Почитание в ХVII веке Государя Иоанна Васильевича Грозного в Николо-Коряжемском монастыре как благоверного Царя великомученика

Новое комплексное исследование Коряжемских Святцев и грамот Николо-Коряжемского монастыря. 2 часть

Иван Грозный  Новости Москвы 
0
1095
Время на чтение 18 минут

1 часть


1. Царь Иоанн Васильевич с боярами. Фреска Успенского собора Свияжского монастыря. XVI век

Таким образом, и в XV, и в XVI, и в XVII веках русский «книжный» человек прекрасно разбирался в исторически сложившемся к тому времени различии титулов «Князь» и «Царь».

Для него «царями» могли быть Православные Греческие Цари, могли быть цари Орды и ханств, образовавшихся после ее распада, могли быть Цари Болгарские, начиная от Святого Благоверного Царя Симеона Борисовича, и могли быть Цари Сербские, начиная с Михаила Первовенчанного. Как отмечалось выше, титул не только Князя, но и Великого Князя, начиная с середины XII века, для русского «книжника» не являлся синонимом Царя и Верховного Государя, поэтому, записывая в Святцах об «обретении святого телеси великомученика Царя Иванна», монахи Николо-Коряжемского монастыря несомненно имели в виду Царя, а не какого-либо Князя, «случайно», по «равнозначности» терминов протитулованного Царем.

Иностранные Цари и Князья с именем Иоанн

Сегодня исторической науке известны все православные Цари с именем Иоанн, жившие и правившие в мире.

Известны и обстоятельства их кончины, по крайней мере, так, как это воспринимали их современники. О каких же царях Иоаннах могли знать русские люди в начале XVII века?

Древнерусское сказание об Индийском Царстве [перевод с греческого источника XII века] составлено, как письмо Индийского Царя - пресвитера Иоанна ромейскому Императору Мануилу. Это единственное упоминание индийского Царя с именем Иоанн, никаких других сведений, кроме того, что этот индийский Царь Иоанн был христианским священником в каких-либо источниках, о нем не содержится и нигде он не упоминается, как почитаемый святой [1, 34].Само сказание носит притчевый характер, что вполне осознавали и русские люди, жившие в XVII веках.

Среди Царей Греческих, Царей Ромейских с именем Иоанн следует назвать Царей Иоанна Цимисхия, Иоанна Комнина Багрянородного по прозванию Калоян (т.е. Добрый Иоанн), Иоанна Палеолога (сына Андроника), Иоанна Кантакузина, Иоанна Палеолога Младшего (сына Андроника), Иоанна Палеолога (сына Мануила).

После захвата Константинополя крестоносцами Греческими Царями в русских летописях и духовных повестях также могли называться Императоры Никейской Империи: Иоанн Дука Ватац (Калоян) и Иоанн Дука Ласкарис, а также императоры Трапезунда Иоанн Аксух Великий Комнин, Иоанн Великий Комнин, сын Мануила, Иоанн Великий Комнин, сын Михаила, Иоанн Великий Комнин (Калоян), сын Алексея, и правитель Эпирского Царства Иоанн Комнин Дука.

Среди Грузинских и Армянских Царей не было никого с именем Иоанн. До раскола Христианской Церкви, то есть до XI века, ни в одной из западноевропейских стран не было королей с таким именем. Не было таковых и среди Сербских королей. А вот среди Царей Болгарских насчитывается семь Иоаннов: три Иоанна Асеня, Иоанн Владислав, Иоанн Стефан, Иоанн Александр, Иоанн-Шишман, Иоанн-Срацимир.

Исторические хроники и повести, где упоминались эти Цари и Короли, читались и переписывались во многих монастырях России, в том числе и в Николо-Коряжемском монастыре.

И в болгарских, и в русских письменных источниках вплоть до XVIII века не было принято цифровое обозначение в титулах Царей: ни Болгарских, ни Греческих, ни Русских.

Из всех названных Греческих и Болгарских Царей Иоаннов на сегодняшний день известно церковное почитание Никейского Императора в 1121-1254 годах Иоанна Дуки Ватаца, из Династии Ласкарисов, которого называют Святой Царь Иоанн Дука Ватац Милостивый, память его празднуется 4 ноября с особым почетом. Он своей мудрой политикой и успешными военными походами против латинян возвратил под власть Православного Автократора большую часть европейских земель Ромейской Империи, хотя и не овладел Константинополем. Почитание его как святого носило местный характер в районе Смирны, Нимфея и Магнесии. В Малой Азии, особенно в Эфесе, Святого Царя Иоанна Дуку Ватаца почитали до начала XX века, пока там сохранялось греческое население.

В XIV веке епископ Григорий Пелагонийский написал Житие Святого Царя Иоанна Дуки Ватаца Милостивого, а в XVIII веке Преподобным Никодимом Святогорцем по просьбе Эфесского митрополита была записана церковная служба Святому Императору Иоанну Ватацу Милостивому, которую до сих пор служат 4 ноября. Вот и в русском «Полном месяцеслове Востока», составленном архиепископом Сергием (Спасским), под 4 ноября отмечено: «память Иоанна, дукса Ватадзи» [1, т. 2].

Слово «дукс» само по себе является титулом верховного военачальника или иногда владетельного Князя.

Из Греческих Царей Династии Ласкарисов церковно почитается и другой Государь - Иоанн Дука Ласкарис, внук Царя Иоанна Дуки Ватаца Милостивого, который в 11 лет был ослеплен, насильственно пострижен в монахи с именем Иоасаф и скончался в возрасте около 53 лет. В России о почитании Царя Иоанна Дуки Ласкариса неизвестно [1].

Оба святых Греческих Царя Иоанна - и Царь Иоанн Дука Ватац Милостивый, и Царь Иоанн Дука Ласкарис умерли своей смертью, и как мученики (великомученики) никогда не почитались [29].

Князь Сербский Иоанн Владимир (имя Иоанн получено при крещении; день памяти 22 мая), почитающийся как Святой Мученик, подобно русским Князьям Борису и Глебу, принял в 1015 году мученическую смерть от своего родственника и сюзерена Иоанна Владислава, правителя Болгарии, убившего своего двоюродного брата Царя Гавриила Радомира и узурпировавшего Царский Престол Болгарии. Иоанн Владимир был удельным Князем Сербской области. В сербском Апостоле-апракосе XIII-XIV веков (фото публикуется) указаны имена почитаемых святых, в том числе имя святого Иоанна Владимира [19]. День обретения его мощей ни в каких источниках не указан и не празднуется. В русских источниках упоминание Иоанна Владимира как святого начинается только с начала XVIII века. Тогда же его начинают именовать Царем Болгарским, Князем Сербским, видимо, потому, что он был женат на болгарской Царевне Феодоре Косаре, дочери болгарского Царя Самуила и сестре Царя Гавриила Радомира и мог рассматриваться как кандидат на Царский престол. Архимандрит Сергий (Спасский) указывает на источники конца XVII-XIX века, которые именуют святого Царем Болгарским, Сербским Князем Иоанном Владимиром [1]. Так или иначе, но во всех известных источниках, начиная с XIII века, он всегда именуется двойным именем: Иоанн Владимир, а в русских источниках всегда указывается на его сербское и болгарское происхождение.

2. Апостол - апракос, составленный на рубеже XIII - XIVвв. И представляющий собой сербский список западно - болгарского оригинала. Эта запись - древнейшее свидетельство церковного почитания сербского князя Иоанна-Владимира, убитого 22 мая 1015г. болгарским царем Иоанном-Владиславом. «Помени господи Давида и вся кротость его, святого Иоана Владимира, и Василиска, и Маркела»

Еще один правитель с именем Иоанн - блаженный Иоанн (Иоанн Новый), деспот Сербский (†1503), происходящий из славного рода Бранковичей. День его памяти 10 декабря. Титул деспота соответствует титулу наместника, он был дарован Георгию, брату блаженного Иоанна, королем Венгрии Матьяшем Хуньяди в 1485 году. После того как брат его принял в 1498 году иноческий чин, Блаженный Иоанн по указу Венгерского короля управлял небольшой сербской областью в Венгерском королевстве и не назывался ни королем, ни Царем [20]. Именно с титулом деспота Сербского мы встречаем его имя у архимандрита Сергия (Спасского) [1], исследовавшего все известные каталоги православных святых Восточных Церквей [31].

Почитание его в России начинается в XVIII-XIX веках [1]. Блаженный Иоанн правитель Сербский не почитался как мученик, и сегодня мы молимся ему как праведному правителю, праведному воину, как блаженному.

Есть еще один Святой Мученик - Моавий Иоанн (имя Иоанн получено при крещении), почитаемый и как святой Персидский Царь, дни его памяти 3 и 4 мая. О нем говорится в житии Святителя Феодора Едесского как о Багдадском халифе Моавии, принявшем Крещение с именем Иоанна. Вскоре после открытого исповедания им Господа Иисуса Христа он был убит мусульманами, произошло это в IX веке от Рождества Христова. Его имя как в житии Святителя Феодора Едесского, так и в тропарях и кондаках всегда двойное, Иоанн Моавий, и никогда он не именуется только Царем, а всегда именно Царем Персидским или Багдадским халифом. Какие-либо сведения об обретении его честных мощей отсутствуют [30]. О почитании этого святого записано и в Коряжемских Святцах 3 мая:

«В тои же дьнь - убиение святаго и многострадальнаго великомученика Моавия Иванна, царя перьского, ученика святаго Феодора Едескаго» (слово «Иванна» приписано на правом поле, скорее всего, другим почерком)[V] [11, 21].

Наличие значительного числа Царей Греческих и Болгарских с именем Иоанн предполагало при написании их имен указание страны правления: Греции, Болгарии. Ввиду того, что Сербия была под властью Болгарских Царей, то и относительно Царей-Кралей Сербских тоже указывалась страна правления.

Ввиду многочисленности Царей Иоаннов и отсутствия их цифрового обозначения в титуле, к имени Иоанн всегда добавляли второе имя или прозвище. В случае с Болгарскими Царями это было второе имя, в случае с Греческими - прозвище или титульное звание, которое получено было самим Императором либо его предками, как в случае с записью в «Полном Месяцеслове Востока» архимандрита Сергия (Спасского)[1] - «память Иоанна, дукса Ватадзи». Поэтому во всех русских рукописях, в том числе и в Коряжемских Святцах, их никогда не писали одним именем, а двумя или более.

Дни памяти Болгарских, Сербских, Греческих Святых Царей и Князей Иоаннов, а также Персидского Царя Иоанна Моавия не совпадают с 10 июня, указанным в Коряжемских Святцах как день обретения святого телеси Царя Иоанна.

3. Клеймо Тихвинской иконы Божией Матери с чудесами 1680 года из храма в честь Смоленской иконы Божией Матери (Одигитриевского) в Калуге. Среди молящихся изображен Царь Иоанн Васильевич с нимбом

Только два из имевших имя Иоанн Царей и Князей Болгарских, Сербских, Греческих, Персидских почитались как святые мученики (великомученики): Иоанн-Владимир Князь Сербский и Иоанн Моавий Царь Персидский. Их имена во всех источниках писались двойными, а в русских источниках указывалась страна, в которой они правили. Поэтому запись 10 июня в Коряжемских святцах могла относиться только к русскому правителю.

Русские Великие Князья и Цари Иоанны

В России первыми Великими Князьями Владимирскими и Московскими, носившими имя Иоанн, были Иоанн Данилович (Калита) (известно местное почитание Великого Князя Иоанна Даниловича как святого Благоверного Князя) и его сын Иоанн Иоаннович Красный, отец Великого Князя Димитрия Донского. Они никогда не имели титула Царя и никогда в русских летописях и грамотах Царями не назывались, умерли своей смертью и каких-либо особых мучений, насколько нам известно, в своей жизни не испытали, так же как и третий Великий Князь - Иоанн Васильевич, сын Великого Князя Василия Васильевича, имевший титул Великого Князя, Государя всея Руси, Господаря всея Руси. В отдельной дипломатической переписке с германским императором и шведским королем, Великий Князь и Государь всея Руси Иоанн Васильевич удостаивался титула «Rex», имевшего на латыни достоинство титула «Император». Но в русских летописях и грамотах он Царем не назывался.

Великое Княжение его началось в годы, когда Русь, пусть и номинально, но все еще являлась данником Орды, и именно в его правление с данничеством было окончательно покончено. Последний хан Большой Орды Ахмат в 1480 году ушел с реки Угры, преследуемый русскими войсками, не сумев нанести русским войскам поражение и подтвердить свою власть. Но до 1480 года Великий Князь оставался формально под правлением царя ордынского и сам Царем называться не мог. Греческие Цари после падения Константинополя в 1453 году сошли с политического горизонта; оставались цари крымские, казанские, астраханские и сибирские. Принятие заслуженного титула Царя растянулось еще на 67 лет после прекращения выплат дани Орде. Сын Иоанна Васильевича, Василий Иоаннович, также в грамотах и летописях именовался Великим Князям и Государем всея Руси.

Наиболее распространенным на Руси источником информации во времена Великого Князя Ивана Васильевича, Великого Князя Василия Васильевича и Царя Иоанна Васильевича Грозного были не летописи и не грамоты, а упоминание титула и имени Государя на чеканной монете. Именно на монете, которая бывала в руках у каждого русского человека, да и у иностранцев, был четко отпечатан краткий титул Государя. Титул на монетах Великого Князя Иоанна Васильевича был отчеканен как «Великий Князь и Государь Всея Руси» или «Великий Князь и Господарь всея Руси». Такой же титул получил и его старший сын, Иоанн Иоаннович, будучи Великим Князем-соправителем. На его монетах также печаталось «Великий Князь Иван Иванович» [5].

Вступивший на Престол в 1505 году Великий Князь Василий Иоаннович именовался и на монетах, и в летописях, и в грамотах точно так же, «Великий Князь и Государь (Господарь) Всея Руси», хотя именно в это время произошло важное изменение, свидетельствующее о подготовке к венчанию Великого Князя Василия Иоанновича на Царство.

Монетных дворов в его правление было четыре: в Москве, Твери, Новгороде и Пскове. На монетах, выпущенных монетными дворами Москвы, Новгорода и Твери печатался титул «КNZЬ ВЕЛIКI ВАСIЛII IВАNОИIЧЬ ОСПОДАРЬ ВСЕА РУСИ», а в Пскове с 1510 года, то есть с момента окончательного вхождения Псковского государства в состав России, начинается печать монеты «ВАСIЛI БЖЬЕЮ МЛСТЬЮ ЦРЬ ВСЕА РУС/ ДЕНЬГА ПСКОВЪСКАА». Возможно, это объясняется тем, что псковичи, привыкшие к именованию своей страны «Псковским государством», могли признать над собой только более высокую власть - власть Царя, а не государя, поскольку государь Псковский у них уже был. Это и могло быть одной из причин для подобного «исключения»[5].

Второй причиной, несомненно, было то, что Великий Князь Василий Иоаннович готовился к принятию Царского титула и завещал принять этот титул «Царя всея Руси» своему сыну Иоанну Васильевичу Грозному: титул не просто Царя, а Царя-хранителя Вселенского Православия, Царя Третьего Рима. К началу XVI века уже не было Царей Болгарских, Сербских кралей и Царей Греческих. Поэтому венчание на Царство Русского Государя означало принятие миссии сохранения Вселенского Православия. До 17 лет, с момента смерти отца в 1533 году и до Помазания на Царство в 1547 году, Иоанн Васильевич Грозный именовался тем же титулом, что и его отец и дед: «Князь Великий Иванъ», и именно такой титул чеканился в те годы на всех монетах в Российском государстве. Но сразу после венчания на Царство, с 1547 года, и вплоть до его кончины в 1584 году, на всех монетах на Руси печатали «Царь и Князь Великий Иванъ». Надо сказать, что ходившие тогда монеты тогда были мелкого достоинства: копейки, полушки, их чеканили сотнями тысяч, и каждый русский человек на протяжении более чем 40 лет многократно держал эти монеты в руках и мог прочитать: «ЦРЬ I ВЕЛИКИI КНАZЪ IВАНЪ ВСЕА РОУСИI» или «ЦРЬ I КНZЪ ВЕЛIКI IВАН» [5].

Следует обратить внимание, что проведенное автором тщательное исследование не обнаружило в Коряжемских Святцах каких-либо ошибок или неточностей в титулатуре более чем семидесяти упомянутых в Святцах Царей, Королей и Князей. Таким образом, к XVII веку, ко времени написания Коряжемских Святцев в 1621 году, из возможных русских «Царей Иваннов», был только один Царь Иоанн Васильевич Грозный. Это находит свое подтверждение в отдельных записях на 9 июля и 30 апреля в самих Коряжемских святцах.

Так, в записи от 9 июля говорится об установлении дедом Царя Иоанна Васильевича Грозного, Великим Князем Иоанном Васильевичем Старшим, праздника в честь взятия Казани в 1487 году:

«И сиі праздникъ устави праздновати князь великіи Иваннъ Васильевичь по всеи Русіи, како взя градъ Казань и царя со царицею поималъ, воеводы его привели к Москве в лето 6995».

Царем Иванна Васильевича Старшего здесь справедливо не называют.

А вот 30 апреля, в описании обретения мощей Святителя Никиты, епископа Новгородского, в 1558г. Иоанн Васильевич Грозный в Святцах именуется Царем, более того, именно благоверным Царем:

«В то и же дьнь - обретеніе чьстныхъ мощеи иже во святыхъ отьца нашего Никиты, епископа Новгородьцкаго, новаго чюдотворца. Обретены быша мощи в лето 7 066 по 450 летъ преставленія его при благоверномъ государи цари и великомъ князе Иванне Васильевиче, всеа Русіи самодержце, и при архиепископе Пимине Великого Новаграда и Пьскова».

И хотя 30 апреля - не день памяти Царя Иоанна Васильевича, но характеристика «благоверный» в Коряжемских Святцах относится только к святым Царям и Князьям. Так например, Великие Князья Юрий Данилович Московский, Дмитрий Иванович (Донской) и Ярослав Владимирович (Мудрый), дни памяти которых как святых в Коряжемских Святцах отсутствуют, упомянуты в Святцах в записях на 22 ноября, 12 февраля и 6 ноября (соответственно), но благоверными в этих записях не названы, так же, как и не назван благоверным в вышеупомянутой записи от 9 июля Великий Князь Иванн Васильевич Старший.

4. Жалованная грамота Царя Иоанна I Васильевича игумену Коряжемского монастыря Иову, 1583г. АИИ СПб РАН Фонд 72 Опись 1 Дело 6 Л 1

Таким образом и запись от 30 апреля подтверждает, что игумен и братия Николо-Коряжемского монастыря почитали Царя Иоанна Васильевича Грозного как святого и в лике благоверных Царей, и в лике великомучеников.

Именно Царь и Великий Князь Иоанн I Васильевич 28 января 1547 года, вскоре после своего венчания на Царство, даровал игумену Николаевского Коряжемского монастыря Вассиану с братией жалованную тарханно-оброчную и несудимую грамоту, а 25 августа 1547 года - еще одну жалованную грамоту на Христофорову пустынь, став первым крупным ктитором монастыря. Монастырь и в дальнейшем многократно получал щедрые пожертвования от Государя.

После 1552 года игумен Николо-Коряжемского монастыря послал Царю Иоанну и Царице Анастасии особо целебную святую воду от источника в Христофоровой пустыни, и Царица Анастасия излечилась от болезни ног, вкусив сию воду. Видимо, после этого и возникает особая духовная связь между Царем, Царской семьей и игуменом и братией Николо-Коряжемского монастыря.

4 ноября 1582 года в Коряжемском монастыре случился сильный пожар, в котором сгорели многие дарственные и жалованные грамоты. В том числе и Царские жалованные грамоты Царя Иоанна. 19 апреля 1583 года, в ответ на обращение братии Коряжемской обители, Царь Иоанн Васильевич жалует Царскую грамоту игумену Коряжемского монастыря Иову с братиею на владение слободками Юшковой и Софронковой, на освобождение от разных податей и повинностей, от подсудности Устюжским наместникам и волостелям и Усольским тиунам, дает другие значительные привилегии и пожертвования монастырю [11].

В 1621 году в монастыре наверняка еще подвизались люди, родившиеся и выросшие в Царствование Иоанна Грозного: между кончиной Царя в 1584 году и написанием Святцев прошло лишь 37 лет, и наверняка в монастыре были подвижники возрастом за 50-60 лет, для которых выражение «Царь Иванн» могло относиться лишь к одному Царю, Иоанну Васильевичу Грозному. В 1621 году на Руси еще продолжалось хождение монеты с надписями»ЦРЬ IВЕЛИКИI КНАZЪ IВАНЪ ВСЕА РОУСИI» и «ЦРЬ I КНZЪ ВЕЛIКI IВАН», поэтому трудно себе представить, что монашеская братия и игумен писали про какого-то нерусского, иностранного царя, не указывая ни второго его имени, ни страны его правления. Для русского человека в XVII веке было четкое понимание, что Царствование и Царь в России появились лишь с венчанием на Царство Иоанна Васильевича Митрополитом Макарием в 1547 году [5]. Следует также отметить, что эпитет «Грозный» в отношении Царя Иоанна Васильевича весьма редко употреблялся в XVI-XVII веках и получил широкое распространение в литературе лишь в XIX веке.

Все русские Князья и Государи, имевшие имя Иоанн, по имеющимся у нас данным, умерли своей смертью, за исключением Царя Иоанна Васильевича Грозного (об этом будет сказано далее) и по этой причине мучениками (великомучениками) почитаться не могли [28].

Именно глубокое знание русской, ромейской, болгарской и сербской церковной истории и позволило профессору Е.Е. Голубинскому сделать категорический вывод: несмотря на казалось бы, большую распространенность имени Иоанн, единственным, кто в начале XVII века мог быть назван Царем Иванном в Коряжемских Святцах, был именно Царь всея Руси Иоанн Васильевич Грозный.

Почему в Святцах Царь Иоанн Васильевич назван великомучеником?

Для ответа на этот вопрос необходимо вспомнить основные вехи и события жизни Царя Иоанна. Сейчас уже практически все согласны с тем, что полувековое правление Царя Иоанна Васильевича (51 год во главе государства, 37 лет из них на Царском Престоле) были для России эпохой созидания, укрепления: только территориально за эти годы Русское государство увеличилось вдвое, присоединив Казанское, Астраханское и Сибирское царства. Но служение, избранное Царем Иоанном, было не просто в созидании мощного государства: Первый Русский Царь, от Великого Князя и Царя Владимира Мономаха и от бабки Ромейской Царевны Зои Палеолог - прямой наследник православных Царей Ромейских, созидал Святую Русь, опору Вселенского Православия, готовил ее ко Второму Пришествию Христову и в этом своем служении Царь Иоанн был воистину боголюбивым, христолюбивым Царем, защитником православных по всему миру [4, 7, 8, 9, 10].

5. Рождение Иоанна Васильевича. Миниатюра Лицевого Летописного Свода, середина XVI века

Присоединяя к России новые земли, Царь Иоанн водружал на них Крест Христов, мирно приводил к православной вере множество присоединенных народов, освобождал из неволи десятки тысяч русских пленных, порой много лет страдавших в иноверном плену, был милостив ко всем побежденным и присоединенным народам и их правителям, принимая их в свое подданство, а Князей и воинов - на свою службу; поддерживал и защищал православные монастыри на Святой Земле, Святой Горе Афон. Внутреннее устроение Русского государства также призвано было соответствовать евангельской правде [4, 7, 8, 9, 10].

В основе формировавшегося в XVI веке централизованного Русского государства лежало общинное народоправство, соборность и единодержавие: единодержавное управление и личная ответственность Царя пред Богом за Свято-Русское Царство, соборное обсуждение и принятие решений, выборность местных властей общиной, миром. Государь Иоанн Васильевич последовательно боролся с ересями и прежде всего - с различными проявлениями ереси жидовствующих. На собираемых им Соборах были не только осуждены еретики, но и впервые прославлены десятки Русских Святых. Соборами решались и насущные проблемы государства: принимались церковные правила, соответствующие велению времени, была установлена справедливая судебная система, в определенных случаях Соборы решали вопросы войны и мира. Указами Царя была введена приказная форма исполнительной власти, которая соответствовала системе профильных министерств, учреждено регулярное стрелецкое войско с единой формой у каждого полка.

Царем Иоанном были основаны города Орел, Арзамас, Свияжск, Любим и многие другие; созданы русские морские порты Ругодив (Нарва) и Архангельск, обезпечившие успешную внешнюю торговлю и освоение Россией новейших для того времени военных и гражданских технологий. Были освоены прямые торговые пути в Англию, Голандию, Францию, Персию, Среднюю Азию. Русскими войсками был разгромлен оккультный Ливонский орден [VI], неоднократно побеждались шведские и польско-литовские, крымские и казанские интервенты. Можно долго перечислять достижения Православной

Державы Царя Иоанна Васильевича, не забывая, что все они были направлены к единой цели: спасению боголюбивого народа в Боге, в Святой Троице. Как еще один пример этого: введение книгопечатания и организация церковных школ служили книжному, духовному православному просвещению народа русского [4, 7, 8, 9, 10].

Являясь могущественным Царем, Иоанн Васильевич при этом сохранял истинно христианское, смиренное отношение к себе как к рабу Божию. Силы для служения Царского Иоанн Васильевич черпал в своем ежедневном смиренном христианском служении: с младенчества он несколько раз в год совершал паломничества по монастырям и святым местам, соблюдал посты, молился по многу часов ежедневно, день свой начинал с Божественной Литургии, пел на клиросе; особо молился, прося у Господа помощи в принятии сложных решений, перед важными битвами. Не забывал и благодарить Господа за Его помощь, более того, не себе, а именно Богу отдавал честь того или иного успеха, события в жизни Русского государства. Наглядным примером этого может служить Покровский собор, воздвигнутый на Красной площади по повелению Царя Иоанна: каждый престол этого собора посвящен празднику или святому, в день памяти которого (а значит, по его особому заступничеству) произошло то или иное событие победоносного Казанского похода русского войска в 1552 году. Царь Иоанн и сам был гимнографом: до наших дней дошли вдохновенные тексты составленных им стихир Владимирской иконе Божией Матери, до сих пор читающиеся в дни празднования этой иконы, канон Архангелу Михаилу, Грозному воеводе, тропари святым Князю Михаилу Черниговскому и боярину его Феодору, умученным в Орде, и другие церковные песнопения. Связь с Небом Православный Царь ощущал каждый день своей жизни, и каждым своим прожитым днем стремился свидетельствовать о Христе [4, 7, 8, 9, 10].

6. Клеймо Тихвинской иконы Божией Матери из храма Московского Преображенского кладбища. Среди молящихся изображены Царь Иоанн Васильевич с нимбом и его сыновья Федор Иоаннович и Дмитрий Иоаннович без нимбов. Конец XVI века

Вспомним, что словом «мученик» с греческого языка переводилось слово «martiras», то есть «свидетель»: таким словом в нашей Единой Святой Апостольской Православной Церкви называют христиан, которые, пройдя через суровые испытания, свидетельствовали о Христе, даже до смерти. Представители же знати и Государи, исповедовавшие в древности Христа, почитались как «великие свидетели» (megalomartiros) Веры, чье свидетельство имеет совершенно исключительно значение по сравнению с обычными свидетелями, в частности, потому, что на них ориентируются их подданные, их подчинённые, и они своим подвигом, как правило, приводят многих людей ко Христу. Первые прославленные русские святые, великомученики, страстотерпцы, Благоверные Князья Борис и Глеб, своим искупительным подвигом предотвратившие кровавую междоусобицу за Великокняжеский престол, соблюдшие Заповеди Божии, не поднявшие руку на старшего брата, стали Небесными покровителями всей Русской земли и многих обратили ко Христу. Почитание Благоверных Князей Бориса и Глеба отмечено в Коряжемских святцах 2 мая:

«В тои же дьнь - перенесение чьстныхъ мощеи святыхъ новоавленныхъ великомученикъ и страстотерпецъ, обою братiи по плоти, боголюбивыхъ князеи рускихъ Бориса и Глеба, нареченныхъ во святомъ крещенiи Романъ и Давидъ, из древянои цьркви в новую цьрковь каменну в Вышеграде. В лето 6582-го» [VII].

Великомученик Князь Михаил Черниговский и его боярин Федор не поклонились языческим богам и отдали жизнь за Христа в монгольском плену, явив этим всей Руси пример: следовать за Христом и не поклоняться богам завоевателей. Их почитание как великомучеников также дважды отмечено в Коряжемских Святцах. В записи 20 сентября:

«В тои же дьнь - святыхъ новоявленныхъ великомученикъ i исповедникъ благовернаго Великого Князя Михаила Чернеговского и болярина его Феодора, пострадавшихъ отъ Батыя царя. Убьенi быша Князь Михаилъ и Феодоръ в Орде за православную веру, и сохранены быша мощи ихъ верными христiяны в лето 6746» и в записи 14 февраля: «В тои же дьнь - принесение чьстныхъ мощеи святаго великомученика Благовернаго Великого Князя Михаила Черниговськаго во Царьствующiи градъ Москву»[VIII] [11].

На долю Царя Иоанна Васильевича пришлось множество суровых испытаний, множество тяжелейших ударов от врагов Православного Царства.

7. Икона «Благословенно Воинство Небесного Царя» (Церковь Воинствующая)

(Продолжение следует)

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Василий Бойко-Великий
Молекулярно-генетические экспертизы екатеринбургских останков, найденных в 1991 году
Глава 24 из готовящейся к публикации книги «Расследование цареубийства»
12.04.2024
Кремлевские медики и историки установили, что екатеринбургские останки не царские
Выдержки из 23 главы книги «Расследование цареубийства»
10.04.2024
Я оклеветан
Президенту В.В. Путину от В.В. Бойко-Великого, содержащегося под стражей в ФКУ СИЗО-2 г. Москвы
12.03.2024
Государь Иоанн Васильевич и Иосифо-Волоцкий монастырь
Из готовящегося к печати хронографа царствования Иоанна Васильевича Грозного
30.11.2023
Все статьи Василий Бойко-Великий
Иван Грозный
Политические теологии Третьего Рима и Третьего храма
Доклад на конференции «Собиратели земли Русской. Царь Феодор Иоаннович – последний Рюрикович»
07.05.2024
«Царь Феодор Иоаннович – последний Рюрикович на русском престоле»
В Москве прошла научно-практическая конференция из цикла «Собиратели земли Русской»
24.04.2024
Давайте вспомним всех павших!
В боях в Республике Сербской героически погибли 38 русских добровольцев
16.04.2024
Очистить имя первого Русского царя от клеветы
Резолюция конференции «Собиратели земли Русской»
03.04.2024
Все статьи темы
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Я лично испытал на себе нетварную суть Благодатного Огня
Новый комментарий от Владимир С.М.
08.05.2024 16:57
«Инкубаторные дети» цивилизацию не спасут
Новый комментарий от Сергей
08.05.2024 15:56
Царская Семья и Распутин
Новый комментарий от Русский Иван
08.05.2024 15:43
Александрийский папа или Александрийская мама?
Новый комментарий от Владимир Николаев
08.05.2024 15:42