Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Борьба за русскую историю в советскую эпоху

Александр  Тимофеев, Русская народная линия

06.12.2011


Ответ критикам статьи «Не Бог и не антихрист!» …

В моей предыдущей статье «Не Бог и не антихрист!» приведен ряд суждений без всякого обоснования. В частности, в материале говорится, что «внедрение ленинизма в русскую историографию в начале 20-х годов XX века было призвано очернить всю русскую историю вплоть до октября 1917 года», а также, что «презрительное отношение к дореволюционной русской истории есть наследие ленинизма». Поскольку вышеприведенные суждения лишены в статье обоснования, то неудивительно, что именно они вызвали недоумение у некоторых участников форума. Один из форумчан даже обвинил меня во лжи, «лжи вдвойне» и «банальной манипуляции понятиями». Правда, форумчанин не посчитал необходимым подкрепить свои суждения аргументами. В своей статье я предположил, что поскольку роль ленинизма в русской историографии хорошо известна, то нет никакой необходимости в пространных рассуждениях по этому поводу. Однако, судя по критическим репликам на форуме, необходимость в таких рассуждениях все-таки есть.

И. Глазунов, Великий экспериментЕсли под ленинизмом в русской историографии подразумевать направление в русской исторической науке, сформировавшееся под влиянием всей совокупности исторических работ В.И.Ленина, то следует учитывать, что у Ленина нет работ, посвященных собственно истории России. Исключение составляет его работа «Развитие капитализма в России». Отношение Ленина к русской истории можно сформулировать в одной простой фразе - все, что было в России до революции 1917 года, за исключением борьбы угнетенного народа за свои права, плохо, все, что было после революции 1917 года, хорошо. Ленинизм в русской историографии как направление было сформировано не под влиянием собственных работ В.И.Ленина, а скорее его политикой в отношении исследования и изучения русской истории. Ленинизм в русской историографии сформировал и развил не сам Ленин, а его последователи. Именно поэтому истоки ленинизма в русской историографии нужно искать не в работах Ленина, а в его политике и в действиях его последователей, работавших как на политическом, так и на научном поприще.

Взгляды Ленина на русскую историю стали воплощаться с первых лет установления большевистской власти в России. 4 марта 1921 года вступает в силу декрет Совет Народных Комиссаров РСФСР «Об установлении общего научного минимума, обязательного для преподавания во всех высших школах Р.С.Ф.С.Р.». http://libussr.ru/doc_ussr/ussr_868.htm Под документом стоит подпись В.И.Ленина. Единственный обязательный предмет по истории, предписанный декретом, носит примечательное название: «Пролетарская революция (исторические предпосылки переворота, включая империализм; его формы и история в связи с историей 19 - 20 века вообще и рабочего движения в частности)». В этом документе ни история России, ни всеобщая история не значатся в качестве обязательных предметов. В связи с этим доктор исторических наук Виктор Брачев в книге «Служители исторической науки. Академик С.Ф.Платонов. Профессор И.Я.Фроянов» отмечает, что «опыт человечества свидетельствует, что историческая память и осознание сопричастности к деяниям предков - необходимое условия жизнестойкости и выживания народов. Лишить народ исторической памяти, национального самосознания - значит уничтожить или победить его. И большевики должны были понимать это, упраздняя в первые послереволюционные годы преподавание русской истории в средней школе. «Восемь-десять лет тому назад, - вынужден был признать в 1927г. М.Н.Покровский, - история была почти совершенно изгнана из нашей школы - явление, свойственное не одной нашей революции. Детей и подростков занимали исключительно современностью...» В.Брачев также обращает внимание на то, что «далеко не лучшим образом обстояли дела и с преподаванием истории в высшей школе, причем и здесь во многом был виноват все тот же М.Н.Покровский».

Ленинскую идеологию продвигал в русской историографии вышеупомянутый историк Михаил Николаевич Покровский. С мая 1918 года до конца жизни Покровский занимал должность заместителя наркома просвещения РСФСР. В Совнаркоме Покровский отвечал за сферу науки и высшего образования. Большинство нормативно-правовых актов, принятых с 1918 по 1932 год и касающихся системы образования и науки, подписаны М.Н.Покровским. В течение этих 14 лет Покровский формировал облик русской исторической науки. Он был доверенным лицом Ленина в деле продвижения ленинских идей в русской историографии. Эту миссию Покровский осуществлял, во-первых, как чиновник, которому подведомственна вся система образования и науки, во-вторых, как ученый, автор ряда научных исторических монографий, статей и учебных пособий. «Покровский, бессменно командовавший историческим фронтом большевиков в течение пятнадцати пореволюционных лет, - пишет в своем труде «Подлинная история русских. XX век» http://lib.rus.ec/b/259674/read доктор исторических наук Александр Вдовин, - еще при жизни завоевал себе известность более громкую, чем у литературного персонажа, распорядившегося «закрыть Америку». В 1922-1923 годы во многом благодаря его усилиям была закрыта для изучения в государственной общеобразовательной школе русская история. Предварительно историк-революционер «обосновал» своими разоблачительными учеными трудами необходимость этой меры. Потому, дескать, что отечественная история шла не тем путем, каким ей следовало идти, что включение нерусских народов в русло единой государственности было абсолютным злом, и по другим, - столь же революционным, сколько и абсурдным основаниям. В школе ставились под сомнение и отрицались сами понятия «Россия», «патриотизм», «русская история».

Эталоном изложения русской истории в ленинском духе стала книга М.Н.Покровского «Русская история в самом сжатом очерке». Неудивительно, что Ленин высоко оценил этот труд. В письме http://vilenin.eu/t52/p024 к М.Н.Покровскому он пишет: «Тов. М.Н.! Очень поздравляю Вас с успехом: чрезвычайно понравилась мне Ваша новая книга: "Русская история в самом сжатом очерке". Оригинальное строение и изложение. Читается с громадным интересом. Надо будет, по-моему, перевести на европейские языки. Позволю себе одно маленькое замечание. Чтобы она была учебником (а она должна им стать), надо дополнить ее хронологическим указателем. Поясню свою мысль; примерно так: 1) столбец хронологии; 2) столбец оценки буржуазной (кратко); 3) столбец оценки Вашей, марксистской, с указанием страниц Вашей книги.

Учащиеся должны знать и Вашу книгу, чтобы не было верхоглядства, чтобы знали факты, чтобы учились сравнивать старую науку и новую». «По мнению тогдашних партийных идеологов, - отмечает Виктор Брачев, - лучше всех изложил русскую историю в своем «самом сжатом очерке» (1920) М.Н.Покровский. Его «Русская история», которую одобрил В.И.Ленин, и была рекомендована в качестве марксистского учебника тех лет». Более 10 лет книга М.Н.Покровского «Русская история в самом сжатом очерке» оставалась единственным учебником по русской истории в Советском Союзе. Как отмечает Александр Вдовин http://lib.rus.ec/b/259674/read, «еще 21 февраля 1933 года нарком A.C.Бубнов подписал специальное постановление коллегии Наркомпроса РСФСР, утверждающее в качестве стабильного учебника по русской истории для средней школы известную книгу М.Н.Покровского «Русская история в самом сжатом очерке». Эта книга, впервые опубликованная в 1920 году, была выпущена в 1932 году уже десятым основным изданием. Всего таких изданий вышло в свет более 90. По своей распространенности она до сих пор превосходит другие книги по отечественной истории. Выпускники средней школы и в 1933-1934 годах все еще должны были усваивать из учебника Покровского, к примеру, что всякий осмеливающийся оспаривать мнение о варягах как первых государях Руси, делает это не иначе, как «из соображений патриотических, т. е. националистических».

Историк Виктор Брачев отмечает идеологическую близость труда М.Н.Покровского «Русская история в самом сжатом очерке» ленинизму: «Не понравиться В.И.Ленину книга М.Н.Покровского просто не могла, ибо написана она под углом зрения, что история есть не что иное, как политика опрокинутая в прошлое». Разбор книги Покровского не входит в задачи данной статьи. Важно отметить, что в этой работе излагалась официальная версия русской истории, господствовавшая первые годы советской власти. В.Брачеву удалось, на мой взгляд, лаконично выразить направленность данной книги: «В своем учебнике М.Н.Покровский основательно чернит историческое прошлое русского народа, его борьбу с иноземными захватчиками и угнетателями (...), оплевывает и унижает его героев». «Пресловутый национальный нигилизм М.Н.Покровского и его учеников на поверку оказывается не чем иным как зеркальным отражением отношения к исторической России и ее святыням, демонстрировавшемся правящей в стране верхушкой, варварски уничтожавшей в эти годы все русское, начиная от православных храмов и кончая памятниками воинской славы народа», - пишет В.Брачев. М.Н.Покровский в книге «Историческая наука и борьба классов» писал, что «термин «русская история» есть контрреволюционный термин». Примечательно в этой связи его предисловие к чешскому переводу его труда «Русская история в самом сжатом очерке». Этот очерк, пишет Покровский, «носит будто бы националистическое название, но это название есть просто дань прошлому... Теперь мы больше не употребляем этого термина. Мы говорим о истории народов СССР».

Ленинизм проник не только в русскую историографию, но и в искусство и прежде всего в литературу. Главными проводниками идей Ленина в литературе стали Демьян Бедный («Слезай с печки!», «Перерва», «Богатыри», «Без пощады» и пр.), Борис Пильняк («Его величество Kneeb Piter Komandor») и Алексей Толстой («Дело Петра»).

Однако, согласно законам исторического развития, на смену революции неизбежно приходит контрреволюция. Как это ни странно, но разгром ленинизма в культуре и русской историографии спровоцировали сами последователи В.И.Ленина. 6 декабря 1930 года было принято постановление Секретариата ЦК ВКП (б), осудившее стихотворные фельетоны Демьяна Бедного «Слезай с печки!» и «Без пощады». 8 декабря возмущенный этим решением Д.Бедный пишет И.В.Сталину. 12 декабря советский вождь отправляет поэту ответное письмо http://www.hrono.ru/libris/stalin/13-7.html. «Вместо того, - писал Сталин Д.Бедному, - чтобы осмыслить этот величайший в истории революции процесс и подняться на высоту задач певца передового пролетариата, ушли куда-то в лощину и, запутавшись между скучнейшими цитатами из сочинений Карамзина и не менее скучными изречениями из "Домостроя", стали возглашать на весь мир, что Россия в прошлом представляла сосуд мерзости и запустения, что нынешняя Россия представляет сплошную "Перерву", что "лень" и стремление "сидеть на печке" является чуть ли не национальной чертой русских вообще, а значит и - русских рабочих, которые, проделав Октябрьскую революцию, конечно, не перестали быть русскими. И это называется у Вас большевистской критикой! Нет, высокочтимый т. Демьян, это не большевистская критика, а клевета на наш народ, развенчание СССР, развенчание пролетариата СССР, развенчание русского пролетариата».

Как отмечает историк Виктор Брачев, постановление Секретариата ЦК ВКП (б) от 6 декабря 1930 года «было одних из первых сигналов того, что положение И.В.Сталина в руководстве страной укрепилось и безудержному поношению космополитами-интернационалистами всего русского скоро будет положен конец». «Однако, - пишет В.Брачев, - услышан этот сигнал был не сразу и далеко не всеми. Пока же тон в стране во всем, что касалось исторической науки и идеологии, по-прежнему задавали квазиинтернационалисты, ориентированные на мировую революцию». С середины 30-х годов XX века, после смерти М.Н.Покровского, наступившей в 1932 году, начался разгром так называемой «школы Покровского». «В условиях обострения внутрипартийной борьбы в стране и назревания новой войны в Европе, - пишет Виктор Брачев, - оголтелая пропаганда антипатриотизма и национального нигилизма в исторической науке была признана несвоевременной и с подачи кремлевского руководства уже с середины 30-х гг. в стране была развязана самая настоящая кампания по критике «ошибок» школы уже самого М.Н.Покровского. В результате традиционные герои русской истории были все-таки опять возвращены в школьные и вузовские учебники. Был благоразумно реабилитирован и традиционный русский патриотизм...»

15 мая 1934 года Совет Народных Комиссаров СССР и Центральный Комитет ВКП (б) принимают постановление «О преподавании гражданской истории в школах СССР» http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_3989.htm, в котором отмечается, что «преподавание истории в школах СССР поставлено неудовлетворительно. Учебники и само преподавание носят отвлеченный, схематический характер. Вместо преподавания гражданской истории в живой занимательной форме с изложением важнейших событий и фактов в их хронологической последовательности, с характеристикой исторических деятелей - учащимся преподносят абстрактное определение общественно-экономических формаций, подменяя таким образом связное изложение гражданской истории отвлеченными социологическими схемами».

26 января 1936 года Совет Народных Комиссаров СССР и Центральный Комитет ВКП (б) принимают постановление «Об учебниках по истории». Подоплеку принятия этого документа замечательно описал историк Павел Милюков в работе «Величие и падение Покровского» http://az.lib.ru/m/miljukow_p_n/text_1937_velichie_i_padenie.shtml. «26 января 1936 г. Совнарком и ЦК постановляют организовать комиссию для переделки представленных учебников и для объявления конкурса на составление новых, - пишет Милюков. - Задача - нелегкая после всего сказанного - оказывается на этот раз приблизительно достигнутой. "Ряд учебников из числа представленных 46-и,- констатирует жюри,- отошел от прежнего типа". "Вместо отвлеченных социологических схем в этих учебниках, при всех их недостатках, соблюдается историко-хронологическая последовательность, дается описание важнейших исторических явлений, перечень основных хронологических дат и характеристика исторических деятелей". К числу недостатков относятся: "идеализация дохристианского язычества", "игнорирование прогрессивной роли монастырей"; авторы рассматривают переход Украины и Грузии под власть России "как абсолютное зло", "преувеличивают организованность и сознательность крестьянских волнений до XX столетия ("вне руководства рабочего класса"), "идеализируют стрелецкий мятеж, не оценивают победы Александра Невского на Чудском озере" и т. д.».

12 января 1939 года в газете «Правда» была опубликована статья Емельяна Ярославского «Антимарксистские извращения так называемой «школы Покровского». http://forum-msk.org/material/society/7281093.html Бессменный председатель «Союза воинствующих безбожников» писал в своей статье, что «Покровский подходил к крещению Руси не как историк, а как плохой пропагандист-безбожник. Он не дает никакого анализа тех перемен, с которыми связано было крещение Руси: расширение связей Киевской Руси с Европой, проникновение письменности через монастыри, возникновение школ». Парадоксально, но профессиональный безбожник фактически обвинил М.Н.Покровского в безбожии! Как правы были англичане, сказавшие: «Stranger than fiction».

Борис Кагарлицкий в статье «Разгадка сфинкса. Забытая история Михаила Покровского» http://www.igso.ru/articles.php?article_id=52 совершенно справедливо отмечает, что «разоблачение Покровского началось в программной статье Емельяна Ярославского в «Правде» и завершилось двухтомником «Против исторической концепции М.Н.Покровского» (М.-Л., 1939-1940)». Кагарлицкий, сочувствующий классику марксистко-ленинской историографии, осудил разгром «школы Покровского». «В сталинское время, - пишет он с нескрываемым чувством сожаления, - труды историка были публично осуждены, его ученики подвергались репрессиям, их вынуждали публично отрекаться от учителя. Разгром «школы Покровского», умершего за пять лет до 1937 года, принял характер масштабной идеологической кампании. Теория Покровского была приговорена к исчезновению не только из учебных программ, но и из общественной памяти».

И. Глазунов, Вечная РоссияОдновременно с разгромом «школы Покровского» происходил отказ от наследия ленинизма в искусстве. Приверженцы ленинских идей, отказавшиеся прекратить свою деятельность по очернению русской истории, были строго наказаны. Демьян Бедный в 1938 году был исключён из ВКП (б) и из Союза писателей. Борис Пильняк в 1929 году отстранён от руководства Всероссийским Союзом писателей, 28 октября 1937 арестован и 21 апреля 1938 осуждён и расстрелян. Алексей Толстой, в отличие от своих собратьев по перу, одумался. Из-под его пера вышли вполне патриотические произведения, неискаженно описывающие историю России, - роман «Петр Первый», пьеса «Иван Грозный», рассказ «Русский характер» и др. Особую роль в реабилитации русской истории сыграл кинематограф. На экраны вышли фильмы, благодаря своим выдающимся художественным достоинствам ставшие эталонными, - «Петр Первый», «Александр Невский», «Иван Грозный», «Минин и Пожарский», «Суворов», «Адмирал Нахимов», «Адмирал Ушаков» и др. Остается только сожалеть, что в то время не удалось изобразить кинематографическими средствами всю русскую историю и всех ее героев. Именно благодаря фильму Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный» попытки Павла Лунгина и Андрея Эшпая опорочить первого Русского Царя провалились. Кстати, то обстоятельство, что почти все исторические фильмы, созданные в 30-40 годы и в начале 50-х годов, оказались кинематографическими шедеврами, опровергает утверждение о том, что цензура приводит к снижению художественного уровня произведений искусства.

После либерально-демократической революции 1991 года произошла реанимация ленинизма, но уже в форме неприязненного отношения к советской истории России. На этот раз идеи В.И.Ленина, осовремененные его идейным наследником А.И.Солженицыным, получили распространение не только в диссидентской прозападной интеллигентской среде, но и среди духовенства. На сегодняшний день самым приметным представителем антисоветски настроенной части духовенства является протоиерей Георгий Митрофанов, который с завидной регулярностью выступает с антисоветскими русофобскими заявлениями. Примечательно, что Предстоятель Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Кирилл постоянно вынужден дезавуировать скандальные заявления некоторых клириков. Диссиденствующие клирики провозглашают генерала-предателя Власова героемПатриарх Кирилл вынужден в очередной раз напомнить о предательстве Власова. Антисоветчики в рясах заявляют о тождестве сталинизма и гитлеризма, Патриарх Кирилл отмечает принципиальное различие между сталинским и гитлеровским режимами (http://www.Newsru.com/religy/31jul2009/stalin_gitler.html). Протоиерей Георгий Митрофанов со товарищи борется с «сергианством», Патриарх Кирилл сравнивает служение Патриарха Сергия с подвигом святого благоверного Великого князя Александра Невского. Русофобски настроенные клирики заявляют, что их «совершенно не интересует судьба той страны, которая называлась Советский Союз»Патриарх Кирилл говорит, что развал Советского Союза был крушением исторической Руси.

Примеров идеологического противостояния диссиденствующих клириков нынешнему Предстоятелю Русской Православной Церкви можно привести множество. Некогда советскому руководству пришлось в середине 30-х годов реабилитировать дореволюционную историю Россию, теперь Святейшему Патриарху Кириллу приходится реабилитировать советский период русской истории. «Обращает на себя внимание неутомимое стремление Патриарха Кирилла реабилитировать те моменты советского периода русской истории, которые незаслуженно были оболганы», - пишет в связи с этим известный философ и богослов Виктор Тростников. В том же интервью Виктор Николаевич выражает надежду на то, что Святейшему Патриарху Кириллу «удастся разгрести эту кашу в головах некоторых людей». Пока Предстоятель Русской Православной Церкви ограничивается словесным внушением, но наступит время, когда ему придется применить и более жесткие меры, тогда хулителям русской истории не поздоровится.


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 132

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

132. Слава Тамбовский : Ответ на 129 В.М, 128, Потомок
2011-12-18 в 23:14

Слава, признавайтесь! Все равно расколем!!!:)))



Виталик, колются среди друзей. А среди врагов, и Артур этим пользуется, есть такой прием как шельмование. Вы, Виталик, пока поклоняетесь Сталину как богу, для меня враг.

Нужно собраться с силами и поискать в интернете материал о Мигеле Краснове, тогда можно заставить Эрика разговориться. Я как-то мельком видел один рассказ о том, как мигелевцы в провинции расстреливали крестьян-индейцев, получивших при Альенде земельные участки, входившие во владения латифундистов.



На дыбу его, на дыбу!)))

А что такое "крестьянин"? Колхозник-контрреволюционер? Так читал я, как ихнее подлое племя в воркутинских лагерях сгноили, детишек с женами впридачу! Жалко, тов. Сталин не знал ничего, как под его носом уничтожали целые классы! Подслеповат был, дурак круглый иль пьян вечно, не знаю уж.
131. Любезный читатель : С нова, да ладом!
2011-12-13 в 19:17

Александр, для продолжения темы и расширения нашего кругозора прочитайте вот это http://rpczmoskva.org.ru/istoriya/%;d0%b2%d0%be%d0%bb%d1%8c%d1%84%d0%b3%d0%b0%d0%bd%d0%b3%d1%8a-%d0%b0%d0%ba%d1%83%d0%bd%d0%be%d0%b2%d1%8a-%d1%83%d0%b6%d1%8a-%d0%bd%d0%b5-%d1%87%d0%b5%d1%80%d1%82%d1%8a-%d0%bb%d0%b8-%d1%8d%d1%82%d0%be.html#more-8633
При желании прокоменнтируйте пожалуйста.
130. Артур : Ответ на 128., Потомок подданных Императора Николая II:
2011-12-13 в 10:01

Дорогой Владимир, да ведь это у них общая на всех икона :).
129. В.М. : Слава Тамбовский
2011-12-13 в 08:31

Слава, признавайтесь! Все равно расколем!!!:)))
128. Потомок подданных Императора Николая II : Ответ на 126., Артур:
2011-12-12 в 18:39

Стилистика, обороты, склонность к вопросам
в духе «вы уже перестали бить свою жену:
отвечайте «да» или «нет»?», которые ему
кажутся эталоном софистической риторики
и т.п. Это как если бы Шахматов назвался
Лео Нуччи и продолжал бы писать про
«никониян»… К тому же, я думаю, у Эрика
нет и намерения так уж маскироваться….


Дорогой Артур! Есть шиболет, который может выявить Эрика безошибочно. Это отношение к Мигелю Краснову. Для Эрика он его всё. Нужно собраться с силами и поискать в интернете материал о Мигеле Краснове, тогда можно заставить Эрика разговориться. Я как-то мельком видел один рассказ о том, как мигелевцы в провинции расстреливали крестьян-индейцев, получивших при Альенде земельные участки, входившие во владения латифундистов. Сцены были чудовищными по жестокости - красновцы выгоняли индейцев на поля, а потом гонялись за ними на джипах, отстреливая как кроликов. К сожалению, ссылку не записал, а то бы сейчас неплохо было предложить Эрику разъяснить суть "православности" борца с коммунистической заразой Мигеля Краснова. Думаю, Тамбовский обязательно заступится за своих.
127. Артур : Ответ на 117., Любезный читатель:
2011-12-12 в 09:34

Грубовато, грубовато, Артур. Я вами недоволен. Вы достаточно давно на форуме и уже выросли из "коротких штанишек". Пора взрослеть. Прошу уважительно относится ко всем, к моему земляку - в частности.



Мною многие недовольны. Вэлкам ту зе клаб...

У нас в Питере, дорогой Любезный Читатель, на улице Малая Конюшенная стоит памятник Гоголю Н.В. Памятник новодельный – поставлен в 1998 году.

http://palmernw.ru/m...a_konushennaya.html

Утверждали, что установку памятника в свое время спонсировал глава знаменитой тамбовской преступной группировки В.Кумарин (Барсуков), в прошлом весьма влиятельный человек в Петербурге, не так давно осужденный в Москве. И Гоголя скульптор создавал с него самого. Сходство, несомненно есть…

http://www.aferizm.r...ps_spb_4-kymarin.htm

Так, что уважаемый Любезный Читатель, земляки – они бывают разные…
126. Артур : Ответ на 115., В.М.:
2011-12-12 в 09:30

Однако, как мы с Вами помолодели, дорогой Артур:)))Может быть, это действительно не Эрик?Для Эрика такая маскировка как-то черезчур изобретательна.



Уверен, что он, дорогой Валерий. Стилистика, обороты, склонность к вопросам в духе «вы уже перестали бить свою жену: отвечайте «да» или «нет»?», которые ему кажутся эталоном софистической риторики и т.п. Это как если бы Шахматов назвался Лео Нуччи и продолжал бы писать про «никониян»… К тому же, я думаю, у Эрика нет и намерения так уж маскироваться….
125. Александр Тимофеев : Ответ на 121., Слава Тамбовский :
2011-12-11 в 20:42

Как гуманитарий, могу сказать, что абсолютно свободной от идеологии и оценочных суждений гуманитарной науки не существует. Любая гуманитарная наука в той или иной степени идеологична. Можете на этот счет почитать работы Макса Вебера о научном исследовании. Кстати идеологичность, например, исторической науки, по моему мнению, не всегда является очевидным злом. Вы пишите, что «предмет "история" в школе стал субпродуктом большевистской идеологии». С этим тезисом я совершенно не согласен, разве только тогда, когда это касается истории 20 века.

Удивительно, как Вам стало известно о мотивах Сталина? Ведь «чужая душа потемки». Как ныне модно стало рассуждать о мотивах и даже мыслях другого человека!!! Откуда только взялись все эти телепаты и ясновидцы? Сергей Кудряшов, на которого Вы так любите ссылаться, несколько раз повторил, что при Сталине фальсифицировалась только история 20 века!!! Несколько раз. А Вы так и не услышали голос Вашего авторитета. «Манипуляции с историей», как Вы неудачно, на мой взгляд, выразились, древней истории почти не коснулись. Об этом, кстати, говорит С.Кудряшов.

За что Сталин осудил Энгельса??? За критику царизма. Сам Сталин почти не критиковал царизм, только вынужденно и крайне редко. Если Вы не согласны с этим тезисом, приведите, пожалуйста, доказательства обратного. Во время ВОВ Сталин делал упор не на критике царизма, а не восстановлении справедливости в отношении прошлого России. Всегда необходимо при оценках политики «отделять мух от котлет», иначе второстепенно станет важным, а важное – несущественным.
124. Александр Тимофеев : Ответ на 118., Алексий :
2011-12-11 в 20:25

Цензура при Сталине действительно была, и в некоторых случаях она оказала весьма благотворное влияние. Негативное воздействие цензуры тех лет сильно преувеличено. Кстати в фильмах «Петр Первый» и «Александр Невский» совершенно не отражено «официальное и "единственно верное" мировоззрение», как Вы выразились. Это исторически достоверные и высокохудожественные произведения искусства.

Вы передергиваете мои высказывания. Заметьте, что я говорил не только о количестве, но и качестве и идеологической направленности фильмов. Вы же пытаетесь создать видимость некоторого противоречия между моим и Вашим мнением, будто бы для меня важно только количество фильмов. Это явное искажение моего мнения, которое, как мне казалось, я выразил вполне ясно.

Действительно в советских фильмах мало говорят о Боге, но разве многие из них не носят подлинно православный, христианский характер? Ведь можно называться православным и не быть православным, а можно быть православным и не рекламировать свое православие, как это стало модным и гламурным ныне.
123. Любезный читатель : Ответ на 122., Слава Тамбовский :
2011-12-10 в 21:12

спасибо за поддержку. Право, не стоило.


Не соглашусь с Вами! Надо нам всем научиться поддерживать друг друга.
Пока нас русских большинство, но жизнь показывает, что это ненадолго. Ведь сбережение народа складывается не тольков социальной политикой проводимой в интересах народа, но и бережным , уважительным отношением друг к другу. Так что, держись земляк - мы тамбовские!
122. Слава Тамбовский : Любезному читателю
2011-12-10 в 19:45

Уважаемый земляк,

спасибо за поддержку. Право, не стоило. Поиск врагов и шпионов, неусыпная подозрительность, сочетаемая с быдловским хамством, лучшая игра молодого неосталиниста. Остается лишь пожелать Артуру самому не оказаться в роли эстонского или финского шпиона.
121. Слава Тамбовский : Ответ на 116., Александр Тимофеев :
2011-12-10 в 19:35

Вы, предложив мне посмотреть аудио выступления историка Сергея Кудряшова в эфире радио «Эхо Москвы», вероятно, того не ожидая, сами себя выстегали. Извините, за ёрничество, но иначе отреагировать я не могу. Вы пишите, что «оно (то есть повествование историка Кудряшова) радикально отличается от Вашей версии (и версией Вашей редакции, судя по содержанию и тенденциям Вашего сайта), полностью солидарной с линией ВКП (б) сталинского времени». Мне даже интересно, как Вы, посмотрев речь Кудряшова и сравнив его с моей статьей, могли придти к столь неожиданно абсурдным выводам? Я же убедился в том, что моя статья не только не входит в противоречие с речью Кудряшова, а наоборот полностью ему соответствует. Соответствие почти 100-процентное. Поразительное соответствие. Кудряшов говорит, что Сталин пытался установить преемственность истории. Разве не об этом же я пишу в своей статье? Кудряшов далее продолжает, что Сталин повысил роль и значение личности в истории. Разве не об этом же я пишу в своей статье? Кудряшов вспоминает, что в 1929 году Сталин осуждает Энгельса за его критику царизма. На вопрос ведущей, как же так, ведь и Сталин должен был осуждать царизм. На что историк Кудряшов невнятно пробормотал должен, но в итоге он его не осудил. Разве не об этом же я пишу в своей статье? Задачей Сталина, продолжает Кудряшов, было показать прогрессивность советского строя и все. Когда речь заходит о фальсификациях, то Кудряшов неоднократно (!!!) отмечает, что фальсифицировалась только история XX века!!! Более того, он буквально поет гимн сталинским учебником. По его словам, эти учебники написаны потрясающе ясным, простым и доступным языком. Причем некоторые сталинские учебники, особенно по истории средневековья и античности до сих пор актуальны, отмечает Кудряшов. Более того, он говорит, что сталинские учебники были гораздо лучше западных учебников. Кудряшов даже говорит, что до сих пор учебники по истории сохраняют ту же структуру, которая была определена еще Сталиным. Политики Сталину в отношении школьных учителей Кудряшов вообще назвал «музыкой». Лично от себя скажу, что мои знакомые, воспитанные на учебниках Сталина, до сих пор говорят, что это были лучшие учебники. Кстати и Кудряшов замечает, что в нынешнее время нет ни одного удовлетворительно учебника по истории.

Как же невнимательно Вы выслушали историка Сергея Кудряшова!!! Поразительно, недаром в народе говорят, «слышал звон, да не знает, где он». Если бы мне была известна эта запись при написании статьи, я обязательно использовал бы некоторые ее положения. Потрясающая запись!!! Зачем Вы сами себя изобличили?



Уважаемый Александр, Вы нашли только одно сходство, и радуетесь. На самом деле Вы не заметили самого главного: Кудряшов, в отличие от Вас подходя к предмету исследования критично, подчеркивает, что :
1) предмет "история" в школе стал субпродуктом большевистской идеологии (Вас, конечно, это не смутило? Идеологизированная наука для Вас - само собой разумеющееся);
2) сталинские идеологи нарочито выделяют в истории Александра Невского, Иоанна IV и Петра I, преследуя цель "облагородить" личность кровавого палача Сталина и сделать его отвратительную персону исторической преемницей тех великих русских правителей. Такие манипуляции с историей для Вас само собой разумеющееся, верно?

Насчет "сам себя выстегал", уважаемый Александр, хочу заметить, что я никогда не побрезгую цитатой из Ленина или Сталина, если на этой цитате можно исторически точно показать сущность, к примеру, большевизма. Тот же Сталин в своей первой речи во время ВОВ с обращением "братья и сестры" сказал, что Гитлер желает вернуть в Россию русских царей, помещиков и капиталистов. Это ли не лучшее свидетельство лживости как советской идеологии, делающей через предмет "история" Сталина преемником Невского, Грозного и Петра Великого, так и чуждости самого Сталина и его режима многовековому российскому укладу.
Спасибо Вам за внимание к моей скромной персоне. Извините.
120. Александр Раков : Ответ на 113., дед пенсионер:
2011-12-10 в 18:38

Иногда Вы удивляете, Александр Григорьевич. Сбережение народа через отказ от Империи! Программа (популярное слово сегодня особенно) Солженицына безусловно "от избытка сердца"... дальше молчу, не знаю - Бог знает.


Да о какой империи вы все мозги запутали, когда страна по уши в дерьме!!! Что было - сплыло. На работу надо идти, дед-пенсионер. Я уже пятый год после пенсии тружусь - и живой. Александр Раков.
119. Александр Раков : Ответ на 114., дед пенсионер:
2011-12-10 в 18:30

Он отрекся и от того самого колоссального вклада. "Хвалить меня за "Войну и мир" и "Анну Каренину" - все равно, что хвалить Эдисона за то, что он хорошо танцует мазурку."Сегодня люди дышат другим воздухом, и проявляя интерес к Толстому - "Войну и мир" читать не станут, а будут интересоваться его бредятиной, которая поистине необъятна.Вот его вклад, и плоды, которые тогда были обильными, а уж сегодня, заинтересуй молодежь, погубит не меньше душ.Погубит своим авторитетом. Люди Вас самого побьют этим Толстым!Неужели мудрый Раков этого не понимает, когда поет Толстому дифирамбы?Неужели ЛИТЕРАТОР - это приговор для человека, Александр Григорьевич?Неужели муза сильнее Христа?и здравого смысла? Или это все "людишки", которые не понимают ничего...



Вы оказались невежественнее, чем я поначалу предполагал. Поэтому писать вам что-либо безсмысленно. Александр Раков.
118. Алексий : 101. Александр Тимофеев : Ответ на 82., Алексий :
2011-12-10 в 16:38

""Вы пишите, что я воспеваю «атеистический взгляд на нашу историю». Признаюсь, я даже не знаю, как прокомментировать это суждение. Вы сначала его обоснуйте, а потом уже предъявляйте на суд публики.""

А Вы такой наивный, что не в курсе существовавшего тогда официального и "единственно верного" мировоззрения? Которому жестко подчинялись все труженики искусства при ваянии своих эталонов..

""Попробуйте подсчитать, какое количество исторических фильмов было снято при Сталине, Хрущеве, Брежневе и пр., сравните их качество и их идеологическую направленность?""

Так Вас обвораживает количество снятого? Тогда не вопрос, это разговор глухого с немым. Меня волнует содержание.
Кстати, при Брежневе (правил так же сопоставимо долго как и Сталин) одних фильмов о ВОВ было огромное количество. Но и там места для Бога не нашлось.
117. Любезный читатель : Ответ на 111., Артур :
2011-12-10 в 14:56

Толстовато, толстовато, Эрик... Вами будут недовольны.


Грубовато, грубовато, Артур. Я вами недоволен.
Вы достаточно давно на форуме и уже выросли из "коротких штанишек". Пора взрослеть. Прошу уважительно относится ко всем, к моему земляку - в частности.
116. Александр Тимофеев : Ответ на 108., Слава Тамбовский :
2011-12-10 в 14:48

Вы, предложив мне посмотреть аудио выступления историка Сергея Кудряшова в эфире радио «Эхо Москвы», вероятно, того не ожидая, сами себя выстегали. Извините, за ёрничество, но иначе отреагировать я не могу. Вы пишите, что «оно (то есть повествование историка Кудряшова) радикально отличается от Вашей версии (и версией Вашей редакции, судя по содержанию и тенденциям Вашего сайта), полностью солидарной с линией ВКП (б) сталинского времени». Мне даже интересно, как Вы, посмотрев речь Кудряшова и сравнив его с моей статьей, могли придти к столь неожиданно абсурдным выводам? Я же убедился в том, что моя статья не только не входит в противоречие с речью Кудряшова, а наоборот полностью ему соответствует. Соответствие почти 100-процентное. Поразительное соответствие. Кудряшов говорит, что Сталин пытался установить преемственность истории. Разве не об этом же я пишу в своей статье? Кудряшов далее продолжает, что Сталин повысил роль и значение личности в истории. Разве не об этом же я пишу в своей статье? Кудряшов вспоминает, что в 1929 году Сталин осуждает Энгельса за его критику царизма. На вопрос ведущей, как же так, ведь и Сталин должен был осуждать царизм. На что историк Кудряшов невнятно пробормотал должен, но в итоге он его не осудил. Разве не об этом же я пишу в своей статье? Задачей Сталина, продолжает Кудряшов, было показать прогрессивность советского строя и все. Когда речь заходит о фальсификациях, то Кудряшов неоднократно (!!!) отмечает, что фальсифицировалась только история XX века!!! Более того, он буквально поет гимн сталинским учебником. По его словам, эти учебники написаны потрясающе ясным, простым и доступным языком. Причем некоторые сталинские учебники, особенно по истории средневековья и античности до сих пор актуальны, отмечает Кудряшов. Более того, он говорит, что сталинские учебники были гораздо лучше западных учебников. Кудряшов даже говорит, что до сих пор учебники по истории сохраняют ту же структуру, которая была определена еще Сталиным. Политики Сталину в отношении школьных учителей Кудряшов вообще назвал «музыкой». Лично от себя скажу, что мои знакомые, воспитанные на учебниках Сталина, до сих пор говорят, что это были лучшие учебники. Кстати и Кудряшов замечает, что в нынешнее время нет ни одного удовлетворительно учебника по истории.

Как же невнимательно Вы выслушали историка Сергея Кудряшова!!! Поразительно, недаром в народе говорят, «слышал звон, да не знает, где он». Если бы мне была известна эта запись при написании статьи, я обязательно использовал бы некоторые ее положения. Потрясающая запись!!! Зачем Вы сами себя изобличили?
115. В.М. : Артуру, по поводу 110
2011-12-10 в 06:20

Однако, как мы с Вами помолодели, дорогой Артур:)))
Может быть, это действительно не Эрик?
Для Эрика такая маскировка как-то черезчур изобретательна.
114. дед пенсионер : 103. Александр Раков :То, что он отрёкся от Церкви, ни в коей степени не умаляет его колоссального вклада в мировую литературу. Ни один писатель не смог объять Отечественную войну 1812 года. А он смог!
2011-12-09 в 22:11

Он отрекся и от того самого колоссального вклада.
"Хвалить меня за "Войну и мир" и "Анну Каренину" - все равно, что хвалить Эдисона за то, что он хорошо танцует мазурку."

Сегодня люди дышат другим воздухом, и проявляя интерес к Толстому - "Войну и мир" читать не станут, а будут интересоваться его бредятиной, которая поистине необъятна.
Вот его вклад, и плоды, которые тогда были обильными, а уж сегодня, заинтересуй молодежь, погубит не меньше душ.Погубит своим авторитетом.
Люди Вас самого побьют этим Толстым!

Неужели мудрый Раков этого не понимает, когда поет Толстому дифирамбы?
Неужели ЛИТЕРАТОР - это приговор для человека, Александр Григорьевич?
Неужели муза сильнее Христа?
и здравого смысла? Или это все "людишки", которые не понимают ничего...
113. дед пенсионер : 67. Александр Раков :Так вот, а эо было в самом запале перестройки, главным пунктом прогаммы было СБЕРЕЖЕНИЕ НАРОДА!
2011-12-09 в 21:32

Иногда Вы удивляете, Александр Григорьевич. Сбережение народа через отказ от Империи!
Программа (популярное слово сегодня особенно) Солженицына безусловно "от избытка сердца"... дальше молчу, не знаю - Бог знает.
112. Ф. Ф. Воронов : Ответ на 106., Александр Раков:
2011-12-09 в 20:31

Ну вот, добрался-таки до свей маленькой библиотеки и нашёл книгу РАССКАЗОВ СОЛЖЕНИЦЫНА "НА ИЗЛОМАХ, малая проза", Ярославль, изд."Верхняя Волга", 1998.Она состоит из рассказов 1959-1966, КРОХОТКИ 1958-60 и 1996-97, ДВУЧАСТНЫЕ РАССКАЗЫ.Тираж 30 000 экз. Истина восстановлена. Александр Раков




Да, спасибо, Александр Григорьевич, я тоже вспомнил рассказ "На изломах" и подумал: не он ли? Значит, его Вы и имели в виду. Эти поздние рассказы С. замечательные. Но уже другой стиль, чем ранние ("Иван Денисович", "Матренин двор", "Случай на станции Кречетовка"), принесшие ему первую славу. Он, мне кажется, в них использовал опыт, накопленный за годы работы над "Красным Колесом".

Если кто захочет прочесть, вот ссылка на интернет: http://www.solzhenit...oad/books/Tom_1.pdf
111. Артур : Ответ на 109., Слава Тамбовский:
2011-12-09 в 18:24

Толстовато, толстовато, Эрик... Вами будут недовольны.
110. Слава Тамбовский : Ответ на 95., В.М. :
2011-12-09 в 16:42

“Доброе дело, чтобы храмы акумов, а равно и все к ним принадлежащее или для них сделанное, каждый еврей, елико возможно старался уничтожать и сжигать, а сам пепел рассеивать по всем ветрам или же кидать его в воду. Далее каждому еврею ставится в обязанность всякий храм акумов искоренять и, во всяком случае, давать ему позорные наименования”.

Шулхан-арух, Иоре де'а 146,14 и 146,15; взято из талмуда Абода зара, 46 и Маймон Гилхоф Абода зара, перек 7.

Эрик, вот правильный ответ. В 31-м году у Сталина не было никакой возможности этому воспрепятствовать. Забыли, кому принадлежала реальная власть? Кстати, в 37-м году, когда ситуация стала изменяться, всякое строительство на этом месте было прекращено.



Я никакой не Эрик. Меня зовут Вячеслав. Вас плохо учили в школе в 90-ых годах. Вернее, вовсе не учили. Берите пример хотя бы с Артура (тот, хоть и молод, любит советские фальсификаты). Я не берусь Вас поучать, но все же советская идеология, начиная с 1917 года, базировалась не на Талмуде, а на учении Маркса-Энгельса-Ленина-Сталина. Это идеология была атеистической и предполагала агрессивное уничтожение прежде всего традиционных религий, а также гонение на верующих. Что, собственно, советская власть и осуществляла, в том числе на моей памяти много лет прожившего в СССР, на практике всю свою историю вплоть до 1991 года. И сейчас, в силу того, что прежняя номенклатура осталась у власти после 1991 года, происходит гонение на веру, выражающееся в противодействии преподаванию ОПК в средней школе.
109. Слава Тамбовский : о кличке "палкин"
2011-12-09 в 16:34

Артур, Вам, как инородцу, конечно, приятно навязывать всем фальсификаты, включающие ругань на русских самодержцев. К сожалению, до клички "палкин" додумались не ваши кумиры-комиссары (они мало были способны к творчеству), а Лев Толстой, написавший якобы исторически правдоподобный рассказ. К счастью, в царской России это его творчество было под запретом. Сейчас же Ваше время, Артур. Так что радуйтесь и торжествуйте.
108. Слава Тамбовский : Re: Борьба за русскую историю в советскую эпоху
2011-12-09 в 16:30

Уважаемый Александр Тимофеев,

я, после вопроса к Вам, привел ссылку на еще более длительное адио повествование известного историка, осмысливающего фальсификацию русской истории, предпринятую Сталиным и его кликой в идеологических целях. Оно радикально отличается от Вашей версии (и версией Вашей редакции, судя по содержанию и тенденциям Вашего сайта), полностью солидарной с линией ВКП (б) сталинского времени. Я, конечно, понимаю, что Вам неприятно отвечать на лобовые вопросы. Если желаете, я могу изменить свой вопрос и сформулировать его следующим образом: какой прок для Вас пропагандировать (что Вы фактически делаете) идеологическую деятельность ВКП (б) времен Сталина? Дань времени и линии "ЕдРа", верно?
107. Слава Тамбовский : Ева ручается за вековую правду.
2011-12-09 в 16:22

Любопытно, чем конкретно Ева может поручиться, что приемлемая для неё версия гибели княгини Евпраксии, невестки Рязанского князя, существовала веками? Еве 300-400 лет от роду, или?...
106. Александр Раков : Ответ на 102., Александр Раков:
2011-12-09 в 13:10

P.S. Книга, которую Вы имели в виду, не "Россия в обвале" ли? (http://www.solzhenit...ossiya_v_obvale.pdf) Кстати, сайт http://www.solzhenitsyn.ru/main.php -- отличный источник публикаций Солженицына и о нем. Посмотрите прекрасную статью Валентина Непомнящего (Вы, конечно, знаете этого пушкиниста): http://www.solzhenit.....php?ELEMENT_ID=803[/QUOTE



Ну вот, добрался-таки до свей маленькой библиотеки и нашёл книгу РАССКАЗОВ СОЛЖЕНИЦЫНА "НА ИЗЛОМАХ, малая проза", Ярославль, изд."Верхняя Волга", 1998.Она состоит из рассказов 1959-1966, КРОХОТКИ 1958-60 и 1996-97, ДВУЧАСТНЫЕ РАССКАЗЫ.
Тираж 30 000 экз.
Истина восстановлена. Александр Раков
105. Наталья Чернавская : Ответ на 100., Ф. Ф. Воронов:
2011-12-09 в 01:27

Спасибо Вам за ссылку на "Россию в обвале" Солженицына, лучше поздно, чем никогда - прочитать, в 98-м году, жаль, не знала об этой книге. Особенно понятно и близко:"Да, конечно, многие хотели бы, и ждут, и справедливо, чтобы Православная Церковь укреплялась
бы самостоятельной авторитетною силою в стране — ибо всякие государственные подпорки только ослабляют Дух Церкви. Чтобы не участвовала она в демонстративно-телевизионном «воцерковле-
нии» власти — столь недостойной и запутавшейся; но самоустановленным, уверенным голосом обличала бы
слепость или поощрительность властных лиц к разбойным силам. Чтобы голос Церкви когда-то же твёрдо зазвучал в помощь нам и в защиту, в повседневном
нашем барахтаньи.
Но и помня же, и помня безмерную физическую слабость сегодняшней нашей Церкви, прореженность, неукреплённость состава её служителей (на исправление чего потребуются годы и годы), уместно
нам не упрёки слать сегодняшней Церкви, а — ужаснуться нашей собственной слабости и ничтожности,
как мы допускаем всё происходящее, мы сами - верующие? В нынешние тяжкие годы, когда центральная государственная власть России открыто для всех потеряла благонаправленное управление страной, — Россию нельзя спасти без энергичного, деятельного народного участия.
Если мы сами не готовы к самоорганизации — не на кого нам жаловаться.Проверка нас самих, чего мы стоим и какой же достойны судьбы.
А найдётся ли столько бескорыстных людей, способных отдавать силы и время
спасению своей местности? Ну, а если не найдётся — мы не стоим ничего как народ, тогда, в ослаблении,оставим все заботы. Ощутить каждому, что ты — не щепка, что ты можешь повлиять на идущее: когда — через бесстрашие, когда — через выдержку. А иначе — кому же вы-
тягивать? детям? внукам? Да разве им будет легче?
Н и к о гда мы ничего не дождёмся от властных б л а г о д е т е л е й , прежде чем поверим, что мы сами —
и с п о лнители своей судьбы. Только м ы с а м и, если имеем волю не сгинуть с планеты вовсе (а это — грозит), должны своими силами подняться из нынешнего
гибельного прозябания. Изменить — само поведение наше: усталое безразличие к своей судьбе.
Мой дух, моя семья да мой труд — добросовестный, неусыпный, без оглядки на захлёбчивую жадность воровскую, — а как иначе вытягивать? Хоть
бы и секира опустилась на воров ( н е т, не опус т и т с я ),
а без труда всё равно ничего не создастся.
Не нынешнему государству служить, а — Отечеству. Отечество — это то, что произвело всех нас.
Оно — повыше, повыше всяческих преходящих конституций. В каком бы надломе ни пребывала сейчас
многообразная жизнь России — у нас ещё есть время состояться и быть достойным нашего нестираемого 1100-летнего прошлого. Оно — достояние десятков
поколений, прежде нас и после нас.
И — не станем же тем поколением, которое всех их предаст"...
104. Александр Раков : Ответ на 63., Серёжа :
2011-12-08 в 23:50

Простите, но зря Вы ополчились на Автора. Чем плоха статья? Кто в России (и где бы то ни было) пишет безупречно? Кто пишет идеально на РНЛ? По-моему, за исключением о. Лазаря (Афанасьева) и ув. Евы, у всех (включая Серёжу) огромное количества заскоков и ошибок. Ещё раз - простите.


И Вы, Сергей, простите меня грешного! Не стоило влезать в форум в Рождественский пост. Вот бес и старается... Александр Раков.
103. Александр Раков : Ответ на 98., Серёжа :
2011-12-08 в 23:39

Насчёт личности Павлика Морозова - полностью согласен с А. Раковым. Относительно Солженицына - читал его очень мало, но если уж о Льве Николаевиче Толстом воздыхаем и втайне надеемся, то тут - тем более. По правде сказать, странновато выглядит аргументация, что я, дескать, известен. Был такой всему миру известный человек - царь Пирр, с его именем связана пословица. Но неужто всё, что он сказал и написал - верно?


Лев Николаевич Толстой - гениальнейший писатель и мыслитель на много веков вперёд. То, что он отрёкся от Церкви, ни в коей степени не умаляет его колоссального вклада в мировую литературу. Ни один писатель не смог объять Отечественную войну 1812 года. А он смог! У нас до сих пор нет подобного произведения об Отечественной войне 1941 года - не родился такой писатель. Да, он пренебрежительно писал о православии, но он же понёс жестокое Божие наказание.
Один паломник рассказывал мне, что в одном из новгородских соборов есть настенная роспись, на которой изображены Толстой и Лермонтов в аду. Я спрашивал у духоносного старца, возможно ли такое? Он спокойно ответил: вполне, хотя бы за того же "Демона".Не верите? Съездите, убедитесь сами. Александр Раков.
102. Александр Раков : Ответ на 100., Ф. Ф. Воронов:
2011-12-08 в 23:30

Что касается его прозы, то я даже не знаю, с чем её можно сравнить по своей изящности, новизне, открытии новых слов - он пишет так, словно играет на скрипке.Дорогой Александр Григорьевич! Примите благодарность за точные и замечательные слова о художественном мастерстве Солженицына. Это то, с чего стоило бы начинать во всех дискуссиях, где упоминают его имя. Но многим, здесь пишущим, слон на ухо наступил; они русский язык не чувствуют и к нему равнодушны. Спасибо за то, что Вы вовремя вспомнили о языке.С уважением,Ф.В.
P.S. Книга, которую Вы имели в виду, не "Россия в обвале" ли? (http://www.solzhenit....ossiya_v_obvale.pdf) Кстати, сайт http://www.solzhenitsyn.ru/main.php -- отличный источник публикаций Солженицына и о нем. Посмотрите прекрасную статью Валентина Непомнящего (Вы, конечно, знаете этого пушкиниста): http://www.solzhenit....php?ELEMENT_ID=803[/QUOTE
Спаси Господи, хоть кто-то доброе слово сказал. Очень трудно, почти невозможно говорить с вами, мальчишки и девчонки, из-за ваших закидонов. Не знаете меня, несёте околесицу (Раков высказывается Тимофееву, потому что боится сказать это Степанову?!). И Степанову говорю в глаза то, что думаю, не сумлевайтесь.
Теперь что касается заслуг. Знал, что даю зацепку, но пришлось взять удар на себя: если меня из-за торопливой ошибки (вы-то сами не ошибаетесь?) обвинили в том, что я не филолог, не журналист, не писатель, не редактор - пришлось пустить в ход тяжёлую артиллерию. Для меня этот форум, состоящий из 200 человек, почти ничего не значит. Вы что, погоду делаете в моей жизни? Лишь несколько умудрённых людей правильно поняли мои мысли. А сопляки хватаются за несчастный мягкий знак, намекают на мою трусость, незная-не ведая Александра Ракова. Приходите в редакцию, всегда говрю я, там и выскажете мне всё, что вы обо мне думаете нехорошего. А пока я 19-й год делаю 5 православных газет, известных в России, вам крыть просто нечем; единственное - это извратить смысл мной сказанного, спрятавшись за кликухой от трусости. Приходите: Измайловский пр.,2. Милости прошу! Только не отвлекайте от дела болтовнёй. Могу и за дверь выставить. А теперь валяйте - вам не привыкакать!(ох-хо-хо!опять неправильно написал!) Александр Раков.
P.S. Досточтимый Ф.Ф. Воронов! Устал лезть в библиотеку, но книга Солженицына точнее называется, как мне кажется, "НА РАЗЛОМЕ". Удивительная книга! Спасибо Вам за мудрые слова. И ещё раз повторю: я боюсь только Бога и стараюсь не ослушаться духовника, о.Иоанна Миронова. А то, что вы поливаете меня грязью, батюшка только приветствует. Это укрепляет духовно.

101. Александр Тимофеев : Ответ на 82., Алексий :
2011-12-08 в 20:22

Как говорят мудрецы, все познается в сравнении. Попробуйте подсчитать, какое количество исторических фильмов было снято при Сталине, Хрущеве, Брежневе и пр., сравните их качество и их идеологическую направленность? И какой Вы получили ответ? Я не буду Вам подсказывать ответ, надеюсь, что Вы проделаете необходимую работу и получите объективные данные.

Что касается Ваших богословских рассуждений, то Ваши выводы, как говорят в народе, «высосаны из пальца». Я не употреблял слово «грех». Из моей фразы: «Вашу реплику о «кастрированном соцреализме» оставляю на Вашей совести» совершенно не следует обвинение Вас в грехе. Выражение «оставить на чьей-либо совести» применительно к высказываниям означает лишь то, что эти высказывания неосновательны, опрометчивы, ложные и т.д.

Вы пишите, что я воспеваю «атеистический взгляд на нашу историю». Признаюсь, я даже не знаю, как прокомментировать это суждение. Вы сначала его обоснуйте, а потом уже предъявляйте на суд публики.
100. Ф. Ф. Воронов : Ответ на 58., Александр Раков:
2011-12-08 в 20:16

Что касается его прозы, то я даже не знаю, с чем её можно сравнить по своей изящности, новизне, открытии новых слов - он пишет так, словно играет на скрипке.



Дорогой Александр Григорьевич! Примите благодарность за точные и замечательные слова о художественном мастерстве Солженицына. Это то, с чего стоило бы начинать во всех дискуссиях, где упоминают его имя. Но многим, здесь пишущим, слон на ухо наступил; они русский язык не чувствуют и к нему равнодушны. Спасибо за то, что Вы вовремя вспомнили о языке.
С уважением,
Ф.В.

P.S. Книга, которую Вы имели в виду, не "Россия в обвале" ли? (http://www.solzhenit...ossiya_v_obvale.pdf) Кстати, сайт http://www.solzhenitsyn.ru/main.php -- отличный источник публикаций Солженицына и о нем. Посмотрите прекрасную статью Валентина Непомнящего (Вы, конечно, знаете этого пушкиниста): http://www.solzhenit...x.php?ELEMENT_ID=803
99. Александр Тимофеев : Ответ на 90., Слава Тамбовский :
2011-12-08 в 20:09

Вы довели мою мысль до абсурда, да к тому же задаете ангажированные вопросы. Разумеется, любой благонамеренный человек на вопрос, «является ли полезным изучение фальсификата, если угодно, суррогата истории», ответит отрицательно. На такие вопросы невозможно правильно ответить, потому что эти вопросы построены неправильно. Я не утверждаю в своей статье, что во времена Сталина вся история России правильно освещалась в учебных заведениях. Я пытаюсь доказать только один тезис, согласно которому во времена Сталина начался процесс исправления историографии. При этом я показываю, что этот процесс не был одномоментным, что он был длительным и многоступенчатым. Может быть, поэтому моя статья получилась столь длинной. К сожалению, Хрущев остановил этот процесс.
98. Серёжа : Re: Борьба за русскую историю в советскую эпоху
2011-12-08 в 17:42

Насчёт личности Павлика Морозова - полностью согласен с А. Раковым. Относительно Солженицына - читал его очень мало, но если уж о Льве Николаевиче Толстом воздыхаем и втайне надеемся, то тут - тем более. По правде сказать, странновато выглядит аргументация, что я, дескать, известен. Был такой всему миру известный человек - царь Пирр, с его именем связана пословица. Но неужто всё, что он сказал и написал - верно?
97. Ева : Ответ на 87., Артур:
2011-12-08 в 17:41

Печально, что ветка в момент превратилась в афишу с саморекламой: для кого с рассказами о своем героическом труде на заводе, для кого - об их литературных и издательских подвигах



Наверное,дорогой Константин,к этому нужно привыкнуть.Если у людей есть какие-то достижения и награды, вполне логично ожидать,что рано или поздно о них нам напомнят.Меня это нисколько не печалит,меня огорчает другое.Желание пойти дальше,и этими заслугами и наградами "задавить" оппонента,возможно еще молодого и не столь талантливого,но который тоже имеет свою точку зрения,пусть и несколько несовершенную,но вполне достойную.
Всё-таки честнее,на мой взгляд, было изложить свою точку зрения например ув.Раковым А.Г.,естественное,без всякого желания "отхлестать" Автора,и нам понятней было,потому что Александр Григорьевич в целом пишет правильные вещи,глядишь и Автор что-нибудь понял.А так кроме неприятного ощущения ничего не осталось.Жаль.
96. Слава Тамбовский : Re: Борьба за русскую историю в советскую эпоху
2011-12-08 в 16:50

Как писались учебники истории при Сталине:
http://www.urokiisto...chebniki-pri-staline

Некоторые отрывки по ссылке:

"Первый советский учебник по истории появился в 1930-е – в результате объявленного конкурса, ход которого тщательно контролировали Жданов, Киров и лично Сталин. Победитель – учебник Шестакова «Краткий курс истории СССР» - предлагал идею преемственности: великие люди прошлого (Александр Невский, Иван Грозный, Петр I) с древних времён строят мощное государство и борются с иноземными захватчиками. Заканчивается всё советским временем, а линия положительных царей упирается в Сталина. Хронология этого учебника, метод изложения и оценки оппозиции были заимствованы другими изданиями, а структура сохранилась и сегодня."

"Высшее советское руководство взялось за историю: в 1931 г. журнал «Пролетарская Революция» публикует письмо Сталина «О некоторых вопросах истории большевизма», которое оказало большое влияние на развитие советской историографии. В нем Сталин фактически устанавливал право на монопольное толкование истории - историки лишались права обсуждать «аксиомы большевизма». Это письмо изменило преподавание, изучение и пропаганду истории в СССР: активизировалась работа Главлита (института цензуры советской власти), в библиотеках появились отделы специального хранения, архивы были переданы в НКВД и получили гриф «Секретно», в результате чего историки не могли больше опираться на источники, а должны были обходиться работами Сталина, партийными резолюциями и советской периодикой. Многие историки, которые профессионально хотели заниматься историей вынуждены были уходили в древность – в средние века, в античность."

"Явного фаворита на конкурсе так и не появилось, все тексты получали разгромные рецензии, а «победил» учебник малоизвестной группы историков под руководством профессора Шестакова из пединститута. Вообще-то это был учебник для 4-го класса, который из-за отсутствия выдержанных в марксистском духе учебников рекомендовали использовать и в старших классах. В нем был сделан упор на преемственность истории, акцент на сильные фигуры, наделённые огромной властью (Иван Грозный, Петр I), просто и правильно, в том числе и на уровне лексики, описывались события после 1917 года («партия большевиков разбила этих изменников»), а в конце детям давался совет:

«Надо тщательно следить за всеми подозрительными людьми»."
95. В.М. : 90. Слава Тамбовский
2011-12-08 в 16:42

“Доброе дело, чтобы храмы акумов, а равно и все к ним принадлежащее или для них сделанное, каждый еврей, елико возможно старался уничтожать и сжигать, а сам пепел рассеивать по всем ветрам или же кидать его в воду. Далее каждому еврею ставится в обязанность всякий храм акумов искоренять и, во всяком случае, давать ему позорные наименования”.

Шулхан-арух, Иоре де'а 146,14 и 146,15; взято из талмуда Абода зара, 46 и Маймон Гилхоф Абода зара, перек 7.

Эрик, вот правильный ответ. В 31-м году у Сталина не было никакой возможности этому воспрепятствовать. Забыли, кому принадлежала реальная власть? Кстати, в 37-м году, когда ситуация стала изменяться, всякое строительство на этом месте было прекращено.
94. Слава Тамбовский : Re: Борьба за русскую историю в советскую эпоху
2011-12-08 в 16:41

Я извиняюсь, скомкал второпях свое сообщение. Конечно же, Палкиным в сталинских учебниках называли Николая I, а Павла I - просто ненормальным бесноватым полуидиотом.
93. В.М. : 86. Александр Раков
2011-12-08 в 16:13

Имя отца Солженицына - Исаакий. Исаевич - поздняя переделка. Много усилий было потрачено, что бы скрыть еврейские корни.
Та же ситуация, что с митрополитом Иларионом.
92. Артур : Ответ на 90., Слава Тамбовский:
2011-12-08 в 16:12

Эрик, Палкиным называли не Павла, а Николая I. Вы уверены, что Вам не стоило бы начать хотя бы с суррогатов?
91. Артур : Ответ на 89., В.М.:
2011-12-08 в 16:10

Дорогой Валерий, уж Вас-то я в последнюю очередь имел в виду: Вы вынужденно отвечали на прямой вопрос. Простите, если задел ненароком )
90. Слава Тамбовский : вопрос к автору статьи
2011-12-08 в 16:03

Вы пишите, с Вашего позволения я синтезирую Ваши мысли, что Сталин вернул в школу изучение русской истории. Как Вы думаете, является ли полезным изучение фальсификата, если угодно, суррогата истории? Так, например, в сталинских учебниках святой царь Николай оболган как кровавый тиран, с присовокуплением к Его имени клички "кровавый". Умнейший и деятельнейший царь Павел I выставлен как идиот с кличкой "палкин". Спрашивается, полезен ли такой суррогат, и можно ли его называть историей Отечества?
89. В.М. : 87. Артур
2011-12-08 в 16:02

Увы, дорогой Артур, всем нам свойственно мелкое тщеславие: вот мол, и я не лыком шит, то же пишем-с :(
88. Слава Тамбовский : ВМ: "В 31 командовал не Сталин..."
2011-12-08 в 15:58

Ответ, с сайта ХХС, http://www.xxc.ru/destruct/:

2 июня 1931 года на заседании, проходившем в кабинете Молотова, окончательно решилась судьба Храма - по личному распоряжению И.В. Сталина Храм Христа Спасителя был предназначен к сносу для строительства на его месте "главного здания страны" - Дворца Советов.

87. Артур : Ответ на 64., Ева:
2011-12-08 в 15:41

Сама не могу уловить,чем так не угодил автор главному редактору.



Элементарно, Наташа. Видимо, ув. А.Г.Раков говорит в адрес автора всё то, что он хотел бы высказать в адрес самого А.Д.Степанова как главного редактора РНЛ, но стесняется...

Печально, что ветка в момент превратилась в афишу с саморекламой: для кого с рассказами о своем героическом труде на заводе, для кого - об их литературных и издательских подвигах...
86. Александр Раков : В.Н., историку №2 после Тимофеева
2011-12-08 в 15:41

Ну, во-первых, не Исаакович, а Исаевич; во-вторых, должен с вами согласиться, что Исаевичей и Исааковичей, куда ни плюнь, хоть пруд пруди. Не нравится мне ещё, что его сыновья (нерусской внешности) блаженствуют не на Родине, если Россия для них что-то значит), а в США, и устроились прекрасно. Тут я с вами солидарен на все 100%.
К слову, мои предки - вологодские крестьяне, дед с бабушкой - крестьянские учителя, а я, сын Победы, родился в 1947 году в Австрии, в Вене, где до 1955-го года стояла - это мало кому известно - Советская Оккупационная Армия. Отец закончил войну майором, а службу - полковником. По университетской специальности он был филологом - закончил немецкое отделение. Вот я и пошёл по его стопам. А.Р.
85. В.М. : 81. Александр Раков
2011-12-08 в 14:02

У нас разные профессии, ув. А.Р. По иронии судьбы, я закончил тот же факультет, что и обожаемый Вами Александр Исаакович. Знаете, в советское время Исааковичей там обучалось не менее 60% каждый год...
Хотя скромный опыт на вашей ниве у меня имеется:
http://www.gumer.inf...showthread.php?t=559
Там же и статистика.
84. Алексий : 46. Владимир Анатольевич : Ответ на 44., Алексий:
2011-12-08 в 13:42

Это было чисто церковное начинание, так что Ваша реплика мимо цели, простите.
83. В.М. : 80. Александр Раков
2011-12-08 в 13:40

Ув. А.Р., Вы стали изъясняться прям как Шахматов:). С кем поведешься...

В.М. - мои инициалы, христианское имя - Валерий, никогда его не скрывал.
По поводу правописания к Вам претензий никаких не высказывал, в моем посте - только огорчение, что бьете своих, а чужие радуются.
Вижу, что не ровно дышите к Исаакиевичу как филолог, но здесь не филологический диспут. Как многие из выкрестов, он изо всех сил старался стать русским, но получилось как всегда, по русской пословице...
Страницы:   1 | 2 | 3 

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме