Роман Багдасаров: "Наши предки будут счастливы, когда узнают, что мы о них думаем?" 
Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Роман Багдасаров: "Наши предки будут счастливы, когда узнают, что мы о них думаем?"

Декалог XXI / 05.03.2009


Координатор арт-проекта инициативы "Декалог - XXI" размышляет о проблеме преемственности поколений в кинематографе России и Таиланда …

Роман Багдасаров"Недавно на телеэкраны вышел документальный фильм журналиста Алексея Пивоварова "Ржев. Неизвестная битва Георгия Жукова", который сейчас активно обсуждается. Сам фильм и реакция на него свидетельствуют о проблеме преемственности исторической памяти поколений, с которой всё чаще сталкивается наше общество. Эта проблема напрямую соотносится с пятой заповедью Декалога, в которой говорится: "Чти отца твоего и матерь твою". В приложении к культурной политике государства 5-я заповедь говорит нам о том, что необходимо бережно и с любовью обращаться с мировоззрением старшего поколения, ведь оно является для нас связующим звеном со всем массивом истории. Историческая память не может быть прерывистой, в ней либо существует непрерывная линия, либо её вообще нет. Важный момент здесь: акт передачи исторической памяти от поколения к поколению. Если этот процесс нарушается, происходит культурная катастрофа, самоидентификации народа мутирует", - заявил в интервью "Русской линии" координатор арт-проекта инициативы "Декалог - XXI", культуролог Роман Багдасаров.

"Фильм Пивоварова о Ржевской битве, к сожалению, не обеспечивает преемственность исторической памяти, а, скорее, стремится её разорвать, что проявляется как в крупных недочётах, так и в расстановке акцентов (при этом сама тема Ржевской трагедии, безусловно, должна обсуждаться). Между тем, есть примеры иных подходов к проблеме преемственности поколений. Эта тема может быть решена не только с помощью документалистики, но и в таком жанре, как историко-фэнтезийный экшн. Укажу на два последних фильма, выполненных в этом жанре. Это российский фильм "Мы из будущего" и таиландский фильм "Воины Сиама". Оба вышли в 2008 году и построены на одном и том же сюжете: путешествия наших молодых современников в историческое прошлое своей страны. Удивительно совпадение многих ключевых деталей: число главных героев, военные действия и многое другое. Это свидетельствует о серьёзной тенденции, об общем умонастроении у ответственных творцов исторического кино во всём мире. В российском фильме "Мы из будущего" рассказывается о том, как сегодняшние питерские ребята, оказываются в трагической, сложной ситуацию. Они попали в 1942 год, в год, когда наши войска несли очень тяжелые потери в ходе Великой Отечественной войны и проявляли небывалый героизм. И ребята, наши современники, став действующими лицами той эпохи, осознанно делают свой выбор - остаться с героями войны и, если это потребуется, умереть вместе с ними. Они принимают решение идти в атаку вместе с частями Красной армии, не обращая внимание на то, что они могут и не вернуться обратно в свое время. Они хотят увидеть время таким, каким мы, сегодняшнее поколение, его знаем. Для этого им суждено было вступить в строй солдат Второй мировой", - отметил Р.Багдасаров.

"Таиландские ребята в фильме "Воины Сиама" оказались в подобной же ситуации. Они попали в 1766 год, в период очередной агрессии Бирмы против суверенного Сиамского государства Аюттайя и приняли решение защищать свой город от врагов. Отмечу, что преемником этого Сиамского государства является современный Таиланд", - продолжил он.

"Оба фильма достаточно тяжёлые, несмотря на фэнтезийность. Некоторые из героев погибают по ходу сюжета. Отмечу, - добавил координатор арт-проекта инициативы "Декалог - XXI", - что Таиланд, в отличие от России, вообще не знал революций и не был завоеван колонизаторами. Уже в XIX он смог восстановить свои границы. Тайцам гораздо легче, чем русским, ощущать историческую преемственность, так как у них не было перерыва в традициях. И здесь следует отметить две важнейшие мировоззренческие линии, на которые и мы, организаторы проекта "Декалог-XXI", обращаем самое пристальное внимание. Первая линия - это религия. В таиландском фильме мы видим, как буддийский монах духовно окормляет жителей сражающегося тайского селения. Вторая линия - это монархия, традиция легитимной государственности, которая сохранилась в Таиланде с древних времен. Современный парень в таиландском фильме показывает монету с изображением тайского короля, присутствовавшие при этом тайцы - и наши современники, и люди XVIII века, узнают, что это король, и все тайцы принимают молитвенную позу - между ними нет непонимания. Если в других вопросах (скажем, в вопросе о положении женщин) между ними и возникают трения, то в почтении к своей государственности и у тайцев XVIII века и у современных жителей Таиланда мы видим полное единодушие", - подчеркнул Р.Багдасаров.

Эмблема инициативы "Декалог XXI" (фото сайта Псковского молодежного движения "Первый рубеж""У нас же, в России, произошла попытка оборвать линии религии и легитимной государственности. Тем не менее, фильм "Мы из будущего", на мой взгляд, даже более психологичен, чем таиландский фильм. Таиландцы сняли картину в большей степени сказочную и мистическую. Но и в нашем фильме в образе старшины показана религиозная преемственность. Так, старшина произносит молитву над павшими и жертвует своей жизнью за други своя. В условиях прерванной традиции в России не просто происходит воссоединение поколений. В целом, эти фильмы, и российский, и таиландский, достойно пытаются объяснить молодежи, зачем надо чтить своих предков. И не случайно один из героев тайского фильма перед тем, как попасть в прошлое, спрашивает у своих друзей: "Наши предки будут счастливы, когда узнают, что мы о них думаем?"", - рассказал культуролог.

"У нас же, в современной России, много линий, где поколенческая преемственность разорвана во многих местах, инициатива "Декалог-XXI" вносит свою лепту в её восстановление", - подчеркнул он.

"Эта тема очень актуальна для тех стран, которые озабочены поддержанием традиционной самоидентификации. И хотя культуры, представленные в фильмах, совершенно разные, это южнобуддийская культура в одном случае и православная культура в другом, тем не менее, и там, и здесь звучит тема патриотизма, любви к предкам, жизненной необходимости увековечения их памяти в сердцах нового поколения", - заключил Роман Багдасаров.



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме