Попустительство сквернословию угрожает безопасности граждан

Координатор арт-проекта инициативы "Декалог - XXI" размышляет о проблеме нецензурной брани

Эмблема инициативы "Декалог XXI" (фото сайта Псковского молодежного движения "Первый рубеж"В российском контексте инициативы "Декалог - XXI" заповедь "Не лжесвидетельствуй" понимается как барьер в дискредитации традиционных духовно-нравственных ценностей со стороны СМИ, организаций и отдельных лиц. Одним из наиболее болезненных видов подобной дискредитации является распространение нецензурной брани в сферах информации в колоссальных, невиданных доселе количествах. Подобную деятельность нельзя оправдывать "свободой слова", потому что, как я постараюсь показать, такая свобода равнозначна свободе насилия. 9-я заповедь на практике связана с предшествующими ей 6-й, 7-й и 8-й: "Не убий", "Не прелюбодействуй", "Не укради".

Матерщина появилась в печати в президентство Бориса Ельцина. Её вторжение происходило тогда по всем направлениям: в литературе, публицистике, периодике, СМИ, аудио- и видеозаписях... Однако сейчас наступает качественно новый этап. Присутствие непечатной лексики (не говоря о грубой брани, связанной с испражнениями и т.п.) в сфере письменности и СМИ, перестало восприниматься как нечто аморальное, перейдя в привычку, общий фон, норму. Литераторы, журналисты, телеведущие молодёжных (!) программ, звёзды всех размеров соревнуются друг с другом в выражениях, которые ещё 15 лет назад были жёстко табуированы в публичной сфере.

Кто и когда из занимавших ответственные посты в министерствах и комитетах, на телевидении, радиовещании, открывал шлюзы для этого потока грязи должно быть выяснено, хотя бы из чистого любопытства. Несомненно, данные радетели за "свободу слова" оказали убийственное влияние на формирование отечественной речи и письменности на несколько поколений вперёд.

Перед всеми, кому дороги духовно-нравственные ценности, стоит нелёгкая задача: определить свою позицию в создавшейся новой ситуации. Впервые за всю историю русской словесности фактически сняты цензурные запреты на мат. Сегодня из выступающих в публичной сфере не матерится лишь тот, кому не позволяют делать этого его нравственные или религиозные убеждения, либо тот, кто не вполне уверен, что это сойдёт ему с рук при продвижении по карьерной лестнице. Если же обратиться к сфере приватной, то там падение тотальное. Широкое распространение электронных видов связи, предполагающих оперативное деловое и бытовое письмо (e-mail, sms, icq и т.д.), облегчает привычку каждодневно писать матерщину у тех граждан, у кого отсутствуют соответствующие моральные принципы. Эта уникальная, катастрофическая ситуация.

Могут спросить: а что, разве матерщина отсутствовала в нашей культуре раньше? Разумеется, нет. Можно даже сказать больше: матерщина, нецензурная брань были частью простонародной культуры. Но культуры устной. Существовал жанр срамных частушек, особенно популярный у малоимущей и необразованной прослойки крестьянства. Употребление нецензурщины в такого рода частушках было даже "нормой" в определённых ситуациях (например, на пьяной гулянке), однако оно не перекидывалось на письменность. Я не беру здесь порнографическую поэзию типа Баркова - непечатную буквально, а не номинально, как сегодня, когда Баркова издают с академическим комментарием.

Не секрет, что в народной среде любители срамословия попросту не умели писать или писали еле-еле. Грамотные же крестьяне избегали устной матерщины (не говоря об изложении её на письме). Уровень грамотности был неразрывно связан с восприятием слова через призму священных текстов и церковных песнопений.

Невозможно представить, чтобы матерные слова писались церковнославянским уставным письмом, которым переписывали Евангелие и молитвы. Мат могли употреблять лишь в берестяных грамотах, т.к. это было упрощенное, бытовое письмо, во многом графически иное, чем буквы, употреблявшиеся при переписывании священных текстов. Случаи такие, между прочим, крайне редки: из примерно 1000 известных нам берестяных грамот, обсценную лексику (матерщину) содержат только четыре.

Если же говорить о российских мусульманах и иудеях, то для них рукописное слово было ещё теснее связано с религиозными ценностями, ведь знание священных языков Корана или Танаха было для них ещё более трудозатратным и ещё менее доступным, чем знание церковнославянского для православных. Использование полученные в медресе и хедерах знания для записи ругательств было бы расценено как помешательство или одержимость демоном.

Если религиозные институты прямо осуждали матерщину в любом виде, расценивая как грех сквернословия, то традиционная этническая культура, хотя и ограничивала матерщину устной сферой, всё-таки допускала её существование в своих недрах. Объяснение этому следует искать в психологии человеческой агрессии. Традиционная этническая культура в отличие от религиозной в чистом виде, предельно прагматична, хотя религиозные заповеди и играют для неё основополагающую роль. Так, чтобы дать отдушину подсознательной (а иногда и вполне осознаваемой) скапливающейся агрессии, традиционная мораль позволяет произнесение матерных слов в определённых эмоциональных ситуациях. Чтобы предотвратить совершение человеком грубого насилия лучше на короткий миг пожертвовать чистотой речи. В этот момент срабатывал механизм взгляда на себя, на ситуацию со стороны, отстранение от греховных, осуждаемых действий. Открывался путь к успокоению и последующему самоукорению за допущенное нарушение речевой нормы. В других случаях (например, на свадьбе) пропевание срамных частушек являлось наследием архаических верований, причём подобный обычай практиковался не всегда, не везде и часто игнорировался благочестивыми семьями, либо сурово регламентировался.

Конечно, механизм употребления обсценной лексики давал положительный результат только при условии табуирования матерщины. При этом, в определённых (даже малограмотных) слоях, матерщина сурово осуждалась, поскольку в ней усматривали хулу на священных лиц (в частности, на Богоматерь). Для ряда слоёв населения употребление матерных слов расценивалось как сугубый грех и строго наказывалось: несовершеннолетние, монашество, священство.

Когда табу на мат снято и "всё дозволено", "аварийные" механизмы традиции не срабатывают. Происходит даже нечто обратное. Перенасыщенность повседневной лексики матерщиной не предотвращает насилие и агрессию, а, напротив, подталкивает к ним. Тот, кому знакомы правила поведения в криминальной среде, знает, что актам агрессии и насилия всегда предшествует там словесный "зачин", который плавно переходит в действие.

Сейчас необходимо осознать, что вопрос о сквернословии непосредственно связан с психологией агрессии. Если ещё недавно попустительство матерщине казалось кое-кому удобной отдушиной, "выхлопом" для социального недовольства масс в условиях экономического стресса, то теперь мы уже имеем дело с качественно иной средой и качественно иной ситуацией. Дальнейшая пассивность по отношению к матерщине и похабщине поведёт не к амортизации насилия, а к его росту.

Этот вопрос тесно связан с безопасностью и здоровьем нации. Здесь необходимы жёсткие и нелицеприятные меры: матерщинники должны быть отторгнуты сферой СМИ и культуры, а бытовое сквернословие, наконец, загнано в административные и уголовные рамки.
Роман Багдасаров, специально для "Русской линии"
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Роман Багдасаров:
Роман Багдасаров: Телеэлита испытывает ненависть к молодёжи
Координатор арт-проекта инициативы "Декалог - XXI" о реакции журналистской общественности на ограничение трансляции "Дома-2"
01.08.2009
Роман Багдасаров: "Нужно поддерживать в обществе правильное отношение к умершим"
Координатор арт-проекта "Декалог-XXI" предлагает поднять на государственном уровне вопрос о необходимости введения светского дня поминовения усопших
29.04.2009
Роман Багдасаров: Русский стиль - это альтернатива американизации
Координатор арт-проекта "Декалог-XXI" призывает восстановить нравственные основы общества и культуры
17.04.2009
Попустительство сквернословию угрожает безопасности граждан
Координатор арт-проекта инициативы "Декалог - XXI" размышляет о проблеме нецензурной брани
23.03.2009
Все статьи автора
"Декалог XXI"
"И восстановление, и преображение общества начнутся с восстановления заповедей Божиих"
Священнослужители о необходимости преобразовать общество по Божьему закону
20.08.2009
Александр Чуев: "Нужно лишать проституцию ее социальной базы"
Известный политик прокомментировал неэффективность борьбы милиции с проституцией
26.06.2009
Протоиерей Александр Новопашин: "Спорт уводит молодежь от пороков"
Новосибирские спортсмены пригласили известного священника на турнир по пауэрлифтингу
24.06.2009
Протоиерей Димитрий Смирнов: Мы будем увещевать алиментщиков и взывать к их совести
Федеральная служба судебных приставов и Русская Православная Церковь договорились совместно добиваться выплаты алиментов и возврата долгов
24.06.2009
Александр Рудаков: "Неэквивалентный обмен - это нарушение библейской заповеди "Не укради""
Координатор инициативы "Декалог - XXI" о понятии "неразделимая безопасность", упомянутом в Итоговом документе IV Всемирного саммита религиозных лидеров
19.06.2009
Все статьи темы
Последние комментарии
Ради этого стоит трудиться!
Новый комментарий от максим поляков
13.12.2019
Полуправда хуже лжи
Новый комментарий от Владимир
27.11.2019
Александр Проханов: «Это день волшебный!»
Новый комментарий от Русский Сталинист
09.12.2019
Возбудить дело против депутата Оксаны Пушкиной
Новый комментарий от Русский Сталинист
11.12.2019
Правда о неправедном развале СССР
Новый комментарий от Русский Сталинист
12.12.2019
Священник-антисоветчик - жалкое зрелище
Новый комментарий от Советский недобиток
06.11.2019
Вторая мировая война началась 14 марта 1939 года
Новый комментарий от Русский Сталинист
14.12.2019