Мутанты вокруг нас
Есть еще один очень интересный аспект современной трансгуманистической глобальной политики - это детская массовая культура.
«Детское сознание уникально благодаря ничем не ограниченному воображению, восприимчивости к новому, внимательности к мелочам, - говорится на сайте форсайт-проекта «Детство-2030», раздел «Обсуждения/культура и творчество». - Уже сегодня, да и в обозримом будущем исследователи предрекают востребованность именно этого в людях. Выявление, развитие творческих способностей, знакомство детей с культурой и искусством важны не только для становления личности ребенка, но и для самой культуры в плане ее обогащения и развития.
Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. Мозг ребенка особенно интенсивно формируется в первые годы жизни. Этот период - время наивысшей чувствительности и пластичности к внешним условиям, время наивысших и самых широчайших возможностей для развития. Это самый благоприятный период для начала развития всего многообразия человеческих способностей. При этом необходимо понимать, что у ребенка начинают развиваться только те способности, для развития которых имеются стимулы и условия. Чем благоприятнее условия, чем ближе они к оптимальным, тем успешнее начинается развитие.
В раннем возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо» (http://2010-2030.ru).
А это - цитата из речи эксперта форсайт-проекта «Детство-2030», одного из авторов мультсериала «Смешарики» Анатолия Прохорова на вручении ему Государственной премии Российской Федерации за выдающиеся достижения в области литературы и искусства 12 июня 2009 года в Кремле:«Детство сегодня - это колоссальный инновационный ресурс развитых стран. Эксперты считают, что инвестиции в детство на долгосрочной основе сильно окупаются для общества. И действительно, мы считаем, что детство должно стать одним из приоритетных направлений инвестирования вместе с биотехнологиями, вместе с нанотехнологиями. Ведь именно человеческий потенциал, именно качественные характеристики нации, именно готовность нового поколения отвечать на вызовы будущего - это то фундаментальное, что сохранит и сделает Россию одним из лидеров мира» (http://www.moe-pokolenie.ru/411/).
К слову, термин «инновация» происходит от латинского novatio, что означает «обновление» (или «изменение») и приставки in, которая переводится с латинского как «в направлении», если переводить дословно, Innovatio - «в направлении изменений».
Инновация - это результат инвестирования в разработку и получение нового знания, ранее не применявшейся идеи по обновлению сфер жизни людей (технологии; изделия; организационные формы существования социума, такие как образование, управление, организация труда, обслуживание, наука, информатизация и т.д.) и последующий процесс внедрения (производства) этого, с фиксированным получением дополнительной ценности (прибыль, опережение, лидерство, приоритет, коренное улучшение, качественное превосходство, креативность, прогресс)» (http://ru.wikipedia.org/wiki).
В уже упоминавшемся разделе «Участие детей в организации жизни» авторы форсайт-проекта, или Программы «Детство», как они ее называют, отмечают: «Растущее самосознание детей в эпоху быстрых изменений требует того, чтобы профессионалы взрослого мира - дизайнеры, архитекторы, конструкторы вещей и технологий успевали осуществить и спроектировать адекватные современному детскому сознанию игрушки и технологии».Что же сейчас предлагается ребенку? Какие «инновационные» образы владеют юными умами?
Мы, взрослые, с детства усвоили, что, к примеру, мультики обязательно должны быть добрыми и поучительными, что журналы-комиксы (типа «Веселых картинок», «Мурзилки» и т.д.) и детские игрушки не только развлекают, но и развивают мышление ребенка, что в детских энциклопедиях, настольных и других играх по определению не может быть ничего недозволенного. Так и было - до какого-то времени. Собственно, так происходит и сейчас, вот только критерии добра и зла здесь несколько видоизменились, как и сами игры, мультфильмы, журналы, игрушки.
В настоящее время самыми любимыми мультфильмами в нашей стране являются все же не «Смешарики», хотя они - часть культурно-образовательного проекта «Мир без насилия», реализуемого в рамках федеральной целевой программы «Формирование установок толерантного сознания и профилактики экстремизма в российском обществе», причем производство анимационного сериала осуществляется при поддержке Министерства культуры Российской Федерации, а один из его авторов, как мы помним, - эксперт форсайт-проекта «Детство-2030».
Более популярны среди современных детей и подростков «Человек-паук», «Черепашки ниндзя», «Шрек». На «раскрутку» этих персонажей в России уже затрачены миллионы долларов, и конца тому не видно. Благодаря навязчивой рекламе их можно встретить везде, начиная с обертки жвачки и кончая обложкой школьных тетрадей. Причем идет реклама не только самих человека-паука, черепашек и Шрека - образцом для подражания становятся их образ мыслей, а также друзья и враги, окружающие героев.
Чтобы нас не заподозрили в необъективности и «трансгуманомании», давайте еще раз вспомним определение трансчеловека:
«Трансчеловек - переходное звено в эволюционном процессе от человека к постчеловеку. Человек, модифицированный технологически с целью усиления старых способностей и обретения новых. Изменения тела влекут за собой изменения сознания. Психология трансчеловека может значительно отличаться от современной человеческой. Возможно формирование иных ценностей, другого поведения - как индивидуального, так и общественного» (http://t-human.com/wiki).
С помощью чего человек модифицируется? Молекулярных нанотехнологий, биотехнологий, генной инженерии и т.д. А как по-другому он тогда называется? Правильно: монстр, мутант, существо, киборг, андроид... Узнаёте? Да, это всё они, герои популярных детских комиксов и мультсериалов «Человек-паук», «Черепашки ниндзя». «Шрек» тоже выполняет свою задачу по формированию «нового детского мышления», но в данный момент он нас не интересует. Наиболее характерными «трансгуманистическими» чертами обладают именно герои комиксов компании Marvel Comics и «великолепная четверка» антропоморфных черепах-мутантов вкупе со своим «учителем»-крысой, созданные двумя американскими художниками Кевином Истмэном и Питером Лэрдом еще в 1984-м году.
Издатели и художники Marvel Comics специализируются на популяризации разного рода монстров, начиная с 1939-го года, когда ими впервые был выпущен комикс, в котором действовали супергерой-андроид Человек Факел и его враг - мутант Нэмор Подводник (http://ru.wikipedia.org/wiki/Marvel_Comics).
Перечислять всех героев «Вселенной Marvel», думается, нет нужды, да это и не входит в нашу задачу. Суть не в этом. Замысел этих историй состоит не только в том, чтобы показать битвы монстроидальных героев, олицетворяющих «добро» с такими же монстрами, но играющими роли злодеев. Главное - популяризация существ, не являющихся людьми как таковыми, внедрение в детское сознание представлений о том, что мутанты, киборги, андроиды - это нормально, подсознательного желания быть такими же, как они - суперсильными, суперсмелыми, бессмертными, обладающими массой НЕ-человеческих качеств.
Наряду с этим, к примеру, в тех же «Черепашках ниндзя» - мультсериале 2003 года, исподволь не только пропагандируются нанотехнологии, возможность 100-процентной роботизации (доктор Стокман), создание мутантов с помощью генных модификаций (Шредером, Бишопом и другими злодеями), но и навязываются некоторые стереотипы поведения. Например, весьма характерен образ Караи, приемной дочери Шредера. Молодая девушка, по силе и ловкости не уступающая своему отцу и учителю, напрочь лишена каких бы то ни было признаков женственности. Мало того, во многих сериях в схватках она неизменно получает удар в живот, или лоно, что само по себе достаточно символично: бесполость, как мы помним, - один из признаков трансчеловека.
Суровые мускулистые героини с автоматом, копьем или базукой наперевес стали излюбленными персонажами комиксов, сотовых и компьютерных игр. Их неуемная агрессивность и сила, во многом превосходящие агрессивность и силу героев-мужчин, также формируют у детей и подростков подсознательно-негативное отношение к женщине. Причем этих особей женского рода никоим образом нельзя даже заподозрить в возможности быть матерью, хотя некоторые из них - особенно в комиксах Marvel Comics, - не только изображаются со всеми «атрибутами» женщины, но и вступают в определенные отношения с мужчинами (таковы, к примеру, Черная Кошка, она же Фелиция Харди, вид: человек, усиленный биохимической формулой; Женщина-Халк, она же Дженнифер Уолтерс, вид: человек\гамма-мутант; Невидимая Леди, она же Сьюзан Шторм-Ричардс, вид: человек/мутант и другие).
(http://ru.wikipedia.org/wiki/Marvel_Comics)
Любопытно, что мрачная агрессия и смещение понятий добра и зла свойственны всем без исключения персонажам, обладающим «инновационными» качествами. Впрочем, более предметный разговор об этом будет позже.
«Что посеешь, то и пожнешь»
Мы позволим себе утверждать, что большинство взрослого населения земного шара, не зараженное исследовательским энтузиазмом ученых, которые в пылу познания готовы, как мы видим, зайти очень далеко, навряд ли согласится с ролью трансгуманистической «распределенной индивидуальности» - даже в обмен на бессмертие. Думается, это прекрасно понимают и сторонники ТГ. Поэтому, вместо того, чтобы убеждать «широкие массы» носителей старых морально-этических «предрассудков» в благотворном влиянии на тело и сознание человека различных инноваций, им гораздо проще воспитать новых адептов из представителей молодого поколения и, особенно, из тех, кому сейчас от пяти лет и выше. При этом трансгуманисты действуют в строгом соответствии с известной поговоркой «что посеешь - то и пожнешь». «Семена» нового «инновационного» мышления сеются везде: в мультипликационных и игровых фильмах, детских программах, в комиксах, компьютерных играх. Даже в школьную программу предлагается ввести урок, посвященный все той же проблеме клонирования (http://www.deliberating.org/Lessons_RUS_Cloning.pdf).
На сайте «Вечный разум» еще в 2006-м году небезызвестный футуролог Данила Медведев, один из создателей Российского Трансгуманистического движения, председатель Совета директоров российской криокомпании «КриоРус», постоянно эпатирующий публику своими «нечеловеческими» заявлениями, опубликовал Второй выпуск любопытных ссылок на трансгуманизм в Сети, который включал в себя первым пунктом такую ссылку:
«О будущем для молодежи - трансгуманизм и загрузка для самых маленьких.
Сайт Острова знаний (http://shepilo.ru, http://treeofknowledge.narod.ru) - просветительский ресурс, ориентированный на детей и подростков. Он содержит информацию об устройстве мира, философских и научных вопросах, стремясь помочь молодым читателям сформировать правильное мировоззрение.
На главной странице написано, что этот сайт:
«для девчонок и пацанов, которые любят реальность и хотят
· иметь доступ ко всем тайнам;
· изменить мир так, чтобы жить вечно;
· получать от природы и друг от друга только желаемое;
· делать все что хочется.
Взрослые скажут, что так нельзя, не бывает. Не слушай их. Вселенная наша, будущее за нами. Хочешь знать все о мире, в котором родился, о прошлом, настоящем и будущем природы и человека, о том, что нам предстоит сделать? Ищи в океане информации на островах знаний, размещенных на http://shepilo.ru».
Трансгуманизм - это идеология 21-го века. Молодежь, наиболее устойчивая к шоку будущего, - наша самая восприимчивая аудитория. Давайте всегда помнить об этом».
Но все дети разные, и нет полной уверенности в том, что «всходы» трансгуманистических «семян» везде взойдут одинаково дружно. Поэтому в силу вступает давно и хорошо зарекомендовавший себя метод селекции: эксперимент по созданию «отборных» трансхьюманов, которые в будущем и станут во главе строителей техногенного «рая», легче всего проводить на «опытных делянках». Что является такими «делянками»? Прежде всего, различные детские и молодежные инновационные программы, фонды, типа Благотворительного фонда поддержки молодежных инициатив «Мое поколение», на сайте которого и размещены материалы форсайт-проекта «Детство-2030».
В Новосибирске с марта 2007 года Некоммерческим партнерством «Сибирское методологическое агентство развития территорий - Концепт» по заказу управления по делам молодежи Новосибирской области реализуется программа «Территория развития». На ее сайте, в частности, сказано:
«Территория детства - задача молодых!
Общественные институты, определяющие отношение общества к детям и формирующие среду «детства», имеют огромное влияние на развитие человеческого потенциала страны и региона, определяют «стартовый» уровень человеческого капитала каждого из нас. Задача формирования института «детства», адекватного реалиям современной России, должна стать одной из ключевых для молодого поколения» (http://www.novoterra.ru/).
В 2007-2008 годах в 12 регионах России Международным форумом лидеров бизнеса (IBLF), объединением предпринимателей «Деловая Россия» и Центром развития некоммерческих организаций при финансовой поддержке Европейского Союза реализовывался проект «БУДУЩЕЕ - В ТВОИХ РУКАХ! Партнерство бизнеса и некоммерческих организаций (НКО) для вовлечения молодежи в социально-экономическую жизнь». Пилотная стадия проекта проходила в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, в течение июня 2008 - апреля 2009 гг. в рамках проекта опыт распространялся в 10 регионах страны.
Заметим, акцентирование внимания на будущем, на инновациях - главный признак продвижения трансгуманистических проектов.
14 декабря 2010 года корреспондент Софья Шулепова на сайте «Большой Новосибирск» опубликовала заметку с броским заголовком «Дети помогают взрослым внедрять инновации», где говорится о том, что «Развитие наукоемкого производства в Новосибирске невозможно без создания системы профессиональных кадров для всех этапов процесса внедрения инноваций. Поэтому 17 октября 2008 года мэр нашего города Владимир Городецкий подписал распоряжение о создании муниципального автономного учреждения «Городской центр проектного творчества». Его цель - подготовка креативной молодежи для обеспечения всех этапов цикла «исследование - разработка - производство». Одно из приоритетных направлений центра - «Ранняя подготовка инновационных кадров», которая входит в городскую программу «Развитие наукоемкого производства и инноваций в промышленности до 2020 года». Ее участники - дети разных школ города в возрасте 9-15 лет, которым предлагается решать серьезные проблемы. Заказчиками на разработки детских проектных идей выступают структуры мэрии, предприниматели, управленцы, экономисты, маркетологи, ТОСы и др.».На сайте Астраханского государственного технического университета помещена информация о приеме работ на X Международный конкурс компьютерных работ для детей, юношества и студенческой молодежи «Цифровой ветер-2011» (DigitalWind). Турнир проводится Саратовским государственным техническим университетом при поддержке Министерства образования и науки РФ и компании AptechWideWorld. Соорганизатор конкурса и организатор региональных туров -компания Softline. В конкурсе принимают участие школьники и студенты РФ, стран ближнего и дальнего зарубежья. Возраст участников - от 7 лет до 21 года.
Задачами конкурса «Цифровой ветер» являются развитие творческого потенциала в области ИТ, приобретение участниками навыков работы с интернет-технологиями, компьютерной графикой и анимацией. В рамках конкурса проводятся мастер-классы ведущих специалистов в области современных информационных технологий (http://astu.org/Pages/Show/884-Kaspiiskii-innovacionnii-forum).
Опять же предупреждая обвинения в том, что авторам чудится опасность там, где ее нет, и не все компьютерные конкурсы и инновационные программы воспитывают детей и молодежь как будущих трансхьюманов, отметим, что, конечно же, страшны не инновации сами по себе, страшна идеология, которая, беря на вооружение достижения в области высоких технологий, насаждает среди молодого поколения нечеловеческие ценности, противные всей предшествующей истории развития нашей цивилизации.
В связи с этим очень характерно интервью ведущего программы «Будущее где-то там» радио Финам.fm Александра Неклессы с Сергеем Поповым, президентом Международной методологической ассоциации, вице-президентом благотворительного фонда поддержки молодежных инициатив «Мое поколение» «Поколение 2030: вызовы российскому обществу», опубликованное 20 декабря 2010 года на сайте форсайт-проекта «Детство-2030». Оно сто́ит того, чтобы привести его здесь с некоторыми купюрами.
«НЕКЛЕССА: Я так понимаю, Сергей, что поколение 2030 - это практически только что рожденные детишки.
ПОПОВ: Ну да, те, кому сейчас 5, 6, 8.
НЕКЛЕССА: И через 20 лет они станут... Вот кем же они станут?.. Новое поколение, кто они? Как вы с ними собираетесь... Слово «работать», наверное, не самое удачное, «выращивать», может быть, уже лучше. Вообще, производить новизну.
Как вы видите будущее? И как вы вырастите эти нежные детские организмы к этому будущему?
ПОПОВ: Выращу не только я, а все общество в целом, поскольку...
Основная, как мне кажется, проблема здесь, именно проблема, а не такое светлое будущее, она состоит в том, что, и, опять же, название «Вызов российскому обществу», она состоит в том, что общество и взрослые не успевают за детьми и могут их сильно затормозить. Собственно, это и происходит...
НЕКЛЕССА: Разве это не универсальная ситуация? Мне кажется, дети попадают всегда в ситуацию, когда от них требуют, от них хотят, чтобы они шли по стопам родителей.
ПОПОВ: Конечно.
НЕКЛЕССА: А это же новизна, новые люди, новое поколение. И вот у них всегда эта развилка: идти след в след или протоптать какую-то свою новую тропинку, новую дорожку.
ПОПОВ: Вы знаете, я думаю, нынешняя ситуация конца ХХ - начала XXI века, главное ее отличие состоит в том, что скорость изменений в обществе такова в мире, что на протяжении одного поколения мы практически проходим одну или две технические революции.
Но есть более уникальные революции. И мы с вами, например, прошли несколько социальных укладов. Мы жили при Советском Союзе, теперь мы живем при капитализме, и лет через 10-15 мы будем жить совсем в другом строе. И, собственно, проблема состоит в том, что дети теперь сразу попадают в новое будущее и, в общем, они не будут похожи на нас. Это создает очень сложный конфликт, и уже сейчас социологи и все отмечают, что вся линейка возраста, к которой мы привыкли, она ломается. Появляются новые возрасты, появляются совершенно новая ситуация.
НЕКЛЕССА: Что такое «новые возрасты появляются»?
ПОПОВ: Дело в том, что было время, когда было младенчество, потом сразу появлялись подростки, а потом уже взрослые люди. Детство появилось не так давно, оно появилось с появлением школы, когда возник разрыв между младенчеством, где воспитывали детей, и уже трудовой деятельностью.
НЕКЛЕССА: А сейчас вечные юноши!
ПОПОВ: Да. Знаете, есть такая проблема на Западе, называется «кидалты», то есть люди, которые до 30 лет живут в семье, не женятся, не работают, а все учатся и учатся. То есть, они еще в 30 лет... Но есть и прямо обратная тенденция. Если вы знаете, например, в Соединенных Штатах насчитываются тысячи фирм, учредители которых выступают 14-летние дети. А это, между прочим, и есть новый возраст, и зафиксированный...
НЕКЛЕССА: То есть не просто детство, юность, отрочество передвигаются по шкале вперед, вот то, что вы говорили, до 30 лет, а происходит и обратный процесс. То есть, взрослость опрокидывается на детишек, которые только с горшка встали, прошу прощения.
ПОПОВ: Да, да. И это все очень сильно меняет. И самая большая проблема - это как раз взрослые. Поэтому, когда я формулировал тему, то вот и это выступление, у меня есть доклад по этому поводу, оно и состоит в том, что, справится ли наше общество с тем, чтобы наше следующее поколение было конкурентно в мире, было жизнеспособным, радостным и на острие.
НЕКЛЕССА: Я вас слышу. Потому что проблему действительно я вижу сразу как очень сложную. Потому что если такие молодые деятельные существа, а раз деятельные, успешные деятели, значит, с чувством собственного достоинства, с каким-то уже внутренним стратегическим целеполаганием, и они попадают... Ну, скажем, дети - сразу ассоциация с образовательной системой, дисциплинарной. Конфликт неизбежен.
ПОПОВ: Он уже есть. Так вот, возникает довольно сильный разрыв. И по нашим исследованиям, где-то в 11-14 лет большинство детей реально уходят из семьи и школы. И если они не уходят, то с ними возникает проблема, они становятся вот этими кидалтами. Что значит «уходят»? Это означает, что они перестают вообще общаться с родителями по важным вопросам, они в сообществах, они в новых технологиях, они на будущее. А родители, как мы знаем, это уже отстой.
<...> наша схема восприятия детей, она строится как? Есть семья, есть школа и есть улица. Это с советских времен.
НЕКЛЕССА: Двор.
ПОПОВ: Да, двор тогда был, а сейчас уже, между прочим, не двор - сейчас Интернет и всякого рода другие вещи. Так вот, просто исследования, в том числе и в нашей стране, они показывают следующую вещь: 70% того, чему дети учатся, они учатся не в школе и не в семье.
НЕКЛЕССА: На улице.
ПОПОВ: В Интернете, в кино, реклама. Сейчас огромное количество вещей, которые...
НЕКЛЕССА: То есть такая расширительная улица в кавычках.
ПОПОВ: Да, представьте себе. А мы как бы загоняем это в школы.
НЕКЛЕССА: Ну, может быть, они снисходительно смотрят на нас в этом смысле? Может быть, они и на школу смотрят снисходительно и несколько потребительски. Ну, действительно, читать-писать необходимо...
ПОПОВ: Кто вам сказал?
НЕКЛЕССА: Читать-писать?
ПОПОВ: Да.
НЕКЛЕССА: Ну, а как в Интернете они смогут общаться?
ПОПОВ: А вы знаете, как они общаются?
НЕКЛЕССА: Через «Скайп» жестами?
ПОПОВ: В том числе и говорят. Между прочим, как раз про будущее. Эти технологии бешено развиваются, и я вас уверяю, буквально через 3-5 лет школьники будут воспринимать необходимость писать точно так же, как я, например, воспринимал, когда нас в институте учили чертить карандашами.
НЕКЛЕССА: Мне кажется, что проникновение визуальной культуры, образов, вот этот вот новый книжный формат, когда в виде... Вот читаешь «Войну и мир», а там гиперссылка, нажимаешь на нее и видишь этот эпизод то ли в исполнении режиссера Бондарчука, фильма «Война и мир», то ли еще каким-то, то ли рисунки... То есть, человек действительно получает не просто вербальное какое-то... Ну, даже не образование, а просто образную среду, систему. Он сразу видит различные проекции, видит визуально. Действительно визуальная среда становится все более и более активной.
ПОПОВ: Я бы сказал более жестко. Вы совершенно правы, дело в том, что мы сейчас живем в конце письменной эпохи, тексты перестали быть, и дальше будут все меньше, основным способом передачи информации.
НЕКЛЕССА: Сергей, а вот в этой сложно и интересной ситуации как же вы занимаетесь поддержкой молодежных инициатив? Как же вы поддерживаете этих детей, что вы привносите? Я знаю, что у вас ряд проектов помимо этой декларации: форсайт-проект «Детство», «Российский дом будущего». Что это? Ну, не в виде таких ярлыков, а по содержанию. Что вы видите как основную методологию действа в этой детской среде неопределенности?
ПОПОВ: Парадокс заключается в том, что дети уже живут, и они уже существуют... Основная проблема - работа с взрослыми... То есть это устранение основного барьера. И, действительно, есть очень жесткий внутренний конфликт в семье, в школе, и устранение этого конфликта - это одна из основных проблем.
Один, собственно, из проектов, который вызвал бурную дискуссию, которая продолжается второй год, идет очень сильное противостояние различных групп и в Интернете, и на уровне государственном - это вопрос о том, что мы сделали форсайт-проект «Детство», где показана следующая вещь, что если мы не предпримем ряда радикальных действий, то мы реально вот это поколение 2030, 2040, и так далее, мы его затормозим. И вот сейчас я скажу один такой маленький пример...
Если бы такие проекты, форсайт-проекты с анализом следующих шагов, сценариями того, что возможно было бы, то, например, не было бы дурацкой с моей точки зрения программы, когда в школы поставили компьютеры, уже заведомо устаревшие, поставили их во все школы, провели стекловолокно, и после этого начали переводить журналы школьные с оценками в Интернет-вид. Вот это то, что уже отстало на несколько поколений.
Между прочим, весь мир движется в совершенно другом направлении - это так называемый 100-долларовый компьютер. Практически все страны, особенно развивающиеся и африканские, на этом зациклены, и уже есть две модели, и детишки прямо вместо портфеля носят 100-долларовый компьютер с ручкой. Что значит 100-долларовый? Доступен практически всем, и Wi-Fi везде.
Мы сделали проект «Новая школа», в которой де-факто школы нет, а есть такие образовательные территории и среды. И когда мы в ряде дискуссий с ведущими экспертами нашей страны... Значит, первая и жесткая реакция - как же так без школы? Понимаете, все люди выросли в этой схеме, все люди выросли в школе, и представить, что дети могут вырасти вне школы, в других образованиях, они просто не могут.
НЕКЛЕССА: Подождите, я просто хочу прояснить для себя и для слушателей. Ваша позиция - вне школьной формы вместо школы или вне школьной формы параллельно со школой?
ПОПОВ: Честно говоря, я бы сделал без школы. Но я понимаю, что это...
НЕКЛЕССА: Широк русский человек!
ПОПОВ: Нет-нет, вы, кстати, зря. Опять же, мы в старом находимся. Вы знаете, что, например, в Соединенных Штатах более 10 миллионов человек образовали ассоциацию, называется она «Общество без школы», и дети у них ни разу не ходят в школу до университета. Между прочим, социология показывает, что если у них на первом курсе есть определенные сложности, то после они гораздо более успешны.
НЕКЛЕССА: Да, я это слышу. Но одновременно я вспоминаю... Наверное, нам обоим знакомый Владимир Африканович Никитин рассказывал... Ну, я не знаю, байка или на самом деле. Он рассказывал, что есть такой колледж святого Якова в Соединенных Штатах, где образование ведется, ну, не просто в такой жесткой гимназической манере, а преподавание ведется... Правда, это высшая школа, сразу оговорюсь. Преподавание ведется на тех языках, на которых созданы основные произведения. То есть греческую литературу они по-гречески читают, латинскую - по-латыни, немецких философов - на немецком языке.
А самое главное, что воспроизведена не просто старая, как вы ее называете, система, не просто гимназическая система, ремесленное училище и так далее, а они воспроизводят университетскую систему образования, основанную на тривиуме и квадриуме. То есть попытка создать человека, который... Собственно, чем он владеет? Он владеет искусством рассуждения, он владеет искусством мышления.
А дальше, опять-таки, продолжение этой истории... На совести Владимира Африкановича ее достоверность. Но я услышал вполне, знаете как, типологию, как определенный архетип. А дальше с третьего курса они все расписаны ведущими корпорациями. Хотя какой-то конкретной компетенции в привычном нашем понимании они не имеют.
ПОПОВ: Вот вы сказали ключевое слово. Вы знаете... Опять же, чтобы между нами было радикальное более-менее различие. Дело в том, что да, эти школы и эти институты построены для индустриального общества, для больших корпораций. Школы и нынешние университеты не предназначены для того, чтобы делать, как говорит наш президент, свободных творческих людей, которые сами создают корпорации и фирмы. Эти все конструкции сделаны для людей, которые будут работать в определенных структурах. Собственно, школа и вуз есть копия корпорации, только в учебном виде. Там есть дисциплина, время, задания...
НЕКЛЕССА: Ну и директора, совет директоров.
ПОПОВ: А кто вам сказал, что будущее - это корпоративное общество или дисциплинарное?
НЕКЛЕССА: А кто вам сказал, что корпорация, она только экономическая корпорация? Мне вспоминается... Вот я про средневековый университет вспомнил. Я вспомнил средневековые корпорации. Это просто сообщества людей. Я вспоминаю такую корпорацию как... Знаете как, Болонский процесс. За этим стоит понятие Болонского университета, древнейшего в Европе, ну одного из древнейших, еще были византийские. Так вот, там ректором мог быть только студент, преподаватель не мог быть, магистр не мог быть ректором. Модель, где и самоорганизация присутствовала, и определенная... Знаете как, я скажу так: дисциплинарное, дисциплинирующее знание. Но оно использовалось как инструмент, и этим инструментом действительно можно одновременно... То есть мне ближе модель, где можно полифонично играть или, по крайней мере, на правой и на левой руке. Потому что я слышу, я понимаю, что тогда...
ПОПОВ: Давайте мы все-таки зафиксируем наш спор. Да, вы абсолютно правы, классика жанра образования состоит в передаче знаний. Но здесь есть парадокс. Если знания меняются каждые 5-6 лет, причем базовым образом, и дальше этот процесс ускоряется, если люди, за время своей рабочей жизни 5-6 раз меняют профессию реально... Найдите мне людей, которые до сих пор работают по той специальности, по которой они учились.
Смотрите, возникает совершенно другая проблема. Я не против и классики, естественно, но возникает совершенно другая проблема: кто и как будет давать правила и умения ориентироваться в этом меняющемся мире и избавляться от знаний? Вот это главная проблема.
Да, избавляться от профессионального кретинизма, который распространен, избавлять от опыта старых корпораций.
НЕКЛЕССА: Ну что ж, согласен. Мне вспоминается, знаете как, индийская триада - Брахма, Вишну, Шива. Шива - разрушитель миров, который все время разрушает устаревшее, дряхлое для того, чтобы новое и свежее имело простор. Ну, собственно, эту модель мы и проговаривали, когда говорили об этом юном поколении, на пути которого стоит старое поколение и гипнотизирует своим жизненным опытом и своими кодами поведения.
Но, знаете, что я одновременно слышу, вижу и, может быть, предполагаю? В конце концов, действительно, правая и левая рука, которая у нас возникла в разговоре, в ней есть определенная разумность. Вы говорите, что знание все время меняется, знание устаревает. Согласен. Но знание, которое меняется и устаревает, сменяется знанием новым, которое нужно усваивать при помощи определенных инструментов. Мы вскользь упомянули умение читать, умение писать и другие умения. В конце концов, когда рассказывали про этот баснословный колледж святого Якова, то там тоже языки... Университетское образование для того, чтобы уметь рассуждать.
ПОПОВ: Так вот, если возвращаться к нашей ситуации, к нашим проектам. Дело в том, что проблема и вызов состоит в том... Я уже упомянул, с моей точки зрения, современная школа и образование проиграли информационную революцию, школа не обучает тому, что сейчас является основной грамотностью - компьютерная и вся остальная.
Второй вызов состоит в следующем. Если вы заметили, то большинство технологических устройств сейчас делается уже не под систему образования, все они учат людей сами. Если вы обратите внимание, то обнаружите, что мало кто, покупая компьютер, смотрит инструкцию. Начинают с ним работать, и все получается. Эта когнитивная революция приведет к тому, что не надо будет учиться технике, не надо будет учить профессиям. Сама структура этой среды будет сделана так, что разумный человек, попадая туда, будет ее быстро осваивать.
Где появится вот эта структура, в которой люди будут, ну, вашим выражением, учиться жить, например, в визуальном мире с минимальными текстами, с прямым общением в различного рода сообществах? Ответ: не в школе и не в семье. Следовательно, должна быть третья сфера и она должна быть организована. Сейчас дети туда попадают без нас, без взрослых, и живут там. И вот эта идея с форсайт-проектами и другими вещами, она, собственно, состоит в том, чтобы показать, где границы, грубо говоря, и каким образом должны взаимодействовать вот эти новые дети с взрослыми, и чтобы взрослые их не убивали.
Потому что, что произойдет, если взрослые останутся в консервативном состоянии? У одних детей они вызовут альтернативизм, агрессию, и они уйдут. Другие станут карьеристами, то есть скажут: «Ну его на фиг, я буду как все остальные». Третьи просто превратятся в маргиналов, поскольку они не смогут это освоить. И основная наша проблема состоит в том, что... Вот этот результат форсайт-проекта, что если мы вот так будем продолжать все делать со школами, думать, что школа и семья все расставят, просто возникнет когнитивный разрыв.
НЕКЛЕССА: То есть я услышал оценку негативных аспектов и... Как бы хочется сказать просто большое «и». И что вы предлагаете?
ПОПОВ: Несколько вещей. Первое - начинать работать с родителями и взрослыми, их надо учить обращаться с новым поколением. Есть совершенно элементарная вещь - для того, чтобы получить права на автомобиль, нужно научиться с ним обращаться. Скажите, пожалуйста, где нас учат обращаться с новыми детьми?
НЕКЛЕССА: Нас будут учить те же самые учителя, которые...
ПОПОВ: Нет, нет. И вот тема, и программа, и проект «Компетентное родительство» - одна из таких вот начинает развиваться... Причем туда входят не только родители, но все, кто сталкивается с детьми. Вы понимаете, что у нас водители троллейбусов и милиционеры не умеют обращаться с детьми.
НЕКЛЕССА: Да у нас и учителя не умеют, зачастую. Хотя разные есть учителя. Я бы тут заметил еще одну тенденцию. Ведь сейчас тенденция, чтобы знания привносили и детям, и юношам, и взрослым не преподаватели. Ведь какая получается ситуация? Транслятор знания, преподаватель традиционный, он некоторым образом является сам учеником. Он же ведь не занимается этой деятельностью, он транслирует результаты той или иной деятельности. То есть он объективно усваивает вчерашние знания, коль скоро перемены идут таким быстрым темпом. Соответственно, то, что он транслирует детям, оказывается позавчерашним знанием. И рецептура из этого - приход в образовательные системы непосредственно работающих специалистов.
ПОПОВ: Я бы сказал по-другому. Радикальный ход и сценарий, который возможен и выводит из этого тупика, он состоит совершенно в другом. Он состоит в том, что работающие структуры, те же самые корпорации, они начинают вовлекать детей и на своих площадках делают экспериментальные проекты разновозрастные.
НЕКЛЕССА: Вы имеете в виду, наверное, «Apple», да?
ПОПОВ: В том числе.
Основная проблема подростков знаете какая? Взрослые. Они не умеют с ними разговаривать, ни дети, ни взрослые друг друга не понимают.
Скажите, пожалуйста, где в наших школах или где программы, которые учат вот этой социализации?
Дело в том, что в традиционном обществе, из которого мы вышли, этой проблемы не было за счет того, что дети копировали взрослых, и они понимали, как себя вести. Вот в этой ситуации разрыва, которая сейчас увеличивается, это должно быть техникой образования.
Люди должны технически научаться, так же, как они работают с техникой, так же они должны работать с социальными структурами.
НЕКЛЕССА: То есть проблема с родителями, проблема с учителями, поскольку учителя не специалисты, ну, в том смысле, что они не непосредственные специалисты, они специалисты как учителя. И проблема социализации, упрощение и в то же время новые навыки, нахождение золотой пропорции. В общем, я так понимаю, что вызовов перед современными маленькими людьми много, а перед большими...
ПОПОВ: А перед большими еще больше. Они же могут угробить это поколение...
Полностью текст интервью можно прочитать на сайте http://finam.fm/archive-view/3461/.
(Продолжение следует)