itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Зависимое поведение и жажда страсти: из наркоманов в харизматы

Предпосылки распространения неопятидесятничества в России. Основные психологические приемы вербовки и удержания адептов. Феномен «говорения на иных языках» или глоссолалия. Часть 6

Наркомания, алкоголизм и табакокурение 
0
1278
Время на чтение 31 минут

Исторический, психолого-психиатрический и геополитический аспекты феномена неопятидесятнического (харизматического) религиозного движения

Часть 1

Часть 2

Часть 3

Часть 4

Часть 5

Основные особенности пятидесятничества и механизмы внедрения в условиях современного харизматического «пробуждения». Предпосылки распространения неопятидесятничества в России

Наиболее характертные черты современного пятидесятнического, равно как и неопятидесятнического (харизматического) вероучения выразил кратко, но емко, в ряде положений, показывающих, как конкретные элементы вероучения и особенности развития движения формируют протестантскую идеологию в России, упоминаемый мной выше один из ведущих современных российских исследователей пятидесятничества и его харизматического ответвления - неопятидесятничества Роман Николаевич Лункин.

Во-первых, это движение декларирует свою приверженность демократическим идеалам, но, вместе с тем, основываясь на богословии духовных даров, вырабатывает свои собственные требования к государству и обществу. От государства, как «богоустановленного института», пятидесятничество требует соблюдения демократии, а значит и свободы для распространения своих идеалов через проповедь и общественное служение.

Во-вторых, экономические воззрения протестантизма предполагают свободу рыночной системы и основываются на ней. Несмотря на противопоставление своих ценностей идеалам массового потребительского сознания, пятидесятники в рамках различных трактовок теологии «процветания» проповедуют необходимость личного коммерческого успеха в жизни христианина, приобретения материальных средств и ценностей, как «благословений». По сути, здесь мы имеем некое потворство современной экономической системе, проповедующей так называемый культ потребления. Можно сказать, что такой околорелигиозный псевдохристианский, вводящий регулярно в трансовые и другие измененные состояния сознания и при этом искажающий ценностные ориентации продукт является предтечей общемировых глобализационных процессов, уничтожающих традиционную духовно-нравственную составляющую этнических культур.

Здесь нужно отметить, что для православного мировоззрения позиция о прямой связи наличия материальных ценностей и духовных даров категорически неприемлема и даже более того, считается по сути антихристианской, то есть, противоположной христианскому мировоззрению.

В-третьих, будучи порождением демократической общественной системы Нового Света, или другими словами США, в моменте своего зарождения и становления, пятидесятники наиболее активно приспосабливаются к требованиям властных структур в тоталитарных и пост-тоталитарных развивающихся обществах. Стремление избежать конфликта с государственной властью сочетается в пятидесятническом мировоззрении с отстаиванием демократических свобод и открытостью к диалогу с властью вплоть до начала гонений. Однако, в период репрессий в их среде обостряются переживания прихода скорого «конца света» и появляются пророчества о нем, подчеркивающие антихристианскую суть тоталитарной власти в том или ином начинающем блокировать их деятельность государстве вместе с необходимостью подстраиваться под веяния времени. О том, что их начинают преследовать, говорят, что Иисус также был гоним и предупреждал, что Вас (христиан) будут гнать, так что будьте просты как голуби и мудры как змеи. Что они и делают.

В-четвертых, рост численности и влияния пятидесятнических церквей обуславливается не только экономическим мировоззрением этого движения, но и кризисом традиционных христианских церквей и в целом местных коренных этнических религий.

Кризисом, который во многом обусловлен кризисом государственной политики в этой сфере 90-х годов прошлого века. Это, в общем-то, и привело к эпидемическому росту алкоголизма и наркомании в стране. Что способствовало в свою очередь невиданному ранее росту торговцев трезвостью, предлагающих взамен очень дорогую цену - мощнейшую психологическую и духовную зависимость, в православии именуемую прелестью, а проводимые ими массовые экстатические «богослужения» - проявлениями одержимости.

Причины бурного распространения в России неопятидесятнического харизматического религиозного движения и создаваемых его членами «реабилитационных» центров для алко- и наркозависимых лиц

Отсутствие контроля со стороны государственных надзорных служб в то время обусловило уже в наши дни резкий всплеск создания псевдореабилитационных структур, являющихся на самом деле вербовочными пунктами адептов многотысячной армии нетрадиционных религиозных движений, которая с каждым годом все больше и больше расширяет границы своего влияния. И в первую очередь на общественно-политические процессы, в том числе и на территории Российской Федерации.

Еще в 1997 году была утверждена Концепция национальной безопасности Российской Федерации, где уже во весь голос говорилось о необходимости нейтрализации такого социально опасного явления, как «религиозный экстремизм», о катастрофическом снижении «духовно-нравственного потенциала общества», о «...культурно-религиозной экспансии сопредельных государств на российскую территорию». Однако, дальнейших адекватных масштабам проблемы охранительных шагов тогда, к сожалению, сделано не было.

В новую редакцию российской Концепции национальной безопасности 2000 года вошла ключевая фраза: «...противодействие негативному влиянию иностранных религиозных организаций и миссионеров». А основным лейтмотивом прозвучали слова: «Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации включает в себя также защиту культурного, духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни...».

В 2009 году была принята Стратегия национальной безопасности до 2020 года. Там уже об идущей извне культурно-религиозной экспансии речи нет, хотя, безусловно, этот вопрос с повестки дня не снят и даже более того - с каждым годом становится все насущнее.

Причины популярности неопятидесятнического харизматического религиозного движения в России объяснил в своей диссертационной работе тот же Роман Лункин, который, в частности, отметил, что «религия в конце XX века развивалась в контексте «кризисного поля»: постиндустриальное демократическое общество на Западе становилось все более секуляризованным (то есть, бездуховным), а экспансия информационных технологий, культ коммерческой выгоды создавали общество, в котором, казалось бы, любая вера должна быть вытеснена на обочину общественной жизни перед лицом «экономических чудес». Пятидесятники сумели уловить веяния времени, они нашли адекватные ответы на социально-экономические и культурные проблемы в то время, когда большинство традиционных церквей в мире теряют в численности и переживают время стагнации. Российское общество не является исключением. Аналогичные процессы, связанные с изменениями в религиозной жизни, с переоценкой экономических и культурных ценностей, происходят и в России. Ситуация, сложившаяся в постсоветский период, стала, так же как и во многих других странах мира, в определенной мере почвой для распространения и укрепления пятидесятничества... Которое, с одной стороны, стремится стать «харизматичной» частью любого направления христианства, с другой пользуется преимуществами культурной и экономической глобализации, а также последствиями духовных и социальных кризисов».

В настоящее время мы становимся свидетелями того, как в современном секулярном, стремящемся к освобождению всех сфер личной и общественной жизни от влияния религии обществе, происходит мощное подавление определяющего влияния традиционных религий, трансформируются представления о духовности и религиозности, формах их представления в культуре, что ведет к кризисным, негативным явлениям в сфере духовной жизни и нравственности, в том числе в виде резкого роста новоявленных «гуру» и проповедников мистических культов. При этом в контексте секуляризованной, бездуховной культуры утрачиваются ориентиры четкого различения добра и зла, искажаются смысложизненные ориентиры. Все чаще человек не ощущает теплой сердечной поддержки близких, занятых своими проблемами, и, не имея установки на реализацию успешных социально-ориентированных проектов во взаимодействии с единомышленниками, остается один на один со своим одиночеством.

Важно понимать, что неотъемлемым условием духовного, а как следствие, и психического здоровья нации является идентификация гражданина со своим народом, государством и его интересами. Депатриотизация общественного сознания, плоды которой уже наблюдаются в настоящее время, сказывается в утрате значительной долей россиян ощущения национального достоинства и гордости, в формировании и акцентировании под влиянием деятельности средств массовой информации и поведения части элиты комплекса национальной неполноценности. Это проявляется в некритическом восприятии многими россиянами западных ценностей и норм поведения, чуждых отечественной культуре, среди которых уже упоминаемый мной ранее гедонизм занимает одно из ведущих мест.

В век материализма и гедонизма, поиска чувственных удовольствий люди теряют способность к холодному логическому мышлению и спокойному размышлению. Ищут в сенсациях какого-нибудь потрясающего чувства. Реклама также всецело основывается на работе с чувственными переживаниями человека. Теперь и на уровне религии также стала популярна некая чувственная прелесть: это религиозное чувство, ощущение счастья, погружение во внутренние радости (неопятидесятники-харизматики именуют такое состояние «чувством Божьего присутствия» или «даром Святого Духа»), щекочущие чувства чудесные происшествия (харизмы, исцеления...). Вся религия для людей теперь в первую очередь - выражение религиозных чувств, происходящих из подсознания. Другие ищут физических или моральных исцелений. Для них неопятидесятническое харизматическое религиозное движение является средством решения психических проблем или иных личных трудностей. Ищут, прежде всего, самоудовлетворения. То есть, потворства тому же гедонизму.

На этом пути, как отмечает доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования, заведующий кафедрой общей психологии МГУ имени. М.В. Ломоносова Б.С. Братусь, «Бог - даже неочерченный, сугубо протестантский, либо теряется вовсе, либо становится «своим парнем», этаким членом тренинговой группы общения. Вместе с этим уходят сакральность и тайна, духовный компонент развития».

Как совершенно точно отметил в своей аналитической работе, посвященной изучению современного неопятидесятнического (харизматического) религиозного движения, польский католический священник Карл Штеллин, в этом смысле харизматия столь же привлекательна как религиозные течения Востока (дзен-буддизм, йога и т.п.). А если сравнить свидетельства участников харизматического движения со свидетельствами, например, участников рок-концертов («AC/DC», «Pink Floyd», «Scorpions», «Metallica» и пр.) или выступлений популярных танцевальных коллективов, модных диск-жокеев, то можно констатировать, что внутренние чувства и переживания те же самые. Разница заключается только в том, что неопятидесятники-харизматы называют эти ощущения «присутствием Бога», а любители таких концертов приписывают свои ощущения счастья атмосфере в зале и способностям музыкальной группы.

При этом, мы должны понимать, что, согласно евангельскому учению, не чувства или какие-то необычайные происшествия являются мерилом духовности и общения с Богом, а христианская нравственность и доктринальное соответствие Ветхому и Новому Завету. Здесь же все перевернуто с ног на голову, приоритеты расставлены совершенно иначе. Все это еще и называется следованием учению Иисуса Христа и в случае с наркологическими больными их реабилитацией и даже ресоциализацией... Но никогда опытные «ловцы душ» не говорят в этом случае о вербовке адептов или, говоря более наукообразно, индоктринации. Хотя именно это в данном случае и происходит.

Основные психологические приемы вербовки и удержания адептов в неопятидесятнических харизматических религиозных группах и организациях, реализующих программы индоктринации («реабилитации») алко- и наркозависимых лиц.

За время обучения в ординатуре и аспирантуре Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии имени В.П. Сербского, человеком, определившим авторскую позицию в отношении подобных религиозных групп, экспериментирующих над сознанием своих адептов, многие из которых пришли к ним в надежде освободиться от алкогольной или наркотической зависимости, стал доктор медицинских наук, профессор того же Центра Сербского Федор Викторович Кондратьев. Именно ему автор обязан обретению понимания сути реализуемых уже практически на всем земном шаре программ по вербовке новых адептов религиозными экстремистами. Он считается одним из ведущих советских, а после и российских экспертов-психиатров в области оценки деятельности современных религиозных новообразований.

И здесь автор не может не предоставить ему слово. В своей опубликованной совместно с представителем нижегородской философской школы, Евгением Новомировичем Волковым, статье «Психиатрические аспекты деятельности тоталитарных сект» он пишет об этой чрезвычайно острой проблеме современности следующее: «Деструктивные культы - это такие группы и организации, которые используют крайние и неэтичные техники манипулирования для вербовки и удержания своих членов, контролируют мысли, чувства и поведение своих приверженцев с целью удовлетворения интересов лидеров и самодовлеющей группы. Большинство из них используют религиозное прикрытие, но есть политические, коммерческие, псевдотерапевтические, восточные медитационные и даже группы по избавлению от алкоголя и наркотиков, в которых одна форма зависимости просто заменяется другой». Продолжая дальше свою мысль, соавторы пишут: «Только тогда, когда предлагаемые сектой «духовные услуги» соответствуют наиболее слабым, уязвимым местам социально-личностного склада неофита, вербовщик получает возможность дальнейшего продвижения. Опасность подстерегает лиц, имеющих факторы риска быть завербованными в секту, когда вербовщики попадают в душевную нишу именно с тем предложением, которое является желанным для данного человека. Иными словами, у этого человека должна быть предуготовленная мотивация принять новое мировоззрение».

Именно такой мотивацией и является стремление алкоголика или наркомана прекратить свое стремительное падение «в пропасть», свое медленное самоубийство, обратившись к христианским ценностям. В силу своей малой информированности о предлагаемом им пути «спасения» и иногда и просто за неимением иной альтернативы они часто попадают в ловко расставленную ловушку, где под видом традиционного религиозного вероисповедания, славящего Иисуса Христа - Спасителя рода человеческого, активно в первую очередь работают неопятидесятники-харизматы. И психологический капкан захлопывается - зависимость обретена. Не на уровне тела, а на высшем - психическом и духовном уровне.

У наркомана, токсикомана или алкоголика при формировании синдрома физической зависимости на телесном уровне существует осознание вреда от приема психоактивных веществ, чему способствует выраженный абстинентный синдром при отнятии, «ломка». Зависимость здесь проявляется в том, что оперативное «хочу избавиться от «ломки» через принятие очередной дозы» преодолевает стратегическое «должен остановиться».

В случаях формирования только психологической зависимости (например, компьютерной или игровой), полное понимание ее пагубности сочетается с дискомфортом состояния патологического влечения, «тяги». И здесь оперативное «хочу избавиться от возникающего психологического дискомфорта «последней игрой» преодолевает стратегический императив «должен прекратить сразу».

При всей сложности купирования этих видов зависимости, идущих с нижних уровней измерения человеческой личности, цель все же может быть достигнута, поскольку на высшем, духовном, уровне сохраняется выбранная установка долженствования.

Значительно более серьезные проблемы возникают при развитии синдрома зависимости на духовном уровне, когда ее формирование начинается с антропогенной установки «хочу» и заканчивается также внушенной установкой «должен».

Такого рода и степени тяжести проблемы особо актуальны при развитии так называемой «сектозависимости». В этом случае вербуемому в сначала пытаются навязать интерес к учению организации и желание его познать. Когда это удается, опытные манипуляторы - «ветераны» секты пошагово формируют реальную зависимость от нее и фиксируют в сознании новообращенного адепта-неофита обязанность защищать ее интересы. В результате возникает иное качество личности с полной интеграцией нового «хочу» с новым «должен». По сути, здесь начинается новая точка отсчета в жизни человека с однозначными «хочу» служить секте и «должен» принадлежать ей. Такая закрепленная извне при помощи определенных психологических манипуляций мистического плана однозначность не только лишает вовлеченного в секту человека свободного волеизъявления, но и крайне затрудняет проведение с ним реадаптационной работы после выхода из нее.

Более подробно с этой темой читатель может ознакомиться, изучив работы доктора медицинских наук, профессора психиатрии Ф.В. Кондратьева.

При этом понятно, что своих адептов-»реабилитантов» они ведут далеко не к свободе, как утверждают, а в психологическое и духовное рабство. А государства, где они являются гражданами - к полному подчинению через марионеточных политиков внешнему управлению государствами-партнерами североатлантического альянса НАТО во главе с администрацией Президента США. При этом используются мощнейшие современные техники нейро-лингвистического программирования или как его еще иначе называют - NLP.

Именно по этой причине обеспечивается такой ошеломляющий успех в тех странах, на которые нацелено данное оружие массового духовного поражения. Цифры статистики не могут не тревожить. В докладе эксперта Комиссии по проблемам национальной безопасности и социально-экономическим условиям жизни военнослужащих, членов их семей и ветеранов Общественной палаты РФ, полковника полиции Главного управления уголовного розыска МВД России Игоря Анатольевича Потёмкина в Общественной палате Российской Федерации 22 марта 2012 года были озвучены следующие цифры: на 2011 год Минюстом России зарегистрировано 67 наименований централизованных религиозных организаций. Всего же с 1992 года зарегистрировано 23 494 организаций, многие из которых пришлые. Вычтя первую цифру, нетрудно себе представить всю мощь задействованных против России ресурсов.

Далее приведем дословно часть его выступления: «Вовлечение людей в сектантскую деятельность превратилось сегодня в целую криминальную отрасль, по приблизительным сравнениям уверенно занимающую в современной России место на пьедестале криминальных призёров - после незаконного оборота наркотиков и оружия. В сектах человека можно использовать как раба, как сексуальную наложницу, как товар, за который можно получить выкуп, повесить на него кредит, завладеть всем его имуществом, внушив его жить в ашраме, в братстве, экологическом поселении, фанатично настроенных и зомбированных адептов можно использовать как орудие устрашения, устранения ставших неугодными и недовольными адептов и т. д. В большинстве случаев к пропаже людей причастны именно такие «боевики» в сектантских группах. Есть целые аналитические отделы, психологов и владеющих психоделическими практиками психотерапевтов - «ловцов человеческих душ» для сект, разумеется, за хорошие деньги, которые наловчились работать в социальных сетях, где выложена основная информация о человеке - уже предполагаемой жертве: пристрастия, мечты, психологическое состояние, профессия, достаток (где и как живёт, на чём ездит и т.д.). Все это становится тем крючком, на который как на удочку попадаются «червяки» и в зависимости от всего этого - подход обработки разный. Сегодня вербовка через Интернет может доходить до 70-80% случаев.

Все начинается издалека: престижная работа, карьерный рост в одной из организаций, принадлежащей секте, свои красочные сайты, порталы, посвященные духовному очищению и самосовершенствованию. Несколько часов интенсивной переписки и вытащить жертву на встречу - это уже дело техники. Остальные 20-30% вербовки приходится на обученных и часто зомбированных адептов, которые бросают работу, семью, свое привычное окружение, то есть для социума человек перестает существовать - отныне они миссионеры секты: одни разъезжает по регионам, другие ходят по домам, пристают на улицах, встречаются, ведут беседы, ищут потенциальных кандидатов, вербуют. Если такой адепт прозревает, он становится социально опасен для секты - от него лучше всего избавиться. Поэтому с ним может произойти несчастный случай или якобы самоубийство.

Сколько таких по стране за год - пока одному Богу известно. Есть потрясающие рассказы бывших адептов, которые каждый день ходят под дамокловым мечом, есть многочисленные факты смертей «бывших», но нет ни одного уголовного дела, доведенного до логического конца».

Технология вхождения в измененное состояние сознания и остановки мышления через глоссолалию или говорение на «иных» языках

Термин глоссолалия (glwssalalia) греческого происхождения и состоит из двух слов - глосса (glwssa) и лалео (lalew), которые означают «язык» и «говорить».

Феномену глоссолалии дают несколько определений. В общем виде это явление, характеризующееся произнесением бессмысленных слов, или словосочетаний, сохраняющих некоторые признаки речи (темп и ритм, структуру слога, относительную частоту встречаемости разных звуков), или множеством неологизмов с неправильным построением. Глоссолалия встречается у больных с некоторыми психическими заболеваниями. Может проистекать в виде нарушения артикуляции, обусловленной какими-либо патологическими изменениями языка. Фонетически глоссолалия имеет сходство с лепетом, бормотанием, иностранной речью, напевом. Со стороны неискушенному зрителю это представляется сценой из какого-то фильма о жизни психиатрической клиники, либо мистического триллера.

Выше уже показано, что при внимательном изучении литературы неопятидесятнических проповедников современности, а также историю религии, включая дохристианские времена, можно обнаружить, что это движение очень напоминает многие сектантские движения прошлого, которые также основывались в первую очередь всецело на довольно странном выделении какой-то догмы или обряда. Единственное отличие в том, что теперь выделена определенная черта, никогда прежде так ярко не выделявшаяся прежде, а именно, говорение на «иных» языках или глоссолалия.

Крещение Духом Святым, которое дается согласно учению неопятидесятников в наше время их последователям, должно сопровождаться получением каких-либо духовных даров. При этом обязательно стяжается «дар» или знамение языков, или говорение на «иных» языках. Дар языков по их версии есть следствие крещения Духом Святым - оба акта тесно связаны между собой и являются свидетельством один другого. Ничего подобного не включает в свой «символ веры» ни одна из протестантских церквей, что существенно отличает неопятидесятников харизматического толка от прочих деноминаций.

И это не только первый знак обращения в их вероучение или мировоззрение: согласно высшим авторитетам этого движения, такие обряды нужно регулярно повторять, а то «дух» может быть утерян. «Говорение на иных языках не есть что-то незначительное, - пишет известный американский богослов-пятидесятник Гордон Линдсей, - это великое переживание, которое может назидать и обогощать верующего на протяжении всей его жизни».

Важно отметить, что прежде был опыт глоссолалии, а потом уже рядом последователей было предложено исследовать Книгу Деяний в поисках библейского свидетельства о подобном явлении. Таким путем идеологи харизматического неопятидесятничества пришли к убеждению, что глоссолалия есть крещение Святым Духом и может быть отождествлена с новозаветным феноменом говорения на «иных» языках.

Однако, сегодня уже совершенно достоверно известно, что «говорение на языках» может быть преднамеренно вызвано с помощью профессиональных психологических приемов: сосредоточенной групповой молитвы о ниспослании этого дара, в сопровождении суггестивных протестантских гимнов типа «Он грядет! Он грядет!», достигая своего апогея в «возложении рук», а подчас пользуясь и такими чисто физическими приемами, как непрерывное повторение одной фразы или просто звуков, издаваемых ртом.

Один человек признается, что после «говорения на языках», как и многие другие, «я часто твержу бессмысленные звукосочетания, пытаясь открыть дорогу молениям на языках» и вместо того, чтобы запрещать подобные потуги пятидесятники и особенно неопятидесятники их рекомендуют. «Произведенные ртом звуки еще не «говорение на языках», но они могут свидетельствовать об истинном деянии веры, которое Святой Дух наградит, послав этому человеку дар говорения на языках...», - утверждает один из пасторов-харизматов по фамилии Харпер. Другой протестантский пастор Христенсон рекомендует: «Первой ступенью к «говорению на языках», судя по всему, должно быть просто сознание, что ты должен «высказаться». Первые слоги и слова могут быть странными для нашего уха. Они могут быть нечленораздельными и запоминающимися. У вас может возникнуть мысль, что вы просто выдумываете их. Но если вы будете продолжать говорить с верой..., Дух даст Вам членораздельный язык для молитвы и хвалений». Иезуитский богослов Гельпи рассказывает, как он осуществил эти советы на практике: «После завтрака я почувствовал, что меня почти физической силой влечет в храм, где я сел и стал молиться. Вспоминая рассказ Джима о том, как он стал говорить на языках, я стал произносить про себя «ля, ля, ля, ля». К моему глубокому ужасу, я почувствовал, что за этим последовало быстрое движение языка и губ с потрясающим ощущением глубокого преклонения».

Совершенно ясно, что здесь нет вообще ничего христианского и ни следа духовности. Это скорее область психических механизмов, которые можно привести в действие определенными приемами психологической или физической техники, причем «говорение на языках», как видно, играет ключевую роль в качестве некой «отмычки» в этой области. Так утверждает исследователь данного явления, православный иеромонах Серафим Роуз, живший в США и не раз в 60-е годы прошлого века воочию наблюдавший такие чудесные схождения «Духа Святого».

Еще одним исследователем феномена глоссолалии был доктор Дональд Ларсон, профессор лингвистики и антропологии в Бетельском колледже (Миннесота, США), одновременно являвшийся консультантом Американского Библейского Общества по переводу Библии. Он начал изучать образцы «иных» языков в Торонто (Канада) в 1957 году. С тех пор он проанализировал много образцов и наблюдал глоссолалию в различных частях мира. В своей статье «О говорении на незнакомых языках» он приводит два текста магнитофонной аудио-записи, которые по мнению человека, говорившего на них, были разными языками, исходящими через него от Духа Святого. Данные тексты в транскрипции алфавита русского языка звучат так:

1. Текст 1. «Квела маспяко лабокапю, хориямаси лемасияндо, лабокато хандария ламосиян бабакатандо, ламасия ламасиян дорияко, лабокандоряисандо. Ломосиян дорикато. Лабозия. Ламосняндо. Ладакандория, малазия ламасиян дороко дамабабаен. Ладосияндо. Ламасия кандария. Ламаокаямиси лабосияндо».

2. Текст 2. «Мабазандо. Котандо. Хакатанбаси. Дамазакандадакондо. Лаханбакахиямаси. Махандакатахандо. Кахомбаси. Макатаньо. Каханбаси. Масияханто. Кахонба. МакатанЬо. Каханбаси. Масияханто. Кахонба. Каханбаказихи. Яхамази. Мопакзияндо. Котохандо. Ламази. Папакандо. Ламазия. Лакзохандо. Котанба. Бамаси. Намасаполотияко. Тамбазаньо. Масияндо. Катандори».

Ларсон дал следующее заключение относительно этой записи: «После транскрипции текстов я проанализировал их стандартной лингвистической методикой и техническими средствами. Оба текста являются почти идентичными в звуковом отношении и образцах. Кроме заявления самого глоссолалиста, анализ не дает никаких доказательств и предпосылок, что тексты представляют собою два различных языка». Следовательно, это был набор звуков из одного источника, причем явно небожественного происхождения.

Феномен глоссолалии много лет изучал и Уильям Самарин (William J. Samarin), профессор лингвистики Университета города Торонто в Канаде. В статье «Разновидность и переменные явления в религиозной глоссолалии», написанной в 1972 году, он говорит о глоссолалии, как о «неразборчивой, послелепетной речи, проявляющей поверхностное фонологическое подобие языку без последовательной синтагматической структуры..., которая не происходит систематически от известных языков и не связана с ними».

Кроме статей на данную тему, в 1972 году Уильям Самарин написал книгу под названием «Языки человеческие и ангельские», в которой он подтверждает факт, что современное говорение на «иных» языках не является содержащей какое-либо смысловое послание речью: «В течение 5-ти лет я принимал участие в собраниях в Италии, Голландии, на Ямайке, в Канаде и в Соединенных Штатах. Я наблюдал за традиционными пятидесятниками и за неопятидесятннками. Я присутствовал на малых собраниях в частных домах и на многолюдных открытых собраниях; я видел такие культурные различия, какие бывают у бронских пуэрто-риканцев, у берущих змей аппалачинцев и у русских молокан в Лос-Анджелесе... Глоссолалия действительно подобна языку в некоторых отношениях, но это лишь потому, что говорящий (несознательно) хочет, чтобы она была подобна языку. Однако, несмотря на поверхностные подобия, глоссолалия не является языком». Таков его итоговый вердикт.

И с ним, как и с позицией других указанных в данной работе экспертами, невозможно не согласиться. Против научно доказанных и на практике проверенных фактов выступит только сумасшедший.

Согласно американской «Энциклопедии религии», глоссолалия упоминается в индуистских книгах «Ведах» около 1 000 лет до нашей эры, а также в трудах Патаньяли «Сутры Йоги» и тантрических книгах тибетского ламаизма. Известный античный философ Платон в трудах «Ион», «Апология» и «Тимей» говорит об экстатических языках известной в его время пророчицы города Дельф, священницы Додоны и Сибилии, как о примерах глоссолалии во времена древней Греции. Хотя это говорение не передавало никакого смысла или идеи, люди считали его важным для религиозной жизни. Кроме того Платон пишет о непонятной речи оракулов, которую переводили языческие провидцы. Древнегреческий писатель Плутарх живший в начале нашей эры тоже свидетельствует, что известная в его время провидица города Дельф действительно говорила на непонятных языках. Он подтверждает, что ее речи переводили толкователи, которые постоянно находились при ней.

Чарльз Р. Смит, в книге 1983 года выпуска «Языки в библейской перспективе», пишет о том, что в 180 году нашей эры языческий писатель Цельсий сообщал о глоссолалии среди гностиков его времени и что Лукиан Самосатский, живший в те же годы, также писал о наличии подобного феномена среди поклонников сирийской богини Юно.

Другие исторические свидетельства говорят, что глоссолалия была известна в мистических культах Дионисия, Осириса, Орфизма и в так называемых Елевсейских мистериях. Здесь нет ничего удивительного, потому что, будучи движениями крайне экстатического характера, они приводили своих приверженцев, как это считалось, в состояние полного отождествления с богами. Весь ритуал сопровождался настолько высоким уровнем эмоционального напряжения, что бесконтрольное поведение и непонятная глоссолалия были его неотъемлемыми проявлениями.

Есть достаточно сведений о том, что глоссолалия была и является частым феноменом среди анимистов - общин, верящих в существование души и духов, в одушевленность всей природы. Фелисит Д. Гудман в статье «Глоссолалия», размещенной в американской «Энциклопедии религии», говорит об этом явлении, как о часто встречающемся среди поклонников языческих богов в Африке, на острове Борнео, в Индонезии и Японии. Кроме того, она пишет, что глоссолалия практикуется шаманами среди эскимосов, чукчей, хантов, якутов, сибирских эвенков и других северных народностей. Упомянутый выше Чарльз Р. Смит добавляет, что есть данные о ее использовании также среди жителей Гаити, исповедующих культ «вуду».

Феномен глоссолалии был известен не только среди последователей древних религий и анимизма. Он может встречаться среди исповедников таких религий наших дней как индуизм, буддизм, шинотоизм и ислам. В последней религии проявление глоссолалии естественно для некоторых течений суфистского направления, которое придерживается пантеистического понимания Бога. В частности, так называемые говорящие на «иных» языках «крутящиеся» дервиши принадлежат к суфистскому направлению в исламе.

Есть и в истории России такие примеры. У нас также существовала религиозная группа, которая практиковала говорение на «иных» языках. Их называли «хлыстами». Наименование «хлысты» происходит от встречавшегося в их среде обряда самобичевания или от видоизмененного слова «христы», так как официальные духовные лица считали неприличным в названии секты употреблять имя Иисуса Христа.

Это направление возникло в середине XVII века среди крестьянского сословия. Самоназвание - «люди Божьи», «Христова вера». В современной религиоведческой литературе как равнозначные используются термины «хлысты» («хлыстовщина») и «христововеры» («христовщина»).

Во время своих собраний «хлысты», входя в экстаз, стегали себя жгутами или ветками. Одним из основных 12 пунктов их учения было повеление: «Святому Духу верьте!». Однако, вера «хлыстов» не находилась под влиянием библейского христианского учения. От этого и происходило нечто странное и несвятое в их учении и жизни. Они стремились к умерщвлению плоти, проповедуя жить с женами, как со своими сестрами. Однако, во время так называемых «радений» получали духовных жен, с которыми могли иметь половые контакты. В оправдание греховного поведения «хлысты» говорили, что в таких случаях проявляется не плоть, а дух и Христова любовь.

В своих радениях, начинавшихся песнями и плясками, «хлысты» доводили себя до экстаза, который принимали за проявление Святого Духа. Те из них, кто достигали особо напряженного состояния, получали «дар» языков. По сути же, глоссолалия хлыстов ничем не отличалась от глоссолалии язычников, приводивших себя в состояние экстаза одним из возможных приемов. Своих руководителей «хлысты» почитали за Христов и всецело повиновались им. Жены лидеров были для них богородицами.

Все вышеперечисленные факты глоссолалии в абсолютно нехристианской среде позволяют понять, что говорение на «иных» языках в современном неопятидесятническом харизматическом религиозном движении не имеет ничего общего со схождением Духа Святого, как это было во времена апостолов, приближенных к Иисусу Христу.

Не поверили тогда и «хлыстам». В 1716, 1721 и 1732 годах были возбуждены первые судебные дела в связи с их деятельностью. В 1739 году Сенат постановил выкопать и сжечь тела лидеров, «христов» Ивана Суслова и Прокопия Лупкина, ранее захороненных в московском Ивановском женском монастыре, где они пользовались уважением среди монашествующих.

Считается, что движение «хлыстов» с самого начала не было жестко централизовано, являясь своего рода ассоциацией независимых общин. Но, начиная со второй половины XVIII века в среде «хлыстов» появляются обособленные течения, признающие Христом лишь своего единственного руководителя и четко отделявшие себя от иных общин. Впоследствии известны вспышки сектантских движений «скопцов», «постников» и появление объединения «Израиль» (позднее именовавшееся «Старый Израиль»), считающихся выходцами из «хлыстовского» религиозного учения. Основатель последнего реформировал «хлыстовщину», ограничив экстатическую обрядность, в том числе исключив полностью глоссолалию из религиозных практик.

Глоссолалия является характерным признаком функционирующего и до настоящего времени культа мормонов или Церкви Иисуса Христа Святых Последних Дней. Он был основан в 1830 году в США Иосифом Смитом Младшим также на базе видений и откровений. Смит проповедовал такие идеи, как потенциальное божество человека, крещение за умерших, вечная брачная жизнь мормонов в небесном царстве, рождение душ людей от брака Бога Отца с небесною Матерью и необходимость многоженства для мормонов на земле.

Началом говорения на «иных» языках, согласно Смиту, было «духовное излияние» во время посвящения мормонского храма в 1836 году, который он построил в городе Киркленде, штат Огайо. Вот что произошло, как написал Смит, во время этого события: «Был услышан шум, подобный звуку несущегося сильного ветра, который наполнил храм, и все собрание одновременно встало под действием невидимой силы; многие начали говорить на языках и пророчествовать; другие видели славные видения; а я увидел, что храм был наполнен ангелами, факт чего я провозгласил собранию».

Говоря о глоссолалии, Иосиф Смит написал впоследствии в символе мормонистской веры: «Мы верим в дар языков, пророчества, откровения, видения, исцеления, истолкования языков... (статья 7)». А седьмой лидер мормонизма после Смита, Гебер Грант, подтвердил это в книге «Восстановленное царство Божье». Он написал в 1955 году: «У нас было много мужчин, которые имели дар языков».

Учение мормонов серьезно противоречит христианским евангельским принципам, что также доказывает, что их глоссолалия также никак не могла и не может быть истинным Божьим даром, а лишь является следствием срабатывания в состоянии экзальтации определенного психического механизма.

В наши дни есть еще один культ, который тесно связан с глоссолалией. Больше всего его последователей находится в США и называется он «Путь международный» (Way International). Он появился на почве калифорнийского «Иисусова Движения» в 1970-х годах. Основателем и лидером «Пути международного» был Виктор Пол Уирвилл (Victor Paul Wierwille), скончавшийся в начале 2000-х годов. Основным сборником учения «Пути международного» является книга, написанная Уирвиллом под вызывающим названием «Иисус Христос не есть Бог». Виктор Уирвилл считал себя великим реформатором Церкви, подобным Мартину Лютеру. Однажды он написал о себе следующее: «Когда моя жизнь закончится, я думаю, моим самым большим вкладом станет (мое) знание и учение, что Иисус Христос не есть Бог. Прежде чем придет мой конец, моя жизнь вероятно раздразнит самый большой (пчелиный) улей в католичестве и протестантизме с того времени, когда религиозные вожди «выстрелили» в Мартина Лютера. Да произойдет истинная реформация в наши дни и в наше время».

Несмотря на огромное количество отступлений от евангельского учения и другие личностные девиации, на которых нет смысла останавливаться подробно в рамках данного аналитического обзора, следует отметить, что Уирвилл высоко ценил глоссолалию, считая ее необходимой как для себя, так и для всех своих последователей. Он предпринимал неоднократные попытки обрести этот «дар».

О своих духовных исканиях он после написал следующее: «Шесть лет я молился, просил, умолял и упрашивал Бога (дать мне) эту духовную силу. Я проехал буквально тысячи миль, лишь для того, чтобы спрашивать людей в Духе Святом и его даре. Я всегда возвращался духовно израненным и окровавленным, потому что те христиане, которые обрели его, находились в таком замешательстве, что не могли передать благословение мне».

Безуспешные искания едва не убедили Виктора Уирвилла отказаться от стремления обрести глоссолалию. Наконец он обнаружил «секрет» и его искания увенчались «успехом». Вот его свидетельство: «Мне было дано понять, что обретение Духа Святого не зависит от добрых дел болезненной молитвы или от личной заслуги, но от веры... (тогда)... я принял явление полноты силы свыше». Затем, в подтверждение идеи, что глоссолалия необходима для всех последователей, Уирвилл написал следующее: «Говорение на языке является внешним явлением в чувствах верующего, в его мире внутренней действительности и присутствии силы святого духа. Говорение на языках есть постоянное напоминание даже в час потери и переживания, искушения и тревоги, что Христос в тебе силою Божьей. Поэтому ты имеешь победу над врагом во всяком положении».

Поскольку Уирвилл считал глоссолалию чрезвычайно важным атрибутом жизни последователя его учения, он настаивал, чтобы каждый из членов его движения старался обрести ее. Для достижения этого он предлагал следующий метод: «Когда усядешься, следуй таким инструкциям. Открой широко уста и вдохни... Просто вдохни. Открой широко уста. Когда вдыхаешь, благодари Бога за то, что Он исполнил тебя полнотою силы Святого Духа. Не проси Его; благодари Его за это. Когда начинаешь говорить на языках, двигай устами, горлом, языком. Выговаривай. Когда кончишь один звук, произноси другой. Не обращай внимания на то, что ты думаешь. Только формулируй слова, только двигай губами, горлом, языком; говори. Ты будешь величать Бога независимо от того, как будут звучать слова для твоих ушей. Твое дело говорить на языках, а Божье дело давать тебе произношение».

Данные инструкции подобны тем, которые в наше время предлагают слушателям проповедники многих неопятидесятнических харизматических «церквей» в мире и России. И, конечно, следуя их словам, люди часто получают «дар». Однако, что можно сказать о «даре духа святого» в движении, созданном вышеупомянутым Уирвиллом, «хлыстами» или тем же еретиком Монтаном? Можно ли согласиться, что они владели истинным даром говорения на «иных» языках от Духа Святого? Если можно, то как согласовать его обретение с в общем-то антихристианскими воззрениями того же Уирвилла? Однозначно, никак. Здесь согласование абсолютно невозможно.

Поэтому, разумеется, глоссолалия и «Пути международного» не может являться истинным Божьим даром. В лучшем случае, она - явление чисто психологическое, а в худшем - нечто более духовно опасное.

Со стороны говорение на «иных» языках смотрится очень необычно и вызывает первобытный ужас.

Автору книги «Современное харизматическое движение сектанства», изданной в России в 1995 году, священнику Игорю Ефимову удалось присутствовать при организации проповедником из США моления за желающих получить крещение Святым Духом. Вот как он описывает этот странный во всех отношениях акт: «Около двух десятков сектантов столпились у проповеднической кафедры. В зале поднялся гул молитвословий. Проповедник возбужденно кричал в микрофон и кругом раздавались слезные моления. После такого мощного психического натиска было просто невозможно не заговорить «на языках». Наконец довольно продолжительная молитва закончилась, и проповедник, переведя дух, через переводчика спросил: «Кто получил крещение Святым Духом?» Три или четыре женщины подняли руки. Во время молитвы о крещении я был рядом с ними, но так и не услышал от принимавших крещение проявления вожделенной всеми глоссолалии. Если, конечно, не считать судорожных подергиваний лиц, трясущихся рук и тел и какого-то бормотания вперемежку со стонами».

Среди харизматиков-католиков во время их радений происходят такие же неуместные проявления. Так, один из присутствовавших на таком собрании экспериментаторов вспоминает момент «крещения Святым Духом»: «Я ощутил такую радость, что единственное, что я мог сделать, - это смеяться, хотя в это время лежал на полу». При этом даже сами любители подобных экстравагантных мероприятий вынуждены критиковать, так сказать, «перегибы на местах»: «Здесь, кажется, отсутствуют барьеры и сняты запреты... Они сидят на полу, скрестив ноги. Дамы в брюках. Монах в белой рясе. Курильщики сигарет. Пьющие кофе. Молятся кто как хочет... Я вдруг понял, что эти люди просто развлекаются молитвой! И при этом считается, что Святой Дух пребывает среди них?!» Другое радение католических харизматиков «напоминало обычную вечеринку с коктейлями, разве что никто не выпивал». Вместо психоактивных веществ психоактивное групповое занятие.

Аналогичную картину можно увидеть на закрытых для посторонних глаз служениях, проводимых с участниками «реабилитационных программ» для алко- и наркозависимых в современных неопятидесятнических харизматических религиозных общинах. В распоряжении экспертов есть несколько видеозаписей с подобных массовых мероприятий. Видимо, выделяемые в процессе таких радений нейромедиаторы, продуцирующие выработку собственных эндорфинов, а также возникающая в процессе глоссолалии временная остановка мышления, способствуют снижению у алко- и наркозависимых желания приема какого-либо психоактивного вещества с целью продуцирования измененного состояния сознания.

И таких организаций на территории Российской Федерации огромное количество, не менее тысячи. На Кубани, по словам начальника краевого Управления ФСКН России Сергея Лаврова, сейчас функционирует 41 реабилитационный центр для лечения наркозависимых. Из них только 2 государственных на 60 коек. Подавляющее большинство остальных (около 90%) - представители нетрадиционных религиозных движений. В первую очередь неопятидесятнического харизматического толка. Причем Госнаркоконтроль знает далеко не о всех.

При выборе достойного для государства партнера в сфере реабилитации и ресоциализации лиц теми или иными формами химической и/или нехимической зависимости сегодня нужно быть предельно внимательными, а для оценки результатов деятельности всех организаций любой формы собственности данной направленности создать в первую очередь адекватные критерии их эффективности, то есть, другими словами описать то, что хочет получить государство и общество на выходе. Какого человека, с какой смысложизненной и ценностной ориентацией, к чему стремящегося и на что ориентирующегося? Вернувшегося в общество или завязшего в очередном лжеучении новоявленных мессий и спасителей мира под прикрытием Иисуса Христа, Магомета или любого другого почитаемого традиционными религиями божественного посланца, противопоставившего при этом свою группу и ее лидеров всему остальному человеческому сообществу?... С обязательным разъяснением исполнителями, к примеру, возможного государственного заказа на эту услугу, в претендующей на бюджетирование или конкурс среди общественных организаций программе механизмов обеспечения состояния длительной ремиссии и четкими оценочными параметрами результативности.

Николай Каклюгин, к.м.н., врач психиатр-нарколог, руководитель общественной организации «Доброе сердце. Кубань»

Продолжение следует...

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Николай Каклюгин
Псевдоволонтёры СВО собирают для ВСУ
Укромошенниками с седьмой попытки занялись российские правоохранители
22.03.2024
Дополняя святых отцов Церкви
Клайв Стейплз Льюис: не все, что из-за границы, плохо
06.03.2024
Секты в законе: «истинно-православный» пример
Приглашаем всех на заседание по реабилитации прав секты в город Красноярск
29.02.2024
Волонтёрское братство Кубани
Визит в предгорья Краснодарского края, где дух крепок и воздух чист
21.02.2024
Все статьи Николай Каклюгин
Наркомания, алкоголизм и табакокурение
Все статьи темы
Последние комментарии
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 07:07
«Не только кощунственный, но и антигосударственный акт»
Новый комментарий от Александр Волков
29.03.2024 06:47
О красных и белых
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
29.03.2024 00:26
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09