14 мая в Киевской Духовной Академии состоялось второе заседание комиссии Межсоборного присутствия по вопросам духовного образования и религиозного просвещения, сообщает сайт Украинской Православной Церкви Московского Патриархата.
Работу комиссии возглавили ректор Киевских духовных школ архиепископ Бориспольский Антоний и председатель Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви епископ Зарайский Меркурий.
В мероприятии приняли участие ректор Московской духовной академии и семинарии архиепископ Верейский Евгений, ректор Санкт-Петербургской духовной академии и семинарии епископ Гатчинский Амвросий, ректор Минской духовной академии и семинарии архимандрит Иоасаф, ректор Свято-Тихоновского Православного Университета протоиерей Владимир Воробьев, заместитель председателя Учебного комитета РПЦ архимандрит Кирилл (Говорун), а также - ректора духовных семинарий Украинской Православной Церкви.
Открывая работу комиссии, архиепископ Бориспольский Антоний передал участникам благословение Предстоятеля Украинской Православной Церкви Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира. Говоря о приоритетных задачах духовного образования, архиепископ Антоний, в частности, сказал, что задача интегрирования богословского образования в систему светского образования является стратегической и это ставит важный вопрос о существовании наряду с духовными школами богословских факультетов, функционирование которых позволит заниматься богословской наукой тем, кто по объективным и субъективным причинам желает трудиться в научно-образовательной сфере, не принимая при этом сан и не ориентируясь на пастырскую деятельность. При этом процессе, отметил Его Высокопреосвященство, необходимо обращаться к опыту зарубежных университетов, где есть богословские факультеты.
С первым докладом «Магистерские программы в системе духовного образования» выступил архимандрит Кирилл (Говорун). Докладчик отметил, что Болонский процесс – это, прежде всего поток инициатив, предлагающие направления образования, а не законченная система. Таким образом, Болонский процесс позволяет сохранить образовательные традиции при этом сделать их прозрачным для иных образовательных систем. Такой подход позволит богословию как дисциплине найти свое место в глобальной системе образования. Образование в контексте Болонского процесса ориентировано на развитее личности в рамках профессионального интереса, а не просто на получение суммы знаний; таким образом, акцент делается на приобретение умения. В этом процессе Церковь должна формулировать формат тех знаний, в которых нуждается. Стержень Болонского образовательного процесса – в изменении отношения к знанию – много времени уделяется не просто накоплению знаний, а выработке навыков самостоятельной работы. Магистерская программа получает объяснение в контексте данного образовательного процесса. Однако существуют в разных университетах различные программы, сориентироваться в которых позволяют «Дублинские дескрипторы», на которые в процессе выступления докладчик делал ссылки.
Иеромонах Димитрий (Першин) в своем выступлении высказал несколько тезисов, предложенных к обсуждению участниками заседания. Отец Димитрий акцентировал внимание на то, что чаще всего акцент ставят на подготовку пастырей, а не на подготовку профессиональных ученых, что в результате снижает образовательный ценз. Священник высказался за создание фонда поддержки молодых ученых.
О принципах функционирования при светских вузах богословских факультетов высказывали свои мнения ректор Санкт-Петербургской духовной академии и семинарии епископ Гатчинский Амвросий, ректор Свято-Тихоновского Православного Университета протоиерей Владимир Воробьев, помощник ректор КДА по научно-исследовательской работе доцент В.В.Бурега.
После всех докладов состоялась дискуссия. Следующее заседание планируется провести в конце сентября в Москве.