Храм Христа Спасителя восстановлен. Что дальше?

Общество 
0
169
Время на чтение 5 минут

Казалось бы, невозможное сделано: целиком восстановлен храм Христа Спасителя - храм императорской России, символ уничтоженной Москвы. Похоже, отцы города собираются поставить на этом жирную самодовольную точку. Между тем весь район вокруг разрушенного храма был буквально усеян церквями, восстановление которых, не требуя таких же громадных затрат, воссоздало бы в центре уникальный архитектурный ландшафт, естественно дополняющий праздничный облик Кремля.
После храма Христа Спасителя, пожалуй, самая интересная история на Волхонке у дома 16. Его историю подробно исследовал талантливый историк отечественной архитектуры Евгений Николаев. Когда Екатерина II обратилась в августе 1774-го с письмом к князю М.М. Голицыну: "Нету ли дома... в городе, в котором бы я уместилась", князь предложил свой. Дом Голицына и соседний Долгорукова по проекту Матвея Казакова соединили огромным деревянным дворцом. Один только тронный зал Пречистенского дворца с колоннадой по трем сторонам занимал площадь около 775 кв. м. Дворец был весь пронизан анфиладами. Императрица жаловалась из зимней Москвы на холод, сырость и путаницу бесчисленных дверей дворца, но в том же 1775 году Казаков получает чин архитектора, начинает строить Петровский дворец, а спустя год проектирует Сенат. Позднее Пречистенский дворец разобрали и поставили на старом фундаменте на Воробьевых горах. Дальнейшая его судьба неизвестна, кроме того, что иконостас дворцовой церкви хранился в Кремле, в церкви Петра и Павла до 1924 года. Дом на Волхонке горел в 1810-м, а окончательно - в 1812 году. В том же году Казаков скончался, но дом восстановили по его проекту. Первая московская гимназия просуществовала в нем целое столетие, до революции. В 1852 году дом перестроили. Это было время массовой переделки фасадов и массового уничтожения портиков. Колоннаду убрали также из большого двухсветного зала. В итоге нам достался сухой, невыразительный фасад, типичный для середины XIX века. Но сохранились обмеры, чертежи, само здание, есть все возможности обогатить Москву первоклассным памятником архитектуры.
На старых фото храма Христа Спасителя рядом с ним, по набережной в сторону Кремля, виден другой храм и колокольня в наряде московского барокко. Это церковь Похвалы Богородицы в Башмакове, ее звали также "старая проща", что само по себе свидетельство долгой истории. Древнерусское "проща" означало прощение грехов. Так до Романовых называли храмы с иконой, дарующей исцеление. Церковь известна на этом месте с 1475 года. В "Башмакове" - потому что это храмовое здание построено в 1705 году думным дворянином Дементием Башмаковым и находилось на его дворе. Чудотворная икона помещалась в приделе святого Николая Чудотворца. Славился храм и шестиярусным, целиком резным иконостасом с иконами изографа Кирилла Улинова. При сносе храма в 1932 году была найдена каменная плита с надписью, что под ней похоронен убитый в 1570 году в Ливонской войне Малюта Скуратов.
Церковь Сошествия Святого Духа у Пречистых ворот в народе часто называлась не по главному престолу, а по одному из церковных приделов, церковью "Покрова на Грязех" (площадь перед ней часто заливало). Храм упоминается уже в Никоновской летописи в связи с пожаром 1493 года. Каменный храм выстроен в 1693-1699 годах стольником и полковником Борисом Федоровичем Дементьевым. Колокольня и трапезная построены в начале XIX века, но вполне органично основному объему. К храму должны были подниматься ступеньки, ведущие сейчас к арке наземного вестибюля метро "Кропоткинская". Несмотря на инженерную сложность задачи (под землей теперь станция метро, строившаяся открытым способом, тоже памятник архитектуры), восстановить церковь Покрова на Грязех необходимо именно на этом месте. Она "держала" пространство площади, начинала Гоголевский бульвар. Кстати, мрамор облицовки станции метро, белый и узорчатый, - оттуда. Облицовка потемней пошла на гостиницу "Москва". Строительство станций первой очереди метро традиционно начиналось сносом церквей, особенно пострадали Пречистенка, Лубянка и Красные ворота (о Лубянке см. "НГ" от 14 января с.г.).
"В связи с началом строительных работ Усачевского радиуса метрополитена" президиум Моссовета в сентябре 1933 года вынес постановление "о закрытии церквей так называемых Воскресения и Успения". Церковь Воскресения Нового на Остоженке возвышалась над проездом к Зачатьевскому монастырю на изгибе улицы, хорошо просматриваясь с обеих сторон. Этим объясняются вытянутые пропорции колокольни, выстроенной в 1831 году, когда в отечественной архитектуре, воспитанной на классицизме, уделялось особое внимание созданию цельного городского ансамбля. Тогда же перестроили и саму церковь, но основной объем - не позднее первой половины XVIII века, на церковном чердаке видны были следы "кокошников". Сейчас на этом углу Остоженки и 1-го Зачатьевского переулка скверик. Церковь Успения Пресвятой Богородицы, тоже каменная с XVII века и тоже перестраивавшаяся в XVIII, стояла между домами 39 и 47.
К тому времени снесли в основном и стоявший рядом Зачатьевский монастырь. Не в первый раз. Монастырь известен с XVI века. Зачатьевским он стал по соборному храму, когда в 1584 году царь Федор Иоаннович и царица Ирина Годунова, "тяготившиеся бездетностью", поставили здесь два храма: Зачатия Пресвятой Богородицы и Рождества Богородицы. Но в начале XIX века на их месте возводится новый храмовый комплекс с колокольней в модном тогда "готическом" стиле. Архитектором был М.М. Казаков, сын Матвея Федоровича. Как ни странно, из монастырских церквей уцелела лучшая - надвратная церковь Спаса Нерукотворного Образа над северными святыми воротами, сооруженная в 1696 году стольником Петра I Андреем Римским-Корсаковым.
По Чертольскому переулку и Пречистенке, рядом с домом Хрущевых-Селезневых, теперь Музеем Пушкина, стояла церковь Спаса Нерукотворного Образа "на убогих домах". По приделу ее называли также церковью Пятницы на Божедомке. "Убогими домами" звали на Руси морги. Церковь сооружена взамен ветхой в 1694-1696 годах царицей Марфой Матвеевной в "Вечное поминование" мужа - царя Федора Алексеевича. Церковь восхищала своими ампирными иконостасами. Снесена весной 1934 года. На ее месте построили школу. Подобная школа возвышается и на месте центрального храма Зачатьевского монастыря. Революционные учреждения любили почему-то оккупировать школы и заняли 80% дореволюционных школьных зданий. Детям приходилось учиться в три смены, но школ все равно не хватало. Тогда Моссовет принял решение: в центре Москвы построить 30 школ на месте храмов, ударить образованием по церковному мракобесию. Из них построено 23.
Существенно перестроенная в 1809 году церковь Ржевской иконы Божьей Матери и Пречистенских ворот фактически была уже третьей каменной церковью на месте нынешнего скверика дома #8 по Гоголевскому (бывшему Пречистенскому) бульвару. Точнее, за ним, несколько в углублении. Алтарями церковь выходила в Большой Знаменский переулок, а на бульвар - шатровой колокольней XVII века. Названа церковь по чудотворной иконе Божьей Матери, явившейся в 1593 году в деревне Клочки близ Ржева. Небольшой, как бы на четыре колонны, портик храма органично влился бы и сегодня в этот район "классической" Москвы. Для большей парадности крайние колонны были сдвоены, но все равно церковь производила очень уютное, успокаивающее впечатление. В конце XIX века церковь пришла в ветхость, трапезную и колокольню выстроили заново (архитектор А.А. Никифоров), но возводили колокольню по старому образцу. Теперь это надо проделать еще раз.
Разумеется, восстанавливать надо не все подряд, и не только храмы. Но именно "культовые сооружения" при "советской власти" уничтожали особенно рьяно, а церкви в этом районе, как на грех, попадались одна другой краше. Мы прошли только малый участок, но храмовое ожерелье тянулось в Замоскворечье и Хамовники, по Арбату и Моховой. Его воссоздание - заботливый и долгий труд.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Долгов Сергей
Реставратор из семьи иконописцев
Третьяковка: выставка Александра Корина
07.05.2002
Архитектура без новых идей на месте снесенных шедевров
Вы скоры на злодеяния, но медленны вспоминать Первая книга Нефия.
19.04.2002
Улица без храмов
Историко-виртуальная прогулка по Мясницкой
15.04.2002
Все статьи Долгов Сергей
Общество
«Крокус» – проверка на вшивость
Об инициативе возвести храм на месте теракта и необходимости предотвратить роковую ошибку, которая может быть допущена обществом и государством
02.04.2024
Народное единство начинается с народного объединения
Находкинцы провели «воскресник»
14.08.2023
Деревни: время дожития
Фильм Сергея Герасимова
18.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
Победи себя – будешь непобедим!
Новый комментарий от С. Югов
26.04.2024 18:08
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Игорь Бондарев
26.04.2024 18:06
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от С. Югов
26.04.2024 17:17
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
26.04.2024 16:38