,возможно на высшей,человек вдруг со всей ясностью осознаёт бренность и мимолётность бытия:своего и общечеловеческого.это,я думаю,и есть"арзамасский ужас",который испытал Л.Н.Толстой,по случайности,проездом через арзамас.
8. иерей Илья Мотыка : Татьяне и Анне
2010-12-25 в 23:58

Татьяна Лев Толстой жил не в глухом лесу в царствование царя гороха, а в европейской России во второй половине 19 начале 20 в. Были опубликованы не только художественные, но и публицистические, религиозно-философские произведения. В последних Толстой предстоит как злой мощный гений направленный на разрушение семьи, государства, науки, искусства, религии. Его сочинения соблазнили многих людей. Есть такая притча. В аду в котлах находился душегуб и литератор. Во время передышки литератор заметил, что огонь под злодеем быстро потух, а под ним разгорался всё сильнее. Он взмолил Бога почему такая несправедливость. Ангел ему ответил, злодей был страшен пока был жив, а от творчества литератора гибло и продолжает погибать огромное число людей.
А верить можно и в то, что Земля имеет форму чемодана или существование зеленых ворон.
7. Таня : Ответ Анне
2010-11-20 в 23:02

Спасибо, Анна, Вам за комментарий. Я уверенна, что Бог оценивает деяния Л.Н.Толстого по-другому, не так, как оценивают здесь его другие.
6. Игорь : Re: Чудо на пути в Дамаск и арзамасский ужас
2010-11-20 в 01:51

«с ним произошло примерно то же самое, что произошло когда-то с апостолом Павлом»
Равнять Толстого и его «арзамасский ужас», с апостолом Павлом и его видением совершенно некорректно. Павел, хотя сначала и был Савлом, идущим по ложному пути, все же никогда не был терзаем ужасом неверия, не никогда не имел теплохладности интеллигента. Толстой, увы, был сыном своего упадочного времени. Потому-то Толстой был искушаем бесами, а Павел наставляем Самим Христом.

«Толстой начинает переписывать Евангелие. Его огромный труд «Соединение и перевод четырех Евангелий», который, К СОЖАЛЕНИЮ, печатался у нас только в 90-томном издании, сейчас уже размещен в Интернете, и КАЖДЫЙ может с ним ознакомиться».
Только совсем нецерковный человек может радоваться тому, что крайне соблазнительный текст преданного анафеме человека стал доступен КАЖДОМУ.
Церковь учит, что каждый человек более склонен к падению, чем к духовному подъему. Потому святые отцы учили бежать от соблазнов.
Думаю, автору этой статьи стоило бы вникнуть в церковные дела, оставив литературные идеалы. Проблему жизни вечной неизмеримо важнее всех светских книг, пусть даже и талантливых.
Наши заблуждения связаны с тем, что мы ставим литературу слишком высоко. Вообще культура – производная от культа. Она, даже в лучших своих образцах, продукт распада традиционного христианского общества, и , одновременно, катализатор его распада.
Читать святых отцев и Писание намного душеполезней, и просто даже ИНТЕРЕСНЕЙ, чем Толстого, Достоевского, или, тем более, Чехова или Бунина.
5. Ярослав : Послушайте самого Льва Николаевича
2010-11-19 в 13:19

Какие есть сомнения в том, был ли Толстой верующим? Почитайте его произведение "В чем моя вера", текст которого есть и в интернет-библиотеке http://az.lib.ru/t/t...wich/text_0152.shtml

"Я не толковать хочу учение Христа, я хочу только рассказать, как я понял то, что есть самого простого, ясного, понятного и несомненного,
обращенного ко всем людям в учении Христа, и как то, что я понял,
перевернуло мою душу и дало мне спокойствие и счастие.
Я не толковать хочу учение Христа, а только одного хотел бы: запретить
толковать его.
Разбойник на кресте поверил в Христа и спасся. Неужели было бы дурно и для кого-нибудь вредно, если бы разбойник не умер на кресте, а сошел бы с него и рассказал людям, как он поверил в Христа.
Я так же, как разбойник на кресте, поверил учению Христа и спасся. И это не далекое сравнение, а самое близкое выражение того душевного состояния
отчаяния и ужаса перед жизнью и смертью, в котором я находился прежде, и того состояния спокойствия и счастия, в котором я нахожусь теперь."
4. Галина Борсуковская : " - Господь очень щедро одарил его художественным даром..."
2010-11-19 в 00:08

Когда я, еще школьницей, читала Л.Н.Толстого, то поражалась огромной силе его воздействия. Но также было и неприятное чувство, что мне приходится соглашаться с тем, с чем согласится я не могу. Как-будто насилие над моим сознанием совершалось. Когда я сказала об этом на уроке литературы, то многие в классе подтвердили, что иной раз испытывают аналогичные чувства. Учительница обьяснила это силой таланта Толстого, но у меня так и осталась какая-то необьяснимая нелюбовь к нему. Зато позднее, когда я читала о протестантской секте Антитринитрариев (то есть отрицающих Святую Троицу ), и узнала, что к ней принадлежал Толстой, то это меня совершенно не удивило. Так что сила таланта - это еще не самое главное, гораздо важнее, как эта сила употребляется.
3. Глеб : Re: Чудо на пути в Дамаск и арзамасский ужас
2010-11-18 в 17:26

Сравнение арзамасского ужаса Толстого и "трепета и ужаса" апостола Павла - неправомерно.
Ап. Павел испытал ужас как следствие прямого обращения к нему Бога: - "Савл, Савл ! что ты гонишь Меня"...
К Толстому же никто не обращался. Ужас был непонятной природы, и это усиливало его действие. Такой ужас раньше называли "Богооставленностью", т.е пережитое Толстым прямо противоположно пережитому Павлом.
Автор считает истоком фанатичных религиозных поисков Толстого - его гордыню. Но на свете есть масса гордецов, которые даже не смотрят в сторону Бога...
Скорее всего, Толстой был рожден религиозным реформатором, русским Заратустрой. Толстовство это продукт его неудачной проповеди. И здесь он воплощал в себе русский поиск новой религии в 19-20 веках....
Революция и годы большевистского строительства Царства Божия на Земле ( реального социализма ) закончились, как и у Толстого, крахом религиозного штурма...
Художественная гениальность Толстого мешала разобраться в его религиозном творчестве. И сейчас многие не обращают внимание на его религиозные проповеди буквально в каждом его произведении.
Но идеи его псевдорелигии незаметно проникали и проникают в сознание русских. Одно "непротивление злу насилием" что стоило. Оно сильно ослабило русскую волю. Возможно, именно эта часть толстовства и бешенная ненависть к русской государственности помогли всего "300-м грамотных марксистов" разрушить страну. Все видели ужас происходящего, но "не противились злому"...
2. Антидот : Re: Чудо на пути в Дамаск и арзамасский ужас
2010-11-18 в 17:14

А кроме слухов Вы еще чему-нибудь доверяете?
1. Аннушка : Не понимаю
2010-11-18 в 16:30

А мне мой муж говорил, что вот как раз наоборот, Лев Николаевич был верующим. Но это всячески оклеветали.
И приводил факт, что перед смертью к нему не допустили исповедоваться его батюшку. Точнее не помню, но вроде бы был отправлен гонец, которому ехать запретили. Кто - не знаю.
Мужу верю, потому как он и его отец из Тулы, и уверена, не с потолка взяли эти факты.
Так что, может, Лев Николаевич даже лучше чем Вы говорите.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме