Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Греческий митрополит - борец с масонством

Николай  Селищев, Русский вестник

18.10.2010


К 55-летию кончины митрополита Хризостома (Кавуридиса) …

В сентябре 2010 года исполняется 55 лет кончины в Афинах, в 1955 году, митрополита Хризостома (Кавуридиса), иерарха Константинопольской Патриархии, затем - греков-старостильников. В «Журнале Московской Патриархии» (1952, № 11, с. 49-53) была опубликована статья «Старый стиль и Элладская Церковь», где осуждалась календарная реформа, гонения на приверженцев церковной старины и упоминалось имя их руководителя - митрополита Хризостома (по-гречески - «Златоуст»).

В документах правительственного Совета по делам Русской Православной Церкви, хранящихся в Государственном Архиве Российской Федерации (ГАРФ, ф. 6991, оп. 2, д. 189, лл. 1-2), есть сообщение из греческого журнала «Фос ту Христу» («Свет Христов») за октябрь-ноябрь 1955 года, №14-16: «Скончался бывший митрополит Флоринский Хризостом, вождь «Истинных Православных Христиан», который оказал много услуг Церкви и народу» (л. 2).

«Бывший Флоринский» - перевод греческого выражения «проин Флоринис», или «пребывающий на покое митрополит Флорины». Греческое «проин» («бывший, прежний») означает не лишение сана, а уход в отставку.

6-7 сентября 1955 года Мендерес, масон «младо-турок» и премьер-министр Турции, организовал террор против греков в Константинополе. Видимо, страшные вести потрясли митрополита Хризостома и ускорили его кончину, последовавшую спустя две недели - 20 сентября.

Патриарх Алексий I (Симанский) распорядился, писал фессалоникский журнал «Фос ту Христу», «...чтобы священники всей Российской державы во время богослужения произносили проповеди о зверствах турок в Константинополе. Сам он в Патриаршем храме Москвы заклеймил вандализм турок, вызванный ненавистью к православным» (л. 1).

В «ЖМП» (1955, № 10, с. 3) было опубликовано твёрдое осуждение насилий в Константинополе. Заявление подписали Патриарх Алексий I (Симанский) и постоянные члены Св. Синода - митрополиты Крутицкий и Коломенский Николай (Ярушевич), Киевский и Галицкий Иоанн (Соколов) и Ленинградский и Новгородский Григорий (Чуков).

Почему греческое правительство не защитило соотечественников? С 1952 года Греция и Турция состоят в НАТО, и греческая независимость скована «братской цепью».

Митрополит Хризостом - константинопольский грек по воспитанию и образованию. Он родился 13 января 1870 года в городе Мадитос, в Восточной Фракии, на полуострове Галлиполи (слово от греческого Каллиполи), омываемом Эгейским и Мраморным морями. Города Мадитос ныне нет на географических картах. Православная митрополия, называвшаяся - Калиполя и Мадитоса, позже, во время Первой мировой войны, была уничтожена германо-турецкими войсками, а тех, кто остался в живых, угнали в концлагеря Малой Азии.

Хризостом (Кавуридис) первоначальное образование получил в родном Мадитосе, а затем поступил в единственную тогда Богословскую семинарию на острове Халки в Мраморном море, близ Константинополя. Халкинская семинария и её библиотека располагались в двухэтажном здании, построенном в стиле классицизма на лесистом холме.

Ректором семинарии, или по-гречески «схолархом» («начальником школы»), в 1898-1906 годах был Апостолос (Христодулу), окончивший в 1883 году Киевскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия. В Халкинской Семинарии он преподавал патрологию (труды св. отцов) и каноническое право, подготовил учебники, получившие известность и в тогдашней Греции. Апостолос (Христодулу) умер в 1917 году митрополитом северо-греческого города Серрес - от потрясений, вызванных захватом его епархии германо-болгарскими войсками в разгар Первой мировой войны.

Многоязычный сайт митрополии Серреса www.imsn.gr держит и несколько страниц на ломаном «русском» языке. На греческих страницах есть фото Апостолоса (Христодулу), но без биографии: связи с царской Россией и история Халкинской семинарии ныне в Элладской Церкви - «не в моде».

Из-за скудости средств Халкинская семинария смогла в 1906 году выпустить всего 13 человек. Дипломы выпускникам вручал Константинопольский Патриарх Иоаким III (Деветзис).
   

Митрополит Хризостом (Кавуридис)   

Окончив в 1901 году Халкинскую семинарию с отличием, Хризостом (Кавуридис) с 1906 года начал печатать проповеди в патриаршем журнале - «Экклисиастики Алифиа» («Церковная Истина»). Патриарх Иоаким III рукоположил его во диакона.

Турки и прямо, и косвенно старались загнать греков в нищету. Захотел Патриарх Иоаким III открыть университет для православных, - не оказалось ни денег, ни разрешения. В 1906 году св. Иоанн Кронштадтский прислал Халкинской семинарии очень значительную по тем временам сумму - тысячу рублей, за что Патриарх Иоаким III и константинопольский Св. Синод подарили ему крест. Расходы на Халкинскую семинарию были включены в ежегодный бюджет (по-русски - смету) нашего Св. Синода - 2 тысячи рублей. На нынешние бумажные доллары это никак не менее 100 тысяч.

После девяти русско-турецких войн, сотрясавших Османскую империю со времён Петра Великого, султанское правительство, разумеется, не решилось наложить руку на денежные переводы из Санкт-Петербурга. Не отважились на это и англо-франко-турецкие банкиры, управлявшие султанским «Оттоманским банком».

Министр иностранных дел царской России С.Д. Сазонов писал: «У меня оставался другой, ещё более веский аргумент, всегда имевший должное действие на турецкое правительство, а именно скрытая угроза репрессалий со стороны России, которой турки боялись больше всего на свете, считая её самым опасным своим врагом» (С.Д. Сазонов. Воспоминания. Париж, 1927; репринт: М., 1991, с. 161).

В такой напряжённой обстановке Хризостом (Кавуридис) стал третьим по старшинству патриаршим диаконом. Этот пост назывался «тритевон». 31 июля 1908 года Св. Синод в Константинополе избрал тритевона Хризостома (Кавуридиса) на митрополию острова Имврос в Эгейском море. Имврос - рядом с Галлиполи, его малой родиной.

6 августа 1908 года четыре синодальных митрополита хиротонисали Хризостома (Кавуридиса) в митрополиты Имвроса. Как отмечали в русских церковных кругах, митрополит Хризостом четыре года успешно управлял этой епархией.

Патриарх Иоаким III решил послать Хризостома в огромную турецкую губернию, или «вилайет» Монастира (Битоля) в Македонии, куда входило одиннадцать православных епархий, в том числе и Пелагонийская. Синод избрал 9 июня 1912 года на эту кафедру митрополита Хризостома (Кавуридиса). Он принял назначение и отправился в далёкий путь, прибыв в город Битоль, в османское «правовое гнездо» под око турецкого губернатора, лишь в конце июля 1912 года.

Битоль был разделён на общины - греческую, сербскую, турецкую, болгарскую, албанскую, куцовлашскую и обособленную - испано-говорящих торговцев. Язык куцовлахов близок к румынскому. В 1910 году, с разрешения турок, куцовлахи провели в Битоле съезд, собрав делегатов из центра и юго-запада Балкан.

Ещё в 1893 году социалисты Болгарии создали «внутреннюю македонскую революционную организацию» (ВМРО). Где был «внешний» центр, отдававший ей приказы? Болгарские военные ложи снабжали её оружием и деньгами, а она похищала богатых иностранных туристов, за которых брала выкуп. ВМРО имела «центральный комитет» и боевиков - «комитатзидес». В конце XIX - начале ХХ века «комитатзиды» убивали греческих православных священников, жгли деревни, грабили храмы. В ответ греки создали отряды самообороны.

В «вилайете» (турецкой губернии) Битоль в сентябре 1906 года от рук албанцев, румынских агентов и турок погиб митрополит Фотий (Калпидис) Корицкий. В октябре 1911 года турки и куцовлахи расстреляли Эмилиана (Лазаридиса), митрополита Гревены, ранее, в 1906-1909 годах, викарного епископа в Битоле и врага «комитатзидов».

Ложи румынской «элиты» от Черновцов до Ясс и Бухареста подчинялись шотландскому обряду, «Великим Востокам» Франции и Португалии. Так румынские националисты, поддержанные Ватиканом, договаривались с турками и ВМРО - против греков.

Занимая Пелагонийскую кафедру, Владыка Хризостом перенёс две Балканские войны 1912-1913 годов и Первую мировую войну 1914-1918 годов: варварские обстрелы Битоля германо-болгарскими войсками в 1915-1916 годах, а позднее - и арест неграми-сенегальцами (магометанами), входившими в состав французских колониальных войск.

Во время Первой Балканской войны, в октябре 1912 года, король Греции Георгий I (дядя императора Николая II) во главе греческих войск вступил в Фессалоники, освобождённые от турок. Греческая община восторженно приветствовала монарха. Георгий I приказал арестовать членов «младотурецких» лож, закрыть турецкие газеты и предпринял шаги, вызвавшие раздражение торговцев, соперничавших с греками.

5 марта 1913 года Георгий I был убит на прогулке в Фессалониках. Кем? Англичане сразу решили: «каким-то сумасшедшим». Иезуиты намекнули на боевика ВМРО. На похоронах короля Георгия I присутствовали многие греческие митрополиты - из Элладской Церкви и Константинопольского Патриархата.

После смерти Патриарха Иоакима III (+1912), в январе 1913 года, в Константинополе, несмотря на шедшую Балканскую войну, собрался Поместный Собор. Сайт Константинопольского Патриархата (www.ec-patr.org) упоминает, что в числе кандидатов в Патриархи рассматривалось имя молодого митрополита Китийского (на Кипре) Мелетия (Метаксакиса).

На самом деле только два мирянина-политика предложили включить Мелетия (Метаксакиса) в список кандидатов. Однако многие, в том числе и великий логофет (хранитель патриаршей печати и архива), выступили резко против, говоря об угрозе греческой нации, если будет допущена кандидатура Мелетия. Его отвергли.

Крупный греческий историк и политик Павел Каролидис выразился о Метаксакисе так: «... происходивший из дома неприметного и незримого (здесь игра слов - можно понимать и «тайного». - Н.С.), известного только разбоями его брата-конокрада».

Митрополит Кассандрийский Ириней, выпускник Киевской Духовной Академии и ректор Халкинской семинарии, которого «младотурки» не пустили в Патриархи в 1913 году, говорил, что Метаксакис - не грек.

Опыт 1913 года показал, что на подлинном Поместном Соборе обновленцы не пройдут.

Сайт Константинопольской Патриархии не касается родословной Мелетия (Метаксакиса) и не сообщает о его вступлении в 1910 году в «Гармонию», масонскую ложу Константинополя (см.: «ЖМП», 1950, № 2, с. 37).

Патриархом 28 января 1913 года был избран Герман V (Кавакопулос), уже весной 1913 года обратившийся за защитой к царю Николаю II от варварского произвола «комитатзидов». В ноябре 1917 года Герман V приветствовал избрание Св. Тихона Патриархом Всероссийским.

В феврале 1918 года вождь греческих либералов премьер-министр Элефтериос Венизелос провёл на пост Митрополита Афинского (Первоиерарха Элладской Церкви) уже знакомого нам, не прошедшего в Константинополе, Мелетия (Метаксакиса). Мелетий начал открыто сотрудничать с «церквами» США и Англии.

А в Константинополе незаметно готовили почву для перемен. Там был американский колледж, английский «церковный приход» с пастором и отделение ложи шотландского обряда, подчинявшейся Эдинбургу. Пастор и секретарь ложи работали рука об руку. Конечно, на сотни тысяч православного населения города времён Первой мировой войны - капля в море, но для кого надо - «маяк свободы».

И в октябре 1918 года турки и немцы, их союзники, свергли Германа V с патриаршего престола, оформив это как «отставку». В январе 1919 года на Синоде, уже без Патриарха, вдруг возник вопрос о замене православного юлианского календаря на папский григорианский и о «союзе церквей».

Подобные призывы из США, Германии, Англии, Шотландии и Швеции звучали и раньше, не встречая отклика у православных. Но в январе 1920 года, при англо-французской власти в Константинополе, патриарший местоблюститель и члены Синода подписали первую экуменическую энциклику. Лютеранский архиепископ Швеции Натан Зодерблюм приветствовал энциклику, назвав её самым выдающимся актом Константинопольской Церкви за всю её историю.    

Возвращение из тюрьмы. 1952 год

В ноябре 1920 года после всеобщих выборов в Греции Венизелос потерял власть. Победили монархисты. Мелетий был смещён, как занявший Афинскую кафедру революционным путём, предан церковному суду и сослан в монастырь на отдалённом греческом острове Закинф. Воспользовавшись близостью Закинфа к Италии, Мелетий бежал и укрылся в США. Об этом ныне не принято вспоминать.

В декабре 1920 года умер свергнутый Патриарх Герман V. А 16 мая 1921 года Алексий (Симанский), тогда ещё епископ Ямбургский и первый викарий Петроградской епархии, в письме к своему духовному отцу - митрополиту Новгородскому и Старорусскому Арсению (Стадницкому) - интересовался, кто может быть «...кандидатом на место недавно умершего Константинопольского Патриарха Германа?» («Письма Патриарха Алексия своему духовнику». М., 2000, с. 238). Как видно, Алексий (Симанский) старался, несмотря на троцкистско-ленинский террор, получать сведения о греческих делах.

Сайт Константинопольского Патриархата не упоминает военно-политической подоплёки событий 1918-1921 годов. Поэтому церковные акты малопонятны. Например, на сайте говорится об Архиерейском Совещании в Адрианополе 16 мая 1921 года. Ведущую роль в Совещании сайт отводит тогдашнему премьер-министру Д. Гунарису, противнику Венизелоса. Совещание постановило отложить выборы Патриарха и провести их позже, но с участием всех иерархов и делегатов от мирян.

Однако дело было не в Гунарисе. Выборы Константинопольского Патриарха регулировались церковным уставом, принятым ещё в 1860 году. Патриарх избирался Св. Синодом из кандидатов, предложенных Поместным Собором. Иерархам нужен был полноценный Собор, чтобы избежать западных влияний. Недаром Поместный Собор назывался по-гречески «эфносинелевсис» - «собрание всей нации», т.е. православных греков - без чужаков.

Инициаторами Адрианопольского Совещания были четыре митрополита, в том числе и Хризостом (Кавуридис), вообще не упоминаемый сайтом. Всего в этом Совещании участвовали 37 митрополитов и 4 клирика.

Тем не менее, его итоги были проигнорированы военными англо-французскими властями, всё решавшими за султана-марионетку. В ноябре 1921 года, в нарушение церковного устава, в Константинополе быстро созвали так называемый «Поместный Собор».

Из 68 митрополитов в Поместном Соборе участвовали 13, и ещё 5 прислали свои голоса по почте. Представительство мирян и клириков было резко сокращено. Вместо положенных 275 участников собралось лишь 100 человек. Они и избрали Мелетия (Метаксакиса) Патриархом под именем Мелетия IV. Тот находился в США. По телеграфу его оповестили и получили согласие. Мелетий прибыл в Константинополь в январе 1922 года (www.ec-patr.org/list/index.php?lang=gr&id=319).

Мелетий IV признал «законность» англиканской иерархии. Это совершенно нелепо - английские, австралийские и американские женатые «епископы» назначались и поныне назначаются с ведома парламента и состоят в ложах, а их молитвенник утверждён тоже парламентом.

В мае - июне 1923 года Мелетий IV (Метаксакис) собрал в Константинополе так называемый «Всеправославный конгресс». Его решения категорически не признали: Св. Тихон, Патриарх Всероссийский, Патриарх Александрийский Фотий (Пероглу) (+1925), Антиохийский Патриарх Григорий IV (Хаддад) (+1928) и Иерусалимский Патриарх Дамиан (Косотис) (+1931).

«Конгресс» был группой лиц (от 9 до 11 человек). Он отменил юлианский календарь и заменил его григорианским. Намеревались переменить и Пасхалию, но это нигде не прошло до сих пор, кроме миниатюрной финской православной церкви.

Как Греции навязали новый стиль? В сентябре 1922 года тайная организация сторонников бывшего премьер-министра Венизелоса развалила греческий фронт в разгар турецкого наступления. Офицеры-масоны захватили Афины очень быстро - в том же сентябре 1922 года.

Хунта, за которой стоял Венизелос, в марте 1923 года поставила Первоиерархом архимандрита Хризостома (Пападопулоса) с новым титулом - «Архиепископ Афинский». В июле 1923 года, из-за недовольства константинопольских греков, Мелетий IV (Метаксакис) заявил о своей отставке и уехал в Афины, к «собратьям».

В марте 1924 года - три согласованных события. В Греции хунта отменила монархию, а «прогрессивный» Первоиерарх Хризостом (Пападопулос) ввел новый стиль, вызвав огромный церковный раскол, продолжающийся до сегодняшнего дня. В Константинополе новый Патриарх Григорий VII тоже ввёл новый стиль, ссылаясь на решения «всеправославного конгресса» 1923 года. Григорий VII известен как яростный противник Св. Тихона, Патриарха Всероссийского (см.: «Акты Святейшего Патриарха Тихона». М., 1994, с. 322, 324 - 325, 747 - 748; «ЖМП», 1953, № 4, с. 33-38).

Обычно историкам предлагают штудировать обновленцев Левитина и Шаврова, их «Очерки по истории русской церковной смуты» (Москва - Швейцария, 1986, с. 408): Григорий VII - преемник «изгнанного турками Константина». Но Григорий VII был преемником не Константина VI, а Мелетия IV. Константин VI был не до, а после Григория VII.

У другого «знатока», Регельсона, Патриарх Константин VI, высланный турками в 1925 году, превратился в Константина IV («Трагедия Русской Церкви». Париж, YMCA-Press, 1977; Москва, 1986, с. 365-366); о связях Григория VII ничего нет, зато цитируются «Известия», поддерживавшие его и его друзей-обновленцев.

Напротив, русская эмигрантская газета «Новое время» (27.12.1924), выходившая в Сербии, поместила статью «Таинственные документы Фанара». Выяснилось, что умерший Патриарх Григорий VII «... состоял в оживлённой переписке с председателем московского красного (обновленческого. - Н.С.) синода митрополитом Евдокимом и с Афинами». Мнимо-неимущий Патриарх Григорий VII втайне от Константинопольского Патриархата «... имел в ряде банков, у частных лиц крупные суммы в различной ценной валюте и в драгоценностях».

Сайт Константинопольского Патриархата указывает две фамилии и три даты рождения Григория VII (www.ec-patr.org/list/index.php?lang=gr&id+320).

Добавлю, что он десятилетиями не привлекал внимания - обычный епархиальный митрополит. Значит, ложи тайно направляли его, так же, как и архиепископа Евдокима (Мещерского), жившего в США в 1914-1917 годах, а позже, в 1923-1925 годах, в Советской России, возглавившего обновленцев с титулом «митрополит Одесский». Кстати, обновленцы ввели в захваченных ими храмах новый стиль и начали богослужебные «реформы», что привело к полной неразберихе.

Хризостом (Кавуридис) не признал Мелетия IV (Метаксакиса) и долго оставался без кафедры. Чтобы отвязаться от Хризостома, Константинопольская Патриархия создала крохотную митрополию Филиатон и Гиромериу в пограничном греческом захолустье - рядом с Албанией. В 1925 году митрополит Хризостом принял назначение, но в 1926 году был перемещён. Епархию Филиатон и Гиромериу, надобность в которой отпала, присоединили к более крупной Парамифийской.

Хризостома направили опять на границу с Албанией, но гораздо севернее, в епархию города Флорины. Флорина рядом с Битолем (Пелагонией), где Хризостом уже был до и во время Первой мировой войны. После войны город Битоль стал частью королевской Югославии, её областью, называвшейся Вардарской бановиной, по протекающей в тех краях реке Вардар.

В 1945 году Тито, диктатор Югославии, назвал Вардарский край «республикой Македонией» в пику грекам, у которых с древних времён есть своя, настоящая Македония - север Греции. При распаде Югославии в 1991 году, греческое имя «Македония» пытались присвоить антигреческие и антисербские силы. Но в ООН их государство с городами Битоль и Скопле было принято в 1993 году, после протестов Греции, под условным именем FYROM, или «Бывшая югославская республика Македония».

Из 2,1 млн. её населения 64,2% называют себя «македонцами», хотя они не греки, точно не сербы и не болгары. Албанцы - 25,2%, турки - 3,9%, цыгане - 2,7%, куцовлахи - 0,5%. В FYROM правит «вечная» партия, когда-то эсеровская, ныне либерально-банкирская - ВМРО. У неё своя «автокефальная церковь», не признанная никем в православном мире, но прочно связанная с США и Ватиканом. Так продолжается «македонская смута», начало которой застал Хризостом (Кавуридис).

В 1925 году при неясных обстоятельствах умер его союзник в борьбе с новшествами - Александрийский Патриарх Фотий. Созыв Поместного Собора в Александрии был отложен английским верховным комиссаром, решавшим всё за египетского короля. А в 1926 году Мелетий (Метаксакис), человек пришлый, вдруг стал Патриархом Александрийским под именем Мелетий II (1926-1935). Мелетия приветствовали советские обновленцы, давно связанные с ним («ЖМП», 1953, № 3, с. 36).

Мелетий и в Александрийском Патриархате навязал новый стиль и признание «законности» англиканских «епископов». Вероятно, надо было считать военных капелланов английского Суэцкого канала - «духовными лицами».

Это почувствовал Митрополит Сергий (Страгородский), впоследствии - Патриарх. Узнав случайно из заметки в афинском журнале о признании Мелетием англиканской иерархии, Владыка Сергий предположил в сентябре 1931 года, что итогом переговоров «... будет не подлинное единство англикан с Церковью, а лишь внешний, так сказать, дипломатический союз...» («ЖМП», 1931, №7-8).

В сентябре 1928 года епархии севера Греции, или «неон хорон» («новых земель»), отвоёванные у турок в Балканских войнах и Первой мировой войне, перешли от Константинопольского Патриархата к Элладской Церкви. С ней отныне была связана судьба северо-греческого митрополита Флоринского Хризостома (Кавуридиса). В 1932 году он ушёл на покой.

Митрополит США и Канады Василий (Комвопулос), не допускавший нового стиля в греческих приходах Северной Америки, был отозван в Грецию и в 1930 году назначен митрополитом северо-греческого города Драма. В 1921 году Василий, тогда митрополит Мефимнский, резко выступал против скороспелого «Поместного Собора» и избрания Константинопольским Патриархом Мелетия (Метаксакиса). А ныне обширный сайт епархии Драмы (www.idramas.gr) помещает лишь фото с подписью «Василий», без фамилии и биографии.

В мае 1935 года Хризостом (Кавуридис) вместе с двумя митрополитами присоединился к миллиону старостильников и рукоположил четырёх епископов, чей сан, как видно из «ЖМП» (1952, № 11, с. 52), признавал Патриарх Алексий I (Симанский).

Правительство Греции из «народной партии», игравшей в патриотизм, немедленно заявило, что возврат к церковной старине - неприемлем. Почему? Хризостом (Кавуридис) обличал масонство, «забившее ржавчиной... все колёса государственного и церковного механизма».

Он писал в 1935 году: «Никто не может отрицать, что масонство и коммунизм впиваются своими ядовитыми кривыми ногтями в плоть и умы политических вождей и высших государственных чиновников, не говоря уже о церковнослужителях... Поэтому с таким церковным, государственным и общественным положением, всякая односторонняя попытка исцелить и усилить государство и Церковь окончится провалом, если предварительно не будет очищен национальный и политический горизонт от мрачных и отвратительных раковых опухолей масонства и коммунизма».

«Зилоты», связанные с современными румынскими фашистами, обвиняют Хризостома (Кавуридиса), что он приветствовал победу СССР над нацистской Германией в 1945 году. Но ведь все греки ликовали, когда Германия была разгромлена. Те же, кто исторически связан с немцами, но носит греческие имена, злобно «зилотствует» до сих пор.

Для старостильников наших дней Хризостом (Кавуридис), враг масонства, стал нежелательным лицом. «Неостаростильники», как их правильнее назвать, приняли «перешедших в православие» выходцев из Европы и США, катакомбников с гор бывшего СССР. На «неостаростильных» сайтах нет ни полной биографии старца, ни его обличений масонских лож, вообще ничего национально-греческого.

Слегка упоминают о гонениях 1935 года, но не говорят, что модернист-первоиерарх Хризостом (Пападопулос) с трудом, после отказа видных митрополитов, смог созвать церковный суд. Но и в новом составе суда обвинительный приговор был принят 9 голосами против 3-х. В числе троих иерархов, выступивших за оправдание Хризостома (Кавуридиса), был и митрополит Драмы Василий (Комвопулос), о котором шла речь выше.

Суд приговорил старостильных епископов, в том числе и Хризостома (Кавуридиса), за «непослушание» к 5-летнему аресту в монастырях. Кто руководил арестами? Об этом молчат. Аресты - дело рук молодого баварского «грека» Эверта, начальника афинской службы «общей безопасности», сохранившего свой пост при всех сменах режимов в Греции в 1930-х годах, при немецкой оккупации 1941-1945 годов и при высадившихся в 1944 году англичанах.

Арест Хризостома (Кавуридиса) в монастырском «подворье» барачного типа, к счастью, продолжался не пять лет, а пять месяцев - до ноября 1935 года. Тогда после военного переворота в страну вернулся король Георгий II, изгнанный революционерами в 1923 году. При Георгии II, особенно при консервативном Архиепископе Афинском Хрисанфе и диктаторе премьер-министре Метаксасе, наступило затишье.

Жизнь исковеркали фашисты - итальянцы, напавшие на Грецию 28 октября 1940 года. Старостильники, даже священники, как и все греки, прибывали на призывные пункты греческой армии.

В 1941-1945 годах немцы, итальянцы и болгары, захватив Грецию, превратили её в пепелище. В марте 1946 года, вскоре после освобождения страны, митрополит Хризостом (Кавуридис) издал энциклику, в которой вспомнил и многовековую борьбу с турками, и недавнюю борьбу «против Итальянской и Германской империй». Греческая армия, воюя от албанских гор до фронтов в Африке и Италии, во время двух мировых войн вдохновлялась словами: «За святую веру Христову и свободу родины».

Разве это не тождественно проповедям митрополита, с 1945 года - Патриарха Алексия I (Симанского)?

В конце апреля 1947 года митрополит Хризостом (Кавуридис) провёл в Афинах всегреческий съезд старостильников, на котором говорил о пагубности папского влияния и календарной реформы, сославшись и на мнение дореволюционной Русской Церкви. Дух доклада Хризостома близок к Московскому Совещанию 1948 года.

Новый, с апреля 1947 года, король Греции Павел отмалчивался на совещаниях в узком кругу, слушал послов Англии и США и в 1949 году узаконил масонские ложи. В июне 1949 года новым Архиепископом Элладской Церкви стал Спиридон (Влахос), человек с тёмным прошлым. До Первой Мировой войны он играл роль патриота, затем стал либералом. А в апреле 1941 года, в разгар немецко-итальянского нашествия, будучи митрополитом Иоаннины, вступил в сговор с офицерами-пораженцами.

В сентябре 1950 года в Греции было создано либеральное правительство из двух «семейных» партий - Софоклиса Венизелоса (сын Элефтериоса Венизелоса, бывшего премьер-министра) и Георгия Папандреу (дед нынешнего премьер-министра Греции). Они, по просьбе Архиепископа Спиридона, 3 января 1951 года издали распоряжение № 45. Ради «спокойствия и порядка» трём министерствам - общественного порядка, юстиции, вероисповеданий и просвещения - было приказано начать террор: арестовать старостильных епископов и священников, закрыть их храмы и монастыри, а детям разъяснять в школах, что их отцы и матери, старостильники, заблуждаются.

Афинскую полицию вновь возглавлял Эверт. По предложению Папандреу, на местах «спокойствие и порядок» внедряли четвёрки: губернатор, прокурор, начальник жандармерии и управляющий гимназиями. Газеты сковала «братская» цензура.

«Журнал Московской Патриархии» (1952, № 11, с. 52) при Патриархе Алексии I (Симанском) писал: «Старостильное духовенство в Греции было лишено сана и заключено в тюрьмы, монахи и монахини расстрижены и заточены по темницам и в глухом монастыре на острове Лесбос. Старцы архиереи низведены в мирское состояние и брошены за решетку. Принадлежащие старостильникам храмы закрыты, их объединения распущены». В статье отмечалось, что, по данным александрийского церковного журнала «Пантенос», старостильники не разгромлены, их общины продолжают существовать.

«ЖМП» упоминал об открытом письме «...Председателя Св. Синода ИПХ бывшего Флоринского митрополита Хризостома Архиепископу Афинскому и всей Греции Спиридону»: «Митрополит Хризостом в пространной форме письма призывает Архиепископа Спиридона прекратить преследование сторонников старого стиля, отказаться от «исправленного» календаря и тем самым восстановить единство церкви».

Добавлю, что в этом письме Хризостом (Кавуридис) осуждал и «чуждых мудрецов Европы», действующих закулисно. Так он намекал, что Спиридон, Венизелос, Папандреу - только исполнители.

Владыка Хризостом (Кавуридис), бывший Флоринский, был арестован днём 1 февраля 1951 года. Его поместили под Афинами. Туда приехал Спиридон. Между ними произошёл резкий разговор на «ты». Спиридон сказал: «Хризостом, не отстаивай календарные темы, возьми свои зарплаты (накопившиеся за годы. - Н.С.) и успокойся». Хризостом возразил: «Даже и перечень церковных праздников - не наследие нашей Церкви? Ты, как епископ, отдашь Богу душу с этим - что говоришь и делаешь?». Спиридон усмехнулся: «Душа? Её я давно отдал дьяволу и не имею проблем!».

Несговорчивого 81-летнего Хризостома (Кавуридиса) отправили на полтора года под арест на тот самый остров Лесбос, о котором писал «ЖМП». Это была его вторая ссылка.

Но Венизелос и Папандреу не преследовали англо-американские протестантские «миссии»; иезуита, возглавлявшего «греческих» католиков; униатского «экзарха». Спиридон принимал шведов-протестантов и эфиопов-монофизитов.

За старостильников вступился Патриарх Александрийский Христофор II (Даниилидис) (1939-1967), участник греческого Движения Сопротивления, гость Поместного Собора в Москве в 1945 году. Летом 1955 года Христофор II вновь посетил СССР и, вероятно, обсудил с Алексием I и старостильную тему. Патриарх Алексий I (Симанский) дипломатично приглашал Спиридона в Москву, чтобы повлиять на него с глазу на глаз. Спиридон, догадываясь, о чём пойдёт речь, слал цветистые ответные телеграммы, но в Москву так и не поехал, ссылаясь на нездоровье.

Тем временем народное недовольство привело к падению правительства Венизелоса - Папандреу. На досрочных выборах в сентябре 1951 года Папандреу даже не был избран в парламент. И 18 июля 1952 года митрополит Хризостом был освобождён и вернулся в Афины самолётом, хотя сотни храмов оставались опечатанными.

После выборов ноября 1952 года к власти пришёл маршал Папагос, глава партии «Греческий сбор». Под его стяг сбежались нувориши, ставшие «патриотами», обтекаемые «правые», и «борцы за левую идею», откочевавшие к «центру». Опутанный «соратниками», Папагос не сдержал обещаний, данных старостильникам. А Спиридон хотел их дожать и, имея друзей среди банкиров, внушал властям быть жёстче.

Время шло, и митрополит Хризостом решил обойти «правовые институты»: в начале 1955 года он послал делегацию в личную канцелярию маршала Папагоса, к отставным военным, не угодившим НАТО, генералу Карантзенису и адмиралу Сакеллариу. Старостильники сказали, что обратятся к Московской Патриархии за защитой. Военные посовещались, попросили список опечатанных храмов. Список, разумеется, оказался под рукой. Тотчас генерал Карантзенис позвонил по телефону начальникам полиции и жандармерии и приказал открыть храмы.

Карантзенис и Сакеллариу не спросили судей и прокуроров, парламент и посольства стран НАТО. Так гонения, начатые образцово-«демократическим» путём, были прекращены с попранием всех «демократических» процедур. Ускоренное озападнивание Греции провалилось.

В сентябре того же 1955 года, в возрасте 85 лет, митрополит Хризостом (Кавуридис) скончался, оплаканный духовенством и верующими. Панихиду по нему отслужил в Александрии Патриарх Христофор II.

В марте следующего 1956 года умер экуменист Спиридон, гонитель старостильников, завещавший племянницам колоссальную сумму - 150 тысяч фунтов стерлингов золотом.

Хризостом (Кавуридис) - истинный мученик за веру - победил. Он затормозил принудительный прогресс, хотя нас и уверяют, что это невозможно.
   

Н. СЕЛИЩЕВ,
   член Русского Исторического Общества

http://www.rv.ru/content.php3?id=8697




РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме