Почитание в ХVII веке Государя Иоанна Васильевича Грозного в Николо-Коряжемском монастыре как благоверного Царя великомученика

Новое комплексное исследование Коряжемских Святцев и грамот Николо-Коряжемского монастыря. 3 часть

Иван Грозный  Новости Москвы 
0
1225
Время на чтение 43 минут

1 часть

2 часть

Пожалуй, самое страшное, что пришлось испытать Царю Иоанну - это предательство ближних бояр и Князей, их клевета и поношение в ответ на прощение им их грехов и те милости, которые Царь им оказывал. Многие бояре, Князья, воеводы, богатые вотчинники, наследственно владевшие обширными землями, порою не меньшими, чем иное мелкое или среднее западно-европейское государство, не могли простить Царю Иоанну Васильевичу ограничение их прав и привилегий при создании централизованного государства, отмену системы кормления, ограничение местничества и института холопства, который у иных властолюбивых владельцев доводился до полного рабовладения античного образца, когда человек рассматривался как вещь или безсловесный скот. Ненавидели Царя и еретики всех мастей, прежде всего жидовствующие, с которыми он последовательно боролся и которые порой находили поддержку у некоторых бояр и дворян, порой даже у священнослужителей. Внешние же враги православного Царства, которыми были большинство католических и протестантских стран Западной и Центральной Европы, а также Крымское ханство и Османская империя, с неприязнью и удивлением смотрели на возрождение Православной Империи, которую они считали разгромленной с падением Константинополя в 1453 году.

Эти страны прикладывали все усилия, чтобы разгромить и Русское Царство как военным путем, так и организацией внутренней смуты и предательства. Одним из главных орудий борьбы с Российской православной державой ее враги на протяжении веков выбирали клевету и поношение ее правителей, и прежде всего - Царей, Помазанников Божиих. Так и в отношении Царя Иоанна предателем и клятвопреступником, князем-эмигрантом Андреем Курбским, а также различными иностранными послами и наемниками, отрабатывавшими заказ правителей воевавших с Россией стран, распространялись ужасающие, но совершенно ложные обвинения в якобы виновности Царя в смерти митрополита Филиппа, Псково-Печерского игумена Корнилия, воеводы Князя Михаила Воротынского и даже в убийстве своего сына Иоанна и множество других клеветнических слухов: о характере и привычках Царя, жизни Царской семьи и двора. Эти нелепые, безсмысленные обвинения предназначались в то время прежде всего для иностранцев, ничего не смысливших в традициях и укладе русского народа, и были направлены на очернение не только Царя, но всей России: в те времена, как и сейчас, внешним агрессорам и внутренним предателям нужно было некое, хоть и условное, оправдание своих действий в глазах своих народов. Сегодня мы видим чем-то похожую кампанию огульного очернения, разворачивающуюся на наших глазах (хотя и по другим основаниям) в отношении России и ее Президента Владимира Путина, за отстаивание Главой Российского Государства интересов нашей страны и русских людей в мире.

Правление Царя Иоанна было милостивым: за 50 лет по его приказу было казнено менее 4 тысяч человек, совершивших тяжелейшие преступления: разбойников, клятвопреступников, изменников. В эти цифры вошли и преступники, казненные при подавлении Новгородского заговора 1569-1570 годов, когда у Новгородского архиепископа Пимена, в алтаре Святой Софии, были обнаружены многие грамоты польского короля Сигизмунда, с которым новгородцы во время тяжелейшей ливонской войны договаривались об отложении от Москвы и переходе в новообразованную в 1569 году федеративную Речь Посполитую. В Германии, Франции, Англии, Испании и других европейских странах в то же время к смертной казни была приговорены сотни тысяч человек, часто за гораздо менее тяжкие преступления (вспомним законы о бродяжничестве в Англии), а в гражданских и религиозных войнах гибло еще больше людей: только в одну Варфоломеевскую ночь 1572 года погибли 30 тысяч человек. Помимо гугенотских войн во Франции, жестоки и продолжительны были крестьянские и религиозные войны в Германии, националистические и религиозные войны в Нидерландах. Русский же Царь был особенно милостив к разгромленным врагам, стараясь и из них сделать своих подданных. Присоединенные народы просвещались Светом Христовым, хотя если желали, могли оставаться и в своей вере. Именно поэтому в 1570-х годах Царь Иоанн Васильевич дважды приглашался на польско-литовский престол польским и литовским шляхетством, высоко оценивавшим его заслуги, и был реальным претендентом наряду с французским принцем Генрихом Валуа и Господарем Валахии Стефаном Баторием. Кстати, именно для этих «избирательных кампаний» предназначалось главное клеветническое произведение изменника князя Андрея Курбского «История Великого Князя Московского».

1. Венчание Иоанна Васильевича на Царство. Миниатюра Лицевого Летописного Свода, середина XVI века

В то же время врагами Православного Царства были отравлены три первых жены Царя: Анастасия, Мария Черкасская и Царица-невеста Марфа, его сын-первенец, младенец Димитрий утонул при загадочных обстоятельствах, а сын Иоанн Иоаннович тоже был отравлен врагами России. Это было соборно установлено еще в XVI веке, а медико-криминалистические экспертизы останков Цариц и Царевича подтвердили это и в ХХ веке [4, 7, 8, 9, 10, 12].

Царь Иоанн как православный человек приносил покаяние за все совершенные им грехи вольные и невольные, ведомые и неведомые, сугубо молился за всех казненных по его приказу людей вне зависимости от степени их вины.

Необходимо четко понимать, что бремя Царского Самодержавия заключается и в необходимости принимать тяжелые решения, в том числе и карать злодеев, преступивших законы страны и законы Божии. И молитва Царя за казненных отнюдь не была вызвана «сожалением и раскаянием о том, что он отправил их на казнь», а имела своей основой чувство христианской ответственности Царя за всех своих подданных, за спасение их душ для Жизни Вечной. Нам порой сложно это понять, но современники Царя Иоанна понимали это отлично: смыслом смертной казни было искупление преступником тяжелейших грехов и преступлений, порой многократных и многолетних, при условии принесения перед смертью и искреннего церковного покаяния. Веруя в Жизнь Вечную и полагая возможным спасение в вечной жизни душ даже закоренелых преступников, бывших его подданными, русскими людьми, Царь возлагал на себя обязанность ежедневно молить Бога об их спасении. И сам Царь, и все русских православные люди той эпохи прекрасно осознавали великий духовный закон: Господь-Судия не наказывает человека за одно преступление дважды, поэтому человек, понесший жестокое земное наказание, освобождается Богом от наказания загробного.

2. Царь Иоанн Васильевич. Миниатюра из « Казанской истории «, середина XVII века

В молодые годы, после венчания с Царицей Анастасией и венчания на Царство в 1547 году, на протяжении примерно 15 лет Царь Иоанн, следуя высокому духовному чувству и уподобляясь Равноапостольному Великому Князю Владимиру после его крещения, старался не выносить смертных приговоров и многократно прощал своим боярам, Князьям, воеводам, дворянам их клятвопреступления, воровство, и многие другие неправды, проводя их только через чин публичного церковного покаяния, специально составленный Святителем Макарием Московским для служивых людей.

Даже виновных в убийстве своей супруги Анастасии он не покарал смертью. Но так же, как и его Святой Пращур, в какой-то момент Царь понял, что отвечая перед Богом за весь российский народ, за все Русское Царство, он не может заботится только о своем личном спасении, а должен сурово карать врагов Православного Царства, нарушавших присягу, публичное покаяние и ставивших свои личные, своекорыстные интересы выше государственных и общенародных. Этим, в частности, объяснялось и введение Опричнины. Царь Иоанн Васильевич действовал грозно с внутренними и внешними врагами России, дабы сохранить Православную Державу в целости и не допустить кровавых смут и гражданских и религиозных войн. Примером в этом ему служили пророк и псалмопевец Царь Давид, Святые Цари греческие и Святые Государи русские.

Накануне смерти, в марте 1584 года, Царь Иоанн Васильевич принес покаяние за свои грехи, был пострижен в монахи и принял великую схиму с именем пророка Ионы, получив от Бога прощение грехов.

После его безвременной кончины открылось, что он был «залечен», то есть отравлен иностранными врачами, видимо, при содействии кого-то из ближних. Более всего подозревали боярина Богдана Бельского, отвечавшего за лечение Царя. Московский народ возмутился, осадил Кремль и требовал суда и ссылки для Бельского. Возможно, в этих волнениях участвовал и кто-то из будущих монахов Николо-Коряжемского монастыря. Государева Дума вынуждена была исполнить это требование боголюбивого народа. Эти события отражены во многих летописях, в народе по всей Руси было широко известно, что Царь Иоанн Васильевич был убит (отравлен) врагами Православного Царства [IX] [28]. Уже в ХХ веке исследования честных останков Царя Иоанна Васильевича показали, что его мучительная болезнь и смерть были вызваны отравлением ядами: мышьяком и ртутью [4, 12].

Возвращаясь к чину прославления Государя Иоанна Васильевича, еще раз подчеркнем, что Великомучениками называют тех Мучеников, которые имеют высокородное происхождение, Княжеское или Царское, и приставка «велико» - имеет это смысловое значение, а не говорит о претерпении особо великих мучений [X]. Известный Святой Воин-Мученик Иоанн, пострадавший при императоре Юлиане-Отступнике, мученической кончины не претерпел, но только публичные издевательства и тяжелое тюремное заключение, а после освобождения при Императорах Христианах дожил до глубокой старости. Но за мужественное свидетельство о Христе при императоре неоязычнике под угрозой неминуемой смерти он почитается Церковью не как Исповедник, но как Святой Воин-Мученик.

Таким образом, игумен и братия Николо-Коряжемского монастыря имели все основания почитать Царя Иоанна Васильевича как Великомученика, свидетельствовавшего о Христе до смерти, и фактически, на своем Царском служении отдавшего за Него жизнь.

Русские люди, жившие в начале XVII века, в определенном смысле могли сопоставить подвиг великомученика Царя Иоанна с подвигом великомучеников Князей Бориса и Глеба. Князья Борис и Глеб приняли мучения и страдания от своего старшего единокровного брата, Великого Князя Святополка. Подобно этому и Царь Иоанн претерпел мучения и страдания до смерти от своих приближенных и сродников (собравшиеся после смерти Царя у Кремлевских стен тысячи и тысячи москвичей обвиняли в отравлении не только Богдана Бельского, но и брата невестки Царя, Бориса Годунова), а также принял страдания от ближнего боярина Алексея Адашева и попа Сильвестра, виновных в смерти Царицы Анастасии; от своего двоюродного брата Князя Владимира Старицкого и его матери Княжны Евфросинии Старицкой, участвовавших вместе с непокорными ближними боярами в заговорах против Царя и, по-видимому, виновных в смерти Царицы Марии Черкасской и покушении на самого Царя. Были и другие заговоры ближних бояр, провоцируемые внешними врагами России с целью свержения и убийства Государя Иоанна Васильевича. Сегодня мы можем сравнивать подвиг Царя Иоанна Васильевича Грозного и с подвигом Царя-мученика Николая и всей Семьи Царственных мучеников, также преданных генерал адьютантами Михаилом Алексеевым, Николаем Рузским и многими другими близкими людьми, в том числе родственниками - князьями из Дома Романовых.

Почему до нас дошло немного следов почитания Царя Иоанна Васильевича Грозного как святого? Ответ простой: надо учитывать пожары и нашествия иноплеменников. Города и монастыри на Руси были по большей части деревянными и один, два, а то и три раза в столетие выгорали почти полностью. В начале XVII века, в Смутное время, Москву и Кремль, как и многие другие русские города, разрушали поляки, литовцы, шведы и другие захватчики.

Стоит вспомнить хотя бы Большой Московский пожар 1626 года. Огненные напасти были и позднее, в начале XIX века, во время нашествия Наполеона - малого антихриста: «И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов...» (1 Ин. 2, 18). Поэтому мы должны благодарить Бога за то, что Его милостию были сохранены от пожаров и уничтожения многие русские летописи и книги, а также фрески и иконы с изображением Святого Царя Иоанна Васильевича. Ведь и о почитании в конце XVI-XVII веках Святого Благоверного Царя Феодора Иоанновича и Святителя Макария до нас дошло не больше сведений.

Когда именно могло совершиться «обретение святого телеси великомученика Царя Иванна»?

Захоронение Царя Иоанна Васильевича Грозного перед алтарем Архангельского собора Кремля совершилось в 1584 году. К этому моменту уже почти три столетия собор служил усыпальницей русских Великих Князей, их братьев и сыновей [XI]. Обретение телеси Царя нетленным могло произойти в результате вскрытия или ремонта гробницы, что само по себе было явлением исключительным, и событий, которые могли привести к этому, в последующие три десятилетия было несколько:

1. Гробницу могли переделывать и благоукрашать при захоронении его сына, Святого Царя Федора Иоанновича, почившего 7 января 1598 года. Его гробница была устроена рядом с гробницей отца, в том же небольшом приделе Преподобного Иоанна Лествичника, и при подготовке к новому захоронению могла быть специально или случайным образом повреждена гробница Царя Иоанна, что и потребовало ее открытия.

2. 13 апреля 1605 года умер Царь Борис Годунов. Его похоронили в каменном гробу в Архангельском соборе Кремля, в том же приделе Иоанна Лествичника, где покоилась гробница Царя Иоанна Васильевича Грозного.

3. Царь Иоанн Васильевич. Гравюра из « Записок о Московии « Сигизмунда Герберштейна, середина XVI века

10 июня этого же года, после захвата власти Лжедмитрием I, в Москве были убиты Царь Федор Борисович и его мать, Царица Мария. Возможно, именно в этот день была вскрыта гробница Царя Бориса для извлечения и перезахоронения его останков в Варсонофьевом девичьем монастыре Москвы вместе с останками убиенных Царицы и молодого Царя. Как это происходило, мы не знаем, но вполне вероятно, что искавшие каменный гроб с останками Царя Бориса могли вскрыть или повредить другие гробницы, стоявшие рядом. Во всяком случае, совпадение даты этого события - 10 июня - с указанной в Коряжемских Святцах датой «обретения святого телеси великомученика Царя Иванна» заставляет серьезно задуматься.

В это же время была и другая возможность вскрытия гробницы. Нельзя исключать, что въехавший через 10 дней в Москву Лжедмитрий I, стараясь доказать, что он является сыном Царя Иоанна Васильевича Грозного, мог совершить какой-то обряд, какое-то действие, связанное с прощанием со своим якобы «отцом», мог решить отдать должные почести своему якобы «отцу». Архиепископ Арсений Елассонский, служивший в Архангельском соборе, в своих «Мемуарах из русской истории» пишет: «Когда этот царь Димитрий вступил в великую Москву... и отправился в соборный храм Архангелов, поцеловал святые иконы и поклонился гробам Царей и Великих Князей, и гробам Ивана Царя и Феодора Царя поклонился и заплакал» [23]. Как знать, может быть, Лжедмитрий I, пытаясь показать свою якобы «сыновнюю любовь», припадал к святому телеси Царя Иоанна Васильевича Грозного. После этого гробница могла быть вновь замурована. Напомним, что Император Павел I, взойдя на Престол, устроил перезахоронение останков своего отца Петра III рядом с гробницей своей матери, Императрицы Екатерины II, и даже повелел устроить коронование Царя Петра III и публичное прощание с усопшими Государем и Государыней.

3. 3 июня 1606 года состоялось перенесение мощей Святого Благоверного Царевича Димитрия, младшего сына Царя Иоанна Васильевича Грозного, из Углича в Москву в Архангельский Собор Московского Кремля. При подготовке к перенесению, в приделе преподобного Иоанна Лествичника Архангельского собора, где уже были захоронены Царь Иоанн Васильевич и его сын Царь Феодор Иоанович, была вырыта могила, однако, как указано в «Проложной повести» о перенесении мощей Царевича, неожиданно возникли препятствия: каменный гроб пришлось изготавливать трижды, поскольку размер его оказывался неправильным, и наконец, могила чудесным образом сама засыпалась землей, поэтому гробница с мощами Царевича Димитрия была поставлена в самом храме, около правой колонны [24]. Понятно, что эти работы (в особенности, рытье новой могилы) в приделе Преподобного Иоанна Лествичника также могли затронуть и гробницу Царя Иоанна Васильевича. Дата тоже близка к 10 июня. Возможно, в соответствии с традицией, в какой-то момент мощи отрока-сына хотели положить в гробницу Царя Иоанна Васильевича, как это сделали в 1553 году с честными останками младенца-Царевича Димитрия, первенца Царя Иоанна Васильевича (их положили в гробницу ближайшего предка, деда, Великого Князя Василия Ивановича) [32]. Но после обретения нетленными честных мощей Царя Иоанна, оставили честные Моща Царевича в храме.

4. Строительство собора Покрова Пресвятой Богородицы. Миниатюра Лицевого Летописного Свода, середина XVI века

4. В 1610 году в алтаре Архангельского собора, рядом с Царской усыпальницей, было совершено захоронение видного военачальника, Князя Михаила Скопина-Шуйского, скончавшегося 24 апреля.

5. Еще одним серьезным поводом к открытию гробницы и «обретению святого телеси великомученика Царя Иванна» были восстановительные работы, производившиеся в Кремле после изгнания поляков 25 октября 1612 года. Двухлетнее сидение поляков в Кремле сопровождалось разрушением многих святынь, пожарами, святотатствами, которые они совершали. Нельзя исключать, что они вскрывали и гробницы Великих Князей Владимирских и Московских, гробницы Царей, либо как-то повреждали их. После изгнания поляков, в Кремле многие месяцы шли ремонтные работы, перекладывалась кровля, возможно, что также обустраивались все или часть гробниц в Архангельском соборе Московского Кремля.

Внимательное изучение всех актов и летописных сведений о захоронениях в Архангельском соборе Московского Кремля в период 1598-1620 годов может принести новые письменные сведения об «обретении святого телеси великомученика Царя Иванна».

Современные археологи, в 1963 году исследовавшие гробницу Царя Иоанна Грозного, подтвердили, что она была повреждена в районе ног честных мощей, и повреждения были исправлены, сама же гробница была перекрыта плитой с письменами XVII века. Все это подтверждает, что Царскую гробницу открывали между 1584 и 1621 годами. Если это вскрытие делалось на законных основаниях, то после завершения работ гробница могла быть замурована так же, как и прежде, и по прошествии трех с половиной веков не просто было распознать следы вскрытия и ремонта гробницы, проведенных в конце XVI или в начале XVII века [4, 12].

Подводя итог упомянутым исследованиям, можно сказать, что и игумен, и братия Николо-Коряжемского монастыря в Святцах 1621 года под именем Царя Иванна могли понимать только лишь Царя Иоанна Васильевича Грозного. А реальная возможность «обретения святого телеси Царя Иванна» за прошедшие с его смерти 37 лет была неоднократно. Нетленность Мощей Царя Иоанна была засвидетельствована и во время упомянутого вскрытия гробницы в советское время, производившегося в 1963 году группой антрополога Герасимова с целью «научного» исследования и «восстановления» внешнего облика Царя Иоанна. Не касаясь вопроса научности этих исследований, который в свое время убедительно рассматривал историк Сергей Фомин [4], можно сказать, что эти исследования тем не менее засвидетельствовали хорошую сохранность останков, то есть не тленность честных Мощей Царя Иоанна.

Почитание Царя Иоанна Васильевича в XVII веке

Прославление Святых в Православной Церкви начинается не с официального представления к канонизации всей Церковью, а как правило, с местного почитания этого Святого народом Божиим за помощь и чудеса, являемые по молитвам к нему, с почитания его христианской жизни и подвигов, стремлении православного народа увидеть, прославил ли Бог какого-то своего Раба или нет. Может быть даже период, когда того или иного христианина почитают как «чаямого святого» и составляют ему службы и житие, как это было в XVII веке со Святым Благоверным Князем Даниилом Московским [2].

Мы же понимаем, что Святые отнюдь не могут быть безгрешны, как и все вообще люди. Мы знаем, что первым человеком, попавшим в Небесный Рай, был распятый рядом со Христом разбойник, за его покаяние и прославление Христа Сыном Божиим в момент распятия. Другой известный православный Святой, Сотник Лонгин, сам руководил распятием Господа Иисуса Христа и был потрясен мученической смертью Христа и грозными знамениями, сопровождавшими Его распятие: солнечным затмением и сотрясением земли. Лонгин уверовал в Господа Иисуса Христа, окончил свою жизнь Мучеником и ныне почитается всей Православной Церковью. Мы знаем, что Апостол Павел до своего обращения ко Христу был гонителем христиан Савлом.

Иноки Николо-Коряжемского монастыря, совершавшие свой молитвенный подвиг в начале XVII века, несомненно, лучше нас знали те труды и подвиги, которые во имя Христа совершил Великомученик Царь Иоанн. Его почитание зафиксировано не только в Коряжемских Святцах, но и во многих документах эпохи.

Так, например, в своем известном произведении «История в память предидущим родем...» (Сказание об осаде Троице-Сергиева монастыря), написанном в 1620 году, уже после Смуты, келарь Троице-Сергиева монастыря Авраамий Палицын так пишет о Царе Иоанне:

«Благочестивому и храброму в Царех Царю и Великому Князю Иоанну Васильевичу всея Русии Самодержцу, дошедшу кончины лет, преставися в лето 7092, его же скипетра и всеа державы восприемник бысть сын его юнейший Феодор Иоаннович» [25].

Святитель Иов, Патриарх Московский, в «Повести о житии Царя Федора Иоанновича», написанный в первые годы XVII века, писал:

Той же убо благочестивый Царь и Великий Князь Федор Ивановичь всеа Русии сынъ бе преименитого государя и храброго Царя и Великого Князя Ивана Васильевича всеа Русии, царьствовавшего в Велицей Росии 49 летъ и месяцъ 9 на престоле приснопамятнаго отца своего Великого Князя Василья Ивановича всеа Русии и деда своего Великого Князя Ивана Василевича всеа Русии. Той же убоблагочестивый Царь и Великий Князь Иванъ Васильевичъ всеа Русии бе разумомъ и мудростию украшен и въ храборскихъ победахъ изряденъ и к бранному ополчению зело искусенъ и во всехъ царских исправлениихъ достохваленъ явися, великия израдныя победы показа и многия подвиги по благочестии совершив. Царьскимъ своимъ бодроопаснымъ правлениемъ и многою премудростию не токмо всехъ сущих богохранимыя державы своея в страх и в трепет вложи, но вся окрестныя страны неверныхъ языкъ, слышаще Царьское имя его, с великою боязнию трепетаху. Прочая же его Царьского исправления добродетели слово инде изъявитъ.

Тогда же убо благоверный Царь и Великий Князь Иванъ Василиевичь всеа Русии преиде въ пятьдесят третьее лето возраста своего, случися ему велия болезнь, в нейже проувидевъ свое к Богу отшествие, восприятъ великий ангелъский образ и наречен бысть во иноцех Иона, и по семъ скоре остави земное царьство, ко Господу отиде лета 7092-го марта въ 19 день; и по преставлении своемъ вручивъ превеликий скифетръ Росийскаго самодержавного Царствия и свой великий Царьский Престол предастъ благородному сыну своему благочестивому и христолюбивому Царю и Великому Князю Федору Ивановичю всеа Русии [14].

5. Царь Иоанн Васильевич и царские иконописцы. Миниатюра Лицевого Летописного Свода, середина XVI века

В Соборной грамоте 1613 года, посвященной поставлению на Царство Михаила Федоровича Романова, есть такие строки:

«по Великом Государе Василье Ивановиче приим скифетр великого Росийскаго Царствия сын его храбрый великий Государь Царь и Великий Князь Иван Васильевич, всеа Русии Самодержец, благочестию рачитель, и по крестьянской вере крепкой поборник, и в своих государственных чинех и поведениях премудр, и высочайшую честь и вышехвалную славу Царствия венец на главу свою восприят, его же взыска от древних лет,от прародителя своего великого Государя от Владимера Манамаха; и от премудраго его разума и от храбрского подвига вси окрестные государства имени его трепетали, зане знаменит бе и храбр, и в победах страшен, и мусулманские государства, царство Казанское, и царство Астороханское и царство Сибирское, под свою высокую руку покори, и в плену держимых хрестьян тмочисленных свободи; ноипаче же от потрясения меча ево Германстии родове устрашишася» [15].

Данная грамота подписана 235 участниками Собора, в том числе 8 архиереями (митрополитами, архиепикопами и епископами), более 40 архимандритами и игуменами, более 50 боярами, князьями, окольничьими, десятками дворян, детей боярских, выборных дворян и посадских людей со всей России, в том числе боярином Князем Дмитрием Пожарским.

Во многих других документах конца XVI - начала XVII века имеются свидетельства почитания Царя Иоанна Васильевича как благоверного, христолюбивого Царя.

6. Освящение придела Благовещенского собора «Вход в Иерусалим « в 1566г. Миниатюра Лицевого Летописного Свода, середина XVI века

Успех в захвате правления Россией и у Лжедмитрия I, и у Лжедмитрия II в начале XVII века был связан не с какими-то их особыми качествами, и не с такой уж «безграмотностью» русского народа, не распознавшего «с ходу» этих малых антихристов. Это было связано прежде всего с духовным переживанием народа по поводу прерывания правящей Династии Рюриковичей, потомков Великих Князей Александра Невского и Дмитрия Донского. Несмотря на поставление в 1598 году Всероссийским Собором на Царство Бориса Годунова и принесенную ему присягу, народ ухватился за малейшую возможность существования законного наследника Царя Федора Иоанновича: его младшего брата Димитрия, сына того же отца, благоверного и христолюбивого Царя Иоанна Васильевича. Именно этими качествами прославился Царь Федор Иоаннович, старший сын Царя Иоанна Грозного, и такого же благоверного правителя, ветвь от благочестивого корня, русский народ чаял обрести и в якобы чудом выжившем младшем сыне, Димитрии. Если бы народ не любил сердечно Царя Иоанна Васильевича, не помнил бы все его благие дела, то не пожелал бы по прошествии 20 лет на Царство его сына! [XII]

Поэтому ничего удивительного в почитании Царя Иоанна Грозного как местночтимого Святого игуменом и братией Николо-Коряжемского монастыря в начале XVII века для нас быть не должно. По канонам Православной Церкви для такого местного почитания было достаточно благословения игумена монастыря и не требовалось никаких Соборных всероссийских постановлений.

В Грановитой Палате в Московском Кремле Царь Иоанн Васильевич изображен с нимбом Святого, как и ряд других Царей и Великих Князей. Это соответствовало традиции Ромейской Империи, Царьграда: Помазанник Божий, совершивший свое Царское служение, пронесший сей тяжкий крест достойно, соблюдший Веру православную в своем народе, сохранивший Православное государство, уже по праву считался угодившим Богу. Отсюда и синоним понятия «Святой» - «Угодник Божий».

В то же время, и в Греческом, и в Русском Царствах все Цари и Великие Князья за пределами Царской Резиденции и Царских храмов, служивших их усыпальницами, изображались без нимбов, за исключением тех Государей, которые Церковью почитались как Святые. Например, в храме Святителя Григория Неокесарийского в Москве, на Большой Полянке, на дьяконских дверях в приделе Боголюбской иконы Божией Матери изображены без нимбов Великий Князь Василий Васильевич и Царь Алексей Михайлович, построившие сей храм (первый - деревянный, а другой - каменный). На написанной во второй половине XVII века иконе Симона Ушакова «Древо Российской государственности» Царь Алексей Михайлович также изображен без нимба. На храмовом образе XVII века церкви в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери (монастырь Святителя Василия Великого в Суздале) Великий Князь Василий Дмитриевич изображен без нимба. Есть и другие примеры.

Местное почитание Царя Иоанна Васильевича было не только в Николо-Коряжемском монастыре. До нас дошли стенописи Спасо-Преображенского храма Новоспасского монастыря в Москве ряд икон (клейма икон), на которых Царь Иоанн Васильевич изображен с нимбом Святого (см. иллюстрации). В то же время, известны иконы (клейма икон) и стенописи XVI и XVII веков, на которых Царь Иоанн Грозный изображен без нимба. Их существование доказывает, что изображение Государей с нимбом отнюдь не являлось обязательным. Поэтому изображение Царя Иоанна с нимбом на иконах и стенописях в некоторых храмах и монастырях свидетельствует о его местном почитании там как Святого [XIII].

Политические события в России в XVII-XX веках, клевета на Царя Иоанна Васильевича

Почему же это почитание не получило дальнейшего развития и не переросло во Всероссийское в XVII и последующих веках?

Первая причина - это то, что особое Всероссийское прославление первого Царя из рода Рюриковичей явно не могло быть одобряемо в это время Царями из Рода Романовых.

Русский народ много претерпел во время Смуты из-за прерывания Царской Династии, поэтому упор на прославлении Царя из предыдущей Династии мог косвенным образом способствовать появлению новых Лжедмитриев или претендентов-князей, действительно происходивших из рода Рюриковичей. Это было весьма опасным, и власть в первой половине XVII века вполне осознанно готова была пожертвовать почитанием Царя Иоанна Васильевича, чтобы избежать возможной грядущей опасности новых политических смут.

7. Визит к Царю Иоанну Васильевичу старцев из Афонского монастыря Хиландар в1555г. Миниатюра Лицевого Летописного Свода, середина XVI века

Во-вторых, за свое многолетнее - полувековое правление Царю Иоанну Васильевичу пришлось выносить много справедливых приговоров тому или иному представителю боярских родов. Их потомки помнили эти наказания еще и потому, что они прямо влияли на их статус, их место в иерархии в Государевой Думе и при Царском дворе. В случаях Царской опалы кого-либо из предков, статус потомка сильно понижался, и в местнических спорах опала предка была серьезным аргументом для его соперника на место. Но самое главное - введя централизованное приказное управление государством, местную выборную систему (народоправство) и соборность основных решений (в Соборах участвовали и принимали решения все сословия, кроме крестьян и холопов), Царь Иоанн Васильевич кардинально урезал власть бояр в своих вотчинах, в то время, как до него каждый боярин был в них полноправным властителем: ведал судом, сбором налогов, даже держал в своем личном подчинении небольшую армию. Именно потерю своей личной власти бояре не могли простить Царю Иоанну Васильевичу. Подобные сословные обиды обусловили антицарскую направленность «Временника» дьяка Ивана Тимофеева, написанного по заказу одного из боярских родов, а также продолжение распространения в XVII веке клеветнических сочинений князя Андрея Курбского, его «Истории о Великом Князе Московском», написанной специально к выборам польского короля 1573 года, бывшей популярной среди российской аристократии, несмотря на свою полную лживость. Эта боярская ненависть не утихла и столетием позже: так, живший в XVIII веке историк, управляющий Московским государственным архивом, малороссийский масон Николай Бантыш-Каменский (жена которого происходила из рода Адашевых, бывшего в опале при Царе Иване Васильевиче), пылал горячей ненавистью к Царю Иоанну и сумел привить ее своему ученику, историку Николаю Карамзину [18].

В-третьих, значительную роль в недопущении почитания Царя Иоанна на государственном уровне сыграл Патриарх Никон, который во многом был оппонентом Царя в вопросе понимания первенства Священства и Царства. Всероссийское прославление митрополита Филиппа, проведенное в 1652 году под руководством тогда еще митрополита Никона, сопровождалось символическим покаянием Царя Алексея Михайловича перед Святителем Филиппом: на его гроб Царь положил покаянную грамоту за своего пращура Царя Иоанна Васильевича. Нужно отметить, что покаяние Царем Алексеем Михайловичем было принесено в утверждении соборного решения о низложении Митрополита, а отнюдь не в его смерти. Сам будущий Патриарх Никон много говорил о первенстве Священства над Царством. За этими церемониями оказалось как-то забыто, что именно по инициативе Царя Иоанна игумен Соловецкого монастыря Филипп был поставлен в епископы и сразу же, в 1566 году, избран Освященным Собором Митрополитом всея Руси, что называется, в «обход» своего правящего архиепископа Новгородского Пимена. А в 1568 году именно Собор епископов во главе с архиепископом Пименом, заслушав ложные показания игумена и некоторых монахов Соловецкого монастыря и доклад специальной комиссии, проводившей расследование в Соловецком монастыре, низложил митрополита и отправил в ссылку в Тверской Отрочь монастырь. Было это конечно не без ведома Царя. Однако вскоре после загадочной смерти Святителя, Царь Иоанн разобрался в клевете на митрополита Филиппа и строго наказал всех клеветников и гонителей: и членов комиссии, и лжесвидетелей - игумена и монахов. Был низложен и отправлен в ссылку архиепископ Пимен, казнены гонители Митрополита, одни из руководителей опричнины бояре Алексей и Федор Басмановы. Собственно, об этом говорил архиепископу Пимену на суде и сам митрополит Филипп, Московский Чудотворец: «Метишь на мое место, а своего лишишься».

8. Царь Иоанн Васильевич. Фреска Спасо - Преображенского собора Московского Новоспасского монастыря. XVII век

Само по себе наличие конфликта между митрополитом Филиппом и Царем Иоанном, хоть и прискорбно, но не является исключительным явлением в нашем грешном мире.

Мы знаем о существовании многих скорбных конфликтов между Царями и Патриархами, Великими Князьями и Митрополитами, в том числе и между Святыми. Наша история знает и примеры конфликтов между Святыми Благоверными Князьями и Святителями. Великий Князь Димитрий Донской изгнал и не допускал на митрополичий престол Святителя Киприана, Митрополита Киевского и всея Руси, Московского Чудотворца. Их конфликт продолжался много лет, и при жизни они так и не примирились, хотя оба были прославлены Богом в лике Святых.

По повелению Государя и Великого Князя Василия Иоанновича как главы Русской Поместной Церкви [XIV] в 1521 году сошел со своего престола Митрополит всея Руси Варлаам.

Он был выслан в Спасо-Каменный монастырь на Кубенском озере [26].

По повелению Святого Благоверного Царя Феодора Иоанновича в 1586 году сошел со своего престола Митрополит Всея Руси Дионисий за то, что поддержал бояр Шуйских и их сторонников, дерзнувших бить Царю челом о его разводе с супругой, Царицей Ириной, из-за ее якобы неплодства. Митрополит Дионисий был выслан в Хутынский монастырь, где и окончил свои дни. Имеются данные о местном почитании в XVII веке митрополита Дионисия как Святого [27].

Настояв на принесении Царем Алексеем Михайловичем покаяния за его предка, митрополит Никон не призывал потомков бояр Шуйских покаяться в беззаконии их пращуров, возглавлявших в свое время Государеву Думу и беззаконно свергших и отправивших в ссылку Митрополитов Всея Руси Даниила в 1538 и Иоасафа в 1542 году. Бояре Шуйские сделали это без Соборного решения, без следствия, без суда, да и без всякой вины, а только лишь ради видевшейся им «политической целесообразности», воспользовавшись малолетством Государя Иоанна и своим высоким положением. Митрополит Даниил, так же как и митрополит Филипп, скончался по прошествии полутора лет пребывания в ссылке, видимо, от тяжести содержания. Однако потомки бояр Шуйских не были оппонентами патриарха Никона в дискуссии о первенстве Священства и Царства, видимо, именно этим объясняется иное отношение к ним Патриарха Никона, да и всего боярского сословия.

Не нужно забывать о том, что именно неправильное понимание иерархии в православном Царстве, стремление поставить Священство выше Царства и желание поставить себя в некоторых вопросах выше Царя Алексея Михайловича, в конечном итоге, и привело к смещению Никона с Патриаршего престола Собором 1666-1667 годов (решение которого действует и поныне). Среди вин, которые этот Собор адресовал бывшему Патриарху, было и обвинение в том, что он заставил в 1652 году безоговорочно верившего ему тогда Царя Алексея Михайловича осуждать Царя Иоанна и каяться за него в несуществующих грехах. Когда на Соборе 1667 года совершался церковный суд над патриархом Никоном, и в перечислении его несомненных вин было составление ложной покаянной грамоты от имени Царя Алексея, которая была вложена Государем в раку Святителя Филиппа, ничего вразумительного в свое оправдание по данному поводу патриарх Никон церковному суду ответить не смог.

В-четвертых, после введения в Русской Церкви новых обрядов, единообразных со всеми другими Поместными Православными Церквями, и произошедшего вслед за этим старообрядческого раскола Российской Церкви в середине XVI века, почитание некоторых Святых, к которым апеллировали старообрядцы, отстаивая двуперстное наложение крестного знамения и «сугубую аллилуию», было приостановлено. К этим Святым относится, например, Святая Благоверная Княгиня Анна Кашинская, почившая с перстами, сложенными для двуперстного крестного знамения. Напряженность борьбы с раскольниками была такова, что Соборы 1677 и 1678 годов под руководством Патриарха Иоакима под надуманными предлогами отменили прославление Княгини, установленное Собором 1649 года. Местное почитание Святой возобновилось в начале XIX века с введением единоверческих приходов.

В 1908 году по решению Царя Николая II и Святейшего Синода Благоверная Княгиня Анна Кашинская вновь была прославлена всей полнотой Церкви. В свете этого понятно, что распространение церковного почитания Царя Иоанна Васильевича, утвердившего на Стоглавом Соборе 1551 года единообразное для Русской Церкви двуперстие и «сугубую аллилуию», к которому также апеллировали старообрядцы, было бы весьма затруднительно. Следует отметить, что и митрополит Макарий, святость которого не вызывала ни у кого сомнения, положивший много трудов, всю жизнь свою служению Святой Троице и устроению Русской Православной Церкви, также принимавший активное участие в организации и проведении Стоглавого Собора, был общецерковно прославлен как Святитель Московский лишь в 1988 году, в 1000-летие Владимирова Крещения, то есть уже после снятия Русской Православной Церковью клятв со старых обрядов, хотя как местночтимый Святой почитался еще в XVI веке: ему возносились молитвы, были написаны иконы. Единственное, чем можно объяснить столь позднее прославление Святителя Макария - это апелляцией к нему старообрядцев в связи с решениями Стоглавого Собора о двуперстии и «сугубой аллилуии» [XV].

9. Заседание Стоглавого Собора. Миниатюра Лицевого Летописного Свода, середина XVI века.

Известно, что первого Русского Самодержавного Царя Иоанна Васильевича высоко почитал Император Петр I Великий. Во время торжеств после заключения Ништадского мира со Швецией в 1721 году герцог Голштинский, будущий зять Царя Петра, построил триумфальные ворота, на которых с одной стороны был изображен Император Петр Великий в триумфе, а с другой - Царь Иоанн Васильевич. Это вызвало неодобрение знатной публики, но Императору изображение так понравилось, что он обнял герцога, поцеловал и публично сказал: «Эта выдумка и то изображение самые лучшие изо всех иллюминаций, какие только я во всей Москве видел. Ваша светлость представили тут собственные мои мысли. Этот Государь (указал на Царя Иоанна Васильевича) - мой предшественник и пример. Я всегда принимал его за образец в благоразумии и храбрости, но не мог еще с ним сравняться. Только глупцы, которые не знают обстоятельств его времени, свойства его народа и великих его заслуг, называют его тираном» [13].

10. Карта Москвы. Гравюра из « Записоко Московии « Сигизмунда Герберштейна, середина XVI века

Что касается XVIII-XIX веков - за эти столетия на всероссийском уровне было прославлено и канонизировано не больше двух десятков Русских Святых. В начале XIX века блестящий беллетрист, придворный историограф, масон Николай Карамзин написал свою многотомную «Историю Государства Российского», в которой тома, посвященные благословенному Царствованию Иоанна Грозного написаны на основе клеветнических произведений клятвопреступника и изменника князя Андрея Курбского и иностранных недоброжелателей и врагов России. Дабы подорвать православную Самодержавную монархию в России, масон Карамзин рисует первого русского Царя только черными красками. Увы, и многие другие историки XIX века пошли его путем. Таков был либеральный дух времени: уже тогда вера в так называемые «права человека» практически вытеснила у значительной части русской интеллигенции веру в Промысл Божий.

В своем труде «История канонизации святых в Русской Церкви» Евгений Голубинский не нашел в конце XIX - начале XX века следов почитания ни благоверных Великих Князей Ярослава Мудрого, Иоанна Даниловича Московского (Калиты) и Димитрия Донского, ни Царя Федора Иоанновича, ни первого русского Патриарха Иова и Патриарха Гермогена, духовного борца со Смутой, ни первого русского митрополита Илариона, ни митрополита Макария, воспитателя и сподвижника Царя Иоанна Васильевича, почитание которых как святых началось вскоре после их кончины, к которым возносили молитвы и были написаны иконы [2].

Профессор Голубинский отнес их к Угодникам Божиим, хоть и записанным в каталогах Святых, но в действительности не почитаемым [XV]. Нам, православным, живущим в XXI веке и возносящим во всех храмах Русской Православной Церкви молитвы к этим великим нашим святым и великим Государям народа русского - это кажется просто невозможным, но так было. Прости, Господи!

Во времена советского богоборчества и цареборчества, во времена гонений на Церковь, человекоубийцы большевики и прочие революционеры пытались вытравить из сознания народа само благословенное слово «Царь». Под их давлением произошло исключение этого слова из многих канонических церковных песнопений, в том числе даже из 12 икоса Боговдохновенного Акафиста Божией Матери, составленного преподобным Романом Сладкопевцем. Именно в это время Святой Преподобный Корнилий Псково-Печерский, почитание которого продолжалось уже более 350 лет, вдруг без всяких на то оснований и без Соборных постановлений начинает именоваться «Преподобномучеником», якобы пострадавшим от руки Царя Иоанна Васильевича, тексты служб Преподобному исправляются, в них вносятся слова ложных обвинений в адрес Царя Иоанна. В эти же годы похожим образом «исправляются» и службы Святителю Филиппу, Московскому и всея Руси Чудотворцу. Службу святителю Филиппу XVII века нетрудно найти в томе 13 «Библиотеки литературы Древней Руси». Никаких инвектив в адрес Царя Иоанна Васильевича она не содержит [22].

Почитание Царя Иоанна Васильевича в наше время

Ситуация с осознанием величия трудов первого Русского Царя и его значения для России начала меняться в XX веке трудами видных историков С.Ф. Платонова, Р.Ю. Виппера, С.В. Бахрушина и других после кровавой, страшной революции 1917 года и последующей гражданской войны, уничтожившей большую часть элиты русского общества. Уже в 1922 году выдающийся русский историк (родом из русских прибалтийских немцев), профессор истории Р.Ю. Виппер, преподававший тогда в Риге (столице независимой Латвии), дал верную оценку деятельности Царя Иоанна Васильевича как устроителя централизованного русского государства, не допустившего разворачивания смут и гражданских войн. Книга Р.Ю. Виппера «Иван Грозный» была переиздана массовым тиражом в самом начале Великой Отечественной войны. В конце XX и начале XXI века трудами видных ученых, историков митрополита Иоанна Снычева [7], профессора Игоря Фроянова [8], профессора Александра Боханова [9], Сергея Фомина [4] и других на научной основе все больше раскрывается правда о правлении первого Русского Царя Иоанна Васильевича Грозного.

В отличие от высших слоев русского общества, простой народ всегда почитал Царя Иоанна Васильевича Грозного: ему было посвящено множество песен, народных сказаний (дошедших до нас в фольклорных сборниках, например, «Сборнике Кирши Данилова»). В XIX веке и в начале XX века у его гробницы в Архангельском соборе Московского Кремля регулярно служились панихиды, и стекавшиеся сюда москвичи и жители всей России взывали к помощи Святого Царя Иоанна Васильевича, в особенности в делах, связанных с судебными спорами. Настоятель Архангельского собора протоиерей Валентин Амфитеатров вел специальную книгу, куда записывал чудеса, совершавшиеся по молитвам к Царю Иоанну [18].

11. Современная мироточивая икона великомученика Царя Иоанна из храма святых Царственных Мучеников в Подольске. Написана в 2008 году. Мироточение - зимой 2009-2010 года

В начале XX века по инициативе Царя-Мученика Николая началась новая волна Всероссийского прославления Святых, почитавшихся народом Божиим. Было прославлено около двадцати Святых, велась подготовка к дальнейшему прославлению. Есть данные, что накануне Первой Мировой войны велась и подготовка к прославлению Царя Иоанна Васильевича Грозного, но, увы, война и революция остановили этот процесс [18].

Мы всегда должны помнить, что прославляет Святых Сам Господь Бог, а мы, грешные, можем лишь узреть своими плотскими очами эту святость по свершающимся чудесам по молитвам к Святым, христолюбивой жизни Святого, нетленности его Мощей, и главное - многолетнего народного почитания его как Святого. Также мы должны помнить, что большинство Святых были гонимы, оклеветаны еще при жизни, а некоторые и после смерти. Стоит вспомнить хотя бы клевету и гонения на Святого Праведного Иоанна Кронштадтского, Святых Царственных Мучеников и других.

Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл 11 октября 2014 года в передаче «Слово пастыря» назидательно говорил, что нельзя забывать о добрых и великих делах Царя Иоанна Васильевича Грозного, несмотря на критику каких-либо его действий [16].

С 4 ноября 2014 года в московском Манеже проходила выставка «Русь православная. Рюриковичи», подготовленная Московской Патриархией. Стенды, посвященные Царствованию Иоанна Васильевича Грозного, подробно рассказывали о широкой клеветнической кампании - фактически первой информационной войне, развернутой в 1570-1580 годах военными противниками России: Речью Посполитой, Швецией, Курляндским герцогством и даже Папским престолом, направленной прежде всего на очернение Великого Государя Иоанна Васильевича. Разоблачая мифы о жестокости Русского Царя и варварстве русского народа, организаторы выставки постарались объективно показать эту эпоху и рассказать о том, «что Иоанн Грозный был великий Государь (равно как и его сын, Святой Царь Феодор Иоаннович), что Опричнина была вызвана государственной необходимостью и роль сыграла благотворную, а по казням Россия была позади Европы всей» [17].

В последние три десятилетия после падения советского богоборческого режима в русском народе ширится местное почитание христолюбивого и благоверного Царя Иоанна Васильевича Грозного, основателя Свято-Русского Царства. Написаны его иконы, ему составлены молитвы, акафисты. Некоторые иконы мироточат. На фотографии - фрагмент мироточивой иконы великомученика Царя Иоанна, миро истекало подобно слезе (2009 год). Многие православные обращаются в молитвах к Святому Царю Иоанну Васильевичу Грозному и получают от него благодатную помощь. В Москве, на месте чуда, явленного в наше время по молитвам к нему, установлена крест-часовня Святого Царя Иоанна Васильевича. Она была освящена Митрофорным Протоиереем Алексием Аверьяновым, который от юности почитает Святого Царя Иоанна Васильевича. У этой часовни регулярно читаются молитвы и акафисты Святому Царю Иоанну. Эта новая волна народного почитания Царя Иоанна Васильевича Грозного как Святого не менее важна, чем почитание Царя как Великомученика игуменом и братией Николо-Коряжемского монастыря в XVII веке.

Почитатели Святого Царя Иоанна как Святого Великомученика не требуют от своих собратьев во Христе, воспитанных в большинстве своем на учебниках советского богоборческого времени, немедленно изменить свое мнение и чувства к Государю Иоанну Грозному. Но и нам, молящимся Святому Царю, почитающим его труды во славу Святой Троицы по устроению Державы Российской, никто не может запретить в наше время выражать свои христианские чувства, как и в XVII веке - игумену и братии Николо-Коряжемского монастыря.

Надеюсь, что научная историческая правда восторжествует над злобными клеветническими измышлениями клятвопреступника князя Андрея Курбского и его современников, еретиков латинских и жидовствующих.

Исследования Святцев Николо-Коряжемского монастыря 1621 года, изложенные в настоящей работе, позволяют уверенно утверждать, что игумен и братия этого монастыря почитали в описываемое время Царя Иоанна Васильевича Грозного как Великомученика. Из других приведенных в настоящей работе свидетельств следует, что и Святитель Иов, Патриарх Московский и Всея Руси, митрополиты, архиепископы, епископы и другие члены Собора 1613 года по избранию нового Царя, и многие другие почитали в XVII веке Иоанна Васильевича как благоверного и христолюбивого Царя.

Предполагаю, что не за горами и Всероссийское прославление Святого Великомученика Царя Иоанна Васильевича, основоположника Свято-Русского Царства.

Василий Бойко-Великий, Президент Русского культурно-просветительного фонда имени Святого Василия Великого

10(23) февраля 2015 года, в день памяти Преподобного Лонгина Коряжемского. Святый отче Лонгине, моли Бога о нас!

От автора. Выражаю благодарность Леониду Болотину за поддержку в написании этой статьи

Примечания

I. Здесь и далее в статье даты событий, произошедших в Царское время (до 1917 года), указаны по юлианскому календарю, принятому на Руси издревле и сохраняющемуся в Русской Православной Церкви. События после 1917 года датируются по современному светскому календарю.

II. В XVI-XVII веках греческое по происхождению имя Иоанн писалось на Руси как Иван или Иванн.

III. Государство, которое принято называть Византией, было в действительности уцелевшей от варварских нашествий частью державы Цезаря и Августа и вплоть до 1453 года продолжало именоваться Римской Империей, Империей Римлян. Впрочем, принятие христианства при Константине Великом и основание новой столицы стало значительной вехой, отделившей языческую, преимущественно латиноязычную Римскую Империю от христианской, преимущественно грекоязычной. Именно ее в западной науке начиная с XVII века и стали называть «Византией» - по названию городка, на месте которого был построен Константинополь. Однако более уместным представляется называть средневековую Римскую Империю «Ромейской Империей», а ее население «ромеями» (от греч. «Romaios», «римляне»).

IV. Вообще слово «Царь» - «Tsar», «Sar», «Šar» древнейшего аккадского происхождения и, по основной этимологической версии, происходит от личного титульного имени известного Вавилонского государя Саргона Древнего, которое первоначально имело значение «Защитник Истинный», а потомками стало восприниматься как «Царь Истинный» (Саргон аккад. ŠAR.RU.KI.IN - Шурру-кин - «Истинный Царь») - Царь Аккаде и Шумера, царствовал приблизительно в 2316-2261 годах до н.э., объединитель Вавилонского царства, основатель первой династии Аккада. Этим объясняется последующая популярность титула «Царь» на Востоке вообще, в том числе и в нашей Евразии. Поэтому и столица Орды, где бы она ни располагалась, носила имя Сарай или, в русской транскрипции, Царский город, Царев. Такое название, Царев, до сих пор носит село на Ахтубе, расположенное на месте столицы Орды в XIV веке, Сарай-Берке. Как известно, русский Царицын на Волге назван по имени Царицына острова и речки Царицы, получившей, в свою очередь, свое название от «царева городища», бывшего здесь во времена Орды [3].

V. В тексте Коряжемских Святцев есть одно исправление и десяток уточнений, добавлений имен, вполне верных и сделанных, видимо, другой рукой, но в том же стиле XVII века. Это явно свидетельствует о внимательном чтении указаных Святцев иноком (или мирянином), проведшим соответствующее редактирование святцев. Запись «Обретение святого телеси великомученика Царя Иванна» от 10 июня у этих редактора или редакторов не вызвала необходимости в ее правке или уточнении [11].

VI. Ливонский орден основан в 1237 году из остатков разгромленного ордена Меченосцев, захватившего земли русских, прусов, варяго-славян, куршей, ливов, земгалов, эстов, сетов, вепсов в первой половине XIII века. Сам же орден Меченосцев был создан в 1207 году по образу Ордена Тамплиеров, осужденного судами французского короля Филиппа IV. Красивого и папы Климента V в 1307-1314 годах за отречение тамплиеров от Христа, содомию, использование магических обрядов и практик. Ливонский орден с момента создания стал частью Тевтонского ордена, действовавшего и в Венгрии, и в Пруссии, но многие порядки унаследовавшего и от более древнего оккультного ордена Тамплиеров, часть рыцарей которого, избегнув казни, в начале XIV века переселилась в Ливонию. И орден Меченосцев, а за ним Ливонский и Тевтонский под предлогом «крестовых походов» вели атаку не только на язычников, но и на православную христианскую Северо-Западную Русь - Юрьевские, Псковские, Новгородские земли. Это было в тот же период, когда по повелению римского папы другие «крестоносцы» захватили и разграбили православную столицу Ромейской Империи Константинополь, основав в 1204 году Латинскую империю, просуществовавшую около 60 лет. Есть основания полагать, что Тамплиеры и их последователи частично принесли свои оккультные обряды и практики в Ливонский и Тевтонский ордена. Во всяком случае, онемеченное герцогство, а затем королевство Пруссия, основанное на месте Тевтонского ордена в 1525 году, стало первым в мире протестантским государством. С момента своего образования онемеченная Пруссия была гнездом тайных «рыцарских», дворянских оккультных обществ, что подтверждается, в частности, археологическими раскопками (www.km.ru/nedvizhimost/69077). Во второй половине XVII века именно там появляются одни из первых масонских лож как новые формы тайных оккультных организаций, приспосабливающихся к новым буржуазным, капиталистическим социальным отношениям. Именно по образу Тевтонского и Ливонского орденов Адольф Гитлер строил и тайную, и явную оккультную националистическую идеологию и политику фашистской Германии. Как знать, не разгромил бы Царь Иоанн Васильевич оккультный Ливонский орден в 1550-годах, и Прусское государство было бы гораздо большим, более сильным и напрямую угрожало бы России уже в XVII веке.

VII. В летописном своде 1518 года (ПСРЛ. М.; Л., 1963. Т. 28. С. 280) упоминается храм в Москве в честь великомучеников Князей Бориса и Глеба, находившийся вблизи Кремля (1453 год): «...прииде весть к Великому Князю из Новгорода, на вечерни оу Великомученик Бориса и Глеба на Москве на Рве, что Князь Дмитреи Шемяка оумре напрасно в Новгороде...».

VIII. Следует отметить, что в Коряжемских Святцах некоторые Русские Святые (например, Князья Борис и Глеб, Князь Михаил Черниговский) иногда именуются Новоявленными или новыми чудотворцами, а иногда - упоминаются без этого именования. Данное именование не является обязательным даже для тех святых, которые жили в относительно недавнем прошлом. Так, Благоверный Князь Иоанн Прилуцкий, живший значительно поздyее Князей Бориса и Глеба, отошедший ко Господу менее чем за 100 лет до написания Святцев, новоявленным не назван.

IX. Увы, русские люди, жившие в начале XVII века, были современниками многих убийств и покушений на Царей и членов Царских семей. Был злодейски убит врагами Православного Царства Царевич Димитрий, наследник Престола. Царь Феодор Борисович был жестоко убит злодеями по прямому указанию Лжедмитрия I. В польском плену был умучен и скончался Царь Василий Шуйский. Под Костромой отряд польских захватчиков преследовал и пытался убить только что соборно обретенного русскими людьми Царя Михаила Феодоровича. За этими убийствами стояли враги Православной России, стремившиеся извести Царский род и тем самым уничтожить Православное Царство. Так, например, именно в мае 1591 года, когда в Угличе был убит Царевич Дмитрий, начались многочисленные поджоги Москвы, и в это самое время шведы активизировали военные действия на севере России и дошли до Белого Моря, разорив многие русские города и монастыри, а на Москву в это время, при участии османов, двинулась вся Крымская орда во главе с Казы-Гиреем.

X. В.И. Даль в своем «Словаре живого великорусского языка» пишет: «Великомученик м.-ница ж. величанье, придаваемое Церковью святым мученикам высокого рода или сана, приявшим за Христа великие мучения». Однако в последующее время, начиная с конца XIX века, многие словари стали ошибочно относить термин «великомученик» к святому, претерпевшему особенно «великие» мучения за Христа по сравнению с другими мучениками, которые, видимо, по мнению авторов этих словарей, претерпели не такие уж

великие мучения за Христа. Само по себе сравнение степени предсмертных мучений является кощунственным. Несложно прочитать жития святых великомучеников Георгия Победоносца, Димитрия Солунского, Целителя Пантелеимона, великомучениц Екатерины, Анастасии Узорешительницы и жития других великомучеников, почитаемых ныне Русской Православной Церковью (их примерно тридцать), чтобы убедиться в их высокородном происхождении, в отличие от других мучеников. Конечно же, великомучеников можно называть мучениками: так же, как и все мученики, они свидетельствовали о Христе, являясь великими свидетелями.

XI. Захоронение Великих Князей и Царей, их братьев и сыновей из рода Великого Князя Иоанна Даниловича (Калиты) осуществлялось с момента постройки первого Архангельского собора в Кремле в 1333 году. Собор был разобран и заново отстроен в 1505-1508 году архитектором Алевизом Новым. Ни подклета, ни подвала собор не имеет, и захоронение осуществлялось в земле прямо под полом. Неглубоко, чуть ниже каменного пола XVI века, устанавливался каменный гроб, вытесанный из известняка и повторяющий форму тела. Весом более одной тонны, гроб закрывался каменной крышкой с кратким титулом и именем Государя или его родственника. Каменная крышка гроба оказывалась практически на уровне каменного пола XVI века. Сверху, по-видимому, первоначально ставили небольшое каменное надгробие или клали еще одну плиту. Нынешние кирпичные отштукатуренные надгробия высотой около метра были сделаны, по мнению одних исследователей, в конце XVI века, по мнению других - в начале XVII века. В пристройке у южной стены Архангельского собора есть подклет (подвал), и в 1929 году, после разрушения большевиками-богоборцами женского Вознесенского монастыря в Кремле, в этот подклет были свезены каменные гробницы с останками Великих Княгинь, Цариц и Царевен, захороненных в Вознесенском соборе монастыря с 1407 по 1731 год [32].

XII. Царь Иоанн по проискам врагов трижды овдовел, более того, третий брак с Марфой Собакиной фактически не состоялся, так как невеста заболела перед венчанием, а вскоре после венчания - умерла, так и не соединившись с супругом в браке, приняв перед смертью иноческий чин. Разрешение на четвертый брак с Анной Колтовской Царю дал специально по этому поводу созванный Собор. Царица Анна, так и не родив детей, в первый же год после свадьбы ушла в монастырь. Возможно, она тоже тяжело заболела и приняла постриг, но, в отличие от Царицы Марфы, выздоровела и исполняла свои иноческие обеты вплоть до своей смерти в 1626 году. Пятый брак Царя Иоанна с Марией Нагой явился исключением из христианского правила (запрещающего более трех браков) ради продолжения Царского рода, ведь Царю было известно о пророчестве святого Василия Блаженного о том, что Царем станет младший сын Государя Иоанна Васильевича, слабый здоровьем Царевич Феодор Иоаннович. Необходим был еще один наследник, чтобы в будущем избежать смуты, связанной с прерыванием Династии, и гражданской войны. Господь благословил этот брак Царя Иоанна и Царицы Марии добрым плодом - рождением святого благоверного Царевича Димитрия Угличского и Московского, который более семи лет был наследником благоверного Царя Феодора Иоанновича. Прерывание династии и смута были отодвинуты на десятилетия по его молитвам (прославлен в 1606 году) [4, 10].

XIII. То же самое можно сказать и о почитании Благоверного Князя Иоанна Углицкого (Прилуцкого), изображенного с нимбом на стенописях в Архангельском соборе Кремля в 1560-х годах. На некоторых иконах и книжных миниатюрах XVI-XVII веков он изображен без нимба, но также в различных храмах и монастырях имеются стенописи и иконы, относящиеся к тому же времени, на которых он изображен с нимбом святого.

XIV. До 1440 года Русская Православная Церковь была Митрополией Константинопольского Патриархата Ромейской Империи, и Митрополит всея Руси назначался Константинопольским Патриархом (в некоторых случаях - по представлению Великого Князя). В 1439 году большинством Ромейских архиереев и Императором Иоанном Палеологом была подписана Ферраро-Флорентийская уния с латинскими еретиками во главе с папой Римским. Великий Князь Василий Васильевич, выражая волю русского Боголюбивого народа, отверг унию и изгнал из Москвы грека митрополита Исидора, дерзнувшего подписать унию. Русская Церковь стала автокефальной, и с тех пор Митрополиты всея Руси поставлялись на Церковном Соборе, по представлению Великого Князя Московского и Владимирского и всея Руси, который по примеру Ромейских Императоров, начиная с Равноапостольного Царя Константина, стал во главе Русской Поместной Церкви. Государство и Церковь в России до 1917 года составляли единое целое. Именно Государь всея Руси, как и Ромейский Император, собирал церковные Соборы, определял вопросы, выносимые на их рассмотрение, председательствовал на них. Именно по повелению Государя Соборы, как правило, поставляли митрополитов, архиепископов и епископов, а впоследствии - Патриархов. Это положение закреплено в Основных Законах Российской Империи, в том числе в Акте о престолонаследии благочестивого Императора Павла I Петровича. Главой же всей нашей Церкви Земной воинствующей и Небесной торжествующей, несомненно, является Господь наш Иисус Христос.

XV. Есть и другие примеры того, как широкое местное почитание святого не сразу перерастало в общецерковное. Например, известно, что Князь Иоанн Углицкий (Прилуцкий) широко почитался как святой уже в XVI веке, ему была составлена служба в конце XVI века, написаны тропари и кондаки, его имя включено во многие месяцесловы, написаны иконы, в его честь был освящен престол храма Спасо-Прилуцкого монастыря. В 1621 году празднование памяти Святого включено в Устав служб Кремлевского Успенского собора. Однако в 1690 году патриарх Адриан на основе недостоверной информации, представленной ему архиепископом Вологодским Гавриилом, запрещает почитать Святого Князя. Несмотря на указ патриарха Адриана, противоречащий реальной церковной жизни Вологодчины, почитание Князя Иоанна Прилуцкого боголюбивым народом продолжалось и в XVIII, и в последующие века, до сего дня. В 1841 году епископ Вологодский Иннокентий (Борисов) включил Князя Иоанна Прилуцкого в Собор Вологодских святых, а в 1964 году по решению Синода Русской Православной Церкви святой был включен в собор Ростово-Ярославских святых [2, 33].

XVI. Все же это частное мнение профессора Голубинского: где-то в России почитание, видимо, совершалось.

Список литературы

1. Архимандрит Сергий (Спасский). Полный месяцеслов Востока 1875-1876. М., 1901.

2. Голубинский Е.Е. История канонизации святых в Русской Церкви. 2-е изд. М., 1903.

3. Болотин Л.Е. Странствия по времени. Древняя Русь сквозь призму «Повести Временных лет». М.: Русский Издательский Центр имени святого Василия Великого (РИЦ), 2015 г.

4. Фомин С. Правда о первом Русском Царе. М.: РИЦ, 2012.

5. Бойко-Великий В.В. О славном титуле Царя Иоанна Васильевича Грозного (в книге С. Фомина Правда о Первом Русском Царе. М.: РИЦ, 2012).

6. Нечволодов, А.Д. Сказания о русской земле. В 4 томах. СПб: Государственная типография. 1913.

7. Митрополит Иоанн Снычев. Самодержавие духа. СПб.: «Царское Дело», 1996.

8. Фроянов И.Я. Драма русской истории. М.: РИЦ, 2012.

9. Боханов А.Н. Царь Иоанн Грозный. М.: ФИВ, 2013.

10. Бойко-Великий В.В. Хронология эпохи Царствования Иоанна Васильевича Грозного. М.: РИЦ, 2015 (готовится к изданию).

11. Коряжемские Святцы. М.: РИЦ, 2015 (готовится к изданию).

12. Прозоровский В.И. и др. Исследования останков царя Ивана IV, его сыновей и князя Скопина-Шуйского//Судебно-медицинская экспертиза. 1964. N 1. С. 19-21.

13. Петр Великий: Государственные деятели России глазами современников. М., 1993.

14. Повесть о житии царя Федора Ивановича, Библиотека литературы Древней Руси. М., 2006. Т. 14.

15. Утверженная грамота объ избранiи на Московское Государство Михаила Феодоровича Романова. С предисловием С.А. Белокурова. М., 1906. http://legitimist.ru/lib/history/059_utverzhdennaya_gramota_1613_goda.pdf

16. http://www.patriarchia.ru/db/text/3825004.

17. Русская народная линия, 22.01.2015. http://ruskline.

ru/news_rl/2015/01/22/est_veroyatnost_chto_ubienie_svyatogo_svyazano_s_deyatelnostyu_vrazhdebnyh_sil_rossii/

18. Л.Е. Болотин: Земная икона Царствия Небесного.

http://mosvedi.ru/article/18807.html

19. Православная энциклопедия. Иоанн Владимир.

http://www.pravenc.ru/text/469846.html

20. Православная энциклопедия. Бранковичи. http://www.pravenc.ru/text/153337.html

21. Православная энциклопедия. http://www.pravoslavie.ru/put/4361.htm

22. Песнопения службы митрополиту Филиппу, Библиотека литературы Древней Руси. М., 2005. Т. 13. http://www.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=10620

23. Архиепископ Арсений Елассонский «Мемуары из русской истории» Оп.: Хроники смутного времени. М.: Фонд Сергея Дубова. 1998. http://www.drevlit.ru/texts/e/elas_pred.php

24. Житие царевича Димитрия Угличского. Библиотека литературы Древней Руси. М., 2006. Т. 14 http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=10864

25. Сказание Авраамия Палицина об осаде Троице-Сергиева монастыря, Библиотека литературы Древней Руси. М., 2006. Т. 14 http://www.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=10874

26. Православная энциклопедия. Митрополит Варлаам

http://www.pravenc.ru/text/154167.html

27. Православная энциклопедия. Митрополит Дионисий http://www.pravenc.ru/text/178349.html

28. В. Соловьев. История Государства Российского. Глава XXVI. http://www.bibliotekar.ru/istoria-soloviev/27.htm

29. А. Величко. История Византийских Императоров. М.: Вече, 2013.

30. Житие Феодора Едесского.

31. О.В. Лосева. Русские месяцесловы XI-XIV веков. М.: «Памятники исторической мысли», 2001.

32. Архангельский собор Кремля. Православная энциклопедия.

33. Игнатий (Князь Иоанн Углицкий, Прилуцкий). Православная энциклопедия.

34. Сказание об Индийском Царстве. Библиотека литература Древней Руси. М., 2006. Т. 5.

35. В Москве освящена часовня в честь святого благоверного Царя Иоанна Грозного http://ruskline.ru/analitika/2011/12/21/v_moskve_osvyawena_chasovnya_v_chest_sv_blgv_carya_ioanna_groznogo/

36. Т.Д. Панова. Средневековый погребальный обряд по материалам некрополя Архангельского собора Московского Кремля. Советская археология.1987. N4, с 110-121.

12. Надгробный портрет-парсуна Царя Иоанна Васильевича. Конец XVI века

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Василий Бойко-Великий
Молекулярно-генетические экспертизы екатеринбургских останков, найденных в 1991 году
Глава 24 из готовящейся к публикации книги «Расследование цареубийства»
12.04.2024
Кремлевские медики и историки установили, что екатеринбургские останки не царские
Выдержки из 23 главы книги «Расследование цареубийства»
10.04.2024
Я оклеветан
Президенту В.В. Путину от В.В. Бойко-Великого, содержащегося под стражей в ФКУ СИЗО-2 г. Москвы
12.03.2024
Государь Иоанн Васильевич и Иосифо-Волоцкий монастырь
Из готовящегося к печати хронографа царствования Иоанна Васильевича Грозного
30.11.2023
Все статьи Василий Бойко-Великий
Иван Грозный
«Царь Феодор Иоаннович – последний Рюрикович на русском престоле»
В Москве прошла научно-практическая конференция из цикла «Собиратели земли Русской»
24.04.2024
Давайте вспомним всех павших!
В боях в Республике Сербской героически погибли 38 русских добровольцев
16.04.2024
Очистить имя первого Русского царя от клеветы
Резолюция конференции «Собиратели земли Русской»
03.04.2024
Русский царь — татарин из Касимова
О жизни и судьбе государя Симеона Бекбулатовича (Саин-Булата)
25.03.2024
Все статьи темы
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от Сергей
25.04.2024 11:35
История России на духовно-политической карте
Новый комментарий от РомКа
25.04.2024 10:37
«Царь Феодор Иоаннович – последний Рюрикович на русском престоле»
Новый комментарий от Русский Сталинист
25.04.2024 10:20
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Павел Тихомиров
25.04.2024 09:36
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
25.04.2024 07:41