Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

«Православная Церковь праздновала Крещение Руси всегда»

Протоиерей  Георгий  Бирюков, Русская народная линия

26.04.2010


Протоиерей Георгий Бирюков недоумевает, зачем стране нужно два празднования одного события …

От редакции: На днях мы опубликовали комментарий профессора Павла Флоренского относительно принятия в первом чтении Государственной Думой России законопроекта о введении нового праздника - Дня Крещения Руси, который планируется отмечать 28 июля. Известный ученый поддержал намерение Думы, выразив сожаление, что Церковь отстает в этом вопросе от государства. В связи с этим мы получили критический отклик на слова П.Флоренского от нашего постоянного автора протоиерея Георгия Бирюкова, который приводим ниже. Отец Георгий справедливо указывает, что Русская Церковь всегда отмечала этот день, но только не 28 июля, как предлагает Дума (в этот день скончался святой равноапостольный князь Владимир), а 14 августа.
От себя же заметим, что было бы замечательно, если бы государственными праздниками в России были и день кончины св. князя Владимира (15/28 июля) и день Крещения Руси (1/14 августа). Тем более, что 15/28 июля это еще и день Невской битвы, перед которой св. благоверный князь Александр Невский произнес свои знаменитые слова: «Не в силе Бог, а в правде!»


Протоиерей Георгий БирюковПрочитал интервью Павла Флоренского «Остаётся ждать, чтобы и Церковь признала этот праздник». Удивился, но не сильно. Не сильно, потому что уже привык к подобному. Чему удивился? Попробую объяснить.

Итак, миряне, забежавшие вперёд наших клерикалов, что, якобы, хорошо, намереваются с этого года начать отмечать 28 июля День Крещения Руси. Церковь привычно названа отставшей, а считать себя святее самого «папы» хочется уже всерьёз. Но, задумаемся: что произошло-то в действительности 28 июля? А произошло следующее: 28 июля 1015 года скончался святой равноапостольный Великий князь Владимир, во святом крещении Василий, креститель Руси. 28 июля по новому стилю - это день памяти святого равноапостольного Великого князя Владимира. Церковь эту дату отмечает. Но ведь это не дата Крещения Руси, а дата смерти князя Владимира! Почему миряне, забежавшие вперёд клерикалов, решили праздновать День Крещения Руси именно 28 июля? Воздержусь от какого-либо категорического утверждения. Пусть читатели сами найдут ответ. Сообщу только один факт: Русская Православная Церковь всегда, повторяю, всегда праздновала Крещение Руси 14 августа по новому стилю (1 августа - по старому). Всегда! Раскрываю, например, «Настольную книгу священнослужителя», том 3, изданную в Москве в 1979 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена. (В этом томе напечатан Месяцеслов с марта по август). Открываю на странице 664, где начинается статья про 1 августа по старому стилю. Цитирую, выделив жирным шрифтом то, что важно по данному вопросу:

«Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня. В греческом часослове 1897 года так объясняется происхождение этого праздника: «По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней. Накануне (31 июля), износя его из царской сокровищницы, полагали на святой трапезе Великой церкви (в честь Святой Софии - Премудрости Божией). С настоящего дня и далее до Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали его потом народу для поклонения. Это и есть предъисхождение Честного Креста.
В Русской Церкви это празднество соединилось с воспоминанием Крещения Руси 1 августа 988 года. В «Сказании действенных чинов святыя соборныя и апостольския великия церкви Успения», составленном в 1627 году по повелению Патриарха Московского и всея Руси Филарета, даётся такое объяснение праздника 1 августа: «А на происхождение в день Честного Креста бывает ход освящения ради водного и просвещения ради людского, по всем градам и весям
».
Известие о дне Крещения Руси сохранилось в хронографах XVI века: «Крестися князь великий Владимир Киевский и всея Русь августа 1
».
По принятому ныне в Русской Церкви чину малое освящение воды 1 августа совершается до или после литургии. Вместе с освящением воды совершается освящение мёда (т.н. первый медовый Спас: «Спас на водах», «Мокрый Спас»). С этого дня благословляется вкушение его нового сбора».


Таким образом, 14 августа по новому стилю (1 августа по старому) в русских православных храмах обязательно проводятся богослужения: служится Литургия, а накануне - всенощное бдение, совершается малое освящение воды, освящается мёд. Дозволены крестные ходы по градам и весям. Церковь, таким образом, от светского государства никак не отстала. Скорее, опередила лет так на тысячу. День Крещения Руси церковью всегда отмечался, и отмечался в фактическую дату этого события - 14 августа, а не в искусственно выбранную Государственной думой дату 28 июля. После чтения интервью Павла Флоренского хочется спросить: Миряне, святейшие самого «папы»! Миряне, забежавшие вперёд клерикалов! Куда Вы несётесь? Притормозите! Подумайте: зачем стране два праздника Крещения Руси, гражданский и церковный? Два празднования одного события, но в разные даты?
Протоиерей Георгий Бирюков, специально для «Русской народной линии»


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 12

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

12. Аноним : Re: «Православная Церковь праздновала Крещение Руси всегда»
2010-07-28 в 12:45

А что делать тем, кто не является христианином? Такие праздники оскорбляют чувства неверующего в "божьи чудеса" человека!
11. Ирина : Re: «Православная Церковь праздновала Крещение Руси всегда»
2010-04-28 в 09:11

Становится навязчивой традицией как со стороны светских властей, так и простых обывателей придумать,затеять, начать , по их мнению, нужный и важный проект по спасению Отечества, культуры , нравственности , а потом призывать Церковь к безоговорочной его (проекта) поддержке . Причем в русле , намеченном инициаторами .

Если же Церковь поступает не в соответствии с намеченным планом или не в соответствии с представлением о Ее роли и предпринимаемых действий , появляются возмущения и постоянный настораживающий рефрен «Церковь не может», « Церковь не хочет», « Церковь не умеет»...

На ппрошлой неделе еще один священник убит... Не под упомянутый ли выше рефрен?
10. одиноков : 6. Natalie
2010-04-27 в 22:35

Наталья, а нет ли и тут какого-нть госзаказа с участием Церкви? :-))
9. Дмитрий В.Ч. : Александру Ракову
2010-04-27 в 21:04

Москва - мировой город, доходы москвичей даже официально в 2,5 раза выше средних по России. А всякий нормальный капиталист рассматривает деньги в кармане потребителя лишь с одной точки зрения: а почему они еще не у меня? Потому такой размах.
8. Natalie : Re: «Православная Церковь праздновала Крещение Руси всегда»
2010-04-27 в 19:38

Мне кажется, важно, ЧТО праздновать в данном случае, а не пиар Ющенко и т.д. Ну и что, что Ющенко хотел перетянуть одеяло на себя? Уж, право, тут он сам себя обманул: праздник Крещения Руси к делу незалежности все равно не подстегнешь никаким боком. А если РФ будет праздновать этот день вместе с Украиной, что тут плохого? Разве не пора украинцам вспомнить, что они Русь, а "россиянам" - что Киев есть Мать городов русских и купель крещения?
7. Аноним : Re: «Православная Церковь праздновала Крещение Руси всегда»
2010-04-27 в 18:36

Спасибо за уточнение - я этого не знал. Но меня поразил размах мероприятия: только в Москве целая неделя праздника. А у нас?.. Александр Раков.
6. Natalie : Re: «Православная Церковь праздновала Крещение Руси всегда»
2010-04-27 в 18:30

Безусловно, было бы благо всем, если бы Крещение Руси стали праздновать на государственном уровне. Многих наших нецерковных граждан это просветило бы, по крайней мере. И всем "религиозным меньшинствам" стало бы ясно, в какой стране они живут.

Я не вижу смысла в возражениях против установления этого праздника.
5. протоиерей Георгий Бирюков : иеромонаху Никону
2010-04-27 в 12:12

Христос Воскресе, отче Никон!
Термин "клерикалы" придумал не я. Я только повторил жизнеутверждающее выражение Павла Флоренского. Можете убедиться, посмотрев его интервью. В остальном, Вы, конечно, правы. День 14 августа перегружен важдными воспоминаниями. Здесь помимо вышесказанного и семь мучеников Маккавейских, и знамения от икон Спаса и Богородицы во время похода князя Андрея Боголюбского, и начало Успенского поста. Конечно, память о Крещении Руси среди всех этих событий давно затерялась, а освящение мёда вызывало больший интерес, чем воспоминание о 988 годе.
У уважаемого Павла Флоренского есть ещё один убойный аргумент: праздновать будем с винопитием, поэтому важно, чтобы празник Крещения Руси был выходным. Разумеется, Успенский пост начинать с обильного винопития - безумие. А день памяти св. Владимира для этого подходит, как никакой другой. Князь, если верить некоторым источникам, и христианство выбрал потому, что оно винопитие не возбраняет. Так что здесь с Флоренским не поспоришь. Хоть Русь крестили 14 августа, праздновать это событие будут 28 июля. И гулять, и обильно пить вино.
Наконец, не поспоришь и с политиками, радеющими о единстве восточнославянских народов. На РЛ была актуальная тема: 1020-летие Крещения Руси. Страниц восемь занимает только перечень статей. Нынешнее решение Госдумы - всего лишь запоздалое подражание Ющенко, подписавшему 25 липня 2008 року УКАЗ №668/2008 Про День хрещення Киiвськоi Русi - Украiни.
Ющенко всех опередил и назначил "Установити в Украiнi День хрещення Киiвсьоi Русi - Украiни, який вiдзначати щорiчно 28 липня, у день пам,ятi святого рiвноапостольного князя Володимира - хрестителя Киiвськоi Русi"
Теперь, конечно, ничего не остаётся делать, как только присоединиться к Указу Ющенки. Ющенко уже не президент, но дело его живёт и побеждает.
4. Дмитрий В.Ч. : Александру Ракову
2010-04-27 в 06:13

Боюсь, Вы выбрали неудачный пример "хорошей" организации церковного праздника. День Святого Патрика - это маркетинговое мероприятие, изобретенное в свое время пивной компанией Гинесс (той самой, которая изобрела - и тоже в маркетинговых целях - книгу рекордов). Кроме названия, в этом празднике ничего от св.Патрика нет - зато есть вполне языческие лепреконы. Пришел он к нам с Запада вместе с другими "благами цивилизации", потому и празднуется по-западному - 17 марта по новому стилю, тогда как память св.Патрика отмечается Церковью 17 марта по старому стилю. Вряд ли уместно приводить в пример хорошей организации именно такое празднество.
3. ИЕРОМОНАХ Никон : Недоуменный вопрос отцу протоиерею
2010-04-27 в 01:32

Уважаемый отец Георгий! Оставляя без комментария употребленный Вами несколько раз термин "клерикалы", осмелюсь спросить: "В каком уставе Вы вычитали, что накануне 1/14 августа совершается всенощное бдение?" В том-то все и дело, что столь великая дата в истории Русского Православия отмечена лишь славословной службой. Павел Васильевич и сетовал по поводу данного печального обстоятельства.
2. Александр Раков : Как гуляли - веселились...
2010-04-26 в 17:22

А ведь Церковь не умеет организовывать праздники! Я с недоумением каждый год наблюдаю, как празднуется в разных городах и весях России день неведомого доселе ирландского святого Патрика. Нет-нет, я прочитал, это был великий святой, но почему из сонма русских, грузинских, сербских, греческих святых власть отдала предпочтение именно ему? Честь и хвала ирландским организаторам, но мы-то почему не празднуем Рождение Святителя Николая, могу ошибиться, в июле или августе? Да и День семьи свв. Петра и Февронии кто-нибудь заметил и присоединился? Очень легко пробить праздник Крещения Руси, но весьма трудно найти огромные деньги, организаторов, исполнителей и привлечь народ к празднику. Вне церковных врат Церквь чувствует своё организационное безсилие. А ведь организация всероссийского церковного праздника - сложнейшее дело: он должен войти в плоть и кровь верующих и неверующих людей. Поэтому кроме официальных и скучных мероприятий, да вручения нового церковного значка, я в перспективе ничего не вижу. А тут ещё и разнотолки по поводу самой даты Крешения Руси. Время ли сейчас до новых праздников, когда надо думать, как удержать и привлечь в Церковь новых верующих?.. Александр Раков.
1. Диакон Георгий Малков : По поводу комментария протоиерея Георгий Бирюкова
2010-04-26 в 16:11

Досточтимый отец Георгий, вряд ли стоит всё-таки выдавать желаемое - за действительное!
…Но, разумеется, не Думе следовало бы выступить с подобной инициативой; это даже и в мирском-то смысле попросту довольно бестактно - выдавать такие проекты без ведома, по сути, Церкви (но уж кто-кто, а Дума у нас никогда особой культурой, увы, не отличалась)...
Дело, однако, в другом.
Я, например, уже лет десять призываю к тому, чтобы после Рождества и Пасхи подчеркнуто общенародными стали у нас праздники в память Крещения Руси и в память Собора Свв. новомучеников и исповедников Российских.
Не воздавать должного древнему началу спасения русского народа - при св. князе Владимире, равно как и памяти мученического подвига предыдущих поколений, пострадавших за Христа от кровавых рук большевиков-атеистов, - подвига, являющегося одним из первостепеннейших камней будущего духовного возрождения России, - казалось бы, немыслимо для нашей Церкви... Но, к сожалению, подлинного всенародного празднования и первого, и второго - у нас не было и НЕТ – и как раз Церковью (точнее – ее «предстоятелями») последовательно и основательно (и не «на бумаге» и словах, а на деле) так до сих пор и не инициировалось! В той же Болгарии праздник Крещения есть, а у нас вот - нет!
Ни День славянской культуры, ни церковный праздник в память св. Владимира - ВСЕЙ страной не празднуются и, уж тем более, не воспринимаются народом как важнейшие для нашего Отечества. По сути, праздник Крещения всерьез праздновался у нас при Советах один раз (!) - на Тысячелетие Крещения Руси, а затем был благополучно забыт, вместо того, чтобы стать ежегодным и всенародно отмечаемым.
"Церковная администрация" наша это просто проспала...
Думаю, что ваша отрицательная реакция на инициативу Думы объясняется преимущественно некоторым ревнивым чувством – что это, мол, Дума забежала вперед "паровоза"? Что ж, понять это можно. Но чего нельзя - так это вашего утверждения, в котором вы в пику ей заявляете, что Церковь УЖЕ И ТАК празднует день Св. Крещения Руси 1/14 августа.
На деле этого ведь вовсе и нет...
И что уж тут нам вспоминать полутысячелетней давности хронографы. Тем более - достаточно хорошо известно, что и тогда особого празднования Крещения Руси в годовом круге церковных праздников практически не существовало. Вот МЕД освящать - это сколько хотите, а помянуть источник самого существования нашей Руси-России всё как-то недосуг...
Так было, и чего греха таить, так ведь остается и поныне.
И только в наиболее просвещенной и благодарной Богу и св. князю Владимиру части нашей церковной публики именно в день памяти последнего как-то издавна вспоминалось и само великое событие крещения - и именно поэтому мы носили свечи и цветы (даже при большевиках!) к его киевскому памятнику над Днепром.
Отсюда, вероятно, исходя из этой традиции почитания св. князя, традиции, как бы вобравшей в себя одновременно и память о совершенном им святом деянии Крещения наших праотцев, скорее всего и отталкивались думцы, поскольку реально день 1 августа ст. ст. мало что говорит (к сожалению!) народному сознанию и народной же памяти, а день св. князя - 28 июля - большинство прекрасно помнит.
Такова реальная ситуация.
Решить же наконец этот вопрос и принять притом наиболее подходящую дату празднования - самое прямое дело и самая прямая обязанность нашего церковного генералитета.
То же самое - и в отношении празднования памяти свв. новомучеников. Ни зимняя их память, ни службы, совершаемые новомученикам в Бутово - с необходимой полнотой даже и церковным народом-то в его, так сказать, ВСЕЙ массе явно не ощущаются и духовно ответственно не воспринимаются.
Даже особого ЗНАЧИТЕЛЬНОГО помяновения их в литийной молитве нет (так, упомянуты выбранные по воле каких-то церковных чиновников святители: Патриарх Тихон, митрополиты Владимир Киевский, Вениамин Петроградский и Петр Крутицкий, еще архиепископ Верейский Иларион - и всё). И чем "хуже" многие остальные, вовсе и не упомянутые? Естественно, всех их перечислить в такой молитве невозможно, но дать хотя бы еще несколько имен известнейших святителей-мучеников, равно как и иереев, и мирян, а затем заключить это перечисление какой-либо обобщающей оценочно-благодарной "итоговой" формулировкой, в которой были бы объединены соборно все пострадавшие за Христа, - неужели это так трудно сделать? И что: возглашающие эту молитву надорвутся, если к ней добавятся еще три-четыре строчки?
Также необходимо, чтобы церковные власти и центре и особеннно на местах призвали бы народ, - настоятельно потребовав бы и от священства, - отмечать как общецерковную память свв. новомучеников (так и памяти местночтимых) в январе, установив также ПОСТОЯННЫЕ молебны к ним и в течение всего церковного года (включив, возможно, даже в недельный круг "памятей").
А чего греха таить, я лично знаю случаи, когда и в январе-то новомученики не особо поминаются, и в совершаемой накануне в субботу службе даже и не служится необходимая тут лития в их память (а то что лития перед воскресным днем не всегда вообще совершается - тут и говорить-то нечего...)
Явно - одно: подлинного - ни священнического, ни всенародного - вопля к новомученикам, на чьей крови мы все еще хоть как-то держимся, в сегодняшней России нет!
Есть тут, правда, одна сложность… Невозможно осознать самим служителям Божиим и равно помочь церковному народу понять всю меру подвига российских новомучеников, не обличив при этом злых дел убивавших их сатанистов, а тут церковная власть - явно по давней, всё еще не изжитой советской привычке - мямлит и решительной позиции не занимает.
Ради сомнительной дипломатии Церковь так до сих пор и не дает громогласной осуждающей оценки большевистским зверствам и попытке духовного оскопления коммунистами русского народа; не говорит об этом с церковных амвонов (для последовательного просвещения нации), тем самым не подтверждая свой же акт анафематствования коммунистической идеологии и коммунистических деяний, принятый Собором в 1918 г. и никогда затем соборно же не отменявшийся; не требует наша иерархия с необходимой последовательностью и уничтожения всё еще сохраняющейся в стране духовной отравы со стороны коммуно-советской символики (всех этих масонских звезд, памятников и названий улиц, станций и т. п. в память злодеев большевизма), и поныне продолжающей подпитывать собой атеистические, антихристианские стороны в душах части нашего общества, так еще и не пробудившейся от векового сатанинского морока коммуно-советизма.
Безусловно, замечу, виноваты в этом и наши президенты-премьеры, вроде бы позиционирующие себя в качестве православных христиан, но боящиеся призвать нацию решить наконец этот вопрос в подлинно христианском духе. И даже попыток разъяснить народу сатанинскую суть коммунистической идеологии с их стороны не делается, и никакой программы необходимых тут просветительских действий не существует и явно, увы, не готовится. Но разве им не придется отвечать перед Богом за такую степень двоения их мыслей и, главное, действий (вернее - бездействия). И оправдаются ли они перед Ним, ссылаясь на "сложность переходного периода" (от диавола - но к Богу ли?) И не Церковь ли в первую очередь и обязана сказать им об этом свое веское слово?

С благопожеланиями, диакон Георгий М.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме