Люди так не делятся?

0
914
Время на чтение 7 минут

Согласно официальной статистике, в России насчитывается без малого 13 миллионов человек с ограниченными возможностями здоровья; это значит, что на каждую тысячу граждан без инвалидности приходится почти 90 инвалидов.

По сравнению с идеологией советского общества, в котором людей с инвалидностью будто бы не существовало, сегодня вроде бы принимаются меры к тому, чтобы они чувствовали себя полноценными членами общества. Однако порой это не получается, и не только из-за пробелов в законодательстве, как часто принято считать. Об отношении к инвалидам как показателе нравственного здоровья общества рассуждает игумен Нектарий (Морозов).

Не замечать - экономнее

В советское время инвалидов действительно было практиче­ски не заметно. Но продикто­вано это было не только идео­логическими соображениями: мол, в самой прекрасной стране людей с отклонениями здоро­вья просто нет. Я думаю, что здесь действовал тот же самый принцип, реализацию которого мы можем видеть и сегодня, - принцип банальной, страшной, бесчеловечной экономии. Ес­ли инвалидов замечать, то ими надо заниматься: для них надо создавать принципиально иные условия и разрабатывать техни­ческие средства, которые позво­лят облегчить их жизнь и сдела­ют ее, по возможности, полно­ценной. Но на все это нужны деньги. Кроме того, необходи­мо воспитывать людей - даже не в терпимости к инвалидам, а в сознании того, что о них нуж­но заботиться. Гораздо более простой путь - создать дома- интернаты и просто скрыть этих людей от общества.

Если мы посмотрим, как в этом плане обстоят дела в Ев­ропе - погибающей и загни­вающей, как сейчас вновь при­нято говорить, - то мы увидим, что там ограниченные возмож­ности здоровья людям макси­мально компенсируются. У нас, к сожалению, ничего подобного не происходит, и ничем этого не оправдаешь.

Любое государство - это некий огромный организм, ко­торый существует на основании определенных законов. В основе функционирования этих зако­нов, их реального исполнения должно лежать то, что можно назвать системой приоритетов или системой установок, кото­рые, будучи однажды заданы определенным образом, с тече­нием времени могут переформа­тировать жизнь общества. Когда что-то становится приоритетом, начинается последовательное продвижение этого - через средства массовой информации, через рекламу, через какие-то акции, а также, если можно так выразиться, через некий разво­рот в промышленности и эконо­мике. На сегодняшний день мы не видим, чтобы помощь людям с ограниченными возможностя­ми находилась в числе приори­тетов. Скорее наоборот: на фоне тех проблем, которыми народ буквально перегружен сегодня, проблемы меньшей части обще­ства все ощутимее отступают на второй план - тем более что сами отстоять значимость своих потребностей эти люди подчас просто не могут.

Наверное, это опять-таки общая проблема - отсутствие милосердия и сострадания. Ведь ничто не мешает нам, когда мы встречаем такого человека и ви­дим, как он, например, не может выбраться из автобуса, оставить всё и пойти ему помочь. Чаще приходится наблюдать другое: этот человек мучается, падает, а люди просто проходят мимо, потому что каждый считает либо что поможет кто-то другой, либо что этого делать в принципе со­вершенно не надо.

Люди в различных учрежде­ниях, сталкивающиеся по роду деятельности с инвалидами, то­же очень часто оказываются рав­нодушными, хотя эта помощь непосредственно в их обязан­ности входит. Если бы каждый из них в конкретной ситуации пытался проявить милосердие, жизнь инвалидов уже была бы намного легче.

Право здорового выше права больного?

Общество нуждается в вос­питании точно так же, как нуж­дается в нем ребенок. Но этого воспитания, к сожалению, на се­годняшний день нет. У нас вро­де бы что-то делается: строятся кое-где пандусы, оборудуются специальные парковки и места общественного пользования с учетом нужд колясочников, су­ществуют законы, согласно ко­торым люди с ограниченными возможностями здоровья долж­ны получать помощь от госу­дарства, по телевидению иногда транслируются социальные ро­лики: «Инвалид - не инвалид, люди так не делятся», но всё это не работает, потому что нахо­дится в отрыве от всего прочего контекста жизни.

Такое понятие, как состра­дание, все более вытесняется из нашей повседневности. И это имеет очень серьезные духов­ные последствия. Когда ты игно­рируешь чужую боль, то должен быть готов, что завтра кто-то проигнорирует твою. Помимо этого надо понимать, что ни од­на слезинка, ни один скорбный вздох человека, чем-то обде­ленного, не остается не услы­шанным Богом. А вот люди, ко­торые этот вздох не услышали, собирают себе на голову горя­щие уголья, поэтому не стоит удивляться, когда приходится за это каким-то горьким обра­зом расплачиваться. Отсутствие милосердия не только на част­ном, но и на общественно­государственном уровне, безу­словно, вещь очень страшная, напоминающая нам евангель­ские слова: по причине умноже­ния беззакония, во многих охла­деет любовь (Мф. 24, 12).

Приведу простой пример из своего священнического опы­та. Мальчик, слепой от рожде­ния, ходит в школу, и однокласс­ники находят очень забавным бить его и спрашивать: «А кто тебя ударил?». Что-то очень на­поминает, не так ли? Так глуми­лись над Христом накануне Его распятия. И это - обычный эпи­зод из жизни, это практически норма сегодня, это - вроде бы нормальные дети, которых вос­питывают в семье родители, у которых есть в школе учителя. Но самое интересное, когда этот мальчик с мамой ездит на ле­чение во Францию, он сталки­вается с тем, что там нормой является помощь незнакомых людей на улице, и даже водитель автобуса на остановке выскаки­вает из кабины, чтобы помочь ему выйти, он это считает своей обязанностью.

Или еще пример: поступает в обычную школу ребенок с син­дромом Дауна, и мать одного из его одноклассников устраива­ет скандал: «Мой ребенок не бу­дет учиться с этим...». В резуль­тате родители больного ребенка вынуждены перевести его в дру­гую школу.

У нас очень любят рассуждать о правах, но в такие моменты предпочтение обычно отдается защите прав здоровых. При этом спроси человека на улице, как он отнесся бы к тому, чтобы вместе с ним учились или работали лю­ди с инвалидностью, - и он даст ответ, что, конечно же, надо со­чувствовать и содействовать. Однако надо смотреть не на то, что люди говорят, а на то, что они делают.

Стоит сказать, что не при вся­ком заболевании больного ре­бенка следует вести в обычную школу, здесь нужно исходить из здравого смысла и общей пользы. Но, безусловно, пра­вильнее, если дети с инвалид­ностью, которые могут учиться по обычной школьной про­грамме, будут находиться среди здоровых детей. Однако пока мы движемся в какой-то тупик. И если эта и целый ряд подоб­ных проблем не будут разреше­ны, то общество действительно обречено. Об этом необходимо всерьез задуматься сегодня.

Пассивность - хуже

Мне, вероятно, возразят: раз­ве мы, рядовые граждане, можем на что-то повлиять, даже если и задумаемся? На мой взгляд, это одно из самых губительных на­ших заблуждений: мы считаем, что нам абсолютно всё должно быть дано. Если не дано, значит, надо смириться с тем, что есть. Отчасти причины этого заблуж­дения коренятся в том же самом советском прошлом, но тем не ме­нее это совершенно неправильно.

Чем тяжелее и запущеннее ситуация в целом, тем более деятельным и ответственным должно быть отношение к ней ве­рующих людей, христиан. Да, мы не можем подменить собою го­сударство или всё общество в це­лом, но там, где мы сталкиваемся, в данном случае, с инвалидами, совершенно естественно старать­ся им помочь, даже если это будет каплей в море. Опять-таки стоит вспомнить Европу, в которой да­леко не все общественные орга­низации отстаивают права пред­ставителей секс-меньшинств или борются за легализацию эвтана­зии. Там есть масса сообществ, которые занимаются очень нужными вещами, и вместе они превращаются в реальную силу, которая действительно чего-то добивается.

Сегодня из церковной среды достаточно часто рождаются какие-то общественные инициа­тивы. Наверное, они не до конца проработаны, мы пока не нау­чились должным образом при­влекать к их реализации людей, различные структуры. Но пас­сивность намного хуже, ведь она лишает даже самой возможно­сти этому учиться.

Нельзя не коснуться еще одной проблемы. Поскольку жизнь человека с ограничен­ными возможностями здоровья в России сегодня очень слож­на, а иногда просто невыноси­ма, в обществе бытует мнение, что инвалидам лучше вообще не рождаться. И, к сожалению, некоторые семьи, вполне бла­гополучные, принимают такое страшное решение, восприни­мая его как гуманное. Но в та­ком решении, на самом деле, с одной стороны, налицо эгоизм в худшем его виде, а с другой стороны - откровенная же­стокость. Это, безусловно, ли­бо полное неверие в Бога, либо старательное игнорирование того факта, что другой человек, причем связанный с тобой кров­но, имеет точно такое же право на жизнь, как и ты.

Да, невозможно немедленно развернуть ситуацию в целом - но начать к этому двигаться воз­можно. Это всё проверочные моменты, лакмусовые бумаж­ки - наше отношение к тем, кто не может помочь себе сам. Если общество в качестве одно­го из механизмов своего полно­ценного существования избирает искусственный отбор, то, скажу вновь, оно идет к своей погибели. А общество, в котором немощные люди помощь обретают, имеет шансы на дальнейшее развитие и на дальнейшую жизнь.

ВИДЕО

[Нектарий (Морозов), Подготовила Инна Стромилова

http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/lyudi-tak-ne-delyatsya

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Иеромонах Нектарий (Морозов)
Все статьи Иеромонах Нектарий (Морозов)
Инна Стромилова
Все статьи Инна Стромилова
Последние комментарии
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Анатолий Степанов
26.04.2024 22:24
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:40
Победи себя – будешь непобедим!
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:35
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:21
Великий перелом
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:17
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:04