Новостные ленты все чаще пестрят заголовками о детских суицидах.
Почему многие из нас уже не реагируют на эту страшную тенденцию? По кому
звонят колокола открывающихся храмов, и на чьих плечах лежит
ответственность за создание механизмов саморегуляции общества?
На эти и другие вопросы корреспонденту «АиФ - Саратов» ответил игумен Нектарий.
Бита - не панацея
- Кривая статистики детских суицидов из года в год неуклонно
ползет вверх, но, как ни странно, у большинства из нас не вызывает
обеспокоенности. Почему школьники сводят счеты с жизнью?
- Потому что дети особенно уязвимы. Человеку необходим стержень, то, что
сообщает целостность его жизненным взглядам, ценностям, стремлениям.
Без этого как? Слишком много пугающего вокруг, ранящего душу. В идеале
таким стержнем должна быть вера в Того, Кто создал тебя и привел в этот
мир, потому что с верой все обретает свой подлинный смысл - и радости, и
скорби, и то, что делает тебя счастливым, и то, что заставляет
страдать. В советском обществе роль стержня играла идеология. Она была
несовершенной, во многом ущербной, но она была! На нее можно было
опереться, она выстраивала определенным образом отношение человека к тем
явлениям, столкновение с которыми обычно особенно болезненно, она
давала свои - пусть, опять же, несовершенные - ответы на разные
непростые вопросы.
Сегодня нет даже этого. Но взрослый человек все-таки в большей степени
защищен. Возможно, он хранит в себе память о том, уже далеком, советском
прошлом. Возможно, он, относясь к жизни всерьез, обратился наконец к
Богу, Который дал ее ему. А ребенок? У него нет еще никакой базы - ни
идеологической, ни религиозной, он особенно хрупок и уязвим.
Посмотрите на нашу жизнь... Разве вы не знаете сами, как это бывает: идешь
по улице и чувствуешь тревогу и страх, потому что неспокойно и немирно
время, в которое мы живем. А для ребенка такой улицей является весь
окружающий мир. И никто не учит его, как в этом мире выжить - не просто
научиться давать отпор, а обрести любовь и уверенность. Огромную роль
играет социальное расслоение - сколько детей рождается в неблагополучных
семьях, семьях с низким материальным достатком. Но даже в этих семьях
есть телевизор. Что там показывают? Роскошную жизнь, яхты, которые стоят
дороже, чем многоквартирный дом, в котором живут эти дети, сверкающие
лимузины. И они понимают, что в их жизни этого всего не будет. Доходы
семьи не позволят получить достойное образование, что отрежет путь к
социальным лифтам. Что остается? Взять бейсбольную биту и разбить
кому-нибудь голову? Или раздобыть какую-нибудь дрянь, наглотаться ее,
накуриться и оказаться на больничной койке. Или наслушаться доводящей до
исступления, окончательно отбивающей желание жить музыки, подняться на
крышу дома и прыгнуть вниз. Все это мы видим. А причина - во-первых,
безверие большинства, во-вторых, преступное безразличие к тому, что
происходит с нашими детьми.
Молчание - золото?
- Говоря о роли телевидения, нельзя умолчать о резонансном
«деле Пусси Райот», породившем волну последующих провокаций. Зачем этот
инцидент вынесли на всеобщее обозрение?
- На мой взгляд, победа в этой ситуации могла быть достигнута скорее
молчанием. Церковь не медийная империя, и верующие люди в большинстве
своем не являются профессионалами экстра-класса по ведению
информационных войн. Да они и не должны таковыми быть. Поэтому нет
ничего странного в том, что мы порой проигрываем на этом поле. Наша
война - это война за духовное спасение. Я считаю, что в этом случае, по
большому счету - пустяковом, лучше было бы промолчать, а не раздувать
инцидент в столь громкое «дело». Но эта хулиганская и мерзкая выходка
сработала, словно укол, попавший точно в нерв всего нашего «организма» -
не церковного, а общегосударственного. Делать гадости вообще просто и
выгодно: это не требует особой подготовки, таланта, усилий. Вспомните,
как говорила старуха Шапокляк: хорошими делами прославиться нельзя. И
разве чудно, что у этой милой бабули столько последователей?
Акция в Храме Христа Спасителя - это показатель состояния не Церкви, а
нашей государственности в целом. В советские времена подобная
«арт-группа» уже после беспредела в Зоологическом музее была бы
направлена на принудительное лечение. И зная эту суровую реальность,
мало кто на такие омерзительные выходки решился бы отважиться.
- Одни спиливают Поклонные кресты, другие строят новые храмы.
Недавно в СГУ презентовали кафедру теологии и религиоведения; в школах
ввели 32-часовой курс «Основы религиозных культур и светской этики».
Зачем в наше время «кулаков и локтей» учение о смирении и послушании? Не
опоздали ли мы с духовным оздоровлением общества?
- Иными словами, не поздно ли спасать утопающего, когда он тонет?
Конечно, нет. Локти с кулаками неэффективны. Они не действуют на
протяжении всей нашей жизни - приходит старость, а с ней слабость и
болезни. А жить надо не только сегодняшним днем. Но как жить? На этот
вопрос можно получить ответ и на кафедре теологии, и на курсах по
основам православия, если, конечно, действительно искать его.
Палка о двух концах
- Почему сама Церковь не отстаивает свои убеждения на
политической арене? Насколько вероятно присутствие священника в
законодательном собрании?
- Согласно существующим нормам, представители духовенства в
исключительных случаях могут избираться в законодательные органы, но не
от партии, а самостоятельно, с разрешения Священного Синода. Пока таких
прецедентов не было и очень надеюсь, что не будет, потому что дело
священника - заниматься не политикой, а духовным окормлением паствы.
Депутат ведь не займет место духовного наставника в церкви, если тот
уйдет в думу. Каждый человек должен заниматься своим делом.
- Но как бы ревностно Церковь ни относилась к сложившимся
устоям, она все чаще прибегает к мобильным средствам информации, имеющим
воздействие на социум. Что вас подтолкнуло к созданию Живого Журнала?
- И телевидение, и Интернет, и мобильный телефон - это палка о двух
концах. Вопрос в том, для чего они нужны человеку. Возможно, без них
соблазнов станет поменьше. Но движение к греху либо добродетели будет
совершаться иными способами. Вопрос не в Интернете и телефонах, а в
направлении развития общества. В Японии, например, с детства ребенку
говорят, что воровать стыдно. Так же стыдно, как ходить по улице
раздетым или прийти на работу вымазанным в грязи. А вы понимаете, что
такое для японца позор... И преступлений в этой стране с численностью
населения в 120 миллионов совершается меньше, чем в Саратовской области.
Да, мы с японцами - разные, но это не значит, что такие механизмы не
могут работать у нас. У нас сейчас практически нет вещей, вызывающих
стыд. Единственный фактор, регулирующий нашу жизнь - это деньги. Если
они у тебя есть, ты уважаем, если нет, ты никто. Какое общество может
созидаться под воздействием этого фактора, как вы думаете?
А по поводу Живого Журнала... Мне кажется, это очень хорошее подспорье
для любого пишущего человека. Там можно увидеть непосредственную реакцию
читателей на твои тексты, с кем-то подискутировать и в результате либо
утвердиться в своем мнении, либо подкорректировать его...
Досье: Игумен Нектарий (Морозов) родился в 1972 г. в Москве. В
прошлом - журналист, работал в еженедельниках «Аргументы и факты»,
«Общая газета». В 1999 году принял монашеский постриг на Московском
подворье Свято-Троице-Сергиевой Лавры. В настоящее время живет и служит в
Саратове, настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя
печали» и храма Святых первоверховных апостолов Петра и Павла,
председатель Совета Русского военно-патриотического клуба «Патриот».