«На денгах князь великий на коне, а имея копье в руце...»

К вопросу о прижизненной иконографии Царя Ивана IV Васильевича на русских монетах XVI в.

Иван Грозный  Александр Сергеевич Пушкин  Новости Москвы 
0
1833
Время на чтение 46 минут

Портреты подлинные и мнимые

Вопрос о существовании прижизненных изображений первого русского царя Ивана IV Васильевича и их достоверностидо сих пор носит дискуссионный характер.

Ещё в изданной в 1882 г. в Санкт-Петербурге книге известного историка искусства Д.А. Ровинского (1824 - 1895) «Достоверные портреты московских государей Ивана III, Василия Ивановича и Ивана IVГрозного, и посольства их времени» сообщалось, что «относительно портретов» Ивана IV Васильевича «мы не так счастливы», как в отношении портретов его отца - Василия III Ивановича, «так как ни один из современных ему портретов, гравированных за границею, не имеет за собой тех признаков достоверности, которыми отличаются портреты Вел[икого] Кн[язя]Василия в образцах Хиршфогеля и Иовия».(1)

Ряд исследователей полагают, что единственным сделанным с натуры портретом Ивана IV Васильевича является выполненная в иконописной манере «парсуна», хранящаяся в настоящее время в собрании Национального музея Дании (г. Копенгаген) (см.:рис. 1).


«Составить сколь-нибудь точный портрет Ивана IV трудно из-за недостатка достоверных данных, - отмечал в своём исследовании "Иван Грозный" признанный специалист в области отечественной истории XVI - XVII вв. доктор исторических наук Р.Г. Скрынников (1931 - 2009). - Среди немногих царских портретов наибольшими достоинствами отличается самый ранний, написанный неизвестным московским художником и вывезенный в Копенгаген. Черты лица изображённого на нём человека достаточно запоминающиеся: высокий лоб с большими залысинами, удлинённый, немного крючковатый нос, пышная борода. Ценность портрета снижается, однако, тем, что он написан в условной, почти иконописной манере.

К числу ранних изображений Грозного относится фреска на стенах Новоспасского монастыря в Москве. Но фреска выполнена в ещё более условной манере, чем копенгагенский портрет. В благообразном царском лике индивидуальность вовсе утрачена. Недостоверны обличительные портреты Грозного в немецких летучих "листах", показывающих хитрого, жестокого азиата в косматой шапке.

В поздних изображениях Ивана из Титулярника XVII в. всё схематично - и орлиный нос, и грозно сдвинутые брови. Живописное изображение может быть дополнено литературными портретами Грозного. Самый известный из них принадлежит перу писателя начала XVIIв. князя Семёна Шаховского. "Царь Иван, -писал Шаховской, - образом нелепым, очи имея серы, нос протягновен и покляп, возрастом велик бяше, сухо тело имея, плещи имея высоки, груди широки, мышцы толсты".(2)Некоторые детали этого портрета внушают сомнения. [...] Даже противники, не пожалевшие красок для очернения "тирана", ни словомне обмолвились насчёт его отталкивающей внешности. Менее пристрастные авторы, вроде итальянских и английских купцов, определённо писали, что Иван обладал привлекательной внешностью и даже был хорош собой. Как видно, Грозный отличался внешним благообразием, во всяком случае его облик не отражал внутренней жестокости. В этом пункте первый скульптурный портрет Грозного, выполненный в наше время М.М. Герасимовым, не вполне согласуется с показаниями источников. Всего подробнее внешность царя описал австрийский посол. По его словам, в 45 лет Иван был полон сил и довольно толст. Царя отличал высокий рост, у него были длинная густая борода рыжего цвета с черноватым оттенком, бритая голова и большие бегающие глаза. Более всего австрийца покорила царственная осанка Грозного».(3)

Миниатюрами с изображениями Ивана IV Васильевича, выполненными в условно-схематичнойиконописной манере, изобилует Лицевой летописный свод («Царь-книга»), созданный в 1560 - 1570-х гг.(4)

Известны иконографические изображенияцаря Ивана IV Васильевича, к которым относят вышеупомянутую фреску из Спасо-Преображенского собора Новоспасского монастыря Москвы (датируемую XVII в. и, вероятно, списанную с ранней фрески XVI в.), клеймаТихвинской иконы Божией МатериXVIв. из Благовещенского собора Московского Кремля, Тихвинской иконы Божией Матери конца XVI в. из храма Московского Преображенского кладбища,Владимирской иконы Божией Матери с акафистом XVIIв. из Московского Свято-Данилова монастыря и Тихвинской иконы Божией Матери с чудесами 1680 г. из храма в честь Смоленской иконы Божией Матери (Одигитриевского) в Калуге.(5)

Многие исследователи полагают, что его изображение присутствует также на известной иконе«Благословенно воинство Небесного Царя» (позднее название - «Церковь воинствующая»), написанной в 1550-х гг. по заказу Ивана IV Васильевича в память о Казанском походе 1552 г. ив настоящее время находящейся в экспозиции Государственной Третьяковской галереи, и на фрескеиз алтарной части Свияжского Богородице-Успенского монастыряXVI в.

«Вскоре после победного завершения Казанского похода (1552 г.), -отмечал, в частности, известный российский геральдист А.Г. Силаев в своей книге "Истоки русской геральдики" (2003 г.),- в Москве была написана огромная (394 x144 см) парадная икона "Благословенно воинство Царя Небесного", или "Церковь воинствующая".Большую часть горизонтальной иконной доски занимает разделившееся на три потока торжественное шествие пеших и конных воинов, идущих от горящей крепости (символизирующей покорённую Казань) к небесному граду Иерусалиму, олицетворяющему стольную Москву. Весьма показателен способ изображения конных полков, когда всё внимание уделено исключительно всадникам, за соприкасающимися фигурами которых скрыты головы и шеи коней. Смысл иконы сложен и многозначен - это и прославление первого русского царя Ивана IVВасильевича (чьё портретное изображение верхом на коне помещено среди пешей рати), и победа Православия, и торжество христианской державы, и утверждение идеи великорусского самодержавия, наследующего величие Византии и Древнего Рима».(6)

Однако, помимо этого, существуют и другие изображения, которые могут претендовать на прижизненные портреты Ивана IV Васильевича.

Их появление связано с начатой в феврале - марте1535 г. его матерью - Великой княгиней Московской Еленой Васильевной Глинской - масштабной денежной реформой.

«Царь-ездец» в образе святого Георгия

В «Софийской второй Летописи» («Отрывке Летописи по Воскресенскому Новоиерусалимскому списку») сообщается: «Того же лета 7043 государь князь великий Иван Васильевич всеа Русии, в третье лето государьства своего по преставлении отца своего великого князя Василья Ивановича всеаРусии, повеле делати денги сребряные новые на свое имя, безо всякого примеса: из гривенки из скаловые триста денег Новогородских, а в Московское дело три рубли Московская равно; а по указу отца его великого князя Василья Ивановича всеа Руси, из тоя же гривенки делали полътретьяста денег Новогородских и десять, а в Московское число полътретья рубля с гривной. А при великом князе Василье Ивановиче бысть знамя на денгах князь великий на коне, а имея мечь в руце; а князь великий Иван Васильевич учини знамя на денгах князь великий на коне, а имея копье в руце, и оттоле прозваша денги копейныя».(7)

В XXв. организация денежного дела и монеты, выпущенные в период правленияИвана IV Васильевича, были детально изучены известными специалистами в области средневековой русской нумизматикиИ.Г. Спасским (1904 - 1990) и А.С. Мельниковой (1929 - 2005).Однако остались некоторые важные вопросы, на которые не были даны однозначные ответы.

Один из них касается гипотезы о портретном сходстве изображений«князя великого на коне» («ездеца») на некоторых «копейках», отчеканенных после 1547 г., с «оригиналом», то есть с Иваном IV Васильевичем.

Считается, что впервые внимание на данное обстоятельство обратил в своей работе«Именные серебряные копейки и денежки Ивана IV. 1533 - 1584» (Санкт-Петербург, 1906 г.) известный археолог и государственный деятель Н.И. Булычов (1852 - ок. 1919).(8)

Семьдесят лет спустяэта гипотеза была развита в статьеосновоположника отечественной (советской) научной нумизматической школы И.Г. Спасского «К прижизненной иконографии Ивана Грозного»,опубликованной в 1976 г. в томе XLI «Сообщений Государственного Эрмитажа»,(9)а затем - встатье А.С. Мельниковой «Место монет Ивана Грозного в ряду памятников идеологии самодержавной власти», помещённой в 1985 г. в томе XVII сборника «Вспомогательные исторические дисциплины»(10).

В своей фундаментальной работе «Русские монеты от Ивана Грозного до Петра Первого(история русской денежной системы с 1533 по 1682 год)» (Москва, 1989 г.)(11), впоследствии переизданной под названием«Русские монеты от Ивана Грозного до Петра Первого. Большая иллюстрированная энциклопедия» (Москва, 2012 г.)(12), А.С. Мельникова осуществила их научную типологизацию и датировку.

В 1998 - 2010-х гг. И.В. Гришиным, В.Н. Клещиновым, А.В. Храменковым издавались каталоги (серии каталогов) русских средневековых монет, в которых типологизация А.С. Мельниковой получила дальнейшее развитие.

В 2015 г. увидел свет «Каталог русских средневековых монет с правления царя Ивана IV до правления царя Петра I», включающий более 3,1 тысячи штемпельных разновидностей монет и их графическую реконструкцию.(13)

Последней - в 2017 г. - была издана книга И.В. Гришина и А.В. Храменкова «Типы русских монет от Ивана Грозного до Петра Великого с указанием цен» (2-е издание, переработанное и дополненное).(14) Весь массив русских «проволочных» монет, выпущенных с 1533 по 1717 гг., был разбит ими на 353 основных типа, монеты Ивана IV Васильевича (вместе с фальшивыми) - на 53 основных типа.

В целях сравнительной идентификации рассматриваемых монет (типов монет) Ивана IV Васильевича далее в моей статье приводится их типологизация по книге А.С. Мельниковой«Русские монеты от Ивана Грозного до Петра Первого (история русской денежной системы с 1533 по 1682 год)» (Москва, 1989 г.), а также по книге И.В. Гришина и А.В. Храменкова«Типы русских монет от Ивана Грозного до Петра Великого с указанием цен» (Москва, 2017 г.).

Очевидно при этом, что общим «слабым местом»всех означенных исследований в части выяснения «портретной» составляющейизображений «ездеца» является то, что приводимые в них прорисовки монет носят «приблизительный» характер. Это вполне объяснимо, так как «проволочные» русские монеты (на сленге нумизматов именуемые «чешуйками») имеют очень маленький размер, а голова изображённого на них правителя не превышает 2 - 3 миллиметров.

«В лучшие времена серебряной копейки, - отмечал И.Г. Спасский, - пока (до 1610 г.) она сохраняла вес 0,66 - 0,68 г, всё изображение занимало не больше одного квадратного сантиметра. Нелегко поверить, что лицо всадника на такой монете, если оно даже немного укрупнено гравёром, может быть названо портретом. Однако именно такой подход объясняет невозможность использования штемпелей Грозного после него и даже позволяет довольно уверенно систематизировать копейки значительной части его царствования (1547 - 1584) по "взрослению" изображённого. Задача облегчается тем, что эти портретные монеты резаны одним гравёром-иноземцем».(15)

Современная фотографическая и копировальная аппаратура, а также доступность (благодаря сети Интернет) снимков монет хорошего и отличного состояния, позволяют с достаточно высокой точностью воспроизвести чеканные изображения царя Ивана IV Васильевича и осуществить детальную прорисовку его головы.

Попытки на основе высокоточных фотографических снимков произвести сравнительныйанализ изображений на монетах (типах монет) Ивана IV Васильевичаи поздних портретов и реконструкций его обликапредпринималисьс начала 2000-х гг.

Пожалуй, самой известной из них стала размещённая в 2005 г.в Интернете статья«Прижизненный портрет Ивана Грозного»,(16)автор которой (псевдоним «Mole Man»)обнаружил детальное сходство изображения царя на «копейке»с буквами «Ѧ / ДМ» («Я / ДМ»), относимой к выпускам Новгородского денежного двора и датированной А.С. Мельниковой 1550-и гг. (штемпельные №№ 25 - 26, по каталогу И.В. Гришина и А.В. Храменкова - № 8 в разделе «Иван IV Грозный»)(17)

(см.: рис. 2- снимок и прорисовка лицевой стороны монеты из коллекции И.Е. Алексеева) с известной скульптурной реконструкцией М.М. Герасимова, сделанной в 1964 г. по сохранившимся костям черепа царя (см.: рис. 3)(18).

«Мастерство средневековых денежных мастеров Московии, - отмечал автор статьи, - явно находится за гранью понимания. Что же удалось изобразить резчику на столь малом пространстве? Почти всё. Видно вполне узнаваемое лицо исторического персонажа. Это именно прижизненный портрет человека, имя и титул которого отчеканены на обороте монета - "Царь и Великий князь Иван Всея Руси"».(19)

В целях дальнейшего изучения портретного характера изображений на «копейках» царя Ивана IV Васильевича мною была произведена точная детальная прорисовка увеличенных фотоснимковлицевых сторон ряда монет (как размещённых в сети Интернет, так и находящихся в моей коллекции), с контрастным выделениемосновных черт лица «ездеца». При известных погрешностях, связанных с износом и дефектами штемпелей, а также сохранностью монет, на мой взгляд, применённый метод позволяет наиболее точно воспроизводить искомые изображения.

Выявленное при этом сходство основных элементов, подчёркивающих особенности внешнего облика (крупный нос, высокий лоб, выраженные скулы и брови, окладистая борода, длинные волосы) позволяют предположить, что из двадцати четырёх типов лицевых штемпелей, датированных А.С. Мельниковой 1547 - 1584 гг., по крайней мере, на четырнадцати (выпуски Новгородского денежного двора - штемпельные №№ 25 - 26, 26 - 26, 27 - 26, 28 - 26, 29 - 26, 30 - 26, 31 - 26, 32 - 26, 33 - 26, 34 - 26, выпуски Псковского денежного двора - штемпельные №№ 35 - 27, 36 - 28, 37 - 27 / 29, 38 - 30)(20) изображения носят портретный характер.

Как указывал ещё И.Г. Спасский, «интерес к передаче индивидуальных черт правителя» в образе «ездеца» характерен только для монет Ивана IV Васильевича.(21) В настоящее время существуют гипотезы о том, что попытки передать портретное сходство великих князей и царей на русских серебряных монетах имели также место как до, так и после времени правления Ивана IV Васильевича.

Действительно, разного рода «бюсты» и «головы» присутствуют, в том числе, на монетах (типах монет) Василия II Васильевича, Ивана III Васильевича, Василия III Ивановича, иногда нумизматы выделяют в качестве «портретного» изображение «ездеца» на одном из типов монет Бориса Годунова, известны редкие коронационные медали Лжедмитрия I («Дмитрия Ивановича») с его изображением анфас и в профиль, рубли, полтинники и полуполтинники («четвертаки») Алексея Михайловича 7162 г. (1654 г.) с конным изображением царя.(22)

А.Г. Силаев пишет также о «портретных» изображениях «ездеца», «колющего копьём змия»,на «главном типе» московских монет Василия II Васильевича, но подразумевает под этим «именные» выпуски с буквами «К и Н» («князь») со схематично изображённым всадником.(23) Как и другие монеты (типы монет) этого правителя, несущие его изображение, они весьма далеки от подлинной портретности.

Очевидно, чтотолько в отношении «копеек» Ивана IV Васильевича можно говорить о системном характере размещения на них портретных изображенийс устойчивыми индивидуальными чертами (схожими анатомическими особенностями лица).Учитывая, что чеканка монет в то время находилась под полным государственным контролем, это, безусловно, делалось по политическим соображениям.

Основной причиной «портретизации» изображений «ездеца», судя по всему, стало утверждение в Русском (Российском) царстве самодержавного строя, сопряжённое с возвеличиванием личности первого русского царя, которое осуществлялось по византийским образцам.

Появление иконографических сюжетов с «царскими мотивами»наглядно доказывает, что после венчания в 1547 г. Ивана IVВасильевича на царство происходит идеологическая сакрализация(«канонизация») егообраза, которая приобретает законченный видпосле Казанского похода 1552 г., когда к статусу помазанника Божия добавляется слава предводителя победоносного христолюбивого воинства. Последнее обстоятельство находит своё подтверждение в религиозной коннотации - соотнесении образа царя с образом святого Георгия Победоносца - небесного покровителя воинства и города Москвы.

При этом очевидно, что идеологическая «канонизация» не была связана с церковным прославлением и почитанием здравствующего царя в качестве святого.

Предположение о том, что в 1547 - 1550-х гг. «был создан некий канонизированный тип изображения царя в виде воина-всадника», который «олицетворял идею религиозно-нравственной миссии русского самодержавия в борьбе за чистоту веры и национальную независимость», было сделано А.С. Мельниковойна основании анализа помещённых на разных типах «копеек» изображений «ездеца».

«Выбор сюжета и изобразительных средств для монеты как произведения мелкой пластики, - отмечала она, - разумеется, был ограничен. Сюжет, выражающий самодержавную идеологию предопределялся образом ездеца, иконографически близкого популярному св[ятому] Георгию, покровителю князей, заступнику и защитнику угнетённых в народной традиции, в котором материализовалась идея самодержавия о святости и бессмертности ратного подвига в борьбе с неверными. Величие религиозного и нравственного воинского подвига создавало особый ореол вокруг образа воина-рыцаря (вспомним [И.С.] Пересветова с его прославлением "воинников": "Воинниками царь силён и славен"). В изобразительном искусстве середины XVIв. образ воина-рыцаря делается не только популярным: уже самого Ивана IVизображают не иначе, как в этом качестве.

Наиболее законченный вид идея священного смысла воинского подвига нашла в иконе-картине "Благословенно воинство небесного царя".Смысловым и композиционным центром картины явилось изображение юного воина. Он следует сразу за Михаилом-архангелом, возглавляя всё "воинство небесное", разделённое на три колонны. Воин, обернувшийся назад к шествующим за ним воинам, восседает на торжественно выступающем коне, одежду его составляет кольчуга, на голове - остроконечный шлём, в правой руке - опущенное вниз копьё, у пояса - меч. За спиной всадника развевается алый плащ, над его головой три ангела держат венец славы. Первый исследователь иконы П.П. Муратов увидел в юном воине фигуру св[ятого] Георгия; того же мнения придерживался А.Е. Пресняков, но после изучения иконы М.К. Каргером, доказавшим, что здесь представлен Иван Грозный, ведущий свои победоносные войска из Казани, его трактовка была принята всеми исследователями».(24)

Как известно, в результате денежной реформы Елены Васильевны Глинской были введены в обращение единообразные по рисунку, весу и пробе серебряные монеты трёх номиналов: «копейка» (с изображением на лицевой стороне «ездеца»- всадника - с копьём) весом 0,68 грамма, «денга» (с изображением всадника с саблей) весом 0,34 грамма и «полушка» (с изображением птицы) весом 0,17 грамма. Среди ранних монет Ивана IV Васильевича были также широко представлены «мечевые копейки» весом 0,68 грамма, на лицевой стороне которых был изображён всадник с саблей (мечом).(25) В период его правления, в разное время, действовали четыре денежных двора - Московский, Новгородский, Псковский и Тверской.

Все монеты (типы монет) Ивана IV Васильевича не датированы и не несут на себе названий номиналов, которые имели неустоявшийся характер. Как отмечала А.С. Мельникова, «наименование нового номинала - копейки - прививалось с трудом и окончательно укрепилось в лексике только к концу XVIIв.», до этого же времени «в официальном делопроизводстве и в живой речи, как показывают иностранные словари», вместо названий «копейка» и «денга» употреблялись «новгородка» и «московка».(26)

Вместе с тем, на лицевой стороне многих из них под изображениями всадника и справа от них помещались буквы, происхождение и значение которых до сих пор является дискуссионным: на выпусках Московского денежного двора - «М», «ДЕ», Новгородского - «ФС», «ПС», «АЛ», «ЮР», «ГА», «Ѧ / ДМ» («Я / ДМ»), «С / ВАЯ» («С / ВАIA»), «ВАЯ»(«ВАIA»), «К / ВА», «К / МНХ», «К / АН», «Ѳ / АН», Псковского - «А», «IВЯ», «ГР», «С / МН», «МА», «Р / IВ», «Р / Ѳ», Тверского - «В», «М», «m», «W», «IВ». Согласно наиболее распространённой версии, это были инициалы мастеров-денежников (в некоторых случаях - обозначение принадлежности монет к денежным дворам).

При этом Московский и Тверской денежные дворы при Иване IV Васильевиче, за исключением ранней «мечевой копейки» (которую А.С. Мельникова относила к выпускам Московского денежного двора - штемпельные №№ 1 - 1, а И.В. Гришин и А.В. Храменков относят к выпускам Псковского денежного двора - штемпельный № 16) чеканили только «денги» («московки») с изображениями всадника с саблей (мечом).(27) Все они носят схематический характер и не могут претендовать на «портретность».

Последняя была свойственна исключительно продукции Новгородского и Псковского денежных дворов, выпускавших «копейки». При этом на их первых выпусках, датированных А.С. Мельниковой 1535 - 1538 гг., изображения «ездеца» с копьём (по А.С. Мельниковой штемпельные №№ 8 - 11, 9 - 12, 14 - 17,по каталогу И.В. Гришина и А.В. Храменкова - №№ 1, 2, 3, 15, 16в разделе «Иван IV Грозный») также крайне схематичны.

Причём, на «копейке» с буквами «ФС», относимой к выпускам Новгородского денежного двора (по А.С. Мельниковой штемпельные №№ 14 - 17, по каталогу И.В. Гришина и А.В. Храменкова - № 3в разделе «Иван IV Грозный»), изображение «ездеца» заметно отличается от предыдущих детальной проработкой. По выражению А.С. Мельниковой, «всадник на новой копейке украсился трёхчастным венцом, развевающимся плащом, а в его одежде, несмотря на миниатюрные размеры рисунка, удалось изобразить кольчугу и высокие сапоги, вдетые в стремена», «украсилась даже сбруя коня».(28)


Впервые на монетах Ивана IV Васильевича, на данной монете (типе монет) на голове всадника появился «трёхчастный венец». Однако его лицо не несёт черт индивидуальности (см.: рис.4 - прорисовка лицевой стороны монеты с фотоизображения, взятого из Интернета), хотя и проработано лучше, чем на предыдущих типах монет. «Мы видим, - указывала А.С. Мельникова, - попытку передать лицо юного человека, лишённого бороды [...]. Эти наблюдения дают основание полагать, что в копейке ФС хотели изобразить не отвлечённый символ, а образ царя-подростка (Иван IVродился в 1530 г.). Монету чеканили между 1538 и 1547 гг., о чём свидетельствуют и клады монет, и тот факт, что легенда копейки лишена царского титула, который, как известно, был принят Иваном IV 16 января 1547 г.».(29)

Обратная сторона монеты (типа монет) с буквами «ФС» содержитлегенду «КНSЬ ВЕЛИКI IВАНЪ ВСЕЯ(IA) РОѴСИ».(30)

«Изображение на монете всадника в трёхчастном венце, - писала А.С. Мельникова, - стало отождествляться с образом царя-самодержца, юного Ивана IV. Изображение трёхчастного венца, появившееся после 1542 г., сохранялось до 60-х годов XVIв., после чего его сменила пятилучевая корона. В эти же годы осуществилась целая серия изменений государственной атрибутики: в геральдике произошло слияние родовой эмблемы - ездеца - с государственной - двухглавым орлом, к старым царским регалиям - бармам и кресту - прибавился скипетр, атрибут королевской власти. Причина этих изменений связана с тем, что в 1561 г. произошло событие, которое ожидалось Иваном IVи его сподвижниками 15 лет: патриарх Константинопольский и Собор восточных святителей утвердили акт венчания на царство Ивана IV в январе 1547 г.

Появление пятилучевой короны вместо трёхчастного венца на монетах Ивана IV следует рассматривать в контексте этих событий. Лишь после утверждения акта венчания на царство в 1561 г. Ивана Грозного стали изображать в пятилучевой короне, как это следовало по канонам древнерусского изобразительного искусства».(31)

На «копейках»Ивана IV Васильевича чётко прослеживается эволюция образов «ездеца» - от молодого, безбородого юноши до пожилого человека с окладистой бородой. Как отмечала А.С. Мельникова, «не вызывает сомнения, что мастера стремились воспроизвести на крохотных монетах лицо бородатого, горбоносого человека с густыми, сходящимися на переносице бровями, с длинными волосами, закрывающими уши».(32)

Мастера-денежники, резавшие штемпеля, традиционно имели высокий социальный статус и, следует предположить, часто удостаивались возможности лично лицезреть царя, поэтому, конечно, им были известны основные анатомические особенности его лица. Очевидно, они старались, по мере технических возможностей, воспроизводить их на новых штемпелях, сообразуясь с возрастными изменениями «оригинала». Что же касается прочих деталей одежды и вооружения «ездеца», а также изображения коня, то здесь, безусловно, всецело торжествовал иконографический стиль.

«Исполненный движения и изящества образ Ивана IVв картине "Благословенно воинство",- писала А.С. Мельникова, -не только заставляет вспомнить изображение всадника на копейке ФС. Он поразительно перекликается с новым рисунком на копейке, время чеканки которой датируется 1547 - 1550 гг.; отличительной особенностью этой копейки являются буквы "ПС" под ногами всадника. [По А.С. Мельниковой штемпельные №№ 19 - 23, по каталогу И.В. Гришина и А.В. Храменкова - № 4в разделе"Иван IV Грозный".- И.А.] Всадник здесь изображён тоже повернувшимся назад, как на иконе, а короткая одежда, в которой указывается кольчуга, обувь - высокие сапоги, перехваченные под коленом, - рисунок левой руки, держащей поводья, очень сходны и у всадника монеты, и у всадника иконы при всём несходстве изобразительных средств, диктуемых разной техникой [...].[См.: рис. 5 - снимок и прорисовка лицевой стороны монеты из моей коллекции. - И.А.] Более тяжеловесные изображения всадников и украшенной пышно одежде, тоже с молодым безбородым лицом мы наблюдаем на копейках Грозного 1547 - 1550 гг. с буквами "IBA, ГР, АЛ, Юр" [...].

Разумеется, нельзя даже ставить вопрос о возможности заимствования образа всадника на иконе "Церковь воинствующая" с композиционно близкого ему изображения на копейке ПС. Но можно и вполне правомерно предположить, что в эти годы был создан некий канонизированный тип изображения царя в виде воина-всадника. Образ юного воина-рыцаря, который донесли до нас копейки 40 - 50-х гг. XVIв., следует, на наш взгляд, трактовать как канонизированный облик Ивана IV, который олицетворял идею религиозно-нравственной миссии русского самодержавия в борьбе за чистоту веры и национальную независимость. По всей видимости, канонизация этого образа могла сложиться не ранее 1542 г. и не позднее 1547 г. Разработку данного сюжета мы связываем с появлением в Москве митрополита Макария. Заметим, что Макарий сам был живописцем и не только наблюдал за ходом живописных работ, но и принимал в них непосредственное участие».(33)

Детализированные изображения «ездеца» в образе молодого человека присутствуют на пяти типах «копеек», относимых к выпускам Новгородского денежного двора, и двух типах, относимых к выпускам Псковского монетного двора. В первом случае имеются в виду вышеупомянутые монеты (типы монет) с буквами «ФС», «ПС», «АЛ» (по А.С. Мельниковой штемпельные №№ 22 - 26, по каталогу И.В. Гришина и А.В. Храменкова - № 5 вразделе «Иван IV Грозный»)

(см.: рис. 6 - снимок и прорисовка лицевой стороны монеты из коллекции И.Е. Алексеева), «ЮР» (по А.С. Мельниковой штемпельные №№ 23 - 26, по каталогу И.В. Гришина и А.В. Храменкова - № 6в разделе «Иван IV Грозный») и «ГА» (по А.С. Мельниковой штемпельные №№ 24 - 26, по каталогу И.В. Гришина и А.В. Храменкова - № 7в разделе «Иван IV Грозный»)

(см.: рис. 7- прорисовка лицевой стороны монеты с фотоизображения, взятого из Интернета), во втором - сбуквами «IВЯ» (по А.С. Мельниковой штемпельные №№ 20 - 24, по каталогу И.В. Гришина и А.В. Храменкова - № 17в разделе «Иван IV Грозный») и «ГР» (по А.С. Мельниковой штемпельные №№ 21 - 25, по каталогу И.В. Гришина и А.В. Храменкова - № 18в разделе «Иван IV Грозный») (см.: рис. 8 - снимок и прорисовка лицевой стороны монеты из коллекции И.Е. Алексеева).

При этом «копейки» с буквами «ФС», согласно А.С. Мельниковой, чеканили «между 1538 и 1547 гг.» (либо «между 1542 - 1547 гг.»)(34), с буквами «ПС», «IВА» и «ГР»- в1547 г., с буквами «АЛ», «ЮР» и «ГА»- в 1550-е гг. - с одним обратным штемпелем, содержащим легенду «ЦРЬ И ВЕЛIКIИ КНSЬIВАНЪ ВСЕЯ РѴСIИ».

Тот же обратный штемпель использовался на Новгородском денежном дворе для чекана всех последующих монет (типов монет) с возрастными «портретными» характеристиками.К числу последних относятся: вышеупомянутая монета (тип монет) с буками «Ѧ / ДМ» («Я / ДМ»), «С / ВАЯ» («С / ВАIA») (по А.С. Мельниковой штемпельные №№ 26- 26, по каталогу И.В. Гришина и А.В. Храменкова - №9в разделе «Иван IV Грозный»), «ВАЯ» («ВАIA») (по А.С. Мельниковой штемпельные №№ 27- 26, по каталогу И.В. Гришина и А.В. Храменкова - №10в разделе «Иван IV Грозный»)

(см.: рис. 9 - снимок и прорисовка лицевой стороны монеты из коллекции И.Е. Алексеева), «К / ВА» (по А.С. Мельниковой штемпельные №№ 28 - 26, 29 - 26, 30 - 26, 31 - 26, по каталогу И.В. Гришина и А.В. Храменкова - № 11в разделе «Иван IV Грозный»), «К / МНХ» (по А.С. Мельниковой штемпельные №№ 32 - 26,по каталогу И.В. Гришина и А.В. Храменкова - № 12в разделе «Иван IV Грозный»)

(см.: рис. 10- снимок и прорисовка лицевой стороны монеты из коллекции И.Е. Алексеева), «К / АН» (по А.С. Мельниковой штемпельные №№ 33 - 26,по каталогу И.В. Гришина и А.В. Храменкова - № 13в разделе «Иван IV Грозный») и «Ѳ / АН» (по А.С. Мельниковой штемпельные №№ 34 - 26,по каталогу И.В. Гришина и А.В. Храменкова - № 14в разделе «Иван IV Грозный»).(35)

Причём, среди «копеек» с буквами «К / ВА» А.С. Мельникова выделяла четыре разновидности, а в каталоге И.В. Гришина и А.В. Храменкова сообщается о пяти таковых.(36)При сохранении общих особенностей, определённые отличия присутствуют и в изображении лица «ездеца» (см.: рис. 11, 12, 13- снимки и прорисовки лицевых сторон монет из коллекции И.Е. Алексеева).

(37) Зафиксированы и отличия во внешнем облике «ездецов» на монетах (типах монет) с буквами «К / АН» (см.: рис. 14- снимок и прорисовка лицевой стороны монеты из коллекции И.Е. Алексеева), которые приближают их к изображениям на монетах (типах монет) с буквами «Ѳ / АН».

Последняя монета (тип монет), очень редко встречающаяся в удовлетворительном состоянии, фактически замыкает «линейку» портретных лицевых штемпелей «копеечных» выпусков периода правления царя Ивана IV Васильевича и датируется ближе к 1584 г. И.Г. Спасский отмечал, что на ней «особенно характерно изображение царя». «В удлинённом, горбоносом и бородатом лице, - писал он,-можно увидеть сходство с известной парсуной Ивана IV Копенгагенского музея. Целенаправленность работы гравёра-миниатюриста очевидна».(38)На мой взгляд, это утверждение можно вполне отнести и к изображению на монете с буквами «К / АН», снимок и прорисовка лицевой стороны которой приведены выше (см.: рис. 14).

Обращает на себя внимание, в частности, и то обстоятельство, что в целом ряде случаев резчики штемпелей постарались изобразить на голове «ездеца» кудрявые волосы, что характерно для изображения волос на «парсуне».

Возрастные портретные изображения «ездеца»присутствуют также налицевых сторонах «копеек», относимых к продукции Псковского денежного двора, обратные стороны которых содержат аналогичныепо содержанию легенде «ЦРЬ И ВЕЛIКIИ КНSЬ IВАНЪ ВСЕЯ РѴСIИ»легенды, нос несколько отличныминаписаниями -«ЦРЬ И ВЕЛIКIИ КНѦSЬ ИВАНЪ ВСЕѦ РОѴСIИ» и «ЦРЬ I ВЕЛИКИI КНѦЗЬ IВАНЪ ВСЕѦ РОѴСИI».

К таковым относятся «копейки»с буквами«С / МН» (по А.С. Мельниковой штемпельные №№ 35 - 27, по каталогу И.В. Гришина и А.В. Храменкова - № 20в разделе «Иван IV Грозный») (см.: рис. 15- снимок и прорисовка лицевой стороны монеты из коллекции И.Е. Алексеева), «МА»» (по А.С. Мельниковой штемпельные №№36 - 28, по каталогу И.В. Гришина и А.В. Храменкова - № 19 в разделе «Иван IV Грозный»)

(см.: рис. 16- снимок и прорисовка лицевой стороны монеты из коллекции И.Е. Алексеева),«Р / IВ» (по А.С. Мельниковой штемпельные №№37-27 / 29, по каталогу И.В. Гришина и А.В. Храменкова - №21в разделе «Иван IV Грозный»)

(см.: рис. 17- снимки и прорисовки лицевых сторон монет из коллекции И.Е. Алексеева) и «Р / Ѳ»(по А.С. Мельниковой штемпельные №№38-30, по каталогу И.В. Гришина и А.В. Храменкова - №22в разделе «Иван IV Грозный»).(39)

В связи со всем вышеизложенным представляется особенно важным создание полной галлереи «монетных» образов царя Ивана IV Васильевича, для чего необходимо выявить монеты наилучшей сохранности всех известных типов и произвести их профессиональную прорисовку.

Загадочная «шапка»

В процессеизучения и классификации монет Ивана IV Васильевича А.С. Мельникова обратила особое внимание на три типа монет, где «ездец» изображён не в короне, а в головном уборе иной формы, которую ещё Н.И. Булычов определил в одном месте просто как «шапку», а в другом - как «Велико-Княжескую Шапку».

Его описание лицевой стороны «копейки» с буквами «Ѧ / ДМ», относимой к новгородскому чекану, гласило: «Царь в особом головном уборе в виде шапки; под конём буквы "Ѧ / ДМ"».(40)Далее в той же книге он указывал, что: «На монетах Ивана IV мы встречаем два характерных типа венценосного убора: 1) Велико-Княжескую Шапку и 2) Корону. Первый тип встречается на русских археологических памятниках и до эпохи Грозного. Второй тип прямо позаимствован с Востока и Византии».(41)

Причём,Н.И. Булычовполагал, что на рассматриваемых монетах (типах монет): «Царь изображён совершенно взрослым мужчиною - следовательно, этот чекан последних лет его царствования».(42)

А.С. Мельникова развила эту мысль в сторону «великокняжеской шапки», объединив по признаку её наличия означенный тип «копейки» Новгородского денежного двора и монеты (типы монет) Московского и Тверского денежных дворов (по А.С. Мельниковой штемпельные №№ 17 - 19 / 20 / 21, 18 - 22, по каталогу И.В. Гришина и А.В. Храменкова - №№ 29, 39, 47/«поѵломосковьское»/ в разделе «Иван IV Грозный»)

(см.: рис. 18 - снимок и прорисовка лицевой стороны московской «денги» с буквами «ДЕ» -по А.С. Мельниковой штемпельные №№ 17 - 19 / 20 / 21 - из коллекции И.Е. Алексеева).(43)

По словам А.С. Мельниковой, «шапка» на указанных монетах (типах монет) такая же, «как её изображали в миниатюрах, - со сферическим верхом и меховой опушкой».(44)Вместе с тем, изображение «шапки» на «копейках» Ивана IV Васильевича заметно отличается, в частности, от изображения головного убора «ездеца» на единственной предположительно «портретной» московской «копейке»царя Бориса Годунова (по А.С. Мельниковой штемпельные №№ 4 - а / б / 1 / 2 / 3 / 4 / 5 / 6, по каталогу И.В. Гришина и А.В. Храменкова - № 85в разделе «Борис Годунов»)

(см.: рис. 19- снимок и прорисовка лицевой стороны монеты из коллекции И.Е. Алексеева), в которой по непонятным причинам также усматривается «шапка Мономаха» с «её меховой опушкой и сферическим верхом».(45)

Признав «великокняжескую шапку», А.С. Мельникова, однако, опровергла датировку монет (типа монет) с буквами «Ѧ / ДМ» (и, соответственно, двух остальных типов) последними годами царствования Ивана IV Васильевича. «Очень большой соблазн, - писала она, - представляет датировка монет с великокняжеской шапкой 1575 - 1576 гг., когда Иван IV титуловал "великим князем всея Руси"Симеона Бекбулатовича, а за собой оставил титул "князя Московского". Но такой трактовке сопротивляются монетные клады: они указывают на 50-е гг. XVIв. как на время появления указанных монет».(46)

Появлению «великокняжеской шапки» на монетах (типах монет) Ивана IV Васильевича 1550-х гг. А.С. Мельникова постаралась дать весьма оригинальную трактовку.

«Можно предположить, - писала она, - что объяснение этого явления кроется в мартовских событиях 1553 г., - когда Иван IV серьёзно заболел и остро встал вопрос о его преемнике. Известно, что события, связанные с нежеланием части бояр присягать новорожденному наследнику, вызвали "мятеж" и "шум" во дворцеи оказали серьёзное влияние на дальнейшую политическую жизнь страны. Иван IV пришёл к выводу, что он не может рассчитывать на верность даже ближайшего окружения. Когда в июне 1553 г. царевич Дмитрий умер и наследником стал другой младенец - царевич Иван, родившийся в марте 1554 г., с наиболее опасного конкурента на царский престол - с Владимира Андреевича Старицкого - взяли крестоцеловальную запись в верности новорожденному, а сам он был назначен правителем при малолетнем наследнике. В этой обстановке, когда судьбы престола потребовали гарантий от подданных в верности династии, возможно, могли быть выпущены монеты с изображением наследника. Согласно монетной традиции XVв., на нём должна быть великокняжеская шапка. Изображение наследника в виде всадника не нарушало геральдических канонов. Документальным подтверждением этому может служить описание герба, правда, относящееся к 1667 г.: "Орёл двоеглавый есть герб державный ... на персях изображение наследника".На монете статут наследника ограничивался рисунком великокняжеской шапки, сам же наследник изображён с бородой, хотя реальный наследник в момент выпуска монеты был грудным младенцем».(47)

При этом сама же А.С. Мельникова отмечала, что в предложенном объяснении «по крайней мере два момента кажутся спорными»: «Во-первых, по изобразительным канонам того времени мужчины до 30 лет обязательно изображались безбородыми, и правило это, как мы видели, распространялось и на монеты. Во-вторых, в летописных миниатюрах царевичи неизменно имели царские венцы на головах, а великокняжескую шапку носил только один персонаж - Владимир Андреевич Старицкий».(48)

В этой связи А.С. Мельникова выдвинула гипотезу о том, что на рассматриваемых монетах (типах монет) мог быть изображён двоюродный брат царя.

«Мы рискуем высказать суждение, - писала она, - что всадник в великокняжеской шапке на монетах символизировал не наследника, а великого князя Владимира Андреевича Старицкого. Сразу оговоримся, что это толкование мы предлагаем как одну из возможных гипотез; она возникла постольку, поскольку снимает замеченные выше противоречия. Известно, что вторая половина 50-х гг. была временем, когда обозначился кризис во взаимоотношениях между правительством Избранной рады и Иваном IV. Историки спорят, был ли действительно в 1553 г. боярский "мятеж", или жеон возник в воображении автора приписок к Царственной книге, сделанных спустя более десятка лет. Если принять версию о выпуске в 1554 - 1555 гг. группы монет с изображением великокняжеской шапки, которая символизировала великого князя Владимира Андреевича Старицкого, проблемный "мятеж" обретает документальное подтверждение. Владимир Андреевич независимо от своих личных качеств стал знаменем боярской оппозиции; изображение его на монете могло истолковываться как завуалированный вызов Ивану Грозному. Так как оппозиция назрела внутри Избранной рады, нет ничего удивительного в том, что на службе оппозиции могли оказаться денежные дворы».(49)

Подтверждением сего А.С. Мельникова считала также «судьбу этих дворов»: «После выпуска крамольной денги, - отмечала она, - Тверской денежный двор прекратил своё существование навсегда, а Московский денежный двор больше не готовил новых маточников и если не прекратил, то значительно сократил свою деятельность до конца царствования Ивана IV. Причины сокращения деятельности этих двух дворов крылись во многих обстоятельствах иного порядка, но, возможно, их "проступок" тоже играл здесь свою роль. Они выразились в сокращении количества и разнообразия знаков под ногами всадника».(50)

Между тем, гипотеза о «подмене царя» представляется весьма спорной по целому ряду веских причин.

Во-первых, сама «политическая декларация»в столь изощрённо-завуалированной форме - изменении изображения головного убора «ездеца» на монетах, обратные стороны которых по-прежнему несли на себе легенды с именем «Иван»: «ЦРЬ I КНѦSЬВЕЛIКIIВАН» (московский выпуск), «ЦРЬ IВЕЛIКI КНSЬИВАН» (тверской выпуск) и «ЦРЬ И ВЕЛIКIИ КНSЬ IВАНЪ ВСЕЯ(IA) РѴСIИ» (новгородский выпуск), - оказалась бы настолько малопонятной для подавляющей массы населения, что значение её было бы практически сведено к нулю. Вряд ли предполагаемые «заговорщики» этого не понимали и в случае, если бы им представилась такая возможность, не пошли бы на более «решительные» шаги - хотя бы убрали из легенды имя «Иван».Не понятно также, почему в таком случае в стороне от «заговора» остался Псковский денежный двор?

Во-вторых, в разрез с этой гипотезой идёт портретный характер изображения на новгородской «копейке» с буквами «Ѧ / ДМ». Автор вышеозначенной статьи «Прижизненный портрет Ивана Грозного», настаивающий на исключительной портретности изображения данной монеты, подметил это противоречие, указав, что «на нашей "крамольной монете" в загадочной шапке изображён именно Иван Грозный», и это «окончательно запутывает дело».(51)

Обращает на себя внимание и то обстоятельство, что изображённый «ездец», по словам Н.И. Булычова, уже «совершенно взрослый мужчина», что, с учётом предполагаемой датировки,с натяжкой может быть отнесено даже к царю Ивану IVВасильевичу (родившемуся в 1530 г.), не говоря уже о его двоюродном брате - Владимире Андреевиче, князе Старицком(родившемся в 1533 г.).

Тем не менее, очевидно, что одновременное появление на «царских» монетах-«денгах» и «копейках» -сразу трёх денежных дворов изображенийцаря в «шапке» вместо традиционной «короны» не является случайным.

По моему мнению, если принять во внимание основанную на данных кладов аргументацию в пользу датировки чекана означенных монет (типов монет) 1550-и гг., основным политическим событием которых было завоевание Казанского и Астраханского ханств, то можно предположить, что на голове «ездеца» изображена не «великокняжеская», а хорошо известная «Шапка Казанская» (бывшая «корона» казанских ханов). Либо изображение «великокняжеской шапки» каким-то образом- декларативно - было связано с этим событием, что, однако, менее вероятно.

Показательно, что именно со взятием в 1552 г. Казани, окончательным покорением и уничтожением Казанского ханства самым непосредственным образом был связан целый ряд предположительных иконографических изображений Ивана IV Васильевича, принявшего титул «Царь Казанский».Главным «материальным» символом присоединения к Русскому (Российскому) царству (Московскому государству) «Казанского царства» стала «Шапка Казанская» (см.: рис. 20)-золотой филигранный венец, входящий в состав так называемых «царских шапок».

Как отмечала в статье «Татарские шапки - короны русских царей» (1996 г.) искусствоведГ.Ф.Валеева-Сулейманова, специализирующаяся на изучении декоративно-прикладного искусства казанских татар: «С шапкой Казанской, как и с шапкой Мономаха, было связано много легенд. По одной версии считалось, что корона была изготовлена в честь покорения Казанского ханства в 1552 году и что создавали её казанские ювелиры, вывезенные Иваном IV в Москву. По другой версии - корона была изготовлена по приказу Ивана Грозного для низвергнутого хана Едигера. [...] Она выполнена в характерной для головных уборов казанских татар форме - в виде полусферической шапки, опушенной дорогим мехом. Завершение "Казанской шапки"- янтарь вытянутой грушевидной формы с двумя жемчугами по её сторонам - украшение более позднее».(52)

При этом обе эти версии Г.Ф. Валеева-Сулейманова сочла неубедительными. «Предположение о том, что корона могла быть сделана в Москве, приехавшими из Казани татарскими ювелирами, на наш взгляд, неубедительно,- писала она. - Гораздо более оснований утверждать, что шапка была увезена в Москву из Казани вместе с "до угрожения 12 лодей великим златом и сребром, и сосуды сребряными и златыми, и украшенными постелями, и многоразличными одеянми царьскими, и воиньскими оружми всякими", - пишет казанский летописец XVI века. Об этом писал и русский дореволюционный историк Н. Спасский: "В награду за победу [...] царь взял себе лишь приведённого к нему хана Едигера, ханскую корону, жезл, знамена и пушки".(53) В старинной русской былине приводятся следующие строки: "Он [...] и взял с него [...] царскую корону, и снял царскую порфиру, он царский костыль в руки принял"».(54)

Согласно версии о более позднем «заказном» характере«Шапки Казанской», она (как -впоследствии - и «Корона Большого Наряда» или «Шапка Астраханская») была изготовлена по образцу «Шапки Мономаха». Все «царские шапки» имели очевидное сходство, что диктовало их схожее упрощённо-графическое изображение. При этом «Шапка Казанская» была выше «Шапки Мономаха» и не была увенчана крестом.

В любом случае, «Шапка Казанская», оказавшаяся у царя Ивана IV Васильевича не ранее октября 1552 г. или же изготовленная позднее по его заказу,имела большое символическое значение и вполне могла увенчать голову «ездеца». Тем более, в русской монетном деле до этого уже поднималась «казанская тема».

В данной связи уместно упомянуть факт чекана весьма любопытных монет (типов монет)Великого князя Московского, государя всея Руси Ивана III Васильевича (годы правления - 1462 - 1505) с «русско-татарскими легендами».

На оборотной стороне монет первого типа,относимых к выпуску Московского денежного двора, вокруг маленькой звёздочки в линейном ободке помещена круговая арабографическая легенда, переведённая как: «Это денгамосковская». На лицевой стороне - изображение всадника с саблей в руке, вокруг которого размещена круговая легенда «КНЗЬ ВЕЛИКИ ИВАНЪ ВАСИЬВИ»(с несущественными вариантами написания).Монеты второго типа, относимые к выпуску Новгородского денежного двора, несут изображение всадника с копьём, с круговой легендой «КНZЬ ВЕЛIКIIВАНЪ ВАСIЛЕВIЧ», переходящей на обратную сторону: «ѠСПОДАРЬ ВСЕѦРОѴСИSS» (с несущественными вариантами написания). При этом в центре оборотной стороны в линейном ободке помещена арабоязычная надпись - «Ибан» («Иван»).(55)

«Многие учёные, начиная с А.Д. Черткова [...], - писал известный нумизмат В.А. Калинин в статье "Монеты Ивана III с русско-татарскими легендами" (1981 г.), - чеканку двуязычных монет так или иначе связывали с включением татарских ханств - Казанского, Астраханского, Крымского, Ногайской Орды - в сферу русского политического и экономического влияния. [...] В частности, последний исследователь русских монет периода образования Московского централизованного государства - Г.Б. Фёдоров - начало чеканки монет с татарской надписью "Иван" приурочил ко времени завоевания Казанского ханства.

Действительно, 80-е гг. XV в. отмечены серьёзными успехами Ивана III в борьбе с наследниками некогда могущественного Джучиева улуса. Один из этих успехов - завоевание Казани. [...] После смерти Василия Тёмного враждебный характер московско-казанских отношений сохранялся вплоть до 1487 г.

По всей видимости, завоеванию Казанского ханства в Москве придавали даже большее значение, чем победе над Ахматом в 1480 г. Как известно, поход на Угру Ивана III обошёлся фактически без военного столкновения с татарами, а нерешительное поведение великого князя вызвало осуждение современников. Совсем иначе выглядело подчинение Казанского ханства: осаждённая крупными силами московских войск и судовой рати, Казань сдалась после упорного, почти двухмесячного сопротивления. Вследствие этой победы Ивана III на казанском "царстве" утвердился его ставленник - хан Мухаммед-Эмин, превратившийся на время в служебного татарского князя. В сложившейся после подчинения Казанского ханства ситуации чеканка монет с двуязычными легендами представляется наиболее вероятной. Русско-татарские надписи, идеологическая направленность которых не вызывает сомнений (это демонстрация суверенитета великого московского князя "Осподаря всея Руси"), едва ли могли бы появиться на монетах Ивана III до полного освобождения от власти татар. Именно в этом заключается их главное отличие от двуязычных монет удельного времени, чеканившихся с оглядкой на Золотую Орду.

Говоря о репрезентативном характере русско-татарских надписей на монетах Ивана III, следует особо указать, что во всех прочих отношениях они являются самыми расхожими типами русских монет второй половины XV - первой четверти XVI в., повсеместно встречающимися в монетных кладах».(56)

Вместе с тем, В.А. Калинин выражал сомнение в распространённой в то время «в литературе» точке зрения «на монеты с русско-татарскими легендами, как на выпускавшиеся специально для обращения в татарских ханствах», утверждая, что: «Усматривать в эпизодической чеканке двуязычных монет какие-то иные, помимо чисто политических, цели, на наш взгляд, не имеет особого смысла».(57)

«Новые исследования, -признавала А.С. Мельникова, - относят время чеканки их к концу 80-х гг. XV в. и связывают этот факт с успешным походом Ивана III на Казань в 1487 г., после которого Казанское царство оказалось в вассальной зависимости от Москвы. Событию этому придавалось очень большое значение. Русско-татарская надпись должна была служить демонстрацией суверенитета великого князя Московского. Те же цели несомненно преследовало и изображение ездеца - всадника с копьём, ассоциирующегося с московским гербом».(58)

Очевидно, что окончательное завоевание и уничтожение в 1552 г. Казанского ханства, а затем и других «татарских» государственных образований, являвшихся «осколками» бывшей Золотой Орды (Улуса Джучи), имело ещё большее политическое значение, а значит и повод для выпуска декларативных монет был более значительным.

Как отмечает доктор исторических наук В.В. Трепавлов, «Казань была неким символом царского статуса и ранга». «На протяжении двух с лишним столетий, - подчёркивает он, - для русских существовал только один царь - ордынский хан. Византия с её "царём" ("цесарем", "василевсом") в ту эпоху значительно ослабла, а вот правитель Золотой Орды, непосредственный сюзерен русских земель, считался сильным государем. Не случайно в литературных памятниках позднейшего времени фигурирует идея, что истинное царское достоинство Иван IV приобрёл лишь после завоевания Казани и Астрахани, где были резиденции ханов. Специалисты заметили, что в более поздних вариантах некоторых народных песен там, где изначально упоминался Царьград, произошла замена на Казань».(59)

Показательно, что даже на одной из коронационных медалей Лжедмитрия I(«Дмитрия Ивановича») (годы правления - 1605 - 1606) содержалась легенда, подчёркивающая политическую важность обладания таковыми: в «расшифровке»- «ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ БОЖИЕЮ МИЛОСТИЮ ЦАРЬ И ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ВСЕЯ РОССИИ И ВСЕХ ТАТАРСКИХ КОРОЛЕВСТВ И ИНЫХ МНОГИХ ГОСУДАРСТВ / МОСКОВСКОЙ МОНАРХИИ ПОДЛЕГЛЫХ ГОСПОДАРЬ КОРОЛЬ И ОБЛАДАТЕЛЬ И ЦЕСАРЬ РОССИИ И САМОДЕРЖЕЦ».(60)

Помещение «ездеца» в «Шапке Казанской» на монетах (типах монет) Ивана IV Васильевича, возможно,было призвано подчеркнутьи особую - статусную- значимостьпринятия им титула «Царь Казанский».

Это могло иметь отношение и к покорению в 1556 г. Астрахани, ликвидации Астраханского ханства и присоединению его к Русскому (Российскому) царству (Московскому государству) в качестве «Астраханского царства», что привело к приращению к прежним титулам Ивана IV Васильевича титула «Царь Астраханский».

«Само название Российское царство, - писал А.Г. Силаев, - было официально провозглашено 16 января 1547 г. при обряде царского венчания семнадцатилетнего Великого князя Ивана IV в Успенском соборе Московского Кремля после произношения традиционных речей и молитв митрополит Макарий, повторяя патриарший чин венчания византийских императоров, надел Ивану Васильевичу на шею крест животворящего древа, преподнёс бармы ("диадему сиречь бармы") и, наконец, водрузил ему на голову венец. Вхождение обряда венчания на царство в московский официальный обиход означало наделение Государей российских высшим монархическим титулом, не уступавшим по значимости титулам императоров и королей западноевропейских государств. Разумеется, последние долгое время не желали признать этот факт, настаивая на правомерности лишь части титула - "Великий князь". Но полный титулИвана IVпосле 1552 - 1556 гг. стал отражать и власть русских самодержцев над ещё двумя царствами - Казанским и Астраханским, что дало повод московской дипломатии ссылаться на это обстоятельство при отстаивании правомерности самого титула царь. Водружение православного креста в недавних "бессерменских" твердынях привело к увеличению и числа царских регалий за счёт Казанской шапки, изготовленной в период 1552 - 1573 гг. Роскошью этого головного убора Иван Грозный стремился превзойти венцы самых прославленных европейских монархов, что ему вполне удалось, однако, эта новая регалия так и осталась практически неиспользованной в позднейшей российской геральдике».(61)

Если принять во внимание, что «Шапка Казанская» была изготовлена (либо «доработана» по образцу «великокняжеской») между 1552 - 1573 гг., то это в известной мере объясняет её появление на голове уже «возмужавшего» царя.

Не исключено также, что «шапка», изображённая на голове «ездеца» с портретными чертами царя Ивана IV Васильевича, является именно «великокняжеской», то есть династической «Шапкой Мономаха», однако присутствиееё на рассматриваемых типах монет нуждается в дополнительном прояснении.

Любопытно, что на миниатюрах Лицевого летописного свода, посвящённых венчанию Ивана IV Васильевича на царство, он - «задним числом»- изображён в пятилучевой короне, а не в «великокняжеской шапке», хотя известно, что на голову царю митрополитом Московским и всея Руси Макарием был водружён«венец», под которым следует понимать«Шапку Мономаха»(62). Таким образом, «статусная иконография» взяла верх над исторической правдой.

Так что, в случае с изображением на монетах Ивана IV Васильевича «шапки» вместо короны на голове «царя-ездеца» тоже возможны «сюрпризы».

Нумизматический «привет» из Монголии

В наше время «Шапка Казанская» неожиданно появилась на «цветной» серебряной монете достоинством 1000 тугриков, выпущенной в 2007 г. «Банком Монголии» («Монголбанком») (см.: рис. 21)в серии, посвящённой русским князьям, царям и российским императорам.(63)

На её обратной стороне справа от легенды на русском языке «Иван IVВасильевич / 1530 - 1584 / 2007» помещены: изображение царя с известной картины художника В.М. Васнецова «Царь Иван Грозный» (1897 г.), а рядом - изображения «Шапки Казанской» и Спасской башни Казанского Кремля (в современном виде - с пятиконечной звездой).

Видимо, у автора композиции монгольской монеты не существовалоникаких сомнений по поводу значимости этих символов, в наибольшей мере ассоциирующихся с личностью и эпохой царя Ивана IV Васильевича.

Алексеев Игорь Евгеньевич, кандидат исторических наук (г. Казань)

Сноски:

(1) См.: Достоверные портреты московских государей Ивана III, Василия Ивановича и Ивана IV Грозного, и посольства их времени. Собрал и привёл в порядок Д. Ровинский. - Санкт-Петербург: «печатано в Экспедиции Заготовления Государственных Бумаг», 1882. - С. 3.

(2) В датируемом первой третью XVII в. литературном памятнике «Повесть книги сея от прежних лет» (в части под заголовком «Написание вкратце о царех Московских, о образех их и возрасте их, и о нравех») приводится следующее описание внешнего облика Ивана IV Васильевича: «Царь Иван образом нелепым, очи имея серы, нос протягновен, покляп; возрастом велик бяше, сухо тело имея, плещи имея высоки, груди широки, мышцы толсты; муж чюднаго разсуждения, в науке книжнаго почитания доволен и многоречив зело...». Согласно одной из наиболее распространённых версий, автором данного текста является князь С.И. Шаховской. (См.: Словарь книжников и книжности Древней Руси. - Вып. 3 (XVII в.). - Часть 3: П - С. - Санкт-Петербург: Институт русской литературы (Пушкинский Дом) Российской Академии наук, Издательство «Дмитрий Буланин», 1998. - С. 56.)

(3) Скрынников Р.Г. Иван Грозный. - Москва: ООО «Издательство АСТ», ООО Издательство «АСТ Москва», ООО «Хранитель», 2007. - С. 310.

(4) См.: Лицевой летописный свод XVIвека. Главная книга Российской империи// Издательство «Актеон» [Электрон.ресурс]. - Режим доступа: http://akteon-elib.ru/

(5) См., например: Бойко-Великий В. Почитание в ХVII веке Государя Иоанна Васильевича Грозного в Николо-Коряжемском монастыре как благоверного Царя великомученика (Новое комплексное исследование Коряжемских Святцев и грамот Николо-Коряжемского монастыря. 1 часть)// Информационно-аналитическая служба «Русская народная линия» (2 апреля 2015 г.) [Электрон.ресурс]. - Режим доступа; Он же. Почитание в ХVII веке Государя Иоанна Васильевича Грозного в Николо-Коряжемском монастыре как благоверного Царя великомученика (Новое комплексное исследование Коряжемских Святцев и грамот Николо-Коряжемского монастыря. 2 часть)// Информационно-аналитическая служба «Русская народная линия» (7 апреля 2015 г.) [Электрон.ресурс]. - Режим доступа; Он же. Почитание в ХVII веке Государя Иоанна Васильевича Грозного в Николо-Коряжемском монастыре как благоверного Царя великомученика (Новое комплексное исследование Коряжемских Святцев и грамот Николо-Коряжемского монастыря. 3 часть)//Информационно-аналитическая служба «Русская народная линия» (1 июня 2015 г.) [Электрон.ресурс]. - Режим доступа

(6) Силаев А.Г. Истоки русской геральдики. - Москва: Издательство «ФАИР-ПРЕСС», 2003. - С. 101.

(7) Полное Собрание Русских Летописей, изданное по Высочайшему повелению Археографическою Комиссиею. - Том 6. - VI. Софийские Летописи. - Санкт-Петербург: «В типографии Эдуарда Праца», 1853. - С. 296.

(8) См.: Булычов Н.И.Именные серебряные копейки и денежки Ивана IV. 1533 - 1584. - Санкт-Петербург: Типография «Т-ва Художественной Печати», 1906. - С. IX, 35, 38, 42, 53. (С 2015 г. книга находится в открытом доступе по адресу: Булычёв Н. И. Именные серебряные копейки и денежки Ивана IV. 1533-1584. - СПб, 1906// Государственная публичная историческая библиотека России [Электрон.ресурс]. - Режим доступа)

(9) См.: Спасский И. К прижизненной иконографии Ивана Грозного// Сообщения Государственного Эрмитажа (Сообщения Государственного Ордена Ленина Эрмитажа). - 1976. - Т. XLI. - С. 49 - 53.

(10) См.: Мельникова А.С. Место монет Ивана Грозного в ряду памятников идеологии самодержавной власти// Вспомогательные исторические дисциплины. - 1985. - Т. XVII. - С. 121 - 133.

(11) См.: Мельникова А.С. Русские монеты от Ивана Грозного до Петра Первого (история русской денежной системы с 1533 по 1682 год)/ Научное издание (с иллюстрированным каталогом). - Москва: Издательство «Финансы и статистика», 1989. - 318 с.: ил.

(12) См.: Мельникова А.С. Русские монеты от Ивана Грозного до Петра Первого. Большая иллюстрированная энциклопедия. - Москва: ООО «Издательство "Эксмо"», ООО Издательство "Наше слово"», 2012. - 304 с.: ил.

(13) См.: Гришин И.В., Клещинов В.Н., Храменков А.В. Каталог русских средневековых монет с правления царя Ивана IV до правления царя Петра I. - Москва: Издательство «Леопарт», 2015. - 692 с.: ил.

(14) См.: Гришин И.В., Храменков А.В. Типы русских монет от Ивана Грозного до Петра Первого с указанием цен. - Москва: Издательство «Леопарт», 2017. - 80 с.: ил.

(15) Спасский И. Указ.соч. - С. 49.

(16) См.: [MoleMan] Прижизненный портрет Ивана Грозного// Итоги поисковых сезонов/ Поиск древних монет, раритетов и метеоритов при помощи металлоискателя SpectrumXLT фирмы White's [Электрон.ресурс]. - Режим доступа: http://xlt.narod.ru/season01/ppi4.html

(17) См.: Мельникова А.С. Русские монеты от Ивана Грозного до Петра Первого (история русской денежной системы с 1533 по 1682 год). - С. 256, Таб. 1.; Гришин И.В., Храменков А.В. Типы русских монет от Ивана Грозного до Петра Первого с указанием цен. - С. 5.

(18)См.: [Mole Man] Указ. соч.

(19) Там же.

(20) См.: Мельникова А.С. Русские монеты от Ивана Грозного до Петра Первого (история русской денежной системы с 1533 по 1682 год). - Таб. 1.

(21) См.: Спасский И. Указ.соч. - С. 52.

(22) См., например: Гришин И.В., Храменков А.В. Типы русских монет Ивана III и Василия III с указанием цен. - Москва: Издательский дом «Триумф принт», 2013. - С. 28 - 31, 61.; Они же. Типы русских монет от Ивана Грозного до Петра Первого с указанием цен. - С. 21 - 22.; Мельникова А.С. Русские монеты от Ивана Грозного до Петра Первого. Большая иллюстрированная энциклопедия. - С. (101) - 104, 248 - 251.; Мец Н.Д. Монеты великого княжества Московского (1425 - 1462)// Нумизматический сборник (Материалы к сводному каталогу). - Часть третья. - Москва: Государственный Ордена Ленина Исторический музей, 1974. - С. 100, 102 - 103, 106, 110, 114, 119.

(23) См.: Силаев А.Г. Указ.соч. - С. 78.

(24) Мельникова А.С. Место монет Ивана Грозного в ряду памятников идеологии самодержавной власти. - С. 125 - 126.

(25) См.: Мельникова А.С. Русские монеты от Ивана Грозного до Петра Первого (история русской денежной системы с 1533 по 1682 год). - С. (29).; Клещинов В.Н., Гришин И.В. Каталог русских средневековых монет (с правления царя Ивана IV Васильевича до шведской оккупации Новгорода /1533 - 1617 гг./). - Москва: Издательство «УРСС», 1998. - С. 7.

(26) См.: Мельникова А.С. Русские монеты от Ивана Грозного до Петра Первого (история русской денежной системы с 1533 по 1682 год). - С. (29), 39.

(27) См.: Там же. - С. 29, таб. 1.; Гришин И.В., Храменков А.В. Типы русских монет от Ивана Грозного до Петра Первого с указанием цен. - С. 7.

(28) См.: Мельникова А.С. Место монет Ивана Грозного в ряду памятников идеологии самодержавной власти. - С. 123.

(29) Там же. - С. 124.

(30) См.: Гришин И.В., Храменков А.В. Типы русских монет от Ивана Грозного до Петра Первого с указанием цен. - С. 5.

(31) Мельникова А.С. Русские монеты от Ивана Грозного до Петра Первого (история русской денежной системы с 1533 по 1682 год). - С. 41.

(32) См.: Она же. Место монет Ивана Грозного в ряду памятников идеологии самодержавной власти. - С. 127.

(33) Там же. - С. 126.

(34) См.: Там же. - С. 124, 128.

(35) См.: Мельникова А.С. Русские монеты от Ивана Грозного до Петра Первого (история русской денежной системы с 1533 по 1682 год). - Таб. 1.; Гришин И.В., Храменков А.В. Типы русских монет от Ивана Грозного до Петра Первого с указанием цен. - С. 5 - 6.

(36) См.: Мельникова А.С. Русские монеты от Ивана Грозного до Петра Первого (история русской денежной системы с 1533 по 1682 год). - Таб. 1.; Гришин И.В., Храменков А.В. Типы русских монет от Ивана Грозного до Петра Первого с указанием цен. - С. 6.

(37) Рис. 11 соответствует монете (типу монет) по А.С. Мельниковой со штемпельными №№ 28 - 26, рис. 12 - №№ 29 - 26, рис. 13 - №№ 31 - 26. (См.: Мельникова А.С. Русские монеты от Ивана Грозного до Петра Первого /история русской денежной системы с 1533 по 1682 год/. - Таб. 1.)

(38) См.: Спасский И. Указ.соч. - С. 52.

(39) См.: Мельникова А.С. Русские монеты от Ивана Грозного до Петра Первого (история русской денежной системы с 1533 по 1682 год). - Таб. 1.; Гришин И.В., Храменков А.В. Типы русских монет от Ивана Грозного до Петра Первого с указанием цен. - С. 7.

(40) См.: Булычов Н.И.Указ.соч. - С. 53.

(41) См.: Там же. - С. 65.

(42) См.: Там же. - С. 53.

(43) См.: Мельникова А.С. Русские монеты от Ивана Грозного до Петра Первого (история русской денежной системы с 1533 по 1682 год). - Таб. 1.; Гришин И.В., Храменков А.В. Типы русских монет от Ивана Грозного до Петра Первого с указанием цен. - С. 9 - 11, 13.

(44) См.: Мельникова А.С. Место монет Ивана Грозного в ряду памятников идеологии самодержавной власти. - С. 128.

(45) См.: Мельникова А.С. Русские монеты от Ивана Грозного до Петра Первого (история русской денежной системы с 1533 по 1682 год. - С. 71 - 72, таб. 3.; Гришин И.В., Храменков А.В. Типы русских монет от Ивана Грозного до Петра Первого с указанием цен. - С. 21 - 22.

(46) Мельникова А.С. Место монет Ивана Грозного в ряду памятников идеологии самодержавной власти. - С. 130.

(47) Там же. - С. 131.

(48) Там же.

(49) Там же. - С. 132.

(50) Там же.

(51)См.: [Mole Man] Указ. соч.

(52) Валеева-Сулейманова Г.Ф. Татарские шапки - короны русских царей// Идель (Идел). - 1996. - № 3 - 4. - С. 70.

(53) Данный сюжет нашёл также своё отражение в картине П.М. Шамшина 1894 г. «Вступление Иоанна IV в Казань в 1552 году». - И.А.

(54) Валеева-Сулейманова Г.Ф. Указ.соч. - С. 70 - 71.

(55) См., например: Гришин И.В., Храменков А.В. Типы русских монет Ивана III и Василия III с указанием цен. - С. 6 - 9, 24 - 27, 44, 56 - 58.; Калинин В.А. Монеты Ивана IIIс русско-татарскими легендами// Труды Государственного Эрмитажа. - 1981. - № XXI (Нумизматика). - С. (111) - 116.

(56) Калинин В.А. Указ.соч. - С. 114 - 115.

(57) Там же. - С. 115.

(58) См.: Мельникова А.С. Место монет Ивана Грозного в ряду памятников идеологии самодержавной власти. - С. 122.

(59) [Трепавлов В.В.] Восток - дело тонкое// Историк. - 2017. - № 1 (25) (Январь). - С. 34.

(60) См.: Мельникова А.С. Русские монеты от Ивана Грозного до Петра Первого (история русской денежной системы с 1533 по 1682 год). - С. 83 - 84.

(61) Силаев А.Г. Указ.соч. - С. 139.

(62) См., например: Там же. - С. 139, 219.

(63)См.: Standart Catalog of World Coins, 2001 - Date (2015). Krause Publications, a division of F+W Media, Inc. 9th Edition. P. 748.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игорь Алексеев
«Событие сие отпраздновано было в нашем городе с небывалою для Казани торжественностию...»
Празднование в 1879 г. трёхсотлетия обретения чудотворной Казанской иконы Божией Матери
21.07.2023
Пьянство и эпидемии
Из воспоминаний и наблюдений докторов медицины Н.Ф. Высоцкого, И.В. Годнева, В.П. Первушина и других…
14.09.2021
Пощёчина
Стихотворение
15.08.2021
Все статьи Игорь Алексеев
Иван Грозный
«Царь Феодор Иоаннович – последний Рюрикович на русском престоле»
В Москве прошла научно-практическая конференция из цикла «Собиратели земли Русской»
24.04.2024
Давайте вспомним всех павших!
В боях в Республике Сербской героически погибли 38 русских добровольцев
16.04.2024
Очистить имя первого Русского царя от клеветы
Резолюция конференции «Собиратели земли Русской»
03.04.2024
Русский царь — татарин из Касимова
О жизни и судьбе государя Симеона Бекбулатовича (Саин-Булата)
25.03.2024
Все статьи темы
Александр Сергеевич Пушкин
День памяти Дениса Давыдова
Сегодня мы также вспоминаем художницу А.П.Остроумову-Лебедеву, а также героев Великой Отечественной войны С.Е.Артеменко и Е.Н.Завалий, православного публициста В.Л.Махнача
05.05.2024
День памяти поэта В.А. Жуковского
Также сегодня мы вспоминаем адмирала И.Л.Голенищева-Кутузова, генерала П.Н.Врангеля, основателя МХАТа В.И.Немировича-Данченко
25.04.2024
Легализация мата и чистота языка
Размышления по итогам одной дискуссии
18.04.2024
Пора пресечь деятельность калининградского «ЛГБТ*-лобби»
Русская община Калининградской области требует уволить директора – художественного руководителя Калининградского областного драматического театра А.Н. Федоренко и некоторых его подчинённых
11.04.2024
Все статьи темы
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Христос Воскресе!
Новый комментарий от Человек
04.05.2024 11:43
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
04.05.2024 01:32
Россию превращают в пародию…
Новый комментарий от kudesnik
03.05.2024 16:48
Зачем ждать неминуемого финансового краха?
Новый комментарий от kudesnik
03.05.2024 15:40
Почему рядом с Николаем II было мало выдающихся государственных людей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
03.05.2024 15:31
Подвиг священника о. Стефана Щербаковского
Новый комментарий от Могилев на Днепре
03.05.2024 09:08