Советско-финская война продолжалась чуть больше трёх месяцев - с
30 ноября 1939 года по 12 марта 1940 года. Боевые действия шли на
огромном фронте протяжённостью 1500 км - от Карельского перешейка до
побережья Баренцева моря.
Война назревала с сентября 1939 года. 26 ноября финны возле
селения Майнила открыли огонь по советским пограничникам. В последующие
дни провокации продолжились, и 30 ноября советские войска «начали
военные действия по отражению противника и обеспечению безопасности
нашей границы», - вспоминал работавший в Генштабе А.М. Василевский,
впоследствии маршал Советского Союза (А.М. Василевский. Дело всей жизни.
М., 6-е изд., 1988, кн. 1, с. 94, 96).
Граница проходила всего в 32 км от Ленинграда и в 30 км от
Кронштадта, базы Балтийского флота. Территориальные воды Финляндии
«достигали чуть ли не внешнего рейда ленинградского порта»
(«Военно-исторический журнал», далее - «ВИЖ», 1990, № 3, с. 43).
Финнам казалось: бросок - и они захватят Ленинград, потопят
Балтийский флот. Ведь других баз, кроме Кронштадта, у Балтийского флота в
1939 году не было.
В 1920-1930-х годах финны печатали много книг по истории
Средневековья, восторгаясь шведско-немецким рыцарством и осуждая
«агрессивный» Новгород и русских «захватчиков». Им вторили шведские и
немецкие историки.
Но исторически Финляндия как страна никогда не существовала. В
её юго-западном углу в Средневековье жило племя сумь (суоми), на юге -
племя емь (хаме). Емь платила дань Новгороду до середины XIII века.
Шведы-викинги завоевали сумь в середине XII века, емь - в середине XIII
века. Сумь и емь спустя века составили финнов.
Отдельный народ - карелы. Они пользовались русской азбукой. Им,
как и племени водь и ижорцам, покровительствовал Новгород. В 1293 году
шведы вторглись в западную Карелию, сожгли русско-карельское поселение
(раскопано советскими археологами в ХХ веке) и на его месте построили
замок Выборг. Набегом верховодил шведский маршал Торгильс (Торкель)
Кнутсон. Торгильс - от Тора, «бога» викингов.
После тридцати лет войн, в 1328 году, в русской крепости Орешек
на Ореховом острове у истоков Невы (позже - Шлиссельбург) был подписан
мир между Русью и соединённым королевством Швеции и Норвегии. За шведами
остался запад Карелии c Выборгом, за Русью - восток с крепостью Корела
(основана в 1143 году), весь восток и север нынешней Финляндии.
После Смутного времени, по Столбовскому миру 1617 года, шведы забрали всю Карелию и Неву.
Петр I в Северной войне (1700-1721) разгромил шведов. В 1710
году были взяты Выборг, подвергнутый 6-дневному обстрелу из тяжёлых
орудий, и Кексгольм (Корела). Чтобы отвадить шведов от союза с Англией и
немецкими княжествами, Петр приказал высадить десанты в Швеции и
сжигать её военные заводы. По Ништадтскому миру 1721 года, древние
русские балтийские земли отошли к России. Санкт-Петербург (основан в
1703 году) был защищён с запада Выборгом, или «подушкой», как однажды
сказал Петр I.
Императрица Елизавета Петровна, разбив шведов в войне 1741-1743
годов, по Абоскому миру 1743 года, присоединила крепости Фридрихсгам,
Вильманстранд и Нейшлот западнее и северо-западнее Выборга, а в 1744
году учредила русскую Выборгскую губернию.
При Екатерине II, в 1788-1790 годах, Швеция, подстрекаемая
Англией, немецкими княжествами и турками, снова напала, но была
отражена, и граница по Верельскому миру 1790 года осталась прежней. В
1791-1792 годах Выборг, Вильманстранд и Нейшлот усовершенствовал и
соединил каналами генерал-аншеф А.В. Суворов. Его адъютантом был капитан
1-го ранга А.Л. Симанский, предок патриарха Алексия I (Симанского).
Усиление крепостей принесло пользу уже в следующей
русско-шведской войне при Александре I. Шведы, начав войну в январе 1808
года по наущению Англии, не отважились атаковать Выборг. Он стал опорой
для русского удара по шведско-финским силам. В марте 1809 года,
несмотря на 30-градусный мороз, русские войска по льду Ботнического
залива вторглись в северную и южную Швецию, выйдя к городу Грислехамну в
100 км от шведской столицы Стокгольма, и в сентябре 1809 года
истощённая Швеция подписала Фридрихсгамский мир с Россией, уступив
навсегда шесть губерний Финляндии и Аландские острова. Эти земли и
Выборгскую губернию Александр I объединил в 1811 году, образовав
«великое княжество Финляндское» как часть Российской империи.
К концу ХIХ века опорой сепаратизма стал университет
Гельсингфорса (Хельсинки), чьи профессора и студенты «проникались этим
политическим миросозерцанием», занимали все должности в крае,
переселялись и в Петербург, - как утверждали осведомлённые русские
современники. И оказались правы: из университета вышли Стольберг,
Маннергейм, Куусинен - будущие финские вожди правого и левого оттенка. В
1904-1907 годах финны поднимали мятежи, получая оружие из Англии,
Германии, Швейцарии, и разрабатывали «конституцию» - план отделения от
России с захватом русской собственности. В числе юристов-заговорщиков
был швед-адвокат Карл Стольберг. Но мятежи были подавлены, что умерило
пыл юристов.
А в 1917 году, после февральской революции, начался хаос,
усиленный пропагандой «братания». В нынешней Новосибирской области был
освобождён швед Пер Свинхувуд, сосланный в 1914 году за связи с немцами.
Осенью 1917 года Свинхувуд, уже финский «премьер-министр», просил о
помощи шведов и немцев. И Ленин декретом от 18 (31) декабря 1917 года
признал независимость Финляндии, отдав шведам и финнам русскую
недвижимость. Ленин лично вручил декрет Свинхувуду, приехавшему в
Петроград.
Свинхувуд и генерал Маннергейм хотели сделать Финляндию немецким
княжеством. Но Германия в ноябре 1918 года потерпела поражение в первой
мировой войне. Поэтому Финляндия стала республикой. Её президент
утверждал международные договоры, руководил армией, распускал парламент.
Первым президентом на срок 1919-1925 годов избрали уже упоминавшегося
Стольберга, юриста и банкира. При нём Финляндия получила крупный
американский заём, который смогла выплатить в 1934 году.
В 1920 году в Юрьеве (в Эстонии) был заключён советско-финский
мирный договор. Его подписали: со стороны Ленина - Я.А.Берзин, ленинский
представитель в банкирской Швейцарии; со стороны Стольберга - дипломат
Ю.Паасикиви. В 1922-1923 годах последовали дополнительные соглашения.
Границу провели в 32 км к северо-западу от Петрограда, разрешив финским
кораблям плавать по Неве. Финнам отдали Выборг, а на берегах Ладожского
озера - Кексгольм (ныне - Приозёрск) и Сердоболь (Сортавала). Всё
русское в Финляндии искоренялось, зато в местном парламенте заседала
шведская фракция, издавая газеты на шведском языке.
Основой финской армии стал «шюцкор» (от шведского «шюдскор» -
«охранный корпус»). С 1918 года, со времён премьер-министра Свинхувуда,
эмблемой финских вооружённых сил стала свастика. Но об этом помалкивают.
Свастика, как признают западные историки, - символ викингов,
имеющий древнее средиземноморское, или финикийское, происхождение («РВ»,
2011, № 25, с.11). Этим объясняются связи масонства Финляндии, Англии,
Германии и других стран.
В 1927 году Англия начала строить подводные лодки класса «Один»
(в честь «бога» викингов). Премьер-министром был С.Болдуин, министром
финансов - У.Черчилль. «Одины» оставались в строю и в 1939 году, когда
Финляндия напала на СССР, а английский флот, подчиняясь Черчиллю, уже
морскому министру, планировал даже высадку десанта в Мурманске.
Черчилль, союзник СССР с июня 1941 года, в 1943 году в Тегеране
сказал Сталину: «Я очень симпатизировал финнам, когда между ними и
Россией в 1939 году возникла война. В Англии симпатии были на стороне
финнов» (Советский Союз на международных конференциях периода Великой
Отечественной войны. М., 1984, т. II, с.142).
В 1931-1937 годах президентом Финляндии был Свинхувуд. Он
говорил: «Любой враг России должен всегда быть другом Финляндии»
(История второй мировой войны, т. 3, М., 1974, с. 358).
Финны жаждали «Великой Финляндии до Урала». Немцы, французы,
англичане в 1927-1939 годах построили финнам долговременные
железобетонные укрепления с артиллерией, рвами, надолбами, колючей
проволокой и минными полями - «линию Маннергейма» протяжённостью 135 км и
глубиной до 90 км. Она занимала сплошь весь Карельский перешеек, от
Финского залива до Ладожского озера. Со стороны Балтики (Финского
залива) линию Маннергейма прикрывали дальнобойные 254-мм орудия на
островах Бьёркё (по-русски - Берёзовых) близ Выборга.
Маннергейм, главнокомандующий, к ноябрю 1939 года стянул финскую
армию к границе СССР: 600 тысяч солдат и офицеров, 900 орудий, 60
танков, 29 кораблей и 270 боевых самолётов («ВИЖ», 1990, №1, с. 32). По
данным полковника шведских ВВС О. Лундстрёма, финны имели 200 самолётов
первой линии (О. Лундстрём. Участие ВВС в мировой войне: От сокрушения
Польши до воздушной войны в Средиземном море. Стокгольм, 1941, с. 26).
Что предшествовало советско-финской войне? В 1938 году пакты о
ненападении между Англией и Германией и Францией и Германией были
подписаны соответственно 30 сентября в Мюнхене и 6 декабря в Париже. Это
часть «Мюнхенского сговора» о расчленении Чехословакии. Имея пакты с
Англией и Францией, Гитлер 11 апреля 1939 года утвердил план вторжения в
Польшу 1 сентября 1939 года.
Немцы, расторгнув в апреле союз с Польшей (от 1934 года),
показали, что более не нуждаются в её прогерманском правительстве, где
министром иностранных дел был Бек, ездивший на поклон к Гитлеру.
Польская верхушка 1930-х годов начинала в первую мировую войну в
«легионах» Пилсудского, которые были частью австро-венгерской армии,
воевавшей против России.
Летом 1939 года английский премьер-министр Н. Чемберлен и
французский Э.Даладье уклонились от союза с СССР, ведь Англия вела с
немцами тайные переговоры о разделе мира на сферы влияния. 23 августа
1939 года был заключён советско-германский пакт о ненападении (так
называемый пакт Молотова - Риббентропа). 25 августа Англия заключила
договор с Польшей о срочной помощи, повторив франко-польское военное
соглашение от 19 мая 1939 года.
1 сентября 1939 года Германия напала на Польшу. Англия и Франция
медлили и только 3 сентября объявили войну Германии - в защиту Польши.
Однако не атаковали слабые немецкие заслоны на франко-германской
границе. Поэтому эту «войну без войны» уже тогда прозвали «странной
войной». 8 сентября немцы вышли к Варшаве, откуда уже отбыли и
президент, и главнокомандующий, и правительство Польши. Некоторые
польские министры заранее перевели вклады в иностранные банки и получили
заграничные паспорта (Всемирная история, т. Х, с. 22). Позднее
вице-маршал английской авиации Дж. Кингстон-Маклори признал: во время
«странной войны» налёты на Германию были запрещены (А.С.Яковлев. Цель
жизни. (Записки авиаконструктора). М., 1969, изд. 2-е доп., с. 213).
17 сентября советские войска вступили в Западную Украину и
Западную Белоруссию. В.И. Чуйков, впоследствии маршал Советского Союза,
отмечал: «Хотя и был подписан пакт о ненападении с Германией, однако мы
держали войска в полной боевой готовности. Никто не верил, что Гитлер
будет соблюдать какой-либо договор, если увидит, что ему выгодно его
нарушить» (Причины возникновения второй мировой войны. М., 1982, с.
153-155).
Крупный конструктор артиллерии Герой Социалистического Труда
В.Г. Грабин вспоминал: зимой 1939/1940 годов немцев называли «наши
заклятые друзья». Немцы следили за ходом войны с Финляндией (В.Г.
Грабин. Оружие Победы. М., 1989, с. 393).
Советско-финская война совпала со «странной войной», когда
Англия, Франция, Германия, формально - враги, вместе помогали финнам.
Италия, сообщник немцев, тоже вооружала Финляндию.
В 1939 году начальник Генштаба Б.М. Шапошников считал, что надо
действовать быстро, «ибо в противном случае Финляндия получит извне
серьёзную помощь и конфликт затянется» (Василевский, кн. 1, с. 95). Б.М.
Шапошников в 1910 году окончил царскую Академию Генштаба, полковник
старой армии, с 1940 года - маршал Советского Союза. Он исходил из опыта
царской России, всю жизнь глубоко изучал военную историю, настояв на
введении этого предмета в советских военных вузах.
В 1939 году Главный военный совет отверг план Шапошникова, решив
наступать ограниченными силами. Поэтому в ходе войны «ряд вопросов
пришлось решать экспромтом» (Василевский, кн. 1, с. 95-96). Главный
военный совет возглавлял нарком (министр) обороны К.Е. Ворошилов. «Но,
как знаток военного дела, он, конечно, был слаб» (Г.К. Жуков.
Воспоминания и размышления. М., 13-е изд., 2010, т.1, с. 107, 113).
На военную политику влиял В.М.Молотов («ВИЖ», 1993, № 4, с.11),
нарком (министр) иностранных дел и глава правительства, председатель
Комитета обороны при правительстве.
Он считал, что война продлится несколько дней - финны-де братья,
вот-вот совершат революцию, и 2 декабря 1939 года, на третий день
войны, подписал договор с О. Куусиненом, главным финским пролетарием.
«Идя навстречу национальным чаяниям финского народа», Молотов решил
отдать финнам даром 70 тысяч квадратных километров земли в Советской
Карелии. Финны должны были отдать Советскому Союзу менее 4 тысяч
квадратных километров на Карельском перешейке, получив 120 миллионов
финских марок, а за острова близ Выборга и северо-западнее Мурманска -
ещё 300 миллионов. Это - во имя «укрепления духа и основных положений»
договора 1920 года («ВИЖ», 1990, № 1, с. 30-31). Напомню, что это был
договор между Лениным и президентом Финляндии банкиром Стольбергом.
Сторонники Молотова и сейчас называют его «скалой», ленинцем,
никогда не менявшим взгляды. Получается, поступать по-ленински - всегда
уступать финнам и шведам, без разницы - «буржуям» Стольбергу и
Свинхувуду или коммунисту Куусинену.
Финляндию всегда подпирала Швеция. Там с 1932 года у власти -
социал-демократ премьер-министр Пер Ханссон. Он укреплял военные связи с
Англией и Г
ерманией.
К 1934 году шведы предоставили большие займы немцам. Немцы не
платили по займам, тем не менее, в 1936 году шведское правительство
велело своему послу принять участие в съезде нацистской партии в
Нюрнберге (Дневник посла Додда. Нью-Йорк, 1941, М., русск. пер.: 1961,
с. 116, 237, 438).
Скандинавия входила в «стерлинговый блок» 25 государств,
возглавляемый Англией. Золотые запасы стран-членов хранились в Лондоне, а
курсы валют были привязаны к английскому фунту стерлингов.
Англо-немецкие связи поддерживались через Швецию и Швейцарию, где
М.Норман, управляющий банка Англии, встречался с главным нацистским
банкиром Шахтом. Как можно было этого не заметить и рассчитывать, что
воевать придётся лишь с финнами?
В декабре 1939 года советскую пехоту бросили в атаку без зимнего
обмундирования и снабжения. Опыта штурма укреплёний не было, что
привело к большим потерям убитыми, ранеными, обмороженными. Но
Шапошников в обход Ворошилова перебрасывал на Карельский перешеек
тяжёлую артиллерию и боеприпасы даже из Киевского военного округа.
В начале января 1940 года Политбюро ЦК ВКП(б) приняло план
Шапошникова. Создали Северо-Западный фронт во главе с С.К. Тимошенко.
Фронт имел две армии - 7-ю и 13-ю. Их усилили стрелковыми корпусами,
тяжёлой артиллерией и авиацией. 11 февраля 1940 года фронт перешёл в
наступление, прорвал все три полосы линии Маннергейма, взяв Выборг.
Финский премьер-министр Р.Рюти прилетел в Москву, и 12 марта 1940 года
был подписан мирный договор. В августе 1940 года Сталин сказал
Шапошникову: «Относительно Финляндии Вы оказались правы: обстоятельства
сложились так, как предполагали Вы» (Василевский, кн. 1, с. 102).
В 1940 году к СССР отошли гораздо большие территории, нежели те,
которые хотел купить Молотов в 1939-м, - и без уступок, на которые он
тогда согласился. СССР получил весь Карельский перешеек с Выборгом и
островами, берега Ладожского озера с Кексгольмом и Сортавалой, земли
юго-западнее и северо-западнее Мурманска. На полуострове Ханко (русский
Гангут), у входа в Финский залив, создали советскую военную базу. Всё
это помогло в 1941 году.
Сейчас модно уверять, что война с Финляндией была-де позорно
проиграна. Но в декабре 1940 года в Берлин приезжал начальник финского
генштаба генерал Гейнрихс. Он прочёл доклад немецким генштабистам об
опыте советско-финской войны 1939-1940 годов и «оценивал Красную армию
как серьёзного противника» (Нюрнбергский процесс над главными немецкими
военными преступниками. М., 1958, т. 2, с. 594).
Скажем об авиации в советско-финской войне 1939-1940 годов,
игнорируя интернет, где каждый финн одним махом семерых советских
лётчиков побивахом. На самом деле истребители Поликарпова И-15бис, И-153
и И-16 успешно сразились с западными самолётами. Предусматривался
перелёт в Финляндию и очень крупных воздушных сил с Запада. Ведь финская
аэродромная сеть, построенная немцами к 1939 году, была способна
принять в 10 раз больше самолётов, чем их имелось в финских ВВС (История
второй мировой войны. Т. 3, с. 359).
Помимо свастики, на финских самолётах: валькирии, сидящие верхом
на бомбе, череп и кости, «хватающий зверь» - символ викингов. Финны
имели английский биплан-истребитель «Бристоль Бульдог IVА», новые лёгкие
скоростные двухмоторные бомбардировщики «Бристоль Бленхейм» (тип I и
IV).
Им противостояли советские скоростные бомбардировщики СБ Туполева и дальние бомбардировщики ДБ-3 Ильюшина.
Германия поставила финнам разведчики «Физелер-156Шторх» и
разведчики-бомбардировщики «Юнкерс К43» - для ударов по Ладожскому
озеру. А «мессершмитты» поглощал в 1937-1939 годах испанский фронт, и
они появились у финнов, видимо, с сентября 1940 года, когда Маннергейм
сговорился с немцами снова напасть на СССР - в 1941 году.
Голландия в 1937 году продала новые истребители «Фоккер D-21»,
разведчики-бомбардировщики «Фоккер С-10». Моноплан «Фоккер D-21» -
скорость до 460 км/час и два обычных (калибра 7,9 мм) пулемёта. Война
вновь поставила лицом к лицу истребители Поликарпова и Фоккера.
Поликарпов снова выиграл состязание - пусть никто на Западе этого и не
признаёт. Но ведь факт остаётся фактом - начав войну с «фоккерами»,
Финляндия уже в декабре 1939 года срочно начала закупать другие
самолёты, способные противостоять советским И-15бис, И-153 и И-16. В
1942 году на переделанном «Фоккере D-21» - пушка и четыре
крупнокалиберных пулемёта. «Фоккеры D-21» пытались атаковать наши
бомбардировщики Ил-4, но попадали под разящий ответный огонь (А.В.
Пресняков. Над водами Балтики. Л., 2-е доп. изд., 1983, с. 166-169,
182-183).
В декабре 1939 года к финнам начали прибывать итальянские
истребители-монопланы «Фиат G50» (1937 года выпуска) - скорость 470
км/час, два пулемёта 12,7 мм.
Англия начала поставки истребителей-бипланов фирмы «Глостер» -
«Гаунтлет II» и «Гладиатор II». «Гаунтлет» взяли со складов и подарили
финнам. «Гладиатор» - скорость 407 км/час, два или четыре обычных
пулемёта. «Гладиаторы» стояли на вооружении английских ВВС, поэтому их
обычно финнам продавали, а не дарили. «Гаунтлеты» были значительно
слабее советских маневренных, хорошо вооружённых И-15бис. «Гладиаторы»
вёли бои на равных с И-15бис, но сильно проигрывали И-153 «Чайке» и
И-16.
С конца декабря 1939 года шведский флот ставил мины у входа в
Ботнический залив, чтобы помешать советскому Балтийскому флоту. В начале
января 1940 года авиачасть шведских ВВС на английских самолётах
прилетела на помощь финнам. Шведские лётчики-добровольцы не уступали
«своим финским сослуживцам» в ловкости и решительности (Лундстрём, с.
31).
Но в феврале 1940 года бывший ленинский нарком Александра
Коллонтай, давний советский посол в Стокгольме, записала в дневник:
Швеция твёрдо нейтральна, а Запад заметной помощи финнам не окажет.
Коллонтай, премьер-министр Швеции П. Ханссон и его жена встречались
приватно - втроём («ВИЖ», 1990, № 7, с. 14).
О революционно-эротических теориях наркома Коллонтай известно
немало, зато её происхождение (по матери - финка или шведка?) покрыто
тайной.
Вопреки отчётам Коллонтай, западная помощь нарастала.
Французский премьер-министр Даладье послал 30 новых
истребителей-монопланов «Моран-Сольнье-470» - скорость 486 км/час, 20-мм
пушка и 3 пулемёта 7,70 мм. А США - новейшие истребители-монопланы
«Брустер» F2A - скорость до 500 км/час, 4 пулемёта 12,7 мм.
«В этой войне нашим самолётам пришлось противостоять вполне
современным иностранным истребителям». Запад передал финнам 350
самолётов (Тростянский, с. 62).
Поставки западных истребителей с февраля 1940 года сделали
финскую авиацию боеспособной (Лундстрём, с. 26). Значит, прежнюю,
закупленную в декабре 1939 года, опять выбили советские ВВС. А ведь
финны получили свыше 400 новеньких самолётов (Лундстрём, с.27).
За время войны финны потеряли 362 самолёта, советская авиация -
261 самолёт (В.С.Шумилин. Советская военная авиация: 1917-1941. М.,
1986, с. 255).
По архивным данным, потери советской авиации - 422 самолёта, но
из них 203 - не боевые, из-за аварий, вызванных «суровыми
природно-климатическими условиями» («ВИЖ», 1990, № 7, с. 18). То есть, в
боях потеряно 219 самолётов.
Что за «суровые природно-климатические условия»? В январе 1940
года Ворошилов назначил Ф.П. Полынина командовать авиацией 13-й армии на
Карельском перешейке. Полынин прибыл на железнодорожную станцию
Кавголово. «Подготовленных аэродромов в полосе, примыкающей к линии
фронта, не было... Вокруг лежали глубокие снега, царило полнейшее
бездорожье, отсутствовало какое-либо жильё». Пурга, «морозище под сорок
градусов». Наши авиаторы приспосабливали под аэродромы озёра, покрытые
толстым льдом (Ф.П. Полынин. Боевые маршруты. М., 1981, с. 78-79).
Кавголово, к северу от Ленинграда, - среди лесов, болот и озёр, самое
крупное - Кавголовское.
В 1937-1938 годах Ленинградским военным округом командовал
Дыбенко. Он в 1915-1917 годах арестовывался за антивоенную агитацию
(против войны с немцами), известен и как один из мужей Коллонтай.
Дыбенко гордился, что в конце 1920-х - начале 1930-х годов учился в
немецкой военной академии, рассказывал «о зарождении фашизма» («ВИЖ»,
1989, №5, с. 81-82).
Займы финнам со свастикой давал интернационал банкиров - от
Лондона до Стокгольма, от Берлина до Нью-Йорка. Президент США Ф.Рузвельт
2 декабря 1939 года в заявлении для печати призвал к «моральному
запрету» на торговлю с СССР. Бывший президент США Г.Гувер возглавил
организацию помощи финнам. Создали документальный фильм «Финляндия
борется», показанный одновременно в Европе и Америке в начале 1940 года.
14 декабря 1939 года Англия и Франция добились исключения
Советского Союза из Лиги Наций (аналога ООН). Социалистический и
профсоюзный интернационалы, фашисты Европы - все обличали СССР и
собирали деньги финнам, вербовали для них наёмников, в том числе и
лётчиков.
А на Западе «странная война» продолжалась. Во Франции миллионер
де Вандель числился «французом» и отправлял железную руду в Германию,
своему двоюродному брату. Французский МИД, затем министерство юстиции
возглавлял Ж. Бонне, немецкий агент. Премьер-министр Э. Даладье, чтобы
помочь финнам, планировал поднять авиацию с аэродромов Сирии и Ливана и
бомбить нефтеносный юг СССР. Командовать операцией должен был генерал
Вейган, действуя вместе с англичанами (Всемирная история, т. Х, с.
27-28, 31-32).
21 марта, вскоре после советско-финского мира, Даладье ушёл в
отставку. 23 марта новым премьер-министром стал Поль Рейно. Рейно был
настроен против немцев, но почти ничего сделать не мог. Масоны-депутаты
из партии радикал-социалистов настояли, что бы их вожак пораженец
Даладье остался военным министром.
9 апреля 1940 года немцы вторглись в Данию. Её король Кристиан
Х, политики, военные - подчинились. Сколько на подкупы потратил
полудатчанин Шахт, главный банкир Германии? С 9 апреля по 10 июня немцы
захватили Норвегию.
Французская военная разведка точно определила силы и планы
немецкого наступления на Западе. Но верхи Франции это проигнорировали
(Начальный период войны. М., 1974, с.172-173). Генерал-лейтенант О.
Михильс, начальник бельгийского Генштаба, писал: бельгийцы располагали
сведениями о немцах, которые лишь немного отличались от действительности
(О. Михильс. 18 дней войны в Бельгии. Париж, 1947, с. 60).
7 мая Сталин сместил Ворошилова с поста наркома обороны,
назначив маршала С.К. Тимошенко. По акту приёма дел, при Ворошилове
процветали финансово-хозяйственные нарушения, «кампанейщина» («ВИЖ»,
1992, № 1, с. 7-16). Смещение Ворошилова, кстати, встревожило Геббельса,
что отражено в его дневнике («ВИЖ», 1994, № 6, с. 54).
10 мая немцы, боясь штурмовать мощную французскую приграничную
укреплённую линию Мажино, обошли её и ударили по Франции через
Люксембург, Бельгию и Голландию, чей нейтралитет ложно гарантировали.
Прекрасно вооружённая бельгийская армия (550 тысяч человек, или 23
дивизии) сражалась бок о бок с французами. Но 28 мая бельгийский король
Леопольд III приказал сложить оружие. Из дневников Геббельса известно:
немцы подкупили Леопольда III за 50 миллионов франков («ВИЖ», 1994, № 8,
с.71).
14 июня предатель-генерал Вейган, главнокомандующий, приказал
без боя сдать Париж немцам. Правительство Франции очутилось в Бордо, там
16 июня премьером стал предатель-маршал Петэн. 22 июня 1940 года
петэновец генерал Хюнтцигер («француз») подписал кабальное «перемирие» с
немцами из 24 подробных статей: о грабеже, судьбе французского
вооружения, флота, авиации, границах «запретных» оккупационных зон.
Скорее всего, этот текст согласовали по банкиро-масонским каналам ещё во
время «странной войны».
В июле президент А.Лебрен устранился, сенаторы и депутаты
вручили всю власть Петэну. Глава масонской ложи «Великий Восток Франции»
А.Бауэр (какая «французская» фамилия!) признал: «Накануне второй
мировой войны от 50 до 60 процентов членов французского парламента были
масонами» («Совершенно секретно», 2004, №1, с. 20). Думаю, Бауэр
поскромничал.
Петэн и его «министры» осели в местечке Виши на юге Франции.
Французов угоняли на принудительную работу в Германию. Это вишисты
назвали «национальной революцией». Опора Виши - финансовая олигархия,
банкиры и владельцы крупнейших концернов (Всемирная история, т. Х,
с.62-63). Вишисты обязались поставить немцам 2038 новейших самолётов с
чертежами - истребители «Девуатин-520», бомбардировщики «Блош МВ-175»,
«Луар и Оливье-451» (Ш. Эренгардт. Авиация Виши в бою. 1985, т.1, с. 14,
15, 18).
А.И. Шахурин, нарком авиапромышленности, отмечал: «Захватывая
одну страну за другой, а к середине 1940 года пали Дания, Бельгия,
Голландия, Франция, Норвегия, фашизм прибирал к рукам промышленность
этих стран, превращая её в свой дополнительный арсенал для расширения
военного производства, в том числе изготовления самолётов, двигателей,
приборов и т.д.». «Немецкая авиапромышленность вместе с промышленностью
оккупированных ею стран примерно в два раза мощнее нашей» (А.И. Шахурин.
Крылья Победы. М., 1984, с. 76-78).
Генерал-полковник авиации А.Н. Пономарёв вспоминал: «Позднее мы
узнали, что конструкторские бюро Юнкерса, Хейнкеля, Мессершмитта, каждое
в отдельности, имели численность, в несколько раз превосходившую
численность авиационных конструкторских бюро всей нашей страны» (А.Н.
Пономарёв. Ко
нструктор С.В. Ильюшин. М., 1988, с. 138).
В июле 1940 года немцы начали переброску войск из Франции в
Польшу, где строили железные дороги, мосты, аэродромы. Немецкий генерал
Маркс к августу 1940 года подготовил план нападения на СССР, позже, с
декабря, названный «Барбаросса». Абвер (немецкая разведка) усилил
шпионаж и диверсии против СССР (Нюрнбергский процесс, т. 2, с. 483, 486,
487, 593).
Тем временем Поликарпов в июле 1940 года получил
производственную базу, став и директором, и главным конструктором завода
№51 в Москве (Коршунов, с. 103, 104; Тростянский, с. 83-84; Стражева,
с. 145). 28 октября за «исключительные заслуги перед государством» ему
присвоили звание Героя Социалистического Труда, а 12 ноября в Кремле
вручили наградную грамоту.
Истребитель И-16
В 1939 году Поликарпов создал модификацию И-153, запущенную в крупное серийное производство: с четырьмя пулемётами БС калибра 12,7 мм (Тростянский, с. 59). Этот пулемёт разработал тульский военный инженер М.Е. Березин.
В 1940 году внедрили модификацию И-153 с двумя синхронными 20-мм пушками ШВАК (Тростянский, с. 61). При испытаниях на прочность синхронизатор сместили, чтобы снаряд попал в лопасть винта. Но винт уцелел, и лётчик Е.Г.Уляхин посадил самолёт. «Благодаря этим испытаниям на поликарповский И-153 поставили пушку, и вооружение этого нашего самолёта оказалось достойным» (Шахурин, с. 69-70).
Поликарпов совершенствовал свой И-16 (фото). В серию запустили И-16 тип 24: скорость выросла до 489 км/час, несмотря на сильное пулемётное или пушечно-пулемётное вооружение, подвесные реактивные снаряды и бомбы. Как обычно, работая над несколькими проектами, Поликарпов создал истребитель И-180.
Максимальная скорость «мессершмитта-109Е» - 570 км/час, у И-180 - 585 км/час. «По вооружению И-180 также не уступал Ме-109Е: крупнокалиберные пулемёты БС калибра 12,7 мм, по опыту войны в Испании не уступали пушкам Эрликон калибра 20 мм» (Тростянский, с. 78).
И-180 был тщательно рассчитан, первый экземпляр самолёта отлажен, наземные аэродромные испытания (пробежки, подлёты) успешно провёл опытнейший лётчик В.П. Чкалов. 15 декабря 1938 года он взлетел, но, вопреки заданию, почему-то оказался на значительном отдалении от Центрального аэродрома. При снижении двигатель заглох. Самолёт, зацепившись за провода, упал на территории склада, захламленного металлоломом. Чкалов погиб. 17 декабря Сталин позвонил домой Поликарпову и сказал, что к нему никаких претензий нет, он должен успокоиться, отдохнуть, а затем продолжать работу (Тростянский, с. 73-75; Стражева, с. 139; Коршунов, с. 96, 108).
Но Чкалов раньше запускал в воздухе остановившийся мотор самолёта, на бреющем полёте врезался в телеграфные провода (В.П. Захаров. Первый военный аэродром. М., 1988, с. 89, 90).
Видимо, накануне полёта кто-то очень сильно повредил (или даже заменил) двигатель И-180, а Чкалов подвоха не ожидал.
Кстати, лётчик-испытатель М.М. Громов повторял, что с ним ничего не случится: механики у него замечательные, он их знает давно, но перед вылетом всегда сам тщательно проверяет самолёт (Шахурин, с. 73).
Возможно, Чкалову подмешали препарат, вызвавший в полёте резкий спазм сосудов. Тогда Чкалов начал терять сознание ещё в воздухе, чем объясняется отклонение от маршрута и то, что самолёт рухнул на груду металлолома.
В 1938 году Гитлер приказал готовить войну против СССР. Высотный авиаотряд абвера тайно летал над советской территорией, стартуя с венгерских аэродромов (Нюрнбергский процесс, т. 2, с. 104-105, 486).
4 сентября 1939 года на облётанном И-180 погиб опытный лётчик Т.П. Сузи. В день гибели он выглядел неважно. Нормально набрал высоту 9000 метров. Вдруг перестал управлять самолётом, «пикировал на полном газу» и «выбросился» без парашюта (Стражева, с. 141; Тростянский, с. 80, 87, 88). Это сходно с ги
белью Чкалова.
Прекрасно летали на И-180 Е.Г.Уляхин и С.П.Супрун. Однажды Супрун садился, но «наперерез вырулил пассажирский самолёт». Избегая столкновения, Супрун резко затормозил, повредив шасси. Чиновники, получив предлог для новой проверки, называли самолёты Поликарпова непечатно. Поликарпов считал неудачи с И-180 «случайными», однако подозрения у него были (Тростянский, с. 75, 80-82). На Поликарпова и в 1940 году «смотрели недоброжелательно и строили бюрократические козни» (Коршунов, с. 96-103).
В октябре 1941 года КБ Поликарпова эвакуировали из Москвы. Штаб ПВО прислал лётчика перегнать И-180. Лётчик после краткого инструктажа легко поднял машину в воздух. Через несколько часов, выполнив задание, позвонил и закричал: «Почему нет таких машин на вооружении? Это то, на чём бы мы сейчас били немцев» (Тростянский, с. 84-85).
Немцы, безусловно, следили за Поликарповым. Одну из их военных делегаций, которую «мы были вынуждены принимать» во время пакта о ненападении, осенью 1940 года возглавлял инженер, «ранее работавший у нас по договору», в КБ Поликарпова (Шахурин, с.76-77).
Предполагаю, что в срыве производства И-180 не обошлось без участия абвера.
Н. СЕЛИЩЕВ,
член Русского Исторического Общества