Место смерти: город Москва, страна Россия

Новости Москвы  Общество 
0
237
Время на чтение 5 минут
Во время взрыва возле гостиницы "Националь" 9 декабря погибла липчанка Татьяна Комарова. После похорон, которые состоялись в Липецке 12 декабря, наш корреспондент встретился с мамой погибшей, Людмилой Михайловной КОМАРОВОЙ. Она рассказала о том, что ей пришлось пережить в эти дни:

- Накануне взрыва, в воскресенье в три часа дня, нам домой позвонил руководитель сектора, у которого моя дочь и Инна Гизоева писали диссертацию. Они обе были аспирантками института государства и права Российской Академии наук. Она попросила их прийти на занятие во вторник, то есть 9 декабря, к 11 часам 30 минутам.

Инна родом из Осетии, с института дружила с моей дочерью и жила вместе с нами в Москве. В тот злополучный день девушки, как обычно, отправились к девяти часам на службу в Министерство по налогам и сборам. Последние полгода они трудились вместе в юридическом департаменте МНС. Я была на работе, когда мне позвонил муж и сообщил, что возле гостиницы "Националь" совершен террористический акт. Прикинув по времени, что девушки, идя в аспирантуру, могли оказаться в это время в районе взрыва, я сразу же позвонила им на работу. Мне ответили, что они ушли без десяти минут одиннадцать. Сразу же набрала номер мобильника Татьяны. Металлический голос ответил, что абонент недоступен. Каждые три минуты набирала ее номер и каждый раз слышала дежурную фразу. Сопоставив по времени их путь от Охотного ряда до Знаменки, где располагается аспирантура, поняла, что с девочками случилось что-то неладное.

Через пару часов зашла в Интернет - в списках пострадавших ни Татьяны Комаровой, ни Инны Гизоевой не было. А еще через час позвонил из Осетии брат Инны и сообщил, что по телевидению передали информацию о том, что одна из шахидок-самоубийц Инга Гизоева. Я знала эту скромную девушку не один год и поверить в такой абсурд не могла. Надежда на чудо рухнула в тот же миг, и я поняла, что случилось непоправимое. Я начала обзванивать больницы, МЧС, морги. Но сведений ни об Инне, ни о Татьяне не было. Тогда я позвонила в ГУВД Москвы и снова назвала две фамилии. На другом конце провода замолчали и попросили сообщить свой рабочий и домашний телефоны. Я назвала их. В половине пятого мне позвонили из ГУВД и попросили приехать к ним, а если я не смогу, то сказали, что ко мне приедет опергруппа. Я ответила, что выезжаю. И мы с мужем отправились на Б. Дмитровку.

Следователь подробно расспросил меня, в чем были одеты девушки. Я перечислила верхнюю одежду, обувь и головные уборы. Его сообщение прозвучало как приговор - Таня и Инна в числе убитых. Я попросила, чтобы нас отвезли на опознание в морг. В течение трех часов следователь очень невнятно мне пояснял, что, дескать, не закончены некоторые формальности и поэтому сегодня не могут показать трупы. Я просила, умоляла, взывала к родительским чувствам, но все было безрезультатно...

- Вы не смотрите на мое хрупкое тело, - сокрушенно говорит Людмила Михайловна. - Материнская любовь живет в душе. Я ворвалась в кабинет, где заседал штаб по терактам из высших чинов ФСБ и ГУВД Москвы. Там я уже никого и ни о чем не просила. Я требовала показать мне тела моих девочек. Люди в погонах пообещали сделать это через некоторое время и попросили немного подождать. Запас сил иссяк. Неподалеку от ГУВД есть храм - не знаю, кому он воздвигнут, но мы с мужем пошли туда. В душе еще теплилась надежда.

Дальше рассказывает Юрий Сергеевич, отец погибшей Тани:

- Когда вошли в собор, служба уже закончилась. Мы объяснили настоятелю ситуацию, и он, несмотря на неурочное время, отслужил панихиду. У каждой иконы мы просили пощадить девочек. Я уже тогда понимал, что это бессмысленно, но тоже молился за Таню, Инну. И за Людмилу. Батюшка посоветовал нам взять икону Казанской Божьей матери домой. Мы взяли ее и отправились снова в ГУВД.

Людмила Михайловна:

- В морг нас повезли только в 23 часа. Инну Гизоеву опознал мой муж - я не решилась зайти в мертвецкую. На вопрос, где наша дочь, эксперт ответил: "Мы не знаем". Кто-то из присутствовавших следователей сказал, что якобы некоторых пострадавших отвозили в 64-ю больницу города. В приемном покое этой больницы нам ответили, что с места взрыва к ним никого не привозили. Создавалось впечатление, что либо информацией спецслужбы не владеют, либо сознательно тянут время. Этот морг, в котором находились наши девочки, по роковой случайности был именно тем моргом, где они проходили практику по криминалистике - он как раз располагается напротив юридической академии. И почему-то охранялся автоматчиками.

От кого так тщательно оберегались покойники, известно лишь людям в погонах. Примерно через час мне на опознание вынесли ботинок, который представлял жалкое подобие лохмотьев. Опознать в нем обувь дочери я не смогла. Еще через час на каталке вывезли разложенные фрагменты одежды: обгоревший шарф, тридцатисантиметровый кусок брючины и кусок дубленки. Это были фрагменты одежды моей дочери. Я попросила показать мне ее тело, но нам ответили, что вам никто и ничего не покажет, да и смотреть там не на что...

10 декабря семья Комаровых в полном составе отправилась на место гибели девушек к гостинице "Националь" с 46 розами - по общему количеству лет Тани и Инны. Отель жил своей жизнью, мастеровые стеклили вылетевшие окна, и серьезных повреждений здания не наблюдалось.

У места гибели дочери и ее подруги силы оставили Людмилу Михайловну, и она, прижимая к груди охапку роз, простонала, обращаясь к прохожим: "Люди! Ну почему все так? Почему даже дикий зверь спасает своих детей, а мы молчим, когда убивают наших? Сегодня я потеряла родную кровиночку, но кто из вас может твердо сказать, что завтра его не постигнет моя участь? Доколе мы будем молчать?!."

Рассказывает сестра погибшей Елена Пушилина:

- Когда мама закричала, люди остановились, и, казалось, внимательно слушают ее. Но потом, опустив глаза, медленно разбрелись каждый в свою сторону, осторожно обходя обезумевшую от горя женщину.

За весь день одно радостное событие - вечером по телевидению прозвучало опровержение по поводу причастности Инны Гизоевой к теракту.

Вернувшись домой, мы поставили на журнальный столик свечку в медном кувшинчике и студенческую фотографию, где Инна и Таня сняты в полный рост. Рядом - ту самую иконку Казанской Божьей матери, купленную в храме. Я напичкала отца с матерью всякими снадобьями, и, измученные неизвестностью, мы уснули.

Юрий Сергеевич:

- Я проснулся оттого, что меня позвала Таня. Вся комната была в дыму. Горел журнальный столик, провода компьютера. Затушив пожар, я обратил внимание на то, что на фотографии Инна не сгорела, а от Татьяны остались некоторые части. Бумажная иконка, на удивление, была совершенно нетронутой огнем, хотя стояла рядом. На следующий день, когда нам отдали фрагменты тела нашей дочери, я поразился. Там были именно те фрагменты, которые уцелели на фотографии. А Инну огонь вообще не задел, и наяву ее тело сохранилось.

Людмила Михайловна:

- 11 декабря, в 16 часов вечера, благодаря помощи Министерства по налогам и сборам России, нам удалось забрать останки девушек. Инну Гизоеву вывезли на каталке, а нашу дочь вынесли в полиэтиленовом пакете, завязанном узлом. До этого нам сказали, что тела выдадут в цинковых закрытых гробах, как с военных действий, но мы отказались и настояли, чтобы останки были помещены в обычные деревянные. Но в гробы, а не полиэтиленовые мешки! Увидев этот пакет в руках сотрудника морга, так и хотелось закричать: "Эта девочка была представителем правительства Российской Федерации в Верховном суде, а вы вынесли ее в убогом черном пакете как никчемность! А она хотела жить и так хотела быть полезной своему государству".

Юрий Сергеевич:

- Когда я забирал останки дочери, эксперт судебно-медицинской экспертизы сказал, что, судя по поражению, удар шел снизу, и поэтому разрыв пришелся именно на тело моей дочери. Она как бы закрыла собой взрывную волну...

P.S. А у Соньки, абрикосового пуделя, которого девушки незадолго до взрыва купили на Птичьем рынке, до сих пор текут кровавые слезы. Ветеринары говорят, что пройдет...

Досье "ПР"

В результате взрыва у гостиницы "Националь" погибли 6 человек, 14 получили ранения различной степени тяжести, 13 пострадавших были госпитализированы. По факту взрыва возбуждено уголовное дело по статьям 105 и 205 УК РФ (умышленное убийство и терроризм).

17 декабря 2003 г.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Л. Берсанова
Все статьи Л. Берсанова
Новости Москвы
Все статьи темы
Общество
«Крокус» – проверка на вшивость
Об инициативе возвести храм на месте теракта и необходимости предотвратить роковую ошибку, которая может быть допущена обществом и государством
02.04.2024
Народное единство начинается с народного объединения
Находкинцы провели «воскресник»
14.08.2023
Деревни: время дожития
Фильм Сергея Герасимова
18.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
Победи себя – будешь непобедим!
Новый комментарий от С. Югов
26.04.2024 18:08
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Игорь Бондарев
26.04.2024 18:06
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от С. Югов
26.04.2024 17:17
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
26.04.2024 16:38