«…Бремя Мое легко»

0
210
Время на чтение 4 минуты

Помню слова одного человека: «Мне кажется, что я хожу в храм по привычке». Меня поразила эта мысль, хотя в ее появлении, пожалуй, нет ничего удивительного: наверное, каждый рано или поздно задается вопросом, не формальна ли его жизнь в Церкви.

В прошлом номере газеты мы беседовали с благочинным Юго-Западного округа протоиереем Александром Писларем о том, почему некоторые люди, делая свои первые шаги в храме, ограничиваются исполнением обрядов. В этот раз мы продолжаем разговор с батюшкой о схожей проблеме: говорим уже о тех, кто пришел в Церковь и остается в ней. Человек регулярно посещает богослужения, приступает к Таинствам, молится дома - но это лишь соблюдение форм церковной жизни.

- Формализм - духовная болезнь людей, находящихся именно внутри Церкви,- говорит отец Александр.- В жизни христианина формализм проявляется в исполнении внешних правил без совершения внутреннего духовного труда. То есть это сознательный выбор более легкого, но на самом деле ложного пути. Он возвращает человека в ветхозаветное, безблагодатное, состояние - как будто еще не пришел в мир Спаситель и мы не имеем возможности ощутить на себе действие благодати Божией; как будто через делание закона можно оправдаться перед Богом. Выполнять внешнее всегда проще, чем идти трудным путем самоотвержения и покаяния. Слова Христа: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мф. 16, 24) - обращены лично к каждому из нас на всякое время нашей жизни. Но зачастую люди отказываются откликаться на этот призыв, вступая на путь некоего замещения истинной духовной жизни - путь внешнего делания. Вначале это беспокоит совесть, голос которой человек стремится заглушить более тщательным, а иногда даже избыточным исполнением опять же внешних правил - строгий пост, сугубые молитвенные бдения и так далее. В такой избыточности он находит удовлетворение, уже искаженное. Внешнее делание становится предметом гордости, которая со временем приводит к духовному нечувствию. Ложное ощущение духовного благополучия закрывает для человека путь к Богу через покаянное очищение. Опасность формализма как раз и заключается в том, что он со временем неизбежно порождает еще более тяжелое духовное состояние - фарисейство, верными признаками которого являются превозношение над ближним и отсутствие покаянного чувства. На какой бы ступени духовной лестницы ни находился человек, его духовная жизнь всегда может подвергнуться искажению. Поэтому должно постоянно всматриваться в свое сердце, помня слова Спасителя: берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие (Лк. 12, 1). Необходима ежедневная, кропотливая, а порой и кровопролитная борьба с собственными грехами, очищение сердца, чтобы оно действительно стало способным открыться для действия благодати Божией.

А еще мне хотелось особо поговорить с батюшкой о молитве, которая является для христианина орудием в этой духовной брани и одновременно щитом. Когда человек вычитывает молитвенное правило, механически произнося слова, и зачастую не прилагает даже ума, то такое обращение к Богу в данном контексте вряд ли требует обсуждения. Оно вполне укладывается в понятие формализма, которое мы дали в самом начале разговора. А вот можно ли быть формальным при внимательной и сосредоточенной молитве?

- Это тонкий вопрос,- отвечает отец Александр.- Человек может действительно тщательно выполнять молитвенное правило и при этом оставаться в рамках формальности. На мой взгляд, здесь уместно вспомнить слова митрополита Антония Сурожского о том, что молитвенное обращение к Богу должно быть стремлением прорваться к Нему через все духовные преграды. Это и рассеянность на молитве, и борьба с помыслами, которые начинают одолевать человека, и весь тот гнет противодействующих христианину сил, который буквально опускается на него, если молитва действительно искренняя. Именно через этот подвиг преодоления совершается настоящее духовное молитвенное делание.

Однажды я прочитала высказывание афонского монаха Ефрема Катунакского, что нужно молиться так, как будто Христос пришел на землю, совершил Суд и уже уходит. «Представь, как ты закричишь Ему вслед... Вот так и молись»,- говорил старец. У кого-то из подвижников благочестия есть еще такие слова: «Молитесь так, как будто это последняя молитва в вашей жизни». Отец Александр считает, что такое стремление к идеалу, который, может быть, и недостижим сам по себе, помогает человеку правильно настроиться на молитву.

Главная причина возникновения формализма, по мнению моего собеседника, заключается в отказе от истинного покаяния, который в конечном итоге приводит к искажению веры. Показателен пример ветхозаветных фарисеев, людей, которые знали закон Божий лучше, чем все остальные верующие. И тем не менее они в Иисусе Назарянине не узнали Мессию - Того, Кого ждал весь человеческий род. «Разве это не искажение их веры? - говорит отец Александр.- Так же может произойти и с христианином».

...А еще, мне думается, в основе всего нашего очерствления, лености, стремления идти более легким путем лежит недостаток любви к Богу. Именно из-за недостатка благодарной сыновней любви ко Христу нам тяжело следовать за Ним, тяжело и страшно с Ним распинаться, даже в ежедневных мелочах, когда надо всего-навсего потерпеть какие-то неудобства или непонимание ближних. В нашем сердце не хватает любви даже и для того, чтобы просто говорить с Богом. Святитель Игнатий Брянчанинов, епископ Кавказский, писал: «Таково свойство любви! - она непрестанно памятует о любимом и непрестанно услаждается именем любимого. Имя Господа - паче всякого имени: оно источник услаждения, источник радости, источник жизни» (еп. Игнатий Брянчанинов БП-252). Нам неимоверно трудно подобное предстояние. Но: Входите тесными вратами,- призывает нас Спаситель.- ... Потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь» (Мф. 7, 13-14). Как пишет Евфимий Зигабен в своем Толковании Евангелия от Матфея, добродетель тяжела по причине тяжести трудов, а легка по причине воздаяния за нее; ожидание будущей радости смягчает и уменьшает ощущение скорби.

И только тот, кто честно понес труды ради Царствия Небесного, сможет познать истину слов Господа: Иго бо Мое благо, и бремя Мое легко есть (Мф. 11, 30). Бремя легко - ради надежды на вечные блага.

Фото Дениса Каменщикова

Опубликовано на сайте Православие и современность

http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=11055&Itemid=3
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Инна Стромилова
Все статьи Инна Стромилова
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 16:34
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
26.04.2024 16:34
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Советский недобиток
26.04.2024 16:26
Научные заслуги Ильина перечёркиваются его политическими заявлениями
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 16:19
Почему рядом с Николаем II было мало выдающихся государственных людей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
26.04.2024 16:11
Не геометрические ребусы, но свидетельство о молитвенном опыте
Новый комментарий от Павел Тихомиров
26.04.2024 15:59
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Павел Тихомиров
26.04.2024 15:49