Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Зависимое поведение и жажда страсти: из наркоманов в харизматы

Николай  Каклюгин, Русская народная линия

Наркомания, алкоголизм и табакокурение / 18.10.2014


Механизмы сохранения трезвости в условиях неопятидесятнических (харизматических) религиозных общин. Часть 7 …

 

Исторический, психолого-психиатрический и геополитический аспекты феномена неопятидесятнического (харизматического) религиозного движения

Часть 1

Часть 2

Часть 3

Часть 4

Часть 5

Часть 6

Многие выпускники перечисленных выше организаций после завершения программы сохраняют трезвость и не принимают никакие психоактивные вещества, в том числе табак и алкоголь. Создают семьи, рожают детей. Это факт, который чрезвычайно активно обыгрывается последователями всех этих уже сотен, если не тысяч, харизматических ответвлений в России, так называемых «домашних церквей» или «ячеек», размножающихся по стране согласно недавно принятой большинством из них так называемой модели G12. Она запущена на основании следующей цитаты из Священного Писания: «И поставил из них двенадцать, чтобы с Ним были и чтобы посылать их на проповедь, и чтобы они имели власть исцелять от болезней и изгонять бесов» (Евангелие от Марка, 3:14-15). Самый главный приоритет этой модели заключается в том, что каждый член такой «домашней группы» рассматривается как потенциальный лидер. Ведение G-12 представляет собой стратегию умножения лидеров и их «малых церквей» в геометрической прогрессии, легко управляемых и мобильных. За ними практически невозможно организовать контроль и наблюдение и по закону нельзя требовать регистрации в органах минюста в силу малого количества членов. Это горизонтальные сети, с огромной скоростью оплетающие социум.

Да, эти люди трезвы, бодры и многие харизматичны, несмотря на опыт длительной прошлой алкоголизации или наркотизации, безумных проигрышей в казино и игровых автоматах. Возникает закономерный вопрос: если у этих организаций, как правило, нет четко спланированных и прописанных программ реабилитации и ресоциализации обращающихся за помощью лиц, кроме «читаем Библию, трудимся и молимся», нет обученных кадров, привлеченных к процессу в массовом порядке специалистов-профессионалов, за счет чего же их пациенты способны находиться в состоянии ремиссии, не принимать наркотики и алкоголь, не просиживать неделями в залах казино, тотализаторов, игровых залах столь длительное время? И это при том, что в стенах их учреждений не используются медицинские технологии и медикаментозная терапия, не используются стандартизированные технологии реабилитации и ресоциализации, принятые за рубежом...

Феномен переключения на трезвый образ жизни с параллельным вхождением в зависимость от используемых в нетрадиционных религиозных движениях технологиях манипуляции сознанием достаточно хорошо объясняется с точки зрения психологии, психиатрии и нейрофизиологии. К освобождению от зависимости в полном смысле слова он не имеет никакого отношения. Такого родя процессы называются манипуляцией личностью и используют технологии так называемого нейро-лингвистического программирования. Что это такое, можно узнать, просмотрев небольщой экскурс в историю данной рождённой в Соединённых Штатах Америки методики, вышедший в формате небольшого журналистского расследования-эксперимента на телеканале "Россия 2" 26 сентября этого года в одной из частей цикла телепередач о мире научных открытий и технологий «Основной элемент»: http://www.youtube.com/watch?v=ivxGSOW78tw

 

 

Американский профессор психологии Маргарет Сингер, работающая в области анализа методик программирования мышления людей, осуществляемого в тоталитарных деструктивных культах, так сформулировала шесть основополагающих принципов данного процесса:

  • держите человека неосведомленным в том, что происходит и как он меняется в течение времени;
  • контролируйте личное социальное и физическое окружение, особенно контролируйте личное время;
  • систематически создавайте чувство беспомощности в человеке;
  • манипулируйте системой поощрений, наказаний и опыта, чтобы подавлять поведение, отражающее прошлую социальную идентичность человека;
  • манипулируйте системой поощрений, наказаний и опыта, чтобы продвинуть групповую идеологию или систему представлений, а также поощряемое группой поведение;
  • работайте в закрытой системе логики и авторитарной структуры, не разрешающей обратной связи и неспособной к модификации без одобрения со стороны лидеров.

Все эти принципы совершенно четко просматриваются в неопятидесятнических харизматических религиозных группах, очень часто занимающихся в своих общинах вербовочной деятельностью под прикрытием, якобы, реабилитационных программ. В том числе и тех, о которых мы с Вами говорим.

В результате использования этих принципов формируется преданная учению и воле лидеров ячейки личность. С точки зрения наркологии он трезв, с точки зрения психологии - приобрел зависимость иного рода. Значительно более тяжелую, от которой избавиться еще труднее, чем от алкогольной или наркотической.

Чтобы радикально изменить сознание индивидуума и создать ему новую личность, нужно установить тотальный психологический контроль над ним. Для этого необходимо строго контролировать его поведение, эмоции, мысли и поступающую к нему информацию. Каждая из этих форм контроля оказывает огромное влияние на человеческое сознание. Вместе они образуют тоталитарную паутину, при помощи которой можно манипулировать даже очень сильной личностью.

 

 

В американской психологической науке существует несколько основных моделей деструктивного воздействия тоталитарных культовых групп. Классической считается модель Р. Дж. Лифтона. Автор выделяет восемь элементов, приводящих, при одновременном и систематическом их использовании применительно к личности, к стойкому резко выраженному измененному состоянию сознания с последующим искажением ценностных установок человека, попавшего под влияние таких групппировок:

1.       Контроль окружающей обстановки (среды) - жесткое структурирование окружения, в котором общение регулируется, а допуск к информации строго контролируется;

2.       Мистическое манипулирование - использование запланированной или подстроенной «спонтанной», «непосредственной» ситуации для придания ей смысла, выгодного манипуляторам. Например, физиологические и психологические изменения при переходе на вегетарианское питание объясняется «нисхождением Святого Духа»;

3.       Требование чистоты - резкое деление мира на «чистый» и «нечистый», «хороший» и «плохой». Тоталитарная секта - «хорошая» и «чистая», все остальное - «плохое и грязное»;

4.       Культ исповеди - требование непрерывной исповеди и интимных признаний пред всей группой или ее руководящим звеном для уничтожения границ личности и поддержания чувства вины;

5.       «Святая наука» - объявление своей догмы абсолютной, полной и вечной истиной. Любая информация, которая противоречит этой абсолютной истине, считается ложной;

6.       Нагруженный культовым смыслом язык - создание специального клишированного словаря внутригруппового общения с целью устранения самой основы для самостоятельного и критического мышления;

7.       Доктрина выше личности - доктрина более реальна и истинна, чем личность и ее индивидуальный опыт;

8.       Разделение существования - только члены группы имеют право на жизнь и существование, остальные - нет, то есть «цель оправдывает любые средства».

 

Не обязательно все из вышеуказанных установок идеологии подобных нетрадиционных для нашей территории современных религиозных новообразований, какими являются объединения неопротестантов харизматического толка, должны быть зримо представлены их рядовым членам - с некоторыми из них могут быть ознакомлены лишь лица, приближенные к управляющему звену.

Как же на практике устанавливается психологический контроль и реализуются описанные выше технологии изменения личностных ориентиров с последующим порабощением воли?

В современной специализированной литературе более подробно описана модель поэтапного процесса обретения психологического контроля над личностью. Она была разработана в конце 40-х годов прошлого века на основе работ Курта Левина и описана в книге Эдгара Шейна «Навязанное убеждение».

 

 

Ее автор занимался изучением технологии психического воздействия на сознание человека с целью изменения его ценностных установок, которые успешно использовались в конце пятидесятых годов в коммунистическом Китае режимом Мао Цзэдуна. В результате проведенных исследований ему удалось разделить этот процесс на три этапа с применением тактики последовательного повышения требований со стороны китайцев и постепенных уступок со стороны американских военнопленных (кстати, тактика постепенных уступок широко используется в мире при подготовке наемных убийц и террористов).

Три этапа индоктринации упрощенно можно назвать «размораживанием» прежней личности, ее «заменой» на новую и «замораживанием» новой личности. По мнению Шейна, «размораживание» состояло в разрушении личности, «замена» подразумевала процесс индоктринации, а «замораживание» означало процесс построения и укрепления новой личности.

Как же эта трехэтапная программа создает дисциплинированного члена деструктивной секты, готового выполнять любые приказы ее руководства? Об этом подробно рассказывается в книге американского автора Стивена Хассена «Противостояние сектам и контролю над сознанием».

 

 

Далее стоит остановиться на описательной части этих этапов. Для этого процитируем автора с некоторыми незначительными дополнениями по ходу его мыслей:

 

«Этап первый: «Размораживание» личности.

 

Этот этап может быть проведен различными способами. Например, структуру личности можно разрушить, если человека дезориентировать физиологически. Для этого нужно лишить его сна, а также изменить рацион и распорядок питания. В группах неопятидесятнической направленности последователей переводят на питание с низким содержанием белков и высоким содержанием сахаров, причем количество потребляемой за день пищи минимально, рядовые члены секты всегда должны ощущать голод. Наряду с недосыпанием это разрушает стабильность личности. Чтобы легче было контролировать поведение последователей, во многих сектах устанавливается жесткий распорядок дня с ограничением сна. В течение каждого дня обязательно отводится время на выполнение специфических ритуалов и индоктринационную деятельность. У всех членов секты есть свои обязанности, исполнение которых жестко контролируется. Это ограничивает их свободное время и позволяет легче контролировать их поведение.

Эффекту размораживания личности способствует и изоляция человека, являющаяся необходимым условием каждой религиозно ориентированной общины, занимающейся духовной (или псевдодуховной) переориентацией ценностной сферы наркозависимых. Поэтому обычно этап размораживания происходит в уединенной и полностью контролируемой обстановке, например, в загородном «учебном центре». Когда человек находится в контролируемой обстановке и его постоянно дезориентируют, используя парадоксальные утверждения и сообщая противоречивую информацию, его критические способности снижаются. Ощущая растерянность, он начинает сомневаться в себе и ищет опору в группе. Поскольку ему кажется, что остальные члены группы нормально реагируют на происходящее, он стремится как можно быстрее адаптироваться к ситуации. Чем меньше человек уверен в своих взглядах, тем восприимчивее он становится к влиянию окружения. Полагаясь на группу и ее мнение, он проявляет групповой конформизм, который диктует ему подчиниться навязанным правилам игры.

 

 

Кроме того, человека можно вывести из состояния равновесия и повысить его внушаемость, используя сенсорную депривацию или, наоборот, сенсорную перегрузку. Его с огромной скоростью бомбардируют потоками эмоционально насыщенной информации сугубо сектантского содержания, которую он не в состоянии переварить. Ощущая, что «тонет» в потоках этой информации, человек «отключается» и перестает ее анализировать. Доверчивый новичок считает, что все произошло спонтанно, хотя в действительности это структурируется группой. При этом попавшие в хитроумную ловушку люди имеют минимальный доступ к «обычным», не сектантским, газетам, журналам, телевидению и радио. Частично это происходит потому, что в секте поддерживается состояние постоянной напряженной работы, и у людей просто не остается свободного времени. Если же они и читают что-то, то это обычно созданные сектой или прошедшие цензуру пропагандистские материалы, «помогающие» людям оставаться запрограммированными.

Информация - это пища для ума, которая поддерживает наш мозг в состоянии активности и позволяет ему нормально работать. Лишите человека информации, которая ему необходима, и он не только не сможет составить мнение ни по одному вопросу, но и вообще лишится возможности здраво рассуждать. Отсутствие информации позволяет вводить человека в заблуждение. Люди становятся заложниками деструктивных культов, так как к ним не поступает критическая информация из внешнего мира. Со временем их внутренние механизмы, позволяющие анализировать и обрабатывать такую информацию, перестают адекватно функционировать.

На этапе «размораживания», когда люди слабеют, ведущие начинают им внушать мысль об их порочности, некомпетентности, больной психике и духовном падении. Как только человек сломлен, он готов к следующему этапу.

 

Этап второй: «Замена» личности.

 


 

Замена состоит в навязывании человеку личности, обладающей новым набором поведенческих схем, эмоциональных реакций и мыслей, которая должна заполнить пустоту, образовавшуюся в результате разрушения старой личности с ее прежней системой представлений и ценностей. Переориентация новой личности происходит не только во время семинаров и отправления ритуалов, которые призваны заниматься формальной индоктринацией, но и в процессе неформального общения с членами группы, чтения, прослушивания аудиозаписей и просмотра видеосюжетов с проповедями и специальными учебными фильмами по специальным образом разработанной программе. На этапе «замены» личности успешно используются те же техники, которые применялись на первом этапе - «размораживания».

В данном случае внимание слушателей фокусируют на определенных темах, к которым постоянно возвращаются. Вербуемым рассказывают, что мир ужасен и обычные невежественные люди даже не представляют, что его можно сделать прекрасным. Их невежество связано с тем, что они не знают нового «учения», которое принес с собой лидер. Это «учение» - единственная надежда на вечное блаженство. Вербуемым внушают, что они могут познать «новую истину», но им мешает «прежняя» личность, «рациональный» ум и система устаревших представлений, которые не дают им возможности совершить фантастический прорыв в будущее. Их призывают сдаться, прекратить сопротивление, освободиться, поверить. Cначала эти призывы звучат сдержанно и ненавязчиво, затем становятся все откровеннее и настойчивее. В них появляется пафос и убедительность.

Материал, на основе которого формируется новая личность, выдается постепенно, с той скоростью, с какой он может быть усвоен. Людям рассказывают только то, что они в состоянии воспринимать на данном этапе. Как грудного ребенка нельзя кормить мясными продуктами, потому что он их не в состоянии переварить, так и духовного неофита нельзя кормить идеологическим продуктом, который он пока не может усвоить. Как говорится, всему свое время.

В современных нетрадиционных религиозных движениях последователей инструктируют спрашивать у Бога, что они должны для Него сделать. Чтобы узнать Божью волю, они вынуждены постоянно слушать проповеди пасторов и молиться. Вступление в группу всегда считается выполнением Божьей воли, а уход из группы - предательством и неисполнением Божьей воли.

Процесс замены личности включает в себя не только подчинение авторитетам в религиозной группе, но и групповые сессии, на которых происходят исповеди в прошлых грехах и рассказываются истории о нынешних успехах, что способствует единству и сплоченности группы. Неопятидесятники называют такие выступления на собраниях «свидетельствами».

 

 

Эти сессии эффективно обучают групповому конформизму, так как группа, активно используя метод «кнута и пряника», осуждает или закрепляет определенные мысли, эмоции и поведение ее членов. Собственно говоря, сам процесс внушения заключается в том, что человеку вводят установочную программу определенного поведения, воздействуя на психофизиологические механизмы его мозга, в результате чего запускаются цепочки психических процессов, регулирующих поведение данной личности. Эта программа полностью определяет стиль поведения, характер воспринимаемой информации и эмоциональные реакции человека, которого подвергли внушению.

В таком специфическом состоянии критические способности человека снижаются, а также ухудшается способность адекватно оценивать поступающую информацию. Еще выдающийся русский психиатр, невропатолог, физиолог, психолог, основоположник рефлексологии и патопсихологического направления в России, академик Владимир Михайлович Бехтерев утверждал, что в обход «критичной личности» и активного внимания, когда психическая деятельность осуществляется бессознательно, человеку можно внушить нужные идеи, реакции и эмоции. Например, его можно заставить поверить в то, что он - «избранный» и должен выполнить великую миссию.

 

 

Внушение осуществляется вербально, так как слова передают информацию и эмоциональный заряд. Во время групповых мероприятий, когда критичность слушателей снижается, их эмоциональная сплоченность и чувство единения укрепляется, им прививаются самые невероятные страхи и самые иллюзорные и иррациональные установки.

Как только личность «заменена», начинается этап ее «замораживания».

 

Этап третий: «Замораживание» личности.

 

После завершения этапов «размораживания» и «замены», когда прежняя личность разрушена и в сознание человека введена новая система убеждений, ему нужно создать новую личность. Начинается этап рождения «нового человека», или этап замораживания новой личности. Чтобы он прошел успешно, перед человеком обязательно необходимо поставить новую жизненную цель и дать ему новое дело. Созданная вместо прежней личность должна в нем доминировать не только в контролируемой среде, но и за порогом секты, когда он отправляется на вербовку. Поэтому новичок должен признать и максимально усвоить новые ценности и новые представления.

На этапе «замораживания» личности главным методом поступления информации становится подражание. Новичков попарно объединяют с «ветеранами» секты, которые должны демонстрировать им образец поведения и вообще учить уму-разуму. «Духовное дитя» во всем должно копировать поведение «духовного родителя». С одной стороны, это льстит «ветеранскому» эго и заставляет его всегда исполнять свои обязанности на высоком качественном уровне, а с другой стороны - пробуждает у новичка желание в будущем стать образцом для подражания и воспитывать своим примером когорту последующих новобранцев.

Кроме того, нового члена созданной религиозной группы стремятся как можно быстрее подключить к вербовке. Как показали исследования в области социальной психологии, ничто так не укрепляет человека в собственных убеждениях, как его попытка навязать эти убеждения другим людям. Это своего рода самовнушение. Вербовка новых членов способствует быстрому закреплению личности последователя того или иного религиозного движения, созданию у него чувства групповой идентичности, сопричастности к деятельности группы.

Из курса социальной психологии, преподаваемого студентам ВУЗовс по психологическим специальностям известно, что когда человек находится в фокусе внимания какой-либо группы и занимается вместе с ней коллективным действием на протяжении 30 минут или часа, то после окончания групповой деятельности у него меняется отношение к ранее незнакомым людям. Более подробно с механизмами присоединения к малой социальной группе можно ознакомиться из любого учебника по социальной психологии. В случае соучастия с группой в том или ином действии группа незнакомых людей уже меняет свой статус в глазах того, на кого направлено её воздействие, будь то команда футбольных фанатов, любителей популярной рок-группы, порно-сайтов, курсов кройки и шитья или адептов неопятидесятнического религиозного культа. В любом случае она:

- продемонстрировала безопасность нахождения в ней;

- показала доброжелательность по отношению к человеку;

- занималась с ним совместным коллективным действием.

Вот как, к примеру, осуществляет вербовку группа одного из самых близких учеников неопятидесятнического пастора-нигерийца Сандея Аделаджи, ставшего одним из основных соучастников майдана на Украине образца 2004 года и которому с 2006 года запрещён въезд в Россию, Евгения Пересветова (подробности см. здесь) Пастор Евгений, уже более 10 лет развивающий в Москве вербовочные проекты промайдановского культа «Посольство Божье», оформленного под вывеской «Христианский центр «Восстановление»«, так пишет 12 июля на своей странице в социальной сети «ВКонтакте» ( https://vk.com/pastor_peresvetov ) о своей агентурной вербовочной работе: «Наверно каждый слышал, что мы служим и завоевываем людей в нескольких районах города Москвы. Мы молимся за людей в этих районах и реализуем проекты, которые нацелены на евангелизацию и спасение людей... Метро «Кожуховская». Каждый вторник в 19:00 походит «Школа семьи и добрачных отношений»... Метро «Сходненская». Понедельник, среда и пятница с 18:00до 22:00 проходят евангелизации в виде опросов, раздачи флаеров у метро и по району... Метро «Электрозаводская». Каждый вторник, среду и четверг 18:30-22:30 проходят евангелизации в виде опросов, раздачи людям флаеров у метро. Каждый вторник с 19:30-21:30 проходят встречи «Клуба добрачных отношений». Каждую субботу и воскресение игра в «Мафию» с 18:00 до 22:00... Метро «Цветной Бульвар». Каждый четверг проходит бизнес игра «Денежный поток» (Cash flow) с 18:30. Игра проводится с целью завоевывания неверующих людей... Метро «Выхино». Понедельник, среда и пятница с 18:00 до 22:00 наши служители собирают контакты у людей, приглашая их на «Мафию». Воскресенье с 17:00 до 18:30 так же собираются контакты, в и 18:30 до 21:30 проходит клуб игры в «Мафию», где все общаются, знакомятся и приглашают людей на домашние группы и служение...» В начале алгоритма «завоёвывания» москвичей и гостей столицы приписка: «Это виденье нашей Церкви, это жизнь и дух нашей Церкви!!!»

«Завоёвывай и наставляй» - так и называется новое творение пастора Евгения, которое сегодня активно пиарит везде, где только возможно, энтузиаст промайдановского движения старший пастор-харизмат из Украины Пересветов. И под видом социальных проектов, действительно, завоевывает часть нашей с Вами России, спокойно, методично и цинично. 26 октября у его группы новоселье - ни много, ни мало практически в самом центре Москвы, на Арбате, в трех минутах от станции метро «Арбатская». Чем занимаются органы государственной безопасности остается только догадываться.

 

Его история точно также повторяет историю его новых адептов. Когда-то он сам имел наркотическую зависимость, вырос в неблагополучной семье - отец сам страдал от опийной наркомании и передал свой горький опыт следующему поколению. При помощи опального сегодня пастора Аделаджи на Украине Евгений одну зависимость, химическую, сменил на другую - психическую и духовную, и сегодня предлагает обрести ее всем без разбору. Не избежал участи быть вовлеченным в эту афёру и ведущий ток-шоу «Прямой эфир» на телеканале «Россия 1» Борис Корчевников, с подачи помощников пригласивший пастора-харизмата на запись эфира в конце августа 2014-го: http://www.youtube.com/watch?v=77T58jP7jfc Причём в титрах гуру тоталитарного деструктивного культа неопятидесятников представлен как «создатель наркологического реабилитационного центра».

 

 

На самом деле ничего уникального в этом «духе» и такой жизни проекта пастора Пересветова нет, как и нет ничего общего ни с наркологией, ни с реабилитацией наркологических больных. Вербуют, то есть, говоря языком недомолвок и сокрытия своей деятельности - из самых добрых побуждений привлекают молодёжь для разнообразия досуга безо всякого умысла, на игру в ту же самую «Мафию» и многие другие неопятидесятники харизматического толка. Естественно, с последующим приглашением на «домашние группы» и затем на массовые служения после «покаяния», то есть, инициацию в культ, из числа непонимающих истинную суть приглашения молодых людей. На Юге России особенно «любит» начинать процесс индоктринации, иными словами вербовки, через участие в «Мафии» харизматическое движение «Исход», базирующееся в городе Ростов-на-Дону и старающееся охватить Южный и Северо-Кавказский округа «духом пробуждения». Уже там, на этой самой «Мафии» шаг за шагом подводят человека к принятию новой микросоциальной группой как основной в его жизни. Дух здесь на самом деле очень простой и объясняется элементарно с точки зрения психологии межличностных отношений.

Мафия» - это командная психологическая пошаговая ролевая игра с детективным сюжетом, моделирующая борьбу информированных друг о друге членов организованного меньшинства с неорганизованным большинством. По словам создателя игры, советского студента факультета психологии Московского государственного университета, переехавшего в 1991 году в Бостон, игра базируется на культурно-исторической теории выдающегося советского психолога 1920-х годов Л.С. Выготского. Тогда ученый предложил рассматривать социальную среду не как один из факторов, а как главный источник развития личности. Согласно его концепции, развитие мышления, восприятия, памяти и других психических функций происходит через этап (форму) внешней деятельности, где культурные средства имеют вполне предметный вид и психические функции действуют внешне - интрапсихически. Только по мере отработки процесса деятельность психических функций сворачивается, интериоризируется, вращивается, переходит из внешнего плана во внутренний, становится интерпсихической. Другими словами, за счёт создания определенных внешних условий и их долговременного влияния на личность, она (личность) может со временем принять новую данность, в которой психические функции приобретут автоматизированность, осознанность и произвольность. Суть нововведения Л.С. Выготского в том, что в структуру функций (внимания, памяти, мышления и т.д.) были введены особые регуляторы, а именно - знаки, которые создает культура. Знак (слово) по Выготскому - это «психологическое орудие», с помощью которого формируется сознание и изменяется мышление. Вряд ли лидеры российских харизматических «реабилитационных» проектов в достаточной степени знакомы с трудами Л.С. Выготского, однако эта игра как одна из лучших версий элементарного, но очень эффективного тренинга на формирование командного духа, чувства групповой сплоченности, подобрана вербовщиками-харизматами совершенно не случайно. Групповая идентичность и привитие стремления её придерживаться под страхом различных «кар небесных» - вот их основная задача.

В своем фундаментальном труде «Технологии изменения сознания в деструктивных культах» Т. Лири и М. Стюарт отмечают следующее: «Все мошенники - профессиональные лжецы. А преуспевающие мошенники, к тому же, производят впечатление очень порядочных людей. Играя в «искренность» и «открытость», они ловко разрушают защитные барьеры естественной настороженности у жертв. Они умеют общаться и втираться в доверие, они обаятельны и располагающи. Наметив себе жертву, они делают на нее ставку, «раскручивают», берут деньги и исчезают. При этом жертвы мошенников отмечают, что «доверились этому человеку, потому что он совсем не похож на преступника». Вербовщики сект ловко используют такие же приемы. Почти все они когда-то сами стали жертвами вербовки. Они искренне верят, что совершают для вас благодеяние. Но секте нужно кое-что важнее денег. Ей нужна ваша душа! Естественно, в конце концов, секте перейдут и ваши деньги. Но это не все. Со временем вы должны совершать по отношению к другим людям те же самые действия, которые были совершены по отношению к вам: вы должны вербовать новых «единомышленников».

Очень краткое, но мудрое сравнение представителей сект с мошенниками - и те, и другие, прикрываясь благими намерениями и добрыми идеями, по сути, не спрашивая разрешения у своей фокус-группы на манипулятивные техники работы с нею, совершают подлог, да ещё и прикрываясь именем Иисуса Христа. В результате интенсивная сплоченность группы, подкрепляемая все большей изоляцией от становящихся уже неинтересными старыми друзьями, близкими знакомыми, семьёй, может служить инструментом для удерживания членов в секте.

Аналогичное искаженное проявление социальной сплоченности прослеживается и в группах психотерапии. Британский психоаналитик Уилфред Байон, один из создателей современных моделей групповой терапии, указывал, что на динамику группового поведения влияют скрытые силы, о которых члены группы даже не догадываются. Причем главной среди этих психологических сил, оперирующих в группе, он считает желание членов зависеть от лидера и сохранять близость друг к другу.

Эта близость очень хорошо сохраняется и ещё больше укрепляется, если уже удаленным из «Большого мира» молодым и не очень людям стать активно участвовать в «евангелизационных мероприятиях». Вот какие указания даёт материал, размещённый на одном из сайтов неопятидесятнической «школы лидеров» (см. здесь: http://bibleoteka.com/leader_cell/5.html ): «Евангелизация - это процесс. Для евангелизации нужно время. Евангелизация осуществляется через взаимоотношения. Евангелизация включает работу в команде (см. Ин. 4:37-38, 1-Кор. 3:6)». Что и происходит - командами «евангелизаторов» сегодня уже заполнены практически все российские города, посёлки городского типа и прочие населенные пункты.

 

 

Обычно в группах с жесткой казарменной дисциплиной, каковыми являются в том числе и создаваемые неопятидесятниками-харизматами общины для химически зависимых лиц, их члены обязаны спрашивать разрешение у руководителей на выполнение любого действия. Зачастую рядовых адептов искусственно ставят в финансовую зависимость от руководства. С учетом того, что член подобной религиозной общины, не имея собственных средств в наличии, вынужден просить у руководства деньги на проезд, на одежду, на визит к врачу, на звонок другу или родственнику, каждый его шаг в течение дня становится подотчетным. Таким образом организация жестко контролирует поведение последователей и, соответственно, их мысли и чувства. Кроме того, поведение часто контролируется и требованием жить групповой жизнью: вместе есть, работать, ходить на собрания и спать в одном помещении. Проявление индивидуализма строго пресекается. Новообращенному члену секты обязательно выделяют постоянного «приятеля»-старожила или вменяют обязанность постоянно находиться в обществе пяти-шести человек из группы.

Николай Каклюгин,  к.м.н., врач психиатр-нарколог, руководитель общественной организации «Доброе сердце. Кубань»

 

Продолжение следует...



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 0

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора
 

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме