29 января 2010 года на первом заседании президиума Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви был утвержден список тем для рассмотрения в комиссиях Межсоборного присутствия. Святейший Патриарх Кирилл на заседании президиума сказал о жизненной необходимости обсуждения тем, вынесенных на присутствие. «Нам очень важно, чтобы Межсоборное присутствие стало важной частью церковной жизни, чтобы тематика Межсоборного присутствия обсуждалась людьми в церковной прессе», - заключил он. «Русская линия», следуя призыву Предстоятеля Русской Православной Церкви, решила принять деятельное участие в этой дискуссии. В связи с этим предлагаем вниманию наших читателей разбор темы, вынесенной на рассмотрение Комиссии по вопросам богослужения и церковного искусства, посвященной молитве за самоубийц и некрещеных. Своим видением этой проблемы поделился в интервью РЛ председатель отдела религиозного образования и катехизации Рязанской епархии протоиерей Сергий Рыбаков.
Вопрос о возможности церковной молитвы за самоубийц и некрещеных возникает тогда, когда трактовка Священного Писания осуществляется в духе неверия или недоверия Богу. В таком состоянии нам часто кажется, что мы любим людей больше, чем Бог - и в этом большая ошибка. Очень часто можно встретить некое механическое (во многом католическое) представление об Аде, куда разгневанный Бог посылает грешников. Что бы исправить такое заблуждение составим табличку, где с одной стороны будут выписаны те имена, которыми Бог охарактеризовал Себя, а с другой - противоположные свойства.
Свойства Божии «Аз есмь»: | Противоположные качества: |
Бытие | небытие |
Жизнь | смерть |
Разум | безумие |
Истина | ложь |
Свет | тьма |
Любовь | ненависть |
Добро | зло |
Отказ от Бога - это отказ от тех свойств, которые присущи Богу в Его проявлениях. «Грех состоит в удалении от Бога, то есть, от Жизни, - есть «лишение жизни», начало смерти» (Осипов А.И. Путь разума в поисках истины. (Основное богословие.) - М.: Даниловский благовестник, 1997).
Мало кто любит, если его обличают люди, а обличение от Самой Истины - это великая мука для неподготовленной к этому души. Поэтому, человек, который возненавидел Истину, бежит от Неё в то место, где Она его меньше мучает. Отрицание Бога (Абсолютной Истины) возможно только в состоянии некоторого безумия: «Сказал безумец в сердце своем: "нет Бога"«. (Пс.52:2). Часто это безумие заключает в себе непосредственное стремление к смерти, как несогласие с наличным миром, с тем временем и теми обстоятельствами, в которых пришлось жить человеку. Протест приобретает форму отрицания данной Богом жизни: человек уничтожает самого себя, попадая в область, описываемую правой стороной приведенной таблицы. Так поступил Иуда Искариот, который осужден в Священном Писании, поскольку сознательно выбрал область смерти. Он назван сыном погибели: «тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется Писание» (Иоан.17:12)».
Нигде в Писании или у святых отцов мы не видим, чтобы кто-либо из апостолов или святых молился за Иуду Искариота. Очевидно, такая молитва была бы грехом, неким безумием, кощунством. Мы не более святых отцов!
Но надо различать действительное самоубийство, произведенное сознательно и добровольно, от того несчастного случая, который может произойти с человеком одержимым бесами или с душевнобольным сумасшедшим. Вряд ли можно отнести к самоубийцам алкоголика, выпившего по ошибке или неведению вместо водки яд, хотя сам алкоголизм, конечно, является некой формой самоубийства, так же как и наркомания, и игромания, и курение, и прочие пороки. Отличие в том, что в этих пороках проявляет себя ошибка в выборе цели жизни, заблуждение в жизненных ориентирах, но нет прямого отрицания жизни.
Церковь не может молиться за тех, кто добровольно убил себя, подобно Иуде Искариоту. Но нельзя запретить близким родственникам келейно молиться за этих несчастных, поскольку родственникам гораздо труднее принять необратимость совершенного самоубийцей действия.
Особый вопрос - это самоубийство детей, подростков. Отсутствие у них истинного знания о Боге и созданном Им мире вместе с возрастной неустойчивостью психики очень часто в наше время дополняется колоссальным давлением со стороны близких или окружения. В такой ситуации у детей может сформироваться чувство своей ненужности, отверженности. Это все позволяет падшим духовным сущностям довести своё черное дело до конца. Поэтому самоубийство детей следует, мне кажется, рассматривать так же, как гибель одержимых.
Что касается умерших не крещеными, то в храмах о них не должно подавать записки о упокоении. Но молиться Богу о прощении их грехов могут близкие родственники «в кельях», т. е. дома. В загробной участи покойного большое значение имеет предоставленная (или не предоставленная) человеку возможность в этой жизни узнать о Боге, узнать Бога и Его Церковь. Если было явное отвержение, возможно даже ненависть к Богу, к Евангелию, - это одно дело. Совсем иное, если человек не имел возможности узнать о Христе. Бог Сам знает все обстоятельства земной жизни человека и ищет не погубить, но спасти его. «Хотением не хочу смерти грешника» - говорит Господь, давая надежду на спасение тем, кто был благочестивым и милостивым к людям. Здесь уместно будет привести молитву из канона мученику Уару, которому была дана благодать умолить за умерших прародителей блаженной Клеопатры, не сподобившихся Святаго Крещения: «Праведно убо да будет Владыко Господи, простившему Ти Клеопатрины прародители, и днесь услыши молитву Уара Твоего великомученика и наше, многогрешных предстояние: от мук избавити, иже с жалостью пред Тобою воспоминаемые (имена)».
Протоиерей Сергий Рыбаков, председатель отдела религиозного образования и катехизации Рязанской епархии, специально для «Русской линии»