«Отсутствие идеологии - это миф»

0
235
Время на чтение 6 минут

Выйдя из состояния постсоветского карантина, мы стали чаще сравнивать вчерашний день с сегодняшним и задумываться о том, почему мерилом нашей жизни стали деньги. Рубль может дать хорошее образование, жилье, но избавить от душевного дискомфорта не в силах. Чем же может помочь Церковь? На кого равняться молодежи, и какова роль государства в перевоспитании общества? Своим видением ситуации с «АиФ - Саратов» поделился Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин.

Как сердце подскажет

- В минувшее воскресенье православные праздновали Крещение Господне. Одни - в соответствии с канонами, другие - как подскажет сердце. Сегодня многие церковные праздники воспринимаются формально. Как на это смотрит Церковь?

- Я не совсем согласен со словом «формально». Есть люди, которые ходят в храм, исповедуются, причащаются. Для них церковные праздники - значимая часть жизни, и в большинстве своем они понимают их истинный смысл. Есть люди, и их большинство (по разным данным, это от 60 до 80 % населения России), которые в храмы не ходят, а Православие рассматривают как национальную или культурную самоидентификацию. Их представления не только о праздниках, но и вообще о христианстве, бывают самыми причудливыми. Потому что, к сожалению, уже лет двадцать пять наши СМИ потчуют страну оккультизмом разного рода. Но со временем многие их этих людей по-настоящему приходят в Церковь.

- В последнее время в области ведется активное строительство церквей. Насколько это способствует «возвращению» к вере, если учесть, что все мы - из советского прошлого?

- Думаю, что апелляции к советскому времени пора бы уже оставить - прошло больше двух десятилетий.

Активное строительство храмов говорит о том, что у нас есть верующие люди, и храмы им нужны. У Церкви в России нет «заводов, газет, пароходов», коммерческой недвижимости, как в Европе у католической церкви, которая на эти деньги может содержать не только храмы, но и радиостанции, телестудии, университеты, школы... У нас храмы содержат сами себя, поэтому и открываются там, где нужны людям. Что же касается привязки «храмы строят, а нравственность не повышается» - это все равно, что сказать: «мы больницы строим, врачей учим, а больных меньше не становится». Грех - это болезнь, но не тела, а души. И условия, в которых мы живем сегодня, способствуют усилению духовных недугов. В обществе нарастают озлобленность, зависть, нетерпимость друг к другу. Это примета времени, она характерна для всего мира. И Церковь, насколько может, пытается противостоять этому, но не напрямую, а через воспитание своих чад в духе кротости, любви, терпения, милосердия.

Без достойных примеров

- Сегодня много говорят об отсутствии "духовных скреп" между людьми. На кого и на что равняться молодым, если нет достойных примеров?

- Я как архиерей могу ответить, что равняться нужно на Евангелие, и не только молодежи - всем людям. Господь, придя в мир, подал пример, как нужно жить и переносить все, что с нами происходит. Можно равняться на своих родителей, достойных людей старшего поколения. И в истории России, и в нашей сегодняшней жизни есть множество примеров героизма, самопожертвования, самоотверженности. Эти качества становятся все менее востребованными, а точнее, они не популяризируются в обществе и о них постепенно забывают. Верующий человек - это на самом деле не тот, кто ходит в храм и ставит свечи, молится утром и вечером и даже умеет читать по-славянски. Это человек, который исполняет евангельские заповеди, потому что по слову апостола, вера без дела мертва. Тогда он становится не только христианином, но и просто хорошим, добрым человеком, с которым приятно находиться рядом. Именно поэтому Церковь, не занимаясь напрямую воспитанием масс людей и не подменяя собой идеологию, больше всех в истории повлияла на облагораживание человеческих нравов, условия человеческого общежития. Если мы и сегодня сможем так сделать, это и будет общественно-полезная часть служения Церкви.

Запрет - не указ

- А запретительные законы государства (например, табу на курение в общественных местах или продажи алкоголя в «сухие» дни), на Ваш взгляд, способствуют перевоспитанию общества?

- Нет, но они помогают сдерживать многие отрицательные явления. Задача государства - создавать условия для того, чтобы люди могли жить достойно. Как сказал один известный русский философ, государство существует не для того, чтобы превращать земную жизнь в рай, а для того, чтобы помешать ей окончательно превратиться в ад. Запреты на курение в общественных местах, продажу спиртного в определенные дни - это особенно важно в отношении детей и подростков: по крайней мере, они будут видеть меньше дурных примеров.

- Еще одно негативное явление жизни - коррупция...

-Коррупция - проблема, которая была всегда, и не только в России. Помните известный ответ Карамзина государю Николаю Павловичу на вопрос, что делается в Российской Империи? - «Воруют, Ваше Величество...». Единственная система, которая может резко противостоять коррупции, это тоталитаризм. Но тут уж приходится выбирать... Помните Бродского: «Ворюга мне милей, чем кровопийца»? Наверное, полностью решить эту проблему невозможно, но можно уменьшить ее проявления. Хочется верить, что те меры, которые сегодня принимаются, дадут какой-то результат.

- В Омске служители Церкви и правопорядка минувшим летом подписали соглашение о совместном противодействии негативным тенденциям - терроризму, экстремизму, наркомании и т.д. Этот опыт приемлем для нашей области?

- В наше время часто подписываются разного рода соглашения. Но, допустим, когда мы подписываем соглашение с министерством соцразвития о взаимодействии в области социальной помощи неимущим, инвалидам, организации летнего отдыха детей - это реально действующий документ. А как Церковь будет противодействовать терроризму? На мой взгляд, такое соглашение - больше «декларация о намерениях». Не надо самообольщения: голос Церкви значим только для церковных людей. Для них самый главный авторитет - слово Божие (Евангелие), затем - слово священника. А если человек относится к Церкви теплохладно или негативно, - что изменится для него от наших призывов? От того, что его убеждают бросить пить, курить, воровать и т.д.? Самая плодотворная, результативная деятельность - это ежедневная, очень тихая, работа Церкви ради спасения людей. Вообще, работа с людьми - всегда индивидуальная. Строем давно никто не ходит, тем более, к лучшей жизни...

- Может ли священник быть депутатом, и с какими профессиями сан несовместим?

- Каноны Церкви не просто не одобряют, а запрещают для духовенства участие в политической деятельности. И в целом, по традиции Русской Церкви, ни одна из профессий с саном несовместима: служение священника требует, чтобы человек посвятил себя ему без остатка. На Западе, где православная паства невелика и зачастую не очень состоятельна, где храмы не могут содержать себя, иногда священники подрабатывают - рабочими, учителями. Тут надо смотреть, насколько та или иная профессия согласуется с христианскими убеждениями.

Молодежь идет в храм

- Насколько сегодня востребовано духовное образование у молодых? Много ли тех, кто в семинарию приходит после школьной скамьи?

- Люди по-разному приходит к Богу. Очень сложно вывести какие-то закономерности. Но основная масса семинаристов - ребята, окончившие школу или вуз. На заочном секторе обучаются люди более старшего возраста, как правило, семейные, многие с высшим образованием. Тех, кого интересует духовное образование, становится больше уже потому, что увеличивается количество храмов - действует закон больших чисел.

Молодежь эта отличается от сверстников, скажем, 1970-х годов. Иногда, к сожалению, не в лучшую сторону: у нас практически уничтожено школьное образование, дети растут в компьютерном мире, они не умеют и не любят читать. Сегодняшней молодежи очень трудно, в большинстве своем она более инфантильна, чем мы в свое время, поэтому более неустойчива перед соблазнами и искушениями.

- Почему в нашем обществе такая разобщенность? Почему многие живут по принципу: моя хата с краю, ничего не знаю?

- То, что у нас сегодня нет идеологии - это миф. Идеология общества потребления гораздо более развита и эффективна, чем коммунистическая. А разобщенность - ее следствие, отличительная черта, поэтому никто никого не хочет слышать. Сегодня, по сути, общность людей возникает только в храме, там, где существует нормальная приходская жизнь. В приходе человек приучается к тому, какими должны быть правильные взаимоотношения между людьми. Больше сегодня этому не учат нигде.

Аргументы и факты - Саратов. № 4 (991). 22- 28 января 2014 г.

Беседовала Татьяна Волченко

http://www.eparhia-saratov.ru/pages/otsutstvie-ideologii-eto-mif
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин (Корчагин)
Все статьи Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин (Корчагин)
Татьяна Волченко
«Наша война - это война за духовное спасение»
Игумен Нектарий - о суицидах, достатке и Живом Журнале
23.11.2012
Все статьи Татьяна Волченко
Последние комментарии
Победи себя – будешь непобедим!
Новый комментарий от С. Югов
26.04.2024 18:08
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Игорь Бондарев
26.04.2024 18:06
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от С. Югов
26.04.2024 17:17
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
26.04.2024 16:38