Открытия Михаила Давидова

О книге «Тайна гибели российских поэтов: Пушкин, Лермонтов, Маяковский»

Александр Сергеевич Пушкин 
0
733
Время на чтение 6 минут

Изящно оформленная книга с интригующим названием «Тайна гибели российских поэтов: Пушкин, Лермонтов, Маяковский» вышла недавно в серии «Антология пермской литературы». Автор - Михаил Иванович Давидов, по профессии врач-уролог, кандидат медицинских наук, шёл к её созданию долгие годы: книге предшествовали десятки статей.

В автобиографии «О себе без глянца» он так рассказал об этом читателям: «Может ли человек замыкаться только на своей профессии? Ведь жизнь даётся один раз! Прожить её ярко, не ограничиваясь узким мирком своей основной специальности, а заниматься многими интересными делами - вот что важно для современного человека! Для меня таким примером является А.П.Чехов, прекрасный врач, которому врачебная практика не мешала заниматься всю жизнь литературой... Я почти сорок лет в свободное от работы время и в период отпусков увлечённо занимаюсь историей литературы».

Действительно, в истории мировой литературы немало врачей, которые обрели широчайшую известность как писатели: Антон Чехов, Викентий Вересаев, Артур Конан Дойл, Сомерсет Моэм, Луи Буссенар, Арчибальд Кронин, Кобо Абэ, Михаил Булгаков, Василий Аксёнов и многие другие. Врач и писатель Михаил Давидов сумел занять свою нишу в этом ряду.

Так уж случилось, что пытливого, любознательного Михаила Ивановича интересовали не только творения классиков отечественной словесности, но драматические судьбы и преждевременная кончина многих из них. В трудах учёных и публицистов, написанных задолго до него, находил Давидов немало неясностей, загадок, противоречий. Они не завали ему покоя. Как тут быть? Напрашивался один-единственный ответ: докопаться до истины самому. Так началась для него многолетняя кропотливая работа в архивах Москвы, Санкт-Петербурга, Пятигорска, участие в трёх экспедициях по поиску истинного места дуэли Лермонтова, поиски редких документов, переписка с учёными и литературоведами.

В книгу, как говорится в аннотации, вошли три документальные повести и две статьи, посвящённые трагической судьбе и гибели великих национальных поэтов России. Уже при чтении первой повести «Сердечная и огнестрельная раны Пушкина» возникает ощущение повторяемости истории. М.Давидову удалось художественно воссоздать и ситуацию, предшествующую дуэли, и сам ход рокового поединка, и последние сорок шесть часов жизни поэта. Воссоздать настолько достоверно, что у читателей появляется эффект присутствия при дуэли, восхищение мужеством смертельно раненого Пушкина и ощущение горечи от невосполнимой утраты: «Для Александра Сергеевича это были мучительные часы тяжёлых физических и душевных страданий. Но вёл себя очень мужественно. Несмотря на сильные боли, он старался подавить в себе стоны, не кричать, чтобы не беспокоить супругу, родных, друзей. Сразу вспоминается Безруков - «Пушкин», - от дикого крика которого при съёмках фильма дрожали стены и вибрировали барабанные перепонки кинооператора». Будучи подлинным христианином, Пушкин беспокоился за судьбу своего секунданта Данзаса и убеждал друзей не мстить своему врагу Дантесу.

Стилю Михаила Ивановича присуща почти графическая точность и лаконизм: ёмко и метко очерчены в повести два противостоящих друг другу лагеря. С одной стороны - голландский посланник барон Луи Геккерн, содомит и матёрый интриган, усыновлённый им убийца Пушкина - француз Жорж Дантес, авторы пасквиля, причислившие гениального поэта к кавалерам ордена рогоносцев, и даже Екатерина, старшая сестра Натальи Николаевны, на которой женился лишённый всяких моральных принципов Дантес ради ухаживаний за женой поэта.

Придворным интриганам противостояли близкие друзья поэта: В.А.Жуковский, П.А.Вяземский со своей женой, А.И.Тургенев, М.Ю.Виельгорский, В.И.Даль. Они не отходили от смертного одра Пушкина, всячески пытаясь облегчить страдания умирающего, но не смогли предотвратить дуэли.

История повторяется. Михаил Давидов страстно полемизирует с нынешними либералами, выступая против искажения и очернения облика великого русского поэта в телефильме «Последняя дуэль»: «Он изобилует множеством исторических ошибок и хронологических искажений, а актёр Сергей Безруков изобразил Пушкина в духе подлинной американской негритянской культуры». Поражает огромная доказательная база книги: многочисленные рисунки, фотографии, чертежи. Открытием автора стал подлинный ход раневого канала А.С.Пушкина.

Та же глубина и занимательность изложения, та же острота полемики присуща второй документальной повести «Лермонтов и Мартынов: трагическое противостояние». Опираясь на достоверные факты, автор сумел убедить читателей, что многочисленные версии заговоров не имели ничего общего с действительностью и что причиной дуэли Лермонтова и Мартынова послужили личные взаимоотношения этих двух непростых людей.

Под пером Михаила Давидова во всех деталях предстал внешний облик и раздвоенный, противоречивый характер поэта: сироты и в высшей степени избалованного ребёнка. Возмужав, он любил, по словам его родственника И.А.Арсеньева, «проявлять свой ум, свою находчивость в насмешках над окружающею его средой и колкими, часто очень мелкими остротами оскорблял иногда людей...». Достоверно воссоздан портрет и карьерный путь антагониста поэта - Николая Мартынова, считавшего, что стихи его ничуть не хуже лермонтовских и страдавшего уязвлённым самолюбием, комплексом Сальери.

Читатель второй повести погружается в атмосферу курортного сезона Пятигорска - кавказского Монако - весны и лета 1841-го года. Пейзажные зарисовки чередуются с точно воссозданными центрами притяжений местной и приезжей знати, с глубоким анализом той цепи роковых случайностей, которые привели к неизбежности поединка. В этой цепи - лермонтовский альбом шаржированных рисунков, приведший Мартынова в состояние озлобления и ненависти к поэту. Особое внимание уделил автор стремлению поэта к примирению, жесточайшим условиям поединка и детальному его воспроизведению. Михаил Юрьевич не хотел убивать квазипоэта: выстрелил в воздух, но перед этим оскорбил противника, назвав его дураком.

Примечательно, что в повести М.Давидова в момент дуэли на одной чаше весов оказались шаржи, карикатуры, язвительные насмешки, на другой - жизнь человека, каждая строка которого гениальна:

Ночь тиха, пустыня внемлет Богу,

И звезда с звездою говорит.

Глава «Поединок» завершается впечатляющей картиной грозы, своего рода художественным параллелизмом с происшедшей трагедией: «Убийца первым покинул место преступления. Гроза и страшный ливень ещё более усилились. Удары грома готовы были расколоть небо, потоки воды изливались на землю. Словно сама природа, свирепствуя, негодовала по поводу совершённого злодейства!» Убедительным дополнением к повести послужила статья, где автор подверг беспощадной критике позицию современных лермонтоведов, пытающихся всячески обелить Н.С.Мартынова.

Открытием Михаила Давидова стало найденное им точное место дуэли М.Ю.Лермонтова, чему предшествовала огромная работа в музеях, архивах, и поиски на месте в ходе трёх научных экспедиций.

Не менее занимательна по форме и глубока по содержанию третья документальная повесть: «Не поставить ли лучше точку пули в своём конце...» - о тайне гибели Владимира Маяковского. Она интригующе начинается эпизодом ссоры великого пролетарского поэта с его любовницей актрисой Вероникой Полонской, названной автором «Дантесом в юбке», и роковым выстрелом, прозвучавшим после отказа замужней Полонской соединить свою жизнь с поэтом.

Книга рассчитала на читателей старше шестнадцати лет, и это вполне закономерно. Людям с уже сформировавшимся мировоззрением будет легче понять трагедию последних лет жизни поэта, о чём достоверно повествует автор: «Владимир Маяковский все последние годы перед смертью пытался вырваться из неординарной, тройственной семьи с Бриками (Маяковский, Лиля Юрьевна и Осип Максимович Брики, так называемый «бриковский треугольник»). Л.Ю. и О.М. Брики с 1912 года официально состояли в браке и не собирались разводиться. Одновременно Лиля Юрьевна считалась гражданской женой Владимира Владимировича... Брики не хотели отпускать его из «семьи», из их тройственного союза, так как жили за счёт издания его произведений».

Более того, Михаил Давидов обосновал факт, что именно Брики нашли для Маяковского, остро желавшего создать обычную традиционную семью, 21-летнюю актрису Веронику Полонскую, всячески оттягивавшую решение вопроса. Художественно убедителен финал повести: «По свидетельству Николая Асеева, в трагические дни апреля 1930 года Владимир Маяковский с болью и мукой во взгляде и голосе признался Веронике: «Я не могу жить без тебя!» «Ну и не живите!» - спокойно, почти весело прощебетала она.

В полемике со сторонниками версии убийства Маяковского Михаил Иванович привёл неопровержимые доказательства его самоубийства, проделав и на сей раз огромную, воистину титаническую работу по сбору и систематизации фактов. Каждый раздел книги содержит обширную библиографию. Можно по-хорошему позавидовать удивительной работоспособности автора, отдать должное его выверенной гражданской позиции, направленной против всяческой фальсификации истории литературы и наших великих имён.

«Тайна гибели российских поэтов» - это, воистину, захватывающее чтение! На мой взгляд, книга должна стать настольной для учителей литературы и преподавателей ВУЗов, для всех любителей и ценителей отечественной словесности.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Галина Чудинова
Мариино стояние – испытание веры и воли
Репортаж со службы в староверческом храме
22.04.2024
Вера, воля, знание – путь русского спасения
Нам нужна солидаризация государства и госуправления, важнейшими элементами которой являются солидарная экономика, солидарное государство и солидарное общество
09.04.2024
Справедливый образ России в мире
О деятельности члена Зиновьевского клуба Владимира Анатольевича Лепехина
02.04.2024
Кто виноват и что делать русским?
Нынешняя власть в развитии страны не заинтересована
29.03.2024
Безбожие и безволие русских – причина трагедий
Неужели и сейчас не будут сделаны соответствующие выводы?
25.03.2024
Все статьи Галина Чудинова
Александр Сергеевич Пушкин
День памяти поэта В.А. Жуковского
Также сегодня мы вспоминаем адмирала И.Л.Голенищева-Кутузова, генерала П.Н.Врангеля, основателя МХАТа В.И.Немировича-Данченко
25.04.2024
Легализация мата и чистота языка
Размышления по итогам одной дискуссии
18.04.2024
Пора пресечь деятельность калининградского «ЛГБТ*-лобби»
Русская община Калининградской области требует уволить директора – художественного руководителя Калининградского областного драматического театра А.Н. Федоренко и некоторых его подчинённых
11.04.2024
День «апофеоза русской славы среди иноплеменников»
Сегодня также мы вспоминаем Н.О.Пушкину, С.М.Волнухина, Н.Ф.Романова, А.В.Алешина и Н.И.Кострова
11.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 16:34
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
26.04.2024 16:34
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Советский недобиток
26.04.2024 16:26
Научные заслуги Ильина перечёркиваются его политическими заявлениями
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 16:19
Почему рядом с Николаем II было мало выдающихся государственных людей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
26.04.2024 16:11
Не геометрические ребусы, но свидетельство о молитвенном опыте
Новый комментарий от Павел Тихомиров
26.04.2024 15:59
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Павел Тихомиров
26.04.2024 15:49