Заметки северного паломника
Тяжела шапка Мономаха, тяжело бремя власти... Но нелёгок и посох архиерейский, тем более Первосвятительский. Возвещать правду Божию властям предержащим было во все времена делом рискованным, а порой - смертельно опасным. Какая бы ни была власть, какое бы ни было время (имею в виду, еще до 1917 года, далее, понятно, и говорить нечего).
Впрочем, сочетания власти царской и духовной бывали самые разнообразные и неожиданные. Вот Петр, «прорубивший окно в Европу» ( в трех словах гений сформулировал суть) - он отменил патриаршество на Руси, что оказало губительное влияние на весь строй русской жизни и государственности, он, оставаясь православным, был в чём-то полупротестант. (Кстати, и сейчас этот тип жив среди начальствующих).
Однако душа этого императора-реформатора своей исконной православностью, верой предков все же чувствовала и жаждала святости. Об этом свидетельствуют его отношения со святителем Митрофаном Воронежским, которого Петр почитал и любил, называл «святым старцем».
Царь нашел в нем для себя ту искомую, вероятно, меру настоящей веры - православной, которая всегда в России подразумевала и подразумевает святость - в образе жизни, бескорыстии, сострадании к людям, а для императорской мерки - еще и деловитости государственной, на общую пользу народа.
Все это он обрел в лице свт. Митрофана, который, как известно, помогал ему строить первый русский флот для похода на Азов, причем жертвовал на это и крупные личные средства. Как говорится в акафисте святителю - «Словес Евангельских, еже не скрывати себе сокровища на земли, верный блюститель показался еси, всеблаженне Митрофане, егда достояние твое мудре расточил еси, снабдевая убогих и пособствуя благоверному императору Петру в сооружении кораблей на побеждение неверных агарян, неведущих пети: Аллилуйя» (кондак 6-й).
Воронежский архиерей к тому же был тверд в вере, и эту твердость характера Петр, должно быть, также ценил, хотя едва не сорвался, когда получил показательный урок от святителя Митрофана.
Император велел, в связи с частыми визитами на воронежскую верфь, построить для себя деревянный дворец, который, однако, украсили античными изваяниями греческих богов и богинь.
И когда Петр в очередной приезд пригласил к себе архиерея, свт. Митрофан, придя пешком и увидев в саду эти статуи, повернул назад. Петр, не понявший, почему епископ не пришёл, велел звать его вторично. Но тот сказал посланникам: «Пока государь не прикажет снять идолов, соблазняющих весь народ, я не могу войти в его дворец».
Разгневанный Пётр велел передать: «Если не придёт, то ослушанием предержащей власти подвергает себя смертной казни» (тогда еще не было демократии и толерантности). На что архиерей ответил: «В жизни моей государь властен, но неприлично христианскому государю ставить языческих идолов и тем соблазнять простые сердца». И велел звонить благовест на соборной колокольне, готовясь к самому худшему.
А Петр, услышав звон и узнав, по какому поводу, смягчился, и понял, что прав святой человек - негоже православному государю украшаться идолами, «иже суть бесы» (Пс.95).
И с этого времени еще более зауважал своего духовного - по сути - наставника, и очень опечалился, когда вскоре пришло известие о его кончине... Он лично на похоронах нес гроб святителя, а после похорон сказал приближённым: «Не осталось у меня такого святого старца».
***
Интересна оценка, которую дает первому русскому императору богослов Константин (Зайцев), эмигрироваший в 1920 году и почивший в 1975-м, в сане архимандрита РПЦЗ.
«Сложным явлением был Петр I, но...был человеком церковно-православным. Не позою было, когда ставил он кресты на местах спасения от опасностей; когда пользовался возможностью, чтобы читать и петь на клиросе, что знал в совершенстве... когда молитвенно склонялся перед прахом св. Митрофания Воронежского, при жизни его обличавшего... когда благоговейно приобщался святых Таин, готовясь к кончине...
Но с другой стороны, тщетной была бы попытка согласовать с церковным Православием поведение Петра... То была драма - не только его личная: общенациональная. Европеизация с неотвратимостью рока легла на Россию. Не внешний облик меняла она русской жизни. Она колебала основы внутреннего мира, упраздняя сплошную целостность церковного сознания... Высшей ценностью явилась теперь уже не Церковь, которой служит Россия, в этом служении находя исчерпывающий смысл своего исторического бытия, а Г о с у д а р с т в о Российское как самобытная ценность, требующая всех сил от своих подданных...
В е л и к а я Р о с с и я з а с л о н я е т С в я т у ю Р у с ь!.. Не знало раньше отечество наше такого противопоставления:... единой она была и цельной! Теперь... два лика обозначаются у России, и весь вопрос к тому сводится: каково же соотношение между ними?..
Ко времени Петра мобилизация сил личности и общества во имя организации «мира сего», во зле лежащего, довела наступательную активность Запада до меры, ранее не представимой. Россия, поскольку не хотела стать легкой жертвой такой Европы, должна была стать на путь такой же мобилизации и своих сил... Реформы Петра были актом самосохранения не от унижения, а от уничтожения европейской агрессией; глубокий смысл заключался в перенесении мощей св. благоверного Князя Александра Невского в Невскую столицу... Но как, под этим углом зрения, благоприятно ни оценивать дело Петра, оно в целом не могло не ранить совести русской и не сеять внутренней смуты...
Достижение Россией высшего могущества (в конце XIX - начале ХХ вв.)... этот окончательный как бы апофеоз граждански-свободной Великой России, он-то именно и обернулся утратой Россией... того своего естества, которое давало Великой России одновременно право именоваться и считать себя Святой Русью! Это ведь и обусловило крушение России Исторической - утратившей самое оправдание своего бытия в мире...».
***
Есть у меня и особый повод вспомнить святителя Митрофана Воронежского.
Когда в начале 90-х годов в Магадане началось обсуждение проекта «Маски скорби» бывшего советского, а ныне американского скульптора Эрнста Неизвестного, было высказано и немало критических замечаний. Никто в принципе не был против строительства подобного мемориала, посвященного жертвам репрессий, о которых тогда говорилось очень много. Критика касалась изобразительной стороны проекта ваятеля, искусство которого Хрущёв на приснопамятной выставке с присущей ему непосредственностью и простотой назвал «дегенеративным».
Человеческой, сердечной скорби в этом изображении нет, и слёзы, текущие из «глаза», тоже изображены в виде маленьких голов - масок...
Тогда в городской газете «Вечерний Магадан» был опубликован ряд заметок и статей против возведения этого бетонного, высотой 18 метров монумента в столице Колымы. Мы подчёркивали, что память о страдальцах должна носить в первую очередь действенный - молитвенный, духовный характер, давно уже было выдвинуто к тому времени предложение о строительстве православного храма - памятника, посвященного именно мученикам «Колымской голгофы». Т.е., проект Неизвестного, приехавшего в Магадан в 1990-м году по чьему-то приглашению, весьма неожиданно возник по существу как альтернатива этому замыслу. (Православного храма в городе ещё не было, под церковь - Покрова Пресвятой Богородицы - был оборудован в 1989 году небольшой домик на окраине города).
О том, что это неслучайно, свидетельствовало наличие в мемориальной скульптуре в качестве фрагмента великой христианской святыни, которой - по сути - придавался обратный смысл.
А именно - абсолютно искаженного, кощунственного распятия а ля Неизвестный, на котором изваяно нечто бунтовщицко - мускулистое, совершенно противоположное образу «Смирившегося даже до смерти, и смерти крестной» (Флп.2,8)...
Епархия нас поддерживала, хотя в СМИ, при разных точках зрения, при всех дискуссиях старательно обходили именно этот момент. (И ныне на всех почти информресурсах данная тема запечатана либеральным штампом «неканоническое распятие»).
Плыть против течения в ту пору помогал нам и...святитель Митрофан Воронежский, а именно - пример его бесстрашного неприятия какого-либо искажения Православия перед лицом власти. После ряда публикаций (одной из последних стала статья поддержавшего нашу позицию о. Андрея Кураева в газете «Православная Москва») чаша весов будто качнулась. Нам устроили встречу с тогдашним губернатором, в ходе беседы он вполне согласился и солидаризовался с нашими аргументами, мы ушли обнадёженные, но...
Но куда там было губернатору, когда процесс уже пошёл, причём стремительно, и уже на уровне правительства, тогдашних демократов под руководством Яковлева и проч. Проект Э.Неизвестного был единодушно поддержан, да так, что окончательную и бесповоротную точку в этом деле подвигли поставить - посредством символического персонального взноса в сооружение «Маски» - самого президента Ельцина. И хоть туго очень было с финансами, народ в ту пору полуголодал, «Маску» построили, и 12 июня 1996 года открыли...
При всём при том полагаем, что на уровне губернском, региональном в рамках наших возможностей мы духовно победили. И убеждённость, уверенность придавал нам и святитель Митрофан Воронежский, к которому и сейчас всегда обращаешься при каких-либо неясностях и сомнениях как к твёрдому «адаманту» Православия.
Думается, не просто так потерпели крах дальнейшие попытки установить похожие монументы в Свердловске - Екатеринбурге и Воркуте, как намеревался это сделать Э.Неизвестный, в рамках замысла так называемого «Треугольника страданий», в традициях языческих капищ...На Магадане всё и остановилось.
Но недавно появилась информация, что в Екатеринбурге вернулись к идее поставить второе сооружение из «Треугольника» (тогда, в 90-х очень большая сумма в долларах, предназначенная для этой затеи, исчезла, до сих пор разбираются, куда). Люди так и не поняли, наверное, что «маска скорби» это, по сути отсутствие скорби, а что на самом деле за личиной, за маской - мы уже знаем по магаданскому изваянию...
***
Один из дней памяти свт. Митрофана Воронежского - обретение мощей в 1832 г. - празднуется летом, сразу после Преображения Господня, 20 августа (н. с.) и всегда проходит под этим радостным знаком.
Во второй половине дня Преображения, а иногда и раньше часто бывает дождь. Я, во всяком случае, когда бывал в это время в Москве, несколько раз, выезжая на вечернюю службу святителю в одноименный храм, постоянно попадал под дождь.
И всегда, пока шагаешь от метро «Димитриевской» по 2-й Хуторской, жмешься на узком тротуаре, идущем вдоль, в основном, заборов, рядом лужи, вся дорога затоплена, так что полубегом, чтоб сильно не забрызгали машины, но вот и долгожданный храм на углу из красного кирпича, как и весь церковный комплекс, и так хорошо, тепло внутри, и народу уже полным-полно, и правит службу всем известный отец Димитрий Смирнов...
Этот небольшой однопрестольный храм был построен в 1892-95 г.г. при детском приюте св.великой княгини Елизаветы Федоровны, который располагался рядом и был снесен в советское время. Средства на постройку выделил известный московский благотворитель Митрофан Семенович Грачев, спроектировал храм архитектор Г.А. Кайзер... В 1935 г. храм закрыли, снесли колокольню и купола, а само здание отдали заводу им. Калинина.
В 1990 г. началось возрождение храма, заново были созданы колокольня, купол и внутреннее убранство (по проекту профессора С.Я. Кузнецова). Известный мастер А.Д. Корноухов украсил мозаикой алтарь, резной иконостас выполнил Д.М. Шаховской, а расписал храм - Я.Н. Добрынин. И получился он очень уютный, чем-то похожий на древние, и молиться в нем так хорошо!..
Протоиерей Димитрий Смирнов, настоятель, многие годы был председателем синодального отдела по взаимодействию с Вооружёнными Силами и правоохранительными учреждениями, сейчас возглавляет патриаршую комиссию по вопросам семьи, защиты материнства и детства, ведущий телеканала «Спас», частый гость на радио «Радонеж», он же - декан факультета православной культуры в академии РВСН (ракетных войск стратегического назначения) им.Петра Великого (опять же!), проректор Православного Свято-Тихоновского Богословского университета... В храме существует служба оглашения и катехизации, на приходе действуют общеобразовательная православная школа «Свет», сестричество во имя преподобномученицы вел. княгини Елизаветы Феодоровны с издательским отделом, радио «Благовещение», два детских дома, молодежный лагерь, военно-патриотическая школа «Скимен» (молодой лев), музей, библиотека, книжный магазин, аптека.
Материалы православного медико-просветительского центра «Жизнь» расходятся и читаются по всей России...
***
Года три назад довелось в очередной раз побывать на службе в этом храме. В своей проповеди после всенощного бдения батюшка напомнил, как почитается святитель Митрофан Воронежский в Русской Церкви, сказал, что буквально в канун праздника приехал молодой человек, который оказался главой администрации того района Ивановской области, где родился святитель Митрофан. Он пригласил приезжать к ним, и о. Димитрий сказал, что, конечно, постарается побывать на малой родине святителя.
Отец настоятель поделился со своими прихожанами (именно - поделился, доверительно), что недавно гостил у родственников на селе, ездил поминать, на сорок дней, и вот стоит там старенький дом, где жили поколения священников, почерневший, скособоченный, и села уже фактически нет, а он стоит, наверное, ради молитв ушедших, и все это навевает мысли о том, что как-то у нас государство не очень заботится и о селе, да и вообще о своих согражданах.
А с другой стороны, добавил батюшка, эти трудности помогают нам быть внимательнее друг к другу, сострадательнее, не забывать о ближнем, о том, что кому-то тоже трудно, плохо...Всё на пользу.
***
Напомню в заключение и нам на пользу назидание из «Духовного завещания» святителя Митрофана: «Для всякого человека таково правило мудрых мужей: употреби труд, храни умеренность - богат будешь; воздержно пей, мало ешь - здрав будешь; твори благо, бегай злого - спасен будешь».
Станислав Павлович Рыжов, член Союза журналистов РФ, бакалавр религиоведения. г.Магадан