Залог свободы и верности

Часто можно услышать от людей, которые никак не могут переступить порог храма или побороть какую-то пагубную привычку, что у них не хватает силы воли. А что такое сила воли с духовной точки зрения? Можно ли ее воспитать и как, рассуждает игумен Нектарий (Морозов).

Бросить тяжелые сумки?

Всё, что касается жизни духовной, имеет определенные аналоги в сфере физической, даже бытовой. Бывает, что нет у человека сил, чтобы прочитать домашнее молитвенное правило или пойти на богослужение. Что с этим делать? А что делать, если нет сил нести из магазина сумки с продуктами? Бросить эти сумки? Найти кого-то, кто их отнесет домой за вас? Просто отказаться от покупок? Ясно, что выход один - все-таки донести их и в ближайшее время начать заниматься физкультурой, чтобы укрепить мышцы и не испытывать впредь подобных проблем. Приведенный мною образ - самый простой, но тем он очевиднее.

Дело в том, что каждая из присущих человеку сил - будь то сила его рук, ног или же сила воли - может определенным образом укрепляться, а может, наоборот, сводиться к какому-то ничтожному минимуму. Но если с руками и ногами всё понятно, то с силой воли - намного сложнее. И одновременно проще, так как никаких спортивных снарядов для ее укрепления не требуется.

Мы укрепляем силу воли тогда, когда себя к чему-либо понуждаем. Даже для человека с расслабленной волей все равно есть вещи посильные - в частности, элементарная самодисциплина. Например, есть три раза в день, пусть даже с двумя чаепитиями между приемами пищи, но не десять раз в любой момент, когда захотелось полакомиться. Вставать сразу после того, как прозвонит будильник, а не лежать в постели «еще 5 минут», все равно не засыпая и теряя время. Это ничтожные усилия, но они выводят волю из состояния паралича. Когда человек начинает себя понуждать на подобного рода простые и необходимые действия, его воля получает некую базу для того, чтобы укрепляться и служить уже более серьезным задачам.

Ну а дальше нужен поступательный труд: я понудил себя сначала на что-то совсем простое, потом - на что-то чуть более серьезное. И этот труд приводит к весьма ощутимым результатам. Не говоря уже о том, что если человек это делает не только ради удобства жизни или достижения каких-то земных целей, но и для того, чтобы таким образом иметь силы хранить верность Богу и угождать Ему, то, безусловно, в этом и Господь будет помогать. И в ответ на человеческое малое усилие Его помощь будет неизмеримо большей.

То есть сила воли - это помимо всего прочего и конкретный выбор в каждой конкретной ситуации. Возможно, именно этим объясняется тот факт, что человек, который в каких-то глобальных ситуациях проявляет себя решительно, в таких мелочах, как вставание без промедления по будильнику или воздержание от лишних приемов пищи, неожиданно оказывается безвольным. Мы постоянно забываем о том, что в значительной степени зависим от собственных навыков. Нам все время кажется, что мы будем всегда такими, как есть. Но на самом деле человек постоянно движется между «плюсом» и «минусом». Опять-таки, если обратиться к физической плоскости нашего бытия, можно вспомнить массу примеров, когда люди рождаются крепкими, сильными, но умудряются совершенно разрушить свое здоровье и эту крепость нездоровым образом жизни, а слабенькие и хиленькие от рождения, занимаясь спортом, спустя какое-то время превращаются просто в богатырей. То же самое в духовном плане. Когда у человека появляется навык к самопреодолению - не насилию над собой, а поступательному труду шаг за шагом - это для него становится, как ни странно, естественным. Хотя раньше могло казаться совершенно невыносимым, немыслимым.

Делай «раз» или Упражнения на силу воли

Мы говорим о том, что сила воли может воспитываться. Возникает закономерный вопрос: «Какие же нужны упражнения для этого?». В этом смысле для нас все очень удобно устроено: не нужно что­то специально искать или изобретать, потому что упражнения предлагает сама жизнь. Суть не в них, а в определенном настрое. То есть я должен понять: для того чтобы состояться как христианину и просто как человеку, необходимо себя преодолевать. Надо себя убедить в том, что это не страшно, это не так уж и трудно, куда-то вдаль пока не заглядывать, а начать с самых простых вещей. С того, например, что когда я где-то оставляю ту или иную вещь, и она образует начало будущего беспорядка, я не позволяю себе лечь на диван или сесть за компьютер, пока не положу эту вещь на ее место - просто потому, что таков мой настрой на самопреодоление. Я не буду ждать, пока из мусорного ведра начнет все вываливаться или на грязном полу можно будет огород разводить, а своевременно выброшу мусор и сделаю влажную уборку. Вот из таких крупиц всё и складывается.

Я как-то очень хорошо запомнил один пример из жизни некоего афонского старца. Он жил в общежительном афонском монастыре, где была не особо аскетическая жизнь, а, наоборот, было всего в достатке. Такие периоды духовного упадка случались в истории Афона. И вот у этого старца зародилась мысль о том, что хорошо было бы от этой сытой вольготной жизни уйти и посвятить оставшееся время, собственно говоря, тем подвигам, ради которых он когда-то монашество принимал. Но он понял, что привычка к сытой жизни погонит его обратно в монастырь, и тогда он среди всего этого тепла и довольства стал потихоньку приучать себя к жизни более аскетичной. Он начал меньше и реже есть, избегать тепла и уюта и постепенно пришел в то состояние, при котором для него переход к жизни подвижнической стал безболезненным.

Святитель Феофан Затворник удалялся в затвор тоже не одним каким-то рывком, а постепенно приучал себя к ограничению своего передвижения в пространстве, понимая, что его душа, как и душа любого человека, равно как и тело, нуждается в привыкании к некоему изменению в своей жизни. Иначе она не выдержит.

Вот ради чего все это нужно - ради того, чтобы иметь свободу. Свободу в какие-то моменты, когда от нас требуется от чего-то отказаться и чего-то лишиться, пойти на эти испытания и не бояться их. Для этого у нас должны быть силы и необходимые навыки.

Скользкий лед зависимостей

Когда мы говорим о силе воли, всегда возникает тема зависимостей - алкогольной, наркотической, игровой. Порой человек приходит в храм, и ему удается преодолеть эту зависимость, но это бывает лишь в том случае, если он сам воспринимает ее как зло и беду, хочет от нее избавиться и ищет при этом помощи Божией. Придя в храм, человек обретает не только эту помощь, но еще и то самое главное, отсутствие чего ему мешало победить свою зависимость, - обретает смысл.

Но зачастую бывает так, что человек и не ищет смысла, и не хочет избавиться от зависимости, и тогда ему помочь не получается. И здесь дело не столько в отсутствии силы воли, сколько в общей направленности жизни человека. Притом опять-таки человек, который привык к жизни дисциплинированной и ответственной, редко соскальзывает в сторону зависимостей и легче их преодолевает.

К сожалению, бывает и так, что человек, найдя в Церкви необходимую поддержку и, прежде всего, благодатную помощь, выкарабкивается из бездны зависимости, а потом решает, что Церковь ему больше не нужна, что он уже и так достаточно крепок духом, чтобы не вернуться к своим пагубным привычкам, и из Церкви уходит. А после этого мало-помалу опять скатывается в ту же трясину, из которой выкарабкался. Но так бывает не только с алкоголиками, наркоманами и людьми, пораженными страстью к игре, - так бывает вообще со всеми людьми, которые, придя в Церковь, обрели некую свободу от своих прежних грехов и страстей, а потом ушли из Церкви и опять впали во все прежние тяжкие, из которых они до того с трудом выбирались. Здесь мне всегда вспоминается апостол Петр, который сначала по слову Христа Спасителя пошел по воде, а потом вдруг убоялся и начал утопать. Почему? Мне близко объяснение, что апостол в какой-то момент привык к тому, что идет по воде, и ему показалось, что он идет сам, и тогда ему стало страшно. Когда человеку кажется, что он сам избавился от каких-то греховных зависимостей, он перестает искать помощи Божией и неминуемо соскальзывает обратно.

Основа - воспитание

Может ли способствовать укреплению силы воли в человеке ее воспитание с детства? На мой взгляд, не просто может, а в первую очередь и способствует. Даже трудно сказать, что играет большую роль - черты натуры, которые человеку присущи от рождения, или же воспитание. Воспитание даже может преобладать. И огромную услугу своим детям оказывают те родители, которые с детства приучают ребенка к тому, что есть такие понятия, как ответственность, долг, что есть вещи, которые необходимо делать, даже когда не хочется. Правда, ошибку совершают те, кто не объясняет ребенку, зачем нужно делать то-то или то-то, почему нужно быть ответственным, что такое долг и на чем базируется это понятие. Если ребенка заставлять просто делать что-то, смысла чего он не понимает, то, безусловно, как только у него появится возможность этого не делать, он это делать прекратит. Когда же ребенок привыкает и делать, и понимать цель и смысл дела, когда ему ясно представляется связь между этим деланием и его результатом, тогда вырастает человек сильный, ответственный, волевой, который будет и полноценным членом Церкви и христианской общины, и хорошим работником, мужем, отцом, другом - словом, полноценным человеком.

ВИДЕО

Фото из открытых интернет-источников

[Игумен Нектарий (Морозов), Подготовила Инна Стромилова]

http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/zalog-svobody-i-vernosti
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Нектарий (Морозов):
Ощущение пустоты, а затем боли
Игумен Нектарий (Морозов) принял участие в поисках пропавшей девочки Лизы Киселёвой, которую позже нашли убитой
11.10.2019
Все статьи автора
Инна Стромилова:
Все статьи автора
Последние комментарии
Заработала авторизация и форум
Новый комментарий от Разработчик РНЛ
04.12.2019
Протодиакон Кураев примеряет мундир апологета нацизма?
Новый комментарий от Ортодоксос
07.12.2019
«Полуправда хуже лжи» нужно адресовать самому Ю.А. Григорьеву
Новый комментарий от Николай Волынский
28.11.2019
«Я убит подо Ржевом…»
Новый комментарий от Русский Сталинист
08.12.2019
Скоро опять появятся профессиональные диссиденты
Новый комментарий от NNNN
06.12.2019
«Стирается грань между Церковью и расколом»
Новый комментарий от Неизвестный
06.12.2019
Защитим семью вместе!
Новый комментарий от Александр Копейкин
05.12.2019