itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

«Поздравление» от Гельмана

Гельмантоз или, Как России избавиться от гельманов 
0
505
Время на чтение 4 минуты

Очередная скандальная выставка галереи Гельмана была кощунственно приурочена к православному празднику Рождества Пресвятой Богородицы. Поздравили, так сказать.... Но дело не столько в этом, как и в том, что не обошлось без «пуськиного следа»- святые были изображены в балаклавах, на одной картине было с намеком намалевано: Free (под заказ, не иначе). Поясним, для тех, кто не был и не знает: выставка мало до того известной художницы родом из Перми Евгении Мальцевой явила миру ее «творческое» прочтение знаменитых православных икон. Увеличенные изображения Троицы, Спасителя, Божией Матери в мрачном, черно-желтом цвете способны скорее напугать, если вдруг приснятся ненароком. Что ж, в галерее Гельмана подобные эксперименты со святынями не редкость. И то, что каждый раз экспозиция сопровождается скандалами и протестами со стороны нормальных людей - это тоже не новость. Московская публика всего навидалась: и коллажи, и постановки немыслимых в сочетании предметов поклонения верующих- с плакатами, изображениями животных, и невесть с чем еще. К сожалению, ни самого Гельмана, ни пригретых им мазил, ни сдвинутых завсегдатаев этих вернисажей время ничему не учит. Может, хоть чему-то научат правовые меры, которые готовятся в связи с эпидемией кощунственных выходок, развернувшейся в последнее время. На сознательность и добропорядочность, увы, надеяться не приходится. Казалось бы, все ясно. Но это нам с вами ясно, уважаемый читатель. Мы, вроде, здравомыслящие люди. А на кого рассчитаны такие пассажи из выставочного буклета: «Создание этого ряда отражает радикальное движение от экзистенциальной самоотверженности к метафизической. Надо обладать ответственностью и дисциплиной, чтобы формулировать в сегодняшних условиях «умозрение в красках», где вместо красок - скупые пропорции битума, лаков и золота. Новые иконы Мальцевой не могут не воздействовать: революционными визуальными решениями, яростной экспрессией в сочетании с холодной ясностью; личной, продуманной мотивацией... В отличие от акции Pussy Riot это отнюдь не провокация. Это свежая и смелая, горячая и горькая, тревожная и трепетная попытка разобраться разом с двадцатью веками христианской изобразительной традиции...»

Прошу прощения за длинную цитату. Но как закручено! И с литературой по теме не поленились ознакомиться, по крайней мере, с обложкой. И какая смелость (чтобы не сказать больше) -разобраться сразу с двадцатью веками традиции! Все это время гениальные христианские изографы и богословы только и ждали, когда, наконец, придет Евгения Мальцева и скажет свое веское слово. Да, «Революционный держите шаг», видно, откуда художница черпала вдохновение. Из резервуара великого Ниспровергателя, не иначе.

Расцвеченный цветистыми эпитетами и витиеватыми словосочетаниями данный пассаж призван придать скандальному мероприятию некую эстетическую утонченность: и мы, дескать, не лыком шиты.

Приходится признать, что свобода творчества для ряда деятелей современной культуры означает отнюдь не только движение к совершенствованию мастерства, поиску нового при бережном сохранении достигнутого. Нет, круши и бей, жги и рушь! Сбросим с парохода современности!

Приходится напоминать азбучные истины. Икона-это окно в небо. Это молитва в красках, путь восхождения к Первообразу. Икона-это предмет благоговейного почитания. Перед ней верующие изливают свои лучшие чувства, через святые иконы мы просим покрова и защиты вышних сил. И нередко получаем. Обращаться со святыней, тем более-самовольно менять что-то в ней можно только с величайшей осторожностью. Недаром во все времена иконописцы приступали к написанию очередного образа только после продолжительного поста, и сопровождали свой труд молитвой. Что представить зримые образы мира горнего, надо самому неустанно стремиться к бесстрастию.

Но наши современные рукодельцы все это выносят за скобки. Икона для них-бессловесный обьект для творческих поисков: захотел-черным намазал, захотел-что-то налепил. Краски и дерево все стерпят. Где же граница творческих исканий?

Она проходит там, где перед новонаписанным образом хочется молиться. А от работ Мальцевой хочется бежать куда глаза глядят, а не молиться перед ними. «Понятно, что современному авангардному искусству по его собственным представлениям о мире и своем месте в нем, что называется, "везде можно",-пишет в «Российской газете» и авторском блоге Елена Яковлева. - «Не только в Зоологический музей с публичными соитиями и с курицей известно куда, но и на амвон прыжком, и задом к алтарю. Но это "можно", не будем забывать, содержится только в головах у представителей этого искусства - и мейнстримовских, и маргинальных. К очевидности оно не имеет никакого отношения.

Другие головы ( и, судя по соцопросам, их большинство) такую полную растабуированность не содержат. Нормы культуры, как русской, так и любой достоуважаемой и наличествующей в России, также.Поэтому не приходилось сомневаться, что деятели такого "искусства" (неважно, "после" оно или "до") однажды "напорются".

Всяк, кто к богословию не всуе прикасался, знает несколько "по жизни" важных канонов. Один из них: не понесешь малые тяготы, получишь большие. Не понесешь табу общества - получишь табу тюремного сообщества.

Блестящая дразнилка бродит по консервативной части блогосферы - сторонников Pussy Riot называют "Иуда Пуссириот".

Ну раз уж вы рветесь, как Евгения Мальцева, в новые апостолы и богословы, то вот вам уже и место приготовлено - Иуда Пуссириот», зключает автор статьи.

Кстати, хочется напомнить, что Бог поругаем не бывает. История Церкви знает немало случаев, когда ниспровергатели крестов и разрушители храмов теряли рассудок и погибали в мучениях. Когда святотатцы претерпевали увечья, когда род кощунников прекращался. Хоть чему-то научиться надо. Или в Иуды Пуссириоты захотелось?

Марина ВАСИЛЬЕВА

http://www.radonezh.ru/analytic/16939.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Марина Васильева
Все статьи Марина Васильева
Гельмантоз или, Как России избавиться от гельманов
Над русским регионом, судя по всему, просто издеваются
Трансгуманистская презентация Калужской области на выставке ВДНХ
15.01.2024
Анти-культурный мусор Калужской области
Ещё один акт кощунства – глумление над святыми образами
08.08.2023
Вавилонская башня Калужской области
Органы власти и центральные СМИ продолжают насаждать антирусскую «культуру»
21.07.2022
Официозное глумление над страной под названием «новая культура»
«Современное искусство» в Никола-Ленивец и в центре Москвы, и на всю страну
26.07.2021
Воровать можно дальше и больше
Признанный виновным решением суда по «делу реставраторов» Михаил Миндлин благополучно продолжает руководить Центральным музеем имени Андрея Рублева
01.12.2017
Все статьи темы
Последние комментарии