Говоря о празднике Дня Крещения Руси, следует согласиться с премьер-министром Владимиром Путиным, что он обладает огромным духовным значением для современной России. Но этот день не просто, как говорит наш премьер – положил начало «созиданию единого гуманитарного пространства» и связи с Европой - это слишком мало и мелко, - этот день ознаменовал созидание богочеловеческого пространства. Крещение Руси - это соединение полубезбожных языческих славянских народов с Небом. Это день соединения славянских народов Восточной Европы с богочеловеком Иисусом Христом. Это созидание не «гуманитарного», а богочеловеческого пространства. Это начало богочеловеческого пути Руси. Удивительно об этом сказал митрополит Иларион в своем «Слове о законе и благодати»: «И уже не сыновей своих бесам в жертву приносим, но приносим бескровную жертву, и уже не идолов чтим, и для них кровь проливаем, но чтим богочеловека Христа, за нас Свою кровь пролившего».
Действительно, до святого равноапостольного князя Владимира большая часть славянских народов Руси жили звериными обычаями, в пьянстве и непотребстве, грабежом и насилием. Со времени же князя Владимира в нашу жизнь вошли богочеловеческие начала: милость, законность, суд и правда, любовь и единство. Без преувеличения следует сказать, что Русь как единство разрозненных многоплеменных и многобожных народов, родилась в водах Днепра.
Само понятие «Русская земля» связано с единым народом Божиим - народом русским. Святой князь Владимир явился для нас тем же, что и для народа израильского Моисей - нашим проводником от жизни к смерти, от земли к небесам, от дикой языческой страны, пребывавшей под сенью смертной, к новой земле, земле обетованной, к новому Израилю. Его выбор диктовался не только и не столько политическими соображениями, но, прежде всего, его духовной интуицией, его пониманием того, что вне Христа - смерть и погибель, и в Нем одном спасение, что только в той вере, в которой пребывал Константинопольский Патриархат, можно найти и совершенную истину, и ясные догматы, и здравое учение, и полноту благодати.
С одной стороны мне хотелось бы поздравить сегодня премьер-министра с днем ангела, а с другой стороны - не согласиться с ним в том, что равноапостольный князь Владимир пробивал окно в Европу. Дело в том, что православной тогда была не только южная Европа, но и Азия, Кавказ, Египет. Князь Владимир прорубал окно в Небо.
Теперь что касается выбранной даты для празднования Дня Крещения Руси. «Повесть временных лет», как и другие ранние исторические источники, не дают нам этой даты. О времени Крещения идут бесконечные споры. Я считаю, что дата успения нашего отца-основателя святого князя Владимира является достойной датой для празднования Крещения Руси. Если эксперты определят другую дату, то можно пересмотреть нынешнюю. Но учитывая, что с 1240-го года в этот день приходится устоявшийся праздник св. Владимира, думаю, что по совмещению можно считать эту дату и Днем Крещения Руси.
Князь Владимир был вторым Константином для Руси - ее крестителем, проповедником Православия и благочестия. Память о нем является и основой русского характера: милосердие, нищелюбие, богоискательство, великая вера в Бога и в призвание русского народа. Великую правду говорит о нем тропарь: «Уподобился еси купцу, ищущему добраго бисера, славнодержавный Владимире...» Русский человек искони искал, не пользу, а истину, не силу, а правду. Это вложено было в нас святым князем Владимиром. Он - отец-основатель русского благочестия, Русской Православной Церкви, он начальник великого сонма русских святых. Поэтому более чем справедливо День воспоминания Крещения соединять с днем его памяти.
Диакон Владимир Василик, специально для «Русской народной линии»