Недавно по радио «Радонеж» выступала известная русская писательница Алина Яковлевна Чадаева. Ее творчество посвящено малоизвестным страницам русской истории, трагическим судьбам членов Императорского дома Романовых. В поисках документов и материалов она изъездила всю страну от Пскова и Архангельска до Чукотки и Сахалина. В последние годы Алина Яковлевна пишет о забытых жертвах Алапаевской трагедии.
Первая из ее книг на эту тему повествует о великом князе Константине Константиновиче. Сегодня в русскую историю имя К. К. Романова вписывается заново. Внук императора Николая I, сын генерал-адмирала русского императорского Флота Константина Николаевича Романова, он был незаурядной личностью. «Слуга царю - отец солдатам», создатель уникальной педагогики для военных учебных заведений, многолетний Президент Академии наук, знаток языков, живописи, музыки, он оставил прекрасные стихи и драму «Царь Иудейский». Господь не дал ему увидеть, как трое его сыновей - офицеров, награждённых за храбрость именным оружием и орденами - князья Игорь, Константин и Иоанн, взойдут на свою Голгофу - в шахте под Алапаевском.
Это случилось на 18-е июля 1918 года, почти одновременно с расстрелом Царской семьи. Их, мальчиков, Великую княгиню Елизавету Фёдоровну с инокиней Варварой, Великого князя Сергея Михайловича Романова с секретарём Фёдором Ремезом, юного поэта и блестящего офицера князя Владимира Палея 1), сосланных в уральский городок Алапаевск, завязав глаза, вывезли ночью к заброшенной шахте и сбросили туда живыми. В 1981 г. Определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Заграницей все они, помимо Федора Ремеза, были причислены к лику святых. Федор Ремез, секретарь Великого князя Сергея Михайловича, добровольно последовал за своим шефом в ссылку и вместе с ним принял мученическую кончину. Останки Алапаевских мучеников были погребены в местном соборе, позднее их перевезли в Пекин, где похоронили в склепе церкви преп. Серафима Саровского.
Князю Владимиру Палею посвящена вторая книга Алины Чадаевой. Третья - повесть «Лествица великой княгини Елизаветы Федоровны». Четвертая, последняя, вышедшая в этом году, рассказывает историю жизни великого князя Сергея Михайловича.
- Я работаю над темой «Подвиг Алапаевских мучеников» с 2005 г. - рассказывает Алина Яковлевна.- За это время вышло четыре книги. Полагаю, я выполнила свой долг перед этими святыми.
- Все они разные люди, - продолжает писательница, - И, тем не менее, их связывала тема Кавказа. Первая глава моей книги о великом князе Сергее Михайловиче так и называется: «Кавказские пленники». Кавказ в разное время пленял Пушкина, Лермонтова, Толстого. Сергей Михайлович сам родился на Кавказе, в Боржоми. Великий князь Михаил Николаевич, его отец, 25 лет прослужил наместником Государя Императора в кавказском регионе. А Михаил Александрович, сын Императора Александра II, командовал Дикой дивизией, составленной из горцев, в 1916 г. Видите, как все переплетено!
-Хочу поведать о той благодати, которая была обретена мною. 23 февраля в моем доме замироточила икона святого князя - мученика Владимира Палея, работы мастера Андрея Авдеева. Икона выполнена в технике горячей эмали, которую при температуре 800 градусов послойно наносили на медную дощечку. Князь изображен в офицерском мундире, с крестом в руке. Утром я к иконе подошла, гляжу -она вся покрыта маленькими точками. Эти точки слились - и вот из-за плеча мученика густой струей течет миро. Бывший игумен монастыря «Ганина яма» иеромонах Амвросий, когда был в Москве и остановился у меня, наблюдал это.
-В Алапаевском заточении, на краю гибели, князь Владимир Палей работал над драмой о Лермонтове. Он и великий князь Сергей Михайлович жили в одной комнате и сдружились, несмотря на 20 лет разницы. Сергей Михайлович был человек застенчивый, одинокий, он не был женат и не имел детей. Всю свою жизнь посвятил балерине Матильде Федоровне Кшесинской. Она же, к сожалению, его не любила, вышла замуж за великого князя Андрея Владимировича и родила сына. Сергей Михайлович очень любил этого мальчика. В бурные дни 1917 г. он был задержан в Ставке, где до этого находился по своим обязанностям генерал -инспектора артиллерии, и не мог выехать в Петербург. Он очень беспокоился о судьбе Матильды-Мали, как он ее называл - и ее сына, потому что не мог быть с ними и защитить их. Князь Палей в своих письмах к матери подчеркивал высокие душевные качества Сергея Михайловича. И я думаю: а может быть, мироточение - это знак благодарности этих святых людей? Я каждого из них любила, и вместе с каждым восходила на Голгофу и умирала, хоть это, может, звучит выспренно.
- В Чердыни, на конференции, я поставила вопрос о канонизации всех Алапаевских мучеников. Там присутствовали пять священнослужителей. Мне ответили: нужно, чтобы чудеса были зафиксированы. Но я уже знаю, что были чудеса по пути следования святых останков в Пекин. И вот еще один факт: мироточение в моей квартире. Разве не чудо? И оно не должно оставаться втуне!
В беседу включается еще один участник передачи, писатель Владислав Краснов, писатель и общественный деятель, живущий в США, где он возглавляет созданное в 1992 году Общество Русско-Американской дружбы «Добрая Воля». Владислав Георгиевич родился в Перми, и радиослушателям известен как автор книги «Пермский крест».
-Для нас главное-восстановление исторической правды, - говорит он. - Мы вовсе не зацикливаемся на Романовых, на истории этого рода. Просто Сергей Михайлович - это фигура, которая могла остановить начавшееся сползание России в пропасть тоталитарной диктатуры. Это был государственный деятель крупного масштаба. У него был верный слуга, Брайан (Николай Николаевич) Джонсон. Он также погиб вместе с ним. И наш долг - прославить не только князей, но и простых людей.
- Алексей Михайлович, - продолжает Алина Яковлевна, - будучи в Ставке, наладил производство 12-дюймовых пушек и поставки снарядов для русской армии. Эти пушки стали основой нашей артиллерии в 1941-45 гг. Но в 1917 г. его труды успеха России не принесли. Армия разложилась, началось дезертирство, массовое братание с неприятелем. А после знаменитого «приказа номер один» командование в армии было отменено, и введены Советы солдатских депутатов. Лодку раскачали, и она перевернулась. Мы проиграли войну.
-Я ставлю в каждой из своих книг об Алапаевских мучениках один главный вопрос: что же произошло? В библиотеке Фонда «Русское Зарубежье» нашла сборник 1934 года издания. Кого там только нет! Воспоминания Бискупского, Лукомского, Брусилова, Деникина и многих других. Деникин и протоиерей Георгий Флоровский в своей книге «Пути русского богословия» недоумевали, что случилось с русским народом, который всегда был богоносцем? Солдаты уже не были « бравыми ребятушками», как в суворовские времена. Религиозность в армии стремительно падала. Прежде фигура Царя была священной, триада «Бог-Царь- Отечество» - нерушимой. В годы, предшествовавшие революции, эта связь распалась. Солдаты вообще не знали, за что они воюют. А крестьянство жило в темноте - религиозной, политической. В идеале Царь должен был бы провести референдум, посоветоваться с народом, нужна война или нет. Уверена: войны можно было избежать. Два государя, Вили и Никки, родственники по крови, вполне могли бы договориться. Этого не произошло. И что мы получили в результате?
- Хочу подчеркнуть, что я не монархистка. Монархия, по моему мнению - это утопия. Я не следую распространившейся сейчас моде. Моя цель - восстановить ведущие ориентиры русской истории. Надо вспоминать не только Минина и Пожарского, но и оставшихся безвестными людей, законопослушных, преданных Родине. Предельно порядочных, тех, кто предпочел смерть - утрате чести.
В Джорданвиле написана икона святых Алапаевских мучеников. Мне хотелось бы заказать такую икону мастеру Андрею Авдееву. Считаю, что она обязательно должна быть в нашей Церкви. Святые мученики Алапаевские, молите Бога о нас!
Подготовила Марина ВАСИЛЬЕВА
Использованы материалы сайта Императорского православного палестинского общества site.ippo@gmail.com.
__________________________________________________
1.Погибший вместе с другими 18 июля 1918 г. в Алапаевске князь Владимир Палей родился 9 января 1897 г. в Санкт-Петербурге. Он был сыном Великого Князя Павла Александровича и внуком Александра II. Служил поручиком в Лейб-Гвардии Гусарском полку, писал стихи.