О духовном состоянии современных христиан и задачах православной прессы

Выступление на круглом столе Клуба православных журналистов, прошедшем в рамках очередных Рождественских образовательных чтений (31.01.07). Окончание

Начало

Что же представляет собой, в свете этой высшей цели, наша сегодняшняя православная пресса? Я не буду здесь повторять то, что не раз уже говорилось и представляется вполне очевидным, не стану описывать, как самоотверженно и порой в крайне тяжелых условиях трудятся люди в провинции. Скажу о другом, о наболевшем и, как представляется, крайне тревожном. И здесь хотелось бы обратиться к высказыванию одного из коллег - известного публициста Андрея Рогозянского. Недавно на "Русской линии" прошла между нами весьма примечательная дискуссия. В статье, завершившей эту дискуссию, я ответил на все возражения Андрея, после чего все, собственно, и закончилось. (По крайней мере, так обстоит дело к настоящему моменту). Сейчас между нами вполне дружеские отношения, если кого-то это очень интересует. Но там у Андрея промелькнуло одно примечательное высказывание, с которым приходится во многом согласиться. "Вы все время апеллируете к каким-то идеологическим мотивам, - пишет мне А. Рогозянский, имея в виду мою полемику с "либеральным христианством". В действительности же "жизнь куда многозначней; происхождение, генезис исследуемых Вами воззрений на поверку оказываются сложнее и разнообразнее... Как пример, могу предложить иное обоснование расхождений: номенклатурную мотивацию. Почему бы не рассмотреть подробнее данный фактор? Ведь ясно, что все это имеет место быть: номенклатурная жизнь, корпоративный интерес, статусность, определенные привилегии, которые черпаются отсюда. Привязанность к внешней институциональности, круговая порука и пр. Действуют перечисленные вещи в т.ч. и по отношению к религиозным институциям, Церкви в ее внешней организации и управлении. В условиях земной, падшей реальности любая "Система" начинает работать на себя, вопреки идеальным установкам и ценностям, из которых она первоначально выросла. Сегодня, когда общие мирские стандарты либеральны, это приводит к определенному либеральному уклону церковной номенклатуры... Корень проблемы лежит... в тех процессах, которыми жизнь административного аппарата отчуждается от живой соборности верующих, литургического начала, служения и пр., представляя самозаключенную "власть в себе", узурпацию церковности, номенклатурность ради номенклатурности. Только если добраться до настоящих предпосылок и мотиваций, можно всерьез анализировать происходящее. Как, например, получается, что "РАДОНЕЖ" ДЕСЯТЬ ИЛИ ДАЖЕ ТРИ ГОДА НАЗАД ПРЕДСТАВЛЯЛ СОБОЙ ДРУГОЕ ЯВЛЕНИЕ? И как понимать то, что ЕЩЕ ЧУТЬ-ЧУТЬ, И "АССОЦИАЦИИ ПРАВОСЛАВНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ", ПО ОБОИМ ВЕРСИЯМ, НИКИФОРОВА И ЧАПНИНА, ЗАПОЮТ ОБЩИМ ХОРОМ? В силу чего совершается данное смещение акцентов и убеждений? ЭТО первично и важно..." Думается, сам Андрей Рогозянский, может быть, даже до конца и не осознает, несмотря на весь свой природный ум, всю "эпохальность" этого, казалось бы, проходного высказывания.

Здесь я должен сделать некоторые пояснения. Текст доклада готовился для печати уже после выступления на секции. В силу того, что пришлось, как обычно, выступать в нескольких секциях "Рождественских чтений", я к началу заседания "Клуба православных журналистов" ("КПЖ") не успел и выступал уже после перерыва. Так вот, в силу всего этого, когда я цитировал приведенные выше слова Андрея Рогозянского, то еще просто не знал самого главного: "КЛУБ" ("ПО ВЕРСИИ НИКИФОРОВА", ЕСЛИ ПРИНЯТЬ ТЕРМИНОЛОГИЮ КОЛЛЕГИ РОГОЗЯНСКОГО) ИЗБРАЛ СВОИМ ПРЕДСЕДАТЕЛЕМ... - АЛЕКСАНДРА ЩИПКОВА!!! Так что в десятку попал коллега со своей вроде бы проходной репликой!

Кто же такой г-н Щипков? Это, надо признать, человек вполне принципиальный (и в качестве такового, как достойный враг, внушающий определенное уважение), в течение долгих лет последовательно выступающий: а) за воссоздание госоргнана по делам религий (который в советские годы назывался "Совет по делам религий" и был главным инструментом гонений на Церковь) и б) фактически против введения в преподавание в государственной школе "Основ православной культуры", хотя в этом вопросе он не столь безапелляционно откровенен, как в первом. Руководимый Щипковым сайт "Религия и СМИ" ведет достаточно тонкую, я бы сказал, мастерскую борьбу против проекта "ОПК". Самое интересное здесь заключается в том, что Святейший Патриарх и другие представители высшего священноначалия нашей Церкви по обоим вопросам вполне официально занимают прямо противоположную позицию, а люди, которые продавливали избрание г-на Щипкова, ссылались (кулуарно) именно на мнение священноначалия! Как говорит один батюшка: "Византия-с!" Вот вам и "возгревание сакралитета"!

Практически такая же ситуация - и с деятельностью церковно-научного центра "Православная энциклопедия", чей руководитель всегда демонстративно подчеркивает свои особые духовные и деловые отношения со Святейшим Патриархом Алексием. Последнее никак не помешало "Православной энциклопедии" дать положительное заключение на "религиоведческий" учебник "Религии мира", написанный группой авторов под общим руководством человека, которого в православной среде не без оснований именуют "главным атеистом страны" - академика Чубарьяна, да еще и предоставить для этого учебника главу, посвященную православию. Все до откровенности просто: Патриарх решительно (и неоднократно!) заявляет: "Я - за "основы православной культуры", а люди, которые, выражаясь современным языком, позиционируют себя как его главные соработники в просветительской сфере, достаточно недвусмысленно поддерживают конкурирующий образовательный проект! Если предположить, что люди эти, как говорится, идейно убежденные, бескорыстные (а я в это искренне верю), то мотивы их поведения, как бы это помягче сказать, не очень ясны... И ведь этим дело не кончается! После всех вышеозначенных печальных событий г-н Чубарьян получает патриарший орден свят. Макария, митрополита Московского (II степени), "за плодотворную деятельность в качестве члена Научно-церковного совета по изданию "Православной энциклопедии"". После всего этого у меня только один вопрос к "византийскому двору" и "прицерковленным" при нем деятелям: так что же мы все-таки делаем: отстаиваем проект "ОПК" или играем в игры со "светскими" атеистами, более чем далекими от цивилизованной европейской светскости??

Надо ли говорить, что именно на независимом щипковском сайте, никак не связанном ни с какими людьми со Старой площади, осуществляется планомерная и решительная информационная поддержка вышеописанной "византийской" операции по "замыливанию" и нейтрализации проекта "ОПК"! "Пособие "Религии мира" не является альтернативой курсу ОПК". - успокоительно спешит сообщить довольный церковным "конструктивом" академик через посредство "Religare" и руководимого С. Чапниным "Церковного вестника", который, естественно, не преминул взять у него подобострастное интервью. При этом академик сообщил, что "достигнута договоренность с московским Департаментом образования об апробации пособия "Религии мира: история, культура, вероучение" в ряде московских школ, прежде всего гуманитарного профиля". Таким образом, противники идеи "ОПК", стремясь подменить культурологический курс с богословской основой "религиоведческим" (то есть в лучшем случае - безразлично-атеистическим), уже не ведут публичных дискуссий и не подают ни на кого в суд. Они просто действуют - действуют грамотно, хладнокровно, наступательно, используя слабые звенья в "обороне" противника, то есть, попросту говоря, наличие предателей.

Ясно, что щипковско-чапнинская "прицерковленная" журналистика тут как тут, и вот уже "Religare" со ссылкой на "Сова-центр" публикует данные некоего "социологического опроса, проведенного двумя антицерковными маргиналами - С. Мозговым и Бурьяновым, назвавшими себя "Институтом свободы совести", согласно которому большинство учителей и учащихся, естественно, против ОПК и за "чубарьяновский" (то есть атеистический) вариант "религиозного образования". При этом коллеги, естественно, не публикуют результатов других, гораздо более авторитетных, социологических опросов с прямо противоположными результатами!

И вот теперь, после всего этого, именно г-на Щипкова "Клуб православных журналистов" захотел видеть своим председателем, мотивируя это тем, что став им, Александр уж наверняка переменит свои взгляды!! Надо отдать должное Щипкову: он, как и другие противники нашей Церкви и православного просвещения в России, ведет себя гораздо достойнее своих "православных" оппонентов, и на заданный ему вопрос, касательно его позиции по вышеозначенным принципиальным вопросам вполне честно и откровенно ответил, что своей позиции не изменил и менять не собирается.

Я хотел бы воспользоваться случаем и столь же откровенно заявить следующее. У меня и так достаточно всевозможных грехов, и я не хочу добавлять к их числу "соработничество" с Иудой-предателем, играя в двусмысленные и дурно пахнущие игры. Поэтому официально заявляю, что с момента публикации данного материала прошу больше не считать меня членом "Клуба", возглавляемого г-ном Щипковым.

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Владимир Семенко:
Все статьи автора
"Проблемы церковной жизни"
«Мы будем выглядеть фанатиками, если мы запрещаем людям причащаться»
Иерарх Фанара запретил священникам отказывать в Причастии неправославным
06.12.2019
Решение о признании ПЦУ принято в преисподней
Наивно искать примирения с Патриархом Варфоломеем. Разрушителю Православия - только анафема!
06.12.2019
«Неужели Вы не боитесь так смело пойти против Христа?»
Митрополит Одесский и Измаильский Агафангел призвал Патриарха Александрийского Феодора ІІ отозвать свое решение о признании ПЦУ
22.11.2019
Все статьи темы
Последние комментарии
Запрет на ценностное мышление
Новый комментарий от Александр Волков
21.10.2019
Модернистские потуги или обыкновенное невежество?
Новый комментарий от monarhist
05.12.2019
Либерализм как греховная идея
Новый комментарий от Александр Волков
15.11.2019
Александр Щипков: О задачах русского реалистического театра
Новый комментарий от Александр Волков
05.12.2019
Заработала авторизация и форум
Новый комментарий от Разработчик РНЛ
04.12.2019
Кто укажет Родниной её место?
Новый комментарий от Ортодоксос
05.12.2019