Ниже мы помещаем статью выдающегося русского православного мыслителя, литературного и театрального критика, публициста, писателя Юрия Николаевича Говорухи-Отрока (1852-1896).
Публикацию (приближенную к современной орфографии) специально для Русской Народной Линии (первое издание: Московские Ведомости. 1891. 4 мая. N 121. С. 3-4. (В рубрике: Литературные заметки). Подпись: Ю. Николаев) подготовил профессор А. Д. Каплин. Название, примечания - составителя.
Астафьев Петр Евгеньевич (1846-1893) - философ, психолог, публицист, автор книги «Из итогов века» (М., 1891). Главное содержание духовной жизни европейского общества второй половины XIX в. видел в попытке «прожить вовсе безо всякого идеала, стоящего выше благополучия особи».
+ + +
Идеалы и европейское разложение
По поводу книги П. Е. Астафьева «Итоги века»[i]
В своей книге г. Астафьев хочет обнаружить и исследовать те идеи и настроения, которые руководили европейскою жизнию в продолжение доживаемого нами столетия, хочет показать, какой плод дали эти идеи и настроения. По справедливому мнению автора, теперь самое время подвести «итоги века» оканчивающегося, в котором все, приготовленное прошедшим, уже созрело или готово созреть. О смысле этой работы века, о целях ее автор выражается очень определенно.
Европейское общество XIX века, - пишет он, - совершило за вторую половину его один из грандиознейших и поучительнейших опытов, когда-либо предпринятых историей. Это - опыт прожить вовсе безо всякого идеала, стоящего выше благополучия особи, подчиняющего себе ее задачи, вытекающие из этого благополучия, и требующего для себя ее служения.
На наш взгляд, это определение совершенно верное; хотя «опыт» еще не завершен, но нет никаких вероятностей, чтоб европейское человечество сошло с того пути, на который стало сознательно со времени так называемой «великой революции». «Прожить безо всяких идеалов», - говорит г. Астафьев, или «устроиться без Бога», как ярко и образно выражался Достоевский. Очевидно, мысль нашего автора совершенно совпадает с мыслью покойного знаменитого писателя, но я предпочту выражение Достоевского: оно определеннее и не может подать повод к недоразумениям.
В самом деле, чего-чего теперь у нас не подразумевают под выражением «идеалы». Если даже такие философски образованные писатели, как Вл. С. Соловьев, вольно или невольно путаются на этом пункте, - то что же и говорить о прочих? Если г. Соловьев в своей недавней статье «Идолы и идеалы», посвященной именно разъяснению вопроса, что такое идеалы, признал за таковые самых подлинных и непререкаемых идолов, то что же и говорить о прочих? Что говорить об этих «прочих», которые думают, что идеалы создаются процессом «эволюции», как теперь принято выражаться, что идеальное начало не раскрывается в мире, а создается и развивается именно этою эволюцией? Такие, без сомнения, уверены, что современное европейское движение, напротив, так сказать, переполнено идеальными стремлениями, и никак не хотят видеть того странного оптического обмана, который приводит их к такой уверенности. Они не хотят заметить, что если и осталось еще что-нибудь идеальное в современных европейских учениях общественных, политических, этических, то это идеальное есть не результат развития, а, быть может, последний отблеск старого, отброшенного уже этими учениями христианского мировоззрения, есть, наконец, безсознательный и болезненный протест души человеческой против основ этих учений, которые, развитые последовательно, должны необходимо привести к отрицанию всего идеального. Этот безсознательный, болезненный протест объясняется тем, что из души человеческой не так-то легко окончательно вытравить заложенное в нее от века идеальное начало, и оно, уже затемненное, все же сопротивляется напору грубого реального фата, принуждает мысль, становясь непоследовательною, в системы и учения, совершенно чуждые всего идеального, враждебные ему, вкрапливать те идеальные черты, без которых душа человеческая не вынесла бы тяжести этих систем и учений. Вот почему утилитаристы, становясь непоследовательными, проповедуют самоотверженную любовь как высшее удовлетворение человеческого эгоизма; вот почему материалисты, для которых человек есть всего только результат «эволюции», совершившейся с «плешивою обезьяной» [ii], настаивают на том, что каждый должен полагать душу «за други своя»; вот почему Шопенгауэр с непоследовательностию, столь блистательно обнаруживающею его высокий гений, видит в аскетизме и самоотречении высший идеал, стремление к которому как бы оправдывает самый факт существования человека на земле.
Во всех подобных явлениях замечается одна и та же черта. Чувство человеческое безсознательно побеждает логику, заставляет мысль быть нелогичною, отрицать в своих выводах те основы, из которых она исходит.
Это же явление, этот разлад между чувством и мыслью, это «двоеверие», так сказать, создает ту тоску, которою страдает европейское человечество и о которой так «проникновенно» говорил Достоевский, ту тоску, которая так ярко отражается в созданиях лучших, благороднейших современных европейских умов, отражается и в жизни лучших тамошних людей. Эта тоска отразилась самоубийством Прево-Парадоля [iii], который предсказывал гибель своему отечеству, да и всему европейскому миру, эта тоска проникает собою самые искренние из сочинений Ренана, эта тоска отразилась и в писаниях, и в личной жизни одного из благороднейших европейских умов нашего времени, Д. С. Милля. Припомните только поучительнейшую и печальную книгу его - его «Автобиографию»...
Но, без сомнения, это бессознательное чувство идеального, которое еще не дает европейскому человечеству обнажить пред самим собою свою мысль - мысль о том, чтобы «прожить вовсе безо всякого идеала», - это чувство раньше или позднее будет вытравлено из души европейского человечества, а если не вытравлено, то окончательно затемнено в ней. Процесс начался, и он должен совершиться весь, до конца; круг, из которого еще стремятся выйти благороднейшие умы Европы, и выходят хотя бы своею тоской, хотя бы своею неудовлетворенностью, хотя бы только разладом мысли и чувства, - этот круг рано или поздно сомкнется.
Есть тому и признаки, несомненные и неотразимые. Уже мы видим безнадежную в своем самодовольстве философию Спенсера, не имеющую ни малейшего идеального просвета, философию, на которую уже не падает тень той тоски, того безсознательного и мучительного в своей неудовлетворенности порывания к идеальному. В этой «двойной бухгалтерии души», как кто-то назвал Спенсерову философию, уже сведен баланс, и все торговые книги в порядке, а то «неведомое» и «непостижимое», о котором там упоминается, является чем-то ненужным, безразличным, упоминаемым лишь для формы, является чем-то, с чем вовсе и не надо считаться, так как оно не влияет на «колебания рынка»... И в этой философии можно видеть один из зловещих признаков того «убывания души» в европейском человечестве, о котором говорит г. Астафьев в своей книге, - тем более зловещий признак, когда подумаешь, на какой почве возросла эта философия. Она появилась в отечестве Шекспира, в созданиях которого идеальное почти до осязаемости выражено в конкретных образах, в отечестве Ньютона, возносившегося своим гением до самых высоких религиозных созерцаний, в отечестве Байрона, «сурового мученика», по слову Пушкина [iv], - Байрона, в поэзии которого, как в фокусе, отразилась вся безмерная тоска европейского человечества - и в ее прошедшем, и в ее будущем... Вот на какой почве выросла эта философская «двойная бухгалтерия души», - и если так, то что же и говорить о прочих? Ведь, в сущности, Англия всегда светила европейскому миру, ведь соприкосновение с ее гением разбудило умственную жизнь Франции XIII века, ведь соприкосновение с ее гением отразилось в Германии таким явлением, как Кант. И вот оказывается, что там-то, именно в Англии, почва уже настолько разрыхлена, что на ней могла возрасти философия, подобная Спенсеровой...
II.
Итак, идеал современной Европы заключается в том, чтоб «устроиться без Бога», то есть отринуть всякий идеал. Эта мысль прекрасно поясняется и прекрасно раскрывается г. Астафьевым в следующих словах:
Задача жизни человека второй половины нашего века, - пишет он, - уже определяется не охранением и любовным совершенствованием той наличной действительности, среди которой он родился, сознал себя и призван действовать. Определяется для него эта задача и не его понятием о том, что должно быть безусловно и безотносительно, должно быть само для себя, ради собственной ценности и правды, независимо от отношения его к личному благополучию, личной похоти и произволу. И действительность, то, что есть, бывшее высшим руководящим началом жизни классического человека, и идеал, то, что безусловно, само для себя должно быть, направлявший жизнь человека нового, христианского мира, - для него утратили свое значение руководящих начал и критериев жизни. На место того и другого он поставил то, что должно быть для его благополучия, а не ради собственной внутренней ценности, то есть желательное. Не действительность и не безусловный идеал царят в его духовном мире и направляют отныне его деятельность, определяя для него ценность жизни и мира, событий и людей, но желательное для него как для особи, - то есть нечто, в одинаковой мере не принадлежащее ни к области наличной действительности, ни к области идеалов.
В чем же сущность дела и как пришла Европа к такому состоянию?
Дело в том, по мнению г. Астафьева, что современная Европа одинаково далека как от классического культурного идеала, так и от христианского. Она пошла еще по третьему пути. В классической культуре был некоторый суррогат неподвижного, вечного идеала. Таковым считалось государство. Этому идеалу подчинялись личное благополучие и личный произвол. Христианство провозгласило иной идеал - идеал личного, безконечного и безначального, всесовершенного Бога. Во имя-то этого идеала требовалось ограничение индивидуальных стремлений. «Будьте совершенны, как Отец ваш Небесный». Вот какое было слово христианства. Это слово и должно быть заложено в основу христианской культуры. Самая идея государства должна быть подчинена этому слову. В христианском воззрении государство является уже не целью, а только средством для осуществления высшей, неведомой нам, Божественной цели. Великая идея христианства заключается в том, что центр тяжести нравственного мира был перенесен с земли на небо. Христианство установило понятие о жизни как о совокупности всей жизни, здешней, земной, и нездешней, небесной. Этим оно придало полную реальность и здешней, земной жизни. В христианском понятии здешняя, земная жизнь не является уже каким-то странным отрывком без начала и конца, без определенного смысла, а является лишь частью великого и непостижимого целого. Отсюда и все особенности христианской культуры, поскольку она раскрылась и могла раскрыться в европейской истории. А она раскрылась там благодаря известным историческим условиям преимущественно только в области науки, искусства, поэзии. Без сомнения, христианская идея создала Рафаэля и Микеланджело, Данта, Сервантеса и Шекспира. Во всем этом отразилась идея неразорванности жизни, идея индивидуального безсмертия. Если оставить в стороне эту идею безсмертия, идею цели, к которой стремится мироздание в своем развитии, идею загробного суда и воздаяния, идею о том, что все, здесь «тайное», станет там «явным», - если оставить все это в стороне, то нам непонятны сделаются образы Рафаэля и Мурильо, Данта, Шекспира, Сервантеса. Нам непонятно станет настроение творцов этих образов и, следовательно, непонятны станут и самые эти образы. А между тем высокая правда этих образов чувствуется даже и утратившими понимание их смысла - смысла, всегда заключающегося в идее безсмертия, в идее о том, что жизнь не кончается с разрушением «оков тела», - в идее освобождения души...
Таково было христианское искусство. Оно обладало идеалом, оно восприняло его в себя и выразило в конкретных образах. Но как только идея христианства затемнилась в душе европейского человечества, так и смысл искусства затемнился. Глубокий пессимизм и мучительное искание утраченного идеала - вот каково было еще недавнее настроение европейской поэзии и европейского искусства вообще, нашедшее себе великого выразителя в лице Байрона. «Байронизм», как мы знаем, оставил глубочайший след во всех родах искусства: в поэзии, в живописи, в музыке, в исполнении трагических ролей великими актерами... Разорванность личности с действительностию, явившаяся результатом утраты веры в безсмертие, веры во всю совокупность неразорванной жизни, отразившись со всею силой в Байроне, отразилась и во всем дальнейшем ходе европейской литературы: и в болезненной поэзии Гейне, и в скептическом идеализме Теккерея, и в анатомическом реализме Бальзака. Но во всем этом еще слышалась, еще чувствовалась страстная и мучительная жажда идеала не здешнего, не земного, всепримиряющего... В дальнейшем ходе европейского искусства это стремление к идеалу мало-помалу потухает. Вспыхнувши в последний раз мечтательным социализмом Жорж Занда, европейское искусство погружается в совершенный мрак. Появляется нечто совершенно уродливое - реализм Золя и его школы.
Здесь творчество, которое может проявляться лишь при вере в безсмертие или при искании этой веры, - здесь творчество уже потухло, его нет больше. Осталась одна привычная техника искусства - и только. В еще новой «школе» поэтов и повествователей, которая является как бы реакцией реализму Золя, точно так же творчество иссякло и потухло. В произведениях представителей этой «новой школы» чувствуется только «пленной мысли раздраженье»[v] да обоготворение и поклонение утонченной чувственности, поставленной на место идеала...
Мы коснулись только европейского искусства, потому что в нем ярче всего отразилось разложение и измельчание европейской мысли и европейского чувства, - но и во всех иных областях наблюдается там то же самое. Успехи техники - и оскудение мысли, чувствительность и утонченная чувственность, все возрастающие на счет убывающих любви и чувства...
III.
Нетрудно видеть, в чем заключается сущность и смысл такого состояния общества. В одичании, в вырождении, - говорит г. Астафьев. В культурном одичании, - предпочел бы сказать я. Это не возвращение к дикому состоянию, характерный признак которого - наивное, хотя и грубое, простодушие и неразвитость душевных сил и способностей. Это, напротив, состояние разложения, когда уже атрофируются душевные силы и способности, состояние, когда уже приобретена змеиная мудрость, но утрачена голубиная чистота... Вот это-то культурное одичание и создало ту общеевропейскую веру в «безличные и бездушные учреждения», по выражению г. Астафьева, которые, по этой вере, должны обновить мир. Обновить его механически, обновить его не великим подъемом человеческого духа, а, напротив, изгнанием этого духа из жизни, изгнанием из нее свободного творчества, замененного «коллективною работой» посредственности. Такая вера, в сущности, совершенно равняется уверенности, что из десятка тысяч глупцов, соединенных в «коллективной работе», можно заменить гения... Затерялось понимание того, что гении, ведущие человечество вперед, стоящие выше века и выше веков, покупаются дорогою ценою, ценою тяжких усилий целых поколений, безсознательно приготовляющих почву для явления гения... Затерялось понятие о том, что стать выше века и веков можно, только пережив в мысли и чувстве все, пережитое человечеством до нас, что мысль «зреет и растет», по слову поэта, «лишь в вечное корнями углубляясь»[vi]. А вот это-то вечное отринуто современным европейским человечеством как ненужное, как мешающее «прогрессу цивилизации».
Это состояние европейского общества, эти настроения европейской мысли и европейского чувства, как известно, отражаются и у нас. Наша «интеллигенция» все еще плетется в хвосте за Европой - и именно за современною. Прошедшего этой Европы, великого, многознаменательного и поучительного, эта наша «интеллигенция» знать не хочет. Она отринула эту историческую Европу - Европу великих духовных подъемов, великой борьбы, Европу Шекспиров и Дантов, Рафаэлей и Тицианов, Европу великих королей и великих подвижников, - она отринула эту Европу по примеру современной Европы, отринувшей свое прошедшее. И она идет в хвосте за этою разлагающеюся Европой, думая оттуда заимствовать свет и истину.
Явление опасное и печальное. И именно им, этим явлением, объясняется то бессилие и бесплодие, которым поражены все начинания нашей «интеллигенции»: в науке, в искусстве, в литературе, - и на всех путях жизни.
Конечно, у нас это явление миражное, оно не имеет живой связи ни с нашею историей, ни с духом народа нашего, - но, во всяком случае, это явление, задерживающее ход нашего исторического развития, создающее ту общественную атмосферу, среди которой часто гибнут зачатки ума и дарования. Вот почему совершенно прав г. Астафьев, когда говорит:
Самые глубочайшие особенности характера и мировоззрения нашего народа не допустили нас пока до положения своей души исключительно в бездушные и безличные учреждения, до утраты веры во все, кроме учреждений и общественных организаций. Душа в нас еще не вовсе «убыла»; идеалы наши все еще более личные, живые и глубокие, чем идеалы исключительно политические и экономические; в нас еще остается богатый запас жизненности. Но и в нашем обществе, особенно в «интеллигентных» его слоях, оставили некоторые глубокие следы разъедающие влияния западного духовного развития за пережитый век. Мы вполне чужды и парламентаризма, и социализма в его западной форме; но следы того смешения высших и жизненных задач духа, религии, нравственности, науки, искусства и т. п., в котором выражается отказ от них, утрата веры в них, и у нас уже обозначились довольно определенно. На них-то и следует обратить особенное внимание...
Вот почему и нашей «интеллигенции» не худо почаще напоминать о том, о чем недавно напомнил А. Н. Майков в своем прекрасном стихотворении:
«Прочь идеалы!..» Грозный клик!..
«Конец загробной лжи и страху!
Наш век тем славен и велик,
Что рубит в корень и со взмаху!
Мир лишь от нас спасенья ждет.
Так - без пощады! и вперед!..»
И вот, как пьяный, как спросонок,
Приняв за истину символ,
Ты рушить бросился... Ребенок!
Игрушку разломал и зол,
Что ничего в ней не нашел!
Ты рушишь храмы, рвешь одежды,
Сквернишь алтарь, престол, потир, -
Но разве в них залог Надежды,
Любви и Веры видит мир?
Они - в душе у нас, как скрытый
Дух жизни в семени цветка, -
И что тут меч твой, ржой покрытый,
И детская твоя рука! [vii]
Здесь очень ярко выражен смысл европейских настроений и движений и их безсилия пред вечною правдой, живущею в душе человеческой. Но в нашем «интеллигентном» обществе, среди непрерывной пустопорожней болтовни, и именно «об идеалах», забывают об этой вечной, непреходящей и ничем не уничтожаемой правде...
[i] Точное название книги П.Е. Астафьева - «Из итогов века».
[ii] Выражение из «Письма к редактору» Вл. Соловьева (См.: Вопросы философии и психологии. 1890. Кн. V. С. 119).
[iii] Французский журналист Л. А. Прево-Парадоль, назначенный в 1870 г. посланником в Соединенные Штаты, получив известие о начавшейся войне с Германией, впал в отчаяние и вскоре покончил жизнь самоубийством.
[iv] Выражение из стихотворения Пушкина «Кто знает край, где небо блещет...» (1828).
[v] Из стихотворения Лермонтова «Не верь себе» (1839).
[vi] Выражение из стихотворения Ап. Майкова «"Не отставай от века" - лозунг лживый...» (1889).
[vii] Полностью приведено неозаглавленное стихотворение Ап. Майкова, датированное 10 октября 1889 г.
1. Re: «Устроиться без Бога...»